Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

243_Очерки истории Элама


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
6 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    67
  • 12 580 сообщений
  • 6947 благодарностей

Опубликовано 05 Март 2016 - 11:48

Общие сведения и первые правители

На юго-западе Ирана есть большой горный массив Загрос, который в северной части Персидского залива дугой огибает обширную низменную равнину, через которую протекают несколько речек, впадающих в залив. Эта равнина, находящаяся в провинции Хузестан, с юга омывается Персидским заливом, но 5 тысяч лет назад этот залив значительно глубже вгрызался в сушу, так что реки Тигр и Евфрат ещё не сливались в одно русло, а длина морского побережья вдоль этой равнины была более протяжённой. Склоны Загроса, обращённые в сторону Иранского нагорья пустынны и почти безжизненны, в отличие от склонов, обращённых к равнине и заливу, на которых есть и леса, и альпийские луга.

Вот на территориях этой равнины и склонах обращённых к ней гор примерно в III тысячелетии до нашей эры и образовалось одно из древнейших государств, которое мы теперь называем Элам.
В Библии несколько раз упоминается государство Элам и смуглые эламиты, но получить хоть некоторое представление об истории Элама, об его религии, культуре и жителях помогли археологические раскопки и дешифровка сохранившихся памятников письменности, как самого Элама, так и его соседей, в основном, шумеров, Вавилона и Ассирии.

Из Библии и связанных с ней памятников письменности можно узнать, что эламиты были значительно более смуглыми, чем их соседи. Они вызывали у своих соседей какой-то суеверный ужас, и те считали всех эламитов колдунами и ведьмами. Но это относится скорее к фольклору, а что же мы на самом деле знаем о государстве Элам?

Мы точно знаем, вопреки библейской традиции, что эламиты не были семитами, как, впрочем, и шумеры.
Пиктографическое письмо древних эламитов до сих пор не поддаётся прочтению, хотя самые старые памятники этой письменности относятся к концу IV тысячелетия до Р.Х.
Но, к счастью, во второй половине III тысячелетия до Р.Х. эламиты окончательно перешли на шумерскую клинопись, что позволило прочитать сохранившиеся памятники их письменности. Однако из-за особенностей эламитской клинописи мы не можем быть уверены в правильности произношения их слов, в том числе имён и географических названий.

Также известно, что уже в глубокой древности территория нижней Месопотамии была отделена от хузестанской равнины густыми и почти непроходимыми тростниковыми зарослями. Многие историки полагают, что орошаемое земледелие в Месопотамию принесли именно выходцы из Элама, где на равнине сложились более благоприятные условия для создания ирригационных систем, так как там по сравнительно плоской и низменной равнине протекали реки Керхе, Карун и Диз. На горных склонах жители могли укрываться от жары вместе со стадами скота, который прекрасно себя чувствовал на альпийских лугах.

Возникновение первых скотоводческих и земледельческих поселений и стоянок на территории Элама археологи относят к VII тысячелетию до Р.Х., однако только к IV тысячелетию можно отнести уже несколько десятков поселений, а крупнейшее из них, Сузы (Шуш или Шушен), в середине IV тысячелетия имело в длину 800 м, и было обнесено глинобитной стеной. Кладбище поселения было вынесено за городскую стену.

До сих пор не удалось установить этнографическую близость эламитов с другими племенами и народами. Мало помогает и лингвистический анализ, тем более что на эламитском языке сохранились надписи только о раннем периоде истории Элама, а они до сих пор не прочитаны. Правда исследователи предполагают, что сохранившиеся надписи носят, в основном, хозяйственный характер, так что даже их прочтение мало продвинет нас в данном вопросе. Современная транскрипция эламитских имён и названий тоже носит несколько условный характер и основывается на предположении о возможной близости произношений шумерского и эламского языков.

Как я уже сказал, географически Элам делился на равнинную и горную части, однако на самом раннем этапе становления государственности на этой территории существовали несколько независимых в политическом отношении областей-государств: Аван, Адамдун, Аншан, Варахсе, Симаш, Сузы и др.

Нам практически ничего не известно о самом раннем, так называемом протоэламском, периоде истории этого региона. Можно с большой долей уверенности предполагать, что древние эламиты совершали частые набеги на племена и города-государства Двуречья в поисках добычи. В свою очередь из Месопотамии регулярно организовывались набеги для захвата богатств, которыми славились эламские территории: древесина, руды, строительный камень и лошади, которых разводили в предгорных районах страны.
Так что вражда между эламитами и народами Двуречья носила старый и ожесточённый характер.

Давайте я сразу скажу несколько слов о некоторых титулах правителей того времени.
Слово “лугаль” сначала означало просто “хозяин”, но потом перешло к военным правителям городов-государств или номов. Титул “лугаль Киша” носили (или присваивали) правители, распространившие свою гегемонию на несколько городов одновременно.
Титул “эн” или “энум” означает “верховный жрец”; его носили правители города, обладавшие жреческой и административной властью; военными правителями они обычно не были, но могли иметь в своём распоряжении отряд охранников.
Титул “энси”, вероятно, является более низким по сравнению с “эн”; большинство исследователей считают, что энси были жрецами, ответственными за строительство храмовых сооружений; некоторые же полагают, что энси был распорядителем всех пахотных земель. Впрочем, энси вполне мог обладать всеми этими полномочиями, и правители различных городов часто носили титул “энси”. Позднее этот титул носили наместники городов, назначаемые лугалем.

Первое письменное свидетельство о существовании государства Элам относится примерно к 2700 году до Р.Х.
Дамы и господа! В настоящее время существуют несколько вариантов хронологии древнего мира, и в отношении Месопотамии различия между ними могут достигать в отдельных случаях 120 лет. Так что, пожалуйста, не удивляйтесь, если вы столкнётесь в этих очерках с датами, несколько отличающимися от тех, которые вы можете встретить в других местах.
Кстати, вся история Элама относится к периоду до Р.Х., поэтому в дальнейшем я буду просто опускать подобное указание.

Итак, примерно в 2700 году “Эн-Мегарабеси – лугаль Киша” совершил, если можно верить его надписи, успешный поход на Элам: он "согнул оружие страны Элам".
Эн-Мегарабеси был предпоследним царём из 1-й династии шумерского города Киша, и мы хорошо знаем, что подобным хвалебным надписям не всегда стоит доверять на 100%.

Имя правителя Элама, с которым воевал Эн-Мегарабеси, до нас не дошло, но предание гласит, что его сын Ага (Агга, Ака) пытался подчинить своей власти Урук и воевал с самим Гильгамешем, но потерпел поражение.

Следует честно признать, что имена первых правителей Элама, годы их правления и деяния этих правителей видятся нам в густом тумане истории, поэтому первый период истории Элама часто называют додинастическим. Из тумана выплывают лишь несколько имён.

Первым из них стоит назвать Хумбан-Хапуа I, который правил, вероятно, позднее Эн-Мегарабеси; его обычно отождествляют с Хумбабой, огромным и злым великаном, которого победил знаменитый лугаль Урука Гильгамеш. Историческое лицо, между прочим, а подобный миф лишь подтверждает старинную вражду между шумерскими городами и эламитами.

В Библии упоминается эламский правитель Кедорлаомер, который в союзе с правителями других городов вторгся в Палестину и был разбит.
Современные исследователи считают, что это искажённое имя происходит от Кутир-Лакамар и может вовсе не быть именем никакого правителя, так как означает “старший сын”. Если же Кутир-Лакамар действительно существовал и правил, то он совершал успешные набеги на Месопотамские поселения и города.

Около 2600 года начинается период истории Элама, который историки называют правлением Аванской династии. Аван – это город в юго-восточной части Элама, недалеко от Аншана, но его точное местоположение до сих пор не установлено.

Поражение Аги у стен Урука вызвало, вероятно, очередное нашествие эламитов в Месопотамию, установивших свою гегемонию над северной частью страны.
Мы не знаем имён первых правителей Аванской династии, если они существовали. Большинство правителей Аванской династии происходили из Авана, но этого нельзя сказать о Месилиме, которого многие считают первым царём этой династии.

Месилим присвоил себе титул “лугаль Киша” и контролировал номы Лагаш, Умма и Адаб. Сам Месилим происходил из эламского города Дер, который находился недалеко от Авана.
Об историчности Месилима говорят и несколько найденных надписей с его именем в Адабе, в том числе на вазе и на стеле, которая была установлена Месилимом в честь разграничения им территорий Лагаша и Уммы.
Также на верхней части стелы (или булавы) с изображением львиной головы из храма бога-покровителя Лагаша Нингирсу есть надпись:

"Месилим, лугаль Киша, сделал это [т.е. храм] в честь Нингирсу, когда энси Лагаша был Лугаль-шаг-энгур".


Вероятно, после смерти Месилима, в Эламе началось смутное время, и примерно в 2550 году эламитов изгнали из Лагаша, а царём в Эламе (Аване?) примерно в 2500 году стал Пели, которого многие и считают первым правителем Аванской династии. Однако о следующих правителях этой династии кроме имён мы ничего больше не знаем, и Элам на пару веков для нас погружается во тьму.

Что государство Элам существовало в это время, мы узнаём только из надписей его соседей.
Так энси Лагаша Эан(н)атум (правил ок. 2490, или в 2450-2425 гг.) расширил гегемонию родного города на соседние территории, и в одной из сохранившихся надписей объявлял о своих многочисленных победах; приведу только часть надписи, относящуюся к Эламу:

"Эанатум Элам – гору удивительную – оружием поразил, горы трупов там насыпал... Из-за Эанатума Элам задрожал, Элам в свою страну вернулся... Эанатуму, энси Лагаша, все страны покорились..."


Вероятно, Эанатум не только изгнал эламитов со своей земли (отразил нападение эламитов), но и сам совершил набег на Элам в горной его части.
Зная хвастовство древних правителей и их страсть к преувеличению собственных военных побед, речь здесь, скорее всего, идёт лишь об отражении набега эламитов.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    67
  • 12 580 сообщений
  • 6947 благодарностей

Опубликовано 07 Март 2016 - 10:04

Период господства Аккада

Только во времена аккадского царя Саргона (Шуррумкена) Древнего (примерно 2371-2316) мы опять узнаём что-то более существенное про Элам. В данном очерке я не буду описывать правление Саргона Древнего и все его завоевания, а ограничусь лишь отношениями между Аккадской империей Саргона и Эламом.

Саргон Древний (не путать с ассирийским царём Саргоном I, правившем в XVIII веке до Р.Х.) был человеком низкого происхождения; он служил садовником у лугаля Киша Ур-Забабы. Шуррумкен – это его тронное имя, которое он принял, взойдя на престол в Кише, а его настоящее имя нам не известно.
Саргон, вероятнее всего пришёл к власти в 2371 году после того, как армия Ур-Забабы была разгромлена войсками лугаля Урука Лугальзагеси (правил 2371-2347), который к тому времени уже был энси ряда таких городов как Умма и Ниппур.

Несколько лет Саргон правил под покровительством Лугальзагези, но тем временем перенёс свою резиденцию правителя из Киша в Аккаде. Совершив ряд удачных походов, в 2347 году Саргон разбил войска Лугальзагези, свергнул гегемонию Урука, разрушил стены вражеского города, а затем принял титул лугаль Киша.

Поход на Элам Саргон предпринял в один из первых годов после принятия царского титула. Сохранилась надпись более позднего времени о жертвоприношении Саргона перед этим походом:

"Если внутренность [жертвенного животного] совсем охвачена желчным пузырём, то это знамение Саргона, который по этому оракулу отправился на Элам, покорил эламитов, окружил их и отрезал от пропитания".


Саргон в Эламе столкнулся с аванским царём Лухишшаном (2325) и военачальником (судьёй?) Варахсе Сидгау, победил их и захватил города Сузы (Адамдун), Варахсе, Аван, Хухнур и ряд других. Однако Саргон не стал присоединять Элам к своей империи, а ограничился тем, что правители покорённых городов признали его верховную власть и выплатили ему дань. Вероятно, Лухишшан стал наместником Саргона в Эламе, сохранив свои прежние титулы.

Примечательно, что в перечне захваченных трофеев значительное место занимают различные лесоматериалы, которые нужны были Саргону для строительства судов и... для производства луков. Ведь Саргон Древний был первым известным нам правителем древнего мира, который уделял большое внимание формированию лёгких и подвижных отрядов лучников. К сожалению, мы не знаем, какими луками была вооружена его армия: составными, или сделанными из длинных ветвей лещины?

Сохранились упоминания о войнах Римуша (2317-2307), сына Саргона, с Эламом и его победе над лугалем Авана Хишепратепом, сыном Лухишшана.
Возможно, Римуш совершил не один поход против Элама. Дело в том, что Хишепратеп и энси Адамдуна Сидгау сразу же после смерти Саргона заключили союз с энси Варахсе Апалкамашем для совместной борьбы с Аккадом. К этому союзу примкнули энси Захара и его военачальник Ункапи.

Римуш в двух сражениях разбил войска союзников, захватив в плен Апалкамаша, Сидгау и Ункапи. О судьбе Хишепратепа после поражения ничего не известно. Есть сведения о том, что он продолжал править, но уже как вассал Аккада.

Пленных армия Римуша практически не брала, а на сохранившихся фрагментах победных стел показано, что лугаль Римуш лично убивал пленников, очевидно, высокопоставленных.
После второй победы над Эламом Римуш одарил храм бога Энлиля в Ниппуре, выделив из добычи

"тридцать фунтов золота, три тысячи шестьсот фунтов меди и шесть рабов обоего пола".


В 2307 году Римуш был убит своими советниками, которые забили его тяжелыми каменными печатями, так как по этикету в присутствии лугаля носить оружие им было запрещено.

После гибели Римуша власть перешла к его брату Маништушу (2306-2292), который правил по разным оценкам от 7 до 15 лет.
Подавив мятеж знати, Маништушу тоже предпринял успешный поход против Элама, где тогда в Аване лугалем был Хелу. Маништушу прошёл через всю страну и добрался до Аншана.
Об удачном исходе этого похода свидетельствует статуя Маништушу, которую в Сузах установил Эшпум, младший брат Хелу, и посвятил местной богине Наруте (Нарунде).

Во время второго похода против Элама Маништушу переправил своё войско на судах через Персидский залив, разбил союзное войско эламитов (коалицию 42 энси?!) и дошёл до каких-то серебряных рудников. На родину аккадские суда вернулись нагружённые рудой и строительным камнем.

В одной плохо сохранившейся надписи говорится о том, что Маништушу

"царей Аншана и Ширихума ниспроверг у южного моря".

Добычу же он

"...посвятил богу Энлилю; перед богами Шамашем и Амал поклялся, что в этом нет лжи, всё правда".


Лугаль Маништушу тоже погиб в результате заговора представителей высшей знати.

Следующим правителем Аккада и Шумера стал Нарам-Суэн (Нарам-Син Аккадский, правил 2291-2255), который, скорее всего, был сыном Маништушу.
Нарам-Суэн, естественно, тоже воевал с Эламом, одержал победу, но обошёлся с побеждёнными довольно милостиво. Между ним и лугалем Авана Хитой примерно в 2280 году был заключён мирный договор, согласно которому эламиты обладали полной свободой в вопросах внутреннего самоуправления, но должны были согласовывать с Аккадом свою внешнеполитическую и военную деятельность.
В военной области Нарам-Суэн хотел заручиться поддержкой эламитов в борьбе с горными племенами кутиев, которые постоянно тревожили границы Аккадской империи. Впрочем, борьба с кутиями была и в интересах Элама, так как область проживания кутиев граничила как с Аккадской державой, так и с Эламом.

Об этом договоре следует рассказать немного подробнее. Табличка с текстом договора (в довольно плохом состоянии) была обнаружена при раскопках развалин храма бога Иншушинака в Сузах и ныне находится в Лувре. Текст договора написан на эламском языке (который исследователи до сих пор с трудом читают), и из-за наличия многочисленных повреждений его лишь частично удалось дешифровать. Документ начинается с обращения:

"Слушайте, богиня Пиненкир, и вы, добрые боги неба!"

Затем перечисляются имена ещё 36 богов и богинь, которых призывают в свидетели при заключении договора.

В прочитанной части договора далее говорится:

"Пусть здесь царит единодушие... Опасному раздору пусть наступит конец... К твоим статуям будут относиться с уважением. Пренебрежения к тебе здесь никто не хочет проявить..."

В тексте договора дважды повторяется формула:

"Враг Нарам-Суэна – мой враг, друг Нарам-Суэна – мой друг".

В заключительной части договора лугаль Авана берёт на себя обязательства способствовать во всех случаях благополучию правителю Аккада и пресекать все попытки возобновления вражды между их народами.

Впрочем, не все в Эламе одобряли политику Нарам-Суэна; например, Хупшумкипи, энси Варахсе был побеждён Нарам-Суэном и увёдён в оковах в плен, а на территории Элама, в областях сопредельных с кутиями, были размещены воинские гарнизоны Аккада. Пострадал и уже известный нам Сидгау, которого тоже заковали в цепи и посадили в тюрьму.
После заключения этого договора Нарам-Суэн довольно успешно воевал с луллубеями и другими горными племенами, однако столкновение с кутиями привело Аккадскую империю к катастрофе.

Сам Нарам-Суэн, скорее всего, погиб во время одного из сражений с этими самыми кутиями, предводителем (царём?) которых был Энридавазир.
Энридавазир вторгся в Месопотамию и даже дошёл до Ниппура, который осадил. Достоверных сведений о взятии Ниппура кутиями нет, но после этого похода гегемонии кутиев распространилась на часть Двуречья и длилась, по разным оценкам, от 78 до 124 лет. Затронули кутии и Элам, но об этом чуть позже.

Возвращаясь к Эламу, стоит отметить, что правлению Хишепратепа и его борьбе с Аккадом мы обязаны первым достоверным сведениям о федеративном устройстве государства Элам. Ведь мы уже говорили про отдельных и почти равноправных правителях Суз, Варахсе, Захары и других городов Элама, которые заключали между собой военные договоры, как равноправные стороны.

Созданию федеративного устройства Элам обязан, вероятно, Саргону, который, подчинив своей власти это государство, сохранил видимость верховной власти за лугалем, в данном случае – Лухишшаном. Однако во все крупные города Элама наместников назначал именно Саргон, так что скоро от формального подчинения лугалю в эламских областях (номах) осталась только память, не более, а их зависимость от правителя Аккада (похожая на вассальную) оставалась вполне реальной.
Такой порядок назначения правителей в Эламе сохранялся и при ближайших преемниках Саргона

После падения Сидгау, который к тому времени правил Сузами, его место с титулом энси или ишакку занял Зиноба, вероятно, младший брат лугаля Хишепратепа. После смерти Зиноба Нарам-Суэн на его место назначил Эпирмупи, одного из сыновей Хишепратепа, а позднее попытался распространить его власть на весь Элам, но титула лугаль Эпирмути так и не получил.

Позднее правителем Суз с титулом ишакку стал Энаммуне, но достоверных сведений о его отношении к правящему Аванскому дому нет. Однако его наследником или правопреемником в качестве правителя Суз Нарам-Суэн сделал Кутик-Иншушинака (известен и как Пузур-Иншушинак).
Да, Кутик-Иншушиннак хоть и начинал свою государственную деятельность в качестве вассала Нарам-Суэна, сумел вернуть независимость Эламу.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    67
  • 12 580 сообщений
  • 6947 благодарностей

Опубликовано 09 Март 2016 - 09:30

От конца Аванской династии до разрушения Ура

Ближайший из описываемых периодов истории Элама связан с гегемонией племени кутиев, в борьбе с которыми, как я уже говорил, погиб правитель Аккада Нарам-Суэн. С 2254 года правителем Аккада стал его внук Шаркалишарри, который сразу же призвал наместника Суз Кутик-Иншушинака как для отражения набегов кутиев, так и для подавления мятежей в различных частях Аккадской державы.

Сохранилась стела с надписью на аккадском языке с перечислением городов, захваченных Кутик-Иншушинаком, и их общее количество по разным оценкам (из-за плохой сохранности надписи) колеблется от 60 до 80. Из этой надписи видно, что Кутик-Иншушинак воевал в различных частях Месопотамии, а также в горах Загроса, где, скорее всего, воевал с кутиями и племенами лулубеев.

В этих войнах Кутик-Иншушиннак не только набрался воинского опыта и создал боеспособную армию, но заодно взял под свой контроль большую часть Элама. Недаром в конце этой надписи говорится, что правитель Симаша “обнял его колени”. Но время Симаша ещё придёт, а Кутик-Иншушинак, распространив своё господство почти на весь Элам, стал тяготиться зависимостью от Аккада.

Недовольство всех эламитов зависимостью от Аккада всё нарастало, и примерно в 2240 году Кутик-Иншушинак открыто выступил против своего господина, победил Шаркалишарри и изгнал аккадские гарнизоны из Элама. Ему удалось подчинить своей власти Симаш и Аншан, то есть взять под свой контроль почти всю территорию Элама.

Большинство сохранившихся надписей, относящихся к времени его правления, сделаны линейным эламским письмом, которое до сих пор ещё не полностью расшифровано, но в части надписей Кутик-Иншушинак пользуется аккадской клинописью, которая с тех пор стала официальным языком Элама, правда, с рядом местных особенностей.

В аккадских надписях Кутик-Иншушинак называет себя ишхакку Авана, а в эламских – победоносным правителем всей страны. В этих же надписях он сообщает, что бог Иншушинак

"обратил на него свой милостивый взгляд и даровал ему четыре страны света".


Следует заметить, что титул “правитель четырёх стран света” носили цари Аккада Саргон и Нарам-Суэн, но после гибели последнего Шаркалишарри уже не претендовал на него. И вот теперь, после победы над кутиями, Кутик-Иншушинак присвоил себе этот великий титул.

Как и все могущественные правители, Кутик-Иншушинак много занимался строительством и ирригационными работами. Ему приписывают прорытие одного значительного канала, но самой значительной постройкой за время его правления стал храм бога Иншушинака в Сузах. Сохранилось изображение из этого храма, которое представляет коленопреклонённого Кутик-Иншушинака, подносящего богу задвижку для дверей храма. За спиной правителя изображена его жена с руками в молитвенном положении.

Известно, что Кутик-Иншушинак выплачивал содержание музыкантам, которые должны были утром и вечером играть возле главного портала этого храма, вероятнее всего, во время жертвоприношений.
Ежедневно должны были приноситься в жертву

"один баран в храме верхнего города и один баран в храме, расположенном в долине".


Правление Кутик-Иншушинака закончилось около 2220 года, и с этого времени пресеклась Аванская династия, а Элам как единое государство надолго исчезает с политической карты Месопотамии (Древнего мира). Элам распался на ряд мелких княжеств, одни из которых находились под влиянием кутиев, другие – Аккада, Лагаша, а затем и Ура.

Следует отметить, что в Аккаде тоже был период смуты, длившийся около четырёх лет, который был вызван гибелью в 2230 году царя Шаркалишарри на войне с кутиями. Однако уже в 2226 году престол в Аккаде захватил царь Дуду, и это событие продлило могущество государства ещё на 35 лет, до 2191 года, после которого государство Аккад распалось.

Господство кутиев, судя по всему, не было слишком уж обременительным. Они не захватывали чужие города и страны, а довольствовались тем, что наместники городов выплачивали наложенную на них дань. Правда, мы не знаем в точности, насколько она была обременительной, но, судя по всему, кутии не собирались резать курицу, несущую золотые яйца, что было редкостью в древнем мире.

Первое упоминание об Эламе после долгого забвения относится ко времени правления энси Лагаша по имени Гудеа, который правил в 2144-2124 гг. Ко времени правления Гудеа, “избранного рукой бога Нин-Нгирсу”, относится довольное большое количество различных надписей, но большинство их них носит ритуальный, бытовой или хозяйственный характер.

Гудеа платил дань кутиям, и те предоставили ему свободу действий в Месопотамии, так что Лагаш при нём значительно расширил свои владения.
Мы знаем, что Гудеа совершил поход против Элама и захватил (или победил?) Аншан. Кроме того, при строительстве в Лагаше храма Нин-Нгирсу

"эламит приходил из Элама, житель Суз приходил из Суз".

Эта надпись косвенно подтверждает факт раздробленности Элама в данное время.

После смерти Гудеа с 2112 года начинается возвышение III династии Ура. Первым представителем этой династии был Ур-Намму, начинавший как наместник Утукегаля, правителя Урука. В 2112 году Ур-Намму разбил войска Утукегаля и союзного с ним Лагаша, укрепил стены Ура и перенёс туда столицу своего государства.
Известно, что Ур-Намма много воевал, в том числе и с Эламом, но подробности до нас не дошли.

В 2094 году правителем Ура стал его сын Шульги, который царствовал целых 46 лет и вёл значительные завоевательные войны.
В 2078 году он захватил почти весь Элам, в том числе и горную его часть. Сузы он присоединил к своему государству и вёл там крупное храмовое строительство, а в другие крупные города он поставил своих наместников. Для укрепления своего положения в Эламе Шульги в 2076 году выдал одну из своих дочерей замуж за правителя Варахсе, а другую – в 2063 году за правителя Аншана.

Как там пошли дела, не совсем понятно, но в 2060 году Шульги пришлось совершить новый поход против Аншана. В конце концов, Шульги проблему господства в Эламе решил следующим образом: все энси Элама сохраняли полноту власти в своих владениях, но в эламские города был введены для охраны воинские контингенты шумеров, к которым со времени правления Шульги приравняли и аккадцев. Взамен этого, воинские контингенты, составленные из эламитов, были выведены из страны и размещены в различных гарнизонах Месопотамии.

Эту же жёсткую политику в отношении Элама продолжали и следующие правители Ура, сыновья Шульги – Амар-Суэн (2046-2038) и Шу-Суэн (2037-2029), однако им пришлось гораздо больше внимания уделять войнам с амореями, которые проявились у северо-западных границ Месопотамии уже в последние годы правления Шульги.

Новая эламская тень мелькает в 2031 году, когда энси Симаша по имени Гирнамме прислал своего представителя (посла?) к царю Шу-Суэну, и тот получил для своего пропитания нескольких баранов.

Развязка для III династии Ура наступила при Ибби-Суэне (2028-2004), сыне Шу-Суэна. Несмотря на всё нарастающее давление амореев, Ибби-Суэн не придал этому факту достаточного внимания и сосредоточил свои усилия на войне с Эламом, и тому тоже были свои причины.

В 2021 году правитель Симаша Энпи-Лухан предпринял попытку объединить Элам и захватил такие важные центры как Аншан, Аван, Адамдун и Сузы. Этого, захвата Суз, Ибби-Суэн уже не мог оставить без внимания; он пришёл с армией в Элам, разбил эламитов, а Энпи-Лухана в цепях доставил в Ур.

Но этой победы оказалось недостаточно для умиротворения Элама, и в 2017 году Ибби-Суэн совершил новый, и последний, поход против Аншана; с тех пор 12-й год правления Ибби-Суэна стал именоваться

"годом, в котором Ибби-Суэн направился с огромным войском в Хухнури — воротам страны Аншан — и подчинил его своей власти".


Пока Ибби-Суэн воевал с эламитами, нашествие амореев довольно быстро подтачивало господство Ура. Один за другим от Ура отпадают Эшнун, Лагаш, Умма, а в 2021 году, когда Ибби-Суэн геройствовал в Эламе, амореи захватили священный город Ниппур. Вскоре под властью Ибби-Суэна оставались только города долины Евфрата, в стране стал ощущаться дефицит продовольствия и начала расцветать анархия.

Несмотря на все невзгоды. Ибби-Суэн сумел продержаться в Уре до 2004 года, когда на помощь амореям в борьбе с Уром пришла армия эламитов под командованием правителя Симаша Хутрантемти (2021-1990). К эламитам присоединились и отряды субареев – так была велика ненависть всех соседних народов к правителям Ура.

И в 2004 году эламиты взяли реванш — она захватили Ур и полностью разрушили его. Ибби-Суэн был взят в плен и в цепях приведён в Аншан; туда же перевезли статуи основных шумерских богов из храмов Ура: Э-Нанны, Нин-Нгирсу и др.; возле развалин храма Нин-Нгирсу был построен лагерь для эламского гарнизона. Скорее всего, это был чисто символический жест, означавший окончательное подчинение Ура Эламу.

В сохранившейся поэме “Плач о падении Ура” есть такие строки:

"Людьми, а не черепками покрыта окрестность,
Стены зияют, ворота и дороги завалены телами,
На улицах, где собирались весёлые толпы, разбросаны, они лежали,
На всех улицах и дорогах лежали трупы,
На открытых полях, что были пляшущими полны,
Кучами они лежали...
Кровь страны заполнила трещины земли, как медь свою форму,
Тела разлагались, как жир на солнце..."


Эламский гарнизон оставался в Уре до 1996 года (по некоторым оценкам даже до 1985 года), но содержать гарнизон на столь отдалённой от Элама и разорённой территории было слишком накладно, и эламиты в конце концов покинули развалины Ура.
На месте разрушенного Ура люди ещё долго не селились.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#4 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    67
  • 12 580 сообщений
  • 6947 благодарностей

Опубликовано 10 Март 2016 - 08:54

От захвата Ура до династии Эпатридов

Вернёмся немного назад от даты падения Ура.
В 2022 году впервые упоминается имя военачальника Ишби-Эрра (аккадское имя), который был наместником округа Иссина, лежавшего на одном из каналов выше Ниппура.
Царь Ибби-Суэн поручил в том году Ишби-Эрре закупить огромное количество ячменя; тот прекрасно справился с заданием, по-дешёвке скупил зерно и свёз его в Иссин. Став монополистом в поставках зерна, Ишби-Эрра отказался доставлять ячмень в Ур и потребовал от царя предоставить ему для перевозки ценного груза 600 барж. У Ибби-Суэна не оказалось такого количества барж, и он пообещал Ишби-Эрре заплатить за зерно двойную цену, если тот всё-таки привезёт зерно в Ур.

В 2021 году Ишби-Эрра отказался подчиняться царю Ура, объявив себя “хозяином своей страны”, лугалем. Но уже в 2017 году он принял полную царскую титулатуру и потребовал от всех соседей признания своих прав на подобный титул. Соседи не только легко согласились с требованиями Ишби-Эрры, но многие из них последовали его примеру, отпадая от Ура и объявляя себя царями. У Ибби-Суэна уже не было сил, чтобы подавить эти сепаратистские выступления.

Ишби-Эрра ещё до пленения Ибби-Суэна принял титул “царя четырёх стран света”, а после падения Ура сумел объединить под своей властью часть урских земель, сохранив в них прежние хозяйственные порядки.
При первых правителях Иссина их государство усиливалось, восстанавливались стены и храмы Ура, амореи постепенно вытеснялись из Месопотамии, совершались успешные походы против соседей.

Совершались и походы против Элама, но мы не всегда знаем, насколько успешные. В 1993 году Ишби-Эрра заключил союз с Эламом (Адамдуном?), выдав свою дочь замуж за Хумпаншимти, сына Хутрантемти, и в том же году он “победил Элам оружием”.
[27-й год правления Ишби-Эрра,

«год, когда царь Ишби-Эрра, со своим сильным оружием подчинил Ур, в котором проживали эламиты», -

но это и есть 1993 год].
Однако последовательность упомянутых событий нам неизвестна.

Достоверно известно, что правителю из первой династии Иссина, Шуилишу (1984-1975), удалось добиться от правителей Элама возвращения статуи бога Э-Нанны.

Почти сразу же после падения Ура в Дере, что на границе с Эламом стал править Ниднуша, объявивший себя независимым правителем с титулом шаганы. Один из его преемников по имени Ануммуттаббиль совершил успешные походы против Элама, победив Аншан, Симаш, Варахсе и, возможно, Сузы.

Но возвышение Дера оказалось недолгим и непрочным, так как правитель Иссина Иддин-Даган (1974-1954) захватил Дер и поставил там наместником своего наследника Ишме-Дагана (1953-1935).
Такое большое значение захвату Дера придавалось из-за того, что это позволило окончательно изолировать амореев в степной части юго-восточной Месопотамии.

Упомянутые выше события происходили во время правления первых правителей из династии Симаша (Симашки)

Профессор Вальтер Хинц (1906-1992), например, полагает, что изгнание (исход) эламитов из Ура произошло только в 1985 году во время правления Киндатту (1990-1970), четвёртого царя из династии Симашки и, скорее всего, брата Хутрантемти.
И возвращение в Ур статуи бога Э-Нанны Хинц тоже относит ко времени правления царя Киндатту.

После Киндатту в Эламе правил Идатту I (1970-1945) или иначе Идатту-Иншушинак, сын сестры Хутрантемти. Во время правления Киндатту он был энси (или иншакку) Суз, что было равнозначно титулу наследника престола, вроде “принца Уэльского” у англичан.
Идатту знаменит тем, что укрепил стену вокруг Суз, а также восстановил храм Иншушинака и пожертвовал ему бассейн из известняка.

Когда Идатту I в 1970 году взошёл на трон, он сразу же назначил своего сына Тан-Рухуратира наместником в Сузы. В том же году Идатту I присвоил себе титул “царя Симашки и Элама”. Вполне логичный титул, если вспомнить, что правители Аванской династии всегда вставляли в свой титул родной Аван.

Для укрепления власти своей династии Идатту I стал искать союзников в Месопотамии и остановил свой выбор на Эшнунне, переживавшем период подъёма и расширения своих владений. Идатту I заключил союз с энси Эшнунны Билаламой, женив своего наследника Тан-Рухуратира на Мекуби, дочери Билаламы.

Кроме этого мы о правлении Тан-Рухуратира (1945-1925), длившемся около двадцать лет, почти ничего не знаем, кроме того, что он, как и его сын, продолжали активную строительную и хозяйственную деятельность в Сузах.
Однако косвенную информацию о событиях в Эламе мы получаем из Ларсы, энси которой по имени Гунгунум (1933-1906) в 1931 и 1929 годах совершал успешные походы в Элам, доходя даже до Аншана. То что эти походы были успешными подтверждает надпись о том, что ещё в 1917 году он считался повелителем Суз.

Сохранилась информация о том, что Гунгунум очень уважительно относился к богам эламитов, и однажды преподнёс в дар богу Шимуту одного быка из своих царских стад. Животное для ежегодного жертвоприношения Шимуту проходило отбор по очень большому количеству параметров и не должно было иметь никаких изъянов. Гунгунум приказал найти соответствующего быка, которого обнаружили в стаде возле реки Заба. Животное очень бережно перегнали в Сузы, что заняло больше месяца, и с почётом до праздника Шимута содержали в специальном хлеве, построенном Гунгунумом.

В 1925 году власть в Эламе перешла к Идатту II (1925-1900), сыну Тан-Рухуратира и Мекуби. Об Эламе в годы правления Идатту II практически ничего не известно, а ко времени его правления относится всего один сохранившийся оттиск цилиндрической печати.
На оттиске изображён энси Идатту II, в торжественных одеяниях правителя сидящий на троне. Правитель передаёт изогнутый жезл писцу (тепиру по-эламски) по имени Кук-Симут как символ должностных полномочий последнего. За спиной Кук-Симута изображена богиня, которая с радостью одобряет это назначение.

Очевидно, оттисками именно этой печати Кук-Симут скреплял свои распоряжения. Сохранилась маленькая табличка, надпись на которой говорит о том, что Кук-Симут упрекает начальника школы писцов за жестокое обращение с учениками:

«Тепир Кук-Симут обращается к Турукуцу:

«Почему ты терзаешь учеников? Я предписываю тебе: перестань их мучить!»

Хинц предполагает, что один из учеников этой школы оказался сыном одного из высокопоставленных чиновников, пожаловался своему отцу на жестокое обращение, и эта жалоба дошла до тепира.

Судя по всему, удары, которые Гунгунум нанёс по Эламу, оказались смертельными для династии Симаша (Симашки), так что от двух последних правителей этой династии до нас дошли только их имена: Индатту-Напир (1900-1875) и Индатту-Темти (1875-1850). К счастью для Элама гегемония Ларсы оказалась очень непродолжительной, и эламиты оказались в стороне от жестокой борьбы за господство в Месопотамии.

Династию Симашки в качестве правителей Элама сменила династия Эпатридов (или суккаль-махов). Основатель этой династии некий Эпарти (1850-1830) пришёл к власти при неустановленных до сих пор обстоятельствах. Возможно, что это произошло в условиях смуты или гражданской войны, начавшейся после смерти последнего представителя династии Симашки.

Достоверных сведений о происхождении Эпарти тоже не сохранилось: одни исследователи полагают, что Эпарти имел родственные связи с кем-то из представителе династии Симашки по женской линии; другие — считают, что Эпарти имел довольно низкое происхождение и не имел никаких связей с угасшей династией. Во всяком случае в сохранившихся надписях ничего не говорится о предках и происхождении первого царя новой династии.

Эпарти с самого начала принял титул “царь (сункир) Аншана и Суз” и во всех сохранившихся надписях именует себя только так. Титул суккаль-мах (верховный правитель) приняли лишь наследники Эпарти.
Интересно, что в табличке, относящейся к первому году правления Эпарти указана формула “год, когда Эпарти стал сункиром”, и перед именем поставлен дингир, знак божественности.

Обожествление правителя при жизни было совершенно не характерно для Элама; такой обычай был чуть ли не общепринятым в Месопотамии, и дингир часто использовался даже самыми незначительными правителями. В Эламе же все цари признавали своим лугалем одного из верховных богов, чаще всего Иншушинака, а сами правители Элама оставались лишь слугами верховного бога и выполняли его волю и приказания, находясь, впрочем, под его покровительством.

Скорее всего, Эпатри поставил дингир, находясь в эйфории от захвата власти, но вскоре он осознал всю необычность и нелепость своего божественного титула, так что этот знак за трёхсотлетнее правление династии Эпатридов больше не встречается перед именами правителей.

О внешнеполитической деятельности Эпарти известно лишь то, что в 1836 году Элам помогал Иссину в борьбе против Ларсы; в результате этой операции Иссин захватил Ниппур.
Однако буквально с первого же года правления Эпарти для нас начинает проясняться система правления и наследования престола в Эламе, о которой во времена прежних династий мы могли только догадываться из-за отсутствия источников, но основные принципы наследования престола были выработаны уже при последних правителях Аванской династии.

В самом начале своего правления Эпатри назначает своего “любимого сына” Шилхаху правителем Суз. По-эламски его титул звучал как “хальменик”, по-шумерски - суккаль, по-аккадски — шаррум. На сохранившихся табличках для правителя Суз чаще всего использовался титул шаррум.

На должность правителя Суз обычно назначался старший сын царя, но не он наследовал престол. Третьим членом правящей верхушки Элама, и вторым по значению, то есть наследником престола, был брат царя с титулом “управитель Элама и Симаша”. Как звучал титул управителя по-эламски, мы не знаем, а его резиденция чаще всего располагалась в Симаше, Аншане или в Аване, но никогда в Сузах.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#5 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    67
  • 12 580 сообщений
  • 6947 благодарностей

Опубликовано 14 Ноябрь 2016 - 11:08

Правление династии Эпартидов

Известно, что после смерти царя, престол в Эламе наследовал его брат, “управитель Элама и Симаша”; старший сын умершего царя, правитель Суз, становился “управителем Элама и Симаша”, то есть наследником престола; а правителем Суз становился старший сын нового царя. Но это было лишь в идеальном случае, а в действительности указанный порядок часто нарушался из-за достаточно высокой смертности даже среди представителей правящей верхушки.

К сожалению, мы не знаем, кто был “управителем Элама и Симаша” при Эпарти, и занимал ли кто-нибудь эту должность с соответствующим титулом, так как по имеющимся источникам наследником Эпарти стал его “любимый сын” Шилхаха. На основании надписи “любимый сын” некоторые учёные сделали вывод о том, что Шилхаха не был старшим сыном Эпарти, но это вряд ли справедливо.

Большую роль в формировании состава династии Эпартидов сыграла дочь Эпарти, имени которой мы не знаем, и которую сохранившиеся надписи именуют “сестрой Шилхахи”. Позднейшие Эпартиды получали право на престол только в том случае, если могли доказать своё происхождение от “сестры Шилхахи”.
Некоторые исследователи считают этот обычай пережитками матриархата, но, скорее всего, линия прямых потомков самого Шилхахи довольно скоро пресеклась.

Итак, Эпарти при своей жизни сделал сына Шилхаху суккаль-махом, аттой и царём (правителем) Аншана и Суз; фактически Шилхаху становился соправителем своего отца Эпарти, но если Эпарти обязан был постоянно находиться в Сузах, то Шилхаху мог и должен был передвигаться по всей стране. Аттахуша был назначен суккалем и тепиром (главным писцом) народа Суз, причём в надписях он назван руху-шаком, что может означать две возможности: он был или сыном Шилхахи, или его племянником.

Подобное разделение власти носило любопытный характер: так распоряжения суккаль-маха относительно территории Сузианы должны были утверждатьсяя суккалем, правителем Суз, и только после этого они ступали в силу.

Эпарти правил в период , который приблизительно оценивается в 1850-1830 гг. до Р.Х. Подробностити егправленияия нам пока не слишком известны кроме того факта, что он успешно отразил вторжение вавилонского царя Сабиума (или Сабу-у, правил1845-1831).
Эпарти наследовал его сын Шилхаху, правивший примерно в период 1830-1800 гг. до Р.Х., который первым стал называть себя суккаль-махом, то есть верховным правителем, а также царём Аншана и Суз. Но после его смерти последний титул надолго исчезает из титулатуры правителей Элама. Возможно, это связано с тем, что Шилхаху проиграл войну вавилонскому царю Апиль-Сину (правил 1831-1812), но подробности этих событий нам пока неизвестны.

Следует сказать и несколько слов об человеке, который известен как суккаль Суз по имени Аттакхушу (1835-1805 гг.). Считалось, что он был племянником Шилхахи, но суккаль-махом так и не успел стать. Впрочем, в последнее время появились и другие предположения, о которых я скажу позже.

Аттакхушу известен прежде всего своей активной деятельностью в качестве строителя в Сузах: он продолжал строительство большого храма богу Иншушинаку, начатое ещё его дедом Эпарти, и завершил строительство храма богу Луны — Напиру. Да и сам Аттакхушу посвятил различным богам несколько святилищ.
Аттакхушу также раздвинул границы Суз: он построил на западном берегу реки Улай укреплённый дворец и соединил его с Сузами новым мостом.

Следующим суккаль-махом стал Ширктух I (Ширукдух, правил 1800-1770), племянник или даже сын Шилхахи. При нём суккалем Суз стал Сивепалар-хухпак.
Известно, что Ширктух I активно вмешивался в дела Месопотамии, что его в конце-концов и сгубило.

Вавилоном тогда правил Хаммурапи (1793-1750), который активно расширял свои владения. Всё время возникали различные коалиции, состоявшие из правителей Вавилона, Мари, Эшнунны и других городов-государств. В 1772 году Ширктух I заключил союз с правителем Эшнунны Ибаль-пи-Элем II (правил 1779-1765) и вскоре союзные войска осадили город Рацама (Рапикум). Однако Хаммурапи в союзе с правителем Мари Зимри-Лимом (правил 1775-1759) в 1770 году разгромил осаждавших, и возможно именно в этом сражении погиб Ширктух I. Во всяком случае, таблички из Мари того периода говорят о том, что “суккаль Суз и Элама был убит”.

Впрочем, вполне возможно, что это сообщение относится к смерти следующего суккаль-маха — Симутварташа (правил 1770-1768), младшего брата Ширктуха I. Во всяком случае он правил очень недолго и, возможно, погиб в борьбе против вавилонян. При нём суккалем Суз стал Кутчулуш I.

Его сменил Сивепалар-хухпак (правил 1768-?), занимавший при Симутварташе пост управителя Элама и Симаша. Теперь этот пост занял Кутучулуш I, а суккалем Суз стал Шуллим-Кутур, известный только по надписям из Мари.
Первые четыре года правления Сивепалар-хухпака ознаменовались значительными политическими и военными успехами, так что в позднейших царских списках Элама его всегда вносили в число великих правителей. Впрочем, смотрите сами на его деяния.

С первых же дней своего правления Сивепалар-хухпак стал искать союзников для борьбы против нарастающего могущества Вавилона, который стремился к гегемонии во всей Месопотамии, но делал это последовательно, шаг за шагом, чему немало способствовало и длительное правление Хаммурапи — 43 года на троне.
Сивепалар-хухпаку удалось привлечь на свою сторону правителей Эшнунны, Малгиума, Субарту, а также царицу Навара, которая обязывалась выставить десять тысяч воинов для борьбы против Хаммурапи, но 10 000 — это скорее всего просто ритуальный оборот, обозначавший союзнические обязательства.

Образовавшаяся коалиция сразу же достигла значительных успехов и потеснила армии вавилонян, но вскоре среди союзников возникли разногласия. Сивепалар-хухпак и другие его союзники в 1766 годы совместно выступили против правителя Эшнунны Ибаль-пи-Эля II и осадили город. К союзникам, несмотря на свои дружеские отношения с правителем Эшнунны, примкнул и правитель Мари Зимри-Лим, который надеялся извлечь для себя выгоду из создавшейся ситуации.

Весной 1765 года город Эшнунна был захвачен союзниками и владения Ибаль-пи-Эля поделены между ними. Сивепалар-хухпак присоединил к своим владениям Эшнунну, сделав его своей резиденцией, поставил в городе эламский гарнизон, а всех воинов побеждённой армии он включил в состав своей победоносной армии.
Урвал свою долю и Хаммурапи, наблюдавший за этой схваткой со стороны; он прихватил города Маниксум и Ули.

Примерно на год-полтора Сивепалар-хухпак стал гегемоном в Месопотамии; это был его звёздный час, но удержать свои позиции он не смог, так как недооценил силы Вавиллона и мудрость его правителя.
Хаммурапи не стал вести войну сразу с силами всей коалиции, а начал бить союзников по частям. Первым понял, куда дует ветер Зимри-Лим, переметнувшийся на сторону Хаммурапи ещё до начала его победоносных походов.
По другой версии, Зимри-Лим просто не успел присоединиться к войскам коалиции.

Хаммурапи поочерёдно разгромил армии всех союзников, а затем настал черёд и войску Сивепалар-хухпака, которое было разгромлено вавилонянами в 1764 году.
Хаммурапи очевидно не штурмовал Сузы и не ставил там свой гарнизон, но с тех пор Сивепалар-хухпак именовал себя просто “правителем Элама”, а царский титул исчез. Очевидно Элам на какое-то время попал в вассальную зависимость от Вавилона, а о гегемонии в Месопотамии правителям Элама пришлось на некоторое время забыть, да и территория государства несколько съёжилась.

После окончания этой серии войн Хаммурапи с гордостью начертал, что он победил

"войско Элама, напавшее с границы Варахсе, а также субареев, кутиев, Эшнунну и Малгиум, которые участвовали в походе своими войсками".

Следует отметить, что окончательно Эшнунну, которую в 1764 году возглавил Цилли-Син, Хаммурапи удалось захватить в 1762 или 1761 году.

Имеются некоторые основания предполагать, что после поражения от Хаммурапи, Сивепалар-хухпак совершил успешный поход против племён Иранского нагорья.
От времени правления суккаль-маха Сивепалар-хухпака сохранилась только одна, да и то сильно повреждённая надпись.

Приведу несколько фрагментов из сохранившихся фрагментов (извините за повтор!) этой надписи:

"О, бог Иншушинак, владыка верховного города [Суз]! Я, Сивепалар-хухпак, умножитель царства, правитель Элама, сын сестры Ширктуха. Во имя моей жизни, во имя жизни моей матери почитаемой, моих младших родственников и их детей я [посвятил этот храм]...
О, бог Иншушинак, великий властелин! Я, Сивепалар-хухпак, принося жертвы, взываю к тебе — услышь мою мольбу! В течение дня и ночи, чтобы заслужить твою милость, я поистине принёс тебе в жертву народ Аншана и Суз!..
Пусть врагов пожирает огонь, да будут повешены на столбах их союзники! Сожжённые, истерзанные, закованные в кандалы, пусть будут брошены к моим ногам!"

Обратите внимание, что Сивепалар-хухпак уже не именует себя царём Элама.

Вальтер Хинц в том числе и на основании слов “умножитель царства” в этой надписи сделал предположение об успешном походе Сивепалар-хухпака на Иранское нагорье.

Стоит честно отметить, что о деятельности Сивепалар-хухпака после поражения от Хаммурапи практически ничего не известно. Мы не знаем, правил ли он страной от имени Хаммурапи, или последний назначил на правящие должности своих ставленников. Об этом у нас нет никакой достоверной информации, и эта лакуна охватывает период до 1745 года, когда новым суккаль-махом Элама стал Кутчулуш I, младший брат Сивепалар-хухпака.
Возможно, причиной принятия старого титула правителем Элама, стал начавшийся после смерти Хаммурапи упадок Вавилона при его преемнике Самсу-Илуне (1750-1712).

Больше о правлении Кутучулуша I нам практически ничего не известно, кроме того, что вскоре после принятия нового (старого) титула, он назначил суккалем Суз своего сына Кутир-Наххунте I (правил 1730-1700).
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#6 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    67
  • 12 580 сообщений
  • 6947 благодарностей

Опубликовано 21 Ноябрь 2016 - 17:09

Кутир-Наххунте I стал суккаль-махом примерно в 1730 году и назначил “управителем Элама и Симаша” своего брата Лила-Ирташа, а суккалем Суз — своего сына Темпти-Агуна (Темти-Агуна).
Деяния Кутир-Наххунте I оставили заметный след в истории Древнего мира.

Как я уже говорил, при правлении Самсу-Илуна могущество Вавилона стало уменьшаться, и настал такой момент, когда Кутир-Наххунте I решил отомстить своим врагам за прошлые обиды и унижения. В 1711 году Кутир-Наххунте I воспользовался смертью вавилонского правителя Самсуилуна и в первые же месяцы правления его преемника Аби-ешу (правил 1712-1684) вторгся на территорию противника.

Разгром, которому эламиты подвергли вавилонские владения и сам город Вавилон на многие века остались в памяти поколений не только самих эламитов, но и их врагов.
Недаром великий ассирийский царь Ашшурбанапал (669-627) в 646 году до Р.Х., то есть более чем через тысячу лет после описываемых событий, после долгожданной победы над Эламом оставил такую надпись:

"Эламит Кутир-Наххунте, не страшась нарушить клятву, данную великим богам, и слепо полагаясь на собственную силу, наложил руку на святилище Аккада и превратил Аккад в прах".


Более того, Кутир-Наххунте I вывез из побеждённой и разорённой страны статую главной богини тех мест, богини плодородия, любви и победы — Нанайи, и поместил её статую в один из храмов Суз, где она и простояла более тысячи лет.
Ашшурбанапал ставит себе в заслугу возвращение этой статуи в Месопотамию:

"Нанайа, которая сердилась в течение тысячи шестисот тридцати пяти лет, которая была вынуждена покинуть родные края и поселиться в недостойном для неё месте — в Эламе, доверилась мне и просила вернуть её домой".

Ашшурбанапал, разумеется, выполнил просьбу богини, а на ошибку писцов в летосчислении я не буду обращать внимания, хотя некоторые историки могут попытаться на основании этой надписи сдвинуть древнюю хронологию.

Если враги Элама и через тысячу лет не могли забыть об этом поражении, то потомки тем более прославляли подвиги великого предка. Особенно стоит отметитььь мероприятия одного исамыххх знаменитых правителей Элама — Шилхак-Иншушинака (1150-1120), который много сделал длпрославленияия деяний Кутир-Наххунте I.

На одной частично сохранившейся стеле говорится о том, что этот великий эламский царь сам оказывает

"великие почести Кутир-Наххунте и его [вероятно, сыну или правителю Суз] Темпти-Агуну".

Ещё бы, ведь они покорили в Месопотамии тридцать городов. Более того, Кутир-Наххунте как “хозяин и повелитель” овладел страной Аккад, а местных правителей предал забвению, и внушил жителям Вавилонии

"уважение и страх перед народом Элама".


Вероятно, в честь именно этой великой победы Элама царь Шутрук-Наххунте (1185-1155) дал своему старшему сыну имя знаменитого предка, и Кутир-Наххунте II (1155-1150) оправдал возложенные на него надежды. Но об этом позже.

Пока же отметим ещё, что правитель (или царь) Шилхак-Иншушинак восстановил для потомков посвятительную надпись, сделанную самим Кутир-Наххунте I. Во время ремонтных работ в храме бога Иншушинака в Сузах он обнаружил повреждённую надпись на аккадском языке, сделанную его далёким предшественником. Шилхак-Иншушинак велел восстановить эту надпись и поместил её на старое место в храме бога Иншушинака.
Вот текст этой надписи:

"Кутир-Наххунте и его сын суккаль Суз Темпти-Агун проявили особую заботу к статуе бога Иншушинака, посвятив ей во имя спасения своих жизней храм, включая вымощенную дорогу для религиозный процессий".

Подобные дороги, проложенные по-эламски, шли наискосок по направлению к храмовым воротам.

Несмотря на приведённые тексты, мы ничего не знаем ни о политических переменах в жизни Месопотамии той поры, ни об изменении границ существовавших государств. Одно можно сказать достаточно точно — это не был обычный грабительский набег, так ка слишком долго жила о нём память как среди потомков, так и среди врагов.

Ко времени правления Кутир-Наххунте I относится и табличка на аккадском языке, найденная в Сузах. В ней говорится о том, что Темпти-Агун, суккаль Суз, построил и пожертвовал богине Ишмекараб храм для блага нескольких ближайших родственников: своего отца, суккаль-маха Кутир-Наххунте; своего дяди, управителя Элама и Симаша, Лила-Ирташа; во имя своего собственного блага; во имя блага своего младшего брата Темпти-Хишах-Анеша; во имя блага своей “почитаемой матери” Ванеши.
При удачном стечении обстоятельств Темпти-Хишах-Анеша мог стать наследником своего старшего брата Темпти-Агуна, но умер раньше его.

Следующий суккль-мах, Лила-Ирташ, правил не более двух лет, его сменил Темпти-Агун I (1698-1685/1690).
Никаких подробностей о правлении этих суккаль-махов, да и всех последующих правителей династии Эпартидов у нас пока нет.
У нас есть только списки их имён, и я умышленно сказал “списки”, потому что отсутствие какой-либо информации об Эламе этого периода разбудило в последней четверти XX века творческую фантазию у многих учёных.
Но поговорим об этом чуть подробнее.

Консервативная или традиционная точка зрения, представителем которой является Вальтер Хинц, даёт такую последовательность последующих правителей (с указанием приблизительных дат правления):
Тан-Ули (1685-1655);
Темпти-Халки (1655-1650);
Кук-Нашур II (1650-1635);
Кутир-Шилхаха (1635-1625);
Темпти-Рапташ (1625-1605);
Кутучулуш III (Кудзулуш, 1605-1600);
Тата (1600-1580);
Аттамеррахалки (1580-1570);
Пала-Ишшан (1570-1545);
Кук-Кирваш (1545-1520);
Кук-Наххунте (1520-1505);
Кутир-Наххунте (1505-?).
С такой последовательностью правителей большинство историков, в основном, соглашалось, иногда лишь делая незначительные поправки в датах правления. Иногда к этому списку ещё добавлялись имена Кутир-Шилхаха II (?) и Кук-Нашира (Кук-Нашур IV, ?).

Однако высказывались предположения о том, что последним правителем из династии Эпартидов следует считать Сивепалар-хухпака, потерпевшем сильное поражение от Хаммурапи, а всех последующих правителей следует отнести к так называемой Вавилонской династии.

Это было лишь началом споров между историками об этом периоде истории Элама. Потом внимание историков привлёк тот факт, что могущественный правитель Исина по имени Иддин-Даган выдал свою дочь Матум-Ниатум за правителя Аншана. Время правления Иддин-Дагана определяют в промежутке между 1975-1955 гг. до Р.Х. до 1910-1890 гг. до Р.Х., а потому и мужем этой дамы считают то Имазу, сына Киндатту (1990-1970), то Тан-Рухуратира I, то Индатту II.

Сложный вопрос, но вообще вопросы о последних правителях что династии Симашки, что династии Эпартидов окутаны достаточно густым туманом из-за отсутствия источников. А потому в ход идут различные толкования сохранившихся надписей и документов и игры с хронологией, которые могут завести неизвестно куда. Эти игры облегчаются тем, что многие правители, военачальники и чиновники часто носили одинаковые имена, так что не всегда можно понять и точно установить, о ком идёт речь в данном документе, и это открывает широкое поле для различных предположений.

Например, предположили, что мужем этой дамы из Исина мог быть Эпарти, который таким путём возвысылся и стал правителем Элама. Однако абсолютно никаких данных о родственных связях Эпарти с правившей в то время династией Симашки у нас нет, а потому и непонятно, как правитель одного могущественного государства мог выдать свою дочь замуж, пусть даже за аристократа, но не связанного родственными узами с правителями. Нонсенс, ведь браки среди правителей и их наследников (наследниц) всегда считались сильным дипломатическим оружием.

Исследователей это не остановило, и они предположили, что мужем Матум-Ниатум стал не наш Эпарти, отец Шилхахи, а его предшественник, тоже по имени Эпарти, живший несколько раньше. Так наш правитель Эпарти получил номер 2, а некоторые историки даже приписывают ему третий номер, считая, что у него были два предшественника с таким именем.

Поэтому время начала правления династии Эпартидов пришлось немного отодвинуть, примерно к 1973 году до Р.Х.
Но ведь тогда у власти были ещё правители династии Симашки! Историков это не остановило, и они смело предположили, что правители этих двух династий могли править одновременно, но разными частями Элама — западной и восточной. Никаких доказательств при этом не приводилось, одни предположения и толкования надписей. Да, ещё высказывалось удивление подобным ходом событий.

Подобное вмешательство в хронологию Элама не прошло бесследно: буквально на глазах развалилась хронология суккаль-махов, и теперь нет никаких, даже ориентировочных дат для большинства правителей из этой династии. Список правителей вырос, в нём появились новые имена, которые достаточно произвольно привязываются степенью родства друг к другу и к реально существовавшим правителям.
Одновременно пришлось корректировать и хронологию династии Симакши, да и их предшественников. Всё, хронология древнего периода истории Элама исчезла.

В качестве примера я хочу привести для вас, уважаемые читатели, хотя бы ещё два современных варианта правителей династии Эпартидов, то есть суккаль-махов. Вопросительные знаки вместо дат правления означают, что историки не могут ничего даже предположить о них.

Вот первый вариант списка правителей династии Эпартидов.
1. Эпарти II - женился на дочери Иддин-Дагана, царя Исина в 1973 году до Р.Х.
2. Шилхаха (?) - суккаль-мах, сын Эпарти II.
3. Палар-Ишшан (до 1928?) - суккаль-мах, сын Шилхахи.
4. Кук-Санит (?) - кто такой — неизвестно; предполагается, что это сын Палар-Ишшана, но никаких доказательств этого нет
5. Атта-хушу (?1928 — после 1894) - сын Шилхахи.
6. Тетеп-Мада (после 1890).
7. Кук-Кирваш (?) - сын Лан-Куку (кто такой?) и племянник Палар-Ишшана
8. Тем-Санит (?) - сын Кук-Кирваша.
9. Кук-Наххунте (?) - сын Кук-Кирваша.
10. Кук-Нашур I (?).
11. Ширукдух (?) - сын Кук-Нашура I.
12. Шимут-Варташ I (?).
13. Сивепалар-Хухпак (около 1765) - сын Ширукдуха.
14. Кудузулуш I (?) - сын Ширукдуха.
15. Кутир-Наххунте II (?) - сын Кудузулуша I.
16. Аттамеррахалки (?).
17. Тата II (?) брат Аттамеррахалки.
18. Лила-Ирташ (?), сын Кудузулуша I.
19. Темти-Агун (?) - сын Кутир-Наххунте II.
20. Кутир-Шилхаха (?) - сын Темти-Агуна.
21. Кук-Нашур II (около 1646) - сын Кутир-Шилхаха.
22. Темти-Рапташ (?) - сын Кутир-Шилхаха.
23. Шимут-Варташ II (?) - сын Кутир-Шилхаха.
24. Ширтух (?), сын Кук-Нашура II.
25. Кудузулуш II (?) - сын Шимут-Варташа II.
26. Тан-Ули (?).
27. Темти-Халки (?) (?) - сын Тан-Ули.
28. Кук-Нашур III (?) - сын Тан-Ули.
29. Кутик-Матлат (около 1500) - сын Тан-Ули.
Транскрипция имён может отличаться, от использованной мной ранее, а степени родства правителей остаются на совести соответствующих историков.

Второй вариант списка правителей лишь незначительно отличается от первого в верхней части.
1. Эпарти II (1973?). 2. Шилхаха (?) - сын Эпарти II.
3. Кук-Нашур I (?) - сын Шилхахи.
4. Атта-хушу (?1928) — сын Кук-Нашира I (?).
5. Тетеп-Мада (после 1890) - сын Кук-Нашира I (?).
6. Палар-Ишшан (?).
7. Кук-Санит (?) - сын Палар-Ишшана (?).
8. Кук-Кирваш (?) - сын Лан-Куку (кто такой?).
9. Тем-Санит (?) - сын Кук-Кирваша.
10. Кук-Наххунте (?) - сын Кук-Кирваша.
11. Кук-Нашур II (?) - сын кук-Наххунте (?).
12. Ширукдух (?1790), и т.д.
Дальше эти списки практически идентичны, не считая вариантов степеней родства приведённых правителей.

Даты конца правления династии Эпартидов мы можем попытаться установить очень приблизительно и то, по косвенным признакам.
Исходной точкой тут будет 1595 год до Р.Х., когда хетты разгромили государство Митанни и захватили Вавилон.
Через некоторое время после ухода хеттов в Месопотамию вторглись касситы, завоевали Вавилон и положили начало Касситской династии правителей.

К сожалению, у нас нет никаких документов об интересе касситских правителей Вавилона к Эламу и их взаимоотношениях в интересующий нас период.
Выдвигались гипотезы о том, что касситы почти сразу же положили конец правлению династии Эпартидов, но очень вероятно, что все подобные предположения безосновательны, и мы сможем достоверно продолжить разговор об истории Элама примерно с 1390 года до Р.Х. или немного ранее.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
adc

#7 Вне сайта   adc

adc

    Активный участник

  • Пользователи
  • Репутация
    2
  • 1 790 сообщений
  • 1506 благодарностей
  • Откуда (страна, город):Слобожанщина.

Опубликовано 15 Январь 2018 - 13:16

Спасибо за материал!
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.