Перейти к содержимому

 


- - - - -

Копья Жозефа А. Рони-старшего и Джин М. Ауэл


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 27 Март 2019 - 12:42

Не так давно на «ВО» появилась статья Кирилла Рябова о древнерусских копьях в бою и на охоте, написанная на основе работ известных российских историков, включая А.Н. Кирпичникова. Однако любая тема хороша тем, что может быть развернута как вширь (копья японцев, индейцев, викингов), так и вглубь веков (копья Рима, копья гоплитов Марафона, копья династии Инь-Янь, копья…).

Ну а какие копья самые древние? Конечно, каменного века! Об этом нам говорили еще в 5-ом классе средней школы и, в общем-то, говорили правильно, но только по большому счету это ни о чем. Каменный век был самой продолжительной вехой в истории человечества. Именно тогда существовали разные подвиды Нomo saрiens, и разве не интересно попытаться выяснить, где именно, когда и у кого эти самые копья появились в то далекое от нас время. Ведь копье – это был один из шагов к вершинам цивилизации, так же, как и гарпун, сверленый топор, плот, парус, колесо, ну и так далее…Изображение
Палеолитический охотник с древнейшей формой копья, у которого деревянное острие было обожжено в пламени костра. Археологический музей, Бонн

Наверное, многие из вас читали роман французского писателя Жозефа А. Рони-старшего «Борьба за огонь», написанный еще в 1909 году на основе тогдашних знаний о жизни первобытных людей. Это увлекательная повесть о поисках огня, без которого племя уламров (явно людей современного вида) не может существовать. В 1981 году он был экранизирован, причем о качестве экранизации говорит тот факт, что этому фильму дали две премии: «Сезар» и «Оскар». Хотя лично я от него и не в восторге. И ляпов в нем много, и сюжет ну уж слишком упрощен, по сравнению с романом.

Изображение


Кинофильм «Последний неандерталец» (2010). А «палки» могли бы взять и по прямее!

Важно отметить, что и в других романах Ж.Я. Рони на «первобытную тему», таких как «Вамирэх» (1892), «Пещерный лев» (1918) и «Эльдар с Голубой реки» (1929) главной темой повествования является беспощадное столкновение первобытных человеческих рас в борьбе либо за огонь, либо из-за женщин, а то и просто потому, что «чужие – это враги».

При этом герои пользуются солидным арсеналом оружия, которое они постоянно носят с собой. Это и копья с кремневыми наконечниками, и рогатины – по-видимому, те же копья, но с перекрестием на древке, чтобы наконечник не очень глубоко входил в тело противника. Во всяком случае, именно таково было устройство охотничьей рогатины в Средние века, однако деталей ее устройства французский писатель не приводит. Далее его герои используют дротики, каменные топоры, а самые сильные из них пользуются палицами – солидного веса боевыми дубинами из комлевой части молодых дубков, обожженные для прочности на огне.

Интересно, что племена, описанные в романах французского писателя, хотя и существуют в одном и том же времени и пространстве, находятся на разных уровнях развития, что, впрочем, можно объяснить их принадлежностью к разным человеческим типам. Естественно, что это отражается и на их вооружении. Так, например, более «продвинутые» люди из племени Ва уже используют палку-копьеметалку, тогда как все прочие – более отсталые, этого оружия еще не имеют! Такое, в общем-то, простое оружие, как праща не используется и даже не упоминается. То есть автор, скорее всего, считал, что она была изобретена человеком позднее.

Изображение


«Человек с копьем». Петроглиф из Швеции.

Зато в наши дни американка Джин М. Ауэл написала серию романов, главной героиней которых сделала первобытную девушку Эйлу. Важно отметить, что Джин Ауэл была на раскопках во Франции, Австрии, Чехословакии, Украине, Венгрии и Германии, и занималась популярным в наши дни «сервайлингом»: училась делать каменные орудия, сооружать жилище из снега, обрабатывать оленьи шкуры и плести коврики из травы. В процессе работы над романами она консультировалась с антропологами, археологами, историками, этнографами и специалистами в других областях знаний, чтобы как можно правдоподобнее показать мир позднего плейстоцена, в котором жили и действовали ее герои, и надо заметить, что это ей полностью удалось.

Вот только точка зрения на сосуществование первобытных рас совсем не такая, как в романах у Рони-Старшего. Несмотря на все межвидовые различия, первобытные люди у нее не враждуют, и описаний кровавых схваток между ними в ее романах практически нет. Оружие применяется только лишь против животных! Нападение человека на человека – редкость и удел совершенно асоциальных типов, осуждаемое всеми племенами.

Что же касается собственно арсенала ее героев, то он может быть и не так разнообразен, чем в романах французского писателя, но зато оно более эффективно. Это бола – несколько камней с мочальными хвостами, связанные веревкой, бросив которую, охотник мог запутать ноги длинноногой добыче; праща, которой у Джин Ауэл пользуются и мужчины, и женщины. Другим оружием, которое в романе придумывает и вводит в обиход его героиня, как раз и является палка-копьеметалка, применение которой позволяло бросать легкие дротики и копья значительно дальше, чем это можно сделать рукой. И – да, действительно, есть доказательства того, что это оружие использовалась уже в позднем палеолите. Позже копьеметалка получила распространение среди аборигенов Австралии, у которых она известна как ву́мера, воммера, ваммера, амера, пуртанджи, на Новой Гвинее и у береговых народов северо-востока Азии и Северной Америки, и даже у нас на Сахалине у нивхов. Испанцы встретились с копьеметалкой, которую аборигены называли «атлатль», во время завоевания Мексики). Обычно это была дощечка с упором на одном конце и двумя зацепами для пальцев или рукояткой на другом, то есть устроена она очень и очень просто.

Изображение



Копье с каменным наконечником из Национального парка Кабо Верде.

Но для нас важно в данном случае, какую информацию обо всем этом дают нам рисунки на стенах палеолитических пещер, представляющих собой самые настоящие галереи первобытной живописи. Если принять во внимание частность тех или иных изображений по принципу, «что для меня важнее всего, то я и рисую», то можно сделать вывод, что большую часть времени первобытные люди занимались тем, что добывали себе пропитание. Недаром в этих пещерах так много рисунков со сценами охоты. Так, в пещере Ласко во Франции обнаружены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; а рядом – условные изображения копьеметалок, что позволяет сделать вывод о том, что все эти виды оружия в то время уже существовали и применялись. В центре этой пещеры, в так называемой апсиде, в глубоком четырехметровом колодце можно увидеть красочное изображение бизона, пораженного большим копьем; у него распорот живот и видны вывалившиеся внутренности. Рядом с ним лежит мужчина, около которого лежит обломок копья и небольшой стержень, украшенный схематичным изображением птицы. Он очень похож на роговую копьеметалку из пещеры Мас-д'Азиль в Пиренеях, принадлежащую к так называемой азильской культуре, с изображением снежной куропатки возле крюка, так что мы видим, что древние люди — это оружие даже украшали! Причем, находка эта отнюдь не исключение. А вот у копьеметалки, найденной на стоянке Абри Монтастрюк, также на территории современной Франции и сделанной из рога оленя около 12 тысяч лет назад, этот крючок сделан в виде фигурки прыгающей лошади, так что тенденция здесь просматривается совершенно определенная – «оружие надо украсить»!

К этому времени, а именно в эпоху позднего палеолита закончилось время человека современного вида, наступило время массовой охоты на крупных животных с последовавшим за всем этим развитием прочных общественных связей и внутренних законов жизни, и также необычайный расцвет искусства, достигшего наивысшего уровня 15 – 10 тыс. лет до н. э. К этому времени техника изготовления орудий труда и оружия стала поистине виртуозной. Во всяком случае, сегодня нам по находкам археологов известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий этого времени. Вот только жаль, что лишь некоторые из них древние люди запечатлели на стенах этих пещер, так что многого эти рисунки, к сожалению, нам не расскажут. Животных – о да, палеолитические люди изображали очень часто! А вот самих себя и бытовые предметы – увы, нет, и почему так неизвестно до сих пор, хотя остроумным гипотезам это объясняющим нет числа.

Изображение


А это наконечники стрел! Причем рубящие, а не заостренные. Удивительно, не правда ли? Металлические наконечники такой формы известны, но, оказывается, были такие же и каменные!

То есть в данном случае изображения нам очень многого недоговаривают, и чтобы их пояснить нам придется сравнить их с обнаруженными археологами артефактами того времени. Однако начнем мы опять-таки не с находок как таковых, а с того, что вновь обратимся к романам Ж.Рони-старшего и Джин Ауэл. Почему в произведениях у первого древние люди все время враждуют, тогда как «дети Земли» у Ауэл предпочитают все-таки договариваться? Скорее всего, тут дело в специфике именно сегодняшнего ее мировоззрения, перенесенного на тысячи лет назад. Насколько это все «не так» свидетельствуют находки археологов. Например, еще когда археолог Артур Лики обнаружил в Олдувайском ущелье в Кении череп древнего человека, пробитый острым камнем, можно было уже тогда предполагать, что «мира под оливами» не было даже в ту далекую эпоху. И было ясно, что грубо оббитый камень в руке человека (по разным подсчетам, ему от 800 тыс. до 400 тыс. лет) мог быть одновременно и молотом, и долотом, и скребком, и… в достаточной степени эффективным оружием.

По-видимому, всю историю человечества Ж.Рони-старший видел как одно сплошное противоборство между людьми разного физического типа, которых в том же романе «Борьба за огонь» представляют уламры, кзамы, рыжие карлики и люди из племени Ва. Но разве не было все это отраженно и в различных артефактах, и талантливо передано в художественных образах? Практически все эпические герои, к какому бы народу они не принадлежали, постоянно схватываются с врагами, воплощающими «абсолютное зло». При этом интересно, что большинство героев – во всяком случае, наиболее известные среди них, озабочены проблемой собственного бессмертия либо неуязвимости, либо о ней заботятся их родители или друзья. Героя «Илиады» Ахиллеса неуязвимым делает его мать – богиня, которая для этого купает его в водах подземной реки Стикса. Зигфрид – персонаж «Песни о Нибелунгах» с той же целью купается в крови дракона. Сослан-богатырь – герой эпоса нартов становится неуязвимым после того, как его отец-кузнец помещает его опять же во младенчестве в раскаленную печь, причем держит его клещами за ноги ниже колен. Но интересно, что уже тогда люди были достаточно мудрыми, чтобы понять: абсолютную неуязвимость получить невозможно! Та же богиня Фетида держит Ахиллеса за пятку и именно в нее попадает стрела коварного Париса. К спине Зигфрида прилип древесный листок, и туда-то и вонзается копье его врага. Ну, а в качестве коварного крага Сослана и вовсе выступает волшебное колесо Балсага, узнавшее его тайну. Дождавшись, когда он заснет, колесо перекатилось через его уязвимое место и… отрезало ему обе ноги ниже колен, отчего он истек кровью!

То есть вот откуда идет стремление позднейших рыцарей облачиться в непробиваемые для всякого оружия доспехи – из нашего легендарного прошлого! Однако главным средством защиты для человека каменного века были отнюдь не доспехи, которых он тогда, естественно, не знал, а… расстояние, не позволявшее противнику приблизиться к своей жертве и нанести роковой удар. Из Библии мы знаем, что Каин восстал на Авеля и убил его, однако в ней не конкретизируется ни способ убийства, ни расстояние между преступником и жертвой в момент его совершения. Тем не менее, можно предполагать, что оно было невелико и Каин либо задушил Авеля, либо убил пастушеским посохом, либо зарезал обыкновенным ножом. Не исключен и камень, который он поднял с земли и ударил свою жертву по голове. В любом случае этого бы не произошло, если бы Авель успел бы от него убежать. Так что резвые ноги являлись столь же важным средством защиты, как и доспехи и щиты.

Изображение


Вот этот наконечник недавно нашел мальчик в Техасе…

Расстояние между противниками можно было преодолеть при помощи соответствующего метательного оружия: камней и метательных копий. Известно, что, например, японские пехотинцы асигару имели копья до 6,5 метров длиной. То есть это была максимальная дистанция боя, на которой один воин мог вести сражение с другим, не выпуская своего оружия из рук, тогда как лук позволял одному человеку поразить другого на дистанции нескольких десятков и даже сотен метров, не говоря уже досягаемости индивидуального и коллективного огнестрельного оружия. Причем для последнего даже и 100 километров это не предел! Таким образом, очевидно, что вся история вооруженной борьбы людей друг против друга (не говоря уже об охоте ради своего пропитания!) сводилась к созданию эффективных средств нападения, удлинявших им руки и ноги и разработке соответствующих средств защиты от противника.

Вот только когда же люди додумались до создания первых образцов метательного оружия с каменными наконечниками? Понятно, что сами камни они, скорее всего, бросали в цель всегда, однако, как можно определить был ли тот или иной камень брошен в цель или же он просто потрескался от времени. Ведь отпечатки пальцев с тех пор на камнях не сохранились… И когда именно древние люди придумали именно метательные, а не ударные копья, описанные у неандертальцев в романах Джин Ауэл?
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 27 Март 2019 - 12:44

Итак, когда же появились первые копья с первыми наконечниками, сделанными из камня? Наконец наука может ответить на этот вопрос несколько более определенно. На сегодня самое древнее деревянное копье без наконечника, а просто с обточенным острием, — это копье, найденное в Эссексе, и восемь деревянных копий из Шёнингена (Германия), возраст которых определяется в интервале от 360 000 до 420 000 лет. Ну, а самые же древние копья с обсидиановыми наконечниками (или, вернее, наконечники к копьям!) нашли в Гадемотте в Эфиопии. Возраст их составляет 280 000 лет. Впрочем, есть сегодня находки и постарше. Например, в 2012 г. в Капской провинции в ЮАР нашли сразу 13 каменных лезвий, которые, по мнению археологов, представляют именно наконечники копий. А вот их возраст уже 500 000 лет или что-то около этого.

Изображение


Изображение охотника перед бизоном. Пещера Ласко. Дордонь. Франция


Про находки в Гадемотте следует рассказать поподробнее, поскольку эта область сегодня представляет собой древний горный кряж, возвышающийся над одним из расположенных там четырех озер рифтовой долины – исключительно живописным озером Зивай. Примерно 125–780 тысяч лет назад здесь разливалось большое «мегаозеро», в которое входили все четыре современных водоема и где палеонтологи нашли многочисленные останки древних антилоп и бегемотов и… что самое ценное – 141 копейный наконечник из обсидиана.

Находками занимался профессор Йонатан Зале из Калифорнийского университета, который обратил внимание на имеющиеся на них характерные повреждения. Оказывается, что в момент удара на обсидиановых пластинках появляются V-образные трещины. Вершина «V» отмечает ту точку, из которой трещины распространяются в разные стороны. Было замечено, что чем «крылья» «V» не уже, тем выше скорость образования трещин в обсидиане. У одних наконечников она превышала 80 м/с, тогда как у других она была около 1,5 м/с. То есть получается, что в первом случае копье с наконечником летело в цель будучи брошенным, а во втором – объект охоты им просто ударяли. И у Джин Ауэл как раз и подчеркивается, что ее герои, принадлежавшие к неандертальцам, бегут за животным и ударяют его. Есть у них и своеобразное спортивное состязание – «бег с копьями», в ходе которого нужно первым добежать до цели и поразить ее ударом копья.

Изображение


Вот он, древний обработанный камень, с которого началась наша цивилизация. Дордонь, Франция.

Но это книга, пусть и очень интересно написанная. На самом деле уже давно ясно, что изобретение метательного оружия стало гигантским шагом в истории человечества. Научившись бросать копье в цель, человек получил возможность не сближаться с опасным животным, а поражать его издали. До этого открытия считалось, что метательное оружие появилось примерно 60–100 тысяч лет назад. И причина так думать была. Был найден древнейший дротик, возраст которого был определен в 80 тысяч лет. Затем появились лук, стрелы и копьеметалка (атлатль). И вроде бы было логично, что все это придумал как раз Человек Разумный, ведь изготовить хорошее метательное оружие намного труднее, чем колюще-режущее. Но вот новые находки говорят о том, что, видимо, дротики использовали не только кроманьонцы, считающиеся нашими непосредственными предками, но и представители какой-то другой, явно более древней африканской популяции Homo. Зале решил, что древнейшие дротики — это творение Гейдельбергского человека, и что это он наиболее вероятный предок Человека Разумного и опять-таки тех же неандертальцев.

Изображение


Наконечники копий и каменные топоры. Музей Анатолийской цивилизации. Анкара, Турция.

Понятно, что скорее всего мы так никогда и не узнаем, откуда у Homo sapiens появилось это оружие. Сами наши предки его придумали или же у кого-то позаимствовали. Важнее знать, что 200–300 тысяч лет назад в эволюции человека появились новые анатомические черты и явно более сложные орудия, что говорит о совершенствовании его мышления. Возможно, что именно тогда люди и начали говорить. И не стоит обращать особое внимание именно на то, что находку эту сделали в Эфиопии. Появиться метательное копье могло ведь практически где угодно. Важнее, что уже тогда древние люди вполне успешно могли вести бой на расстоянии! А вот каменные наконечники они по-прежнему применяли далеко не всегда! Так, копья австралийских аборигенов до сих пор представляют собой простую заостренную палку! В 1779 году на Гавайских островах, где погиб капитан Джеймс Кук, в бою с островитянами был взят трофей – деревянное копье с гарпунообразным наконечником. А на Соломоновых островах использовались костяные наконечники. Так что тут фантазия человека буквально не знала границ и использовала все, что подходящего было у него под руками.

Изображение


Украшение копьеметалки. Британский музей. Лондон.

То есть если считать, что живопись все той же пещеры Ласко во Франции скорее всего относится в ХVIII тысячелетию до н.э., то… последние данные науки показывают, что к этому времени метательные копья с наконечниками из камня имели уже самое широкое распространение, хотя да – судить об этом на основании охотничьих картин в древних пещерах мы и не можем. Ну, а о том, что самые ранние копья представляли собой и вовсе всего лишь заостренные палки мы можем судить хотя бы уже потому, что это самое простое оружие, которое только вообще можно придумать. И если обнаружены наконечники от метательных копий, то прежде них, разумеется, использовались копья сугубо ударные и самые первые из них ну просто по логике вещей не могли иметь никаких наконечников, а лишь примитивно сделанное острие и не более!

Изображение


Кадр из кинофильма «Миллион лет до нашей эры» (1966 г.). Вот, оказывается, какие тогда были красотки. Кстати, все прямо-таки по Джин Ауэл – ну вылитая Эйла из цикла ее романов «Дети Земли».

Что же касается романов и образов, созданных Джин М. Ауэл, то при всех достоинствах ее произведений она все-таки несколько перенасытила их, во-первых, слишком уж многочисленными описаниями сексуальной жизни людей каменного века, в некоторых местах ну совершенно явно избыточных. Ну, а во-вторых – их толерантность и миролюбие у нее явно чрезмерны.


Изображение


Бизон, пораженный копьем. Рисунок на стене в пещере Левобережная. Саблино.

Хотя, то, что в те времена оружие еще довольно редко направлялось против людей, скорее всего, правда. Вот только причина этого скрывалась отнюдь не в высоких моральных качествах тогдашних людей, а в том, что сами человеческие племена были очень немногочисленными. По некоторым данным, плотность населения в эпоху позднего палеолита составляла 1 человек на 20 квадратных километров. Человеческие коллективы тогда достигали в среднем 40 человек, да и вообще людей на земном шаре было очень немного. Например, считается, что к эпохе позднего палеолита население Земли составляло что-то около трех миллионов человек. Но даже если допустить, что их было в несколько раз больше, до борьбы за «жизненное пространство», скорее всего, было еще очень и очень далеко. Отдельные кровавые стычки между людьми, безусловно, происходили, поскольку они и сейчас они далеко не ангелы, а уж в ту пору они не знали ни божьих заповедей, ни катехизису в школе не обучались!

Истина в произведениях Ж. И. Рони-старшего и Джин М. Ауэл, то есть начала и конца ХХ века, лежит как всегда где-то посредине. Впрочем, этнографические материалы также свидетельствуют, что конфликты на ранних этапах человеческой истории люди предпочитали улаживать миром. Если же мира достичь не удавалось, то для силового решения конфликта избирали специальных бойцов, а сами поединки между ними проводились по определенным правилам, которые обеими сторонами должны были строго соблюдаться. Ну, а если уж общая схватка была неизбежной, то перед ней опять-таки договаривались, как и сколько биться, о предельном количестве потерь, понесшая их сторона должна была бы признать себя побежденной и впоследствии выплачивать дань победителям. Конечно, мы не можем с абсолютной точностью утверждать, что все эти же обычаи существовали также и на заре человеческой истории. Хотя с другой стороны, а почему бы и нет?! Впрочем, если речь идет о каких-то доказательствах, то… живописные изображения тех далеких лет однозначно говорят нам лишь только об охоте на животных, а вот убитые люди, как, впрочем, и живые, на них почему-то практически отсутствуют!

Изображение


Наконечник копья, найденный во время раскопок на Баттермилк Крик в Техасе.

Впрочем, все время появляются и новые находки. Например, археологам из Техасского университета во время раскопок на Баттермилк Крик в штате Техас удалось найти каменные наконечники копий, возраст которых 15,5 тыс. лет. Казалось бы, что тут такого, находили и более древние, но в данном случае важно то, что раньше ученые считали, что первые люди появились в Северной Америке 11–11,5 тыс. лет назад. Они принадлежали к так называемой к культуре Кловис. Но теперь ясно, что заселение североамериканского материка состоялось еще раньше!

Изображение


А это часть остальных находок, сделанных учеными Техасского университета.

Интересно, что во время раскопок нашли около 100 тыс. различных каменных артефактов, и среди них 12 наконечников копий возрастом от 13,5 до 15,5 тыс. лет. Правда, пока невозможно сказать, являются ли люди культуры Кловис — потомками этой группы или нет? И было ли две, мигрировавшие в Северную Америку с интервалом в несколько тысячелетий, группы людей или же это была одна группа, но просто расселившаяся по разным территориям. Так что изучение нашего прошлого успешно продолжается, и помогают в этом даже наконечники копий, сделанные из камня!
Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.