Установлено, что философское и теологическое образование Оккам получил в Оксфордском университете. Затем он четыре года читал лекции по Библии, а затем готовился к получению докторской степени. Установлено, что Оккам получил эту степень, но в текстах папской курии его магистром не называют, так велика была ненависть к нему его политических противников. Но документальных свидетельств пребывания Оккама в Оксфорде очень мало. Не удалось установить имени его наставника, а также выяснить, встречался ли Оккам с Дунсом Скоттом, который в те годы преподавал там же.
Примерно в 1314 году Оккам вступил в ряды ордена миноритов (францисканцев), примкнув к направлению спиритуалов, однако он защищал тезисы своих соратников не с позиции мистики, а с позиции преклонения перед рациональным знанием. В 1323 году канцлер университета Иоанн Люттерелл обвинил Оккама в ереси и сообщил об этом папе Иоанну XXII. В конце 1324 года Оккама привозят в Авиньон, где тогда располагались папы, где он должен был держать ответ на предъявленные ему обвинения. Почти четыре года в ожидании суда Оккам провел в монастырской тюрьме города под стражей. Его дело разбирала комиссия из шести магистров во главе с Люттереллом. Параллельно его дело разбиралось и комиссией кардинала в Англии. Английский король отозвал Люттерелла из комиссии, но помешать движению процесса он уже не мог.
К концу 1325 года магистры в основном уже подготовили свое заключение по этому делу. Они обратили внимание на 51 тезис из трудов Оккама, и 29 из них были признаны безусловно еретическими, а 22 просто ошибочными. Суровый итог!
Но речь шла не просто о суде над Оккамом. Папская курия стремилась расправиться с руководством ордена францисканцев. Вместе с нашим героем под арестом в Авиньоне находились генерал ордена францисканцев Михаил Чезенский и известный юрист Беренгаций. Еще в 1323 году францисканцы заявляли протесты против злоупотреблений папской полиции. Им это быстро припомнили! После чего францисканцы стали главными союзниками императора Людвига Баварского в его войне с папами.
26 мая 1328 года (одна из немногих точно установленных дат в биографии нашего героя!) Михаил Чезенский, Оккам и Беренгаций ночью бежали из папской тюрьмы. Очевидно, в Авиньоне у них нашлись союзники. На лошадях они добрались до морского берега, где их уже поджидала галера. Все было хорошо организовано, но имена организаторов остались неизвестны. Беглецы хотели достигнуть Пизы и соединиться там с армией Людвига Баварского, воевавшего с папской армией в Италии.
6 июня 1328 года Оккама и его друзей папа Иоанн XXII отлучает от церкви, но они уже далеко: 9 июня они прибыли в Геную, затем добрались до Пизы, где произошла встреча с войсками императора. Они живут какое-то время в Пизе, в конце 1329 года оказываются в Парме, где в декабре этого же года Михаил Чезенский произносит проповедь, в которой называет папу Иоанна XXII "стяжателем", "олухом" и "поджигателем войны", а также обвинил его в отклонениях от требований христианской морали. В партию Оккама и его друзей тем временем вливались новые сторонники.
Но настала пора нашему герою предстать перед императором. Это произошло в феврале 1330 года. Оккам обратился к императору со следующей фразой:
"О, император! Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом!"
Оккам поселяется в монастыре францисканцев в Мюнхене, где пользуется покровительством друга императора Людовика - антипапы Петра де Корбери. Отсюда Оккам ведет борьбу с папами Иоанном XXII, Бенедиктом XII и Климентом VI, оспаривая их стремление к полноте духовной и светской власти. Он доказывает, что в мирских делах папы должны подчиняться императору, а в духовных - церковному собору. Попытка серьезного ограничения власти пап, которую они ему так и не простили. В 1338 году Оккам провозгласил, что братья-минориты являются истинно верующими мужами, и они не могут быть связаны в своей деятельности какими-либо папскими указами. Но самый большой гнев папской курии вызвало утверждение Оккама, что император или король могут облагать налогами церковные владения и имущество в тех случаях, когда это светскому владыке представляется необходимым!29 ноября 1342 года умер Михаил Чезенский, и Оккам стал рассматриваться своими сторонниками как новый генерал ордена францисканцев. Все годы пребывания в Мюнхене Оккам ведет колоссальную писательскую деятельность. Из под его пера выходят многочисленные богословские, философские и политические трактаты, перечислять и анализировать которые я здесь не буду.
В 1347 году от апоплексического удара умер император Людовик Баварский. По намекам папской курии Оккам якобы после смерти своего патрона стал делать попытки примирения с папством, но, по мнению современных исследователей, эта информация насквозь лжива, и имела своей целью очернение имени Оккама. С другой стороны император Людовик в конце своей жизни делал шаги к примирению с папами, и даже обещал им выдать всех врагов папства, включая Оккама. К счастью для Оккама и его соратников этим планам не суждено было сбыться.
Точная дата смерти Уильяма Оккама тоже не известна. Считается, что он умер от чумы в Мюнхене в 1349 или 1350 году. Никаких достоверных сведений о его личной жизни, увлечениях и пристрастиях не сохранилось. Однако в его трудах нет антифеминистских высказываний. Он не разделял утверждение Фомы Аквинского, что в браке мало хорошего. Также Оккам пропагандировал идеи уравнивания прав мужчин и женщин в области отправления культовых обрядов.
Отмечу, что труды Оккама очень внимательно изучал Мартин Лютер и они, следовательно, сыграли важную роль в подготовке Реформации. Но из всех деяний Оккама наиболее известна и часто упоминается "бритва Оккама". Сам он сформулировал ее так:
"...множественность никогда не следует полагать без необходимости... [но] все, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, - это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания".
"Бритва Оккама" требует производить возможно меньшее количество допущений, признавать как можно меньше сущностных реальностей и минимизировать количество основных элементов, привлекаемых для экспликации (разъяснения) смысла соответствующих терминов. "Бритву Оккама" использовали, например, когда выдвигали аргументы против системы Птолемея, в защиту гелиоцентрической системы Коперника. Это оружие часто использовалось на протяжении столетий, прошедших со дня смерти великого мыслителя.