УДК 903.22(571.56)”13/17”
9В. М. Дьяконов
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН,
Россия, г. Якутск
e-mail: dyakonov_vm@rambler.ru
КОЛЧАННЫЕ КРЮКИ В ЯКУТСКИХ МОГИЛЬНИКАХ XIV–XVIII вв.
В археологии кочевников Евразии Средневековья и Нового времени большое место занимает воинское снаряжение, среди которого выделяются так называемые колчанные крюки, применявшиеся в основном в качестве застёжек стрелковых (саадачных) поясов. История появления, эволюции, типологии и классификации подобного рода крючков, а также реконструкции их применения детально изложены во многих работах [10; 11; 13]. В целом колчанные крючки входят в стандартный набор воинского снаряжения не только кочевников, но и многих оседлых народов Евразии поздней древности,
Средневековья и Нового времени. В якутских погребениях XIV–XVIII вв. также встречаются разновидности колчанных крюков, но специальных работ, посвящённых этой теме, до сих пор нет. В данной работе мы попытаемся восполнить этот пробел на имеющихся в нашем распоряжении материалах.
Военному делу якутов, в том числе и воинскому снаряжению, посвящена монография Ф. Ф. Васильева «Военное дело якутов» [3]. В разделе о комплексе вооружения якутов автор упоминает и колчанные крюки, хотя ни одного такого предмета в работе не представлено. Об этих предметах амуниции он пишет: «Колчан и налучья имели медные или железные кольца, куда продевались ремешки для прикрепления их к поясу.
В редких случаях колчаны имели железные крючки, имеющие широкие аналогии у средневековых племён по всей полосе лесостепей Евразии» [3, с. 72]. По-якутски лук назывался «саа» или «ох саа», где слово «ох» означает «стрела». Колчан якуты называли «саадах» или «кэhэх». В целом вооружение или оружие по-якутски звучит как «саа-саадах», что в древности и дословно обозначало лук с колчаном и стрелами.
В погребальных комплексах Якутии XIV–XVIII вв. пока найдено только пятнадцать экземпляров колчанных крюков, четырнадцать из которых выполнены из железа и только один – из сплава цветных металлов. Найдена также медная пряжка саадачного пояса. Возможно, что этот список неполный, но в основных опубликованных работах по археологии якутов сведения о других крюках отсутствуют. Терминология элементов конструкции колчанных крюков взята нами из работы С. С. Матрёнина [11], согласно которой они выполняли роль металлических застёжек и имели основание, язычок и иногда щиток. Основание – это основное тело крюка, язычок – резко загнутый конец крюка, предназначенный для фиксации свободного конца ремня либо для крепления крюка к колчану, щиток – место соединения крюка с неподвижным концом ремня, четко выделенное или плавно переходящее в основание.
Предмет, похожий на колчанный крюк, впервые для якутских погребений описан Е. Д. Стреловым в составе инвентаря мужского захоронения XVIII в. могильника Лысая Гора, раскопанного в 1920 г. в окрестностях г. Якутска (рисунок, 1). Исследователь описал эту находку и её расположение в могиле следующим образом: «К наружной стороне кожаной одежды над нижней частью живота пришита какая-то железная вещь, обращённая отверстием вниз» [14, с. 65, рис. 14]. Судя по рисунку, изделие представляет собой, скорее всего, крюк с выпрямленным приострённым язычком и слегка уплощённым, почти округлым щитком-рамкой. В составе погребального инвентаря этой могилы, помимо прочего, были лук и колчан со стрелами. Некоторые вещи в этом погребении были намеренно испорчены – у котелка пробито дно, лук поломан, тетива его порвана. У якутов приведение в негодность сопроводительного инвентаря и особенно оружия, предназначенного для умершего в ином мире, как их своеобразное
«умерщвление» было важной частью погребального обряда [2, с. 179]. Этим, возможно,объясняется то, почему язычок крюка был разогнут.
Рисунок железного колчанного крюка из погребения 13 (рисунок, 2), раскопанного в 1960-х гг. в местности «Армия Сонуога» в Жехсогонском наслеге Алексеевского (ныне Таттинского) района Якутии, обозначенный как «железная поделка пояса», опубликован И. В. Константиновым [9, табл. IX, 8]. Погребение принадлежит мужчине и датируется XVIII в. В составе погребального инвентаря, помимо прочего, присутствовали лук и стрелы. Описание крюка в работе автора отсутствует [9, с. 33, 34]. Судя по рисунку, изделие имеет овальную пластину-основу и загнутый в виде крючка сужающийся язычок. Длина изделия составляет 8,8 см, ширина – 2,6 см, длина основания – 6 см, длина язычка – 2,8 см.
Ещё один рисунок железного колчанного крюка (рисунок, 12), атрибутирован как «крючок от боевого пояса», опубликован А. И. Гоголевым [4, с. 9, рис. 3, 21]. Крюк
происходит из якутского погребения XVII–XVIII вв. [5, с. 100], но, к сожалению, информации о том, из какого именно погребения происходит крюк, а также его описание в работах автора не приводится. Судя по рисунку, изделие имеет подпрямоугольную пластину-основу (один угол разрушен) с двумя отверстиями, в которых сохранилось
два шпенька крепления с округлыми шляпками и загнутый в виде крючка сужающийся язычок. Длина составляет – 12,8 см, ширина – 3,5 см, толщина – 0,4–0,8 см, длина осно-
вания – 7,4 см, длина язычка – 5,4 см.
Любопытная деталь, обозначенная как « медная застёжка для крючка боевого пояса» (рисунок, 14), найдена А. И. Гоголевым в погребении 2, датированном XVIII в.,
в местности Манчарылах Орджоникидзевского ( ныне Хангаласского) района Якутии, в окрестностях с. Булгунняхтах [5, c. 76]. Предмет представлял собой выгнутую пряжку
удлинённо-прямоугольной формы с четырьмя прямоугольными отверстиями размером 0,6×0,8–1 см и фигурным щитком, на обратной стороне которого имелось два грибо-
видных штырька-крепежа [5, табл. XLIX, 11]. На внешней стороне вокруг квадратных отверстий и по контуру фигурного щитка прочерчен орнамент в виде простой одинарной линии. Судя по всему, данная пряжка крепилась к одному концу пояса, с другой стороны которого должен был быть крюк-застёжка. Длина пряжки 10,1 см, ширина 1,3 см, длина основания 7,6 см, длина щитка 2,5 см.
Два типологически схожих пластинчатых колчанных крюка, происходящих из якутских погребений, исследованных А. И. Гоголевым, хранятся в фондах Музея археологии и этнографии СВФУ. Документация этих крюков отсутствует. Первый крюк (№ 619) имеет длину 11,1 см, толщину до 0,5 см (рисунок, 9). У него имеется овальный щиток с прорезью неправильной трапециевидной формы размерами 2,1×0,9 см.
Основание крюка отделено небольшими плечиками от язычка, крючкообразно загнутого к лицевой стороне. Длина щитка 1,9 см, ширина 3,4 см. Длина основания 4,6 см, ширина 2,2–2,8 см. Длина язычка 4,6 см, ширина 0,2–1,3 см. Второй крюк (№ 899) имеет длину 11,7 см, толщину до 0,5 см (рисунок, 10). У него так же выделен овальный щиток с прорезью неправильной трапециевидной формы размерами 2,1×0,7–0,9 см. Основание крюка отделено от язычка небольшими плечиками. Язычок крючкообразно загнут к лицевой стороне. Длина щитка 2,2 см, ширина 3,9 см. Длина основания 3,5 см, ширина 2–2,5 см. Длина язычка 6 см, ширина 0,2–1,4 см.
Большой интерес представляет полный саадачный комплект из погребения 4, раскопанного А. И. Гоголевым в 2,5 км от местности Манчарылах, на безымянном аласе (рисунок, 15). Погребение мужское и датируется XVIII в. [5, с. 77]. Детальное описание этого саадака, обозначенного как «кожаный ремень, соединяющий налучник с колчаном», у автора, к сожалению, отсутствует, приводится лишь рисунок [5, с. 78, рис. 9].
Тем не менее этот рисунок даёт представление о конструкции якутского саадачного комплекта, включающего пояс, колчан и налуч с подвесом, а также о месте расположения колчанного крюка в данной схеме. Последний, судя по рисунку, выполнял роль застёжки на конце пояса, которая своим крючком фиксировалась в отверстиях на другом конце ремня. Кожаный ремень пояса не был цельным, а перемежался с кольцами, к которым крепился подвес колчана и налуча.
В погребении Джосулен, раскопанном в 2004 г. Саха-французской археологической экспедицией в Болтогинском наслеге Чурапчинского улуса Якутии и датируемом XVI – началом XVII вв., в заполнении могильной ямы был найден плоский кованый крючок листовидной формы для подвешивания колчана, выполненный из железа (рисунок, 5). Щиток в виде петли образован проковкой одного из углов с остатком в виде прямоугольного стерженька, загнутого вбок дужкой. Нижний плавно сужающийся конец пластины образует язычок, загнутый на лицевую сторону основания крючком [7, с. 17–18, табл. 32, 2]. Длина изделия, судя по фотографии, составляет 10,4 см, максимальная ширина – 2,7 см, ширина язычка – 0,4 см.
В Сергеляхском погребении, обнаруженном в г. Якутске якутским отрядом археологической экспедиции ИГИиПМНС СО РАН, возле левой ноги погребённого был найден фрагмент колчанного крюка, представляющий собой плоскую пластину(основание крюка) листовидной формы (рисунок, 3). Один конец обломан, и о форме
щитка неизвестно, второй конец постепенно сужается в небольшой обломанный язычок. Общая длина фрагмента 9,5 см, длина сохранившейся части основания 7,1 см, ширина основания от 1,6 до 2,1 см, длина сохранившейся части язычка 2,4 см [6, с. 109,178, рис. 251, 1]. Данный крюк является пока наиболее ранним в погребальных комплексах якутов. Погребение датировано радиоуглеродной датой, полученной по сцинтилляционному методу, от конца XIII до XV вв., а по методу AMS – серединой XV –началом XVI в.
Ещё один экземпляр колчанного крюка был обнаружен в погребении XVII–XVIII вв.Эбюгэ II в Оймяконском районе Якутии, исследованном международной Саха-французской археологической экспедицией в 2014 г. [1, рис. 105]. Предмет был найден в области колен погребённого мужчины, в составе погребального инвентаря которого, по-
мимо прочего, были найдены остатки пояса, а также лук и колчан со стрелами, лежавшие справа от костяка, при этом колчан со стрелами лежал в нижней части гроба поблизости от
крюка. Последний представляет собой удлинённо-подпрямоугольную железную пластину с вогнутым профилем, со сужающимся заостренным концом-язычком подтреугольной
формы и подпрямоугольной неправильной формы сквозной прорезью в щитке ( рисунок, 6). Язычок занимает примерно треть длины всего крючка и на самом острие на
расстоянии примерно 1 см от кончика выделен небольшими плечиками. Длина изделия 7,6 см, размеры прорези на щитке – 0,5×0,9 см. Авторы находки, ссылаясь на то, что
изделие недостаточно изогнуто, считают, что оно являлось напальчником – спусковым механизмом для распрямления тетивы [1, с. 47]. Этот вывод, однако, вызывает бо́льшие
сомнения, чем интерпретация изделия как колчанного крюка, тем более, что колчан со стрелами был обнаружен в нижней части гроба в непосредственной близости от крюка.
В материалах Саха-французской археологической экспедиции, проводившей в 2004–2015 гг. раскопки якутских погребений, имеется ещё 5 колчанных крюков из погребений Орджогон-1, Бойола-1, Суола-2, Юрюн Мыран-1 и Булгуннях-1 (рисунок, 7, 8, 11), интерпретированные авторами раскопок как натяжители тетивы луков, возле которых и были найдены эти предметы [16, pp. 137–139]. Фотографии и рисунки крюков из первых двух погребений в отчётах отсутствуют. По описаниям все крюки пластинчатые, с шириной пластин 0,3 см в среднем, слегка изогнуты, имеют округлые или овальные щитки с прорезями, а также загнутые язычки. Длина их в среднем 10–12 см, максимальная ширина – 2,5–3,5 см. Кроме того, ещё один крюк с невыделенным щитком из погребения Тиит Баппыт атрибутирован как железный зажим (рисунок, 4). Длина его 9 см, ширина основания 2 см [15, p. 164].
Уникальный колчанный крюк из цветного металла жёлтого цвета (латунь?) был обнаружен в погребении XVIII в. Ынах Сысыыта, исследованном И. В. Константиновым в 1969 г., недалеко от с. Чаппанда Нюрбинского района Якутии (рисунок, 13).
Описание самого крюка в статье отсутствует, как и его расположение в погребальном комплексе. Вместе с тем, на рисунке в статье крюк присутствует, причём не самостоятельно, а в вместе с другими деталями стрелкового пояса. В легенде к рисунку он обозначен как «деталь ремня для ношения лука, колчана и пальмы» [8, с. 189, рис. 3,12]. Весной 2014 г. нами были атрибутированы предметы погребального инвентаря из Ынах Сысыыта в Нюрбинском музее дружбы народов им. К. Д. Уткина, в том числе и вышеупомянутый колчанный крюк. Изделие имеет прогнутое основание и щиток с прямоугольной прорезью, куда подвижно закреплена декоративная металлическая
пластина с орнаментом, приклёпанная трубчатым шпеньком и служившая для крепежа крюка к кожаному ремню. Щиток плавно сужается к основанию и язычку. Основание
примерно посередине, ближе к язычку, имеет с обоих боковых сторон подтреугольные выступы. Язычок крючка приварен или припаян (?) к лицевой части пластины, чётко
выделен и плавно загнут вверх в виде когтя. Внешняя сторона изделия богато орнаментирована.
Края украшены полуовальными углублениями, перемежающимися со сдвоенными полукруглыми углублениями. Почти впритык к ним с двух сторон прочерчены парные линии, а затем – еще ближе к середине – парные арочки. От боковых подтреугольных выступов к язычку идут только парные арочки. Посередине крюка проходит выступающая в виде хребта полоса, сужающаяся к язычку, рассечённая девятью двойными полукруглыми углублениями, между которыми находятся более глубокие полуовальные в сечении углубления. Длина изделия составляет 11,1 см, ширина – 0,8–2,15 см,толщина – около 0,4 см.
Имеющиеся в погребальных комплексах якутов колчанные крюки весьма немногочисленны, но представлены разными типами, что свидетельствует об их распространённости в комплексе якутского воинского снаряжения. Месторасположение колчанных крюков в системах якутских саадачных комплектов в большинстве случаев точно
не определено (за исключением крючка-застёжки саадачного пояса из погребения 4 местности Манчарылах), ввиду того, что сами ремни не сохранились. Тем не менее крюки во всех случаях сопровождались находками луков и колчанов со стрелами, что говорит об их вероятной связи. Скорее всего, крюки выполняли роль застёжек стрелко-
вых поясов либо пряжек-наконечников портупейных ремней. Вызывает интерес способ крепления крюка в погребении могильника Лысая Гора, где он был, судя по описанию
Е. Д. Стрелова [14, с. 65], пришит к наружной стороне одежды.
Основания всех, за исключением одного (Лысая Гора), якутских колчанных крюков пластинчатые, при этом в пяти случаях (Эбюгэ II, Ынах Сысыыта, Булгуннях-1, МАЭ СВФУ № 899, МАЭ СВФУ № 619) они прогнуты относительно своей плоскости.
Крючок из погребения с Лысой Горы сделан, по-видимому, из стрежня. Основание крюка из Ынах Сысыыта примерно посередине, ближе к язычку, имеет с обеих боковых
сторон декоративные подтреугольные выступы.
Щитки крюков в большинстве специально не выделены (за исключением предметов из Лысой Горы и Джосулен, Суола-2, Булгуннях-1, МАЭ СВФУ № 899, МАЭ СВФУ № 619) и плавно переходят в основание, либо основания у них и являются щитками. Конструктивно щитки представляют собой овальную или округлую сомкнутую петлю (Лысая Гора, Суола-2, Булгуннях-1, МАЭ СВФУ № 899, МАЭ СВФУ № 619), иногда загнутую в бок основания (Джосулен), или пластину с прорезью (Эбюгэ II, Юрюн Мыран-1, Ынах Сысыыта). На основании-щитке крюка из погребения XVII–XVIII вв., открытого А. И. Гоголевым, сохранились два шпенька, при помощи которых он крепился к ремню.
Язычки железных крючков представляют собой постепенно суженную часть пластины основания, которая в девяти случаях (Армия Сонуога, Тиит Баппыт, Суола-2, Булгуннях-1, МАЭ СВФУ № 899, МАЭ СВФУ № 619, Джосулен, погребение XVII–XVIII вв., открытое А. И. Гоголевым, Манчарылах, погребение 4) крючкообразно загнута к лицевой стороне. Язычки остальных крюков разогнуты (Лысая Гора, Эбюгэ II) либо фрагментированы (Сергелях). Язычок крючка из погребения Эбюгэ II на самом острие выделен небольшими плечиками. Язычок латунного (?) крюка из Ынах Сысыыта приварен или припаян (?) к лицевой части пластины и имеет вид когтя, загнутого вверх.
Железные колчанные крюки, подобные якутским, были широко распространены у кочевников Сибири, в том числе и у средневековых племён Южного Приангарья и верхней Лены, с которыми связывается этногенез якутов [12]. Среди относительно простых железных крюков, не имевших орнаментации, выделяется сложно декорированный латунный (?) крючок из погребения Ынах Сысыыта. К его щитку была прикреплена металлическая орнаментированная пластина, служившая для фиксации ремня. В составе погребального инвентаря этого памятника были найдены также подвижные двойники и тройники-распределители ремней, где аналогичные пластины были прикреплены
к кольцам. Конструкция стрелкового пояса из этого погребения, по-видимому, была аналогичной либо схожей с устройством саадачных поясов древних тюрок Алтая, у которых, по предлагаемой реконструкции, две лопасти тройников соединяли кожаный ремень пояса, а к третьей крепился подвесной портупейный ремень, при этом количество тройников-распределителей на ремне варьировало от двух до трёх [10]. Колчанный крюк в этой схеме служил застёжкой. О том, что крюк из погребения Ынах Сысыыта мог служить такого рода застёжкой, свидетельствует прогнутость его основания, причём прогнутость этого крюка, изготовленного методом литья, явно не была случайной.
Колчанные крюки, судя по материалам погребальных комплексов XIV–XVIII вв., были хоть и немногочисленным, но довольно распространённым элементом воинской амуниции якутов. О том, что все найденные крюки входили в систему саадачных комплектов, свидетельствует их повсеместное нахождение в комплексе с колчанами, луками и стрелами. Судя по сохранившемуся экземпляру полного саадачного комплекта, крюки играли роль застёжек стрелковых поясов. Аналогии якутским крюкам
прослеживаются во многих археологических культурах поздней древности и Средневековья, прежде всего, в степной и лесостепной зонах Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бравина Р. И. Отчёт о проведении археологических исследований Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН в Оймяконском районе Республики Саха (Якутия) в 2014 году // Архив ИА РАН. Т. 1 (текст) – 140 с., Т. 2 (иллюстрации) – 214 с. – Якутск, 2015.
2. Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV–XIX вв.). – Новосибирск: Наука, 2008. – 296 с.
3. Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. – Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. – 224 с.
4. Гоголев А. И. Историческая этнография якутов: учеб. пособие. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1980. – 180 с.
5. Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего Средневековья (XIV–XVIII вв.). – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1990. – 192 с.
6. Дьяконов В. М. Отчёт о работах Якутского отряда археологической экспедиции Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН на территории Городского округа «Город Якутск» Республики Саха (Якутия) в 2014 году. – Якутск, 2015 // Архив ИА РАН. Т.
1 (текст) – 247 с., Т. 2 (иллюстрации) – 169 с.
7. Жирков Э. К. Отчёт о работе Заречного отряда археологической экспедиции ЯГУ в Мегино-Кангаласском и Чурапчинском улусах Республики Саха (Якутия) в полевой сезон 2004 года. – Якутск, 2006 // Архив ИА РАН. № 26288. – 154 с.
8. Константинов И. В. Захоронения с конём в Якутии (новые данные по этногенезу якутов) // По следам древних культур Якутии. – Якутск: Кн. изд-во, 1970. – C. 183–197.
9. Константинов И. В. Материальная культура якутов XVIII века (по материалам погребений). – Якутск: Кн. изд-во, 1971. – 212 с.
10. Кубарев Г. В. К вопросу о саадачном или «стрелковом» поясе у древних тюрок Алтая // Древности Алтая (изв. лаборатории археологии № 3): межвуз. сб. науч. тр. – Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1998. – С. 190–197.
11. Матрёнин С. С. Колчанные крюки кочевников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (II в. до н. э. – V в. н. э.): классификация и типология // Изв. алт. гос. ун-та. Серия «История, политические науки». – 2008. – № 4/2 (60). – С. 141–149.
12. Николаев В. С. Колчаны кочевников Предбайкалья и Прибайкалья в XII–XIV вв. // Изв. Лаборатории древних технологий. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. – Вып. 4. – С. 284–298.
13. Прокопенко В. Краткая история застёжек-крючков на Востоке (часть I) // Китаб хона. Колодец знаний. – URL:
http://www.kitabhona...obzorkruk1.html (дата обращения 03.04.2016).
14. Стрелов Е. Д. Лук, стрелы и копье древнего якута (Материалы по археологии якутов) // Сб. тр. исследоват. о-ва «Саха Кэскилэ». – Якутск, 1927. – Вып. I. – С. 58–74.
15. Crubézy E. Mission archéologique française en Sibérie Orientale (M.A.F.S.O.). Rapport, 2005. – Toulouse: Université Paul Sabatier, 2005. – 170 p.
16. Crubézy E. MAFSO – HUMAD. Mission archéologique française en Sibérie Orientale – Humanadaptation in Verkoyansk. Rapport, 2012. – Toulouse: Université Paul Sabatier (Toulouse III), 2012. – 228 p.
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\