Спасибо! Надо будет почитать. Насколько я понимаю хорошо продуманная и сделанная работа глобалистов.
https://www.ted.com/...age=ru#t-139430\
Юваль Ной Харари (родился 24 февраля 1976) - профессор истории в Еврейском университете в Иерусалиме. Автор международного бестселлера "Sapiens: A Brief History of Humankind" (в русском переводе - "Sapiens: Краткая история человечества"). С 1993 по 1998 гг. бакалавриат и магистратура в Еврейском университете в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem), специализация - история средних веков и история войн. Докторскую степень получил в 2002 г. в колледже Иисуса, Оксфорд (Jesus College, Oxford). С 2003 по 2005 гг. пост докторантура, проводил исследования за счет средств благотворительного Фонда Ротшильдов Yad Hanadiv в Израиле. В настоящее время в сфере интересов др.Харари - всемирная история и макро-исторические процессы. Область его исследований включает в себя поиск ответов на вопросы: Как взаимосвязаны между собой история и биология? В чем заключается основное различие между человеком разумным и другими животными? Существует ли такое понятие как историческая справедливость? Движется ли история в определенном направлении?
Юваль Ной Харари. «Sapiens: Краткая история человечества»Как бывшие колонии подражают колонизаторам, почему национальные государства уходят в прошлое и кто получит «мандат неба» в XXI веке — в фрагменте из книги Юваля Ноя Харари «Sapiens: Краткая история человечества», которая выходит в марте в издательстве
«Синдбад».
© Yuval Noah Harari 2011
Хорошие и плохие парниСоблазнительно поделить исторических персонажей на положительных и отрицательных и всех защитников империй определить в «плохие парни». Ведь империи строятся на крови, поддерживают свою власть войнами и насилием. Но многое в современной культуре основано на имперском наследии. Если империя — безусловное зло, то кто же тогда мы сами?
Некоторые политические школы и движения пытаются очистить культуру от империализма и получить чистую аутентичную цивилизацию, не затронутую империалистическим грехом. Такие идеологии в лучшем случае наивны, чаще служат лишь прикрытием для грубейшего национализма и ханжества. Допустим, все мириады культур, появившиеся на заре письменной истории, были чисты, не затронуты грехом, не ощущали никаких влияний. Но с тех пор больше ни одна культура не может утверждать о себе подобного, тем более ни одна культура, сохранившаяся до сих пор. Любая современная цивилизация хотя бы отчасти представляет собой наследие империй, имперской культуры и цивилизации, и никакие академические рассуждения и политические операции не смогут ампутировать ей это наследие, не убив пациента.
Всмотримся для примера в ту смесь любви и ненависти, которая соединяет нынешнюю независимую Индию с периодом британского правления. Британское завоевание и дальнейшая оккупация обошлись Индии в миллионы жизней, а сотни миллионов подвергались непрестанному унижению и тяжкой эксплуатации. И тем не менее множество индийцев с пылом новообращенных приняли западные идеи, в первую очередь понятия о самоопределении наций и о правах человека, и возмутились, когда англичане отказались блюсти свои же принципы и предоставить индийцам либо равные права граждан Британской империи, либо независимость.
Современное индийское государство — дитя этой Британской империи. Англичане убивали, мучили, преследовали коренных обитателей субконтинента, но при этом сумели объединить немыслимо пеструю мозаику враждующих царств, княжеств и племен, породить единое национальное сознание и создать в итоге страну, способную существовать как более-менее единое политическое целое. Они заложили основы индийской судебной системы, создали административную структуру, построили сеть железных дорог, обеспечив таким образом возможности экономической интеграции. Независимая Индия сохранила в качестве формы государственного устройства демократию в ее британском изводе. Английский язык остался языком межнационального общения на субконтиненте, языком- посредником, к которому прибегают говорящие на хинди, тамильском и малаялам, чтобы понять друг друга. Индийцы страстно любят крикет и без конца пьют чай — оба увлечения достались им в наследство от англичан. Промышленных чайных плантаций в Индии не существовало до середины XIX века, когда чай начала разводить Британская Ост-Индская компания. Обычай чаепития распространили в Индии высокомерные английские сахибы.
Много ли сегодня в Индии найдется желающих провести референдум во избавление от демократии, английского языка, сети железных дорог, правовой системы, крикета и чая на том основании, что все это — наследие империи? И даже если им удастся провести такой референдум, сама эта форма демократического волеизъявления — опять-таки наследие прежних белых господ.
Даже если бы мы напрочь отреклись от имперского наследия в надежде реконструировать и сберечь «аутентичные» культуры глубокого прошлого, с большой вероятностью выяснилось бы, что мы отстаиваем всего лишь наследие более древней, но оттого не менее брутальной империи.
Те, кто хотел бы вернуть индийскую культуру, изувеченную британским правлением, поневоле жертвуют наследием Великих Моголов и Делийского султаната. Тот же, кто попытается спасти «аутентичную индийскую культуру» от наслоений этих мусульманских империй, вынужден будет забыть и о наследии империи Гупта, Кушанской империи и империи Маурьев. И если безумный националист решился бы уничтожать все здания, возведенные британскими завоевателями, в том числе центральный вокзал Мумбаи, то как бы он поступил с памятниками мусульманской архитектуры, такими как Тадж-Махал?
Никто толком не знает, как решать запутанный вопрос о культурном наследии. Какой бы путь мы ни выбрали, первым делом необходимо признать сложность этой проблемы и понять, что примитивное деление на хороших и плохих парней никуда нас не приведет — разве что мы окажемся вынуждены признать, что сами всю жизнь идем на поводу у плохих парней.
Новая глобальная империяПримерно со II века до н.э. большинство людей живет в империях. Кажется вероятным, что и в будущем люди в основном будут жить в империи, но на этот раз империя станет действительно всемирной. Эта перспектива — утопическая картинка — единое правительство для всей Земли — быть может, ожидает нас уже за ближайшим поворотом.
В ХХ веке главенствующим политическим идеалом был идеал национального государства: сувереном и источником всякой власти является народ, а высшая обязанность государства состоит в том, чтобы отстаивать интересы данного национального коллектива. Соответственно, появилась идея, что независимых государств должно быть столько же, сколько в мире народов. Империи остались в прошлом.
В XXI веке национализм стремительно теряет почву под ногами. Все больше людей приходит к выводу, что единственный законный источник политической власти — человечество, а не отдельный народ и что основной целью политики должны быть интересы всего человеческого рода и отстаивание прав человека. В таком случае существование без малого 200 национальных государств— скорее помеха, чем подмога. Раз уж шведы, индонезийцы и нигерийцы имеют равные права, то не сподручнее ли их защищать единому мировому правительству?
Проявившиеся глобальные проблемы, такие как таяние полярных ледников, тоже ставят под вопрос правомерность существования отдельных национальных государств. Ни одно суверенное государство не сумеет самостоятельно предотвратить глобальное потепление. Китайский мандат неба выдавался императору именно затем, чтобы решать проблемы всего человечества. Ныне кому-то будет выдан мандат человечества, чтобы решать проблемы неба: штопать дыру в озоновом слое, устранять последствия парникового эффекта. И своим символическим цветом всемирная империя вполне может избрать зеленый.
По состоянию на 2013 год мир все еще был политически раздробленным, но реальная автономия национальных государств стремительно сокращалась. Ни одна страна не способна проводить независимую экономическую политику, объявлять и вести по своей прихоти войны и даже осуществлять внутреннюю политику в полной мере самостоятельно. Государства все более открываются влиянию глобальных рынков, международных корпораций и НКО, все более влиятельным становится международное общественное мнение и общепринятая судебная система. Государства вынуждены считаться с мировыми стандартами финансового поведения, экологической политики и правосудия. Мощные потоки капитала, трудовых ресурсов и информации распространяются по всему миру, преображая его, а границы и позиции отдельных государств имеют все меньшее значение.
Всемирная империя создается у нас на глазах, и править ею будет не отдельное государство или этническая группа — скорее, подобно Римской империи на последней стадии, этот новый мир окажется подвластен многонациональной элите, и склеивать его воедино будут общая культура и общие интересы. Эта империя призывает все больше предпринимателей, инженеров, специалистов, ученых, юристов и менеджеров. Каждый решает для себя вопрос, откликнуться на призыв или замкнуться в лояльности своему народу и государству, — и все чаще выбирают империю.