Подобные интерлюдии стали одной из составных частей нового театрального искусства – придворных масок. К ним добавили музыку, пение, балет, кое-что ещё – и вот появились маски. Следует признать, что параллельно с появлением искусства маски, развивалась и настоящая драматургия, и эти виды театрального искусства часто пересекались даже в рамках творчества одного и того же драматурга. Достаточно привести имена Кристофера Марло, Шекспира, Бена Джонсона...
Маски поражали зрителей не столько драматургией сюжета, но и костюмами актёров, необычностью оформления сцены, прекрасной музыкой и великолепно поставленными танцами, в которых принимали участие аристократы, а иногда и ...
Да, вскоре в танцах стала принимать участие даже Её Величество королева. Правда короли Джеймс I и Чарльз I в танцах никогда участия не принимали, но принц Чарльз танцевал.
Джеймс I Стюарт (1566-1625) - король Англии и Ирландии с 1603; в России он более известен как Яков I.
Чарльз I Стюарт (1600-1649) – принц Уэльский 1616; король Англии, Шотландии и Ирландии 1625; в России он более известен как Карл I.
Так как свет в зрительном зале в то время ещё не гасили, то присутствующие могли наслаждаться зрелищем прекрасно одетых знатных лиц, придворных и Их Величеств.
Первое упоминание о новом явлении в английском театре, названным “маской”, относится к 1512 году и появляется в хронике Эдуарда Холла:
"В праздник св. Епифании [6 января], ночью, король и ещё одиннадцать дворян разыграли сюжет в итальянской манере, называемой маской, явление никогда доселе невиданное в Англии. Они были одеты в одеяния длинные и широкие, отделанные золотом, в масках и в накидках из золота, и после банкета эти Маски вошли с шестью джентльменами, переодетыми в шёлк, держащими факелы, и попросили дам потанцевать с ними. Некоторые были довольны, а некоторые, знавшие правила её, отказали, так как это была не та вещь, которая часто встречалась. И после того как они потанцевали и пообщались, согласно обычаю маски, они попрощались и ушли, и так поступила королева и остальные дамы".
Королевой Англии тогда была Екатерина Арагонская (1485-1536), первая жена Генриха VIII.Генрих VIII Тюдор (1491-1547) – король Англии 1509.
Холл приписывал Генриху VIII заимствование масок из Италии. Самым новым и необычным в этом представлении было то, что в конце представления актёры в масках не танцевали друг с другом, а приглашали в партнёры дам из аудитории, которые были без масок. С этих пор танец с лицами из аудитории стал обязательным элементом масок, также как и пышные костюмы и наличие драматического сюжета, который достиг своего наивысшего развития в эпоху Стюартов.
Эдуард Холл (1498-1547) – английский литератор, автор хроники “Союз двух благородных и прославленных родов Ланкастеров и Йорков”.
В эпоху королевы Елизаветы I маски была уже вполне сложившимся жанром, но своего высшего расцвета они достигли при Стюартах, королях Джеймсе I и Чарльзе I. Очень много и плодотворно при дворе в этом жанре работал Бен Джонсон, который в сотрудничестве с Иниго Джонсом создал настоящие шедевры театрального искусства.
Бен Джонсон был и изобретателем антимаски, части представления, которая предшествовала основной постановке. Если в маске действовали боги, герои и добрые силы, то в антимаске буйствовали злые силы: колдуны, демоны, ведьмы и в аллегорической форме - различные пороки, такие как Гнев, Зависть, Измена, Похоть и пр.
Многие исследователи полагают, что антимаска (иногда её называют антик-маска) восходит к итальянским интермеццо, впрочем, как и интерлюдии.
Елизавета I Тюдор (1533-1603) – королева Англии и Ирландии 1558.
Бен Джонсон (1572-1637) – английский драматург, поэт и актёр.
Иниго Джонс (1573-1652) – английский архитектор и сценограф.
Текст масок нельзя рассматривать в отрыве от музыки, хореографии, сценографии, даже архитектурных особенностей помещения. Бен Джонсон настаивал на том, что маска – в первую очередь литературное произведение. Иниго Джонс, в свою очередь, считал маску ярким зрелищем и развлечением. Их частые ссоры привели к тому, что Бен Джонсон с 1625 года перестал работать над масками.
Маски в период конца XVI-первая половина XVII веков стала особым жанром элитного искусства, так как постановки обычно происходили при дворе или, значительно реже, в домах самых знатных и богатых вельмож. Элитарность этого искусства проявлялась и в том, что в отличие от драматических спектаклей, маски обычно представлялись один-два раза, зато такое представление иногда могло продолжаться два-три дня. И это при сравнительно небольшой драматургической составляющей.
Во времена расцвета этого жанра маски обычно состояли из пролога (часто поэтического), антимаски, основной маски, эпилога, костюмированного бала.
Драматический сценарий масок занимал обычно 10-15 страниц, редко больше, но сам ход представления маски требовал, чтобы сюжет постановки прерывался или иллюстрировался многочисленными вставными номерами, вокальными или танцевальными.
Впрочем, благодаря таким писателям, как Бен Джонсон, драматургическая составляющая масок стала играть очень значительную роль, а в некоторых случаях - и преобладающую, что отмечали и современники.
Так Джон Чемберлен в 1613 году отмечал, что “Маски Лордов” (Lord’s Masque) были больше похожи на обычную пьесу.
Сэр Дадли Карлтон писал, что
"маски на свадьбу графа Монтгомери по песням и речам не хуже пьесы".
В последнем случае, скорее всего, имеется в виду свадьба графа Габриэля III де Монтгомери (1595-1630), состоявшаяся в 1615 году.Джон Чемберлен (1553-1628) – автор известных серий писем о жизни Англии своего времени.
Сэр Дадли Карлтон (1573 - 1632) - с 1628 г. виконт Дорчестер, английский дипломат, был послом в Венеции, потом (1616 - 1625 и 1627 - 1628) послом в Голландии. Крупный коллекционер.
Первоначально сюжет масок и порядок сцен, строился таким образом, что хаотический мир природы по воле божественного монарха превращался в великолепный сад или дворец.
Стюартам этого показалось недостаточно, так что лет через 8-10 после воцарения Джеймса I порядок сцен изменяется. Теперь только сам факт присутствия монарха, его божественная эманация и энергия, которые король распространяет на всё государство, возвращает страну к идеальному состоянию золотого века, то есть восстанавливается предустановленная гармония.
Большой успех масок у современников, особенно масок Бена Джонсона, обычно объясняют тем, что каждая постановка была переполнена намёками на произошедшие события и на реальных людей. Автор текста не стремился к тому, чтобы его могли понять потомки – ведь маску ставили обычно один или два раза, да и круг придворных зрителей был довольно ограниченным. Поэтому зрители понимали все злободневные намёки с полуслова, а современным переводчикам и исследователям приходится издавать сохранившиеся тексты масок с обширным комментарием.
В английском театре выделение фигуры монарха из общей массы зрителей произошло во времена правления Елизаветы I, когда кресло королевы стало располагаться непосредственно на сцене.
Сохранилось описание представления пьесы Плавта “Aulularia” (“Золотой горшок” или “Клад”), поставленной для Елизаветы I в Кингс-колледже в Кембридже в 1564 г.:
"На южной стене был повешен государственный штандарт для королевы. [В зале] стояли два больших стола для избранных придворных. Входят лорд-камергер и господин секретарь с множеством стражников с факелами. От двери [к сцене] сделан мост, по которому идёт королева с некоторыми лордами и леди, по бокам – джентльмены-пенсионеры с факелами".