Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

Ассирия – родина армии родов войск


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
2 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    79
  • 13 947 сообщений
  • 8874 благодарностей

Опубликовано 31 Май 2017 - 13:24

Изображение



«И было слово Господа к Ионе, сыну Амафии: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня»
(Иона 1:1, 2).


«Рассказать про Ассирию? Надеюсь, что это будет интересно для многих…», ведь древняя Ассирия поистине удивительная страна. Мы многое знаем о ней благодаря стараниям археологов, которые нашли ее города, барельефы и статуи, а также глиняные таблички. Благодаря тому, что раскопали Ассирию в эпоху империализма, когда одни страны могли безнаказанно грабить другие, археологии вывезли в музеи Европы не только целые статуи, но даже крепостные вороты города Вавилона! Но… что было бы сегодня, если бы этого не случилось тогда? Сегодня религиозные фанатики многое бы из всего этого просто уничтожили, либо все эти находки стали бы жертвами войны. Так что не всегда грабеж одних стран другими это плохо. Можно и так сказать, что это спасение выдающихся культурных ценностей для всего человечества. Благодаря этому до нас сохранились и высеченные из камня изваяния ассирийских царей, выполненные в полный рост; лица и фигуры которых выражают несокрушимую мощь и полную решимость смести у себя на пути все преграды. Глядя на них, видишь их взгляды, подобны хищным взглядам орла, а руки с буграми мышц более чем похожи на львиные лапы. Пышные прически с волосами, завитыми в кольца и уложенные на спине, это тоже неспроста, – это львиная грива, да и сам царь подобен и льву, и быку одновременно, настолько непоколебимо стоит он на земле! Вот какие мысли рождаются в голове, когда мы рассматриваем образцы ассирийского искусства.



Изображение


Когда ассирийские цари не воевали, они охотились. Вот так! На местных азиатских львов. Стоя на колесницах. На наше счастье ассирийские скульпторы огромное внимание уделяли передаче деталей. Благодаря этому мы можем если и не восстановить, то, по крайней мере, представить себе, как жили и чем занимались ассирийцы в столь далекое от нас время, вплоть до таких мелочей, как детали конской сбруи. Барельеф из дворца в Нимруде 865-860 гг. до н.э. Британский музей.

Но они лишь бледная, хотя и величественная тень, оставшаяся от великой державы. Хотя, например, во времена правления ассирийского царя Синаххериба (около 700 г. до н. э.) в составе его державы находились и Вавилония, и Сирия, и Палестина вместе с Иудеей, и целый ряд районов Закавказья. А при его наследниках ассирийцам удалось присоединить к своей державе (пусть и на короткое время) Египет и Элам – то есть завоевать почти что «весь обитаемый мир» – всю Ойкумену (пусть даже и в пределах, им известным). Но прежде чем они стали такими вот воинственными, прежде чем при одном упоминании об ассирийцах людей Передней Азии охватывала дрожь, история этого государства была… необычайно мирной! И вот с этого-то обстоятельства мы и начнем свой рассказ.

Самой первой столицей Ассирии был сравнительно небольшой город Ашшур, именем которого и назвали всю держава. В 1900 г. до н.э., попав на его улицы, мы увидели бы там мало воинов, но зато много купцов, что, кстати, легко объяснить. Ведь Ашшур находился в верховьях реки Тигр, где в то время сходились торговые пути, шедшие с севера на юг. С севера в Междуречье везли драгоценные металлы золото и серебро, медь, олово, а еще рабов. Напротив, на север отправляли на продажу дары благодатного Юга: зерно и растительное масло, а также ремесленные изделия. Жители Ашшура быстро поняли, что нет ничего выгоднее, чем посредническая торговля, в которой они выступали в роли «стрелочников», пусть даже таковыми быть могли только лишь очень умные, весьма хитрые и бесстрашные люди. Ведь им нужно было отбиваться от разбойников; они должны были знать чужие языки и обычаи, а также уметь находить общий язык с вождями многочисленных диких племен, продававших ему рабов; быть обходительными с иноземными царями, вельможами и жрецами, поскольку самые дорогие свои товары они как раз всем этим людям-то и перепродавали!

Изображение


Как видите, древние ассирийские всадники прекрасно обходились без стремян, имели шлемы и панцири из металлических пластинок и умели действовать на скаку копьем.

Именно купцы и заправляли в Ашшуре всеми делами города. Богам служили жрецы, молениями которых торговля-то ведь только и процветала. Царей в Ашшуре тогда не было, поскольку в этом тандеме – «вам души, нам тела» места им просто не было. Город рос, богател и не очень-то нуждался в рискованных военных походах. Богател город еще и потому, что жили ассирийцы в плодородных степях. Земля здесь давала богатые урожаи без дополнительного орошения, поэтому рыть каналы и насыпать земляные плотины, как в Египте, не требовалось. Крестьянские семьи были большими и без особого труда обрабатывали свои земельные наделы. За помощью не обращались ни к соседям, ни даже к жрецам, да и зачем было беспокоить богов, если ассирийский крестьянин вполне мог прокормить и себя, и свою семью самостоятельно. А раз так, то был он независим, да и налоги платил сравнительно небольшие. И вот этот-то независимое, и очень даже зажиточное крестьянство являлось главной опорой ассирийской державы. Как и в Египте, положение крестьян практически не менялось в течение многих столетий и так же долго первобытные порядки – то есть неограниченная власть отца над членами семьи, прочные духовные связи между крестьянами, принадлежавшими к одной общине. Деревни занимались тем, что регулярно поставляли в город и продукты, и… молодых мужчин в войско Ашшура. Но сам город в деревенские дела практически не вмешивался.

Изображение


Еще один рельеф из Нимруда, ок. 883-859 гг. до. н. э. Музей Пергамон, Берлин. Как видите, колесницы ассирийцев имели более массивные обода колес, нежели колеса колесниц у египтян, а в самой колеснице находился целый арсенал – два колчана со стрелами и тяжелое копье.

Так бы жил этот город и дальше, но около 1800 г. соседний с ним Вавилон и новое царство Митанни, а также хетты начали ассирийских купцов с богатых рынков вытеснять. Жители Ашшура попробовали вернуть свои позиции силой оружия, но противники оказались сильнее, и кончилось все тем, что он потерял свою независимость. И кончилось все тем ,что этот торговый город на реке Тигр утратил свое значение и на несколько веков ушел в тень.

Около 1350 г. до н.э. ассирийцам помогли египтяне и с их помощью те вновь сделались независимыми и от Митанни, и от Вавилона. Но этого было мало, требовалось контролировать дороги, что вели к побережью Средиземного моря и богатым прибрежным сирийским городам. Еще важнее было контролировать переправы через Евфрат, ведь их никто из купцов миновать не мог. Но для того, чтобы всего этого добиться, нужна была армия. И не просто армия. Такая у Ашшура была. Нужная была армия во главе с единым военачальником. И тогда градоначальник Ашшура («иш-шиаккум»), власть которого традиционно передавалась по наследству, решил принять царский титул и заодно стал еще и главнокомандующим.

Изображение


Рельеф из Нимруда. Британский музей. Три воина, изображенных на этом рельефе, служат отличным доказательством наличия у ассирийцев хорошо обученной армии. Мы видим здесь «боевую тройку»: двух лучников и одного щитоносца с большим станковым щитом. Очевидно, что требовалась хорошая подготовка, чтобы боевая слаженность подобных боевых единиц была на высоте.

Вскоре к ассирийцам пришла военная удача. Они сокрушили царство Митанни, присоединили часть его земель, и в 1300—1100 гг. до н.э. взяли под свой контроль переправы, что шли через Евфрат и дороги в направлении к морю. Сокрушив ближайших противников, ассирийцы начали отправлять свои войска в дальние походы. Возвращаясь из похода, царь-военачальник очень часто строил себе столицу-крепость, и затворялся в ней вместе со своими сокровищами. Именно такой и самой роскошной среди подобных крепостей-столиц столиц стала и Ниневия – наиболее известный среди ассирийских городов. Ну, а сам Ашшур постепенно отошел на задний план. И уже не столько купцы, сколько воины, стали заполнять улицы новых городов. Выяснилось, что грабить много легче, чем торговать и заниматься ремеслом!

Изображение


Ассирийские рельефы часто изображают лучников. Вот рельеф из юго-западного дворца Ниневии (комната 36, панели 5-6, Британский музей); 700–692 гг. до н.э.

Интересно, что цари в Ассирии были сильными, а вот их власть откровенно слабой. Сильный царь был не нужен ни знати, ни жрецам. Даже знаменитого полководца и победителя Вавилона царя Тукульти-Нинурта I (1244—1208 гг. до н.э.) они оказались в силах не только объявить сумасшедшим, но и лишить его трона. А все потому, что он попытался установить в государстве свою неограниченную власть и ввел пышный придворный этикет по примеру вавилонян. Страной, как и раньше, управляли богатые торговцы и жрецы; военную славу и награбленную добычу они царю еще уступали, но вот делиться с ним властью не желали никак. Тем более что в мирное время нужды в царе особо никто и не испытывал. Впрочем, это так сейчас и у нас. Ну кто вспоминает о чиновниках и власти, если у него все хорошо. Вспоминаем мы о них лишь когда у нас что-то случается, не так ли?

Изображение


Григорианский Египетский музей, Италия. «Голова воина в шлеме», Ниневия, ок. 704-681 гг. н.э. На голове у воина именно шлем, причем с наушникамии.

Около 1100 г. до н.э. на Ассирию напали кочевники-арамеи и нанесли им такой сильный удар, что они потеряли все свои владения на Евфрате. Но около 900 г. до н.э. они вновь начали вести захватнические войны и в следующие сто лет не имели достойных соперников в Передней Азии.

При этом ассирийские цари применяли новый для того времени способ ведения войны, позволявший им одерживать одну победу за другой. Прежде всего, они нападали на противника всегда неожиданно и с быстротой молнии. Пленных ассирийцы чаще всего (и особенно вначале!) не брали: и если население атакованного города им сопротивлялось, то оно полностью уничтожалось в назидание всем остальным. Слова «горе побежденным» для ассирийцев было отнюдь не отвлеченным понятием. Им отрубали руки, которые укладывались в холмы, с них живьем сдирали кожу, которой обтягивались пограничные столбы, подростки обоего пола сжигались. Весьма популярной, о чем свидетельствуют дошедшие до нас барельефы на стенах ассирийских дворцов, была посадка людей на кол, изображавшаяся со всеми подробностями. Как и индейцы инки на другой стороне земного шара, они лишали побежденных родины, переселяя их в другие районы, причем нередко очень далеко, туда, где люди говорили на других языках. Понятно, что это препятствовало сговору недовольных. Ну, а покорившиеся им страны ассирийцы затем грабили целые десятилетия.

Изображение


Глядя на такие вот рельефы, поневоле начинаешь думать, что ассирийцы были сплошь садистами и маньяками, что может быть вполне вероятно, ведь все на свете зависит от воспитания. Перед нами сцена, на которой ассирийцы сдирают кожу со своих пленников. Не спеша, чтобы те помучались подольше, а детишки на все это смотрят. Британский музей.

Но вот что интересно: при всем при этом ни ассирийские цари, ни купцы, ни жрецы так и не сумели сплотить жителей своего ставшего поистине огромным государства в единое целое. А дальше началось все то же самое, что происходило позднее и с другими странами, вступившими на путь успешных завоеваний. Воинов в армию требовалось все больше и… некому стало засевать поля и заниматься ремеслом.

Изображение


А вот еще одна сцена мучительства. Сначала руки отрубали, затем ноги, а потом можно и на кол посадить, пусть еще и это испытает напоследок… Оковка на воротах из дворца царя Салманассара II в Балавате. Британский музей.

Изображение


А вот эти ворота выглядят в реконструированном виде. По обе стороны от них крылатые ассирийские человекобыки ламмасу или шеду. Сохранившихся крылатых шеду сегодня можно увидеть во многих музеях мира: парижском Лувре, Британском музее в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в Восточном институте в Чикаго. Копии шеду в натуральную величину, сделанные из гипса, экспонируются также в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Есть они и в Национальном музее Ирака в Багдаде, но только кто же туда поедет их смотреть, и целы ли они там вообще?

У ассирийцев оказалось слишком уж много военачальников и одновременно мало чиновников, способных собирать налоги. Однако раз вступив на эту стезю, сойти с нее ассирийцы уже не могли, ведь захватчиков ненавидели все окружавшие их народы и вынужденно терпели их гнет только из-за их вооруженной силы. То есть солдат требовалось все больше. Но существовала неписанная традиция, по которой торговые города мало того, что имели привилегии в отношении уплаты налогов, но еще и их жители освобождались от несения армейской службы. Сохранять эти привилегии завоевателям-ассирийцам совсем не хотелось, но и отменить их также не могли, поскольку опасались возможных мятежей и сокращения потенциальных покупателей их товаров.

Изображение


Впрочем, все эти окаменевшие ужасы помогли специалистам в одном: они смогли очень точно передать в своих реконструкциях внешний облик и одежды ассирийских воинов и царей. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Среди таких вот вольных городов очень важное место занимал Вавилон, к которому ассирийцы относились с немалым пиететом, так как в прошлом переняли у него и культуру, и религию, и письменность. Уважение к этому великому городу у них было так велико, что он стал чем-то вроде второй столицы ассирийской державы. Правившие в Ниневии цари пытались подкупать вавилонских жрецов богатыми дарами, старались украсить город дворцами и статуями, и, несмотря на все это, город своих завоевателей не принимал и продолжал оставаться центром заговоров против их власти. Противостояние это зашло настолько далеко, что ассирийский царь Синаххериб в 689 г. приказал разрушить Вавилон до основания и даже затопить то место, на котором он когда-то стоял. Этот ужасный поступок царя вызвал недовольство даже в самой Ниневии, и, хотя город затем был отстроен заново уже при сыне Синаххериба Ассархаддоне, отношения Вавилона с Ассирией испортились навсегда. Поэтому и на авторитет главного религиозного центра Передней Азии опереться Ассирия больше уже не могла.

Изображение


Вавилон был для ассирийцев объектом и тайной зависти, и одновременно восхищения. Что, впрочем, совсем не удивительно, если мы посмотрим вот на эту реконструкцию ворот богини Иштар в Вавилоне, которую можно увидеть в берлинском музее Пергамон.

А тут на севере возникло молодое и сильное государство Урарту и принялось воевать с ассирийцами (800—700 гг. до н.э.). Под ударами урартов ассирийская держава не раз оказывалась на грани поражения. Но крестьян, чтобы пополнять армию, уже не хватало и около 750 г. до н.э. ассирийцы заменили ополчение армией из наемников-солдат, специально обучавшихся военному ремеслу. А вот для того, чтобы это войско содержать, ассирийским царям пришлось вновь и вновь отправляться в свои грабительские походы. Так круг замкнулся, и это было началом конца.

Изображение


Естественно, что стены своей Ниневии ассирийцы постарались выстроить не хуже вавилонских, хотя это их и не спасло!

Положение свободных крестьян, которые ранее шли в ополчение, теперь резко изменилось. Вельможи начали их закабалять, поскольку прежней роли они уже не играли, да и число их сократилось очень заметно. И получилось так, что сами же ассирийцы у себя же в стране оказались… в меньшинстве, а большинством в ней стали ненавидящие своих поработителей и согнанные из разных земель военнопленные. Могущество Ассирии стало быстро ослабевать и кончилось все тем, что в 614 году восставшие мидяне взяли штурмом город Ашшур, а два года спустя вместе с вавилонянами разгромили и уничтожили город Ниневию. Все оказалось так, как об этом было сказано в Библии: «И прострёт Он руку Свою на север, и уничтожит Ассур, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди неё стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшениях её, голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Книга пророка Софонии 2:13, 14). А ведь всего-то ассирийцы только того и хотели, чтобы им никто не мешал торговать!
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
Алексей Майский , adc

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    79
  • 13 947 сообщений
  • 8874 благодарностей

Опубликовано 31 Май 2017 - 13:30

"Ассаргадон"
Aссирийская надпись

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе.

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

В.Брюсов
(поэтический перевод реальной надписи)
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    79
  • 13 947 сообщений
  • 8874 благодарностей

Опубликовано 02 Июнь 2017 - 16:22

«А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем».
(Книга пророка Наума 1:14)


Итак, как мы видим это на дошедших до нас барельефах, ассирийцы были очень жестокими людьми, обожавшими войну и насилие.


Изображение


Одно из главных сокровищ Британского музея – рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века британским археологом Генри Лейардом. Датируются они примерно серединой VII в. до н.э. Каждая деталь амуниции и снаряжения показана на них со всей тщательностью, на которую только может быть способен резчик по камню.

Ассирия впервые заявила о себе как о мировой державе примерно в 1350 году до нашей эры. Тогда, после распада Хеттской империи на Ближнем Востоке наступил период хаоса, однако к 1115 году до нашей эры, когда царем Ассирии стал Тиглатпаласар I, она снова превратилась в могущественную страну, которая под защитой сильной армии повела оживленную торговлю. Когда Ассирия и Египет обменялись послами, фараон даже послал ассирийцам необычный подарок – живого крокодила.


Изображение

Карта Ассирии.

Уже к середине X века до нашей эры никто не мог противостоять ассирийским армиям, а сама Ассирия походила на огромный военный лагерь. Каждый мужчина был обязан учиться владеть оружием, большие запасы которого хранились в цитаделях всех главных городов. Богатые люди должны были сами покупать себе оружие: лук со стрелами, копье, топор и даже колесницу с лошадьми. В коннице использовались и лошади, и верблюды.


Изображение

Еще одна сцена с рельефа «Львиная охота царя Ашшурбанипала» в Нимруде. Как и на многих египетских рельефах здесь изображено шествие воинов-лучников. Но как сильно они отличаются от полуголых египтян. У каждого одинакового шлем с наушниками, панцирь из пластинок, лук, колчан за спиной и на поясе короткий меч.

На ассирийских царей работали многочисленные шпионы, которые регулярно отправляли донесения, благодаря чему они точно знали, где и когда лучше всего нанести удар. Ассирийская армия могла как сражаться в открытом поле, так и осаждать города – и в этом деле ассирийцы достигла большого искусства.


Изображение

А это еще одна полоска-оковка с ворот из дворца царя Салманассара II в Балавате. Британский музей. На ней мастерски показано ассирийское войско в походе: всадники, лучники, колесницы. Те, кто им подчиняется, падает перед ними ниц.

Обычно их армия вставала укрепленным лагерем около осажденного города, после чего инженеры приступали к сборке штурмовых орудий: приставных лестниц, таранов, и осадных башен. Именно ассирийцы придумали делать такие машины, чтобы их можно было бы разбирать на части при переправе через реки или при движении по пересеченной, горной местности. Даже колесницы можно было перевозить по частям на вьючных животных. На одном ассирийском рельефе изображены солдаты, переплывающие реку в полном вооружении – на плаву они удерживаются с помощью кожаных мехов, наполненных воздухом, без которых бы утонули, так как одеты в тяжелые кожаные башмаки и пластинчатые доспехи. Взобравшись на стены города или пробив в них бреши таранами, ассирийцы быстро брали верх над врагом; пленников при этом часто сажали на кол или обезглавливали. Затем на захваченные телеги грузили добычу, а город сжигали дотла. Тех высокопоставленных горожан, которым сохранили жизнь, гнали босыми в Ассирию, да еще заставляли нести за спиной плетеные сетки с отрубленными головами своих же правителей.


Изображение

Рельеф из северо-западного дворца в Нимруде (комната B, панель 18, Британского музея); ок. 865–860 гг. до н.э. Здесь мы видим боевую технику ассирийцев – таран на шестиколесном шасси, закрытый со всех сторон и оборудованный сразу двумя башенками. В одной, видимо, находился командир, который наблюдал за противником через узкие горизонтальные смотровые щели, в другой воины-лучники, не дававшие своими стрелами обороняющимся помешать работе тарана.


Изображение

Таран крупным планом.

Что касается изображений воинов древней Ассирии, то они дошли до нас благодаря раскопкам ее древних городов – Ниневии, Хорсабада и Нимруда, где среди развалин дворцов ассирийских царей были найдены хорошо сохранившиеся рельефы, изображавшие сцены из жизни ассирийской державы. На их основании можно сделать вывод, что именно ассирийцы создали армию из разных родов войск и четко использовали их в боях, не допуская смешения подразделений друг с другом. На первом месте стояла конница, действовавшая вместе с боевыми колесницами, но именно у ассирийцев ставшая самостоятельным родом войск. Можно считать также, что искусство конного боя в Ассирии в своем развитии прошло три этапа.


Изображение

Еще одна сцена с тараном и лучниками. Таран имеет несколько иное устройства.


Изображение

На ассирийских рельефах из Британского музея со всеми подробностями показана осада города Лахиша – одной из сильнейших иудейских крепостей. Рассмотрим ее поподробнее: справа два воина, щитоносец и лучник ведут совместный обстрел городских стен. У щитоносца щит невелик по размерам, а в правой руке он держит обнаженный меч. Еще два воина – такая же пара, изображена ниже первой, причем щитоносец опять-таки держит меч обнаженным. Видимо, таковы были правила. Очень тщательно изображен меч за поясом сидящего лучника. Известны, что ассирийцы уже знали железо, делали из него оружие, но зависели от его поставок с Южного Кавказа. Поэтому неудивительно, что их мечи были столь тонкими и напоминали штыки от винтовки Гра – именно такая их конструкция помогала экономить драгоценное железо! На заднем плане показано, что обороняющиеся сумели захватить бревно тарана цепью и тянут его вверх, однако два ассирийских воина им в этом препятствуют и пытаются освободить таран. Со стены вниз падают убитые, а под стеной уже вырыт глубокий подкоп…

Так, на рельефах эпохи правления царя Ашшурназирпала II (883 – 859 гг. до н. э.) и Салманасара III (858 – 824 гг. до н.э.) мы видим легковооруженных конных лучников, некоторые их которых показаны с двумя лошадьми. Видимо, лошади той эпохи были еще недостаточно сильны и выносливы, и воинам приходилось их довольно часто менять.


Изображение

Вот эти барельефы в залах Британского музея. Да, здесь есть, что рассматривать, что снимать и что изучать самым внимательным образом…


Изображение

Обычно всадники этого времени действуют парами: один из них – щитоносец – держит поводья сразу двух лошадей, в то время как второй воин стреляет из лука. То есть, функции ассирийских конников в эту эпоху были чисто вспомогательными и сводились к роли ездящих на лошадях стрелков из лука. Практически это были всего лишь «колесничие без колесниц». Рис. Ангуса МакБрайда.


Изображение

Ассирийская пехота, конца VIII в. до н.э. Рис. Ангуса МакБрайда.

При царе Тиглатпаласаре III (745 – 727 гг. до н. э.) ассирийское войско уже располагало тремя видами всадников. Причем легковооруженные воины с луками и дротиками, вероятнее всего, принадлежали к соседним с Ассирией кочевым племенам и выступали в роли союзников либо наемников. Собственно ассирийские конные лучники имели защитные доспехи из металлических пластинок, но кроме них существовали уже и тяжеловооруженные всадники с копьями и круглыми щитами. Скорее всего, они использовались для атаки пехоты противника. А вот боевые колесницы в это время лишь дополняли ассирийскую конницу, не более.


Изображение

Вот он какой был, этот Тиглатпаласар III. Британский музей.

Конные лучники ассирийцев были, очевидно, хорошими наездниками, но стать еще лучше они не могли, так как им очень мешало отсутствие седла и стремян. Ведь им приходилось держаться на лошади, либо, закидывая ноги на круп, либо – свешивая их вниз, как это и показывают нам ассирийские рельефы.


Изображение

Поэтому повод был коротким и тугим, ну а удила были сделаны так, что их было бы трудно выдернуть у лошади изо рта. Такие удила травмировали губы лошадям, но с этим, видимо, мирились, поскольку без строгой узды, и – главное, без седел и стремян ездить на них верхом было бы достаточно сложно. Рис. Ангуса МакБрайда.


Изображение

Скорее всего, ассирийцы, как и североамериканские индейцы, управляли своими лошадьми не столько поводьями, сколько шенкелями (сдавливая бока ногами) и, может быть, подавая им команду голосом. Обратите внимание на воина-пращника на заднем плане и тяжеловооруженного копейщика справа. И тот, и другой имеют панцири из пластинок и шлемы. Щит копейщика похож на египетский – тоже закруглен сверху, но в отличие от них имеет металлический умбон, значительно повышающий его защитные возможности. Одежда всадников напоминала английский редингот и имела разрезы спереди и сзади. Пластинки панцирного корсета на нем могли быть связаны между собой кожаными ремешками, что облегчало его подгонку по фигуре. Конскую сбрую коней ассирийцы украшали бронзовыми бляшками и шерстяными кистями. Рис. Ангуса МакБрайда.


Изображение

На этой графической прорисовке современного художника с ассирийских барельефов мы видим воинов-пехотинцев: двух с круглыми щитами и опять-таки лучника и щитоносца. Интересно, что два первых воина имеют явно металлические гребенчатые шлемы, но в качестве панциря всего лишь диск на груди. Внешне они сильно отличаются от других воинов в конических шлемах и панцирях из пластинок и, вполне возможно, что это как раз и есть воины вспомогательных частей, вербовавшихся из союзников либо наемников. Интересно устройства их щитов. Мы видим, что изнутри они имеют вид паркетных полов. Скорее всего, это так оно и есть, то есть плашки какого-нибудь прочного дерева набирались одна к другой, склеивались копытным клеем, второй ряд шел поперек, а третий, скажем, был несколько сдвинут по диагонали. Снаружи щит обтягивался кожей, края которой загибались внутрь. Что же касается щита воина-щитоносцы, то он, скорее всего, представляет собой панель из связанных между собой вязанок тростника, сверху и снизу вставленных в кожаные чехлы.


Изображение

После падения города Лахиша его царь и его приближенные униженно вымаливают у Синаххериба милости. Британский музей.

В то же время, судя по барельефам, ассирийцы далеко не всегда носили конические или же полусферические шлемы с небольшим гребнем сверху. Так, на головах двух пращников со стены дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии можно заметить не шлемы, а конические шапки с наушниками, сшитые явно из нескольких полос ткани либо из войлока. Возможно, именно впоследствии из таких вот шапок и появился древнеассирийский конический шлем, который показался всем настолько удобным, что впоследствии разошелся по всему свету.


Изображение

Ассирийское войско возвращается домой из похода. Британский музей.

Мечи у ассирийцев были довольно длинные, но с тонкими клинками и, скорее всего, напоминали кортики либо укороченные рапиры. На концах ножен у них были крылообразные оковки, о чем свидетельствуют фигуры с барельефов из ассирийских дворцов. Причем мечи у ассирийцев либо заткнуты за пояс, либо висят на нем так, что их рукоятки находятся прямо у груди, и почему так, понятно. Ведь если воин сражается, стоя на колеснице, то ножны не должны болтаться у него между ногами, потому что в этом случае он может за них зацепиться и упасть! Ну а оковки необходимы в качестве упора в тот момент, когда длинный меч выхватывается из длинных ножен!

На ассирийских рельефах булава в руках у воинов также присутствует. Причем она имеет даже не гладкую, а рифленую боевую часть, очень похожую на гранату-«лимонку» начала XX века, вот только в отличие от нее насаженную на длинную деревянную рукоять!

Как об этом уже рассказывалось в первом части, войны велись ради грабежа. Каких-либо особых политических целей ассирийцы перед собой не ставили и о своем будущем совсем не задумывались.


Изображение

Клинописная «призма Тейлора» – ценнейший исторический документ, найденный английским полковником Тейлором в 1830 году среди руин Ниневии, столицы Ассирии. Всего нашли три таких призмы, одна из которых находится в Британском музее, одна в музее Чикагского университета и еще одна в Музее Израиля.

Поскольку перевод текста «призмы Тэйлора» в Интернете есть, то приводить его в тексте статьи смысла не имеет, лучше прочитать его самостоятельно (http://archive.is/vmSsj). Вкратце можно сказать, что это все хвалебные описания походов и побед, перечисление захваченной добычи, пленников, талантов золота и серебра, сожженных и захваченных городов. Но среди всего этого бахвальства немало интересного. Упоминаются, например, «вспомогательные войска», следовательно, термин этот тогда уже существовал, а также, что преследовать разбитого в полевом сражении противника ассирийские цари отправляли конницу и колесницы, то есть они взаимодополняли друг друга!


Изображение

Еще в 50-ые годы для школьных учителей истории был выпущен альбом картин по истории Древнего Мира. Вот эта казалась мне в детстве особенно впечатляющей – ворота Иштар в древнем Вавилоне. Однако вот что значило жить за «железным занавесом» и не иметь возможности посмотреть на них воочию: ворота у художника совсем не те, что были воссозданы на основе найденных при раскопках кирпичей и глазурованных плиток.


Изображение

Так выглядят настоящие «ворота Иштар».


Изображение

А вот на этот исторический памятник – «Врата бога» близ Мосула мы уже полюбоваться не сможем, разве, что их когда-нибудь смогут отстроить заново. Боевики террористической организации «Исламское государство», запрещенной у нас в России, варварски разрушили двухтысячелетний памятник древней архитектуры, о чем сообщило издание «The Independent» со ссылкой на источник в британском Институте по изучению Ирака. Ворота представляли собой сооружение, охранявшее въезд в древний ассирийский город Ниневию, который в ту далекую эпоху являлся самым крупным городом мира.

Так что, подведя итог, мы можем сказать, что именно ассирийцы первыми создали армию, в которой была задействована пехота с различным, но вполне единообразным вооружением – лучники, пращники, щитоносцы, копейщики с круглыми щитами, копейщики с ростовыми щитами, конные лучники, конные копейщики, воины на колесницах и целый корпус понтонеров, обеспечивавших переправы, и военных инженеров, занимавшихся таранами и подкопами. Такого в то время больше не было в Ойкумене нигде!


Изображение


Современные ассирийцы!

P.S. Конечно, Ассирия – «логовище львов», как государственное образование, кануло в Лету. Но… народ-то остался! В 2014 году, находясь на Кипре, я решил съездить на раскопки Хирокитии, и чтобы не быть привязанным к автобусу, поехал на такси. Водителем машины оказался вполне свободно говоривший по-русски горбоносый и смуглый человек с бородкой, явно не грек. Зашел разговор о национальностях, и выяснилось, что жена у него русская из… Казахстана, владеет балетной школой в Ларнаке, а вот он самый настоящий ассириец! Поговорили об Ассирии, причем ему было очень приятно, что я и царей ассирийских ему назвал и крупные города, и даже был в курсе вывоза их культурных ценностей британцами в Лондон. И вот он мне и рассказал, что ассирийцев на самом деле очень много. Сегодня их более четырех миллионов человек, хотя из всех их достижений только одна порода собаки – ассирийский дог и сохранилась до наших дней! Живут они в разных странах, но помнят о своих корнях, чтят традиции и культуру. Когда в России 2002 году в России провели перепись населения, то выяснилось, что на ее территории проживает более 11 тысяч ассирийцев. В основном в Краснодарском крае. И было несколько волн их миграции из Азии к нам! Так что стойким они оказались народом. Ведь самого Бога прогневили, а вот глядишь ты – живут себе и поныне, хотя и в довольно малом числе!

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/10...sk-chast-2.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
adc


Похожие темы Collapse



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.