Вот, пришла в голову такая мысль... вкратце
1.
Ржавчина представляет собой оксид железа. Она образуется в результате электрохимического процесса коррозии. Для появления ржавчины необходимо наличие трех составляющих: анода, катода и электролита. В роли анода выступает металлическое железное ядро, которое начинает выделять электроны при определенных условиях. В качестве катода выступает среда, которая может принимать электроны. Электролит - это жидкость, которая облегчает перемещение электронов (как правило, в качестве электролита выступают соли железа). Скорость коррозии зависит от количества имеющейся влаги, доступа воздуха, и ускоряется электролитами...
2.
Поскольку в отличие от патины на меди, бронзе, ржавчина не создает на железе защитный слой и не препятствует дальнейшему разрушению металлического ядра, защита железных артефактов всегда представляет определенную трудность для реставраторов; и коллекционеров. В качестве защитных мер, как правило, применяется следующее:
-Как можно более глубокое обессоливание предмета (дистиллят, щелочь). Мы пытаемся избавиться от электролита, который при наличии влаги и контакта с кислородом воздуха, будет активизировать коррозию.
-Сушка предмета, удаление влаги.
-Преобразование, стабилизация ржавчины (зачастую применяется танин).
-Защита от контакта с кислородом воздуха. Например глубокая пропитка микровоском в вакуумной камере.
Увы, как показывает практика, даже проделав все эти процедуры, нельзя дать полной гарантии, что через некоторое время предмет не начнет "сыпаться"- не менее важны условия хранения предмета (в первую очередь низкая влажность в помещении).
3.
И наконец пункт третий, а именно, электрохимическая, или катодная защита.
Процесс известен, хорошо описан и широко применяется. Суть заключается в том, что защищаемый объект отрицательно поляризуется, его потенциал сдвигается до величины, при которой значительно или полностью подавляется процесс коррозии. Практически, необходимо соединить железное ядро с "минусом" источника тока, что бы "анодные" язвочки в структуре металла стали "катодными".
*
Ну и практически...
Например, имеется один, очень редкий и дорогой предмет- например какой нибудь меч каролингского типа. Все этапы консервации проведены, но... хотелось бы долговременных гарантий. Такой предмет обычно хранится надлежащим образом, в экспозиции, и как минимум не "ходит по рукам" несколько раз на дню. Если катодная защита, применительно к нашей теме, работает- почему бы не подключить к предмету в экспозиции источник тока... катод- прямиком на железное ядро, (достаточно точечного, "игольного" контакта например на острие клинка). Для создания разности потенциалов предмет должен храниться в непосредственной близости от анода достаточной площади (лучше всего, прямо лежать "на", но без электрического контакта поверхностей). Т.е. всё как при катодной защите кузова автомобиля, с той разницей, что площадь кузова намного больше, а это предусматривает установки на кузов 5 и более анодных пластин (если не путаю, там одного анода достаточно для защиты 4-10 дм2 площади)...
***
Кто что думает по этому вопросу?
В первую очередь интересно мнение реставраторов железа, и форумчан- "химиков", "физиков"...
Интересует расчет оптимального для защиты напряжения источника.
Интересует практическая реализация анода (металлич. сетка, фольга, графит), изоляция предмета на минимальном расстоянии до анодной пластины.
Интересует отсутствие побочных эффектов...