Вот такими я застала половецких "баб". Хорошо надраенные памятники, видимо, по мнению городского начальства, должны радовать девственной чистотой. Уверяю - это будет не долго. К следующему лету - будет видимый результат. И я лично буду проводить мониторинг их состояния по определенной схеме.
Вот такими я застала половецких "баб". Хорошо видны следы грубой чистки
Вот такими я застала половецких "баб". Хорошо видны следы грубой чистки
Вот такими я застала половецких "баб". Хорошо видны следы грубой чистки, но кое-где не удалось отшлифовать Я хорошо знаю, как в наших условиях выглядит такая скульптура из песчаника: она темнеет, имеет следы эрозии камня, покрывается лишайниками, грибками и мхом. Кстати, очистка поверхности памятника это тоже реставрационная процедура. Только такая очистка проводиться не тетей Машей или дядей Петей щеткой или пескоструйкой, а применяется очистка сухим паром, возможно, микрофлора стабилизируется спецпрепаратами. И, конечно же, после такой обработки: делается навес над объектами. Как показывают фото, уникальнейшие памятники установлены в месте интенсивного движения людей, которые имеют к ним неограниченный доступ.
Вот такими я застала половецких "баб". Я тоже не упустила возможность "приобщится" к седой старине. А ведь мне должны были помешать это сделать!!! Никто из обеспечивающих сохранность уникальнейшей для нашей территории памятников, даже не подошел ко мне... ПРИСКОРБНО: завтра о балбалы будут открывать пиво...... Обратите внимание на темнеющий них скульптуры. Это - активно идущий гидроподсос. С него и начнется разрушение памятника. При установке скульптуры (под навесом, конечно же и в закрытом от публике доступе) необходимо было создать гидробарьер... Но никто об этом даже не задумался
! С. Чичельницкий говорит, что
«это привезенные скульптуры, но на самом деле они стояли здесь и 20, и 30 лет назад.». На самом деле они стояли на открытом воздух гораздо дольше. Но даже этого срока в наших природных условиях достаточно, чтобы на камне завелось все то, о чем я сказала выше. Это не мое мнение. Есть масса исследовательской литературы по аналогичным проблемам (например, в начале 2000-х монументальное наследие активно изучалось в Херсонеса и была защищена диссертация в России). В Украине мои слова легко подтвердят специалисты Национального научно-исследовательского реставрационного центра. Поэтому мнение господина Чичельницкого по этому поводу, мягко говоря, - 127-е.
Нарушенная привычная целостность памятника (действительно: не реставрацией (тут я согласна), а грубейшими варварскими методами непрофессионалов) грозит мягкому камню новыми проблемами: камень начнет разрушаться значительно быстрее, а новые колонии грибов, мхов и лишайников будут интенсивно размножаться совершенно по другой схеме, а не устоявшейся веками и даже десятилетиями. Понятие «экологическое равновесие» тут сработает по полной программе. И можно только гадать, как именно это отразится на наследии нашего края. Для этого нужны исследования. В 2006 году на основании Разрешения Министерства культуры и туризма Украины № 22/319/06 от 3 июля 2006 г. и Открытого листа № 278/0047 от 16 июня 2006 г. я проводила археологические разведки в городе Изюм. На горе Кремянец в настоящее время установлена аналогичная скульптура.
Привожу выводы из своего официального отчета по этим исследованиям: «... о существовании «половецких баб» на Кремянце было известно давно: в 90-е гг. ХХ в. они были умышлено перенесены на гору со двора Изюмского краеведческого музея (по ул. Соборной, 12). Увы, чем мотивировался такой перенос нам понять сложно. В настоящее время их сохранность серьезнейшая проблема. Кроме того, что «бабы» испытывают на себе постоянное воздействие агрессивной природной среды, на них еще более воздействует антропогенный фактор.
Имея определенное познание в области консервации-реставрации и химии, мы можем выделить следующие разрушающие факторы:
Фактор: Воздействие влаги (дождь или снег). Природный фактор. Последствия. Камень, из которого создана скульптура хрупок. Это песчаник. Особенностью песчаника является то, что он - состоит из мелких угловатых, а иногда и закругленных зерен, песчинок, одного или нескольких минералов, сцементированных каким-нибудь веществом. Воздействие на него воды запускает цепь химических реакций на микрохимическом уровне. В результате этого, связующий раствор растворяется, что, безусловно вызывает деструкцию камня на микроуровне, что в конце-концов приводит к полному разрушению камня.
Как любой объект, постоянно находящийся на улице, «бабы» имеют и серьезные биологические загрязнения: поверхность камня полностью поражена колониями грибков и мхов. Хорошо известно, что перепады влаги способно спровоцировать активизацию их деятельности.
Возможные пути преодоления. В нашем случае, это убрать скульптуры с горы в защищенный двор под навес.
Фактор:Воздействие перепада температуры. Природный фактор. Последствия. Песчаник крайне восприимчив к перепадам температуры. Результатом такого воздействия являются микротрещины и трещины в камне, что приводит к разрушению памятника.
Как уже отмечалось, любой объект, постоянно находящийся на улице, «бабы» имеют и серьезные биологические загрязнения: поверхность камня полностью поражена колониями грибков и мхов. Хорошо известно, что и воздействия перепадов температуры также способно спровоцировать активизацию их деятельности.
Возможные пути преодоления. С минимальными затратами убрать воздействие этого фактора не возможно.
Фактор: Воздействие ветра. Природный фактор. Последствия. Ветер, вызывающий естественное выветривание.
Кроме этого, ветер является катализатором для выше перечисленных факторов.
Возможные пути преодоления. В нашем случае, это убрать скульптуры с горы в защищенный двор под навес.
Фактор: Выхлопные газы. Антропогенный фактор.
Последствия. Об их токсичности для человека написано много работ.
Состав автомобильных выхлопных газов следующий: Карбюраторные двигатели Дизельные двигатели
N2, об.% 7477 7678
O2, об.% 0,38,0 2,018,0
H2O (пары), об.% 3,05,5 0,54,0
CO2, об.% 5,012,0 1,010,0
CO*, об.% 5,010,0 0,010,5
Окислы азота*, об.% 0,00,8 0,00020,5000
Углеводороды*, об.% 0,23,0 0,090,500
Альдегиды*, об.% 0,00,2 0,0010,009
Сажа*, г/м3 0,00,04 0,011,10
Бензпирен3,4**, г/м3 1020Ч10-6 10Ч10-6
* Токсичные компоненты
** Канцерогены
Кроме того при использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входит оксиды серы, при применении этилированных бензинов свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор, их соединения. Считается что аэрозоли галоидных соединений свинца могут подвергаться каталитическим и фотохимическим превращениям, участвуя в образовании смога.
Но если все это крайне опасно для живого мира природы, то все это также опасно и для каменной скульптуры. Все эти составляющие (при определенных метеоусловиях) способны образовывать крайне агрессивные соединения. И это приводит к микродеструкции песчаника по модели, описанной выше в разделе «Воздействие влаги».
Возможные пути преодоления. Полностью исключить воздействие этого фактора можно только в капитальном хранилище (что требует больших финансовых затрат). Однако перенос «половецких баб» с территории, прилегающей к одной из основных транспортных магистралей страны, во двор, расположенный в относительно спокойном (с точки зрения движения автотранспорта) месте поможет значительно снизить его влияние.
Фактор. Вандализм. Антропогенный фактор.
Последствия. Самый болезненный и самый непрогнозируемый фактор. Болезненный потому, что его проявление зависит от уровня образованности, информированности и этико-эстетических потребностей конкретного общества. Он может иметь различные проявления: от неконтролируемого потока туристов, стремящихся оставить свои «автографы» на скульптуре (что мы в избытке имеем сейчас (Рис. 14 - 19)) до организованного воровства памятников.
Возможные пути преодоления. Убрать скульптуру на действительно охраняемую территорию (во двор Изюмского краеведческого музея)".
Исходя из выше изложенного, меня волнует вопрос: 1. Есть ли соответствующая реставрационная документация по выполненным работам?
2. Позиция в этом деле Харьковского исторического музея?
3. Позиция по этому вопросу Харьковского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра (ул. Чернышевского, 14)? С учетом всех обстоятельств, уверена, что никакой необходимой реставрационной документации тут нет, ну а мнение выше упоминаемых структур тайна для меня. Уверена, что позицию музея по этому поводу вообще проигнорировали. В Украине часто судьбы памятников и артефактов решают совершенно далекие от этого люди. И, как свидетельствует харьковский пример, - абсолютные непрофессионалы.
Я намерена направить официальный запрос на Харьковское облуправление культуры в связи с сложившейся критической ситуацией сохранности «балбалы», установленных возле ХИМа.