Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

ТРАДИЦИОННЫЕ БИОСТИМУЛЯТОРЫ ВОИНОВ И ОХОТНИКОВ


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
3 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    76
  • 13 681 сообщений
  • 8471 благодарностей

Опубликовано 05 Февраль 2020 - 16:26


Воины, охотники, а иногда и борцы, в прошлом при необходимости пользовались своеобразными биостимуляторами. Применение биостимуляторов называли "өс эдер" - букв. ‘исправлять (толкнуть) аорту, существовали и иные варианты этого выражения — "өс чырыдар", "өс чаглаар". Выражения используются в двух значениях: современные тувинцы употребляют его в значении «слегка утолить голод», «перекусить»; в недавнем прошлом борцы, охотники и воины выражение "өс эдер" наполняли иным содержанием, под ним подразумевалось не потребление пищи, а применение биостимуляторов. Естественно, никто не думал о том, что потребляет биостимулятор, это воспринималось как своеобразное получение дополнительной энергии.

Например, охотник при преследовании зверя не имел возможность приготовить себе пищу, чтобы поддержать силы, поэтому в дорогу он брал с собой небольшое количество этого продукта. Объем и вес вещества, поддерживающего силы, позволял без труда переносить его с собой, не ограничивая передвижение. Им пользовались и борцы. Перед схваткой борцу нельзя было объедаться, но в традиционной борьбе — хүреш — схватки продолжаются долго и требуют от борца помимо силы еще и проявления особой выносливости.

Но главным пользователем этих продуктов были, естественно, воины. Одним из специальных средств, обеспечивающих стремительные рейды конницы номадов на дальние расстояния, были продукты, дающие возможность поддерживать силы, не останавливаясь для приема пищи. Часть из этих продуктов, специально применяемых во время длительных рейдов и особенно засад, невозможно назвать пищей, нельзя назвать и биостимулятором. Например, баранью коленную чашечку — довук.

ПЛАЗМА. Чаще всего в качестве биостимулятора воины, борцы и охотники применяли сушеную плазму, которую выделяли из конской крови. Можно сказать, что это был самый распространенный продукт. Готовят следующим образом. Осенью, с наступлением холодов, во время забоя скота на зиму, собирают конскую кровь, сливают ее в деревянные ведра, дают отстояться при комнатной температуре. Через некоторое время кровь расслаивается, сверху собирается плазма светло-желтого цвета, внизу — густая темно-красная масса. Аккуратно собрав плазму (жидкость светло-желтого цвета), сливают ее в сосуд и сушат, оставив на некоторое время в юрте. Традиционно, для этой цели применяют обычные деревянные корыта.

Высушенную плазму хранили и возили с собой в небольших мешочках, сшитых из шкур домашних коз.

Перед употреблением плазму предварительно разводят в незначительном количестве теплой воды, либо употребляют в сухом виде, положив несколько крупинок в рот. Плазма, выделенная из конской крови, помогала человеку переносить физические нагрузки.

Струя кабарги ТООРГУ ХИРНИ. Струю кабарги срезают вместе с частью шкуры и сушат, подвесив под потолком юрты.

В случае переутомления в верхней части мешочка проделывают небольшое отверстие, через которое кончиком лезвия ножа вынимают часть сушеного вещества. Употребляют, предварительно разведя в теплой воде.

Если плазму и хвост маралухи было принято употреблять как предварительно растворив в воде, так и в сухом виде, то струю кабарги использовали только после предварительного растворения в воде.
Струю кабарги применяют для быстрого восстановления сил.

Панты СЫЫН МЫЙЫЗЫ — неокостеневшие рога марала. Добыв весной марала срезали панты. Сняв с рогов тонкую шкуру, рубили на куски длиной 15 — 20 см и сушили. Высушенные куски рубили на тонкие пластинки. Охотники воины носили их с собой в кожаных мешочках.
При преследовании или уходе от преследования пешком, когда наступала усталость, но необходимо было продолжать движение, брали пластинку высушенных пантов в рот и cocaли во время движения.
Пластинка из пантов придавала дополнительные силы, давая возможность достичь намеченной цели.

Хвост маралухи МЫЙГАК КУДУРУУ. Этим препаратом пользовались воины и охотники.

Добыв зверя, тут же отделяют хвост вместе со шкурой. Сбривают шерсть остро отточенным ножом. Затем хвост сушат, подвесив под потолком в юрте, не снимая шкуры.

В случае переутомления, голода и необходимости приложения усилия в относительно небольшой промежуток времени, ножом отрезают небольшую пластинку ткани хвоста и тщательно прожевав, глотают. Если позволяют условия, то ткань толкут в ступе, полученный порошок смешивают с теплой водой и пьют.

Хвост маралухи состоит из особой ткани, которая внешне ничем не напоминает мышечные волокна, либо иные внутренние органы животного. На вкус отдаленно напоминает шоколад. Употребляют как в свежем, так и в сушеном виде.

Отвар из УЛУГ ОЪТ ‘золотого корня’. Используют высушенные как корни, так и зеленые листья и тонкие стебли растения. Собирают в конце августа, промывают в проточной воде. Сушат в тени. Корни толкут в ступках, а лист с мелкими стеблями просто крошат руками. Хранят и перевозят в кожаных мешочках.

Чаще всего этим средством пользуются охотники. Утром, и, особенно вечером, заваривают обычный чай. Золотой корень принято употреблять только днем, в период кратковременной остановки. Кратковременный отдых и употребление чая с золотым корнем дает сильный прилив энергии, предоставляя возможность человеку быстро перемещаться во время охоты. Если выпить чай из золотого корня вечером, то трудно будет уснуть — учащается сердцебиение, поднимается артериальное давление.

Употребляют только в случаях, когда необходимо бодрствовать всю ночь, например, сидя в засаде.

ДОВУК ‘коленная чашечка животного’. Во время длительных переходов или ожиданий в засаде, для того, чтобы не выдать своего присутствия дымом костра при приготовлении пищи, воины и охотники сосали вареную коленную чашечку барана (иных животных).

В чашечке животных присутствуют питательные вещества, которые постепенно небольшими порциями употреблялись человеком. Это давало возможность достаточно длительный период обходиться без пищи, в общепринятом понимании этого слова — сохраняя определенную физическую активность.

Довук нельзя назвать пищей, а его употребление — питанием. Это способ поддержания организма, пребывающего в особом состоянии, который с определенной долей условности можно отнести к состоянию близкому к анабиозу.

Употребляли перечисленные выше биостимуляторы, если необходимо было срочно привести себя в состояние боевой готовности.
Следует отметить, что лучшим средством поддержания организма, находящегося в напряженных условиях считался все же КУРУТ — особый вид сушеного творога. Довук являлся чем-то вроде «последнего средства».

Даржаа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Кызыл, 2009. С. 294-295.

Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 3 раз:
skitalec , chapajnn , НикК

#2 Вне сайта   chapajnn

chapajnn

    Активный участник

  • Пользователи
  • Репутация
    1
  • 1 262 сообщений
  • 1727 благодарностей
  • Откуда (страна, город):Донбасс

Опубликовано 05 Февраль 2020 - 17:39

Настоечку на Пантах я пользовал......интересная штукенция.

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    76
  • 13 681 сообщений
  • 8471 благодарностей

Опубликовано 05 Февраль 2020 - 18:10

Да, мне тоже охотники о ней рассказывали. К сожалению в наших реалиях только плазма :(
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#4 Вне сайта   chapajnn

chapajnn

    Активный участник

  • Пользователи
  • Репутация
    1
  • 1 262 сообщений
  • 1727 благодарностей
  • Откуда (страна, город):Донбасс

Опубликовано 06 Февраль 2020 - 09:45

Там сбор , типа Бейхеровки+ рога , брали когда из Н.Уренгоя возвращались. Жаль мало брали.

Изменено: chapajnn, 06 Февраль 2020 - 09:46





0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.