Объединенная армия Латино-Иерусалимского королевства, графства Триполи и княжества Антиохии, а также военно-монашеских орденов выступила против армии Саладина - султана Египта и Сирии Салах-ад-Дина Юсуфа ибн Айюба и его полководцев Таки-ад-Дина и Гёкбёри.
Рыцари, сержанты, пехота и туркополы
Численность сторон определить трудно.
Можно предположить, что максимально христиане вывели в бой 15 тысяч пехотинцев и около 4.500 - 4.800 рыцарей, сержантов и туркополов. Туркополами, то есть сынами турков, назывались жители Востока от смешанных браков, служившие крестоносцам за деньги.
Что касается мусульман, то их было значительно больше. В литературе встречаются даже цифры 60 - 80 тыс. человек. Но наиболее близка к истине цифра в 20 - 25 тыс., максимум 30 тыс. Костяк армии мусульман, если верить средневековым текстам, составляли 12 тысяч всадников.
Битва при Хаттине имела огромное историческое значение, так как после нее крестоносцы потеряли Иерусалим и большую часть основных опорных пунктов в Сирии. В этом сражении соединились две основные боевые ситуации, характерные для полевых сражений крестовых походов: битва на марше и сражение со стационарным построением.
Подробно рассмотрим обстоятельства этого события.
Графиня Эскива в осаде
2 июля 1187 года в ходе военной кампании Саладин осаждает Тивериаду – столицу княжества Галилея. Крепостью владеет графиня Эскива – жена графа Триполийского Раймунда.
Не имея возможности оборонять город из-за недостатка рыцарей, графиня запирается в цитадели и посылает гонца за помощью. Объединенная армия крестоносцев находится в Сафире, недалеко от Тивериады.
В тот же день король Иерусалимский Ги де Лузиньян созывает совет баронов, чтобы принять решение: идти на помощь Тивериаде или нет.
Раймунд, граф Триполи: четыре довода против

Хронисты сохранили несколько версий его доводов, однако хроники написаны уже после битвы, и в них Раймунд предстает чуть ли не пророком.
Если абстрагироваться от пафоса летописцев, доводы графа, видимо, выглядели примерно так:
1) Путь от Сафиры до Тивериады проходит по очень засушливой местности.
2) Чтобы освободить город надо преодолеть ожесточенное сопротивление большого войска мусульман.
3) Тивериаду можно отвоевать позже, а жену можно выкупить.
4) Стоит ли рисковать армией, а значит королевством, ради освобождения одного города?
Мнение общественности
Некоторые хронисты даже утверждают, что Раймунд предлагал попытаться выманить армию Салах-ад-Дина к Сафире, чтобы уже его армии пришлось преодолевать тяжелый путь через пустыню, а в случае поражения войскам королевства было бы куда отступать.
Большинство баронов поддержали его. Против этого выступили только великий магистр ордена Храма Жерар де Ридфор и барон Трансиордании Рене де Шатильон.
Король вначале согласился с Раймундом, но магистр тамплиеров, обладавший большим влиянием на слабохарактерного короля, переубедил его.
Ги де Лузиньян: решение короля
Как сюзерен Тивериады, он нес ответственность за судьбу города и его владелицы.
Армия, стоявшая под Сафирой, была самой крупной из когда-либо собиравшейся в Латино-Иерусалимском королевстве. Ги де Лузиньян психологически не мог чувствовать себя слабее противника.
Четырьмя годами ранее при схожих обстоятельствах он не выступил против египетского султана, что вызвало возмущение баронов, в результате чего он лишился поста регента.
Возможно, Ги де Лузиньян вспомнил, что его предшественник Балдуин в похожей ситуации избрал путь активных действий и победил Саладина. Тогда Раймунд Триполийский тоже отстаивал оборонительную стратегию. Это был первый крупный поход Лузиньяна в качестве короля Иерусалимского, и он остро нуждался в повышении своего авторитета среди элиты королевства.
Кроме того Раймунд, по крайней мере до начала войны, поддерживал тесные дипломатические отношения с Саладином. В связи с этим король мог воспринять позицию графа Триполи как попытку представить его трусом и очернить в глазах вассалов или даже как предательство.
Мы видим, что, несмотря на прямую угрозу от Салах-ад-Дина, в самом королевстве продолжался раскол на партии. Забавным подтверждением этого факта являются приводимые в хронике Эрнуля строки из песенки, которую распевали сторонники де Лузиньяна:
Maugré li polein, (Вопреки пуленам,)
Aurons nous roi Poiteven. (У нас будет король Пуатевинец)
Здесь надо пояснить две вещи:
- Ги де Лузиньян был представителем известного рода средних аквитанских (пуатевинских) феодалов;
- пулены («жеребята») – это прозвище латинян, часто женившихся на местных женщинах и давно обосновавшихся на Востоке. Между ними и крестоносцами с Запада всегда были трения.
Основной целью похода было освободить город, хотя стало ясно, что не избежать полевого сражения. Мусульмане ставили задачу остановить войско франков до подхода к Тивериаде, что и удалось осуществить. К концу дня войско христиан вынуждено было сделать привал.
Армия передвигалась по безводной пустыне между оазисами и страдала от жары, пыли и жажды. Ночь христиане провели в лагере, окруженные многочисленным войском противника, рядом с холмом, известным как Рога Хаттина.
Стрелы сарацин
Злосчастная остановка стала результатом идеального применения неизменной сарацинской тактики. Третьего июля, начиная с момента первого контакта с противником, христиане были втянуты в битву на марше.
Метод мусульман заключался в попытке остановить колонну и расстроить ее. Воины Латино-Иерусалимского королевства, напротив, старались сохранить плотное построение и отражать атаки мусульман, не снижая темпов передвижения и не ввязываясь в сражение по всему фронту.
Основными действующими подразделениями армии Саладина были конные лучники, которые постоянно атаковали колонну, осыпая ее стрелами и изматывая воинов.
Эта операция была заранее подготовлена. В «Книге двух садов» сказано:«... им раздали стрел, которых хватило бы на четыреста выстрелов; на поле боя стояли семьдесят верблюдов, к которым они подходили, когда их запас подходил к концу и колчаны пустели».
Акцент Саладина
Особенно сильный удар был нанесен по арьергарду, с целью расстроить его и отделить от основной части войска. Сзади армию прикрывали отряды тамплиеров и Балиана де Ибелина.
Кстати. Уже в наше время Балиан де Ибелин стал главным героем фильма "Царство Небесное", хотя и с большим творческим вымыслом режиссера относительно его биографии.
В результате крестоносцы приняли решение остановиться и дать бой Саладину.
Окончание следует
Вечером 3 июля 1187 года, после целого дня марша, проведенного под обстрелом лучников Саладина, было принято решение остановиться и дать бой. Однако вместо боя армия крестоносцев получила пытку жаждой.
Одни источники считают, что это фатальная ошибка короля Ги де Лузиньяна, о чем ему говорил Раймунд Триполийский, предлагавший продолжать марш на Тивериаду. Другие, напротив, считают, что это решение как раз было следствием плохого совета графа.
Жар и жажда
Исследователь Кедар считает, что лагерь установили у деревни Маскана, где имелся запас воды, но он был тут же использован. Однако, так или иначе, мусульмане бой не приняли, а окружили лагерь латинян.
Вот как описывает хронист Эрнуль изощренные методы их военно-психологического давления:
«Как только они разбили лагерь, Саладин велел своим людям собрать хворост, сухую траву, жнивье и все другое, чем они могли бы разжечь огонь, и сделать барьеры, которые он устроил вокруг лагеря христиан.
Они скоро сделали это, и огонь жег сильно и дым от огня был велик; и это вместе с жаром солнца над ними причиняло им затруднение и великий ущерб.
Саладин приказал караванам верблюдов, наполненным водой из Моря Тивериады, подвести воду и установить кувшины рядом с городом. Кувшины с водой были затем опустошены на виду христиан, чтобы они еще больше страдали от жажды и их лошади тоже».
Бой в полном окружении
Итак, ночь крестоносцы провели в полевом лагере, измотанные морально и физически. Утром 4 июля 1187 года крестоносцы продолжили свой путь. Есть разные версии относительно того, куда именно они пошли. Кедар считает, что они попытались пробиться к Тивериадскому озеру.
Так или иначе, крестоносцы вынуждены были отступить к холмам и дать бой превосходящим силам противника на невыгодной для себя позиции в полном окружении.
Известно точно, что, изнуренные христиане не смогли обеспечить должное взаимодействие между различными частями войска. В результате Саладину удалось вбить клин между пехотой и тяжелой конницей и разбить их по частям.
Прорвавшие окружение и павшие у Креста
Очень низок был коэффициент стойкости христиан, особенно пехоты, которая фактически отказалась сражаться и отступила на холм Рога Хаттина. Там завязалась последняя часть драмы, известной нам как битва при Хаттине.
Опытный воин Раймунд Триполийский, командовавший авангардом, быстро понял всю тяжесть положения. Хронист передает его слова: «Увы, Господь, битва окончена! Мы были преданы на смерть! Королевство погибло!».
В начале или в середине сражения тамплиеры – наиболее стойкая часть войска, попытались осуществить атаку, но она захлебнулась, так как не была поддержана другими частями войска.
Пехота массово сдавалась противнику. Нашлись и предатели из числа рыцарей.
Продолжавшие бой войска собрались на Холме Хаттина вокруг шатра короля и Истинного Креста. Исследования показали, что на холме имелся "quasi", как он назван в источниках, то есть некая стена, которой христиане воспользовались как укрытием под конец битвы.
Они героически сопротивлялись до вечера.
Если бы знамя Саладина упало...
В конце битвы был момент, когда даже египетскому султану угрожала опасность. Один из рыцарей по имени Иоанн, который, по сообщению источников, служил некоторое время в мусульманских армиях и был знаком с их способом ведения войны, еще в начале битвы предложил королю Иерусалимскому атаковать саму ставку Саладина.
Если бы удалось опрокинуть его знамя, с остальными справиться было бы гораздо проще. Возможно, две последние атаки франкской конницы, описанные ибн Аль-Атхиром, и были попытками реализовать этот план.
Далее ибн Аль-Атхир, по воспоминаниям Аль-Афдаля, говорит о том, что вторая контратака мусульман закончилась падением знамени короля Иерусалимского. Однако Имад-ад-Дин сообщает, что после двух неудачных атак рыцари спешились и продолжали сражаться.
Пленные, казненные и сбежавшие
В итоге битвы при Хаттине горстка выживших рыцарей была взята в плен, в том числе король Иерусалимский Ги де Лузиньян, конетабль королевства Амори де Лузиньян, великий магистр тамплиеров Жерар де Ридфор и ряд других крупных феодалов.
- Тамплиеры и госпитальеры были вырезаны (магистр иоанитов погиб в бою). Рене де Шатильон был лично казнен Саладином.
- Раймунд Триполитанский и Балиан де Ибелин чудом избежали пленения. Некоторые арабские источники намекают, что Салах-ад-Дин не велел преследовать их из личного уважения.
- Из крупных феодалов пленения также удалось избежать Жосселену де Куртене.
- Около 3.000 христиан сбежали с поля битвы.
- Жена графа Триполи была освобождена египетским султаном без выкупа.
Причина поражения христиан
Хотя в ходе полевого сражения сказалась неслаженность пехоты и конницы, истиной причиной поражения было искусное маневрирование Салах-ад-Дина накануне. Отрезанные от источников воды и оказавшиеся с неприкрытыми флангами, крестоносцы были поставлены в невыгодное положение.
Фактически битва при Хаттине была проиграна до ее начала. Сохранивших же мужество воинов было слишком мало, чтобы отражать атаки превосходящего их по численности и моральной стойкости противника.
Литература
- Gabrieli F. Arab Historians Of The Crusades. NY. 2010.
- Kedar B. Z. The Battle of Hattin Revisited. (http://web.archive.o...icles/kedar.htm)
- Smail R.C. Crusading Warfare (1097 – 1193). Cambridge. 1956.
- Бойчук. Б.В. Битва при Хаттине. (4 июля 1187 г.) - http://deusvult.ru/1...i-khattine.html
- Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны. СПб. 2003.
- История крестовых походов. М. 1998.
- Материал сайта De Re Militari: The Battle of Hattin (1187):Four Accounts (http://deremilitari....-four-accounts/)
- Материалысайта Internet Medieval Source Вook.(http://www.fordham.e...1187hattin.html) и (http://www.fordham.e...1187ernoul.html)
- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб. 2002.
- Росси Г. Ги де Лузиньян - последний король Иерусалима. (http://www.monsalvat...signan/lus9.htm)
- Эсбридж. Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую Землю. М. 2013.