ВступлениеДовольно сложно сделать полный анализ и систематизацию даже имеющегося на руках материала. Уж слишком он неоднороден и неполон. Для одних предметов есть относительно подробное описание, иные довольствуются лишь несколькими общими фразами. Часто этот текст касается внешнего вида предмета (вышивки, тиснения, формы украшений) и ничего не говорит об подробностях конструкции и подвесе. Об этих подробностях часто приходится лишь догадываться, или самостоятельно разбирать мелкие детали на фотографиях. В многих случаях, саадачные комплекты неполные — часто присутствуют отдельно либо налучи, либо колчаны. Разное качество фотографий, разное количество предметов "каждого типа" и многое многое другое — все это несколько усложняет задачу создания небольшого каталога саадачных комплектов с плоским колчаном с территории Европы (XVI-XVII вв.).
При компоновке материала, в качестве основы была взята форма колчана. При этом я сознательно не рассматривал налучи как предмет для дополнительной классификации. Возможно в дальнейшем этот пробел будет заполнен. В целом, удалось разбить имеющийся материал на пять крупных групп. При этом часть колчанов и не комплектные налучи до поры остались за кадром.
Использованные источникиИностранные языки1. Ред. Миллер Ю. Russian Arms and Armor, 1982.
2. Zdzisław Żygulski jun. Stara broń w polskich zbiorach, Warszawa, 1984.
3. Die Karlsruher Türkenbeute. Die Türckische Kammer des Markgrafen Ludwig Wilhelm von Baden — Baden, München, 1991.
4. Gutowski J. Broń i uzbrojenie Tatarów, Warszawa, 1997.
5. Bashir Mohamed The Arts of the Muslim Knight: The Furusiyya Art Foundation, 2008.
6. Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden, 2010.
7. Türckische Cammer: Dresden Cephaneliginde Sark Sanati, 2010.
Кириллица1. Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства, Москва, 1849-1853.
2. Недяк В.В. Україна - Козацька Держава, Київ, 2004.
3. Барбара Бренд Искусство ислама, Москва, 2008.
Интернет источники1. Muzeum Narodowe w Krakowie:
http://www.muzeum.krakow.pl/2. Музеи Московского Кремля:
http://imagesgallery.kreml.ru/3. Livrustkammaren:
http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus4. Тоже Форум:
http://www.tforum.info/5. Військово-історичний фотомузей:
http://museum.velizariy.kiev.ua/6. Polish arms:
http://www.polisharms.com/home7. Блог Michal Kuzník:
https://plus.google....osts?banner=pwa8. Фотогалерея ART16.ru:
http://art16.ru/gallery2/main.php9. Virtuelle Museum „Karlsruher Türkenbeute“:
http://www.tuerkenbeute.de/10. Muzeum Książąt Czartoryskich w Krakowie:
http://www.muzeum.czartoryskich.pl/ Список изменений материала27.03.2012Публикация материала.
04.04.2012Перекомпонован пятый раздел. Выделен пятый и шестой тип + сделан раздел "Другие варианты".
05.07.2012Добавлены новые фотографии и предметы (Рис. 1-4, 1-5, 2-9, 3-7)
Первый типЭто пожалуй самый самобытный из представленных вариантов плоских колчанов. По большей части это простые, умеренно украшенные саадачные комплекты. И это дает хорошую возможность проследить по хорошо заметным швам общую конструкцию. Так налуч, как было отмечено ранее, вырезается из одного цельного куска кожи и сгибается по прямому внешнему краю. Это хорошо видно по швам идущим по периметру фигурной части (Рис. 1-1, а; 1-2, б; 1-3, б). Колчан состоит из трех элементов: тыльной части, совпадающей с общим контуром; лицевой нижней и верхней части. Такая конструкция характерна для всех рассмотренных образцов. В целом, детальная конструкция вместе с полномасштабными выкройками была представлена на ATARN-е для саадачного комплекта из музея Чарторыйских в Кракове (Рис. 1-4) и рассмотрена в разделе "Общая конструкция саадака с плоским колчаном". Из характерных деталей стоит отметить прямую внешнюю сторону; заметно выступающее и загнутое основание; также сильно очерченные выступы для крепежа подвеса с небольшим фигурным вырезом между ними; и отсутствие бокового кармашка, место которого намечено одной из передних частей колчана и подчеркнуто металлической накладкой.
Саадачный комплект представленный на рисунках 1-1 и 1-2 происходит из коллекции Национального музея в Кракове (пол. Muzeum Narodowe w Krakowie). Размеры налуча: длина — 73,1 см, ширина 37,4 см; размеры колчана: длина — 43,5 см, ширина 24,4 см, длина пояса — 105,1 см.
Рис. 1-1. Саадачный комплект из Национального музея в Кракове (№ MNK ND 1470/1 и № MNK ND 1470/2) [1].
Саадак украшен металлическими накладками с растительным орнаментом, а также тиснением в виде параллельных полос идущих по периметру и заполненных S-образными фигурами. С изнанки налуча, в его верхней правой части, подшивался дополнительный кусок кожи, и там же к металлической дужке крепились кожаные ремешки для подвешивания к поясу. Последний по конструкции относится к третьему варианту (два элемента с одной регулирующей пряжкой). Застежка - в виде горизонтального крючка, а противоположная часть пояса дополнительно усилена вторым подшитым слоем кожи изнутри и металлическими накладками, на месте отверстий для крючка, снаружи. На поясе, недалеко от крючка-пряжки, прорезана щель в которую вдет ремешок второго основного подвеса.
Рис. 1-2. Саадачный комплект из Национального музея в Кракове (№ MNK V-4396/2 и MNK V-4396/1) [2].
Очень похожий саадачный комплект был взят в качестве трофея в сражении под Веной (1683 г.) (Рис. 1-3).
Рис. 1-3. Саадачный комплект (№ R-772) [3].
Саадачный комплект (Рис. 1-4) из музея Чарторыйских в Кракове (пол. Muzeum Książąt Czartoryskich w Krakowie) уже упоминался, и ранее был детально описан (см. раздел "Общая конструкция саадака с плоским колчаном"). Отдельно можно отметить прошивку основания колчана и наличие на лицевой части колчана фигурной цепочки тянущейся от верхнего наружного угла к точке второго подвеса. Этот элемент украшения довольно часто встречается на колчанах, а в многих случаях о его наличии говорят сохранившиеся колечки на лицевой стороне. Размеры налуча: длина — 77 см, ширина — 39 см; размеры колчана: длина — 49 см, ширина — 24 см.
Рис. 1-4. Саадачный комплект из музея Чарторыйских в Кракове (№ XIV-576 и XIV-571) [4,9].
В Национальном музее в Кракове хранится еще один саадак этого типа (Рис. 1-5). Судя по аннотации, он был изготовлен львовскими мастерами. В виде дополнительных украшений, по периметру колчана расположены мелкие накладки. Также, судя по фотографии, он имеет цельный простой пояс с горизонтальным крючком-застежкой и дополнительным слоем кожи с изнанки на другом конце ремня.
Рис. 1-5. Колчан из Национального музея в Кракове (MNK V-3777/1) [5,8].
Колчан из Музея Войска Польского (пол. Muzeum Wojska Polskiego) в Варшаве с богато украшенными накладками представлен на рисунке 1-6.
Рис. 1-6. Колчан из Музея Войска Польского [6].
Два колчана с рисунка 1-7 экспонируются в музеях Украины. Колчан со стрелами (Рис. 1-7, а) происходит из собрания Галаганов из семейной усадьбы в с. Сокирници (около г. Прилуки). Длина — 51 см, ширина — 25 см, длина стрел 80±3 см. А колчан с луком и стрелами (Рис. 1-7, б) попал в Львовский исторический музей в 1940-м году из коллекции Б.Ожеховича. Длина — 50,5 см, ширина — 25,5 см, длина стрел — 64±5 см.
Рис. 1-7. (а) — Колчан из собрания Галаганов;
(б) — колчан из коллекции Б.Ожеховича [7].
Использованные источники1. Gutowski J. Broń i uzbrojenie Tatarów, Warszawa, 1997.
2. Muzeum Narodowe w Krakowie:
http://katalog.muzeu...pl/work/łubie-0 и
http://katalog.muzeu.../work/kołczan-13. Bashir Mohamed The Arts of the Muslim Knight: The Furusiyya Art Foundation, 2008.
4. Краків:
http://museum.veliza...kov1/index.html5. Gallery - Arms and Uniforms in Poland:
http://www.polisharm...8CThle9gWc5xHG76. Музей Війська Польського:
http://museum.veliza...mvp3/index.html7. Недяк В.В. Україна - Козацька Держава, Київ, 2004.
8. Muzeum Narodowe w Krakowie:
http://katalog.muzeu...K-V-37771-Łubie9. Muzeum Książąt Czartoryskich w Krakowie:
http://www.muzeum.cz...l/ru/node/11048 и
http://www.muzeum.cz...l/ru/node/10957 Второй типКолчаны второго варианта также весьма индивидуальны. И это хорошо иллюстрируется целым рядом колчанов этого типа из самых разных уголков Европы. В целом, этот вариант "традиционно" оформляется несколько богаче предыдущего. Значительное количество мелких накладок и шитья металлизированной нитью заменило тиснение. Также лицевую сторону некоторых саадаков покрывали дорогой тканью, поверх которой крепили металлическую фурнитуру. Геометрия колчана имеет следующие характерные черты: мягкий изгиб внешней стороны; основание с прямыми сторонами сходящимися под четко выраженным тупым углом; прямое скошенное устье; боковой кармашек отсутствует, а его место намечено соединительным швом двух половинок лицевой части колчана и подчеркнуто клиновидной накладкой (впрочем этот момент требует дополнительных изысканий в рамках этого типа).
Значительное количество таких саадаков в виде турецких трофеев экспонируются в европейских музеях. Некоторые из них представлены на рисунках 2-1, 2-2, 2-3, 2-8.
Комплект из музея Государственные художественные собрания Дрездена (нем. Staatliche Kunstsammlungen Dresden) (Рис. 2-1) изготовлен из кожи светло коричневого цвета, украшен по периметру вышивкой серебряной нитью и рядом серебряных накладок разной формы. Размеры налуча: длина — 71 см, ширина — 32 см, вес — 680 г; размеры колчана: длина — 45 см, ширина — 20 см, вес — 431 г; длина пояса — 74,5 см, вес — 162 г. Пояс стоит отдельно отметить. Основная застежка - в виде горизонтального крючка. По конструкции его можно отнести ко четвертому варианту (три элемента с двумя регулирующими пряжками). Однако любопытно то, что центральный "соединительный" элемент достаточно длинный и украшен серебряными накладками наравне с остальными фрагментами пояса. И тут нет большого количества накладок играющих роль шлёвок, судя по фотографии на каждом из поясов всего одна кожаная шлёвка.
Рис. 2-1. Османский саадачный комплект XVII ст. из Дрездена (№ Y181) [1].
Очень похожий саадачный комплект хранится в собрании замка Карлсруэ (Рис. 2-2). Размеры налуча: длина — 68 см, ширина — 31 см; размеры колчана: длина — 43 см, ширина — 23 см. В описании этого комплекта есть любопытное упоминание о деревянном основании колчана снаружи покрытое кожей. Отсутствие подробного описания музейных экспонатов не дают нам возможности сказать насколько было распространено использование деревянного дна, однако каждое такое упоминание будет отмечено.
Рис. 2-2. Османский саадачный комплект конца XVII ст. из собрания замка Карлсруэ (№ D99 и D101) [2, 10].
Оттуда же происходит и комплект представленный на рисунке 2-3. Он изготовлен из светло-коричневой кожи и сверху покрыт синим атласом (который от времени сильно протерся), по краям идет окантовка из оранжево-красной кожи, а поверхность украшена серебряными украшениями. Размеры налуча: длина — 66 см, ширина — 31 см; размеры колчана: длина — 42 см, ширина — 21 см. Передняя часть колчана состоит из двух примерно равных фрагментов изнутри покрытых тонкой кожей. Деревянное основание снаружи покрыто кожей.
Рис. 2-3. Османский саадачный комплект конца XVII ст. из собрания замка Карлсруэ (№ D94 и D98) [2, 11].
Любопытно, что почти брат-близнец этого саадака хранится в московской Оружейной палате (Рис. 2-4 и 2-5). Изготовленный он из красной кожи и покрыт сверху зеленым бархатом с серебряными накладками. Колчан дополнительно украшен металлическими цепочками. Длина налуча — 67 см; колчана — 41 см.
Рис. 2-4. Саадачный комплект XVII ст. из Московского Кремля [3, 4].
Пояс по конструкции относится к четвертому варианту (три элемента с двумя регулирующими пряжками). Основная застежка не сохранилась, но судя по всему это был горизонтальный крючок. Кожаный пояс на основных элементах двойной, сложенный пополам и прошитый (сейчас швы разошлись и освободили половинки пояса). На сгибах располагаются пряжки, а накладки закреплены на внешнем слоя пояса. Возле пряжек расположен ряд металлических шлёвок для промежуточного ремня. Последний простой и однослойный с простыми наконечниками.
Рис. 2-5. Прорисовка Солцева саадачного комплекта XVII ст. из Московского Кремля [5].
Прорисовки Ф.Г. Солнцева (Рис. 2-5) дают нам редкую возможность ознакомится с изнанкой саадака. Крепеж с поясом идет через накладки с петлями, которые проходят через прорези в налуче и колчане. Так, на налуче пояс идет непосредственно через эту петлю. Крепеж пояса на колчане не совсем ясен, однако вторая точка подвеса осуществляется при помощи тонкого ремешка продетого в прорезь на поясе, с одной стороны, и пряжки с петлей, с другой. Система устройства дополнительной третьей точки подвеса являет собой кожаный ремень продетый в прорези с внутренней стороны колчана. Снизу он фиксируется на узел, а верх петлей охватывает пояс.
Колчан представленный на рисунке 2-6 любопытен тем, что является именным. В комплекте с ним имеется налуч с надписью кириллицей — именем казака Ивана Ивановича. В целом, это довольно изящный колчан богато украшенный позолоченными накладками. Пояс сделан из однослойной кожи и по конструкции относится к четвертому варианту (три элемента с двумя регулирующими пряжками). Основная застежка — горизонтальный крючок. Любопытно, что возле застежки сделано несколько широких прорезей. Возможно так дополнительно регулировался подвес, либо подвешивали что-либо другое.
Рис. 2-6. Колчан из саадачного комплекта, XVII ст. (R-777 и R-778) [6].
Два колчана с рисунка 2-7 экспонируются в музеях Украины. Колчан с луком (Рис. 2-7, а) экспонируется в Харьковском историческом музее. Длина — 41 см, ширина — 22 см. А саадак (Рис. 2-7, б) происходит из собрания Галаганов из семейной усадьбы в с. Сокирници (около г. Прилуки). Размеры налуча: длина — 68 см, ширина 32 см; размеры колчана: длина — 41 см, ширина 19 см.
Рис. 2-7. (а) — колчан с луком из Харьковского исторического музея;
(б) — саадак из собрания Галаганов [7].
Значительное количество подобных саадаков хранится и в музеях Польши. Так саадак из Ясногорского монастыря в Ченстохове (Рис. 2-8) в соответствии с легендой был добыт по Веной в 1683-м году и преподнесен монастырю Яном III Собеським. Колчан сшит из кожи коричневого цвета, украшен вышивкой серебряной нитью и накладками из того-же материала. Дно колчана деревянное. Размеры налуча: длина — 64,5 см, ширина в середине — 27,5 см; размеры колчана: длина — 38 см, ширина в середине — 15 см.
Рис. 2-8. Османский саадачный комплект XVII ст. из Ясногорского монастыря в Ченстохове [8].
Саадачный комплект из музея Чарторыйских в Кракове (Рис. 2-9) напротив имеет, скорее всего, польские корни. Размеры налуча: длина — 68 см, ширина 34 см; размеры колчана: длина — 47 см, ширина 19 см.
Рис. 2-9. Польский саадачный комплект XVII ст. из музея Чарторыйских в Кракове (№ XIV-577 и XIV-570) [12,13].
Несколько саадаков этого типа хранится в собрании Королевской сокровищницы в Стокгольме (швед. Livrustkammaren) (Рис. 2-10). Размеры налуча (Рис. 2-10, а): длина — 67 см, ширина — 32,8 см, вес — 510 г; размеры колчана: длина — 45,7 см, ширина — 19,2 см, вес — 580 г. Размеры налуча (Рис. 2-10, б): длина — 56,9 см, ширина — 22,6 см, вес — 275 г; размеры колчана: длина — 41,5 см, ширина — 17,1 см, вес — 215 г.
Рис. 2-10. Саадачные комплекты XVII ст. из Ливрусткаммарена [9].
(а) — (№ 7792 (2507:a) и 7793 (2507:); (б) — (7789 (2485: и 7790 (2485:c)).
Использованные источники1. Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden, 2010.
2. Die Karlsruher Türkenbeute. Die Türckische Kammer des Markgrafen Ludwig Wilhelm von Baden — Baden, München, 1991.
3. Музеи Московского Кремля:
http://imagesgallery.kreml.ru/4. Кремль от Московского царства до последней коронации:
http://art16.ru/gall...ml-oruj-palata/5. Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства, Москва, 1849-1853.
6. Bashir Mohamed The Arts of the Muslim Knight: The Furusiyya Art Foundation, 2008.
7. Недяк В.В. Україна - Козацька Держава, Київ, 2004.
8. Zdzisław Żygulski jun. Stara broń w polskich zbiorach, Warszawa, 1984.
9. Livrustkammaren:
http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus (поиск по инвентарному номеру)
10. Köchergarnitur:
http://www.tuerkenbe.../D99u101_de.php11. Köchergarnitur:
http://www.tuerkenbe...f/D94u98_de.php12. Muzeum Książąt Czartoryskich w Krakowie:
http://www.muzeum.cz...l/ru/node/10885 и
http://www.muzeum.cz...l/ru/node/1090813. Краків:
http://museum.veliza...kov1/index.html Третий типВ отличие от первых двух, третий и четвертый варианты довольно похожи и иногда довольно сложно разделить их в две отдельных группы. Хотя в целом, это разделение само по себе довольно условно.
Разнообразие форм и уровня их оформления весьма сильно разнятся. И это хорошо иллюстрируют колчаны представленные на рисунках 3-1 и 3-2. Если в первом и втором типе колчанов основную роль украшений играют тиснение и узорные накладки, а вышивке отведена второстепенная роль, то тут все поменялось местами. Почти полное отсутствие накладок, тисненные линии заполняются шитьем, а поверхность саадака — вышивкой. Не редко поверхность покрывалась тканью с изысканной вышивкой. Характерные для этого вида геометрические черты колчана следующие. Мягкий изгиб внешней стороны, часто не равномерный; вогнутое устье с четко очерченным внешним караем; основание в виде плавной дуги, часто симметричное; боковой кармашек для стрел разделен на две части, и тут он действительно выполняет свою функцию и позволяет вставлять в него стрелы.
Рис. 3-1. Турецкие колчаны конца XVII ст. из собрания Türkische Kammer.
(а) — (№ D102); (б) — (№ D103) [1].
По большей части, это османские саадаки ставшие трофеями европейских армий. Так, на рисунке 3-1 изображены два османских колчана из собрания Türkische Kammer в Дрездене, оформление и внешний вид которых можно считать типичным для данного типа. Их размеры (Рис. 3-1, а): длина — 42,2 см, ширина — 19,8 см; (Рис. 3-1, б): длина — 41 см, ширина — 17,8 см. Основание у обоих деревянное, однако в колчане (Рис. 3-1, б) боковой кармашек выполняет чисто декоративную функцию (так как он подшит к верхнему элементу), а в (Рис. 3-1, а), судя по всему, вполне функционален.
Великолепный колчан с рисунка 3-2 также был взят как трофей в битве под Веной 1683 г. Кожаная основа покрыта бархатом, а поверх серебряной нитью сделана вышивка покрывающая почти всю поверхность колчана. По краям идет окантовка из кожи, а из двух крепежных пряжек сохранилась лишь одна — медная с позолотой. Длина колчана — 45 см.
Рис. 3-2. Турецкий колчан XVII ст. (R-769) [2].
Его близкий аналог из дрезденского собрания изображен на фотографии 3-3. Размеры налуча: длина — 65 см, ширина — 32 см; размеры колчана: длина — 43 см, ширина — 21,5 см. Деревянная основа с внешней стороны покрыта кожей.
Рис. 3-3. Османский саадак конца XVII ст. из собрания Türkische Kammer (№ D102 и D103) [1].
Еще один покрытый тканью и вышивкой турецкий саадак хранится в собрании Музея Войска Польского (пол. Muzeum Wojska Polskiego) в Варшаве (Рис. 3-4). Размеры налуча: длина — 66 см, ширина — 33 см; размеры колчана: длина — 50 см, ширина — 23 см. Любопытно то, что колчан на лицевой части не имеет крепежа под второй основной подвес.
Рис. 3-4. Турецкий саадак XVII ст. из Музея Войска Польского (№ 2881) [3].
Аналогичный "дефект" имеют и несколько комплектов хранящихся в музее Чарторыйских в Кракове (пол. Muzeum Książąt Czartoryskich w Krakowie) (Рис. 3-5 и 3-6). Фотография изнанки (Рис. 3-6) позволяет нам рассмотреть устройство подвеса. Так, пояс непосредственно проходит через рамку первого подвеса; сохранилась кожаная петля третьего подвеса, крепящегося к петлям на задней стороне колчана; следов второго подвеса нет, однако есть пустующая петля в верхней части — возможно тут была еще одна кожаная петля служащая второй точкой подвеса. Налуч подвешивается к поясу при помощи кожаной петли. Любопытно и то, что колчан имеет довольно редкий второй вариант конструкции пояса. Пояс цельный но состоит из дух отдельных частей — тканный пояса снаружи и кожаный с изнанки. Роль застежки играет вертикальный крючок с рамкой, через которую проходит пояс. А регулировка осуществляется при помощи пряжки расположенной на том-же поясе. Размеры налуча (Рис. 3-6, а): длина — 52 см, ширина — 28,5 см; размеры колчана (Рис. 3-6, б): длина — 32 см, ширина — 15 см. Размеры налуча (Рис. 3-7, б): длина — 52 см, ширина — 28,5 см; размеры колчана (Рис. 3-7, а): длина — 34 см, ширина — 15,5 см.
Рис. 3-5. Саадаки XVII ст. из музея Чарторыйских в Кракове [4].
Рис. 3-6. Саадаки XVII ст. из музея Чарторыйских в Кракове [5].
(а) — (№ MNK XIV-574); (б) — (MNK XIV-572); (в) — (MNK XIV-476).
Рис. 3-7. Саадак XVII ст. из музея Чарторыйских в Кракове (№ XIV-573 и XIV-575) [7].
На фоне этих довольно богатых саадаков последующие выглядят скромнее. Первый из них (Рис. 3-8) происходят из собрания Türkische Kammer в Дрездене (размеры налуча: длина — 64 см, ширина — 34 см, вес — 628 г; размеры колчана: длина — 45 см, ширина — 21 см, вес — 429 г.), а другой (Рис. 3-9) из собрания Государственного музея в Бадене (нем. Badisches Landesmuseum, замок Карлсруэ) (размеры налуча: длина — 59 см, ширина — 30см; размеры колчана: длина — 39 см, ширина — 17 см). Колчан из Türkische Kammer (Рис. 3-8) заслуживает отдельного упоминания, так как имеет, предположительно, подвес основанный на исключительно шнурах. Этот подход широко используется для подвеса сабель, но не для саадаков. Впрочем этот момент требует дополнительных исследований.
Рис. 3-8. Османский саадак XVII ст. из собрания Türkische Kammer (№ Y183) [6].
Рис. 3-9. Османский саадак XVII ст. из собрания замка Карлсруэ (№ G14 и G15) [1].
Использованные источники1. Die Karlsruher Türkenbeute. Die Türckische Kammer des Markgrafen Ludwig Wilhelm von Baden — Baden, München, 1991.
2. Bashir Mohamed The Arts of the Muslim Knight: The Furusiyya Art Foundation, 2008.
3. Zdzisław Żygulski jun. Stara broń w polskich zbiorach, Warszawa, 1984.
4. Краків:
http://museum.veliza...kov1/index.html5. Muzeum Narodowe w Krakowie:
http://katalog.muzeu...l/pl/work/łubie ,
http://katalog.muzeu.../work/kołczan-0 ,
http://katalog.muzeu...pl/work/kołczan6. Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden, 2010.
7. Muzeum Książąt Czartoryskich w Krakowie:
http://www.muzeum.cz...l/pl/node/11140 и
http://www.muzeum.cz...l/pl/node/11014 Четвертый типСаадачные комплекты четвертого варианта отличаются от предыдущего только формой основания колчана: более выпуклое или с четким изломом посередине как у второго типа.
Большинство из известных саадаков этого типа дошли до нас в собрании Оружейной палаты Московского кремля. Все они принадлежали правящий элите, и их внешнее оформление соответствовало статусу владельца. Золото и серебро, драгоценные камни и шелк, вышивка и эмаль, резьба и чернь. Богатство этих комплектов исключительно, однако в рамках этого обзора они ценны несколько иным. А именно редкой возможностью рассмотреть их со всех сторон и изучить внешнюю конструкцию. О внутреннем их устройстве, к сожалению, в отличие от украшений почти ничего не известно.
На рисунках 4-1 и 4-2 представлен царский саадак большого наряда принадлежавший царю Михаилу Фёдоровичу (г.ж. 1596-1645), а также его прорисовка выполненная Ф.Г. Солнцевым.
Рис. 4-1. Царский саадак большого наряда царя Михаила Фёдоровича, 1627-1628 гг. [1, 2].
Последние дают великолепное представление об устройстве подвеса. Основной пояс по конструкции можно отнести к третьему варианту (два элемента с одной регулирующей пряжкой). Основная застежка — горизонтальный крючок. Все пояса тканные и однослойные. Пояс с регулирующей пряжкой идет со стороны налуча, в этом месте пояс сгибался и по крайней мере до налуча был двойным. Крепеж пояса с налучем неясен, скорее всего там есть небольшая петля проходящая через прорезь в поясе. Отверстия для крючка застежки дополнительно укреплялись накладками с отверстиями. Последние как предотвращали преждевременный разрыв ткани, так и служили украшением пояса. На конце пояса под наконечником находилась металлическая пластинка такой-же формы. Второй пояс с крючком-застежкой имеет более сложную "оправу". Наконечник и крючок так-же имеют с изнанки дополнительную пластинку. Отверстия под пряжку "очерчены" накладками с отверстиями. Однако на этом поясе имеется еще дополнительно четыре прорези для основного и дополнительного крепежа — они также укреплены накладками с прорезями. Это хорошо видно на прорисовках, иногда просто по шляпкам крепежа с изнанки. Основной крепеж к поясу осуществляется при помощи дополнительных поясов продетых с одной стороны в петлю накладки, а с другой в прорезь в основном поясе. Третий вспомогательный подвес представляет собой два фрагмента тесьмы проходящих через прорези в задней части колчана и фиксирующиеся на основном поясе в двух точках. Длина налуча — 78,4 см, колчана — 47,5 см.
Рис. 4-2. Прорисовка Ф.Г. Солцева царского саадака большого наряда царя Михаила Фёдоровича, XVII ст. [3].
Еще один саадак большого наряда царя Михаила Фёдоровича представлен на рисунке 4-3. Его выделяет изысканное и необычное сочетание матовой шероховатой кожей зеленого цвета с золотыми накладками украшенные чернью. Конструкция подвеса абсолютна идентична рассмотренному выше саадаку.
Рис. 4-3. (а) — Царский саадак большого наряда царя Михаила Фёдоровича, 1633 г. [4]; (б) — прорисовка Ф.Г. Солцева [3].
Царский саадак царя Алексея Михайловича (г.ж. 1629-1676) (Рис. 4-4 и 4-5) по внешнему убранству не уступает саадакам его предшественника царя Михаила Фёдоровича.
Рис. 4-4. Саадачный комплект царя Алексея Михайловича, XVII ст. [2].
Несмотря на наличие прорисовки изнанки, о конструкции подвеса и пояса известно очень мало. Так на налуче сохранилась накладка с петлей, что хорошо видно на прорисовке. Как был осуществлен подвес колчана пока неясно. Хорошо виден лишь пояс дополнительного третьего подвеса, и небольшой пояс с накладками со второй точки подвеса. Подвес последнего неясен. Основной пояс цельный, двойной, с рамочной пряжкой (что довольно редко встречается) и почти по всей длине покрыт накладками. Скорее всего, основной пояс тканный. Длина налуча — 67 см, колчана — 41 см.
Рис. 4-5. Прорисовка Ф.Г. Солцева саадачного комплекта царя Алексея Михайловича, XVII ст. [3].
Два следующих саадачных комплекта царя Алексея Михайловича (Рис. 4-6 и 4-7, 4-8) не украшены драгоценными камнями и узорными накладками, однако расшиты великолепной вышивкой по всей поверхности. Саадак (Рис. 4-6) изготовлен из текстурной кожи зеленого цвета и покрыт вычурной вышивкой серебряной нитью. Основной мотив — растительный с мифологическими животными и геральдическим двуглавым орлом. Подвес не сохранился. Длина налуча — 75 см, колчана — 44 см.
Рис. 4-6. (а) — Саадачный комплект царя Алексея Михайловича, 1667г.; (б) — детали вышивки [1].
Второй саадак (Рис. 4-7 и 4-8) изготовлен из красной кожи и украшен вышивкой с панорамой Московского кремля и гербами ряда городов (Смоленска, Новгорода, Казани …). Его подвес сохранился. По конструкции пояс относится к четвертому варианту (три элемента с двумя регулирующими пряжками). Застежка — горизонтальный крючок. Пояс тканный и двухслойный. Основной подвес осуществлен через промежуточные пояски продетые в прорези в основном поясе. Прорези усилены накладками, отверстия под крючок-застежку также усилены накладками. Длина налуча — 72 см, колчана — 42 см.
Рис. 4-7. Саадачный комплект царя Алексея Михайловича, 1673 г. [1].
Рис. 4-8. Детали вышивки на саадачном комплекте царя Алексея Михайловича, 1673 г. [1].
Такой же мотив с панорамой Кремля и гербами повторен на саадачном комплекте царевича Алексея Алексеевича (Рис. 4-9). Этот комплект дошел до наших дней вместе с чехлом для стрел (тохтуем) и можно наочно сравнить его размеры с колчаном и налучем. Подвес не сохранился. Длина налуча — 72,5 см, колчана — 42 см, тохтуя (без отворота) — 40,0 см.
Рис. 4-9. Саадачный комплект принадлежавший царевичу Алексею Алексеевичу, 1667 г. [2].
В собрании Королевской сокровищницы в Стокгольме (швед. Livrustkammaren) хранится ряд подобных комплектов. Так комплект (Рис. 4-10) изготовлен предположительно в Московском царстве. Размеры налуча: длина — 64 см, ширина — 29 см, вес — 780 г; размеры колчана: длина — 38 см, ширина — 18,5 см, вес — 400 г. Пояс, судя по фотографии, можно отнести к третьему варианту (есть два отдельных тканных пояса, однако регулирующая пряжка на фото не видна). Застежка имеет вид рамки к которой крепится вертикальный крючок. Любопытно что ремень второго подвеса попросту завязан на основном поясе.
Рис. 4-10. Саадачный комплект начала XVII ст. из Ливрусткаммарена (№ 7742 (2500:a) и 7743 (2500:) [5].
Саадак (Рис. 4-11, а, б) также предположительно изготовлен в Московском царстве. Размеры налуча: длина — 70,4 см, ширина — 35,2 см, вес — 740 г; размеры колчана: длина — 41 см, ширина — 19,1 см, вес — 480 г. Происхождение комплектов (Рис. 4-11. в) и (Рис. 4-12) неясно. Размеры налуча (Рис. 4-10. в): длина — 78,4 см, ширина — 34,5 см, вес — 300 г. Размеры налуча (Рис. 4-11): длина — 72,5 см, ширина — 32,5 см, вес — 490 г; размеры колчана: длина — 40 см, ширина — 18 см, вес — 300 г.
Рис. 4-11. Саадачные комплекты XVII ст. из Ливрусткаммарена.
(а), (б) — (№ 7746 (2501:a) и 7747 (2501:); (в) — (№ 7119 (2504:a) и 7120 (2504:) [5].
Рис. 4-12. Саадачный комплект XVII ст. из Ливрусткаммарена (№ 7779 (2508:a) и 7780 (2508:) [5].
В немецких собраниях также хранится некоторое количество трофейных османских саадаков, которые можно отнести к этому типу. Колчан (Рис. 4-13) из собрания замка Карлсруэ изготовлен из зеленой кожи и покрыт вышивкой с растительным мотивом. Основание из дерева покрытое снаружи зеленой кожей. Основной подвес утерян, но на изнанке остался шелковый шнур от третьего дополнительного. Его первоначальное расположение можно проследить по оттиску на коже. На фотографии его ошибочно продели в прорези предназначенные для накладок с рамкой. Длина колчана — 44 см, ширина — 20 см, длина шнура — 55 см.
Рис. 4-13. Османский колчан из собрания замка Карлсруэ, конец XVII ст. (№ G12) [6, 9].
Османский саадак из собрания Türkische Kammer в Дрездене представлен на рисунке 4-14. По конструкции подвеса можно лишь отметь то, что пояс относится к третьему вариану (два элемента с одной регулирующей пряжкой). Застежка — горизонтальный крючок. Размеры налуча: длина — 70,4 см, ширина — 29,7 см, вес — 392 г; размеры колчана: длина — 39,5 см, ширина — 16,5 см, вес — 164 г.; длинны поясов — 72 и 77,3 см, вес — 78 и 73 г.
Рис. 4-14. Османский саадак XVII ст. из собрания Türkische Kammer (№ Y184) [7, 8].
Использованные источники1. Ред. Миллер Ю. Russian Arms and Armor, 1982.
2. Музеи Московского Кремля:
http://imagesgallery.kreml.ru/3. Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства, Москва, 1849-1853.
4. Налучье «Большого государева наряда», XVII в., Государственная Оружейная палата:
http://www.tforum.in...showtopic=156495. Livrustkammaren:
http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus (поиск по инвентарному номеру)
6. Die Karlsruher Türkenbeute. Die Türckische Kammer des Markgrafen Ludwig Wilhelm von Baden — Baden, München, 1991.
7. Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden, 2010.
8. Türckische Cammer: Dresden Cephaneliginde Sark Sanati, 2010.
9. Pfeilköcher:
http://www.tuerkenbe..._waf/G12_de.php Пятый типКолчаны этого типа внешне напоминают первый вариант — однако их пропорции сводят почти на нет все те глубокие фигурные вырезы так характерные для первого варианта. По сравнению с многими предыдущими типами, они смотрятся непропорционально широкими. Возможно это связано с увеличенной емкостью таких колчанов. Косвенно это подтверждается как дополнительными прорезями для стрел (Рис. 5-1), так и системой для распределения стрел в устье колчана (Рис. 5-2, 5-4). Характерной чертой налучей является крупное широкое основание идентичное по форме основанию колчана, а также компоновка. Все рассмотренные ранее колчаны и налучи создавались с тем расчетом, что носить их должны устьем всегда обернутым назад и когда они лежат лицевой стороной вверх (на витрине или на фотографии) их внешние стороны направлены в разные стороны. В этих саадаках они направлены в одну сторону. Это означает что налуч шился с расчетом ношения устьем вперед. Такой подход к ношению более характерен для более восточных регионов и довольно необычно встретить его в Европе. Прочем этот момент требует дополнительных исследований изобразительных источников XVI — XVII вв. Также стоит отметить, что для декорирования внешних сторон в основном используется кожаная аппликация. Характерно, что в выше рассмотренных типах саадаков этот стиль оформления не отмечен.
В Дрезденском собрании хранится подобный саадачный комплект начала XVII ст. атрибутированный как татарский (Рис. 5-1). Размеры налуча: длина — 51,5 см, ширина — 30 см, вес — 394 г; размеры колчана: длина — 38 см, ширина — 23 см, вес — 305 г. Вверху лицевой части колчана имеется десять прорезей для стрел. Все они красиво подчеркнуты аппликацией, которая является основным типом украшением саадака. Основной мотив: растительный (тут можно увидеть гвоздики и тюльпаны — популярный мотив XVI ст. в Османской Империи) вместе с изображением птиц.
Рис. 5-1. Татарский саадак начала XVII ст. из собрания Türkische Kammer (№ Y175) [1].
Ряд аналогичных саадачных комплектов хранится в венском музее истории искусств (нем. Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM) (Рис. 5-2 — 5-5).
Рис. 5-2. Османские саадаки середины XVI ст. из KHM [2].
Все они датируются серединой XVI — началом XVII вв. и единогласно считаются османскими. Любопытно что у этих колчанов были свои системы равномерного распределения стрел. Так у колчанов (Рис. 5-2, а, б) заметно наличие поперечных, и возможно продольных, ремешков, разделяющих устье на ряд секторов. А колчан (Рис. 5-4, б) в устье имеет отдельную линзовидную вставку с отверстиями для стрел. Основным украшением этих саадаков является тонкая кожаная аппликация, на саадаке (Рис. 5-4, а) она идет поверх бархатной покрышки.
Рис. 5-3. Детали подвеса османского колчана из КНМ [2].
Подвес сохранился на двух саадаках (Рис. 5-2, а) и (Рис. 5-4, а). На обоих основной пояс относится к первому варианту (один цельный пояс). Первый (Рис. 5-3) — постой кожаный с сохранившимися тремя ремнями подвеса, продетые в прорези в основном поясе. Для скрепления использованы металлические скобы — используя скобы разной длины и располагая их в разной последовательности можно было дополнительно декорировать пояс. Застежка — горизонтальный крючок с рамкой.
Рис. 5-4. Османские саадаки середины XVI ст. из KHM [2].
Второй пояс — однослойная толстая тканная тесьма. Подвес колчана осуществляется при помощи петель из такой же тесьмы продетых в прорези основного пояса (Рис. 5-5). Застежка — горизонтальный крючок с накладкой представляющей собой полый футляр в котором крепится конец тканного ремня. Противоположная сторона украшена накладками с отверстиями дополнительно усиливающие отверстия для застежки-крючка. Там-же располагается накладка с свободно вращающейся рамкой — ее назначение неясно.
Подвес налучей осуществляется при помощи кожаной петли, она хорошо видна на (Рис. 5-2, а, б).
Рис. 5-5. Детали подвеса османского колчана из КНМ [2].
Аналогичный саадак хранится в музее Чарторыйских в Кракове (пол. Muzeum Książąt Czartoryskich w Krakowie) (Рис. 5-6). Однако никакой дополнительной информации о нем я не располагаю.
Рис. 5-6. Саадачный комплект из музея Чарторыйских в Кракове [3].
Использованные источники1. Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden, 2010.
2. Hofburk museum Vienna:
https://plus.google....6209?banner=pwa3. Краків:
http://museum.veliza...kov1/index.html Шестой типСаадачные комплекты шестого типа выделяются необычным трапециевидной формой колчана с прямым основанием и срезанным под углом устьем. Также часто на лицевой стороне сделана либо намечена узором прорезь для вставки стрел.
Саадак из собрания замка Карлсруэ (Рис. 6-1) датируется музейными работниками концом XVII ст.. Кожаная основа покрыта бархатом с изящной вышивкой серебряной и золотой нитью. Основание колчана — деревянное овальной формы, снаружи закрытое тканью. Частично сохранился подвес колчана в виде тканой тесьмы шириной 18 мм. Налуч подвешивался при помощи петли из красного шелкового шнура. Размеры налуча: длина — 68 см, ширина — 36 см; размеры колчана: длина — 56 см, ширина — 25 см.
Рис. 6-1. Османский саадак конца XVII ст. из собрания замка Карлсруэ (№ D93 и D97) [1, 5].
В собрании Королевской сокровищницы в Стокгольме (швед. Livrustkammaren) хранится два подобных комплекта. Первый из них (Рис. 6-2) является дипломатическим подарком шведскому королю Густаву II Адольфу от крымского хана Джанибеека Герая, преподнесенный с посольством в 1629 году (глава посольства — Камбер Ага). Повехность саадака покрыта красной шелковой тканью с изящной вышивкой золотой нитью. В центре колчана сделана небольшая прорезь для вставки стрел (?). Основной пояс по конструкции можно отнести к третьему варианту (два элемента с одной регулирующей пряжкой). Основная застежка — вертикальный крючок с рамкой. На другом конце пояса располагается рамка с петлей для крючка. Устройство подвеса точно неизвестно. На лицевой стороне колчана видна лишь одна накладка, а ремень второго подвеса имеет ряд отверстий, как для рамочной пряжки. Ремни подвеса фиксируются на основном поясе при помощи скользящих петель без жесткой фиксации в определенном положении. Размеры налуча: длина — 64,7 см, ширина — 33 см, вес — 680 г; размеры колчана: длина — 49,5 см, ширина — 21,8 см, вес — 660 г.
Рис. 6-2. Крымскотатарский саадак начала XVII ст. из Ливрусткаммарена (№ 7744 (3940) и 7745 (3938)) [2, 3].
Второй саадак является дипломатическим подарком шведской королеве Кристине от крымского хана Джанибеека Герая (глава посольства — Нур Али Олан Мирза). Саадак богато украшен позолотой и драгоценными камнями. Размеры налуча: длина — 75,1 см, ширина — 37,5 см, вес — 2420 г; размеры колчана: длина — 61,4 см, ширина — 26,4 см, вес — 970 г.
Рис. 6-3. Крымскотатарский саадак начала XVII ст. из Ливрусткаммарена (№ 5695 (3941) и 5696 (3942)) [2].
Саадак представленный на рисунке 6-4 был изготовлен во второй половине XVI ст. в Италии (возможно во Флоренции) и был преподнесен в 1587-м г. Франческо I Медичи, герцогом Флоренции, в качестве дара Кристиану I, курфюрсту Саксонии. Считается что он выполнен в стилистике османских саадаков того периода. Единственным существенным отличием является система подвеса. Судя по фотографии, ремни подвеса продевались в прорези на колчане и налуче и фиксировались с лицевой стороны при помощи костяных пуговок. Размеры налуча: длина — 76,5 см, ширина — 37 см, вес — 752 г; размеры колчана: длина — 51,5 см, ширина — 24,6 см, вес — 635 г.
Рис. 6-4. Итальянский саадак второй половины XVI ст. из собрания Türkische Kammer (№ Y176) [4].
Использованные источники1. Die Karlsruher Türkenbeute. Die Türckische Kammer des Markgrafen Ludwig Wilhelm von Baden — Baden, München, 1991.
2. Livrustkammaren:
http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus (поиск по инвентарному номеру)
3. Барбара Бренд Искусство ислама, Москва, 2008.
4. Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden, 2010.
5. Köchergarnitur:
http://www.tuerkenbe...f/D93u97_de.php Другие вариантыВ этом разделе я бы хотел разместить материалы по разным причинам не попавшие в другие главы. По большей части тут будет неспешно собираться информация о саадачных комплектах для которых пока нет своей группы: это могут быть и единичные экземпляры, и "гибриды" известных типов. Часть материала, пользуясь возможностью, я разместил в первой части обзора посвященного конструкции, где они наглядно демонстрируют те или иные детали. Часть материала будет располагаться тут. А помимо этого, будет вестись дополнительная форумная тема в которой будет лежать как материал не попавший в основной обзор, так и новые находки из сети. Впоследствии на их основе будет проводится дополнение и корректура обзора.
На рисунке 7-1 представлен колчан преподнесенный в подарок крымским ханом Джан-бек Гиреем царю Михаилу Федоровичу 10 июня 1616 г. Он во многих аспектах необычный и не имеет известных мне близких аналогов. Впрочем его украшения вполне традиционны. Это богатая и изысканная вышивка серебряными и золотыми нитями. Колчан необычен, в первую очередь, своими размерами — длина 79,5 см. Этого достаточно для полного укрытия стрел, но как их оттуда доставали — неясно. Никаких деталей конструкции нам неизвестно. Подвес тоже нестандартный. В местах подвеса с наружной стороны находятся накладки с рамкой, через которые проходят ремни подвеса. Тут их три, два основных от которых отходят ремни и еще один (?) в самом верху колчана. Возможно этот крепеж играл роль третьего дополнительного, известного нам по другим саадачным комплектам. В пользу этого предположения говорит дополнительная свободная прорезь на основном ремне. Сам пояс относится к первому варианту (цельный без дополнительных элементов), кожаный, двойной, в месте изгиба крепится застежка — горизонтальный крючок с рамкой. Дополнительные ремни подвеса также двойные и необычайно длинные, что ставит ряд вопросов по носке такого колчана.
Рис. 7-1. Крымский колчан начала XVII ст. из собрания Московского Кремля [1].
Саадачный комплект из Государственного исторического музея (Россия, г. Москва) (Рис. 7-2) весьма похож по стилистике на комплекты первого типа: форма накладок, стиль оформления лицевой стороны (тиснение и вышивка металлизированной нитью), даже наличием характерного выреза между выступами крепежа. Однако в целом, форма тут несколько иная. Пожалуй самым близким его аналогом является османский саадак XVII ст. из собрания Türkische Kammer (см. Конструкция — Рис. 2-10). А форма последнего тяготит к второму типу. Если найдутся еще подобные комплекты — они будут выделены в отдельный тип.
Возвращаясь к саадаку из ГИМ-а, стоит отметить несколько любопытных моментов которые заметны на доступных фотографиях. Хотя конструкция пояса неясна, застежкой является горизонтальный крючок — на видимом участке пояса заметны накладки усиливающие отверстия для крючка. Кстати на фотографии также хорошо видна изнанка и способ крепежа таких накладок — с дополнительной пластинкой. На лицевой стороне пояса сохранились четыре точки крепежа для декоративных цепочек. А в устье видны частично вырванные ремешки системы распределения стрел. Скорее всего, три ремешка делили площадь устья колчана на четыре части, впрочем, это лишь предположение требующее дополнительных изысканий и фотографий.
Рис. 7-2. Саадачный комплект из ГИМ-а [2].
Использованные источники1. Музеи Московского Кремля:
http://imagesgallery.kreml.ru/2. Плоский колчан, Есть пара вопросов:
http://www.tforum.in...ndpost&p=203044