Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники?
Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь– самый мизер.
Есть находка в Псковемаленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.
Остается одно - просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.
Именно она снабдила европейских рыцарейживописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.
На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.
Кресты
Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походыи ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.
На Руси, судя по изображениям - не очень.
Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции "Людоты".
Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XII-XIII веками.
"Польской", кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее - в Суздальском ополье.
Животные
Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.
Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.
Справа - еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.
Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.
Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:
Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.
К сожалению, рассмотреть щит в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:
Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.
Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) - это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвыи Стояния на реке Угре.
Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника). В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.
Ее список - рукописная копия, был сделан в Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.
Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.
Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы
На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов. На створках врат немало изображений, и вот одно из них:
Слева - Архангел Михаил, справа - Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам - крылатое выражение "Иерихонские трубы". Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.
Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием,а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным - из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы, а пластинка вот осталась:
Расписан щит, кажется, диагональными полосками - то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.
Иногда полоски шли в двух направлениях - "елочкой". Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.
Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.
Однотонные каплевидные щиты с каймой
Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:
Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась - две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней - в отличие от оригинала.
По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона "Церковь воинствующая". Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:
Рисунки на больших круглых щитах
Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:
- Слева - Святой воин с фрески Кирриловской церкви в Киеве, датировка изображения - XI в.
- Справа - наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).
Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадникаВарфоломея. Хранится она в историческом музеев Москве.
Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечоми щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирриловской церкви в Киеве:
Изображения на малых круглых щитах
В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты - баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.
Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник - Тверской список Георгия Амартола:
Есть еще один святой воин - Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем - тем самым знаменитым Копьем Судьбы.
Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.
Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:
Итак...
Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.
В любом случае простой, без украшательства щит, дешевле и если его разбивают в бою, то терять его не так уж и жалко.