У верховного вождя хуннов (шаньюй, по-китайски) Туманя было два сына и молодая жена. Старшего сына (от первой жены), Модэ, он очень не любил и хотел, чтобы престол достался любимому младшему сыну. Обычная, в общем-то, история.
Тумань отправил Модэ заложником в племя юэчжи, а через некоторое время напал на это племя, считая, что юэчжи должны убить его сына. Так бы, наверно, все и произошло, но Модэ был решительно не согласен с таким развитием событий. Ему удалось украсть у юэчжей коня и вернуться домой к отцу, о предательстве которого он уже догадался. А куда ему было еще деваться? В степи чужаков не любят.
Отец был поражен таким подвигом и дал ему в управление часть племени (тюмень, т.е. около 10000 семейств; сколько народу он получил в подчинение на самом деле трудно сказать, т.к. китайские историки очень любили круглые цифры).
Убить сына он не решился, т.к. тот стал очень популярен в племени.
Модэ начал немедленно обучать свою конницу и научил ее пользоваться стрелой, издававшей в полете свист (для этого в стреле просверливали несколько отверстий). Он приказал, чтобы все пускали стрелы только вслед за его свистящей стрелой. Невыполнение этого приказа каралось смертной казнью. К чему такие строгости? Сейчас увидите.
Через некоторое время Модэ решил проверить дисциплину в своей армии. Модэ пустил свистящую стрелу в своего великолепного коня, и тем, кто не выстрелил, отрубил голову. Хорошее средство для укрепления дисциплины!
Через некоторое время Модэ выстрелил в свою молодую красавицу-жену. Некоторые из приближенных в ужасе бросили луки, т.к. не смогли выстрелить в беззащитную женщину. Им тоже немедленно отрубили головы.
Как-то на охоте Модэ выстрелил в одного из коней отца, и не было ни одного уклонившегося. Дисциплина была установлена.
Вы уже догадались, что произошло потом?
Наступила развязка.
Как-то на охоте, следуя за отцом, Модэ пустил в него свою свистящую стрелу. И шаньюй Тумань тут же превратился в дикобраза: так его утыкали стрелами.
Модэ быстро покончил с мачехой и младшим братом, а также с теми старейшинами, которые не захотели ему подчиниться. Он провозгласил себя шаньюем. Сыма Цянь относит это событие к 209 г. до н.э. (в пересчете на наше летоисчисление).
Затем Модэ повел себя как мудрый и дальновидный политик.
Сильное соседнее племя дунху узнало об усобице у хуннов и решило этим воспользоваться: они потребовали лучшего коня хуннов и любимую жену Модэ (или лучших коней и самых красивых женщин).
Старейшины негодовали и хотели отказать, но Модэ сказал:
"К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну женщину и одну лошадь?"
И приказал отдать и то, и другое.Тогда дунху возгордились и потребовали себе полосу пустыни, необитаемую и непригодную для скотоводства.
Земля была, вообще-то, ничья, и старейшины решили из-за такой неудобной земли не устраивать спор.
Но Модэ решил иначе:
"Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?!"
Он приказал отрубить головы всем, кто советовал отдать землю (бедная оппозиция - или согласен с шаньюем, или остаешься без головы!), и немедленно напал на племя дунху.Они не ожидали нападения и были наголову разбиты. Вся земля дунху, скот и имущество достались победителю.
После возвращения из похода против дунху Модэ не распустил армию, а напал на племя юэчжи и прогнал его на запад.
Таким было начало государства Хунну, которое в течение четырех веков на равных соперничало с Китаем, а очень часто и побеждало его. Но это уже совсем другая история.