Новогодний сборник № 1
Кто лучший рассказчик?
Вот что, например, говорил Александр Бенуа о Коровине, "очаровательном врале", "с душой нараспашку":
"А каким рассказчиком был этот красивый и пленительный человек...
Чудесно умел рассказывать Шаляпин, и нельзя было не заслушаться Фёдора, но из этих двух я все же предпочитал Коровина.
Шаляпин повторялся, у Шаляпина были излюбленные эффекты, а актёрская выправка сказывалась в том, что эти свои эффекты он слишком заметно подготовлял.
У Коровина быль и небылица сплетались в чудесную неразрывную ткань, и его слушатели не столько „любовались талантом“ рассказчика, сколько поддавались какому-то гипнозу.
К тому же память его была такой неисчерпаемой сокровищницей всяких впечатлений, диалогов, пейзажей, настроений, коллизий и юмористических деталей, и всё это было в передаче отмечено такой убедительностью, что и не важно было, существовали ли на самом деле те люди, о которых он говорил; бывал ли он в тех местностях, в которых происходили всякие интересные перипетии; говорились ли эти с удивительной подробностью передаваемые речи, — все это покрывалось каким-то наваждением, и оставалось только слушать да слушать".
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) — русский художник и историк искусства.
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) — русский художник и писатель; академик живописи 1905.
Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) — русский оперный певец.
Графиня де Ла Сюз
Очаровательная, изящная и остроумная Генриетта де Колиньи была знатной дамой с самого рождения, но графиней она стала благодаря своим бракам.
Первым мужем красавицы Анриетты стал Томас Гамильтон, 3-й граф Хаддингтон (1626-1645). Они поженились в 1643 году и уехали в Шотландию, но вскоре граф Хаддингтон умер от чахотки.
Вторым её мужем стал Гаспар де Шампань, граф де Ла Сюз (?-1693), брак с которым был расторгнут в 1661 году по причине импотенции супруга.
Но ещё до этого, в 1653 году Генриетта перешла в католичество.
Стихи графиня де Ла Сюз начала писать ещё в молодости, но печататься под своим именем стала только после развода; со временем она стала одной из самых известных французских поэтесс.
Как и положено светской даме, у неё было множество любовных приключений.
Однажды духовник графини на исповеди предложил ей покаяться в своих многочисленных грехах, ожидая услышать различные пикантные подробности.
Анриетта со смехом ему ответила:
"Чтобы я искренне покаялась, святой отец, вы должны убедить меня в том, что любовь не есть сама добродетель".
Графиня Генриетта (Анриетта) де Колиньи де Ла Сюз (1618-1673) — французская писательница.
Раздумал...
Как известно, Нинон де Ланкло делила всех своих поклонников на "мучеников", "любимчиков" и "золотых".
И вот один из "мучеников", которому Нинон отказала, решил застрелиться в её гостиной.
Нинон решительно воспротивилась такому решению:
"Нет, нет! Только не здесь. Вы испачкаете кровью моё платье".
Данный "мученик" вышел из гостиной и... почему-то передумал стреляться.
Нинон де Ланкло (Анна де л'Анкло, 1615-1705) — французская куртизанка, писательница и хозяйка салона.
Россия и Луна
Во время Второго географического конгресса в Париже в 1875 году однажды собралось небольшое общество во дворце у Тьера.
Лессепс учтиво обратился к князю Орлову:
"Любезный князь, я только что председательствовал не географическом конгрессе, где все воздали похвалу российскому делегату. Карты, которые мы от него получили, самые прекрасные из всеж предоставленных нам. Вы можете об этом упомянуть в своём отчете Императору".
Князь Орлов вежливо ответил:
"Ваша похвала очень ценна для нас, особенно потому что пространство нашей Империи обширно. Офицеры нашего штаба много работают".
Лессепс шутливо возразил:
"Поверхность России равняется поверхности Луны".
И тут зобно встрял молчавший до этого Лайонс:
"С той только разницей, что Луна всегда остаётся равной себе, Россия же, напротив, постоянно увеличивается".
Мари Жозеф Луи Адольф Тьер (1797-1877) — французский политик и историк; первый президент Третьей республики 1871-1873.
Князь Николай Алексеевич Орлов (1827-1885) - русский дипломат, посланник в Париже, Брюсселе и Берлине.
Ричард Бикертон Пемел Лайонс (1817-1887) - 1-й граф Лайонс; британский дипломат; фаворит королевы Виктории.
Фердинанд Мари виконт де Лессепс (1805-1894) - французский дипломат и предприниматель (Суэцкий канал, Панамский канал...).
Представление де Линя
Князь де Линь слыл очень остроумным человеком. Однажды во время Венского конгресса он заявил, что скоро устроит такой праздник, какого Вена ещё не видела.
Так как во время Венского конгресса устраивалось множество роскошнейших празднеств, то слова старого дипломата сочли хвастовством.
Однако 14 декабря 1814 года де Линь умер и, таким образом, сдержал своё обещание. Вена увидела очень редкое торжество — похороны австрийского генерал-фельдмаршала.
Князь Шарль Жозеф де Линь (1735-1814) - австрийский генерал-фельдмаршал (1808) и дипломат.
Жёлтый бархат
Когда Мадемуазель Марс гастролировала в Лионе, к ней в гостиничный номер после первого же спектакля пришёл один местный фабрикант с необычной просьбой. Он подарил актрисе большой отрез бархата и попросил, чтобы м-ль Марс хотя бы один раз вышла в платье из этого бархата на сцену. Ничего необычного в такой просьбе не было бы, если бы не цвет бархата — ярко-жёлтый.
Мадемуазель Марс категорически отказалась выполнить просьбу фабриканта, так как невозможно появиться в платье такого цвета, не вызвав смеха.
Фабрикант возразил, что смеяться, возможно, будут над любой женщиной, но только не над ней, так как она в таком платье будет выглядеть просто прелестно, и если хоть раз появится в нём на сцене, то на следующий же день все парижские дамы захотят иметь подобное платье.
На том они и расстались.
В Париже актриса сшила себе платье из жёлтого бархата, но оно ей не понравилось, и платье оставили пылиться в глубине шкафа.
Но однажды произошло непредвиденное: перед самым началом одного спектакля, в котором Мадемуазель Марс играла роль жены банкира, платье для героини было безнадёжно испорчено пролившимся маслом. В обширном гардеробе актрисы не нашлось ничего подходящего для этой роли, и ей пришлось выйти на сцену в отвергнутом ранее платье из жёлтого бархата.
Когда раздвинулся занавес, все увидели актрису в этом необыкновенного цвета платье. Вначале в зале послышался удивлённый ропот, а потом публика встретила актрису оглушительными аплодисментами. Все дружно решили, что платье из жёлтого бархата "superbe" и "magnifique".
Уже на следующий же день все парижские модницы завалили своих портних заказами на подобные платья из жёлтого бархата.
Лионский фабрикант, разумеется, очень значительно приподнялся на этой операции.
Анна-Франсуаза-Ипполита Буте Сальвета (1779-1847) – известная французская актриса, которая 33 года выступала в "Комеди Франсез" под псевдонимом Мадемуазель Марс.
Не робей, Мольер!
Когда Мольер ставил на сцене где-то в провинции свою первую пьесу, то он ещё не был ни знаменитым драматургом, ни даже знаменитым актёром.
Один из зрителей нашёл, что пьеса, написанная неким Мольером, довольно забавна. Он также слышал, что автор опасается за успех представления. И тогда вдруг среди представления этот зритель громко крикнул из кресел:
"Ничего Мольер, не робей, комедия довольно хороша!"
Жан Батист Поклен (1622-1673) - известен под псевдонимом Мольер; французский драматург.
Трагические числительные
Однажды пани Моджеевскую, известную польскую актрису, пригласили выступить в одном крупном лондонском салоне. В ходе выступления организаторы попросили актрису прочитать какую-нибудь поэму по-польски.
Актриса возражала:
"Но меня не поймут, а я люблю быть понятою и оценённою".
Но организаторы были так настойчивы, что актриса наконец согласилась. Она приняла трагическую позу и стала выразительно декламировать что-то на польском языке.
Хозяева салона и все гости были в восторге. Но на следующий день открылось, что пани Моджеевская читала на польском языке последовательные числительные, начиная с первого...
Хелена Моджеевская (урождённая Ядвига Хелена Мизель, по мужу Хлаповская, 1840-1909) — польская актриса.
Дело в осле
Когда Н.К. Милославский был антрепренёром Одесского театра, то он поставил пьесу, в которой Иисус должен был въехать в город на осле. Во время премьеры осла почему-то не оказалось, и актёр, игравший Иисуса, вышел на сцену пешком.
Некий рецензент NN, описывая этот спектакль, обратил внимание на данную неточность исполнения, и приписал всё небрежности господина Милославского.
Антрепренёр разозлился и послал в эту же газету следующее объявление:
"Господина NN просят посетить второе представление пьесы, и тогда в театре непременно будет хотя бы один осёл".
Николай Карлович Милославский (Фридебург, 1811-1882) — актёр и антрепренёр.
Счастье леди Монтегю
Однажды знаменитая английская красавица и писательница леди Монтегю очень остроумно и едко высмеяла представительниц своего пола:
"Меня утешает мысль, что я в качестве женщины являюсь только отрадным созданием, и что я по крайней мере никогда не буду вынуждена жениться".
Леди Мэри Уортли-Монтегю (1689-1762) — английская писательница и путешественница.
Комплименты турецкого дипломата
Когда Мидхат-паша был в Вене, он обычно угощал посещавших его любопытных дам конфетами. Но одной очень некрасивой даме он дал вдвое больше конфет, чем другим дамам.
На вопрос о причине такого к ней внимания, Мидхат-паша с вежливым поклоном ответил:
"Я дал вам, сударыня, больше конфет, потому что рот у вас больше, чем у других дам".
Другая дама, очень красивая, спросила турецкого дипломата, почему магометанская вера допускает многожёнство.
Мидхат-паша ответил:
"Наша религия потому допускает многожёнство, что мы во всех наших жёнах, взятых вместе, едва ли в состоянии найти все те прелести, которые сосредоточены в вас одной, сударыня".
Ахмед Шефик Мидхат-паша (1822-1884) — турецкий государственный деятель.
Пирогов об анатомах
Знаменитый хирург Пирогов однажды сказал:
"Анатомы — то же, что извозчики; они знают все улицы и переулки, но не знают, что делается внутри домов".
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — русский хирург и анатом.
Жалоба Кеплера
Скромный и терпеливый Кеплер однажды пожаловался на то, что окружающий мир, особенно научный, так мало внимания уделяет его астрономическим открытиям:
"Конечно, я могу остаться на одно столетие без читателей, раз Господь Бог мог шесть тысяч лет оставаться без такого наблюдателя, как я".
Иоганн Кеплер (1571-1630) — немецкий математик, астроном, механик и алхимик.