Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

227_Из жизни (и мифов) Древнего мира


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
69 ответов в теме

#61 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 15 Июль 2016 - 07:27

“Не выноси!”

В Древней Греции возле популярных святилищ часто возводили гостиницы с пиршественными залами. В таких залах после совершения обряда жертвоприношения происходили священные трапезы, которые воспринимались греками как совместные трапезы людей и богов.
Во время этих трапез строго соблюдалось правило “Не выноси!” – за пределы священной территории нельзя было вынести ни кусочка такой жертвенной трапезы.
Позднее правило “Не выноси!” стало просто правилом хорошего тона на любых совместных трапезах, и уже Плутарх писал:

"Постараться унести с собой что-нибудь из угощения, было бы проявлением крайней невоспитанности".

Вместе с тем появились и блюда, которые готовились специально для того, чтобы гости могли унести их с собой в качестве гостинца.


Разделение Гомеровых поэм

В настоящее время сочинения Гомера “Илиада” и “Одиссея” разделены на 24 песни каждая. Однако такое разделение великих поэм произошло только в III веке до Р.Х., и осуществили его учёные Александрийской Библиотеки. Чаще всего эту честь приписывают Зенодоту Эфесскому (325-260). До этого существовало произвольное разделение гомеровских поэм на части в соответствии с их содержанием.
Различные древние авторы упоминают о таких известных частях, как “Каталог кораблей”, “Поединок” или “Передачу скипетра”. У Геродота упоминаются “Подвиги Диомеда” (это VI песнь “Илиады”, начиная с 289 стиха и далее).
С 468 стиха XVIII песни “Илиады” начиналась часть под названием “Изготовление оружия”, в которой даётся описание знаменитого щита Ахилла, изготовленного для него самим Гефестом.


Герои пируют сидя

Кстати, когда у Гомера военачальники пируют в шатре Агамемнона, то они соблюдают все правила приличия, да и пируют они сидя, как и положено героям.
Когда на таком пиру поссорились Ахилл и Одиссей, то предводитель ахейского войска Агамемнон только “веселился в душе”: ведь они спорили об очень важном вопросе – хитростью или силой следует брать Трою.
Даже пьяные женихи в “Одиссее” всего лишь запустили в незваного старика окороком (воловьей ногой), но Ктесипп тогда ещё не знал, что этим оскорбляет Одиссея, хозяина дома, в котором он пировал.
Совсем иную картину пиров можно найти в сочинениях Эсхила и Софокла.


На пирах в Македонии

При дворе Александра Македонского поэмы Гомера был и большом почёте, поэтому сам царь и его гости всегда пировали сидя, подражая древним героям.
Однажды Александр устроил пир для 6000 (шести тысяч!) своих офицеров и рассадил их на серебряных стульях и ложах, застеленных красивыми плащами пурпурового цвета.
Отметим, что в Македонском царстве никому не разрешалось возлегать за столом: это позволялось только герою, который один на один убивал только копьём дикого вепря без сетей и других вспомогательных средств.


Другие таланты Софокла

Известный драматург Софокл (496-406) в молодости был очень красив и ещё с детских лет весьма искусно танцевал и музицировал на различных инструментах.
Рассказывают, что после победы при Саламине (480 г. До Р.Х.) он намазался оливковым маслом и плясал под звуки кифары вокруг только что сооружённого трофея. Одни говорят, что он танцевал обнажённым, другие говорят – в плаще.
Позднее, при постановке своих пьес Софокл часто использовал своё мастерство. Так при постановке пьесы “Фамир” Софокл лично играл на кифаре, а при постановке “Навсикаи” – отлично играл в мяч.


Танцующий Сократ

В египетском городе Мемфисе в честь богини Баст или бога Аписа устраивали специальные пляски, которые сопровождались пением гимнов.
Ксенофонт (444-355) утверждал, что Сократ (469-399) обожал эту Мемфисову пляску, и его часто можно было застать танцующим. Своим друзьям и ученикам Сократ говорил, что пляска – это гимнастика для всех членов тела.


Движения Феофраста

Историк Гермипп (III век до Р.Х.) рассказывал, что знаменитый философ Феофраст (372-287) обычно приходил в Перипат (“крытая галерея для прогулок”) точно в назначенное время. Он всегда был умащён, тщательно одет и причёсан. Усевшись, Феофраст начинал свою лекцию, которую сопровождал всеми необходимыми по случаю движениями тела и лица. Когда однажды он изображал лакомку, то высунул язык и облизнулся.


Новшества Эсхила

Драматург Эсхил (525-456) облагородил сценические костюмы, привнеся в них величавость и благопристойность. Он также придумал множество новых танцевальных фигур и лично обучал им хоры при постановке своих пьес.
Перипатетик Хамелеонт (IV-III в. до Р.Х.) утверждал, что Эсхил первым, без помощи постановщика танцев, научил хор нужным фигурам, которые сам же и придумал. И Аристофан (444-385) выводит в своей комедии такого же Эсхила:

"Хорам разрабатывал сам я фигуры".

Говорят, что Эсхил даже часто играл в своих пьесах.


Вино вдохновляет только гения

Тот же Хамелеонт утверждал, что Эсхил при сочинении своих пьес регулярно вдохновлялся вином. Недаром ещё раньше Софокл говорил об Эсхиле:

"Если он и сочиняет как следует, то бессознательно".

Попробуйте в пьяном виде сочинить подобные шедеры!
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#62 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 18 Июль 2016 - 14:19

Среди большого многообразия боевых наград в Древнем Риме наиболее почётными считались различные венки.
Рассмотрим наиболее известные из них.


Триумфальный венок

посылался победоносным полководцам, удостоенным триумфа, от имени армии (значительно реже от имени народа или Сената). Первоначально его делали из лавра, но во времена поздней Республики триумфальный венок стал изготавливаться из золота, а сверху на него накладывался лавровый триумфальный венок. Лавровые триумфальные венки получили от своих армий Юлий Цезарь и Август.
Во время Империи провинции стали присылать триумфатору подарочные триумфальные венки, изготовленные, разумеется, из золота.


Осадный венок

Вторым по значимости в Риме считался осадный венок, которым награждался полководец, освободивший римских граждан от вражеской осады. Такой венок был самой редкой наградой в римской армии.
Этот венок изготавливали из трав, цветов и сорняков, которые росли на месте осады.
Плиний Старший утверждал, что в этой награде содержится указание на древний обычай, по которому атлет, проигравший состязание, срывал на том же лугу горсть травы и вручал её сопернику в знак победы.
О самом травяном венке Плиний Старший писал:

"Не было венка почётнее травяного... Он же назывался и венком за освобождение от осады, - когда освобождался от осады и избавлялся от позорной гибели весь военный лагерь...»


Известно, что таким травяным венком были награждены только Марк Курий Дентат (320-270), Публий Деций Мус (?-340), Квинт Фабий Максим Кунктатор (?-203), Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский (Младший, 185-129), военный трибун Марк Кальпурний Фламма, центурион Гней Петрей из Атины, а также Сулла и Август.

Квинт Фабий Максим (275-203) по прозвищу Кунктатор (Медлительный) был в 217 году до Р.Х. назначен диктатором для ведения войны с Ганнибалом. Начальником конницы у него был Марк Минуций Руф, который всячески интриговал против своего полководца из-за его тактики выжидательной и изматывающей противника войны. В конце концов, Сенат разделил армию пополам и наделил обоих полководцев равными правами.
Вскоре войско Минцуция было осаждено в своём лагере солдатами Ганнибала, и только подоспевший вовремя Квинт Фабий сумел спасти армию своего коллеги. После этого Минуций признал главенство Квинта Фабия и беспрекословно подчинялся ему во время боевых действий, а Сенат наградил за этот подвиг Квинта Фабия почётным травяным венком.
Марк Минуций Руф погиб в битве при Каннах в 216 году.

Военный трибун Публий Деций в 343 году во время Первой Самнитской войны был со своим отрядом окружён противником и его лагерь осадили враги. Во время ночной вылазки Публий Деций со своими разведчиками перебил охранников и сумел вывести свой отряд на соединение с армией консула Авла Корнелия Коссы.

В 102 году до Р.Х. во время войны с кимврами римская армия под командованием консула Квинта Лутация Катула оказалась на очень неудачной позиции. Во время переправы через реку Эч, один из легионов, прикрывавший передислокацию римских сил, оказался отрезанным от остальной армии. Командовавший легионом военный трибун уже собирался сдаться врагу, но центурион Гней Петрей из Атины убил труса, возглавил легион и сумел прорваться через вражеское оцепление для соединения с главными силами римлян.
Гней Петрей не только не был наказан за убийство римского гражданина, но получил в награду почётный травяной венок.

Во время Первой Пунической войны военный трибун Марк Кальпурний Фламма набрал отряд из трёхсот добровольцев и атаковал с ними холм, занятый противником, чтобы снять блокаду с римской армии. Он так воодушевлял своих солдат перед боем:

"Умрём и смертью своей выручим легионы, попавшие в окружение».



Гражданский венок

Следующим по значимости был гражданский венок, которым награждался римлянин, спасший другого гражданина во время сражения.
Этот венок делали из дубовых листьев, и он вручался спасённым гражданином герою в знак обретения жизни.
Первоначально считалось, что человек, спасший гражданина, должен был убить врага и не оставить свою позицию. Однако, когда Тиберия спросили, может ли принять гражданский венок тот, кто спас в сражении гражданина и тогда же убил двух врагов, но не удержал место, на котором сражался, принцепс в ответ написал, что такой человек тоже достоин гражданского венка. Ведь он спас римского гражданина из такого трудного места, что его нельзя было удержать, даже храбро сражаясь.
Бывший консул и цензор Луций Гелий предложил в Сенате наградить гражданским венком от имени народа Республики консула Цицерона за его роль в раскрытии заговора Катилины.


Стенной и лагерный венки

Стенным венком полководец награждал того солдата, кто первым взошёл на крепостную стену и силой прорвался во вражеский город. Такой венок украшался изображением стенных башен.
Одной из разновидностей стенного венка был лагерный или валовый венок. Этим венком полководец награждал воина, который первым ворвался во вражеский лагерь. На таком венке было украшение в виде лагерного вала из частокола.


Ростральный венок

Намного меньше мы знаем про морской или ростральный венок. Многие исследователи полагают, что морской венок вручался матросу или воину, который первым взобрался на борт вражеского судна в победном сражении. Однако сохранившиеся свидетельства позволяют говорить о том, что такой венок, изготовленный из золота, вручался одному из старших офицеров флота после победы в сражении.
Мы знаем, что ростральным венком были награждены Марк Варрон (116-27) Помпеем после войны с пиратами в 67 году до Р.Х. и Марк Випсаний Агриппа (63-12) Августом после победы над Секстом Помпеем (67-35) в 36 году до Р.Х.
Ростральный венок украшался изображениями носов кораблей.


Овационный венок

изготавливали из миртового кустарника; им украшали себя полководцы, которые торжественно входили в город (а не въезжали на колеснице), но получили право лишь на малый триумф или, иначе, овацию. Овацию, а не триумф, Сенат назначал в следующих случаях: когда война не была объявлена по всем правилам и велась с противником, не имеющим права ведения войны; звание врагов было низким и недостойным, как у рабов и пиратов; когда после внезапной капитуляции приходит легкая и бескровная победа. Римляне полагали, что этой легкости подобает листва Венеры (т.е. мирт), поскольку это будет не Марсов, но некий Венерин триумф.
Некоторые источники позволяют говорить о том, что полководец, получивший овацию, мог въехать в город верхом на коне.
Когда в 71 году до Р.Х. Марк Красс (115-53) вернулся с овацией после войны с беглыми рабами Спартака, он от миртового венка высокомерно отказался и позаботился с помощью [своего] влияния провести решение Сената о том, чтобы быть увенчанным лавром, а не миртом.


Масличный венок

Существовал в Риме ещё масличный (или оливковый) венок, который вручался лицам, которые помогали полководцу достигнуть триумфа, но сами могли и не присутствовать на поле сражения.

Некоторых полководцев, правда, уже во времена Империи, иногда награждали комбинированными венками. Такой венок мог содержать в себе характерные признаки, например, стенного и рострального венков.


Злоупотребление венками

Следует сказать, что некоторые полководцы злоупотребляли (разумеется, не бескорыстно!) раздачей различных боевых венков в рамках своих полномочий.
Известно, что Марк Фульвий Нобилиор (консул 189 года до Р.Х.) во время войны в Испании против местных племён в 193-192 гг. за взятки очень щедро награждал своих солдат и офицеров боевыми венками по самым ничтожным поводам. Воин мог получить венок за несение охранной службы на лагерных стенах или за участие в усердном копании рва вокруг лагеря.
Марк Порций Катон Старший (234-149) гневно упрекал в Сенате этого Фульвия:

"Кто видел, чтобы кто-либо был награжден венком, когда не был захвачен город или сожжён лагерь врагов?"

Возможно, именно по этой причине Фульвий по возвращении в Рим был удостоен всего лишь овации несмотря на все свои довольно значительные победы.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#63 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 15 Сентябрь 2016 - 13:16

Где ты был, Цицерон?

Когда после своей квестуры на Сицилии Цицерон вернулся в Рим, он думал, что город полнится рассказами о его славных деяниях на благо Республики. Встретив одного из своих друзей, Цицерон спросил, как в Риме оценивают его деятельность на Сицилии. В ответ он услышал:

"Погоди, Цицерон! А где же ты был всё последнее время?"



Ошибочная шутка

Хотя Публий Корнелий Сципион Назика Серапион (до 154-111, консул 111) редко выступал публично, он обладал специфическим чувством юмора, что иногда приводило к недоразумениям. Валерий Максим пишет, что Сципион Назика

"во время выборов в эдилы, по обычаю кандидатов очень крепко пожимая некоему крестьянину руку, загрубевшую от трудов, в шутку спросил, не имеет ли тот привычки ходить на руках. Эти слова, подхваченные теми, кто стоял рядом, услышал народ, что стало причиной поражения Сципиона: ведь все сельские трибы, сочтя, что он насмехается над их бедностью, обратили свой гнев против его злоречивого остроумия".



Стойкость Метелла Нумидийского

В 100 году до Р.Х. во время обсуждения в Сенате аграрного закона Сатурнина о наделении ветеранов Мария землёй, открыто против него выступил только знаменитый полководец Квинт Цецилий Метелл Нумидийский (консул 109 года и цензор 102 года). Он считал, что принятие подобного закона слишком усиливает влияние Мария в Республике, и не только голосовал против принятия этого закона, но и отказался присягать этому закону после его продавливания в Сенате.
Друзьям он говорил:

"Дурной поступок – это подлость; поступить хорошо, ничем при этом не рискуя, может всякий, но лишь доблестному мужу присуще поступать хорошо, невзирая на риск".

Метелл был изгнан врагами из Рима, и смог вернуться лишь через два года.


Такой шум!

Во время войны с кимврами (113-101 гг. до Р.Х.) Марий за доблесть в сражениях даровал права римского гражданства целым двум когортам (это от 700 до 1200 человек) небольшого города Камерия.
В ответ на упрёки сенаторов за подобную щедрость и за нарушение закона, Марий ответил:

"Грохот оружия заглушал голос законов! А в такое время скорее следовало защищать законы, чем в них вслушиваться".



Триумф погонщика мулов

Публий Вентидий Басс был единственным римским полководцем, который в 38 году до Р.Х. одержал победы в четырёх битвах с парфянами и полностью очистил от них всю Сирию. Этот Вентдий происходил из маленького городка Аускул, в молодости был погонщиком мулов и готовил повозки для римских магистратов. Во время гражданской войны он был сторонником Цезаря, а в 43 году стал консулом-суффектом на конец этого года. Римляне долго насмехались над этим назначением различными надписями, вроде этой:

"Сбегайтесь, все авгуры и гаруспики!
Случилось ныне чудо небывалое:
Ведь мулов прежде чистивший стал консулом".

О его происхождении римляне не забыли и во время триумфа за победы над парфянами. Формально Вентидий не имел на него права, так как главнокомандующим был Марк Антоний, не принимавший участия в боевых действиях против парфян и отказавшийся от своего триумфа.


Не оглядывайся на бегу

Когда Гай Помпоний (будущий консул-суффект 75 года) стал слишком хвастаться своей раной на лице, полученной в столкновениях со сторонниками народного трибуна Сульпиция, Цезарь Страбон, претендовавший на консульское звание 87 года, пошутил:

"Когда убегаешь, ни в коем случае не оглядывайся".

Публий Сульпиций (124-88) – народный трибун 88 года. Гай Юлий Цезарь Страбон Вописк (126-87) - сенатор.


Хорошие рыбы

Когда Сулла отдыхал со своей армией в Афинах, он прогуливался как-то по берегу моря. Встреченная им группа рыбаков преподнесла проконсулу в подарок несколько великолепных рыб. Обрадованный подарком Сулла узнал, что рыбаки из городка Галеи, и пошутил:

"Неужели кто-то из галейцев ещё жив?"

Рыбаки онемели от ужаса, так как в 85 году до Р.Х. после битвы у Орхомена Сулла приказал разрушить три беотийских города – Анфедон, Ларимну и Галеи.
Сулла понял, что переборщил, улыбнулся рыбакам и сказал, что заступники, с которыми они к нему пришли, неплохи и заслуживают внимания.
После этой встречи галейцы осмелели и начали возвращаться в свой город.


Дом стеклянный у него

Народный трибун 91 года до Р.Х. Марк Ливий Друз многими римлянами считался неподкупным и благородным человеком. Однажды некий архитектор предложил ему за пять талантов спроектировать такой дом, чтобы туда не могли заглядывать соседи.
Друз ответил:

"Возьми десять и сделай весь мой дом прозрачным, чтобы граждане видели мою каждодневную жизнь!"


Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#64 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 16 Январь 2017 - 08:41

Дар Сократу

У Сократа был ученик по имени Эсхин, который стал философом, а потом основал школу риторики.
Просьба не путать данного Эсхина со знаменитым оратором IV века до Р.Х., который был соперником самого Демосфена.
Наш Эсхин был довольно бедным человеком, а ведь каждый ученик философа приносил ему обычно довольно большое вознаграждение — сообразно со своим достатком.
Эсхин нашёл своё положение безвыходным и подошёл к Сократу с такими словами:

"Я ничего не нахожу достойного тебя, что мог бы тебе дать, и в этом одном отношении сознаю себя бедняком. Посему вручаю тебе одно, что имею: себя самого. Прошу тебя благосклонно принять этот дар, каков бы он ни был, и подумать, что ведь другие, хотя и давали тебе много, но ещё более оставляли себе".

Сократ нашёл достойный ответ:

"Разве ты не сделал мне дорогого подарка, – если только сам не ценишь себя низко? Посему я позабочусь о том, чтобы возвратить тебя самому тебе лучшим, чем взял".



Не отвергай дары!

После того, как Александр Македонский одержал свои блистательные победы на Востоке и стал владыкой полумира, большинство греческих полисов стало воздавать царю божественные почести. Жители Коринфа тоже отправили своих послов к Александру и предложили ему в дар свой город.
Когда Александр, владыка мира, высмеял этот подарок, один из послов сказал царю:

"Мы никому другому никогда не дарили своего города, кроме тебя и Геракла".

Тогда Александр устыдился своих слов, охотно принял предложенную ему почесть, а послов щедро угостил и обласкал.
Но при этом он задумался о том, кому коринфяне прежде дарили свой город.


Дар, приличный дарителю

В другой раз Александр Македонский решил за какую-то услугу отблагодарить одного человека и предложил ему в дар какой-то город. Тот испугался, что приняв такой дар он станет предметом лютой зависти со стороны окружающих, и ответил Александру, что ему неприлично такое богатство.
Александр рассердился:

"Я ищу не того, что прилично тебе принять, а того, что мне прилично дать".



Что лучше, и от кого?

Гай Саллюстий Крисп Пассиен (?-47), родственник историка Саллюстия и консул 44 года, был весьма уважаемым человеком в Римской империи, а его имя встречается у Тацита, так как он оказался в родственных отношениях с императорской фамилией.
Этот Крисп Пассиен часто говорил, что от одних он лучше бы выслушал суждение, чем получил от них благодеяние, а от других — лучше благотворение, чем суждение. Он пояснял свою мысль следующим образом:

"От Божественного Августа я лучше желаю получить суждение, а от Клавдия — благодеяние".



Кунктатор о благодеянии

Римский сенатор Квинт Фабий Максим [Веррукоз], получивший посмертное прозвище Кунктатор (Медлительный), был одним из самых замечательных людей Римской республики. Перечислю только его самые значимые должности, пятикратный консул, цензор, дважды диктатор, понтифик, дуумвир, легат и пр.
Он говорил, что благодеяние, оказанное суровым человеком с грубостью и пренебрежением, можно сравнить с чёрствым как камень хлебом, который голодающему принять необходимо, но есть тяжело.


Помощь бедному

У философа Аркесилая (315-241) был друг, очень бедный человек, который всячески скрывал свои стеснённые обстоятельства. Но однажды этот друг тяжело заболел, и у него не было средств даже на самые необходимые лекарственные средства, но он никому в этом не признавался.
Тогда Аркесилай тайком положил ему под подушку мешочек с монетами, чтобы его стыдливый друг лучше нашёл то, в чём имел нужду, чем получил это по просьбе.


Отвергнутый дар

По сообщению философа Гекатона Родосского, Аркесилай однажды отверг деньги, который предложил ему ученик, чтобы таким поступком молодой человек не оскорбил своего скупого отца-домохозяина.


Золотой башмак

Гай Калигула (12-41, цезарь с 37) как-то приговорил к смерти одного консуляра, но по просьбе своих друзей решил помиловать осуждённого.
Когда последний стал униженно благодарить цезаря, Калигула протянул ему для поцелуя свою левую ногу. Тому не оставалось ничего иного для сохранения жизни, как поцеловать протянутую ногу, но он поцеловал только драгоценный башмак цезаря, сделанный из золота и украшенный жемчужинами.
Придворные подхалимы сразу же стали оправдывать Калигулу, заявляя, что цезарь лишь хотел похвастаться новой обувью. Они же говорили, что нет ничего унизительного в том, если бывший консул не нашёл для поцелуя на ноге более чистого места, чем золотой башмак.


Соразмерность дара

Антигон II Донат (319-239) царствовал в Македонии с 277 года до Р.Х. Однажды некий киник попросил у Антигона талант, на что царь ответил, что талант намного больше того, что следует просить кинику, проповедующему бедность. Тогда киник попросил хотя бы денарий, но Антигон ответил, что это значительно меньше того, сколько прилично дать государю.
Впрочем, иногда этот анекдот относят к Антигону I Одноглазому (382-301, царь Македонии с 306).


Отвергнутые Грецином дары

Сенатор Юлий Грецин (?-41) был казнён Калигулой за то, что отказался выступить обвинителем сенатора Марка Силана (14-54), которого сам же цезарь называл "золотой овечкой".
Однажды друзья собирали для Юлия Грецина деньги, чтобы компенсировать ему часть расходов, издержанных сенатором на организацию зрелищ для римского народа. Однако Грацин отказался принять деньги от Павла Фабия Персика [точнее, Перса], консула 34 года, который пользовался дурной репутацией. Когда Грацина стали упрекать за это, он ответил:

"Могу ли я принять благодеяние от человека, от которого не могу принять заздравного тоста?"

Когда же Луций Рубелий Гемин, консул 29 года, прислал ему ещё большую сумму и убеждал принять её, то Грацин ответил:

"Прошу извинить меня, но я не принял и от Персика".



Вовремя позабавил

Гай Фурний, консул 17 года до Р.Х., умолял Августа помиловать своего отца, тоже Гая Фурния, и добился расположения цезаря, когда сказал:

"Ты, Цезарь, обижаешь меня только тем, что заставляешь жить и умереть неблагодарным".

Август рассмеялся, простил отца Гая Фурния и даже назначил того консулом на 29 год до Р.Х.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#65 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 11 Октябрь 2017 - 10:04

Фокион и Демад


Не как все
Афинянин Фокион (398-318 гг. до Р.Х.) прославился своей неподкупностью, тактом и воинским искусством, недаром его избирали стратегом 45 раз.

Однажды афиняне получили оракул о том, что среди них есть один человек, который мыслит не так, как все. На собрании возмущённые граждане стали кричать, что надо обнаружить его.
Фокион вышел и сказал, что это он, так как только он один недоволен всем, что говорит и делает большинство.


Приглашение на пир
Однажды группа афинян устроила пирушку после какого-то жертвоприношения. Напомню, что пировали афиняне обычно вскладчину. Пирующие стали громкими криками призывать проходившего мимо Фокиона внести свою долю расходов и присоединиться к ним. Фокион же указал на своего спутника и ответил:

"Стыдно было бы мне давать вам, не возвращая долга вот этому Калликлу!"



Два друга Антипатра
Македонский наместник Антипатр (397-319 гг. до Р.Х.) даже говорил, что у него в Афинах есть всего два друга – Фокион, который ничего не берёт, и Демад, которого ничем не насытить.


Диалог о судьбе
Враждовавший с ним Демосфен (по другой версии Демад) однажды сказал Фокиону:

"Афиняне тебя прикончат".

Фокион спокойно ответил:

"Да, если сойдут с ума. А тебя – если возьмутся за ум".



Где же ещё?
В Афинах арестовали и присудили к смертной казни за ложный донос профессионального сикофанта Аристогитона. Когда тот ожидал в темнице исполнения приговора, Фокион решил навестить осуждённого. Друзья стали отговаривать Фокиона, так как не хотели отпускать его к негодяю, но Фокион обезоружил их:

"Оставьте! Где, как не тюрьме, мне приятнее всего разговаривать с Аристогитоном?"



Кому доверяют союзники
Во время борьбы с македонским царём Филиппом II (382-336, правил с 359) афиняне послали стратега Харета с войском на помощь союзному городу Византию, однако те не впустили афинское войско в город. Народное собрание стало гневно осуждать поступок жителей Византия, но Фокион сказал:

"Негодовать надо не на союзников, которые не доверяют, а на стратегов, которым не доверяют".

Тогда граждане Афин избрали Фокиона стратегом и отправили его с тем же поручением. Однако жители Византия очень хорошо знали Фокиона, впустили его с войском в город, и Филипп II вынужден был отступить.


Совет гражданам
Когда Александр Македонский потребовал от афинян корабли, афиняне обратились за советом к Фокиону: как им следует поступить?
Фокион ответил:

"Советую вам или быть сильными, или дружить с сильными".



Сколько стратегов!
Когда македоняне вторглись в Аттику, Фокион собрал всех способных носить оружие граждан и двинулся им навстречу. Множество граждан сопровождало афинское войско, которые давали советы Фокиону, что следует занять такой-то холм или поставить там-то отряд.
Фокион вскоре не выдержал:

"Великий Геракл! Как много у меня стратегов и как мало бойцов!"

Впрочем, на этот раз афиняне победили, а Фокион лично убил македонского военачальника Никиона.


Флот или раздача?
Афинянин Демад (380-318 гг. до Р.Х.) известен тем, что был врагом и Демосфена (384-322 гг. до Р.Х.), и Фокиона, и придерживался промакедонской ориентации.
Когда во время восточного похода Александра Македонского среди эллинов начались выступления против власти царя, то афиняне собрались было снарядить триеры для поддержки мятежников и обратились к Демаду с требованием выделить необходимые для снаряжения этого флота деньги.
Демад ответил присланным к нему делегатам:

"Деньги у вас уже есть; я приберегал их на праздник Хой, чтобы каждому из вас было выдано по полмины, но если вам предпочтительнее другое, распоряжайтесь своим достоянием, как хотите".

Когда об этом ответе Демада стало известно всем гражданам Афин, то они сразу же отказались от мысли о постройке кораблей в помощь мятежникам. Таким образом афиняне оказались невиновными перед Александром, когда его наместник в Элладе начал разбор полётов.

Праздник Хой – это весенний праздник винопития и поминовения усопших.
Мина – это 436,6 граммов серебра, которые равнялись 100 драхмам; то есть полмины было очень приличной денежной раздачей.


Короткие мечи
Когда Демад стал утверждать, что фокусники глотают именно лаконские мечи, так как они самые короткие, спартанский царь Агид Младший (он же Агис III, правил 338-331) возразил ему:

"Но лакедемонянам и их довольно, чтобы достать до врагов!"



На смерть царя Александра
Когда пришло извести о смерти Александра Македонского, Демад сказал:

"Теперь у македонян такое безначалие, что стан их похож на киклопа, у которого выкололи глаз".



Мнение Антипатра
О состарившемся Демаде наместник Антипатр говорил, что от него остались только желудок да язык.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#66 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 09 Январь 2018 - 14:05

В бой под флейты

Греческий историк Фукидид писал, что самые отважные и славные воины древнего мира, лакедемоняне, для создания правильного построения войск в бою использовали сигналы не рогов или труб, а мелодии флейтистами.
Он пишет в своей "Истории":

"И после этого началось сражение: аргосцы и союзники выступили вперёд стремительно и яростно, лакедемоняне же медленно и под музыку множества расставленных [в строю] флейтистов - не ради священнодействия, но чтобы выступать, шествуя согласно с ритмом, и чтобы не ломать строй, как обыкновенно случается при наступлении большого войска".



Пояснение Аристотеля

Объяснение этого обычая можно найти у Аристотеля в его труде под названием "Проблемы":

"Ведь неуверенность и страх менее всего согласуется с такого рода выступлением, и унылые и робкие чужды этому столь спокойному и благородному воодушевляющему ритму".

В другом месте Аристотель выражается ещё яснее:

"Почему, когда предстоит опасное дело, выступают под флейту? Чтобы распознать ведущих себя недостойно трусов".



Что читать на пирах?

В одной из сатир Марка Теренция Варрона (116-27) под названием "Не знаешь, что принесёт вечер" говорится:

"На пиру следует читать не всё и главным образом то, что в одно и то же время может быть полезно для жизни и приносить удовольствие, [причем] лучше, чтобы казалось, что и этого достаточно, чем будто слишком много".



Где следует вершить суд?

Однажды Сципион Африканский осаждал в Испании один сильно укреплённый город, который к тому же находился в труднодоступной местности. Город, снабжённый большими запасами продовольствия, имел к тому же очень сильный гарнизон, так что осада Сципиона и многочисленные штурмы долгое время не приносили никакого результата.
Однажды он в лагере вершил суд, и один из провинившихся солдат спросил его (так было принято по обычаю), в какой день и на какое место приказывает он явиться в суд.
Сципион указал рукой на акрополь осаждённого города и сказал:

"Послезавтра явитесь вон на то место".

Так всё и произошло: на третий день римляне взяли штурмом этот город. В тот же день на акрополе Сципион и разобрал то дело.

Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (235-183).


Даже немой заговорил

Эхекл, атлет с Самоса, долго был немым, но обрёл голос при необычных обстоятельствах. Во время неких священных игр между его командой и командой соперников была проведена нечестная жеребьёвка, и Эхекл заметил это мошенничество, когда был подброшен фальшивый жребий с именем. Это так возмутило атлета, что он громко закричал жулику, что он всё видел.
С тех пор до самой смерти Эхекл говорил вполне стройно и без запинки.


Жажда знаний

Философ Тавр рассказал о том, как сократик Евклид (или Эвклид) из Мегар был вынужден посещать уроки знаменитого мудреца.
Не следует путать данного Евклида со знаменитым математиком, который жил и преподавал лет на сто позже героя нашей истории.
Во время Пелопоннесской войны (431-404) соседние города Афины и Мегары оказались во враждебных лагерях. Тогда в Афинах издали указ, согласно которому, любого мегарца, оказавшегося в Афинах, следует немедленно казнить.
Тавр рассказывает:

"Тогда Эвклид, происходивший также из Мегар, который до этого постановления весьма часто бывал в Афинах и слушал Сократа, после того как декрет вошёл в силу, [стал действовать следующим образом]: к ночи, когда начинало смеркаться, облаченный в длинную женскую тунику, закутавшись в пёстрый плащ и покрыв голову платком (rica), он отправлялся из своего дома к Сократу, чтобы хотя бы на часть ночи сделаться участником его собраний и бесед, и на рассвете, одетый в то же платье, снова проходил обратно без малого двадцать миль".

Двадцать римских миль — это примерно 29-30 км. Вряд ли Эвклид ходил слушать Сократа каждую ночь.
Эту историю Тавр рассказал, чтобы обличить современных ему философов:

"А теперь можно увидеть, как философы добровольно бегут к дверям богатых юнцов, чтобы обучать [их], и сидят, ожидая до полудня, пока ученики не проспятся после ночной попойки".

Эвклид Мегарский (450—380 гг. до н. э.) — ученик Сократа, основал философскую школу в Мегарах.
Луций Кальвизий Тавр (II век до Р.Х.) - философ-платоник.
Rica — четырехугольный кусок ткани с бахромой по краям, который женщины надевали во время исполнения религиозных обрядов.


Метелл Нумидийский

После консульства Метелл стал командующим римской армией в войне с Югуртой. Он быстро навёл порядок в войсках и одержал несколько побед над противником в 108 году. Однако когда потребовалось продлить его полномочия на следующий год, против него начал интриговать Гай Марий, в пользу которого стал агитировать народный трибун Тит Манлий, рассказывая в народном собрании небылицы про Метелла, не брезгуя при этом и грязной клеветой.
Всё это сильно раздражало Метелла, который однажды не выдержал и выступил против Манлия:

"Теперь, граждане, что касается этого [человека]: поскольку он полагает, что возвысится, постоянно называя себя моим недругом, - он, которого я не принимаю ни как друга, ни как врага себе, - более о нём я говорить не собираюсь. Ведь я считаю его совершенно недостойным как похвалы, так и порицания порядочных людей. Ибо, заговорив о таком ничтожном человечишке тогда, когда не можешь его наказать, скорее окажешь ему честь, чем нанесёшь оскорбление".

Агитация Манлия и других сторонников Мария имела успех, и полномочия Метелла не были продлены. Тем не менее, римский народ и Сенат по достоинству оценили деятельность Метелла: в 107 году он получил триумф и когномен Нумидийский, а в 102 году его избрали цензором.

Квинт Цецилий Метелл Нумидийский — консул 109 года до Р.Х.
Тит Манлий Манцин — плебейский трибун 107 года.


Кто чего достоин?

Римский философ-стоик I века Гай Музоний Руф однажды приказал выдать 1000 сестерциев некоему побирушке, выдававшему себя за философа.
Когда ему стали говорить, что это мошенник, плохой и злой человек, недостойный ничего хорошего, Музоний только улыбнулся:

"Тогда он достоин денег".



Запретные имена для рабов

Когда в Афинах победила демократия, на общенародном собрании был принят декрет, согласно которому было запрещено давать рабам имена Гармодий и Аристогитон. Ведь эти юноши пожертвовали жизнью ради свободы, и не следует осквернять их имена соприкосновением с рабством.


Вино не подешевеет!

Консул 133 года до Р.Х. Луций Кальпурний Пизон Фруги известен как автор "Анналов", не сохранившихся до нашего времени. В одном из сохранившихся отрывков говорится о поведении царя Ромула во время трапезы:

"Про того же Ромула рассказывают, будто он, будучи зван на обед, [во время трапезы] много не пил, потому что на следующий день, [по его словам], у него была важная встреча.
Ему стали говорить:

"Ромул, если так будут вести себя все люди, то вино станет дешевле".

Он им ответил:

"Напротив, [останется] дорогим, если каждый будет пить столько, сколько захочет, ибо я выпил столько, сколько хотел".

Римский писатель II века Авл Геллий поясняет это место:

"Иными словами, Ромул хотел сказать следующее:

"Каждый пьёт столько, сколько хочет. Пусть я выпил мало, но другие всё равно пьют столько, сколько хотят, то есть много, и, следовательно, цены на вино не упадут".


Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#67 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 12 Декабрь 2018 - 10:21

Из жизни философов


Квиты!
Однажды поэт Филоксен услышал как изготовители кирпичей напевают некоторые его вещи, но при этом ужасно коверкают напевы. Поэт вышел из себя и стал топтать заготовки кирпичей, приговаривая:

"Вы портите моё, а я — ваше".

Эту историю любил рассказывать известный философ Аркесилай.

Филоксен (435-380) — древнегреческий поэт.
Аркесилай (315-241) — греческий философ, ученик Феофраста, основатель Средней академии.


Как ни смотри...
Об одном очень изнеженном богаче говорили, что он нравственно совсем не испорчен и развратом не затронут.
Когда Аркесилай увидел тщательно уложенные волосы этого богача и его игривые чувственные глаза, а также услышал слабый голос этого человека, то он сразу же вынес свой вердикт:

"Нет никакой разницы, являетесь ли вы кинедами спереди или сзади".

Кинеды — это мужчины-проститутки.


Обратного пути нет
Однажды Аркесилая спросили, почему ученики из различных философских школ часто перебегают к эпикурейцам, а обратно — никогда.
Философ ответил:

"Потому что из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной нельзя".



Ленивый геометр
Уроки геометрии Аркесилай получал от некого Гиппоника, про которого Диоген Лаэрций написал, что

"это был ленивый зевака, но в науке своей весьма искушённый".

Аркесилай шутя говорил про своего учителя,

"что геометрия залетает к нему прямо в зевающий рот".

Когда же Гиппоник страдал от психического расстройства, то Аркесилай поселил учителя у себя в доме и ухаживал за ним, пока тот не поправился.


О болтунах
Одному докучливому болтуну низкого происхождения Аркесилай прямо в лицо бросил:

"Как тяжек спор с отродьями рабов!"

О другом подобном болтуне Аркесилай, правда заглазно, сказал:

"Нет на него няньки построже!"



Совет киника
Однажды тяжело больного Спевсиппа везли на тележке в Академию, а навстречу ему шёл Диоген.
Спевсипп с трудом приветствовал Диогена:

"Здравствуй!"

Но тот ему ответил:

"А ты уж лучше и не здравствуй, чем терпеть такую жизнь!"

Вскоре Спевсипп совсем пал духом и покончил жизнь самоубийством.

Спевсипп (409-339) — преемник Платона и его родной племянник.
Диоген Синопский (412-323) — философ-киник.


Что имею, то и продаю
Бион за свою жизнь много скитался по свету и однажды его занесло на Родос, славившийся своими школами риторики. Бион же занялся на Родосе преподаванием философии, но его учениками становились в основном афиняне.
Один из учеников однажды спросил Биона, почему тот на Родосе преподаёт философию.
Бион ответил:

"Как я могу продавать ячмень, если привёз пшеницу?"

Бион (325-250) — философ-киник родом из Борисфена.


Что случилось?
Однажды Бион встретил одного завистливого человека очень мрачным.
Бион сочувственно сказал ему:

"Не знаю: то ли с тобой случилось что-нибудь плохое, то ли с другим хорошее".



Лучше не приближаться
Однажды философа Лакида пригласил к себе во дворец царь Аттал I.
Лакид отклонил приглашение, сказав:

"На статуи лучше смотреть издали!"

Лакид (?-206) — ученик и преемник Аркесилая.
Аттал I Сотер (269-197) - царь Пергама с 230 года до Р.Х.


Любовь к геометрии
Геометрией Лакид занялся уже в зрелом возрасте. Кто-то спросил: его:

"Разве теперь время для этого?"

Лакид с удивлением переспросил:

"Неужели ещё не время!"



Уроки демократии
Философ Антисфен посоветовал афинянам принять постановление:

"Считать ослов конями".

Уважаемые граждане Афин сочли подобное предложение нелепостью, но Антисфен возразил им:

"А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев".

Антисфен (441-365) — ученик Сократа и основатель кинизма.


Домой!
Когда Антисфен встречал замужнюю женщину в пышном и дорогом наряде, то он немедленно отправлялся в её дом и требовал, чтобы муж этой женщины показал ему свои воинские доспехи и коня.
Если с вооружением у мужчины было всё в порядке, то он мог позволить своей жене наряжаться, так как у него всегда есть против неё оружие. В противном случае муж должен был снять с неё дорогой наряд.


Антисфен и чахотка
В конце жизни Антисфен страдал от чахотки. Однажды Диоген пришёл к нему в гости и принёс с собою кинжал.
Страдающий Антисфен воскликнул:

"Ах, кто избавит меня от страданий!"

Диоген показал ему кинжал:

"Вот кто".

Антисфен возразил:

"Я сказал; от страданий, а не от жизни!"


Умер Антисфен от своей болезни как раз в тот момент, когда к нему пришёл Диоген и спросил:

"Не нужен ли тебе друг?"



Нет в мире совершенства!
Киник Кратет утверждал, что невозможно найти человека безупречного. Ведь как в гранатовом яблоке, хоть одно зёрнышко да будет в нём червивое.
Кратет (IV-III вв. до Р.Х.) - философ-киник из Фив, ученик Диогена.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#68 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 01 Апрель 2019 - 08:34

Учтивый любовник

Луций Квинкций Фламинин (230-170) был избран консулом на 192 год. Тит Ливий сообщает, что однажды

"консул пригласил на пир известную гетеру, в которую был влюблён до беспамятства. Там, похваляясь своими подвигами, он среди прочего рассказал своей гостье, как строго он ведёт дознание по уголовным делам и сколько осуждённых у него в темнице ждёт исполнения смертного приговора. Подружка, забравшись к нему на колени, сказала, что ни разу не видела, как рубят голову и что она очень хочет это увидеть. Учтивый любовник тут же велел притащить одного из этих несчастных и топором отрубил ему голову".

Почему топором? Так ведь меч при даме не очень нужен, а у ликторов, сопровождавших консула, всегда были при себе топоры.
Враги припомнили Луцию Фламинину этот проступок, и в 184 году цензоры исключили его из Сената.


Верный раб

Во время Союзнической войны к римскому полководцу привели захваченного в плен претора племени марсов Веттия. Раб этого претора выхватил у римского воина меч и поразил одним ударом своего хозяина. Затем он сказал:

"Господина я уже освободил, а теперь мне пора позаботиться и о себе", -

и с этими словами раб пронзил себя мечом.


Настоящий врач

В 49 году до Р.Х. Юлий Цезарь осаждал Корфиний, гарнизоном которого командовал Луций Домиций Агенобарб (98-48).Почувствовав, что город ему не удержать, Домиций отправил Цезарю сообщение о капитуляции и одновременно потребовал от своего раба-врача яду. Врач отказал Домицию, но тот настаивал:

"Что ты медлишь, как будто всё это зависит от твоей власти? Я прошу смерти с оружием".

Врач согласился с требованием хозяина, но дал ему безвредное снотворное, от которого Домиций впал в беспамятство. Врач же подошёл к сыну Домиция и сказал:

"Прикажи стеречь меня, пока по исходу дела не убедишься, яду ли дал я твоему отцу".

Цезарь пощадил всех пленных, в том числе и проснувшегося Домиция, но первым его спас ослушавшийся приказа раб.
Впрочем, это спасение продлило жизнь Домицию не более, чем на год. Ведь Цезарь отпустил всех пленников при условии, что они больше не поднимут против него оружие, а Домиций стал сразу же набирать новое войско, с которым и присоединился к Помпею. Погиб в 48 году в битве при Фарсале.


Тоска по родине

Когда в 364 году знаменитого оратора и полководца Каллистрата (410-355) подвергли остракизму, кто-то из афинян предложил, чтобы изгнанников можно было возвращать на родину в случае необходимости для использования их военного искусства.
Каллистрат с негодованием отказался от идеи подобного возвращения. Впрочем, в 355 году он без разрешения властей вернулся в Афины, был схвачен и немедленно казнён.


Архелай и Сократ

Македонский царь Архелай (?-399) однажды пригласил Сократа (470-399) к себе в гости. Рассказывают, что Сократ отклонил это предложение, заявив, что он не хочет идти к тому, от которого он стал бы принимать благодеяние, не имея возможности воздать ему равное.


Воин, а не вестник

Когда спартанский царь Леонид выступил на войну с персами в 480 году до Р.Х., прорицатель Фемистей предсказал, что Леонид со своим отрядом погибнут под Фермопилами.
Тогда царь Леонид приказал Фемистию отправиться в Спарту, чтобы сообщить соотечественникам о том, что должно произойти. Возможно, царь просто хотел сохранить жизнь Фемистею, но тот отказался выполнить приказ царя, ответив:

"Я прислан сюда воином, а не вестником".



О доблести

Однажды спартанского царя Зевксидама (VIII-VII вв. до Р.Х.) спросили, почему в Спарте нет писаных законов о воинской доблести, по которым юношей можно было бы обучать. Тот ответил:

"Юношам полезнее воочию видеть воинскую доблесть, чем читать о ней".



Кого боялся Александр Великий?

Эвдамид I (?-305 г. до Р.Х.), ставший царём Спарты в 331 году, по поручению своего отца заключил в 335 году мир с Александром III Великим, но при условии признания Спартой вассальной зависимости от Македонии. Тогда же по приказу Александра были разрушены Фивы, которые дольше всех сопротивлялись македонцам.
Позднее царь Александр Великий приказал объявить в Олимпии, что все изгнанники, боровшиеся против него, могут вернуться в свои государства — кроме фиванцев.
Царь Эвдамид так прокомментировал это распоряжение Александра III:

"Этот приказ, фиванцы, звучит для вас хоть и тягостно, но лестно. Выходит, что вас одних и боится Александр".



О добродетели Ксенократа

Этот же Эвдамид однажды увидел в Академии философа Ксенократа (396-314) из Халкидона, который обсуждал философские вопросы с присутствовавшими там людьми. Эвдамид спросил, кто этот старец, и ему сказали, что это мудрец, который занимается поисками добродетели.
Эвдамид удивился:

"Когда же он воспользуется ею, если теперь он её только ищет?"



Береги свой щит!

Однажды царя Демарата (царь Спарты 515-491) спросили, почему бесчестье ожидает в Спарте тех, кто бросает свой щит, а тех, кто бросает шлем или доспехи, они никак не наказывают.
Демарат ответил:

"Шлемы и панцири воины носят ради собственной безопасности, а щиты прикрывают боевой порядок войска".



Бог или человек?

Когда армия эпирского царя Пирра (319-272) подошла к Спарте, из города для переговоров к нему выслали полководца Деркилида.
Пирр потребовал, чтобы спартанцы приняли назад изгнанного за измену полководца Клеонима и его отца, царя Клеомена II. В противном случае, угрожал Пирр, спартанцев постигнет судьба других покорённых Эпиром государств.
Деркилид перебил речь царя:

"Если Пирр — бог, то мы не боимся его, ибо ни в чём не согрешили против него. Если же он — человек, то мы его тоже не боимся, так как не признаём его превосходства".

Захватить Спарту силой Пирру так и не удалось,


Стены и границы Спарты

Спартанский полководец Анталкид (?-367) говорил, что стены Спарты — это её юноши, а границы — острия их копий.


На берегах рек

Один афинянин сказал Анталкиду:

"Мы ведь не раз прогоняли вас с берегов Кефиса".

Анталкид на это ответил:

"Зато мы вас с берегов Эврота ни разу".

Кефис — река в Аттике. Эврот — река в Спарте.


Дни, но не ночи

Когда спартанский царь Клеомен I (?-487) воевал с Аргосом, он заключил с противником перемирие на семь дней. Однако уже на третью ночь спартанцы напали на спящих противников, которые полагались на мирный договор. Многих врагов спартанцы перебили, а остальных захватили в плен.
Клеомена все стали бранить за клятвопреступление, но он отвечал, что, во-первых, в клятве упоминались только дни, а не ночи; а, во-вторых,

"нанести вред врагам и у людей, и у богов считается важнее, чем соблюдать справедливость".



Выпьем!

Однажды философ Аркесилай (315-241) угощал друзей, среди которых были и иностранцы. Когда стали подавать горячие блюда, то выяснилось, что по оплошности слуг не запаслись хлебом.
Аркесилай, узнав об этой неприятности, только улыбнулся и сказал:

"Как хорошо, что умный человек не откажется прежде всего выпить!"


Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#69 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 11 Октябрь 2019 - 09:59

Анаксагор: немного о жизни и учении древнего философа

Греческий философ Анаксагор предположительно родился в 500/499 году в Клазоменах, а умер в 428/427 в Лампсаке.
Он происходил из знатного и богатого рода, но, получив значительное наследство от отца, уступил его родственникам. Ведь те начали упрекать его в нерадении доставшимся состоянием, но он ответил им:

"Так что же вы не радеете о нём?"


Диоген Лаэрций (180-240) так писал об учении Анаксагора:

"Он был учеником Анаксимена, и первый над материей поставил Разум, начав следующим образом своё сочинение, изложенное приятным и возвышенным слогом: "Все вещи были вместе, затем пришёл Разум и привёл их в порядок".

Однако утверждение, что Анаксагор был учеником Анаксимена, плохо согласуется с датами жизни последнего - от 585/560 до 525/502.

Анаксагор утверждал, что Солнце является огромной раскалённой глыбой (камнем, жерновом или золотым слитком), которая по размерам значительно больше Пелопоннеса.
Он утверждал, что на Луне есть обитаемые области, а также реки, горы и ущелья.

Среди учеников самого Анаксагора надо отметить Перикла (495-449) и поэта Еврипида (481-406).

Афиняне в то время почитали Солнце богом, и за святотатство арестовали Анаксагора и проговорили его к смертной казни. Считается, что его спас Перикл, объявивший согражданам, что он ученик Анаксагора. Он спросил у афинян, есть ли у них претензии к нему и его образу жизни, а потом освободил философа из-под ареста, внеся залог в пять талантов, и позволил ему беспрепятственно покинуть Афины.

Когда в Афинах произошло неожиданное солнечное затмение, и в городе началась паника, Перикл вышел к народу и объяснил, что согласно учению его наставника Анаксагора, солнечные затмения происходят из-за взаимного движения Солнца и Луны, когда во время некоторых новолуний Луна закрывает солнечный диск. Этим объяснением Перикл успокоил афинян, хотя сам Анаксагор узнал об этом из учения Фалеса Милетского (625-547).

Анаксагору приписывают предсказание о падении огромного метеорита возле Эгоспотам. Плиний Старший (23-79) писал:

"Этот камень показывают и теперь: он величиной с воз, опалённого цвета".


Однажды Анаксагор пришёл на состязание атлетов в Олимпии и расположился на местах для зрителей, будучи одетым в кожаные одежды, как будто для защиты от дождя. Хотя ничто вроде бы не предвещало осадков, и другие зрители посмеивались над философом, дождь вскоре всё-таки начался.

Однажды Анаксагора спросили:

"Станут ли когда-нибудь горы в Лампсаке морем?"

Философ ответил:

"Да, если не будет недостатка во времени".


Считается, что Анаксагор был первым человеком, который издал книгу, написанную прозой.

Один отчаявшийся человек спросил Анаксагора:

"Ради чего лучше родиться, чем не рожаться?"

Философ ответил:

"Чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".


Анаксагор говорил:

"О том, что такое смерть, мы можем узнать из двух вещей: времени до рождения и сна".


Святой Климент Александрийский (150-215) писал:

"Как передают, Анаксагор Клазоменский говорил, что целью жизни является умозрение и проистекающая от него свобода".

То есть, учитесь думать самостоятельно, господа и дамы, чтобы стать свободными.

Когда Анаксагор умирал в Лампсаке, один из друзей спросил его, не хочет ли он быть перевезённым на родину, в Клазомены.
Анаксагор ответил:

"Совсем не нужно этого делать: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".


Анаксагору приписывают рассуждение о том, что вообще нет никакого божественного провидения над людьми, но всё человеческое совершается благодаря случаю.

Неоплатоник Симпликий (490-560) из Киликии в своих комментариях к “Физике” Аристотеля процитировал “Физику” Анаксагора:

"О возникновении и уничтожении у эллинов нет правильного мнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется. И, таким образом, правильнее было бы назвать возникновение соединением, а уничтожение - разделением".


Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#70 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    74
  • 13 601 сообщений
  • 8354 благодарностей

Опубликовано 28 Октябрь 2019 - 09:35

Марк Туллий Цицерон: шутит и язвит

Марк Туллий Цицерон (106-43) — известный римский оратор и философ; консул 63 г. до Р.Х.


Возраст вина

Однажды Цицерон обедал у Дамасиппа, который, велев подать гостю очень посредственное вино, начал хвастаться:

"Пейте это фалернское, ему сорок лет".

Цицерон пригубил вино и спокойно сказал:

"Для [своего] возраста оно хорошо сохранилось".

Эта шутка напоминает анекдот у Афинея в "Пире софистов".
Однажды известной афинской гетере Гнафене некто подал в чаше очень мало вина, сказав при этом, что оно шестнадцатилетнее.
Гнафена сразу же возразила:

"Что-то оно слишком мало для своего возраста".

Луций Юний Брут Дамасипп (?-82) — легат в армиях марианцев; претор 82 года; №5 в первом проскрипционном списке диктатора Суллы, сразу вслед за консулами 83 и 82 годов.


Половина больше

Марк Туллий помогал советами своему брату Квинту в управлении провинцией Азия. При посещении этой провинции Марк увидел огромное погрудное изображение своего брата Квинта со щитом.
Так как Квинт был небольшого роста, то Марк пошутил:

"Половина моего брата больше, чем он весь [целиком]".

Квинт Туллий Цицерон (102-43) — претор 62 г.; проконсул в провинции Азия 61-58 гг.


Вокруг Ватиния

Публий Ватиний (?-после 42 г. до Р.Х.) - претор 55 года, консул 47 года.
В конце 47 года по представлению Цезаря консулами на остаток года стали два его верных легата: Квинт Фуфий Кален и Публий Ватиний. Они исполняли свои должности примерно в течение трёх месяцев, но многие современники считали их консульство неполноценным. Особенно доставалось Ватинию, с которым у Цицерона были довольно сложные отношения.
Марк Туллий стал утверждать, что консульские обязанности Ватиний исполнял всего несколько дней, а Макробий сохранил парочку шуток Цицерона над Ватинием.

Сначала Цицерон говорил:

"Великое чудо произошло в год [избрания] Ватиния, потому что при этом консуле не было ни зимы, ни весны, ни лета, ни осени".


Позднее, когда Ватиний поинтересовался, почему Цицерон не навестил его во время болезни, тот ответил:

"Я хотел прийти в твоё консульство, да ночь мне помешала".


Но эти шуточки Цицерона могли быть всего лишь мелкой местью Ватинию. Ведь когда Цицерон вернулся в Рим из ссылки в 57 году, он начал хвастаться, что был возвращён из ссылки на плечах государства.
Тогда Ватиний поинтересовался:

"Тогда с чего же ты ходишь враскорячку?"

Тяжёлая и неуклюжая походка Цицерона была широко известна в Риме.


Консул-суффект Ребил

Цезарь назначил Гая Каниния Ребила консулом-суффектом с 25 декабря 45 года из-за смерти другого консула-суффекта Квинта Фабия Максима, который исполнял должностные обязанности с 1 октября 45 года. Следовательно, Ребил находился в должности консула не менее шести дней.
Однако вскоре краги Цезаря и самого Ребила оклеветали этот краткий консулат. Они утверждали, что Ребил якобы был консулом всего один день или даже лишь несколько часов. Так что до нас дошло много анекдотов про Ребила, особенно, с именем Цицерона. Вот лишь некоторые из них.

Согласно Плутарху, когда сенаторы стали собираться, чтобы поздравить Ребила с избранием, Цицерон сказал:

"Надо поспешить, чтобы успеть застать его в должности консула".

Большая часть этих шуток дошла до нас в изложении Макробия.

"Когда Ребил взошёл на ростры, он одновременно и вступил в почётную должность консула, и сложил её".

Цицерон якобы одобрительно отозвался об этом событии:

"[Исключительно] (умозримым) является [наш] консул Каниний".

В другой раз Цицерон сказал:

"Ребил достиг [единственно] того, чтобы [о нём] спрашивали, вместе с какими консулами он был консулом".

А в одном из писем Цицерон написал:

"Каниний у нас — [единственно] бодрствующий консул: он в своё консульство [ни одного] сна не увидел".

Гай Каниний Ребил — претор 48 года, консул-суффект 45 года.


Помпей Великий

Хотя Цицерон обычно примыкал к сторонникам Помпея, последний терпеть не мог шуточек своего популярного, но не слишком надёжного и непостоянного сторонника.
Например, объясняя свою нерешительность при выборе союзников, Цицерон сказал:

"Право, кого мне избегать, я знаю; за кем следовать - не знаю".


Когда же Цицерон сделал свой выбор и прибыл к Помпею, то его стали упрекать в том, что он прибыл слишком поздно.
Цицерон возразил:

"Ничуть не поздно я прибыл, ибо не вижу здесь ничего, находящегося в готовности".


Когда Помпей спросил Цицерона, где был его зять Долабелла, тот ответил:

"Он был вместе с твоим тестем".


Когда Помпей даровал одному галлу, перебежавшему от сторонников Цезаря, римское гражданство, Цицерон не удержался:

"О, прекраснодушный человек! Он обещает галлам чужое гражданство, [а] нам не может вернуть наше".


Наслушавшись подобных шуточек Цицерона, Помпей однажды раздражённо бросил:

"Я хочу, чтобы Цицерон перешёл к нашим врагам. Тогда он будет нас бояться".

Публий Корнелий Долабелла (69-43) был с 50 по 46 годы третьим мужем Туллии (78-45), дочери Цицерона. Во время гражданской войны был сторонником Цезаря.
Юлия (76-54), дочь Цезаря, была женой Помпея, так что Цезарь какое-то время был тестем Помпея.


Длинный меч

Широко известна шутка Цицерона про своего зятя (или одного из Лентулов). Марк Туллий увидел этого военачальника, который был невысок, но носил на поясе весьма длинный меч, и сразу же спросил окружающих:

"Кто же это привязал моего зятя Лентула к мечу?"

По времени и деяниям здесь подходят два указанных ниже Лентула. Вероятнее всего, здесь имеется в виду консул 49 года.
Такая шутка встречается в ряде древних источников, например, у Макробия (370-430). Но...
У единственной дочери Цицерона, Туллии, было три мужа, но никакого Лентула среди них не было. Возможно, третий муж Туллии, Долабелла, со временем превратился у Макробия в Лентула.
Впрочем, Макробий жил и писал уже через 400 лет после описываемых событий.

Публий Корнелий Лентул Спинтер (101-46) — друг и сторонник Цицерона; консул 57 года.
Луций Корнелий Лентул Крус (98-48) — консул 49 г.


Ошибка Цицерона

После победы Цезаря над Помпеем Цицерона спросили: как так получилось, что он ошибся с выбором сильной партии?
Цицерон ответил:

"Меня обмануло его ношение тоги".

Ведь Цезарь "так окутывался тогой, что ходил как бы обессилевший, волоча [её] край..." А ещё диктатор Сулла сказал в своё время Помпею:

"Берегись этого мальчика, плохо накинувшего [тогу]".



Драматург Лаберий

Известный драматург Децим Лаберий (106-43) в своих мимах по самым разным поводам часто нападал на Цезаря. Тогда диктатор приказал Лаберию самому стать актёром в одном из своих мимов. Лаберий подчинился, но был за это выступление исключён из сословия всадников. Так диктатор проучил своего врага, а враги Цезаря негодовали — диктатор посмел унизить всадника.
Через некоторое время Цезарь вернул Лаберию всадническое золотое кольцо, и теперь другие враги Цезаря вознегодовали — диктатор посмел сделать всадником какого-то актёра.

Когда Лаберий получил обратно всадническое кольцо, он на первом же представлении пошёл искать свободное место на одном из 14 рядов, отведённых для всадников. Проходившему мимо него Лаберию Цицерон участливо сказал:

"Я бы тебя посадил, если бы сам не сидел в тесноте".

Лаберий сразу же отразил выпад:

"Удивительно, если даже ты, имеющий обыкновение сидеть на двух стульях, сидишь в тесноте".

Ведь политические колебания Цицерона были хорошо известны современникам.


Юлий Цезарь

Часто мишенью для шуточек Цицерона был Цезарь.
Однажды Цицерона приветствовал некий провинциал, Андрон из богатой Лаодикеи. Цицерон побеседовал с Андроном и выяснил, что тот прибыл в Рим к Цезарю, чтобы добиться освобождения своего родного город, как он выразился, из всенародного рабства, то есть для получения всеми горожанами римского гражданства.
Цицерон громко, чтобы слышали окружающие, сказал:

"Если ты преуспел в этом, то и от нас (римлян) будь послом".


Во время гражданской войны сильно поредел не только Сенат, но вакантными оставались многие магистратуры, в том числе и в провинции. Цезарь старался заполнить эти вакансии сторонниками, обычно из числа своих легатов и офицеров. Цицерон открыто порицал Цезаря за такое легкомысленное отношение к важным назначениям.
Однажды гость Цицерона, некто Публий Маллий, стал упрашивать хозяина, чтобы тот устроил его пасынка на должность декуриона. Макробий не уточняет, декурионом какой коллегии, но скорее всего — Сената.
Цицерон ответил:

"В Риме, если ты пожелаешь, он им станет, а в Помпеях это устроить нелегко".

Оратор намекал на то, что пополнение Сената Цезарь сосредоточил в своих руках, но до провинциальных магистратур у него руки часто не доходили.

Цицерон всячески старался, чтобы его язвительные шутки в адрес Цезаря становились широко известными.


Остатки обеда

Не оставил Цицерон Цезаря в покое и после гибели диктатора.
В послании к Гаю Кассию Лонгину (87-42), одному из убий Цезаря, Цицерон писал:

"Я хотел бы, чтобы ты пригласил меня на обед в мартовские иды. Тогда не было бы никаких остатков. Теперь ваши остатки мучают меня".

Обедом Цицерон назвал убийство Цезаря, а остатками — Марка Антония (83-30) и его сторонников.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.