Кому и чему поклонялись древние греки в древности?
Многие граждане нашей страны историю Древнего мира проходят в школах в довольно юном возрасте и больше к этому вопросу они практически никогда не возвращаются. Исключение составляют лишь наиболее популярные персонажи вроде Цезаря, Клеопатры, Спартака и т.п. Они знают, что древние греки и римляне поклонялись множеству различных богов, изображения которых, созданные различными мастерами, представляют собой прекрасные скульптуры мужчин и женщин (юношей и девушек). Вот этим прекрасным статуям древние греки (и римляне тоже) и приносили свои жертвы. А посещение крупных музеев или публичных мест вроде Летнего сада в Петербурге ("Там некогда бывал и я") лишь только укрепляют наших граждан в подобных взглядах.
Но так было не всегда, а лишь начиная с эпохи классической древности, то есть с VII-VI веков до Р.Х.
А раньше?
Большинство сведений о древних изображениях греческих богов и местах их почитания мы можем узнать из сочинения Павсания (110-180) под названием “Описание Эллады”. Этот неутомимый путешественник обошёл преимущественно пешком всю Грецию и подробно записал всё, что увидел своими глазами или узнал от местных жителей, а потом дополнил своё описание информацией, почёрпнутой из других авторов.
Некоторые сведения о древних изображениях можно найти у Плиния Старшего (23-79), Климента Александрийского (150-215) и других авторов, но их свидетельства я буду оговаривать особо.
Считается, что именно Павсаний начал употреблять термин “ксоан” только по отношению к древних архаичным изображениям богов, изготовленных, в основном, из древесины. До Павсания ксоанами могли называть и вполне всем известные статуи таких скульпторов, как Фидий или Скопас, но этот путешественник навёл некий порядок в данном вопросе. Он решил, что так как древнегреческое слово “ξόaνον” происходит от глагола “ξέειν”, то этим словом следует называть только древние изображения богов, в основном - деревянные, с грубыми следами обработки, которая могла делать их похожими на изображения. Обычно это были примитивные изображения голов, прижатых рук или сдвинутых ног. Какие ещё были варианты изображения частей тела у объектов поклонения, вы увидите из дальнейших примеров.
Диодор Сицилийский (90-30) в своём сочинении “Историческая библиотека” (IV, 76) утверждал, что
"ранее ваятели изготовляли статуи, глаза у которых были закрыты, а руки опущены и прижаты к бокам".
Честь же изобретения классических изображений Диодор приписывал Дедалу:
"Дедал создал произведения, вызывающие восхищение во многих странах мира. В искусстве ваяния он настолько превзошёл прочих людей, что последующие поколения рассказывали о нём мифы, согласно которым созданные Дедалом статуи были совершенным подобием живых существ: они смотрели, передвигались и вообще настолько хорошо отображали всё тело в целом, что выглядели как изготовленные одушевленные существа. Впервые создав статуи с [открытыми] глазами, широко расставленными ногами и простёртыми руками, он совершенно справедливо вызывал восхищение зрителей..."
Вот такой панегирик Дедалу написал Диодор Сицилийский.
Павсаний в своём отношении к Дедалу более осторожен и излагает такой миф (IX, 3):
"Говорят, что Гера, рассердившись за что-то на Зевса, удалилась в Эвбею. Так как Зевс никак не мог убедить её вернуться, он, говорят, обратился за помощью к Киферону, бывшему тогда царем в Платеях. Относительно Киферона считалось, что он никому не уступает в мудрости. И вот он велел Зевсу сделать деревянное изображение и, закрыв его одеждой и покрывалом, везти на паре быков и говорить, будто он везёт себе в жёны Платею, дочь Асопа. Зевс поступил по совету Киферона. Как только Гера услыхала об этом, она немедленно явилась сюда. Когда же она приблизилась к повозке и сорвала со статуи одежду, она обрадовалась этому обману, найдя деревянный обрубок вместо живой невесты, и помирилась с Зевсом.
В память этого примирения справляется праздник Дедалы, потому что древние называли деревянные изображения дедалами.
По моему мнению, они так назывались ещё раньше, чем Дедал, сын Паламаона, жил в Афинах. Я думаю, что ему самому дали такое прозвище лишь впоследствии, от названия этих дедалов, а не то, чтобы оно было присвоено ему с первого же дня рождения".
Раз уж нам встретилось упоминание праздников Дедалы, то приведу их описание по Павсанию.
Малые Дедалы
"Этот праздник - Дедалы - платейцы справляют каждый седьмой год, как рассказывал мне один местный эксегет, но в действительности празднования совершаются в более короткие сроки. Несмотря на моё желание точно рассчитать время, протекающее между одними и другими Дедалами, я никак этого сделать не мог. Этот праздник справляется так. Недалеко от Алалкомен есть густой дубовый лес. Там растут самые большие во всей Беотии стволы дубов. В этот лес приходят платейцы и раскладывают куски варёного мяса. На остальных птиц они не обращают никакого внимания, но за воронами - а они обычно сюда прилетают - они следят очень внимательно; и когда одна из этих птиц схватит кусок мяса, они смотрят, на какое дерево она сядет. И то дерево, на которое она сядет, они срубают и делают из него дедал; дедалом и ксоаном они одинаково называют деревянное изображение.
Этот праздник, который они называют Малыми Дедалами, платейцы справляют только одни".
Великие Дедалы
"Праздник же Великих Дедалов вместе с ними справляют и все беотийцы. Они бывают один раз в шестьдесят лет. Говорят, что этот праздник не справлялся столько лет, сколько платейцы были в изгнании. <К этому времени> у них бывает готово четырнадцать ксоанов, изготовляемых из года в год во время Малых Дедалов. Эти изображения по жребию распределяются между платейцами, коронейцами, феспийцами, жителями Танагры, Херонеи, Орхомена, Лебадии и Фив; эти последние сочли нужным примириться с платейцами и принять участие в общем собрании; они тоже отправляют посольства для принесения жертв во время Дедалов. Всё это они делают с того времени, как Кассандр, сын Антипатра, восстановил Фивы. Те же города, которые меньше и являются менее важными, получают <эти изображения> в складчину. Украсив изображение, <они доставляют его> к реке Асопу и, поставив на повозку, сажают туда и дружку невесты. Затем представители города вновь бросают жребий - в каком порядке им совершать эту торжественную процессию. А затем они двигаются с повозками от реки на самую вершину Киферона. На вершине этой горы у них сооружён жертвенник. Этот жертвенник они делают следующим образом: они кладут деревянные четырёхугольные брусья, складывая их друг с другом так, как если бы они возводили сооружение из камней, и, сложив их до определенной высоты, они накладывают хвороста. Города и их уполномоченные - каждый за свой город - приносят в жертву Гере корову и быка Зевсу и сжигают эти жертвы на алтаре, наполнив их вином и фимиамом, а вместе с ними и дедалы; из частных лиц, богатые приносят то же, что и города, а менее богатым можно приносить жертвы из мелких животных. Но все жертвы без различия должны быть сожжены. Вместе с этими жертвами огонь охватывает и самый жертвенник и его уничтожает. Я сам видел, как поднимается очень сильное пламя, видимое очень издалека".
Кассандр (355-297) - старший сын Антипатра (397-319), одного из диадохов; царь Македонии с 309.
Теперь я позволю себе привести несколько примеров древних изображений некоторых основных богов греческого пантеона.
В городе Сикион, который находится на северо-востоке Пелопоннеса, Павсаний увидел, что
"За святилищем Арата находится жертвенник Посейдону Истмийскому; тут же статуя Зевса Мейлихия (Милостивого) и Артемиды, называемой “Отеческой”; обе эти статуи сделаны без всякого искусства: статуя Зевса Мейлихия похожа на пирамиду, а статуя Артемиды - на колонну..."
Впрочем, недалеко от этих древних изображений можно было видеть, что
"На площади же под открытым небом стоит медная статуя Зевса, работы Лисиппа, а рядом с ней - вызолоченная статуя Артемиды".
Арат Сикионский (271-213) - государственный деятель; один из главных руководителей Ахейского союза с 245 года до Р.Х.
Плутарх в одном из сохранившихся фрагментов также утверждает, что Гера, Афина и Аполлон сначала почитались в виде деревянных истуканов - ксоанов.
В том же Сикионе Павсаний обнаружил развалины древнего храма, о котором рассказал кое-что интересное:
"Поблизости находится храм Аполлона Ликийского (Хранителя от волков), уже весь разрушенный и не представляющий уже ничего замечательного. Когда волки у них стали нападать на стада, так что сикионцы не получали никакой выгоды от своих стад, бог указал им некое место, где лежало сухое дерево, и повелел им кору этого дерева, смешав с мясом, бросить этим диким волкам. И как только волки попробовали этой коры, они отравились; это дерево лежало в храме Аполлона Ликийского; а что это было за дерево, этого не знали даже эксегеты из сикионцев".
Экзегеты - это толкователи древних текстов, пророчеств, известий и пр.
Если в Сикионе Зевса почитали в виде каменной пирамиды, то в Аркадии, на горе Ликей - в виде колонны.
Павсаний пишет:
"Среди других чудес горы Ликея вот какое является самым большим. На ней есть священный участок Зевса Ликейского; людям вход туда воспрещён. Если кто преступит этот закон и войдет туда, то ему невозможно уже прожить больше года. Рассказывают ещё следующее: попавшие в середину этого участка, всё равно, кто бы они ни были, животные или люди, не отбрасывают там тени, поэтому, если зверь, спасаясь, убегает в этот священный участок, то охотник не следует за ним сюда, а остается за его пределами, и, когда он смотрит на зверя, он не видит от него никакой тени...
На самой главной вершине горы есть земляная насыпь — это жертвенник Зевса Ликейского, и с неё виден почти весь Пелопоннес. Перед жертвенником с восточной стороны стоят две колонны, а на них позолоченные орлы, сделанные в очень древние времена. На этом жертвеннике приносят жертвы Зевсу Ликейскому втайне".
Климент Александрийский дополняет наши сведения и о видах древних изображений, и конкретно - о Гере:
"...древние люди устанавливали брёвна, которые были отовсюду хорошо видны, и воздвигали каменные колонны. Их называли “ксоанами”, что значит “тёсаные”, ибо их вытёсывали из того или иного материала. Идол... Геры Киферонской в Теспиях [был] – срубленным пнём, а Геры Самосской, как говорит Этлий, сначала был доской, позднее же, при архонте Проклее, приобрёл человеческий облик. Когда же ксоаны стали изготавливаться по образу и подобию человека, они получили название “бретов” от слова “bροτοί” – “смертные”".
Этлий Самосский ( V-IV вв. до Р.Х.) - греческий писатель, автор сочинения “Самосские летописи”.
Прокл - вероятно, афинский стратег 427-426 гг. до Р.Х.
Павсаний, описывая классические статуи, мог мимоходом отметить и древний идол. Так он сообщает (I, 44), что в Мегарах
"Если спускаться с площади той дорогой, которую называют “Прямой”, то по правую руку будет храм Аполлона Простатерия (Защитника); его можно найти, немного свернув с дороги. В нём стоят статуя Аполлона, достойная осмотра, Артемиды и Латоны и другие изображения... причем Пракситель создал группу: “Латона и её дети”.
В древнем гимнасии, недалеко от ворот, называемых Нимфадами (Воротами нимф), есть камень в виде небольшой пирамиды, его они называют Аполлоном Карнейским".
Это далеко не единственное место, где Павсаний упоминает о камнях, которым поклонялись в качестве богов. При описании Беотии Павсаний отмечает, например (IX. 27), что
"Из богов феспийцы больше всех издревле чтут Эрота; у них есть древнейшее изображение в виде необделанного камня".
Я позволю себе привести ещё несколько примеров о почитании обычных камней.
Вот при путешествии по Беотии Павсаний отмечает (IX, 24):
"Если от Коп пройти налево стадиев двенадцать, то будут Ольмоны, а от Ольмон, стадиях в семи, расположен Гиетт; оба эти местечка и теперь, да и раньше в древности были простыми поселками. В Гиетте есть храм Геракла; болящие могут тут найти исцеление. Статуя его, без всякой отделки, сделана по древнему обычаю - в виде грубого камня".
При описании той же Беотии Павсаний отмечает (IX, 38):
"В Орхомене воздвигнут храм и Дионису, но самым древним храмом является храм Харит. Больше же всего орхоменцы почитают <простые> камни и говорят, что при Этеокле они упали с неба; а статуи, сделанные по всем правилам искусства, они воздвигли уже в моё время; эти статуи тоже из камня".
Возможно, почитание камней началось с почитания метеоритов.
Напомню, что Этеокл - это сын Эдипа, брат Антигоны и Полиника.
Наиболее полно о почитании богов в виде камней Павсаний сообщает при посещении города Фары в Ахайе (VII, 22). Однако так как при описании местных достопримечательностей он описывает и работу предсказаний, то я позволю себе привести весь отрывок целиком (возможно, некоторым из читателей это будет тоже интересно):
"Около реки [Пиер] есть платановая роща; большинство деревьев от старости пусто в середине и достигает таких размеров, что внутри такого дупла можно обедать, а кому это захочется, - и спать там.
Окружность площади в Фарах очень большая, она устроена в старинном стиле. Посредине площади стоит мраморная статуя Гермеса с бородой; эта статуя в виде четырёхугольной колонны, стоящей прямо на земле, небольшой величины. Есть на ней и надпись, что её посвятил мессенец Симил. Этот Гермес называется Агореем (Рыночным); возле него устроено прорицалище.
Перед статуей находится жертвенник, тоже из мрамора; к этому жертвеннику прикреплены свинцом медные светильники. Желающий получить предсказание от бога приходит к вечеру, делает на жертвеннике воскурение ладаном; затем, наполнив светильники маслом и зажегши их, кладет на жертвенник направо от статуи местную монету - она называется халк (медяк) - и шепчет на ухо богу тот вопрос, с которым он сюда явился. После этого он уходит с площади, заткнув уши. Уйдя за пределы площади, он отнимает руки от ушей, и то слово, которое он услышит, он считает ответом бога. Такого же рода гадание есть и у египтян в храме Аписа.
В Фарах есть священный источник; имя ему - ключ Гермеса; в нем не ловят рыб, считая их посвященными богу.
Совсем рядом со статуей бога находятся четырехугольные камни, числом около тридцати; жители Фар почитают их, давая каждому из них имя какого-нибудь бога.
В более древние времена и у всех остальных эллинов божеские почести воздавались вместо статуй необделанным камням".
Аполлоний Родосский (295-215) в своей “Аргонавтике” тоже упоминает о поклонении божеству в виде камня:
"После того все вместе отправились к храму Ареса,
Чтобы в жертву овец принести. Там алтарь обступили
Быстро. Был он вне не покрытого крышею храма
Сложен из гальки, внутри был чёрный камень положен,
Перед которым встарь амазонки давали обеты".
Этим примером я закончу рассмотрение камней, которым поклонялись греки, и в следующем очерке мы ознакомимся с описанием известных ксоанов, в основном, сделанных из дерева.