Почему же именно Золотая Орда стояла в центре интересов Тимура? И тут вылезает голая экономика. Никакой романтики, а только деньги! Точнее Великий Шелковый Путь и подати с купцов, которые им пользовались. В описываемую нами эпоху основной поток товаров по этому пути пролегал севернее Каспийского моря, то есть контролировался государствами Чингизидов. Но слишком уж лакомым был этот кусочек, чтобы на него не покусились другие претенденты. И самым яростным и последовательным из них был ревностный мусульманин и эмир Самарканда Тимур. Он понимал, что, даже победив и покорив степняков, он не сможет контролировать северную ветвь Великого Шелкового Пути. Следовательно, надо было не только разбить Чингизидов, но и сделать торговый путь по северной ветви предельно опасным и рискованным для купцов. А одновременно с этим следовало обеспечить полную безопасность и охрану караванов на южной ветви пути, проходящей через Иран и Сирию.
Однако вернемся немного назад и посмотрим, кем же был человек, прошедший походами из Самарканда до Египта и Смирны на запад, прошедшемуся почти по всей Индии и умершему во время похода в Китай. Тимур родился в 1336 году (по некоторым данным в 1333 году) в семье монгольских воинов из рода Барлас, которые поселились в окрестностях Самарканда еще в XIII веке и давно уже приняли ислам. Так что, вопреки широко распространенному заблуждению, Тимур не принадлежал к Чингизидам, хотя слава его походов порой не уступала славе его воинственных предков. Но за сто лет к моменту его рождения уже многое изменилось.
Тимур был ревностным мусульманином, широко образованным и культурным человеком, знал несколько языков, в том числе тюркский и персидский, но он был человеком, подчеркиваю это, уже другой, мусульманской, культуры. В Средней Азии это уже не была культура степняков-кочевников, которую несли с собой воины Чингисхана и его полководцев. Это была культура городов и оазисов. Довольно рано Тимуру пришлось покинуть семью и начать вести скитальчески-разбойничий образ жизни. Начал он с охраны караванов, но довольно быстро благодаря своим воинским талантам Тимур выдвинулся среди гулямов (наемных воинов; гулям означает удалец) и стал довольно удачливым военачальником (эмиром). Он еще в молодости был ранен в ногу и получил прозвище Ленг на персидском языке или Аксак на тюркском.
Войско самого Тимура состояло исключительно из таких же гулямов, из среды которых вышел и он сам. Это было профессиональное наемное войско, которому надо было платить, и, притом, хорошо платить, а не то легко можно было лишиться головы. В этом было основное отличие армии Тимура от войска Чингисхана и его последователей, которое строилось по родовому признаку.
В XIV веке Средняя Азия представляла собой кипящий котел, в котором все воевали против всех, но преобладали все-таки антимонгольские мотивы. В Семиречье разбойниками-джеде было создано государство Могулистан исключительно с тюркским населением. В Иране после восстания сарбадаров была уничтожена власть монгольских ильханов. Лозунгом этого патриотического восстания были слова "Сар ба дар", что в переводе с персидского означает "Голова на воротах", или в более литературном переводе "Пусть голова висит на воротах". Вот с таким человеколюбивым лозунгом была ликвидирована власть монголов в Иране.
Следует отметить, что в это время монгольские государства переживали период упадка, особенно на юге. На севере, в Белой, Золотой и Синей Ордах, дела обстояли немного лучше. Пока! На юге же монголы, хоть и принявшие ислам, не собирались прощать истребление своих соплеменников. Наиболее удачливым в войне с сарбадарами оказался эмир Тимур. Он вчистую разгромил войска сарбадаров и захватил их крепости. Наиболее легко отделались сарбадары, павшие в бою, потому что захваченных в плен Тимур приказал живьем замуровывать в стены, как кирпичи. Это было, конечно же, очень жестоко, но ведь и сарбадары не миндальничали с монголами, так что современных разговоров о правах человека не поняли бы ни Тимур, ни его противники. Вероломный и жестокий враг побежден и должен быть наказан! Хоть Тимур, будучи мусульманином, уже и не опирался на заветы Ясы Чингисхана, но дух этих заветов не мог так быстро выветриться из его сознания, да и из сознания его соплеменников.
Затем Тимур подчинил себе всю Фергану и сделал своей резиденцией город Кеш. Один успех следовал за другим. Несколько позднее он захватил Самарканд, а затем и Хорезм. И в 1369 году Тимур провозгласил себя эмиром государства, составившегося из захваченных им земель. Он стремился к своей главной цели - установлению контроля над всем южным участком Великого Шелкового пути, проходившего за территорией Китая. Замечу, что к концу жизни этого ему станет мало, и он пойдет войной на Китай.
Но пока до полного контроля было еще далеко. Кроме того, Тимур прекрасно понимал, что на севере, в Золотой Орде, очень ревниво относятся к любой деятельности, ставящей под свой контроль южный путь, так как любой хозяин южного пути автоматически становился врагом всех степняков, и в первую очередь врагом Золотой Орды. Почему? Северный путь шел через степи и контролировался и охранялся Чингизидами, правителями Белой, Золотой и Синей Орд. А южный путь шел через цепочку городов и оазисов, и человек, контролирующий этот более короткий и легкий путь, получал в свое распоряжение огромные средства в виде податей с караванов купцов. А купцам-то что? Им лишь бы целыми и невредимыми и с товаром добраться до конечной точки пути, а там уж все свои издержки они возложат на покупателей дефицитных товаров.
О жестокости Тимура слагались легенды, и они имели под собой вполне реальное основание, но жесток и кровожаден Тимур был только во время военных действий. Современники, и даже его враги, отмечали, сто он был мудрым правителем и законодателем, справедливым судьей, а также покровителем наук и искусств в своем государстве. Но об этом люди хотят знать меньше. Ну, что ж! Вот вам, уважаемые читатели, примеры воинской жестокости Тимура.
Широко известна история, произошедшая в городе Балх. В 1370 году Тимур захватил Балх. Эмиром Балха был некий Гуссейн, который вместе с Тимуром сражался против сарбадаров, но потом, как говорится, отошел от активной политической жизни. Но Балх лежал на Великом Шелковом Пути и был нужен Тимуру. Гуссейн сдался на условиях сохранения жизни и состояния для себя и членов своей семьи. Однако через некоторое время Гуссейн психанул, сбежал из Балха и спрятался в какой-то мечети. Тимур был обижен и посчитал, что Гуссейн должен явится к нему, повиниться и помириться. Этого не произошло, тогда Тимур решил, что Гуссейн нарушил их договор, велел схватить беглеца и казнить его. По-своему, Тимур был прав, да и нам не в чем его особенно упрекать.
Более кровавая история произошла в Южном Иране, да и то сказать, ведь он же лежал в стороне от Пути, а земли лежащие в стороне от пути Тимур совсем не стремился захватывать и контролировать, нет, он их просто грабил или разорял. Так было и здесь. На юге Ирана правили Музаффариды, а их центрами были Исфахан и Фарс. Тимур взял Исфахан, но пощадил его жителей и поставил в городе свой гарнизон. Однако неблагодарные исфаханцы не оценили великодушия Тимура, восстали и перебили гарнизон оккупантов. После такой неслыханной дерзости Тимур снова штурмом взял Исфахан и приказал город уничтожить, а из голов убитых жителей сложить пирамиды. Вот откуда пошли истории о пирамидах Тимура из человеческих голов!
Музаффариды, однако, продолжали сопротивляться, но Тимур подошел к Ширазу и начал штурм города. В битве у стен Шираза султан хотел лично сразиться с Тимуром, но был убит, не добравшись до своего врага. Охрана у Тимура была поставлена, что надо!
Кстати, со взятием Тимуром Шираза связана одна довольно широко известная история о великом поэте Хафизе. У Хафиза было такое стихотворение:
"Если эта прекрасная турчанка
Понесет в руках мое сердце,
За ее индийскую родинку
Я отдам Самарканд и Бухару".
Тимур прекрасно знал и помнил эти стихи. Когда войска Тимура ворвались в город, он сел на ковер в центре главной площади города и велел привести к себе поэта Хафиза целым и невредимым. Вот вам картина: идет обычный грабеж города, насилуют женщин, грабят дома и добивают уцелевших защитников города. К великому полководцу подводят великого поэта, одетого в простой и бедный халат. Намекая на приведенные выше стихи, Тимур сказал Хафизу:
"О, несчастный! Я потратил всю свою жизнь для того, чтобы украсить два своих самых любимых города: Самарканд и Бухару. А ты за родинку какой-то шлюхи хочешь их отдать?"
Поэт не растерялся:"О, повелитель правоверных! Из-за такой моей щедрости я и пребываю в такой бедности!"
Тимур оценил ответ поэта, расхохотался и велел наградить поэта, одеть его в роскошный халат и отпустить на все четыре стороны.Вот и таким сохранила народная молва великого завоевателя. Но что это я все о Тимуре, да о Тимуре? А где же Золотая Орда? Ладно, переходим и к Орде.