Саги - очень увлекательное чтение, современный читатель смог бы в них найти то, что ему так нравится - чрезмерное насилие, хорошо прописанные персонажи, изощренная месть, мистицизм, борьба за справедливость и, конечно же, тонкий и изящный юмор.
Но чтобы добраться до этого, нужно перешагнуть через ряд трудностей, которые не обрадуют искушенных современной литературой.
Главные трудности:
1. КТО ВСЕ ЭТИ ХРЕНЫ
Выразить эмоцию, которая появляется на лице каждого, кто начинает читать саги, иначе нельзя было бы.
Например, захотелось вам прочитать чудесную "Сагу о Греттире", который известен тем, что дольше всех прожил в дебрях Исландии, будучи объявленным вне закона, открываете, а там буквально через несколько абзацев после начала - "Жил человек по имени Офейг, по прозванию Греттир. Он был сыном Эйнара, сына Эльвира Детолюба. Братом его был Олейв Широкий, отец Тормода Древка. Другим сыном Эльвира Детолюба был Стейнольв, отец Уны, на которой женился Торбьёрн Лососинщик. Сыном Эльвира Детолюба был и Стейнмод, отец Коналя, отца Альвдис с Острова Барра. Сыном Коналя был Стейнмод, отец Халльдоры, на которой женился Эйлив, сын Кетиля Однорукого."
И это только начало, дальше легче не будет. Хотя бы посмейтесь над человеком с прозвищем Лососинщик.
Еще вам частенько будут попадаться люди с прозвищем Дерьмо, лучше быть готовым к этому заранее.
2. ГДЕ МЫ ВООБЩЕ
Местность - это вторая по важности после сюжета вещь, но дело в том, что мы не исландцы и не знаем названий каждого камня, к тому же на русский язык большая часть географических объектов традиционно переводится дословно, например "Китовья гора" или "Белая река". Запомните хотя бы, что Рейкьявик - это "Залив дымов", чтобы немного научиться ориентироваться.
3. Я ХОЧУ ПРИКЛЮЧЕНИЯ, А НЕ СУДЕБНЫЕ РАЗБОРКИ
Древние исландцы - фанаты законов, если вы не знали, то именно они основали первый регулярно функционирующий парламент в Европе.
Самая сложная сага в этом плане - "Сага о Ньяле", в которой центральное место занимает вовсе не эпичная сцена сожжения Ньяля, а тяжба после нее.
4. ПОЧЕМУ ВЫ ВДРУГ ГОВОРИТЕ НЕПОНЯТНЫМИ СТИХАМИ
Висы, которые порою очень внезапно начинают толкать герои, тоже чрезвычайно важны, потому что они, например, могут оказаться не простыми стихотворениями, а нидами, которые способны причинять физический урон.
К тому же висы произносятся обычно в кульминационные моменты, и в них выражаются чувства героев по отношению друг к другу, и если их не читать, то можно упустить момент, когда один человек вдруг решил убить другого.
А не читать их очень хочется, потому что в них обильно используются кеннинги - своеобразные скальдические метафоры, которые нельзя понять без примечаний или если вы не исландец.
Например, если вы увидите кеннинг "брага Одина", то должны думать не о алкоголе, а о меде мудрости, а "асы металла" - это не древняя рок-группа, а храбрые воины.
И КАК МНЕ С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ
Мой ответ: почти никак.
А все потому, что издания саг у нас совсем не такие, какими должны быть, то есть без генеалогических древ, без карт с маршрутами, да даже примечания в итоге раскрывают далеко не все. В списках персонажей вы в любом случае не разберетесь, что не смертельно, хотя и может оказаться, что сын внучатого племянника главного героя, упомянутый один раз вскользь в начале, окажется очень важным звеном для понимания сюжета.
Но кому какая разница, нас всех, если честно, интересуют в первую очередь убийства и ожившие мертвецы.
И лучше начать с маленьких саг, например, с милейшей "Саги о Торстейне Морозе" (споры с чертом) или с "Пряди об Аудуне с Западных Фьордов" (мужик торгует белым медведем).
И очень полезно почитать "Сагу о гренландцах", чтобы узнать темные подробности о настоящих первоокрывателях Америки.