Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

353_В.В. Маяковский: несколько зарисовок о жизни поэта и его окружения


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    79
  • 14 810 сообщений
  • 9033 благодарностей

Опубликовано 17 Октябрь 2020 - 19:48

Явление поэта

Как-то осенью 1912 года по Страстному бульвару в Москве прогуливался Давид Бурлюк со своим новым знакомым Владимиром Маяковским. Во время этой прогулки Маяковский прочитал Бурлюку стихотворение, которое будто бы написал его знакомый. Бурлюк сразу же понял, что стихотворение сочинил сам Маяковский, оценил произведение и сразу же назвал его [Маяковского] великим поэтом.
Маяковский до этого серьёзно сочинением стихов не занимался, но, по словам Бурлюка,

"подобно Афине Палладе, явился законченным поэтом".

Сам Маяковский вспоминал позднее:

"Я весь ушёл в поэзию. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом".

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – поэт-футурист и известный советский поэт.
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) – поэт и художник, один из основоположников русского футуризма.


Гнилые зубы

Первое время Бурлюк внимательно и бережно опекал начинающего поэта. Он читал Маяковскому стихи французских и немецких поэтов (разумеется, в русских переводах – Маяковский никаких иностранных языков не знал и до самой смерти никаким языком не овладел), а также снабжал того книгами и деньгами. Ведь Маяковский был так беден, что у него не хватало денег на зубного врача, и молодой поэт внушительного роста щеголял гнилыми зубами:

"При разговоре и улыбке виднелись лишь коричневые изъеденные остатки кривеньких гвоздеобразных корешков".

Бурлюк же происходил из зажиточной семьи и мог позволить себе выделять Маяковскому по 50 копеек в день на питание.


Игрок

Маяковский был очень азартным игроком, так что большую часть свободного времени он проводил за бильярдным столом или за игрой в карты. Он был весьма силён в бильярде и постоянно рос в качестве карточного игрока, но в первое время у него случались неудачи, и он проигрывался до копейки. Тогда поэту приходилось затягивать пояс и спать на скамейках.
Мастерство поэта быстро совершенствовалось, и подобные неудачи случались всё реже. Однако даже тогда, когда игра не была для него способом добывать средства для существования, Маяковский продолжал азартно играть. Куда бы его ни занесла судьба, он первым делом старался узнать расположение местной бильярдной и имена картёжников. Он не мог не играть.


Асеев об игре поэта М.

Николай Асеев познакомился с Маяковским в 1913 году и позднее вспоминал:

"С Маяковским страшно было играть в карты. Дело в том, что он не представлял себе возможности проигрыша, как естественного, равного возможности выигрыша, результата игры. Нет, проигрыш он воспринимал как личную обиду, как нечто непоправимое".

Николай Николаевич Асеев (1889-1963) – советский поэт, один из деятелей позднего футуризма.


О драках

Маяковский в жизни почти никогда не дрался, так как не мог этим заниматься чисто психологически. Когда его спрашивали, дрался ли он с кем-нибудь, он отвечал:

"Я драться не смею".

А на вопрос “почему?” отвечал:

"Если начну, то убью".



Ещё о картах

При игре в карты всё происходило иначе: Маяковский постоянно рисковал (но расчётливо), играл ва-банк, блефовал, и так до тех пор, пока не одерживал победу или проигрывал всё.
Маяковский почти всегда считал себя сильнее соперника, и поэтому проигрыш был для него не просто потерей денег, а несправедливой обидой.


До семафора

Маяковский был игрок по натуре, и если не было бильярда или карт, то он придумывал какую-нибудь игру или заключал пари.
Однажды Маяковский с Асеевым вышли из поезда на одну остановку раньше, чтобы определить, кто из них придёт к ближайшему семафору раньше, не переходя на бег. Они достигли цели одновременно, и им пришлось бросать монету, чтобы определить победителя. Победил, разумеется, М.


Невротизм

Маяковский был невротиком, что проявлялось, например, в маниакальной чистоплотности и огромном количестве истребляемых папирос. Он выкуривал до ста штук в день и почти не пользовался спичками при этом, а прикуривал одну папиросу от другой. Так что в углу рта у него постоянно был закушен окурок... Но он при этом практически не затягивался.


Первые шаги

Вернёмся к Давиду Бурлюку, который к моменту встречи с Маяковским уже был известным художником в узком кругу авангардистов, которые вскоре стали называть себя футуристами. Он был одним из участников первой крупной выставки российских авангардистов “Бубновый валет” и стал одним из основателей одноимённого объединения художников. Кроме того, Давид Бурлюк поучаствовал в выставках объединения “Синий всадник” в Мюнхене.
Бурлюк сразу же ввёл Маяковского в круг российских футуристов, и они вскоре начали выступать вместе. Уже в ноябре 1912 года Маяковский дебютировал как художник-авангардист, поэт и популяризатор новых направлений в поэзии и живописи. В декабре того же года вышел первый сборник (альманах?) футуристов “Пощёчина общественному вкусу”, в котором Маяковский был представлен стихотворениями “Ночь” и “Утро”.


В Киеве

Футуристы своим поведением в быту и особенно во время выступлений старались эпатировать буржуазную публику, поэтому их совместные выступления часто сопровождались скандалами или даже отменялись местными властями.
В Киеве, например, выступление футуристов разрешили, но только при условии присутствия генерал-губернатора, обер-полицеймейстера, восьми приставов, шестнадцати помощников приставов, пятнадцати околоточных надзирателей, шестидесяти городовых внутри театра и пятидесяти конных возле театра. Так эта картина выглядела в описании Василия Каменского, который добавлял к этому:

"Маяковский восхищался. Ну, какие поэты, кроме нас, удостоились такой воинственной обстановки? ...на каждый прочитанный стих приходится по десяти городовых. Вот это поэзия!"

Впрочем, Каменский наверняка сильно преувеличивал успех выступления и количество охранников.

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) – русский поэт-футурист, художник и писатель.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    79
  • 14 810 сообщений
  • 9033 благодарностей

Опубликовано 18 Октябрь 2020 - 21:37

Намеренное хамство

Бенедикт Лившиц в 1911 году познакомился с братьями Бурлюками и с тех пор сотрудничал с футуристами, сам футуристом не являясь. Он с удовольствием вспоминал происшествие на ужине у известной галерейщицы Н.Е. Добычиной:

"За столом он [Маяковский] осыпал колкостями хозяйку, издевался над её мужем, молчаливым человеком, безропотно сносившим его оскорбления, красными от холода руками вызывающе отламывал себе кекс, а когда Д[обычина], выведенная из терпения, отпустила какое-то замечание по поводу его грязных когтей, он ответил ей чудовищной дерзостью, за которую, я думал, нас всех попросят немедленно удалиться".

Бенедикт Константинович (Нахманович) Лившиц (1887-1938) – русский поэт и переводчик; с 1911 года примыкал к футуристам.
Надежда Евсеевна Добычина (Фишман, 1884-1950) – первая профессиональная российская галерейщица.


Отношение к женщинам

Давид Бурлюк вспоминал, что Маяковский был

"мало разборчив касательно предметов для удовлетворения своих страстей".

Молодой поэт пользовался или

"любовью мещанок, на дачах изменявших своим мужьям — в гамаках, на скамейках качелей, или же ранней невзнузданной страстью курсисток".



Встреча с Бриками

Маяковский с середины 1914 года встречался с Эльзой Каган, младшей сестрой Лили Брик. Элли все уши прожужжала Брикам о гениальности её знакомого поэта и поклонника, и те согласились послушать его. Слушание это состоялось у Бриков в июле 1915 года. Поэт прочёл “Облако в штанах”, и, как вспоминала Эльза,

"Брики отнеслись к стихам восторженно".

Встреча с Бриками стала поворотной точкой не только в творчестве поэта, но и в его личной жизни – он влюбился в Лилю и перестал встречаться с Эльзой.
В сентябре 1915 года брошенная Эльза писала Маяковскому:

"Как то даже не верится, но так уж водится, что у нас с Лилей общих знакомых не бывает. Если б вы знали как жалко! Так я к вам привязалась и вдруг — чужой".

Маяковский ответил присылкой книги “Облако в штанах” с надписью:

"Милой и хорошей Эличке любящий её В.В.".

Эльза поблагодарила Маяковского за книгу, но выразила уверенность в том, что идея сделать ей подобный подарок принадлежала Лиле:

"Вам бы ни за что не догадаться".

Элла (Эльза) Уриевна Каган она же Эльза Триоле (1896-1970) – французская писательница и переводчица; младшая сестра Лили Брик.
Осип Максимович (Меерович) Брик (1888-1945) – русский писатель, критик и сценарист.
Лиля Уриевна Брик (Каган, 1891-1978) – трагическая “муза” Маяковского.


Ёлка футуристов

Следующая встреча Эльзы с Маяковским произошла 31 декабря 1915 года во время празднования “футуристической ёлки” в маленькой квартире Бриков. Квартира была так мала, что ёлку, украшенную жёлтой блузой Маяковского и вырезанными из бумаги “Облаками в штанах”, пришлось подвесить к потолку. Гости плотно сидели вдоль стен, а еду всем подавали через дверной проём.
Все гости были в своеобразных костюмах. Маяковский вырядился хулиганом в красном галстуке и с кастетом, Шкловский – матросом, а Василий Каменский нарисовал себе один ус, на щеке – птичку, а пиджак разукрасил клочками разноцветной ткани. На Лиле Брик был килт, красные гамаши и парик маркизы. Эльза сложила волосы в виде башни и воткнула в неё перо, чуть не достававшее до потолка.
Под утро Каменский предложил Эльзе руку и сердце, но та, хоть и была удивлена, даже польщена (это было первое сватовство в её жизни), ответила отказом.

Виктор Борисович Шкловский (1893-1984) – русский советский писатель и литературовед.


Дыня

Однажды мать Осипа Брика, Полина Юрьевна, навестила сына и пришла к ним в квартиру с большой корзиной от Елисеева, в которой были икра, конфеты, фрукты и прочие вкусности, а также огромная дыня.
Далее приводим слова Лили Брик:

"Стали разворачивать — входит Володя и, увидав дыню, с победным криком:

“Вот хорошо-то, ну и дыня!”, -

в один присест единолично ее слопал. Полина Юрьевна смотрела на Володю, не отводя глаз, как кролик от удава, и глаза её горели от негодования".

Полина Юрьевна Брик (Сигалова, 1868 -?).


Новый облик поэта

Окружающие считали, что Маяковский совсем не подходит для Лили Брик, но она сразу же стала переделывать его под себя. По настоянию Лили Маяковский укоротил свои длинные волосы и отказался от своей известной жёлтой блузы. Затем Лиля отправила Володю к дантисту по фамилии Добрый, который вставил Маяковскому новые зубы. Так что уже на первой их совместной фотографии Маяковский выглядит совсем иначе: он был при галстуке и одет в новое английское пальто.
Не всем в кампании футуристов понравились эти изменения в облике поэта. Соня Шамардина познакомилась с Маяковским в 1913 году и позднее вспоминала:

"Увидела его ровные зубы, пиджак, галстук и хорошо помню, как подумала — это для Лили. Почему-то меня это задевало очень. Не могла не помнить его рот с плохими зубами — вот так этот рот был для меня прочно связан с образом поэта".

Софья Сергеевна Шамардина (1894-1980) – первая любовь В.В.


На военной службе

Осенью 1915 года власти плюнули на политическую неблагонадёжность поэта и призвали Маяковского в армию. Но поэт к этому времени сумел обзавестись достаточно влиятельными друзьями, которые сумели устроить Маяковского в ту же автомобильную роту, в которой уже служил Осип Брик, чертёжником. Кто конкретно помог Маяковскому – неизвестно. Одни говорят, что сказалось влияние Максима Горького, а другие указывают на писаря Игнатьева. Я больше верю в помощь Игнатьева.
Служба, конечно, накладывала некоторые ограничения на жизнь поэта, но он по-прежнему жил в “Пале-Рояле” (с 1913 года) и регулярно встречался с Бриками и другими друзьями.


Замкнутость Маяковского

Давид Бурлюк вспоминал:

"Маяковский никогда не любил о себе рассказывать... Даже о матери и сёстрах редко говорил".



Осип Брик видел Ленина

В апреле 1917 года в Россию из эмиграции вернулся Ленин, и у Финляндского вокзала его встречала большая толпа народа. В этой толпе из любопытства затесался и Осип Брик, который поделился впечатлением с друзьями:

"Кажется сумасшедший, но страшно убедительный".

Роман Якобсон, сохранивший данную фразу Осипа, провёл ту ночь в компании Маяковского и других приятелей, играя в бильярд и попивая коньячок.

Роман Осипович Якобсон (1896-1982) – известный лингвист и литературовед; друг Маяковского.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.