В 17 и 18 веках уставшие от жизни выбирали жестокий метод миновать ад: они шли на преступления, так как верили, что восхождение на эшафот смывает с них все грехи и освобождает для них дорогу в райское царство. Убийства по этому поводу настолько распространились в Северной Европе, что Дания отреагировала удивительным образом.
В 1639 году сапожник из Гамбурга Йохан Карденер заколол своего деверя, которому было всего семь лет от роду. Он признал свою вину и был, как это было принято в те дни, приговорен к смертной казни. Но на пути к месту казни Йохан Карденер вел себя в высшей степени необычно. Он невозмутим и весел. Он простирает руки в громкой молитве и осеняет публику крестным знамением. Потом он бросается на шею своему палачу. Тот должен хорошо сделать свое дело, наставляет палача Карденер.
Но бедный палач настолько сбит с толку поведением своей жертвы, что дважды промахивается мимо шеи убийцы. И только с третьего удара ему удается окончательно отрубить голову. Народ возмущён! Счастливый, молящийся убийца тронул их до глубины души – он заслуживает достойной смерти. Возмущенная толпа гонится за бедным палачом до города, где его в конце концов спасают солдаты, которым приходится даже сделать несколько выстрелов в толпу.
Но Йохан Карденер добился того, чего хотел: пропуска в рай. Сапожник устал от жизни. Но если бы он сам свел счеты с жизнью, то его душа прямым ходом отправилась бы в ад, вот во что он верил. Однако убийце, который в момент своей смерти от всего сердца раскаялся во всех своих грехах, Господь дарует рай. Итак, Йоханн Карденер пошел на убийство, чтобы совершить самоубийство.
Изначально виноват был Мартин Лютер
Этот житель Гамбурга был не единственным, кто следовал подобному плану. В 18-ом волна самоубийств, начавшаяся в 17-м веке, продолжала катиться по Северной Европе. Историк Тайг Крог из Датского Государственного Архива исследовал эти убийства и пришел к наглядным выводам: в 18-ом веке в Копенгагене на каждые 100 000 жителей приходилось 1,5 самоубийства-убийства. В Стокгольме это были от 0,6 до 0,8 случаев на каждые 100 000 граждан – и в Гамбурге от 0,4 до 0,5.
На мотивацию самоубийц скорее всего повлиял Мартин Лютер. Именно он настолько буквально изложил теорию прощения грехов. «Лютер считал, что мы получим спасение, если мы признаем наши грехи, искренне в них раскаемся и будем тверды в нашей вере в Бога», объясняет Крог. Все решается в последний момент жизни. Тот, кто признает свои грехи и раскается в них, уже не сможет совершить новых, и так отправится прямиком на небо с только что очищенной душой. Так самоубийства стали испытанием, которому подверглась Северная Европа вслед за евангелистско-лютеранской реформацией.
Симпатии народа часто были – как в случае с Йоханом Карденером – на стороне убийц. Некоторых начинали по-настоящему чтить. Известность приобрел случай, произошедший в городке Вернигероде в Гарце (Германия), где служанка Магдалена Бреммель в 1744 году убила четырехлетнюю дочь своего господина. Магдалена никогда не была приятным человеком. Раздираемая завистью и жадностью, она лгала и обманывала, чтобы обманным путем заставить всех думать, что она благородного происхождения: она хотела, чтобы сын ее хозяина непременно взял ее в жены. Но когда она увидела, что ее планы рушатся, она впала в глубокую депрессию. Переполненная разочарованием, она в конце концов убила маленькую девочку, чтобы в качестве убийцы отправиться на эшафот.
Не устрашающий пример
Но граф Кристиан Эрнст цу Штольберг-Вернигероде воспринял стремление к спасению души своей служанки так близко к сердцу, что немедленно приставил к Магдалене четверых священников. Они должны были готовить Магдалену к казни. Магдалена смогла вкусить всеобщего внимания. Обливаясь слезами, она признала и раскаялась во всех своих грехах: убийстве, гордыне, лени, тщеславии и жадности. На протяжении четырех месяцев после совершения убийства она купалась в людской симпатии. Женщины города приносили ей еду и молились вместе с ней.
В день казни женщины, также, помогли ей одеться. Снова и снова приговоренная останавливалась, чтобы прикоснуться к своему ящичку с записями. В нем лежали записки с цитатами из Библии, которые можно было читать как предсказания оракула. Двое писарей отмечали каждое сказанное ею слово. Магдалена ничего не могла пустить на самотек, даже гимны, которые пели на ее пути к эшафоту, она выбирала сама. После того, как Магдалена перед всеми признала свои грехи, она чистым голосом запела «Спаситель, прими мои грехи».
Толпа была в восторге. Несколько раз Магдалена прерывала шествие к месту казни, чтобы громко помолиться. Все её молитвы старательные писаки также заносили на бумагу. Последнее, о чем она говорила, стоя на коленях перед эшафотом, составляет три страницы. И в итоге ее смерть не стала ужасающим примером наказания за убийство ребенка – наоборот, это был ярчайший пример тому, какую святость можно заслужить, совершив самоубийство-убийство.
Преступникам отрубали руки
В конце концов, на это обратили внимание суды и изменили меру наказания. В Дании военные суды пришли к решению приговаривать таких преступников к девяти неделям порки перед казнью. Когда же наступал день казни, палач с помощью большого колеса должен был переломать приговоренному столько костей, сколько возможно, прежде чем вздернуть его на том же колесе, где он и погибал от ран. Так же сильно в отношении самоубийц-убийц свирепствовали и Гражданские суды. На пути к эшафоту их пять раз прижигали раскаленным железом. Сначала палач отрубал им руки, и только потом голову. Обезображенное тело выставляли для обозрения на большом колесе. «Это были жесточайшие смертельные казни в истории Дании», говорит Крог.
Но это не помогло. Напротив – чем страшнее были муки на пути к спасению, тем скорее было обеспечено место в раю, считалось в народе. Только в 1767 году Дании удалось положить конец этому беспределу – смертный приговор для самоубийц-убийц был попросту отменен. Вместо этого их всего лишь раз в год секли и они до конца своей жизни обязаны были выполнять унизительные работы. «Так датчане стали пионерами в том, что касается отмены смертной казни», говорит Крог. «Но это не было тем, чем они гордились. Тут происходило столкновение с религиозной концепцией юрисдикции». Новые и новые протестантские страны следовали примеру Дании.
Но не все. Еще и сегодня уставшие от жизни люди идут на убийства, чтобы добиться смертного приговора. Например, в США постоянно происходят новые случаи того, что убийцы добровольно соглашаются на свою казнь или даже хотят ее ускорить. В статистике такие случаи не отмечаются. Но исследователи исходят из того, что по меньшей мере 20 человек из 400 казненных после возвращения в 1976 году смертной казни для убийц, пошли на убийство, чтобы положить конец своей жизни.
Самым известным самоубийцей-убийцей в США стал Гэри Гилмор – первый, кто был казнен после возвращения смертной казни. Он боролся даже против своего адвоката за право быть казненным расстрельной командой. Его последние слова стали известны и глубоко врезались в культурную память США, сегодня их все еще цитируют: «Давайте, сделайте это»! Let's do it!