Эпоха кольчугиСовременная наука говорит нам, что любой объект, созданный руками человека, проходит пять этапов своего существования. Зарождение — долгий латентный период вызревания нового в недрах старого; становление — когда предмет или явление заявляют о себе; зрелость — господство явления или предмета, обнаруживающее пределы их возможностей; наконец, упадок и начало развития новых явлений и объектов. Пятый этап — реликтовое существование объекта где-то на периферии человеческого общества, вроде заброшенных в дикие джунгли современных нам первобытных племен. Кольчуга в этом плане — доспех поистине уникальный, так как все эти этапы она прошла, как, впрочем, прошли их также и пластинчатые доспехи!
Самое интересное на этом куске вышивке из Байё — это то, как с убитых снимают кольчуги… «Музей ковра», Байё, Франция
Как появилась кольчуга, никто, в общем-то, не знает, о догадках относительно ее появления речь пойдет во второй части, ну а здесь прежде всего будет рассказано о том, какое распространение она получила в эпоху Древнего мира, потому, что заявила она о себе именно тогда. И опять-таки трудно сказать, где появились ее первые, единичные образцы. Но вот что точно, так это то, что в массовом масштабе кольчугу начали применять римляне эпохи Республики. То есть с Ганнибалом у Тразименского озера и в других битвах сражались воины именно в кольчугах, но никак не в пластинчатых лориках, характерных для имперского периода римской истории!
Подлинная римская кольчуга и рядом с ней восстановленный образец ее плетения. Музей в Саальсбурге, Германия
Однако изготовление многих тысяч колец, которые требовались для кольчуги, а также их соединение, было делом совсем нелегким. Нашлись даже специалисты, подсчитавшие количество времени, нужное чтобы одеть в них целый легион. В частности, такое исследование провел английский историк Майкл Томас, который на основании экспериментальных данных сделал вывод, что сделать одну кольчугу из колец диаметром 6 мм, 50% из которых будет сварено, а 50% склепано (а такие кольчуги у римлян тоже были!), потребуется 1,3 года.
Таким образом, чтобы обеспечить кольчугами целый легион численностью 6000 человек (а именно столько было в нем воинов в I в. н. э.), требовалось 29000000 человеко-часов затраченного рабочего времени. Так что вряд ли стоит так уж удивляться тому, что кольчуга у римлян широкого распространения не получила, и применялась не столько кольчужная, сколько чешуйчатая броня. Кроме того, починка пластинчатых доспехов с пластинками нашитыми на кожу или на ткань, может быть произведена и самим воином: сделать это мог всякий, владеющий иглой. Отмечается, что кольчуги римских легионеров вплоть до I в. н.э. весили 12-15 кг, то есть были очень тяжелыми, из-за чего, по мнению английских историков, и в частности Майкла Симпкинса, позднее от них в дальнейшем и отказались.
Современная реконструкция внешнего вида римского легионера в кольчуге
Всаднические кольчуги римлян были похожи на кельтские. У них было оплечье, походившее на пелерину, то есть они состояли из двух деталей, а вес их составлял около 16 килограммов. Нижние концы оплечья закреплялись на груди у всадника с помощью двух крючков изогнутых в виде буквы S. У бедер всаднические кольчуги имели разрезы, что облегчало посадку верхом. На колоннах Траяна и Марка Аврелия мы видим удивительно короткие кольчуги с зубчатым подолом и непонятно, что это — способ героизации легионеров, либо так было на самом деле. С другой стороны, есть немало рельефов и изображений легионеров в кольчугах как более раннего, так и более позднего времени, где мы видим кольчуги вполне нормальной длины, то есть примерно до колен.
Всадники в кольчугах эпохи поздней римской республики с алтаря Луция Домиция Агенобарба (консула 16 года до н.э.), Лувр
Интересно, что, сравнивая вес римских кольчуг с весом кольчуг у других народов, можно заметить, что примерно столько же весили и кольчуги из Судана, изготовленные во второй половине XIX в., и вес которых достигал 13,5 кг. При этом диаметр колец у целого ряда римских кольчуг был всего лишь 4 мм, что меньше диаметра колес многих более поздних и дошедших до нашего времени кольчуг эпохи Средних веков, кольца которых имели внутренний диаметр 5-7 мм.
Кольчуга из Судана. Трофей 1-ого Беркширского полка в битве у Тофрека, Судан, 1885. Теперь музее Беркширского и Уилтширского полков, Солсбери
А вот то, что кольца у большинства из найденных римских кольчуг были не заклепаны, а сведены, что свидетельствует о «поточном», массовом их производстве на крупных государственных мастерских. Очевидно, что это было сделано специально ради унификации и удешевления их производства, пусть даже и в ущерб качеству изготовления.
По мнению британского история Р. Робинсона кольчуги были широко распространены в Сасанидском Иране, где использовались наряду с панцирями из пластин. Отмечая превосходную сохранность наскального барельефа в Тадж-и-Бостане 620 г. н.э., он указывает, как точно и достоверно на нем изображено военное снаряжение шаха Хосрова II, ведь там проработаны не только все кольца его кольчужного доспеха, но и места их стыковок.
Барельеф из Тадж-и-Босана, Иран
В отношении эволюции кольчужного доспеха на Востоке он отмечает, что уже в XIV в. на персидских миниатюрах можно увидеть изображения доспехов, представляющих комбинацию пластинок и кольчуги. Выпуклые пластинки, прежде всего, защищали колени — самую уязвимую часть тела восточного всадника, использовавшего короткими стременами. Ну, а затем кольчуги с пластинками постепенно превратились в доспехи смешанного типа, полностью закрывавшие как всадника, так и его коня.
Миниатюра XVI века из поэмы Фирдоуси «Шахнаме» изображает воинов своего времени, одетых в кольчуги, поверх которых надеты яркие кафтаны. К шлемам приделаны кольчужные бармицы, оставляющие лицо открытым. Британский музей
В Англии было обнаружено так называемое «погребение в Саттон Ху», исследуя которое археологи сделали вывод, что это — могила англо-саксонского короля Рэдуолда, умершего в 625 году. Кроме меча, в ней нашли шесть копий с обычными наконечниками, три копья с наконечниками типа «ангон», и оригинальный гибрид молотка и топорика. Там же нашли кольчугу, щит и уникальный по отделке шлем, который сразу же попал на английские марки и чуть ли не во все издания, связанные со средневековой темой. Что же касается диаметра колец в этой королевской кольчуге, скрепленных, кстати говоря, медной проволокой, то он был равен восьми миллиметрам.
Арабы времен арабского завоевания тоже знали и применяли кольчугу*, что доказывает знаменитая «беседа» калифа Омара и Амира ибн аль-Аза, представляющая характерный жанр средневековой восточной литературы.
«Что дротик? — задает вопрос Амир, а калиф на него отвечает: — Это брат, который может предать тебя. — Что стрелы? — Стрелы — это посланцы смерти, которая настигает, а может и миновать. — Что щит? — Это защита, которая страдает сильнее всего. — Что кольчуга? — То, что составляет заботу для всадника и досаду для пехотинца, однако во всех случаях это наилучшая защита. — Что меч? — Это то, что может послужить причиной твоей смерти!»
У викингов кольчуга называлась «рубашкой из колец», причем ей, точно так же, как и щиту, давались разные поэтические названия. Ну, скажем: «Голубая рубаха», «Боевое полотно», «Сеть стрел» и «Плащ для боя». И опять-таки нужно отметить, что на кольчугах викингов кольца хотя и сведены и перекрывают друг друга, но их края при этом никак не скрепляются. Понятно, что эта технология давала возможность значительно ускорить их выработку и плести их прямо на корабле. Поэтому среди них кольчуга рассматривалась как самая обыкновенная «униформа» воина. У ранних кольчуг были короткие рукава, и они доходили до бедер, так как викингам приходилось в них же грести на своих судах и длинные кольчуги им в этом бы только помешали. Однако уже в ХI веке длина их, по крайней мере, на некоторых, сильно увеличилась. Например, кольчуга у Харальда Хардрада уже доходила ему до середины икр и была при этом настолько прочной, что «никакое оружие ее не могло разорвать». Хотя, конечно, викинги ощущали тяжесть своего защитного вооружения и даже нередко сбрасывали его перед боем, как это случилось, например, во время битвы на Стемфордском мосту в 1066 году непосредственно перед битвой при Гастингсе.
Конница и лучники в кольчугах, но это не комбинезоны, а длинная кольчужная рубашка с разрезами спереди и сзади. «Музей ковра», Байё, Франция
Кстати, среди историков довольно долго существовало мнение, что знаменитая вышивка, посвященная этой битве и более всего известная под названием «Ковра из Байё» изображает несколько разных видов доспехов. Это и броня из металлических колец, нашитых на кожу, причем каждое из них при этом с другими кольцами не соединялось. Потом — простеганную броню из кожи, прошитую так, что внутри у каждого квадрата или ромба могла находиться металлическая пластина. Насколько это именно так, а не иначе — сказать трудно. Однако однозначно одно, а именно, что эти доспехи ну никак не могли представлять собой комбинезон, объединенный в одно целое с рукавами и штанами (рисунок такого воина был в свое время даже помещен в «Детской энциклопедии» советского времени!), как это считалось тогда же. Очевидно, что эту одежду надевали через голову либо надевали как медицинский халат и завязывали потом на спине. Доказательством этому служит сама вышивка, на которой с павших воинов они снимаются так же, как ночная рубашка — то есть через голову. Операция эта была бы невозможна, если бы ее верхняя часть объединялась со штанами! А вот квадратная вставка, которая видна на груди у многих воинов, могла быть и клапаном воротника, и даже кольчужной маской для нижней части лица, еще не пристегнутой. В любом случае современные британские ученые, рассматривавшие этот вопрос, относятся к разнообразию защитных доспехов, изображенных на «полотне из Байе», явно скептически, потому, что, по их мнению, обыкновенной кольчуги в то время воинам вполне хватало, а от добра добра не ищут! Другое дело, что у герцога Вильгельма и брата его епископа Одо мы видим на ногах чулки из кольчужного полотна, однако даже у них они не цельные, а защищают ноги лишь спереди. То есть даже таким состоятельным господам цельнокольчужные чулки были либо не по карману, либо они не видели в них нужды!
Воины с вышивки из Байё. Воины в кольчугах и с той и с другой стороны. «Музей ковра», Байё, Франция
И вот этот-то комплект вооружения наши советские историки долгое время называли «тяжелым», делающим рыцаря неуклюжим, неповоротливым и издевались над ним как могли. Причем лишь только для того, чтобы доказать самобытность всего нашего пути развития! Между тем точно такой же комплекс вооружения всадника был и у витязей Руси, и у сарацинских всадников Ближнего Востока, с которыми рыцари Запада познакомились во время крестовых походов, а если он и отличался, то только лишь в деталях!
* Древнейшее упоминание о кольчуге встречается даже в Коране, где говорится, что Бог руками Дауда размягчил железо и сказал: «Сделай совершенный панцирь из него и соедини его основательно кольцами». Поэтому арабы так и называли кольчугу — латы Дауда.
Итак, в XI веке кольчуга в Европе обогнала по популярности все остальные доспехи. Собственно, всех остальных было всего три, не более: доспехи из пластинок, нашивавшихся на кожу; доспехи из пластинок, в которых они соединялись тонкими ремешками из кожи. А были доспехи, которые, скорее всего, и вовсе не существовали, но о которых тем не менее писали ученые. Прежде всего это доспехи из колец, нашитых в ряд на кожаную основу. Никто их не видел. Но их могла носить рыцарская «беднота», у которой хватало денег на кольца, но не на то, чтобы оплатить сборку кольчуги. Возможно, это делали их слуги. Но это опять-таки не более чем домыслы. Как вообще можно доказать, что такие доспехи когда-то существовали? Однако если уж фантазировать, куда интереснее в первую очередь подумать над тем, а как вообще появилась кольчуга, с чего это люди подумали, что кольца между собой надо переплетать, и сообразили, что таким образом у них получится кольчужная ткань, пригодная для защитной одежды. Зачем вообще это им понадобилось?
Задумался над этим итальянский историк Франко Кардини в книге «Истоки средневекового рыцарства», напечатанной в России еще в 1987 году. И там он выдвинул следующую гипотезу ее возникновения. Что, мол, сначала кольца нашивались на одежду шаманов (а те точно так же участвовали в боях и походах диких племен, как и все прочие боеспособные мужчины) с магической целью, а их переплетение между собой увеличивало их магическую силу — потому, что «одно кольцо передает свою силу всем остальным». И чем больше колец, тем выше была магическая сила такой одежды. Поэтому кольца стали уменьшать в диаметре и вот тут-то и оказалось, что стрелы с костяными, либо кремневыми наконечниками через такую «магическую» одежду не проходят! Ну, а как только это заметили, кольца перестали нашивать, а соединили их друг с другом и получили «волшебную» металлическую ткань…
То есть искать то место, где появилась первая кольчуга, следует там, где древнейшие кольчуги могли носить жрецы-шаманы, участвовавшие в битвах наряду с воинами. Сначала это была просто одежда с кольцами-амулетами, затем средство защиты от стрел, но «магический» характер ее ношения сохранился и впоследствии, хотя происхождение его и было забыто.
Английские историки считают, что уже к 1066 году кольчуга доминировала на полях сражений, и продолжалось это достаточно долго — почти двести лет. Во всяком случае, Клод Блэр, не раз утверждал, что «эпоха кольчуги» в Европе — это период с 1066 по 1250 годы. У кого-то есть свои цифры, но эти временные рамки наиболее обоснованы, поскольку подтверждаются многими источниками.
Устроены кольчуги этой эпохи теперь так: в них использовались кольца сварные (каждое кольцо из отрезка проволоки с концами соединенными с помощью кузнечной сварки) и сведенные, которых концы друг на друга накладывались и соединялись заклепкой либо П-образной скобкой. Любая кольчуга, у которой кольца соединены встык, по его мнению, либо новодел, либо работа восточных мастеров, хотя всегда бывали исключения. Например, это находка кольчуги в погребении в Саттон-Ху, хотя она и относится к более ранней эпохе.
«Сон Генриха I Английского» (суть кошмара: сподвижники намереваются убить короля во сне!). Рисунок в манускрипте «Хроники» Джона Уорчестера, который датирован концом ХII века. На воинах не подпоясанные кольчуги (скорее всего тогда их так носили), а руках щиты в форме «перевернутой капли», украшенные изображениями, вскоре появившимися на геральдических щитах (Британская библиотека)
Ф. Кардини подчеркивал изначально магический характер доспеха из переплетенных колец, однако, несомненно, это тот самый случай, когда иррациональное с выгодой сплелось с рациональным. Конечно, она не защищает от таранного удара копьем, сильный удар мечом может ее разорвать, та же булава может сокрушить воину кости, даже и через кольчугу, наконец, ее может пробить стрела с тонким шилообразным наконечником. Но… при всем при этом в бою лучше все-таки было ее иметь, чем не иметь, так как шансы на выживание она, вне всякого сомнения, повышала, потому что защищала от скользящих ударов мечом, от укола кинжалом и легких стрел. Количество колец в ней достигало 20 тысяч. Вес составлял 9—13 кг, хотя самая тяжелая кольчуга из Англии, сохранившаяся до настоящего времени, и весит 24 кг!
Для изготовления кольчуги требовалась проволока, то есть в означенный период истории именно ее производство было поставлено «на поток» и сделалось по-настоящему массовым. Получали ее из раскаленного железного прута, который протаскивали через отверстия имеющие форму конуса в железной пластине. Диаметр отверстия с каждой такой протяжкой все время уменьшался и, соответственно, уменьшался и диаметр проволоки.
Затем ее наматывали на стержень («мотатель») виток к витку, как пружину, и на нем же и разрубали. Таким образом, кольца получались одинакового размера. Потом вставляли в стальной брусок с отверстием, имеющим форму конуса, и сверху давили специальным штампом. От этого кольца уменьшались в диаметре, а их концы заходили один на другой. Чтобы соединить их накрепко, кольца укладывали в «расплющиватель» — где их концы расплющивали ударами молотка. Теперь в них проделывали отверстия мощным рычажным «прокалывателем», потому, что сверлить эти их было бы технически очень сложно. Затем каждое второе кольцо могли раскалять на огне, в отверстия при этом вставлялись заклепки, и сковывали все это между собой. Остальные кольца заклепывали уже в процессе сборки «в холодную». Однако самые ранние кольчуги имели все кольца, соединенные на заклепках непосредственно при сборке.
Инструменты для изготовление кольчуги по данным британских историков: 1 — «мотатель», образцы колец и плетения, 2 — «сводилка», 3 — «расплющиватель», 4 — «прокалыватель», 5а — готовые полоски, 5б — соединение двух полос
Соединение одного кольца с четырьмя соседними считалось самым простым, и было самым распространенным. Двойная кольчуга — это соединение одного-двух колец сразу с восемью кольцами, то есть их количество практически удваивалось. Но она была тяжела, хотя и очень надежна. На Востоке существовали и другие способы плетения, например, «1 + 6». А в Японии кольца не склепывались, а соединялись по принципу наших колец на брелоках для ключей, то есть заводились одно за другое, и поэтому имели они не один виток, а два, два с половиной! По весу и расходу металла такая кольчуга была лишь немного тяжелее клепанной, но зато технологичность сборки возрастала в разы. Да и починить такую кольчугу было значительно легче.
До нас дошел образец кольчуги 1237 года, найденный на территории Золотаревского городища на территории России в Пензенской области, где, скорее всего, осенью того же года имела место ожесточенная битва местных жителей с войсками Бату-хана, шедшими походом на Русь. Так вот, удалось выяснить, что каждое кольцо этой кольчуги, во-первых было немного сплющено, а во-вторых, на его плоской стороне имелось полукруглое «ребро жесткости». Кольчуга эта была восстановлена одним из пензенских умельцев Андреем Давыдовым и является настоящим шедевром оружейного мастерства той далекой эпохи. Ведь уровень технологии того времени был значительно ниже современного, и та оснастка, нужная для изготовления такой кольчуги, которая сегодня легко может быть сделана на различных станках, тогда целиком и полностью делалась вручную.
Кольчуга, изготовленная А. Давыдовым по найденным на Золотаревском городище фрагментам: внешний диаметр — 12,5 мм, внутренний — 8,5 мм, толщина колец — 1,2 мм. Всего на нее ушло 23300 колец. Вес 9,6 кг. Все кольца соединены посредством клепки.
Отсюда можно сделать и еще ряд интересных выводов. Первый: мастер-оружейник мог иметь либо один набор приспособлений для изготовления колец, либо два-три набора для изготовления колец разного диаметра. Но никак не больше, так как стоимость их была, несомненно, должна была быть очень велика, так как каждый такой набор открывал человеку путь к процветанию. А отсюда следует и второй вывод, что все кольчуги того времени имели примерно один размер колец, либо опять-таки два-три типоразмера, но никак не больше. Большие кольца не могли быть использованы, так как давали не слишком хорошую защиту от стрел, тогда как кольчуга из слишком уж миниатюрных колец тоже особо ни от чего особо не защищала. То есть доспех этот в эпоху кольчуги был в достаточной степени унифицированным.
Более того ряд доспехов из колец был просто уникальным, что опять-таки показала работа мастеров-реконструкторов. Например, тот же Андрей Давыдов сделал байдану (разновидность кольчуги с плоскими кольцами) «иранской работы времен шаха Аббаса I, на каждом из клепаных колец которой выбиты имена Аллаха, пророка Мухаммеда, его жены и детей. Так вот по его словам работая на современном оборудовании он не мог сделать больше 20-30 колец в день и… сколько же тогда колец делал мастер того времени и для кого делал столь трудоемкое (и дорогое!!!) изделие.
И тут важно, коль речь пошла о ценах, заметить, что уже в 1080 году за кольчужный доспех во Франции или гобер, платили 100 су: вдвое и даже в пять раз больше, чем за лошадь. А боевой конь в пять раз превосходил по цене быка, а в ХIII веке боевой жеребец дистриер был в семь раз дороже, чем простая дорожная лошадь. В 1181 году стать рыцарем в Англии было очень «просто». Требовалось иметь кольчугу, шлем и щит, а также копье и меч. Простому воину предписывалось наличие кольчуги облегченного типа (гобержона — то есть кольчуги с рукавами по локоть), простого железного шлема и копья. Совсем простым было вооружение городского ополченца, имевшего стеганый кафтан, железную каску и копье.
Судя по иллюстрации из манускрипта 1125-1150 гг. на которой св. Эдмунд побеждает датчан, можно сделать вывод, что рыцарское снаряжение за то время, что прошло с 1066 года поменялось лишь в деталях! Например, шлемы стали ковать из целого металлического листа, а их верхушка загибаться немного вперед; рукава сделались длиной до запястья; на голове у рыцарей появились кольчужные капюшоны (а сам шлем при этом, соответственно, стал более объемным) и это все те новшества, которые сумел заметить художник! Ни тебе кольчужных чулок, ни хотя бы каких-нибудь конских доспехов — ничего такого!
И выходит, что прогресс в вооружении вроде бы и был, но шел очень и очень медленно. Но тут многое зависело от моды и от кошелька рыцаря. Например, нашлись историки, которые изучали рисунки «Винчестерской Библии» (1165-1170) и заметили, что хотя длина кольчуг и осталась такой же, что и в 1066 году, фигура рыцаря изменилась визуально очень сильно. Почему? Да потому, что появилась мода выпускать из-под них длинные кафтаны до лодыжек, да еще и ярких цветов!
По мнению английского историка К. Блэра самое удивительное, однако, не в этом, а в том, что он так и не нашел в свое время источники, в которых бы указывалось, что рыцари носили какое-нибудь стеганое одеяние под кольчугой, хотя отсутствие какой-либо жесткости у нее очевидно. И, тем не менее, вплоть до конца XIII века единственным стеганым элементом одежды рыцаря был чепец на голову! В известном манускрипте этого периода, «Библии Мациевского», есть много изображений кольчуг, которые и надевают, и снимают, и во всех случаях единственная одежда под ней это цветная рубашка с рукавами до запястья. Остается только предполагать, что какая-то подкладка могла быть и на самой кольчуге, вот только доказать это предположение сегодня практически невозможно.
С 1150 году в обиход рыцарства входят шоссы — чулки из кольчужной ткани, называвшиеся в Англии «хозен». Их закрепляли на поясе, а надевали под кольчужную рубашку. Некоторые имели длину до колен, тогда как другие могли доходить до середины бедра. Более ранняя их форма — это кольчужная полоса, шедшая вдоль ноги спереди и сзади имевшая завязки. Более поздняя форма — настоящие кольчужные чулки с подкладкой из ткани. Зато защитной стеганой одежды, которую носили с кольчугой, так и без нее в это время имелось сразу три вида. Это камзол, гамбезон и акетон, хотя чем они различались ответить сегодня крайне затруднительно.
«Молящийся крестоносец» — миниатюра из «Винчестерской псалтыри». Вторая четверть XIII в. Показан в типичном для своего времени защитном вооружении: кольчужном хауберге с капюшоном и оригинальных шоссах на переднюю часть ноги из металлических дисков на заклепках. Возможно, что крест на плече имеет под собой жесткую основу, ну, скажем наплечник кирасы из кожи, которую прикрывает сюрко (Британская библиотека)
Возможно, эти термины уже тогда использовались произвольным образом и по смыслу они были взаимозаменяемыми. В целом, британские историки полагают, что рыцарь теперь выглядел значительно ярче и красочнее, но цвет металла в его фигуре, по-прежнему преобладал. Под своей металлической одеждой рыцарь в то время носил брэ — льняные панталоны до колен, и длинную рубашку, также до колен, по возможности шелковую или уж, по крайней мере, льняную. На ноги надевали чулки из ткани, поверх которых натягивали шоссы из кольчуги на подкладке. Поверх рубашки надевался кафтан из тонкой хлопковой ткани и гамбезон из кожи или грубого полотна. Голову в обязательном порядке покрывали стеганым чепцом, так как собственно кольчужный капюшон просто так на голову никогда не надевали.
В конце ХII века, скорее всего в результате влияния походов на Восток, кольчугу дополнили капюшоном, и рукавами с перчатками, ну, а чулки-шоссы стали носить повсеместно. Вначале по понятным причинам рукава кольчуги до кисти не доставали. На руках воины носили кожаные рукавицы или перчатки, но когда у кольчуг появились длинные рукава, оканчивающиеся кольчужными рукавицами, подшитыми кожей, от них отказались. Посредине ладони каждая такая рукавица имела разрез, позволявший в любой момент высвобождать из них руки, что, конечно же, было очень удобным изобретением. Где-то после 1250 года появились и кольчужные перчатки с отдельными пальцами, однако и от более ранней версии рыцари не отказались, так как вариант с отдельно сплетенными пальцами был дороже. Вот такой наряд и стал стандартным рыцарским облачением. Об этом свидетельствует рельеф 1210 года с фигурой рыцаря из церкви св. Юстина в Пидне, на котором всего его тело закрыто кольчужными доспехами с ног до головы, а шлем имеет лицевую маску с отверстиями для дыхания и для глаз, так что человек на нем выглядит словно металлическая статуя.
Авимелех убивает Гаала. Псалтирь королевы Марии. 1310—1320 гг. (Британская библиотека)
Затем появилось еще и так называемое сюрко, или котта. Она выглядела как длиннополая одежда с разрезами спереди и сзади и длинными рукавами, которые она, однако, постепенно утратила. Функциональное значение такой одежды вроде бы очевидно — защита от солнечных лучей. Но очень многие историки считают ее появление не столько следствием знакомства с восточной культурой (где мусульманские воины как раз и носили доспехи, прикрытые тканью), сколько модой и желаем выделиться среди прочих качеством ткани и своим богатством. Полагают, что сюрко служил для защиты от непогоды, причем ссылаются на популярное рыцарское стихотворение «Признание короля Артура»:
Одежды зеленого цвета,
Чтоб были доспехи чисты,
Капризы дождей не страшны.
Сомнительно, чтобы такая одежда могла бы эффективно защищать от дождя, ведь это же не плащ-макинтош! Есть и другая теория, что это был удобный способ показать геральдические знаки обладателя этого сюрко. К сожалению доказать это не так-то легко, поскольку, хотя развитая геральдическая система и мода на налатную одежду появились примерно в одно время, хорошо известно, что изображения геральдических знаков встречались на них далеко не всегда. Точно также сорко или котта далеко не всегда была сшита из тканей геральдических цветов с герба рыцаря.
Восточный доспех газаханд (а), описанный Усамой ибн Мункызом и ему принадлежащий: первый слой — льняная подкладка, кольчуга восточного плетеная из мелких колец, прокладка стеганая хлопком, «франкская кольчуга» из крупных колец и сверху узорчатая ткань. Пуговица-застежка доспеха (б). Рис. А. Шепса
Можно предположить, что мода на них возникла под влиянием церкви, поскольку воин в кольчуге выглядел уж очень «анатомическим», из-за чего ходить в ней со временем стало неприлично. А вот белый сюрко из обыкновенного полотна с теми же нашитыми на него крестами, давал рыцарю и защиту от солнца, и сразу всем показывал, кто перед ним. Сначала оно было таким длинным, что доходило практически до пят. Но это мешало рыцарям ходить по лестницам и садиться в седло. Поэтому длину его вскоре уменьшили, так что классическое сюрко стало лишь немного заходить за колени воина.
В XIII веке сюрко стало особенно популярным, но единой точки зрения, с чем конкретно была связана мода ходить в доспехах, прикрыв их одеждой, среди англоязычных историков до сих пор нет. Правда, в английском языке слова «герб» и «кольчуга» начинаются одним и там же словом — «коат». В первом случае «коат оф армз» — это «одежда для оружия», во втором — это «коат оф мэйл» — «одежда из кольчуги». То есть геральдическое значение данного термина вроде бы очевидно и сомнения не вызывает, хотя средневековые изображения и показывают нам, что изображения герба рыцаря на сюрко наносились далеко не всегда, что хорошо видно на миниатюрах знаменитого «Манесского кодекса» или «Большой Гейдельбергской рукописи.
Гартман фон Ауэ. Миниатюра из «Манесского кодекса», 1305 — 1340 гг. Считается классическим изображением рыцаря того времени. На деле, однако, чаще бывало так, что попона коня было одного цвета, сюрко — другого, а герб на щите ничего общего с их цветами и рисунками не имел вообще! И, кстати, тот же «Манесский кодекс» это подтверждает (Библиотека Гейдельбергского университета)
Самым ранним изображением сюрко является фигура Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера на его печати, датируемой 1150 годом. Само одеяние выглядит весьма необычно — рукава у него до запястий. Такой покрой появился вновь только во второй половине XIII века, и до второй половины XVI века встречался не часто. До бедер оно плотно прилегает к телу, потом расходится в виде широкой юбки до лодыжек, и имеет разрез для удобства верховой езды. Есть они в «Винчестерской Библии», и на «Большой печати» короля Джона (брата Ричарда Львиное Сердце), которые датируются примерно 1199 годом.
До 1210 года изображения сюрко встречались достаточно редко, но потом его, видимо, признали, и оно сделалось массовым. До 1320 года он имел вид халата без рукавов с большими проймами и юбкой с разрезом, которая доходила до середины икр, но вполне обычной была длина и до лодыжек и до колен. С 1220 года появляются рукава до локтей, хотя изображений таких сюрко очень мало.
Роджер де Трампингтон. Внеший вид реконструирован А. Шепсом по эффтигии из Трампингтонской церкви в Кембридшире (ум. ок. 1326 г.)
Историк Э. Окшотт этим термином не пользуется, а называет это одеяние коттой, указывая, что во всеобщее употребление она не входила вплоть до 1210 года, хотя отдельные образцы этого наряда появились на рыцарях еще до конца XII века. Он также считает, что точное назначение ее неизвестно, мол, это был забавный «пустячок», веселый и красочный наряд, превращавший внешне фигуру угрюмого и сурового рыцаря в темной коричнево-серой кольчуге в галантного и блистательного кавалера, — вполне в духе времени и того расцвета, которого достигло рыцарство в конце XII века.
Ну, а вывод из всего вышеизложенного будет такой: кольчуга как вид защитного доспеха появилась очень давно и первоначально, в отличие от функционального чешуйчатого доспеха, носила «магический» характер. Потом ее функциональность была также доказана практикой, и наступил «век кольчуги». Причем «век», характерный ТОЛЬКО ДЛЯ ЕВРОПЫ, потому, что в Азии в Японии кольчуга долгое время вообще не применялась, в Китае популярна не была, а в других странах очень рано стала дополняться пластинками. В Европе же «век кольчуги» имел четкие временные рамки и локализацию. Но «эпоха кольчуги» отнюдь не закончилась. Идет ее пятая фаза. А вот что было с доспехами дальше, будет рассказано в следующих материалах.
Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru