Только массовые облавы спасут археологическое наследие?
[Вячеслав Кириленко]
Мы проект сделали. А вы разбирайтесь как хотите...
Николай БИРЮКОВ
85% гастрольных мероприятий, устраиваемых на территории Украины, проходят при участии иностранцев. «Непорядок!» — решили оппозиционные депутаты и внесли в парламент проект закона, согласно которому зарубежные певцы и музыканты должны будут платить за право выступать перед киевлянами, харьковчанами, львовянами и жителями других населенных пунктов. Один из застрельщиков этого начинания — Вячеслав Кириленко, отметившийся недавно еще одним законопроектом, вызвавшим немалый общественный резонанс.
Документ, о котором идет речь, имеет номер 2616 и длинное название: «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо протидії нелегальним розкопкам та обмеження цивільного обігу археологічних предметів». В чем суть этого проекта, мы недавно рассказывали нашим читателям в статье «Дорога только одна — в подполье» («2000» №15 (650), 12—18 апреля 2013 г.). Напомню, что переходить на нелегальное положение придется всем коллекционерам, собирающим предметы старины, если инициатива г-на Кириленко (а также его соавторов — Марии Матиос, Олеся Дония и Богдана Бенюка) обретет силу закона.
Кроме того, депутаты предлагают ужесточить правила использования металлодетекторов и прочего оборудования, позволяющего искать предметы, находящиеся под землей. Причем народные избранники оказались столь суровы, что хотят любого человека, появившегося в лесу ли, на поле ли с металлоискателем, объявить преступником. Мотивируется все это борьбой за сохранение археологического наследия. А что думают специалисты?
То ли за «черных», то ли за «белых»
Академический институт, руководимый Петром Толочко, уже сделал свое экспертное заключение по законопроекту (с ним можно ознакомиться на интернет-странице Союза археологов Украины*. Борьбу с «черными копателями», использующими детекторы металла, археологи приветствуют, но вместе с тем высказывают опасения, что предлагаемое изменение законодательства лишь пополнит список «мертвых» юридических норм, которых и так хватает. Эту мысль, пожалуй, можно развить.
Так, нардепы предлагают почти полностью запретить спецоборудование, используемое для нелегальных раскопок. Для этого собираются лицензировать продажу металлоискателей. Допустим, так и сделают. Но как быть с техникой, что уже на руках и активно задействуется для разграбления археологического наследия? Можно, конечно, объявить месячник сдачи незаконного оборудования, как это милиция делает с незарегистрированным огнестрельным оружием, но даст ли это желаемый эффект?
Непонятно еще вот что: каким образом контролировать тех, кто бродит по лесу с детектором, — облавы на них, что ли, устраивать? Представляете, полк внутренних войск поднимается по тревоге, перебрасывается к лесному массиву, прочесывает его, задерживает преступников, и в итоге они отвечают по всей строгости закона.
Скажете, автор ерничает? Не без этого. Но лишь для того, чтобы лишний раз отметить, сколь «сырой» законопроект породили Кириленко со товарищи. Собственно, то же самое говорится и в заключении, сделанном Институтом археологии. Вот пример. Проектом предлагается, чтобы любой, у кого есть археологический предмет (т. е. предмет, чей возраст более 300 лет), доказал законность владения им. Это требование, по мнению археологов, противоречит конституционному принципу презумпции невиновности.
Также в экспертном выводе указывается, что в обсуждаемом проекте есть завуалированная лазейка, позволяющая амнистировать незаконные коллекции (в том, что такие в стране есть, думаю, никто не сомневается). С одной стороны, инициаторы изменения юридических норм требуют, чтобы собрания предметов старины были обязательно зарегистрированы и прошли экспертизу. Но с другой — если владелец коллекции начал процедуру легализации в течение года со дня вступления принятого законопроекта № 2616 в силу, то от экспертизы он освобождается.
Получается, что некто, владеющий собранием артефактов, награбленных в курганах и городищах, получит прекрасную возможность беспрепятственно узаконить свою коллекцию, созданную преступным путем. И о каком сохранении археологического наследия тогда может идти речь?
В целом же, как отмечается в документе, подготовленном Институтом археологии НАНУ, «предлагаемый проект в случае его принятия никоим образом не улучшит наш не слишком совершенный механизм правового регулирования охраны археологического наследия».
Еще резче высказался Украинский фонд культуры, руководимый Борисом Олийныком. Эта организация подготовила обращение (его также можно найти на сайте Союза археологов) к президенту. Фонд просит главу государства отправить проект на доработку, поскольку он не соответствует законодательным нормам и серьезно ухудшает юридическое обеспечение охраны памятников археологии.
В частности, в обращении говорится, что уже давно действует закон «Об охране археологического наследия». Он вполне четко указывает, что все археологические памятники на территории Украины являются собственностью государства и место им — в музее. Но в документе, подготовленном Кириленко и его коллегами, предусматривается существование археологических предметов частной формы собственности. Налицо явное противоречие. Поэтому не стоит удивляться, что Украинский фонд культуры предлагает еще поработать над проектом № 2616. Вообще складывается впечатление, что готовился он чуть ли не на коленке — столько в нем разных нестыковок и взаимоисключающих положений.
Музейный тупик
Тем не менее есть и те, кто горячо защищает законопроект. Среди них — Алексей Копытько. Состоит он в музейном совете при Министерстве культуры, является заместителем председателя правления Украинского центра развития музейного дела, руководителем проекта «Музейное пространство». Отметился также г-н Копытько участием в мероприятиях фонда «Украина 3000», правление которого возглавляет Екатерина Ющенко.
На сайте «Музейного пространства» недавно появилась статья «Promuseum и не только» (prostir.museum/ua/post/30376). Написал ее сам Копытько. Начинается его сочинение со слов: «С каждым днем поступает все больше сигналов, которые показывают, что, поддерживая законопроект № 2616, мы все делаем правильно. Этот документ может реально ограничить грабеж памятников археологии и подорвать рынок нелегальных находок. Поэтому у противников законопроекта настоящая истерика».
Вполне возможно, что у «черных копателей» на самом деле случился всплеск неконтролируемых эмоций. Но ознакомился ли автор статьи с выводами двух авторитетных организаций — Института археологии НАНУ и Украинского фонда культуры, находящимися в свободном доступе? Копытько об этом ничего не говорит.
В то же время своими методами защиты законопроекта № 2616 он способен поставить в тупик кого угодно. Так, автор пишет: «число сторонников законопроекта среди археологов и музейщиков растет» и дает ссылку на другую публикацию на сайте. Перед открывшим ее вырастает аршинный заголовок «78 археологов и музейщиков поддержали законопроект об усилении борьбы с грабителями археологических памятников».
Далее говорится (цитирую дословно): «78 ученых-археологов и музейных работников, среди которых 21 доктор и 29 кандидатов наук, поддержали законопроект № 2616 об ограничении гражданского оборота археологических предметов и усилении борьбы з незаконными раскопками. Об этом сказано в резолюции Международной археологической конференции «XIV БОСПОРСКИЕ ЧТЕНИЯ», которая проходила 20—24 мая в Керчи. «Музейний простір» публикует полный текст резолюции и список лиц, ее поддержавших».
При внимательном прочтении выясняется, что ни единого упоминания о проекте Кириленко в резолюции нет. Подписавшиеся под ней — а это ученые и музейщики Украины, России и Польши — действительно бьют тревогу по поводу ситуации с охраной памятников археологии Северного и Восточного Причерноморья (заметьте, не всей Украины, а только черноморского региона!). Также они заявляют, что приветствуют любые усилия различных органов власти по сохранению археологического наследия. Но это общие фразы, а вот о поддержке именно законопроекта № 2616 — ни словечка.
Возникает вопрос: почему бы г-ну Копытько не использовать в качестве аргумента какой-нибудь документ ЮНЕСКО, где тоже будет поднята тема защиты памятников археологии, и не сказать, что влиятельная международная организация поддержала усилия депутатов Верховной Рады? Согласно логике Алексея Копытько это можно сделать беспрепятственно.
И в заключение несколько слов о том, в каком состоянии находится законопроект, которому мы сегодня уделили столько внимания. Парламентарии его не рассматривали даже в первом чтении. Когда оно состоится, неизвестно: пока что в Комитете по культуре и духовности Верховной Рады должен собраться «круглый стол», посвященный проекту №2616.
Будем надеяться, это мероприятие поспособствует тому, чтобы на головы жителей Украины не свалился еще один непродуманный закон. Их в государстве и так достаточно.
Николай БИРЮКОВ
http://2000.net.ua/2...kspertiza/91390