На юго-западе Ирана есть большой горный массив Загрос, который в северной части Персидского залива дугой огибает обширную низменную равнину, через которую протекают несколько речек, впадающих в залив. Эта равнина, находящаяся в провинции Хузестан, с юга омывается Персидским заливом, но 5 тысяч лет назад этот залив значительно глубже вгрызался в сушу, так что реки Тигр и Евфрат ещё не сливались в одно русло, а длина морского побережья вдоль этой равнины была более протяжённой. Склоны Загроса, обращённые в сторону Иранского нагорья пустынны и почти безжизненны, в отличие от склонов, обращённых к равнине и заливу, на которых есть и леса, и альпийские луга.
Вот на территориях этой равнины и склонах обращённых к ней гор примерно в III тысячелетии до нашей эры и образовалось одно из древнейших государств, которое мы теперь называем Элам.
В Библии несколько раз упоминается государство Элам и смуглые эламиты, но получить хоть некоторое представление об истории Элама, об его религии, культуре и жителях помогли археологические раскопки и дешифровка сохранившихся памятников письменности, как самого Элама, так и его соседей, в основном, шумеров, Вавилона и Ассирии.
Из Библии и связанных с ней памятников письменности можно узнать, что эламиты были значительно более смуглыми, чем их соседи. Они вызывали у своих соседей какой-то суеверный ужас, и те считали всех эламитов колдунами и ведьмами. Но это относится скорее к фольклору, а что же мы на самом деле знаем о государстве Элам?
Мы точно знаем, вопреки библейской традиции, что эламиты не были семитами, как, впрочем, и шумеры.
Пиктографическое письмо древних эламитов до сих пор не поддаётся прочтению, хотя самые старые памятники этой письменности относятся к концу IV тысячелетия до Р.Х.
Но, к счастью, во второй половине III тысячелетия до Р.Х. эламиты окончательно перешли на шумерскую клинопись, что позволило прочитать сохранившиеся памятники их письменности. Однако из-за особенностей эламитской клинописи мы не можем быть уверены в правильности произношения их слов, в том числе имён и географических названий.
Также известно, что уже в глубокой древности территория нижней Месопотамии была отделена от хузестанской равнины густыми и почти непроходимыми тростниковыми зарослями. Многие историки полагают, что орошаемое земледелие в Месопотамию принесли именно выходцы из Элама, где на равнине сложились более благоприятные условия для создания ирригационных систем, так как там по сравнительно плоской и низменной равнине протекали реки Керхе, Карун и Диз. На горных склонах жители могли укрываться от жары вместе со стадами скота, который прекрасно себя чувствовал на альпийских лугах.
Возникновение первых скотоводческих и земледельческих поселений и стоянок на территории Элама археологи относят к VII тысячелетию до Р.Х., однако только к IV тысячелетию можно отнести уже несколько десятков поселений, а крупнейшее из них, Сузы (Шуш или Шушен), в середине IV тысячелетия имело в длину 800 м, и было обнесено глинобитной стеной. Кладбище поселения было вынесено за городскую стену.
До сих пор не удалось установить этнографическую близость эламитов с другими племенами и народами. Мало помогает и лингвистический анализ, тем более что на эламитском языке сохранились надписи только о раннем периоде истории Элама, а они до сих пор не прочитаны. Правда исследователи предполагают, что сохранившиеся надписи носят, в основном, хозяйственный характер, так что даже их прочтение мало продвинет нас в данном вопросе. Современная транскрипция эламитских имён и названий тоже носит несколько условный характер и основывается на предположении о возможной близости произношений шумерского и эламского языков.
Как я уже сказал, географически Элам делился на равнинную и горную части, однако на самом раннем этапе становления государственности на этой территории существовали несколько независимых в политическом отношении областей-государств: Аван, Адамдун, Аншан, Варахсе, Симаш, Сузы и др.
Нам практически ничего не известно о самом раннем, так называемом протоэламском, периоде истории этого региона. Можно с большой долей уверенности предполагать, что древние эламиты совершали частые набеги на племена и города-государства Двуречья в поисках добычи. В свою очередь из Месопотамии регулярно организовывались набеги для захвата богатств, которыми славились эламские территории: древесина, руды, строительный камень и лошади, которых разводили в предгорных районах страны.
Так что вражда между эламитами и народами Двуречья носила старый и ожесточённый характер.
Давайте я сразу скажу несколько слов о некоторых титулах правителей того времени.
Слово “лугаль” сначала означало просто “хозяин”, но потом перешло к военным правителям городов-государств или номов. Титул “лугаль Киша” носили (или присваивали) правители, распространившие свою гегемонию на несколько городов одновременно.
Титул “эн” или “энум” означает “верховный жрец”; его носили правители города, обладавшие жреческой и административной властью; военными правителями они обычно не были, но могли иметь в своём распоряжении отряд охранников.
Титул “энси”, вероятно, является более низким по сравнению с “эн”; большинство исследователей считают, что энси были жрецами, ответственными за строительство храмовых сооружений; некоторые же полагают, что энси был распорядителем всех пахотных земель. Впрочем, энси вполне мог обладать всеми этими полномочиями, и правители различных городов часто носили титул “энси”. Позднее этот титул носили наместники городов, назначаемые лугалем.
Первое письменное свидетельство о существовании государства Элам относится примерно к 2700 году до Р.Х.
Дамы и господа! В настоящее время существуют несколько вариантов хронологии древнего мира, и в отношении Месопотамии различия между ними могут достигать в отдельных случаях 120 лет. Так что, пожалуйста, не удивляйтесь, если вы столкнётесь в этих очерках с датами, несколько отличающимися от тех, которые вы можете встретить в других местах.
Кстати, вся история Элама относится к периоду до Р.Х., поэтому в дальнейшем я буду просто опускать подобное указание.
Итак, примерно в 2700 году “Эн-Мегарабеси – лугаль Киша” совершил, если можно верить его надписи, успешный поход на Элам: он "согнул оружие страны Элам".
Эн-Мегарабеси был предпоследним царём из 1-й династии шумерского города Киша, и мы хорошо знаем, что подобным хвалебным надписям не всегда стоит доверять на 100%.
Имя правителя Элама, с которым воевал Эн-Мегарабеси, до нас не дошло, но предание гласит, что его сын Ага (Агга, Ака) пытался подчинить своей власти Урук и воевал с самим Гильгамешем, но потерпел поражение.
Следует честно признать, что имена первых правителей Элама, годы их правления и деяния этих правителей видятся нам в густом тумане истории, поэтому первый период истории Элама часто называют додинастическим. Из тумана выплывают лишь несколько имён.
Первым из них стоит назвать Хумбан-Хапуа I, который правил, вероятно, позднее Эн-Мегарабеси; его обычно отождествляют с Хумбабой, огромным и злым великаном, которого победил знаменитый лугаль Урука Гильгамеш. Историческое лицо, между прочим, а подобный миф лишь подтверждает старинную вражду между шумерскими городами и эламитами.
В Библии упоминается эламский правитель Кедорлаомер, который в союзе с правителями других городов вторгся в Палестину и был разбит.
Современные исследователи считают, что это искажённое имя происходит от Кутир-Лакамар и может вовсе не быть именем никакого правителя, так как означает “старший сын”. Если же Кутир-Лакамар действительно существовал и правил, то он совершал успешные набеги на Месопотамские поселения и города.
Около 2600 года начинается период истории Элама, который историки называют правлением Аванской династии. Аван – это город в юго-восточной части Элама, недалеко от Аншана, но его точное местоположение до сих пор не установлено.
Поражение Аги у стен Урука вызвало, вероятно, очередное нашествие эламитов в Месопотамию, установивших свою гегемонию над северной частью страны.
Мы не знаем имён первых правителей Аванской династии, если они существовали. Большинство правителей Аванской династии происходили из Авана, но этого нельзя сказать о Месилиме, которого многие считают первым царём этой династии.
Месилим присвоил себе титул “лугаль Киша” и контролировал номы Лагаш, Умма и Адаб. Сам Месилим происходил из эламского города Дер, который находился недалеко от Авана.
Об историчности Месилима говорят и несколько найденных надписей с его именем в Адабе, в том числе на вазе и на стеле, которая была установлена Месилимом в честь разграничения им территорий Лагаша и Уммы.
Также на верхней части стелы (или булавы) с изображением львиной головы из храма бога-покровителя Лагаша Нингирсу есть надпись:
"Месилим, лугаль Киша, сделал это [т.е. храм] в честь Нингирсу, когда энси Лагаша был Лугаль-шаг-энгур".
Вероятно, после смерти Месилима, в Эламе началось смутное время, и примерно в 2550 году эламитов изгнали из Лагаша, а царём в Эламе (Аване?) примерно в 2500 году стал Пели, которого многие и считают первым правителем Аванской династии. Однако о следующих правителях этой династии кроме имён мы ничего больше не знаем, и Элам на пару веков для нас погружается во тьму.
Что государство Элам существовало в это время, мы узнаём только из надписей его соседей.
Так энси Лагаша Эан(н)атум (правил ок. 2490, или в 2450-2425 гг.) расширил гегемонию родного города на соседние территории, и в одной из сохранившихся надписей объявлял о своих многочисленных победах; приведу только часть надписи, относящуюся к Эламу:
"Эанатум Элам – гору удивительную – оружием поразил, горы трупов там насыпал... Из-за Эанатума Элам задрожал, Элам в свою страну вернулся... Эанатуму, энси Лагаша, все страны покорились..."
Вероятно, Эанатум не только изгнал эламитов со своей земли (отразил нападение эламитов), но и сам совершил набег на Элам в горной его части.
Зная хвастовство древних правителей и их страсть к преувеличению собственных военных побед, речь здесь, скорее всего, идёт лишь об отражении набега эламитов.