До сих пор историки спорят о происхождении и детстве будущего императора и основателя Македонской династии. Они более-менее сходятся на том, что Василий родился в 811 или 812 году где-то возле Адрианополя (ныне Эдирне), но дальше начинаются ожесточённые споры. Впрочем, и эту дату рождения Василия многие историки подвергают сомнению.
Спорят о национальности Василия и о его детстве, так как в источниках никаких достоверных данных о происхождении простого крестьянина, разумеется, нет. Советские учёные склонялись к тому, что Василий происходил из простой армянской семьи, которых было довольно много в окрестностях Адрианополя. Однако никаких достоверных оснований для такой идентификации не существует — не считать же такими армянских летописцев, которые с радостью ухватились за жизнеописание Василия, сделанное опальным патриархом Фотием в попытках вернуть благосклонность императора. Этот труд патриарха является частью источника, который теперь называется “Продолжатель Феофана”.
Впрочем, некоторые историки считают, что биографию Василия I написал император Константин VII, который был внуком основателя Македонской династии. Несмотря на это, я буду продолжать считать автором биографии Василия I патриарха Фотия.
Фотий I (820-896) — патриарх Константинопольский в 858-867 и 877-886 гг.
Константин VII Багрянородный (905-959) — император в 913-920 и 945-959.
Фотий с своём труде создал простому крестьянскому сыну поистине царскую генеалогию. По отцовской линии Фотий проследил предков Василия вплоть до основателя армянской ветви парфянской династии Аршакидов. Да, но вот имени отца императора он почему-то не привёл.
Но это ещё цветочки, так с материнской стороны происхождение Василия возводилось по одной линии к императору Константину Великому, а по другой — к Александру Македонскому. При всём при том, имя матери Василия Фотий тоже не приводит; его мы узнали из других источников — Панкало.
Флавий Валерий Аврелий Константин (272-337) — известен как Константин I или Константин Великий; император с 306 г.
Среди историков большой популярностью пользуется версия о том, что в 813 году болгарский хан Крум захватил Адрианополь и переселил всех жителей за Дунай. Там семья Василия и прожила в трудах много лет, пока не умер отец Василия, который к этому времени дорос до отроческого возраста.
Крум (?-814) — известен как Крум Грозный; хан болгар с 802 г.
Трудно сказать, сколько лет провёл Василий среди болгар, также как и объяснить происхождение полученного им позднее прозвища “Македонянин”. Предполагают, что Василий, покинув дом, некоторое время служил у стратига Македонии; но есть версия о том, что семья Василия проживала в восточной части Фракийской Македонии; возможно, что Василий, попав в Константинополь, назвал местом своего рождения поселение, расположенное во Фракийской Македонии, а ближайшим к нему крупным городом был Адрианополь.
Это всё догадки.
Кстати, один арабский источник по какой-то причине называет Василия Македонянина славянином, а болгары того времени в глазах арабов славянами не являлись — они для них были тюрками, и тем более арабы не могли спутать славянина с армянином. Так что странностей и неясностей в этом вопросе очень много.
Я не буду здесь приводить многочисленные “свидетельства” о различных чудесах, предвещавших великое будущее мальчика, тем более, что современники императора не обращали на эти знамения никакого внимания, и, скорее всего, все они были придуманы задним числом для придания блеска и величия основателю династии.
Достоверно известно лишь, что Василий вырос высоким, сильным и красивым юношей, но он был абсолютно невежественным и неграмотным человеком. Однако благодаря своим внешним данным, уму и хитрости он сумел сделать в Константинополе выдающуюся карьеру. Без женщин, в этом деле, разумеется, не обошлось.
Считается, что в столице Империи Василий появился примерно в 840 году при императоре Феофиле и нашёл пристанище возле церкви (или монастыря) св. Диомида, который находился около Золотых ворот, но, по мнению многих историков, за пределами городской черты, хотя “продолжатель Феофана” утверждает обратное, и мы вскоре поймём, почему он так поступил.
Феофил (813-842) — император 829-842; с 840 года он сделал своим соправителем только что родившегося сына под именем Михаила III (840-867); после смерти Феофила регентом Империи стала Феодора.
Феодора (815-867) — жена императора Феофила с 831 года и мать императора Михаила III.
Появление Василия Македонянина в столице Империи должно было сопровождаться чудесными явлениями, и патриарх Фотий так описывает приход нашего героя в Константинополь:
"Он проделал путь до царственного города, очутился у Золотых Ворот, вошёл в них на исходе дня, приблизился к расположенному рядом монастырю святого мученика Диомида и, усталый с дороги, незаметно примостившись на ступеньках перед воротами, устроился отдыхать.
В первую стражу ночи игумену монастыря привиделся во сне мученик Диомид, приказавший ему выйти к воротам, назвать Василия по имени и, если откликнется тот на его зов, привести в монастырь, позаботиться о нём, побеспокоиться о пище, крове, одеждах, дать и сделать ему всё нужное, ибо помазан тот Богом на царство, отстроит и увеличит сей монастырь.
Игумен счел видение пустым воображением и фантазией ума, не обратил на него внимания, но, когда заснул снова, во второй раз увидел и услышал то же самое. Сонный и вялый, не успел он ещё прийти в себя, как и в третий раз увидел мученика, который уже не ласково и не весело увещевал, а сурово повелевал и готов был, казалось, пустить в дело плеть, если тот не подчинится его приказу.
Только тогда, с трудом придя в себя и отогнав от глаз сон, схожий со смертью, игумен отправился к воротам и, по велению мученика, назвал по имени:
"Василий".
Тот сразу отозвался:"Я тут, господин. Что велишь ты рабу своему?"
Игумен ввёл его в монастырь и, поскольку был Василий грязен, запылён и с лицом, обожжённым солнцем, выказал должную о нём заботу и попечение и отнесся к нему с великим человеколюбием. Потом, велев блюсти тайну и никому ничего ввиду возможной опасности не выдавать, он сообщил Василию о пророчестве мученика и наказал помнить о нём, когда покинет монастырь".Как видите, Фотию пришлось вопреки очевидности разместить церковь св. Диомида внутри городских стен, чтобы подчеркнуть значимость описанного видения. Добавлю, что согласно хронике Псевдо-Симеона, считающейся одним из вариантов “продолжателя Феофана”, вещий сон увидел не игумен монастыря, а некий просмонарий по имени Николай.
[Просмонарий — один из старых и уважаемых монахов, которые постоянно находились перед самыми святыми иконами, а также совершали песнопения в честь соответствующих святых.]
Василий был напуган и ошеломлён произошедшими с ним событиями, что, казалось, не понимал наставлений игумена и только попросил, чтобы его отдали в услужение какому-нибудь знатному человеку.
Игумен помог Василию и представил его некоему Феофилу, который часто бывал в монастыре. Данный человечек маленького роста, которого из-за этого за глаза называли Феофиликом, был однако родственником самого кесаря Варды, а, следовательно, и самого императора.
Варда — брат императрицы Феодоры, член регентского совета при Михаиле III; в 856-866 гг. фактически возглавлял правительство Империи, получив титул Кесаря.
Правда, Псевдо-Симеон в своей хронике приписывает знакомство Василия с Феофиликом брату уже упоминавшегося просмонария Николая, врачу, который служил у этого Феофила, занимавшего должность начальника городских стен Константинополя.
Феофилик был высокомерным и кичливым человеком, который любил окружать себя высокими, сильными и красивыми мужчинами и молодыми людьми. Чтобы ещё больше подчеркнуть свою значимость, Феофилик одевал своих слуг в шёлковые плащи и прочие дорогие одежды; он очень любил появляться на людях в сопровождении такой великолепной и мощной свиты.
Василий сразу же понравился своему хозяину, который вскоре начал выделять новичка, превосходящего других слуг силой и смекалкой, и вскоре сделал его протостратором, то есть одним из управляющих лошадьми в своих (императорских) конюшнях и дал ему прозвище Кефал, то есть “крепкая голова”.
Через некоторое время, примерно в 849 году, кесарь Варда отправил Феофилика с каким-то правительственным поручением в Пелопоннес, а тот, естественно, взял с собой всю свою блестящую свиту, в том числе и Василия.
В Пелопоннесе обитала одна очень богатая вдова по имени Данилида (то есть жена Даниила) довольно зрелого по понятиям тех времён возраста. Злые языки позднее утверждали даже, что она к тому времени уже была бабушкой, хотя на самом деле у неё и имелся почти взрослый сын.
О богатстве Данилиды летописец говорит, что оно было
"скорей приличнее царю, чем частному лицу".
Этой Данилиде принадлежала значительная часть Пелопоннеса, а кроме того, она тоже любила окружать себя сильными и красивыми молодыми мужчинами. Узнав о приезде в Патры Феофилика с его знаменитой свитой, она тоже отправилась в этот город, чтобы своими глазами увидеть красавчиков из столицы.
Не было ничего удивительного в том, что Василий очень сильно понравился Данилиде, и женщина захотела на некоторое время удержать молодого красавца возле себя.
Вскоре Данилиде необычайно повезло, так как когда миссия Феофилика в Пелопоннесе подходила к концу, Василий неожиданно серьёзно заболел. Ходили слухи, что состояние Феофилика в это время значительно увеличилось, но я лично считаю, что это злая клевета.
Во всяком случае, Феофилик с остальной свитой отправился в Константинополь, а Василия на время его болезни любезно согласилась приютить в своём доме сама Данилида.
Долго ли, коротко ли длилась болезнь Василия, но настало время ему возвращаться к своему хозяину. Во время “болезни” Василия Данилида организовала за ним прекрасный уход, и, как пишет летописец,
"когда, наконец, Василий вынужден был уехать, она дала ему денег, прекрасные одежды, тридцать рабов, чтобы служить ему; после этого недавний бедняк превратился в важного господина; теперь он мог показываться в свете и приобрести поместье в Македонии".
Возможно, именно после этого Василий и получил прозвище Македонянин.Кроме того, перед отъездом, Василий по просьбе Данилиды заключил узы духовного братства с её сыном Иоанном. Поясню, что по мнению современных исследователей,
"заключение “духовного братства” сопровождалось определенным ритуалом; оно широко практиковалось в Византии, хотя и не находило одобрения со стороны государства и церкви, связи между “духовными братьями” часто оказывались крепче родственных уз".
Патриарх Фотий в жизнеописании Василия дал мистическое толкование знакомству будущего императора с Данилидой. Он пишет, что Феофил в Патрах вместе со свитой посетил церковь первозванного апостола Андрея, но Василия вместе с ними не было, так как он не мог оставить лошадей. Василий же пошёл поклониться апостолу один и позже. В этой церкви проводил почти всё своё время некий монах, обладавший пророческим даром. На Феофилика и его сопровождающих монах не обратил никакого внимания, но когда позже в этот храм вошёл Василий,
"монах встал, будто перед человеком высшим, и произнёс славословия, подобающие царю".
Об этом происшествии люди тотчас же донесли некой богатой женщине Данилиде, настоящей хозяйке Пелопоннеса. Данилида знала о пророческом даре этого монаха, призвала его к себе и начала ругать:
"Немало времени знаешь ты меня, духовный отец, и известно тебе, сколь выше я многих здесь, что первая я и главная в сей округе, но никогда при моём появлении ты не поднялся и не благословил меня, и не оказал такой чести ни сыну моему, ни внуку, почему же, увидев человека низкого и чужеземца, никому не известного, ты встал и почтил его словно царя?"
Монах ответил:"Неверно думаешь ты, будто увидел я человека заурядного, нет, увидел я великого царя ромеев, помазанника Христова, а потому встал и славословил, ибо сподобившемуся чести от Бога полагается и людская честь".
Дальнейший ход событий нам уже известен: отъезд Феофила домой, болезнь Василия, признательность Данилиды и т.д.
К чести Василия следует сказать, что он не забыл добра, сделанного ему Данилидой, и, став императором, вспомнил о ней. Но об этом я расскажу в своё время.