Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

327_Уильям Конгрив и его окружение


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 11 954 сообщений
  • 6283 благодарностей

Опубликовано 13 Февраль 2017 - 08:42

"...Повсюду царит безумный разврат, народ ропщет, грязная и низкая любовь к деньгам рассматривается как высшая мудрость; моральное разложение, как зараза, ползет по городу, многие забыли, что такое дружба, совесть, общественный долг..."

Как вы думаете, уважаемые читатели, о какой стране и в какой период истории написаны были эти слова?
Не угадали! Это написано об Англии в эпоху после реставрации Стюартов (1660 г.) и Славной революции 1688 года.


Оценка Теккерея

Славный Уильям Теккерей (1811-1863) в середине XIX века немного с завистью писал о собратьях по перу того времени:

"Подумайте, не только Свифт, король, достойный править в любую эпоху любой страной, - но и Аддисон, Стил, Прайор, Тикелл, Конгрив, Джон Гей, Джон Деннис и многие другие состояли на королевской службе и недурно пристроились к государственному пирогу".

Эту особенность английского общества отмечал ещё Вольтер в своих "Письмах об англичанах":

"В Англии... словесность больше в чести, чем здесь".

Посмотрим, насколько были правы Теккерей и Вольтер.


Писатели и их синекуры

Джозеф Аддисон (1672-1719) - английский драматург и публицист, "первый журналист в истории Европы"; перечислим лишь некоторые из его должностей и синекур: член апелляционной комиссии; товарищ министра; секретарь лорда-наместника Ирландии; хранитель архива в Ирландии; глава торговой комиссии и, наконец, заместитель государственного секретаря.

Сэр Ричард Стил (1672-1729) - ирландский писатель и журналист, занимал следующие должности: член комиссии по почтовому ведомству; королевский шталмейстер в Хэмптон-Корт; руководитель придворной труппы комических актеров; член комиссии по конфискованным землям в Шотландии.

Мэтью Прайор (1664-1721) - английский поэт стал неплохим дипломатом и был секретарём посольства в Гааге; секретарём посольства в Париже, а потом и посланником во Франции; заместителем министра иностранных дел и министром торговли; синекура - постельничий короля Вильгельма. Скорей, его можно назвать государственным деятелем, пописывавшем неплохие стихи.

Томас Тикелл (1685-1740) - английский поэт по прозвищу "Вигиссимус" ("Whigissimus"), стал заместителем государственного секретаря, а потом был секретарём вице-королевской канцелярии в Ирландии.

Джон Гей (1685-1732) - английский поэт и драматург, автор прославленной "Оперы нищего"; был секретарём Эдварда Хайда, 3-го графа Кларендонского (1661-1723) в бытность его послом в Ганновере; секретарём герцогини Монмут (1651-1732) и ещё ряда высокопоставленных лиц.

Джон Деннис (1657-1734) - английский критик, теоретик драмы, служил чиновником главной таможни.


Первая зарисовка о Конгриве

Уильям Конгрив (1670-1729) - получил прозвище "английский Мольер", которым он вряд ли гордился; довольно быстро получил ряд синекур и стал: членом комиссии по наемным экипажам; членом комиссии по выдаче лицензий на виноторговлю; должность в таможенном ведомстве; место в "Трубочном ведомстве"; должность правительственного секретаря по делам Ямайки.
[Согласно толкованию одной из британских энциклопедий, "Трубочное ведомство" - ведомство, в котором человек, именуемый "распорядителем трубки", оформляет аренду королевских земель по распоряжению лорда-казначея или членов казначейской комиссии, или канцлера казначейства. "Распорядитель трубки" улаживает все дела с шерифами и т. д."]
Британский биографический словарь в статье "Конгрив" отмечает:

"Было отмечено, что смена министерств ни в малейшей мере не отражалась на нем и его никогда не смещали с занимаемого поста, разве лишь для того, чтобы перевести на высшую должность. Место его в Таможенном управлении и положение секретаря по делам Ямайки, как говорят, приносили ему более двенадцати тысяч в год".



Анекдот Денниса

Упомянутый выше Джон Деннис в наше время больше известен тем, что в 1702 году опубликовал переделку "Виндзорских насмешниц" Шекспира под названием "Забавный щёголь". В предисловии к пьесе Деннис уверял читателей (и зрителей), что "Виндзорские насмешницы" были написаны Шекспиром по приказу королевы Елизаветы,

"а поскольку ей не терпелось увидеть пьесу на сцене, она повелела завершить её в течение двух недель".

Эта выдумка так понравилась самому Деннису, что через два года он уже уверял читателей пьесы, что королева приказала Шекспиру управиться с заданием в десять дней.

Через некоторое время Николас Роу пошёл ещё дальше:

"Ей [королеве Елизавете] так понравился образ Фальстафа в обеих частях "Генриха IV", что она велела Шекспиру продлить её удовольствие ещё одной пьесой, где Фальстаф пребывает в состоянии влюблённости".

А в 1710 году Чарльз Гилдон опубликовал объединённую версию этих анекдотов, в которой утверждал, что королева Елизавета I

"обязала его [Шекспира] написать пьесу о влюблённом сэре Джоне Фальстафе, которую, в чём я вполне уверен, он сочинил за две недели".

Николас Роу (1674-1718) - английский драматург и поэт-лауреат с 1715 г.
Чарльз Гилдон (1665-1724) - английский драматург и критик.


Дебют литератора

Литературный дебют Конгрива состоялся в 1692 году, когда был напечатан его роман "Инкогнита", действие которого происходит во Флоренции.
Лучше всех об этом произведении сказал известный критик и лингвист Сэмюэл Джонсон (1709-1784):

"Его хвалят биографы Конгрива. Они, как правило, цитируют несколько абзацев из предисловия, которое, спору нет, написано чрезвычайно разумно. Что касается меня, я тоже скорее хвалил бы роман, нежели читал его".



Знакомство с Драйденом

Став писателем, Конгрив сделался и завсегдатаем известной кофейни Уилла, популярном месте встреч английских литераторов, в которой познакомился с Джоном Драйденом, крупнейшим и влиятельнейшим английским литератором XVII века.
Вальтер Скотт в своём эссе о Драйдене пишет:

"Он [Конгрив] познакомился с ним после того, как написал свою первую пьесу, и знаменитый "Старый холостяк" был вручен поэту для исправления. Драйден, сделав несколько поправок, чтобы приспособить её для сцены, вернул пьесу автору с лестным и справедливым отзывом, что это лучшая из всех пьес начинающего автора, какие ему доводилось читать".

Джон Драйден (1631-1700) - английский поэт, драматург и критик.
Вальтер Скотт (1771-1832) - всемирно известный шотландский (английский) писатель.


Дебют в театре

Драматургический дебют Конгрива произошёл немного позже литературного, когда в марте 1693 года в театре Друри-Лейн была представлена его пьеса "Старый холостяк", имевшая бешеный успех.
Главные женские роли в этой пьесе сыграли актрисы Элизабет Барри (1658-1713) и красавица Энн Брейсгёрдл (Bracegirdle, 1671-1748).
В последнюю Конгрив был страстно влюблён более десяти лет, был её любовником и создал для неё роли во всех своих комедиях.


Элизабет Барри_1

Элизабет Барри стала известной актрисой под руководством графа Рочестера, который занимался с ней с 1675 года и за шесть месяцев добился большого успеха. Она, что было вполне естественно, была любовницей графа Рочестера и родила от него дочь в 1677 году, которую тоже назвали Элизабет (1677-1701). Из-за неверности актрисы он забрал у неё дочь в 1678 году.
Но ранее граф Рочестер с восторгом писал ей:

"Мадам, в моей жизни больше не существует ни одного мгновения, в котором я не нахожу повода любить Вас. Самые незначительные мелочи, которые я вижу в вещах, с Вами совершенно не связанными, приятная отрешенность задумчивости, в которую я впадаю всякий раз, вспоминая о Вас и, в конце концов, постоянное беспокойство, в котором я нахожусь, когда Вас нет рядом — всё это является для меня достаточным подтверждением того, что я прав — и люблю Вас так, как ни одна женщина не была любима никогда. У меня нет ничего, дороже тебя».

Актер, драматург, поэт-лауреат Колли Сиббер (1671-1757) писал об Элизабет Барри:

"Она обладала благородной грацией, бесподобной мимикой, сильным чистым голосом, и, когда она играла страсть или нежность, то никто не оставался равнодушным. Она затмевала всех виденных нами актрис с королевским достоинством и потрясающей гармонией".

Джон Уилмот, 2-й граф Рочестер (1647-1680) — один из крупнейших английских поэтов XVII века.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 11 954 сообщений
  • 6283 благодарностей

Опубликовано 20 Февраль 2017 - 08:16

Элизабет Барри_2

Известный актёр Томас Беттертон (1635-1710), игравший вместе с ней, утверждал:

"Её актёрское мастерство приносило успех пьесам, способным вызвать отвращение у самого снисходительного читателя".

Элизабет Барри не была красавицей, и анонимный автор писал:

"Барри была уродливейшей женщиной вне сцены и самой прекрасной дамой на театральных подмостках".

Английский сатирик Томас Браун (1662-1704) давал ей весьма резкую характеристику:

"Эта утончённая шлюха Барри, с которой ты провёл всю ночь, не узнает тебя на следующее утро, если у тебя не будет ещё пяти фунтов для её удовлетворения".

Даже через много лет после смерти Рочестера, современники писали:

"Эта безнадёжная шлюха Барри в свои 38 лет всё ещё приводит в восхищение на сцене, не особо стараясь при этом, и - всегда выбирает того, кто заплатит ей более высокую цену."



Первый финансовый успех

Помимо шумного успеха у публики, пьеса "Старый холостяк" обратила на Конгрива внимание сэра Чарльза Монтегью, будущего 1-го графа Галифакса (1661-1715), который оценил большой талант драматурга и сразу же назначил его членом парламентской комиссии по наёмным экипажам, а в скором времени предоставил ему место в "Трубочном ведомстве", и вслед за тем должность в таможне с жалованием в 600 фунтов. Но об этих синекурах я уже говорил.


Вторая пьеса

В декабре 1693 года состоялась премьера второй пьесы Конгрива, "Двойная игра", которая пользовалась меньшим успехом, нежели его первая пьеса.
Джон Драйден писал по этому поводу Уильяму Уолшу:

"Двойная игра" раздражает большинство публики. В защиту комедии выступают лишь знатоки, которые, как всегда, в меньшинстве. Пьеса, однако, набирает силы с каждым днем и прошла уже несколько раз. Дамы полагают, что драматург изобразил их шлюхами; джентльмены обижены на него за то, что он показал все их пороки, их низость: под покровом дружбы они соблазняют жен своих друзей. Мои стихи, предваряющие пьесу, были написаны до того, как ее поставили, но и сегодня я не изменил бы в них ни строчки, как не изменю и своего доброго мнения о спектакле".

Уильям Уолш (1663-1707) - английский поэт и критик.


Мнение Драйдена

Следует отметить, что Драйден всегда с большим уважением относился к своему более молодому и очень высокообразованному коллеге; например, в 1693 или 1694 году он писал о нём:

"Мистер Конгрив оказал мне любезность перечитать "Энеиду" и сравнить мой перевод с оригиналом. Мне никогда не будет стыдно признать, что этот замечательный юноша указал мне на множество ошибок, которые я и постарался исправить".



Конгрив оправдывается...

Хотя комедии Конгрива и пользовались большой популярностью, в некоторой части общества зрело недовольство выведенными им персонажами. В предисловии к пьесе "Двойная игра" Конгрив писал:

"Утверждают, что я изобразил некоторых женщин порочными и неискренними. Но что я мог поделать? Таково ремесло сочинителя комедий: изображать пороки и безумства рода человеческого... Я весьма рад представившейся мне возможности низко склониться перед обиженными на меня дамами; но чего иного они могли ждать от сатирической комедии? - ведь нельзя ждать приятной щекотки от хирурга, который пускает вам кровь".

Так как нападки на Конгрива продолжались, то в очерке "О юморе в комедии" он был вынужден оправдываться:

"...расстояние между сценой и публикой требует, чтобы выступающий на ней персонаж был несколько большего масштаба, чем в реальной жизни: ведь черты лица на портрете человека нередко бывают больших размеров, чем у оригинала, и тем не менее, изображение может быть необыкновенно сходным с моделью".

Далее он так комментирует свои сочинения:

"Что до меня, то я всегда готов, как любой другой человек, смеяться и потешаться по поводу предмета действительно достойного смеха, но в то же время я не люблю смотреть на вещи, заставляющие меня дурно думать о человеческой природе... Иногда тех или иных персонажей изображают на сцене варварски, высмеивая их физические недостатки, случайные проявления недомыслия или убожества, связанные с пожилым возрастом. Сам автор пьесы должен быть человеком с извращенным сознанием и думать при этом, что таковы же и его зрители, если выводит на сцену калеку, или глухого, или слепца, рассчитывая, что это будет для публики приятным развлечением и надеясь вызвать смех там, где на самом деле следует сострадать..."



Пусть лучше хвалят!

Упомянутый выше Джон Деннис без особого пиетета относился к большинству своих современников, часто осыпал бранью их самих и их произведения, поэтому не стоит удивляться тому, что и они отвечали ему взаимностью. Однако к Конгриву Деннис относился с большим уважением, а когда тот бросил драматургию, сказал, что Комедия ушла вместе с ним.
Когда же Конгрива спросили, почему он принимает похвалы Денниса, драматург ответил, что похвалы ему намного приятнее брани.


Первая большая любовь Конгрива

Вернёмся всё же к мисс Энн Брейсгёрдл, в близких отношениях с которой Конгрив прожил много лет. Он даже поселился на той же улице, на которой она жила, почти по соседству, и жил там до тех пор, пока не познакомился в 1703 году с герцогиней Мальборо. Тогда он сменил место жительства.
Однако он и потом помнил об Энн Брейсгёрдл и завещал ей 200 фунтов стерлингов.

Ссылаясь на Колли Сиббера, Том Дэвис писал что Энн Брейсгёрдл,

"весьма миловидна и так блистала здоровьем и весёлостью, что все в неё пылко влюблялись... После каждого спектакля с её участием добрая половина зрителей превращалась в страстных её поклонников".

И не всем поклонникам она отказывала в знаках внимания. Покинула сцену она в 1711 году, когда большей популярностью стала пользоваться Энни Олдфилд (1683-1730).
Следует отметить, что Энн Брейсгёрдл и после ухода со сцены оставалась достаточно состоятельной женщиной.


Вторая большая любовь Конгрива

За 1703 год в личной жизни Конгрива происходят значительные изменения: он познакомился с Генриеттой Годолфин, 2-й герцогиней Мальборо (1681-1733), и становится её любовником. Она была дочерью Джона Черчилла, 1-го герцога Мальборо (1650-1722) - известного английского полководца.
Спустя несколько лет у них родилась дочь. Считается, что её дочь Мери (1723-1764) была плодом их любви, однако муж Генриетты, 2-й граф Френсис Годолфин (1678-1766), признал дочь своим ребёнком.

Герцогиня Мальборо очень почитала Конгрива, и после его смерти заказала изображающую его статуэтку слоновой кости, а также велела изготовить большую восковую куклу, у которой была нога подагрика, и эту ногу бинтовали так же, как в свое время при жизни Конгрива, бинтовали распухшую от подагры ногу великого драматурга.
Том Дэвис с своём сочинении "Театральная смесь" так описывал эту статуэтку:

"Статуэтка держала в руке стакан и, казалось, кланялась её милости и одобрительно кивала головой, когда герцогиня с ней разговаривала".

Томас Дэвис (1712-1785) - английский актёр, книготорговец, автор театральных мемуаров.

Все свои немалые средства Конгрив завещал герцогине Мальборо, которая в них не очень-то и нуждалась. Герцогиня показывала потом брильянтовое ожерелье, стоившее семь тысяч фунтов и купленное на деньги, завещанные Конгривом.


Неслучайная покупка

В 1714 году Конгрив просит своего друга Эдуарда Поттера приобрести для него на аукционе портрет известно поэта и вольнодумца Джона Уилмота, 2-го графа Рочестера.
[См. х/ф "Распутник" и др.]
Что-нибудь о Рочестере я опубликую несколько позже.


Мнения о Конгриве

Позднее Вольтер очень высоко оценил творчество Конгрива:

"Из всех английских писателей наибольшей славы в области комедии достиг покойный Конгрив. Он написал немного пьес, но все они превосходны в своем роде. В них соблюдены все правила драматического искусства, а характеры созданы с удивительной тонкостью. В пьесах вас не поразит ни одна дурная шутка, вы находите в них разговор честных людей, поступающих как мошенники: это доказывает, что Конгрив знал своих современников и жил в так называемом хорошем обществе..."


Известная английская писательница и путешественница леди Монтегью вспоминала:

"Мне посчастливилось часто бывать в обществе этих замечательных людей; мой отец всех их хорошо знал. Общество Аддисона было самым чудесным в мире. Никогда не видела такого умного человека, как Конгрив".

Леди Мери Уортли Монтегью (1689-1762) - английская писательница, дочь Ивлина Пьерпонта, 1-го герцога Кингстонского (1655-1726).


Театральные дополнения

Эдвард Кинастон (1640—1706) был одним из последних английских актёров, игравшим женские роли.
Актёр Колли Сиббер вспоминал о нём:

«Леди гордились тем, что после пьесы катались с ним, одетым в театральный костюм, в карете по Гайд-парку».

Сиббер также сообщил, что представление одной трагедии, на которое прибыл король Чарльз II (Карл II), было задержано на некоторое время: доброжелатели объяснили королю, что Кинастон, игравший роль Королевы, "ещё не побрился".

Слуга известной актрисы Нелл Гуинн (1650-1687) подрался с чужим лакеем, осмелившимся обозвать его госпожу непотребным словом. К тому же, Нелл Гуинн была любовницей самого короля Чарльза II (Карла II).
Считается, что сценический успех Нелл Гуинн был в большей степени вызван её молодостью и незаурядными внешними данными, чем актёрским талантом и мастерством.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.