Какие укрепления мы видим сегодня по ТВ? Блокпосты на дорогах Донбасса из уложенных один на другой бетонных блоков. Вырытые в земле траншеи и «норы» блиндажей… Что и говорить, с развитием современной техники искусство фортификации поневоле пришло в упадок. А ведь когда-то люди и жили в замках и крепостях, и все войны велись ради обладания ими. Еще со школы мы представляем себе, как выглядел рыцарский замок, мы видели их в кино, ну а что если посмотреть на такой замок вблизи? И не просто замок, а уникальный комплекс: город-крепость, сохранившийся до нашего времени практически в своем первозданном виде. В средние века в Европе и на Ближнем Востоке было построено более 15000 замков, не говоря уже о защищенных стенами городах. Причем, многие средневековые города защищались не только стенами, но и замками. Иногда замок строился позже города, иногда город вырастал под его стенами. Вот и Каркассон — город-крепость на юге Франции представляет собой такой город, обнесенный двумя рядами высоких крепостных стен, и здесь же был расположен еще и графский замок. Во Франции такой город-крепость называется Ситэ и реставраторы постарались сохранить его таким, каким он был в начале ХIII века. В 1997 году он вошел в список культурного наследия ЮНЕСКО и это говорит о многом.
Рассказ о Каркассоне следует начать с того, что длина его стен более 3 км; а башен на них — 52.
Люди селились здесь издавна. Не у самого моря — там могли напасть пираты, а так, чтобы с горы контролировать дорогу с севера на юг.
В период между 43 и 30 гг. до н.э. римляне основали здесь колонию Юлия Каркасо, и тогда же появился поселок — кастеллум Каркасо. Словом castellum обозначался небольшой укрепленный городок, где находилась гражданская и военная администрация поселения, которым управлял претор. Судя по великолепным мозаикам, обнаруженным в 1923 году под графским замком, этот римский чиновник имел там свою резиденцию — преториум, которую обустроил с большим вкусом, а укрепления там были чисто формальные. Для защиты от кочевников в III в.н.э. поселение окружили стеной в которой было четыре въезда и тридцать башен галло-романского типа — то есть круглых в плане снаружи, но квадратные изнутри, поскольку так они получались прочнее. Их основания были заполнены камнем до уровня дозорной дорожки шедшей по гребню стены. На втором этаже башен две двери вели на куртины, а три окна смотрели наружу, причем и двери и окна были увенчаны кирпичной сводчатой аркой. Чтобы обеспечить защиту лучников, окна, вероятно, закрывались деревянными ставнями, подобно пушечным портам на кораблях. Верхний этаж, куда взбирались по приставной лестнице, мог быть изолирован. И все это скреплялось прочнейшим римским цементом, так что прочность этих стен оказалась такой, что многие из них сохранились.
Кто только затем Каркассон не осаждал: и прославленный Хлодвиг, разрубивший чашу в Суассоне, и арабы, и мажордом Карл, по прозвищу Молот. Легенда утверждает, что во время этой-то осады город и стал называться Каркассон, после того как одна арабская дама сбросила с башни на головы франков объевшуюся зерном свинью. Те увидели, что еды в осажденном городе довольно и сняли осаду.
После этого дама велела трубить в трубы. Отсюда и пошло название города — Carcass-sonne, то есть Каркасса звук! Сегодня ее скульптура украшает вход в замок и кто знает, может быть в этой странной истории и впрямь что-то есть…
Наконец, Каркассон достался графам Транкавелям, и вот они-то и они решили построить в городе еще и замок. В 1130 — 1150 гг. он был возведен, и оказалось, что новый замок виконта Каркасонского является, вне всякого сомнения, самым современным замком на Западе. Дело в том, что традиционным замком на Западе в это время был замок с донжоном — главной башней, а этот был построен по концентрической схеме.
По периметру его окружали башен: угловая Сен-Поль на юге, две башни у восточных ворот, Казарменная башня и угловая Комендантская башня, защищавшая его северную часть. Вдоль башен и куртин были выстроены обходные деревянные галереи с выступами для навесных бойниц. Позднее архитектор Виолле-ле-Дюк частично их восстановил и сегодня по ним можно даже пройти и посмотреть, как они были устроены в те далекие от нас годы.
Две башни, обрамляющие въезд в замок, соединялись навесным сооружением со сводчатой аркой, навесные бойницы которого обеспечивали защиту ворот. Сам вход мог быть закрыт подъемной решеткой, за которой были окованные железом ворота, а дальше — вторая подъемная решетка. Во избежание возможной измены подъемные решетки управлялись из разных мест, так что открыть их одновременно было просто физически невозможно. В северный фасад была встроена башня меньшей высота — башня Дегре, дополнившая оборонительные функции замка.
Интересно, что башни имеют форму капли и разделены на четыре этажа. На первом и втором этаже находятся сводчатые круглые залы, а в ленах прорезаны амбразуры; на третьем — выход на дозорную дорожку. С дорожки, покрытой дощатым настилом, можно подняться по лестнице на четвертый этаж, где находится зубчатая часть стен и деревянные галереи. Нижняя часть башен и куртины расширяются на уровне земли. Сделано это было для того, чтобы камни, сброшенные с деревянных галерей, отскакивали бы от наклонных поверхностей и отлетали в толпу врагов, теснившихся возле их подножия.
Используя галереи и амбразуры, прорубленные в шахматном порядке, чтобы не ослабить стены, лучники могли вести перекрестный обстрел всей территории вокруг замка и удерживать врага на удаленном расстоянии. Если же неприятель добирался до рвов, форма узких бойниц позволяла им стрелять и вниз. Подножие стен и башни также оставались под прицелом лучников, находившихся в соседних башнях, а еще они были досягаемы для стрельбы из промежутков между зубцами. В случае проникновения врага в замок внутреннее устройство последнего позволяло вести бой в каждой отдельной башне и в каждом его зале.
В 1150 году в городе освятили романский кафедральный собор Сен-Назер. И буквально тут же в графстве Тулузском произошло распространение катарской веры, которую папа римский посчитал еретической и организовал против нее крестовый поход.
В 1209 году в августе французские рыцари, возглавляемые Симоном де Монфором, начали осаду Каркассона, а спустя два месяца спустя он был взят, скорее всего, в результате предательства, а жители из него изгнаны. Потом за укрепление Каркассона принялись Людовик VIII и Людовик IX, а начатые ими работы были проведены где-то между 1228 и 1239 гг., и, кстати, очень своевременно, потому, что уже в 1240 году крепость едва устояла под натиском войск молодого графа Транкавеля, пытавшегося вернуть себе отцовское наследство. Лишь подкрепление из Бурга, посланное перепуганным королем, помешало успешному завершению неожиданной атаки.
Стараниями королевы Бланки Кастильской и Людовика IX Святого вокруг города был построен наружный пояс стен уже третий — более низкий, а значит и находившийся под стрелами с городской стены. Пояс состоял из низких башен с «открытым горлом», т.е. обращенных вовнутрь, а также нескольких башен, высоких и круглых, которые могли играть роль небольших автономных «укрепленных точек». Самые мощными из них были башни Гран-Бюрла и Лавад. Кроме того, в башнях этой стены имелся целый ряд потайных ворот на случай неожиданной атаки.
Новый пояс защищал основание куртин и башен второй стены от прямых камней, выпущенных из камнеметов, так как установить последние в относительно узком пространстве между стен, где проходил еще и ров (сегодня он засыпан!), не представлялось возможным. Такая диспозиция создавала нечто вроде искусственного ущелья, и мешала развертыванию войск и доставке продовольствия осаждающим город войскам. При этом противник подвергался контратакам, не имея возможности ни рассеяться, ни отступить. Вдобавок подступы к воротам охранялись полукруглыми барбаканами. Ворота Од были защищены зигзагообразным ограждением, а также естественным обрывом. Длинная «капоньера» (узкий защищенный путь) спускалась до больших укрепленных ворот на берегу реки Од, течение которой позднее было изменено. Ведь важно было, как можно дольше сохранить доступ к воде. Правда, впоследствии эти ворота были разрушены, а на их месте построена церковь Сен-Жимер.
Кроме четырех главных ворот внутреннего оборонительного пояса — Нарбоннских на востоке, Од на западе, Сен-Назер на юге и Родез на севере, было много потайных ходов из крепости, которые при необходимости без труда заделывались. Они позволяли воинам гарнизона попадать от одного пояса обороны в другой незаметно для неприятеля.
Среди наружных башен выделяется башня Трезо (Treseau), название которой указывает на то, что она использовалась для хранения королевской казны (tresorerie). Со стороны города эта башня совсем плоская и выполнена со ступенчатым шпицем по фламандской моде, причем вдобавок увенчана еще и двумя сторожевыми постами. Высота башни 30 м, а толщина стен — 4! Ну, а расположенные рядом с ней Нарбоннские ворота и вовсе едва ли не самый прекрасный образец средневековых укрепленных ворот.
Как и ворота графского замка, они включают две парные башни, соединенные друг с другом вплоть до самой крыши высокой стеной, нависающей над сводами узкого входа (шириной всего 2,5 м) между двумя башнями высотой 25 м каждая, причем это без крыши! Соответственно обе они имеют спереди выступающую часть (вроде носа корабля) с амбразурами. Такая постройка делала башни прочнее, и они лучше сопротивлялись камням, выпущенным из метательных машин. В сводах находились отверстия, предшествовавшие подъемной решетке, так что тех, кто рвался внутрь через эти ворота, можно было сверху легко поливать кипятком и горячей смолой. Обе башни могли быть легко изолированы вместе с гарнизоном, так как рассчитывались на длительное сопротивление, строились как донжон, и были снабжены в военное время всем необходимым для продолжительной осады.
Над воротами со стороны дорожки между поясами видна ниша под трехлопастной аркой, а в ней — статуя Девы Марии (XIV в.). Скульптурное изображение младенца Иисуса, которого Мария держала на руках, не сохранилось. В одной из башен находится «зал с цистерной», его до сих пор можно видеть огромный резервуар для воды объемом около ста кубических метров. Крючки, расположенные над бойницами, могли быть использованы солдатами для того, чтобы вешать на них арбалеты, или, возможно — для ставен, закрывающих бойницы. На втором этаже каждой башни имеется дверь, выходящая в коридор, охранявшийся часовыми.
В просторных и красивых залах второго этажа этих воротных башен есть и камин и печь. Между ними находится малая комната, единственная функция которой — защищать проем в воротах. Третий этаж внутри не разделен и представляет собой огромный зал — «Рыцарский зал», освещаемый пятью готическими окнами, обращенными к городу.
Начиная с XIV века Каркассон утратил военное значение, и уже никто не пытался захватить это неприступное место. И когда в 1353 году Столетняя война докатилась, наконец, до Лангедока, армия Черного принца сожгла Нижний город, но мимо крепости прошла на расстоянии полета стрелы.
Однако, стены и башни его со временем стали разрушаться и нашлись люди призвавшие все это сохранить. В 1840 году начались реставрационные работы городского собора. Но потом по финансовым соображениям, будущий император Наполеон III, вычеркнул город из списка исторических памятников.
Тут в дело вмешался опять-таки «человек пера»: известный французский писатель Проспер Мериме, ставший генеральным инспектором исторических памятников, послал энергичное послание в Париж, доказывая историческое значение Каркассона. Реконструкцию графского замка и стен города поручили архитектору Виолле-ле-Дюку. Благодаря этому уникальный памятник был сохранен для потомков. С тех пор обветшавшие строения регулярно подновляют, так что они выглядят старыми ровно настолько, чтобы снимать здесь историческое кино и привлекать туристов со всего света.
Ну, а теперь давайте немного прогуляемся по Каркассону и посмотрим на него изнутри. Обычно туристы попадают сюда через Нарбоннские ворота, и мы тоже не будем исключением из этого правила. Прямо перед нами две огромные башни (справа от которых находится башня Трезо), и прежде чем пройти между ними давайте бросим взгляд влево и вправо, на пространство между двумя рядами стен. Вы сразу почувствуете, что высота внутренней стены просто потрясает. Кстати, не удивляйтесь, если это место между двумя рядами крепостных стен, где раньше находился ров, покажется вам знакомым. Ведь это же именно здесь снимались многие сцены фильмов «Робин Гуд» с Кевином Костнером и «Жанна д’Арк» Люка Бессона. Теперь минуем несколько стрельчатых арок и ворот и мы уже внутри города. Дома, как и положено, лепятся один к другому и высотой всего-то в два этажа, причем на первом, как правило, какой-нибудь магазин, кафе или же небольшой ресторанчик. В туристический сезон автомобили по городу не ездят, но для любителей экзотики есть повозки, запряженные першеронами и, разумеется, туристический «паровозик» с несколькими вагончиками.
Интереснее всего начать обход города по периметру, поэтому мы свернем сразу налево и по улице Пло направимся вдоль южной стены к собору Сен-Назер и Сен-Цельс — типичному готическому собору с прекрасной резьбой и красочными витражами. В южной его части находится фрагмент плиты надгробия Симона де Монфора, взявшего город и замок, и убитого в 1218 году во время осады Тулузы камнем из катапульты. За собором находится амфитеатр (это уже позднее сооружение) театра им. Жана Дешама, где можно посмотреть старинные пьесы. Но мы свернем от собора на улицу Св.Луи, затем на улицу Виолле-ле-Дюка (где установлен ему памятник) и окажемся у входа в барбакан замка графов Транкавелей. Вход в город — бесплатный, а вот за вход в замок нужно заплатить. Дальше мост через ров, на дне которого, как и в Средние века разбиты восхитительные огородики, и, наконец-то, сам замок. Туристы обходят его по периметру по стенам через башни, причем для посещения открыты все три этажа, где можно увидеть немало интересно. На втором этаже находится музей каменных скульптур, где есть и мраморный фонтан для омовений ХII века, и раннехристианский саркофаг из белого мрамора V века, и крайне интересная эффигия — надгробная статуя рыцаря ХIII века, привезенная сюда из расположенного неподалеку от города аббатства Лаграсс. Интересна она тем, что на его сюрко — налатной одежде, которую надевали поверх кольчуги, имеется накладные изображения двух гербов Каркассона с каймой. Скорее всего, эта статуя кого-то из его владельцев, но никак не Симона де Монфора, как об этот написано на некоторых сайтах как наших, так и испанских. Дело в том, что герб Монфора — это восстающий лев, а не трехбашенный замок! Вот только сохранность ее, к сожалению, эффигия сильно пострадала, но в этом уж виноваты сами французы, вернее их Великая французская революция, в годы которой все памятники былой аристократии самым активным образом разбивались и уничтожались по всей стране! Здесь же на стене видна сохранившаяся фреска с изображением сражающихся христианских и мусульманских всадников.
Вид из окон и бойниц на сам город расположенный ниже замка и за рекой Од завораживает, однако для того, чтобы побывать еще и там потребуется время, а вот его-то у туристов, как правило, всегда не хватает. В музей пыточного инвентаря ХII века на улице Сент-Жан лучше даже и не заглядывать — тамошний пыточный инвентарь и восковые фигуры пытаемых — это не для слабонервных. А вот пройтись после посещения замка по улице Раймонда Роджера Транкавеля, погибшего в застенках собственного замка, просто необходимо — ведь надо же, наконец, и сувенирами запастись. Что ж — чего-чего, а их здесь хватает. Есть лавки с антикварным и сувенирным товаром, кондитерские и множество небольших отелей, где в принципе вы можете остановиться и пожить какое-то время, изучая этот «город, живущий через века». Вот, например, лавка с гобеленами, рядом продаются средневековые вина по рецептам ХIII века, включая и знаменитый гипокрас, который в подогретом виде подавали французским королям на ночь (потом всегда жалеешь, что не купил бутылку побольше!), а вот это бакалейный магазинчик мимо которого сладкоежкам ну никак не пройти — в нем печенье на любой вкус. Причем пакуют его в жестяные коробки конца XIX-начала ХХ века с тесненными изображениями и цветной печатью. Вам тут же дадут его попробовать, после чего не купить здесь ничего, вам, скорее всего, просто не удастся, особенно если при вас будут дети. Для последних тут масса всякого игрушечного оружия и доспехов. Но так же, как и для взрослых, все здесь рассчитано на очень уж невзыскательный вкус. В самом замке в одном из его залов есть отличный книжный магазин, где по средневековой тематике есть абсолютно все, и на разных языках, включая и раритетные издания самого Виолле-ле-Дюка, вот только цены на них просто заоблачные!
Пресыщенные всем увиденным, вы покидаете Каркассон — город-крепость, живущий сквозь время. Но не забудьте у выхода заглянуть в левую башню у ворот, где расположен туристический центр. Но интересовать вас должен не он, а расположенная посредине цистерна для воды, которая сегодня пуста и куда все бросают монетки, чтобы когда-нибудь оказаться здесь еще раз!
Башня каплевидной формы
Вид на башню Трезо с внешней стороны крепостного пояса
Стены замка с расположенными на них галереями для стрелков
Вид на церковь Сен-Гимера со стены замка
Внутренняя стена крепости, кажется, уходит в небо!
Под аркой городских ворот
Гобелен с видом на замок с северной стороны
Дама Каркас
Горгулья из музея замка
Крест Тулузы — крест катаров.
Мост в замок виконта Каркассона
Нарбонские ворота
Настенная роспись в замке, изображающая схватку христиан с сарацинами
«Роза» в соборе Сен-Назер
Самый обычный каркассонский кот: спит на подоконнике лавки сувениров
Эффигия из Каркассона. Передняя часть. На груди изображение герба графов Транкавелей
Ядра для требюше
Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru