Танки… из самого разного!Танки – это броня. Неважно какая – толстая или тонкая, но броня. Танки просто из железа – не танки! Однако было и так, что изготавливались они из подручных материалов самого разнообразного свойства и все равно назывались танками. А иногда эти странные машины даже состояли на вооружении.
Фанерный танк МК I на конской тяге.
Да, были фанерные танки. И немало. Реальный танк был создан в Англии – наверное, поэтому там же появились и фанерные танки. А причина проста: а как иначе на поле боя учить пехотинцев с танками воевать. Настоящие танки были дороги, они и были заменены фанерными макетами с колесами. А в движение они приводились с помощью лошадиных упряжек. Фанерный танк являлся копией английского танка модели МК-I «самка» (вооруженного пулеметами). Правда, солдатам впечатление от этого нового вида вооружения немного портили тащившие его лошади.
Танк-трибуна из города Армидейл в Австралии.
Более того, фанерные танки применялись для повышения эффективности подписки на облигации военных займов. Есть фотография, сделанная в Австралии в городе Армидейле, в апреле 1918 года. На ней рекламная трибуна в виде танка − жителей города просят покупать акции военного займа. Растяжка над танком призывала: «Сделай это сейчас». «Хитрая машина» помогла собрать £237 000! Хорошая эффективность для такой необычной рекламы!
Танк из изюма.
Реклама при помощи танка, сделанного «из чего угодно», иногда играла большую роль, чем имитация этого же танка на поле боя. В Америке в сентябре далекого 1917 года журнал «Популярная наука» писал о городе Фресно, являющимся центром производства изюма в Калифорнии. День Изюма там празднуют в мае, а без парада этот праздник не обходился никогда. В том 1917 году изюминкой парада стал танк, изготовленный из фанеры, который был оклеен ягодами черники, изюмом и обсыпан маком! Четырнадцать футов в высоту, двадцать футов в длину – вот такая получилась машина, а приводилось в движение это «чудо» четверкой лошадей!
Танки-автомобили на параде в Сан-Франциско.
Снаружи этот танк был похож на английский «ромбовидный бак», внутри – автомобиль «Форд-Т». После окончания войны такие танки выкатывали в городах Америки на военные парады и показывали гражданам, что не только у французов или англичан есть танки, но и у нас, американцев, они тоже есть.
Танки Т-34 из фанеры, на которых немецких солдат обучали штурмовать настоящие танки.
Еще в 30-х годах возрождавшийся германский вермахт тоже баловался мотоциклами, которые были накрыты фанерными корпусами в виде танков. Они предназначались для тренировок солдат, а для командиров было важно приобретение навыков управления соединениями танков. Естественно, что после начала войны воюющие стороны на учениях били деревянные макеты танков в уязвимые места! Привычного военного однообразия макетов не было выработано. Каждое подразделение делало по мере надобности танковые макеты «из чего угодно». Чтобы увеличить количество своих танков и обмануть противника, устанавливались макеты танков: соломенные летом, а зимой снежные, залитые водой. Есть даже изданное в Германии пособие для вермахта, где с немецкой педантичностью рассказывалось, как делать эти танки из снега.
Польский танк «Шерман».
Ну, а если нет ни соломы, ни снега, ни камней, как на японском острове Иводзима? Да-да, там для макетов танков применяли камни, причем даже обтесанные! Однако для участия в парадах по-прежнему использовали макеты. Так, например, танк «Шерман» из фанеры, но на шасси автомобиля, использовали на торжествах в бельгийском городке Слейдинге, где он представлял польскую дивизию, которой командовал генерал Мачек, и которая освободила город в 1944 году. И вот это удивительнее всего! Спрашивается, ну что, у американцев танков не хватало или им было жалко пару «Шерманов» дать союзникам, чтобы те покатали их на этом параде?
Танк «Рено», сделанный из мыла.
«Танк – это символ напора и мощи, неудержимого движения вперед!». Как-то так думали устроители выставки мыла в 1937 году в Германии. Других причин потратить полтора центнера мыла, чтобы облицевать построенный специально фанерный макет танка «Рено» даже и придумать нельзя. Французский танк был небольшим по размерам и поэтому для одной из выставок он был сделан из сливочного масла. Вот такая фантазия мастеров рекламы в начале 30-ых годов прошлого века. Но ведь и это не предел.
Танк М3 из сигар.
Во Флориде 11-я ежегодная сигарная выставка представила макет сигарного танка. 38 тысяч настоящих сигар было использовано компанией «Tampa» для сооружения танка М3 «Генерал Ли». Конечно, этот танк был меньше натуральной величины, но все равно, глядевшие на такое «чудо» жители наверняка крутили пальцем у виска. И было почему – 1942 год, война на Тихом океане, а тут танк из сигар и девушки в шортах! Так и жили в Америке! Зато в следующем году здесь уже был самолет из сигар, а девушки были в «сигарных платьях»! Поистине – мечта курильщика.
Самолет из сигар!
Ни к чему рассказывать про надувные резиновые танки, которые сегодня стоят у армий всего мира на вооружении. Менее известен танк, который был создан и показан в фильме «Индиана Джонс. Последний крестовый поход». В этом фильме танк выглядит совсем как настоящий. Благодаря этому макету и была снята знаменитая погоня Индианы за немецким танком. Интересно то, что на ее основе компанией «Hasbro» были выпущены даже фигурки – игрушки: главный герой, танк и лошадь!
Танк Индианы Джонса.
В сценарии изначально не было погони за танком! Продюсер и режиссер задумались над тем, как показать в фильме огромный английский танк Первой мировой войны. Было рассмотрено большое количество танков в музеях мира и потом построили два танка внешне одинаковых. Один макет имел двигатель и трансмиссию, т.е. мог двигаться самостоятельно, поэтому на общих планах его и снимали. А у второго макета двигателя не было, поэтому он тащился за грузовиком с платформой. Вот на втором макете и снимались крупными планами Шон Коннери, Харрисон Форд, а также драки на танке.
Большинство трюков актер в этих сценах выполнил сам, лишь иногда разрешая немного поработать своему дублеру Вику Армстронгу – известному каскадеру. Он выполнял многие трюки в фильме, самым опасным был четырнадцатифутовый прыжок Индианы на движущийся танк со скачущей лошади. Вик Армстронг просил Харрисона отказываться выполнять опасные трюки, мотивируя это тем, что дублер без работы остается и без денег. Только после таких объяснений Форд с неохотой уступал место каскадеру.
Танк Индианы Джонса – кадр из кинофильма.
Понятно, что в реальности такая машина не существовала никогда, но по форме корпуса это изобретение кинематографистов больше всего напоминало американский танк Mk VIII времен окончания Первой мировой войны.
Английский танк из кинофильма «Макар-следопыт».
У нас в кино тоже снимались разного рода «бронетанковые чудеса». Взять хотя бы такой детский фильм, как «Макар-следопыт» (1984 г.) Какой там показан английский танк 1914 года – это же самый настоящий полет инженерной мысли! Да, не походил он ни на что реально существующее, но зато как ездил! Ведь ходовая часть у него была колесная. Можно было сделать английский танк с фальшивыми гусеницами, которые бы перематывались просто так, а ездил бы он на скрытых от глаз колесах. Сложнее, дороже, но зато какой был бы эффект. Но нет, упростили все до предела!
Германский танк из фильма «Смелого пуля боится или Мишка принимает бой».
Зато еще раньше, а именно в 1970 году, в СССР сняли кинофильм «Смелого пуля боится». События там происходят в начале Великой Отечественной войны и понятно, что с нашей стороны там действуют Т-34/85 образца 1944 г. и с этим тогда надо было смириться. Но вот как и из чего были сделаны те два немецкие Т-4, что там действуют? Сказать, что они не похожи на немецкие, значить покривить душой. Похожи, очень похожи! Вот только не было в то время у немцев таких танков, хотя сделаны они были для 1970 года очень даже неплохо!
Танк, как известно, машина серьезная. Макет танка – это имитация серьезной машины. А если имитируют сам макет, то тогда это имитация имитации. В 2014 году один из новостных каналов показал сюжет, снятый украинскими операторами на танковом полигоне, где обучались танкисты. А учились они даже не на макетах: их танк представлял собой правильный ромб из деревянных брусков со сторонами в 1,5 м. На этих деревянных брусках укреплены… обычные дверные ручки. Впереди находился механик-водитель, а за ним командир и стрелок-радист. По команде все они брались за дверные ручки, поднимали ромб и начинали движение.
При всей своей простоте и незамысловатости изделия изучались вполне конкретные навыки, необходимые каждому экипажу танка: слаженность, взаимопомощь, умение слышать и слушать командира, привыкать к его голосу и манере командования, своевременно выполнять команды. Причем все это не требует практически никаких дополнительных затрат (конечно кроме изготовления тренажера), не требует горючего, ремонта, места для хранения «техники». Очень экономно!
Автор: Светлана Денисова
https://topwar.ru