Перейти к содержимому

 


- - - - -

Духовно-рыцарские ордена


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
4 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 01 Март 2017 - 16:56

Госпитальеры




Мы восхваляем наши имена,
Но станет явной скудость суесловий,
Когда поднять свой крест на рамена
Мы в эти дни не будем наготове.
За нас Христос, исполненный любови,
Погиб в земле, что туркам отдана.
Зальем поля потоком вражьей крови,
Иль наша честь навек посрамлена!

Конан де Бетюи. Перевод Е. Васильевой


Обычно западноевропейские рыцари побеждали мусульман на поле брани, и не только когда они сражались отважно и решительно – это были качества, которыми рыцарство славилось всегда, – но и действовали при этом еще и организованно. Но вот как раз организованности-то рыцарям чаще всего и не хватало. Причина заключалась в том, что всякий рыцарь-феодал мало от кого зависел, так как его крестьяне вели натуральное хозяйство, а само общество отличалось внеэкономическими формами принуждения к труду. Более того, личной доблестью он мог запросто превзойти и герцога, и графа, а то даже и самого короля! Сюгер, настоятель Сен-Дени в своем трактате «Жизнь Людовика VI, прозываемого Толстым» подробно рассказал о том, в 1111 году задумал подвергнуть наказанию Гуго дю Пюизе, поскольку тот занимался разбоем, и осадил его замок в Босе. Хотя войско короля и понесло большие потери, но замок Гуго он все-таки взял, но с самим Гуго поступил очень мягко: всего лишь отправил в изгнание, хотя мог бы повесить. Потом Гуго вернулся, заявил, что раскаялся, и Людовик VI его простил. Тогда Гуго вновь выстроил донжон и… занялся грабежом и прочими бесчинствами, так что король был просто вынужден опять идти в поход на своего строптивого вассала. И опять донжон Гуго сожгли, а самого Гуго наказали, а потом, когда он раскаялся в очередной раз, опять помиловали! Но тут он повторил все то же самое уже в третий раз, и уж вот тут-то король рассердился не на шутку: сжег его донжон, а самого Гуго отправил на Святую землю замаливать грехи перед богом. Оттуда он уже не вернулся, и лишь после этого обитатели Босе смогли вздохнуть спокойно.


Изображение

Воин-крестоносец 1163 – 1200 гг. Фреска на стене часовни Крессак-Сен-Жени (Шарант). Наиболее знамениты фрески, написанные на северной стене. Верхний ряд изображений повествует о битве с сарацинами, разыгравшейся в 1163 году у подножья замка Крак де Шевалье, когда осадивший замок эмир Нуреддин был полностью разбит внезапной атакой франкской кавалерии.

Таким же, если не большим, самоуправством, в ту эпоху отличались и многие другие рыцари. И ладно бы в мирное время! Нет, и на поле брани они вели себя столь же неподобающим образом! И если какой-нибудь гордый рыцарь раньше остальных бросался на вражеский лагерь, чтобы первым его ограбить, или бежал от врага, когда требовалось стойко стоять на одном месте и биться с неприятелем, король вполне мог проиграть даже самое удачно начавшееся сражение!

Сделать так, чтобы рыцари отличались дисциплинированностью – вот о чем мечтали многие военачальники, но добиться этого никто не мог долгие годы. Все изменилось, когда начались «экспедиции» на Восток. Там, близко познакомившись с совершенно иной для них восточной культурой, вожди Запада решили, что «основой» рыцарской дисциплины может стать сама церковь. И нужно для этого всего лишь … сделать из рыцарей монахов и намекнуть при этом, что таким образом они приблизятся к заветному спасению!


Изображение

Рыцари-крестоносцы Палестины: слева направо – рыцарь-крестоносец Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (основан в 1099 г.); госпитальер; тамплиер, рыцарь ордена св. Якова Кампостельского, тевтонский рыцарь ордена св. Марии Тевтонской.

Так вот и появились духовно-рыцарские ордена рыцарей-крестоносцев, созданные в далекой Палестине. Но только скопированы они были с очень похожих «организаций» у мусульман! Ведь именно там, на Востоке, в конце XI – начале XII века появились такие военно-религиозные ордена, как Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, часть которых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в один большой и единый для всех мусульман духовно-рыцарский орден Футувва. У членов этого ордена существовал чисто рыцарский обряд, когда вступавшего опоясывали мечом, после этого кандидат выпивал «священную» соленую воду из особой чаши, надевал на себя специальные шаровары и даже, как и в Европе, получал удар плоской стороной меча или рукой по плечу. То есть и само рыцарство как таковое пришло в Европу с Востока, о чем, кстати говоря, говорится и в поэме Фирдоуси «Шахнамэ»!

Хотя, кто первым и у кого позаимствовал саму идею именно духовно-рыцарского ордена тоже, в общем-то, неизвестно – вернее, это очень спорный вопрос! Ведь задолго до этих событий в землях Африки, а именно в Эфиопии, уже существовал… древний христианский орден св. Антония, и это его совершенно справедливо историки считают наиболее старым среди всех прочих рыцарских орденов во всем мире.


Изображение

Крест был популярной фигурой на старинных рыцарских гербах.

Считается, что он был основан негусом – правителем Эфиопии, который был известен на Западе под именем «Пресвитера Иоанна», после того, как св. Антоний либо в 357, либо в 358 году опочил во Господь. Тогда очень многие из его последователей решили уйти в пустыню, где приняли обеты монашеской жизни св. Василия и создали обитель «имени и наследия св. Антония». Сам орден основали в 370 году от Рождества Христова, хотя даже и более поздняя дата по сравнению со всеми другими орденами все равно будет «ранней».


Изображение

Лестница к пещере преподобного Антония Великого. Наверное, здесь можно обрести спасение…

Ордена с таким же названием позднее были в Италии, во Франции и в Испании, и представляли собой филиалы ордена, штаб-квартира которого находилась в Константинополе. Интересно, что эфиопский орден сохранился до нашего времени. Глава ордена – его гроссмейстер и одновременно Президент Королевского Совета Эфиопии. Принимают в него новых членов ну очень редко, а что касается обетов – то, да, они совершенно рыцарские. У знака ордена имеются две степени – Большой рыцарский крест и крест-компаньон. Его имеют право указывать в своем официальном титуловании инициалы KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).


Изображение

Кресты ордена св.Антония.

Оба знака ордена имеют вид золотого эфиопского креста, покрыты синей эмалью, а сверху они еще и увенчаны императорской короной Эфиопии. Но нагрудная звезда – крест ордена, короны не имеет, и наложен на восьмиконечную серебряную звезду. Орденская лента традиционно сшивается из муарового шелка, имеет бант у бедра, а цвет ее черный с синими полосками на краях.

Одеждой рыцарей ордена являлись черные с синим мантии, на груди которых был вышит синий трехконечный крест. Старшие по званию рыцари отличались двойными крестами такого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на острове Мерое (в Судане), а по всей Эфиопии ордену принадлежали как женские, так и многочисленные мужские монастыри. Орден был просто несказанно богат: его годовой доход составлял не меньше двух миллионов золотых. Таким образом, идея таких орденов впервые родилась отнюдь не на Востоке, и, как вы видите, не в Европе, а в… знойной христианской Эфиопии!

Ну, а пальма первенства в создании самого первого ордена в Палестине принадлежала иоаннитам или госпитальерам. Обычно основание его неспециалисты связывают с первым крестовым походом, хотя реальная история ордена немного другая. Началось все, когда император Константин приехал в Иерусалим, чтобы найти здесь (и он его нашел!) Животворящий крест Господень, ну, тот самый, на котором распяли Иисуса Христа. Затем в городе нашлись и многие другие святые места, которые упоминались в Евангелии, и в этих местах тут же стали возводиться храмы.

Понятно, что любому христианину было бы очень приятно посетить все эти места, получить благодать от Бога и надежду на спасение своей грешной души. Но путь в Святую Землю для пилигримов был наполнен опасностями. И когда кто-то туда добирался, то, нередко принимал монашеские обеты, и оставался, чтобы и дальше творить добро другим паломникам при этих же монастырских больницах. В 638 году Иерусалим был захвачен арабами, но для всей этой «деятельности» условия практически не изменились.

И вот когда в Х веке Иерусалим превратился во всемирный центр христианского благочестия, нашелся благочестивый купец – да, были тогда и такие, по имени Константине ди Пантелеоне, родом из итальянской торговой республики Амальфи, который в 1048 году попросил разрешение у египетского султана на строительство в городе очередного приюта для заболевших паломников. Назвали его Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а эмблемой госпиталя стал белый восьмиконечный крест Амальфи. Поэтому-то его служителей и стали называть иоаннитами, или госпитальерами (от. лат. hospitalis — «гостеприимный»).


Изображение

Битва за Агру. Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

Целых 50 лет госпитальеры жили вполне мирно – они ходили за больными и молились, но тут Иерусалим осадили крестоносцы. По легенде, христиан, как и всех других жителей города «поставили на стены». И тут хитрые иоанниты стали сбрасывать на головы рыцарей-христиан не камни, а свежий хлеб! Власти тут же обвинили иоаннитов в измене, но произошло чудо: прямо перед судьями хлеб этот превратился в камень, что доказало их невиновность, так что они были оправданы! Когда 15 июля 1099 года Иерусалим пал, герцог Готфрид Бульонский наградил смелых иноков, а некоторые его рыцари даже сделались членами их братства с целью защищать паломников, следующих в святой город. Сначала статус ордена утвердил правитель Иерусалимского королевства Бодуэн I в 1104 году, а девять лет спустя римский папа Пасхалий II подтвердил его решение своей буллой. И эта хартия Бодуэна I и папская булла дошли до наших дней и находятся в Национальной библиотеке острова Мальта в городе Ла-Валлетта.


Изображение

Людовик VII и король Иерусалима Бодуэн III (слева) сражаются с сарацинами (справа). Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

Военные братья ордена не упоминались в документах до 1200 года, когда и сложилось их деление на братьев-воинов (благословленных на ношение и пользование оружием), братьев-лекарей и братьев-капелланов, которые выполняли в ордене необходимые религиозные обряды. Подчинялись военные братья лишь папе римскому и гроссмейстеру ордена. При этом они владели землями, церквями и кладбищами. От налогов они были освобождены, и было установлено, что даже епископы, и те, не имели права отлучать их от церкви!


Изображение

Современные госпитальеры-реконструкторы.

Свое название Иерусалимский орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна он получил в 1120 году при первом магистре Раймоне Дюпюи. Наряду с обычным монашеским одеянием рыцари носили черный плащ, на левом плече которого нашивался белый восьмиконечный крест. В походе они носили сюрко обычно алого цвета с белым полотняным крестом на груди с расширяющимися концами. Символизировали они следующее: четыре конца креста - это четыре христианских добродетели, а восемь углов – восемь добрых качеств истинного верующего. Ну и, конечно, крест на кровавом фоне символизировал рыцарскую стойкость и верность Господу. Знаменем ордена было прямоугольное полотнище красного цвета с белым крестом.


Изображение

Форт в Ларнаке, Кипр. Здесь тоже были крестоносцы.

В 1291 году орден покинул Палестину и переехал на остров Кипр, а через 20 лет обосновался на острове Родос, где находился до 1523 года, когда его оттуда вытеснили турки. 42 года спустя рыцари ордена перебрались на Мальту и стали называться «мальтийскими рыцарями». Ну, а больницы, основанные орденом в различных странах Европы, были в то время настоящими центрами медицины.


Изображение

Кадр из кинофильма «Суворов» (1940). На императоре Павле хорошо видна мантия с мальтийским крестом. Ну, вот любил он рыцарскую романтику, что делать… В кинофильме мы видим, что во время встречи Суворова с Павлом на Павле I надета мантия магистра Мальтийского ордена. Можно с уверенностью сказать, что то, что мы видим, истории не соответствует. Павел I был действительно провозглашен великим магистром Мальтийского ордена, но лишь 6 декабря 1798 года, то есть десять с лишком месяцев спустя после этой аудиенции.

В 1798 году Мальта попала под власть Наполеона, что вызвало массовое рассеяние его членов по миру. Император Павел I приглашал «мальтийских рыцарей» в России и всячески им потворствовал, но после его смерти им пришлось уехать из России в Рим. Сегодня орден имеет сложное название, которое звучит так: Суверенный Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Заметим, что в боях с мусульманами в Палестине госпитальеры все время соперничали с тамплиерами, из-за чего их ставили подальше друг от друга. Например, иоаннитов в арьергарде, а тамплиеров в авангарде, а между ними все остальные войска.


Изображение

Аббатство Беллапаис, Северный Кипр. Основано госпитальерами, но сейчас здесь православная греческая церковь.


Изображение

А вот так она выглядит сегодня внутри.


Изображение

Ну, а это подземелья аббатства. Когда снаружи жара, здесь царит приятная прохлада.

Безусловно, госпитальеры были не только воинами и лекарями, но и прекрасными строителями, так много они построили различных аббатств, церквей и соборов. В этом они также соперничали с тамплиерами. Перебравшись на Кипр, они построили там множество сооружений культового характера, сохранившихся до наших дней.


Изображение

Собор Св. Николаса, превращенный мусульманами в мечеть.


Изображение

Сзади собор Св. Николаса выглядит ничуть не менее впечатляющим, чем со стороны фасада.


Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/95...ospitalery.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 02 Март 2017 - 18:25

Тамплиеры



Не чаялось мне быть в такой кручине,
Как в честь Христа взялся я крест нести.
Теперь я рад бы биться в Палестине;
Но верность даме встала на пути.
Как должно, душу мог бы я спасти,
Когда б желанье сердца смолкло ныне.
Но всё равно ему в его гордыне,
В рай или в ад придется мне идти.

Ульрих фон Зингенберг. Перевод Б. Ярхо


А вот первый «зарегистрированный», вернее, скажем так - утвержденный римским папой орден воинов-монахов основал Гуго де Пейн. Название ему он придумал такое: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломонова» – поэтому-то в дальнейшем его и стали называть орденом тамплиеров или храмовников (по-французски «тампль» как раз и означает «храм»). А было так, что в 1118 году Гуго де Пейн – французский рыцарь вместе со своими восемью родственниками-рыцарями основал орден с целью защищать пилигримов в Палестине. Задачу они себе поставили следующую: «По мере сил охранять дороги на пользу паломникам от коварства разбойников и от нападений степных кочевников». Рыцари были настолько бедными, что имели одного коня на двоих, из-за чего впоследствии на печати ордена изображались два всадника верхом на одной лошади.


Изображение

Современные «рыцари-тамплиеры».

О создании ордена было объявлено на соборе в городе Труа в 1128 году, где его признали официально. Священнику Бернару Клервоскому была поручена разработка его устава, в котором должны были быть собраны все правила ордена. Архиепископ Тирский Вильгельм – канцлер Иерусалимского королевства и один из известнейших историков средневековья, описывал создание ордена следующим образом: «В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин I, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений – одни пожизненно, другие во временное пользование – благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности». Тогда же ордену дали не только устав, но и разрешение на ношение его рыцарями белой монашеской рясы и плаща, а черных одеяний – для их оруженосцев и слуг. А вот красного креста на плече тамплиеры сначала не имели. Он им был дарован римским папой Евгением III лишь после 1145 года.


Изображение

Средневековая миниатюра с изображением рыцаря-тамплиера.

Сам Бернар Клервоский, причисленный впоследствии к лику святых, писал о рыцарях-монахах следующее: «...Новое рыцарство появилось в Святой земле. Новое, говорю я вам, и не испорченное миром, в коем ведет оно двойное сражение – как против врагов во плоти и во крови, так и против духа зла в небесах. И нет никакого чуда в том, что рыцари эти противостоят крепостью мышц своих телесным противникам, ибо сие полагаю я делом вполне обычным. Но подлинным чудом является то, что силой духа своего сражаются они с пороками и демонами, заслужив такую же хвалу, как и священнослужители». Вот какой предстает перед нами жизнь тамплиеров в передаче Бернара: «Они во всем подчиняются командиру своему, носят предписанное им облачение, не пытаясь что-либо добавить к одеянию и к пище своей... Избегают они любого излишества в еде и в одежде... Живут вместе, без жен и детей... Обретаются под одной крышей, и в жилище этом ничего им не принадлежит – даже собственная воля их...» И вот ещё одно важное добавление, вернее, добавление, которое посчитал он важным: «Никого не ставят они ниже себя. Почитают лучших, а не знатных…» «Волосы стригут они коротко... Не причесываются никогда, моются редко, борода у них всклокоченная, воняют они дорожным потом, одежда их запачкана пылью, грязью и пятнами от упряжи...»


Изображение

Печать тамплиеров.

Интересное описание, притом, что особенная чистоплотность в это время вообще не была популярна, так как церковь учила, что водой грехов не смоешь. И то, что Бернар отметил, что от них разило потом, говорит о многом.

Картина, как вы видите, создается не самая привлекательная – и, однако же, успех дела привлечения в орден людей был громадным. Правда, вступающим в орден было обещано – причем в весьма возвышенной форме – отпущение грехов. Однако Бернар позволил ордену – с разрешения местного епископа, конечно, вербовать в свои ряды даже тех, кто был... отлучен от церкви! Но следует подчеркнуть, что сам он абсолютно никаких иллюзий на счет людей, завербованных подобных образом, не питал: «Среди них, – писал он, – есть злодеи, безбожники, клятвопреступники, убийцы, разбойники, грабители, развратники, и в этом вижу я двойную выгоду: благодаря отъезду сих людей страна будет от них избавлена, Восток же возрадуется их прибытию, ожидая важных от них услуг». Разумеется, это довольно циничный подход для настоящего христианина. «Любовь – любовью, но надо ведь и меру знать!»

Однако крестовые походы действительно стали для Запада избавлением от множества «лишних ртов», и почему бы было этим не пользоваться и далее. И потом, разве святой Бернар помышлял сделать из этих людей монахов? Отнюдь нет – всего лишь лишенных собственной воли воинов-профессионалов, которых церковь могла бы противопоставить совершенно разнузданной рыцарской вольнице – только и всего! Чтобы войти в число монахов Храма, нужно было выдержать испытательный срок – иногда чрезвычайно долгий. Тем не менее, и бойцы, и дары начали стекаться в орден буквально со всех сторон, а вокруг монашеского рыцарства создается ореол необыкновенной притягательной силы. И этим широко пользовался также и орден Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского: кто страшился строгих требований ордена храмовников, находил здесь атмосферу более мягкую, хотя и не менее рыцарскую.

Оба ордена спасут Святую землю двадцать раз, и шесть Великих магистров-храмовников сложат свои головы в бою. И вот, что очень важно: орден стал богат, очень богат: на Востоке силой оружия (поскольку война – это всегда грабеж), а на Западе – за счет пожертвований и подарков. Потому что орден одаривали, как раньше одаривали аббатства – то есть, исполняя обет, опасаясь загробного воздаяния, или ради традиционной заботы о спасении души. Орден получал деньги, земли, и даже невольников. Многие феодалы включали его по завещанию в число своих наследников, либо в пользу ордена отказывались от пустошей, лесов и глинистых участков, где ничего, собственно, и так не растет, но которые вполне годились, чтобы подарить их богоугодному ордену! Король Арагона дошел до того, что решил даже отдать тамплиерам и госпитальерам собственное королевство, и только сильнейшее недовольство своих вассалов, и даже крестьян, которых местные священники настроили против тамплиеров, заставило его расстаться с этой идеей. И жалко, что этого не случилось! В Европе тогда могло бы оказаться под властью ордена целое государство и – вот это был бы тогда социальный эксперимент! Орден же принимал практически все! Между тем, кроме дарений в Шампани и во Фландрии, тамплиеры стали получать земли и в Пуату, и в Аквитании, что позволило защитить от набегов арабов практически все побережье Франции. К 1270 году они имели в той же Франции около тысячи командорств, а к ним в дополнение еще и многочисленные «хозяйства» (небольшие фермы, управлявшиеся членами ордена). Ну, а к 1307 году количество их удвоилось.


Изображение

Реконструкция вооружения тамплиеров, XIII в.

Самое интересное, что тамплиеры действительно свято чтили свой устав, запрещавший им поднимать оружие против единоверцев. Ведь они на Западе не участвовали ни в одной феодальной распре, хотя на Востоке, а ещё в землях Испании и Португалии (а также в битве при Легнице в 1241 году против монголов Бату-хана) сражались постоянно! Регламенты ордена были таковы, что не позволяли братьям-рыцарям удаляться от лагеря дальше, чем была слышна команда, не позволяли наступать без приказа или покидать строй даже в случае ранения. Более того, рыцари были обязаны сражаться с еретиками при их троекратном превосходстве в численности.

Одновременно уставом предписывалось, что если им придется защищать свою жизнь от нападения единоверцев, то браться за оружие они могут лишь после троекратного на них нападения со стороны последних. А в случае неисполнения своего долга их следовало трижды бичевать, чего среди светских рыцарей вообще не допускалось! Есть мясо тамплиеры в течение недели могли только три раза. Причащаться должны были три раза в год, мессу слушать тоже три раза и ещё трижды в неделю подавать милостыню... Сражаться с врагами им следовало, пока развевалось их знамя. И только лишь когда знамя падало, а все соратники были рассеяны или погибли, рыцарь-тамплиер, уповая на Господа, имел право искать спасения в бегстве и покинуть поле боя.

Численность братьев-рыцарей в Аутремере составляла примерно 300 человек. Еще орден мог выставить несколько сотен сержантов и рыцарей-мирян, на время примыкавших к тамплиерам, что было по тем временам силой очень внушительной – недаром короли Иерусалима обычно ставили их в авангарде своих войск. При этом орден умел также хорошо защищать свои замки и крепости, как и воевать в чистом поле. При этом тамплиеры были неутомимыми строителями. На Востоке они строили замки и прокладывали дороги. На Западе орден строил, прежде всего, церкви, соборы, ну и замки тоже. В Палестине тамплиеры владели 18 крупными замками, причем замки тамплиеров строились очень быстро и представляли собой по-настоящему неприступные крепости. Расстояния между ними выбирались с расчетом, чтобы эту территорию было легко патрулировать. Вот далеко не полный перечень замков, построенных орденом в Святой земле: Сафет (выстроен всего за четыре года), Бельвуар и Замок Паломника в Галилее, замки Бофор и Аркас в Ливане, Тортоса, Красный и Белый Замки в Сирии. При этом в каждом из таких замков располагались крупные отряды, что еще больше усиливало их значение. Так, например, в крепости Сафад, построенной для охраны дороги из Дамаска в Аккон в районе переправы через реку Иордан и восстановленной орденом в 1240 году, в мирное время находились пятьдесят тамплиеров. В их распоряжении также было тридцать послушников в качестве подкрепления. Кроме того, у них имелись еще пятьдесят легковооруженных конных воинов, тридцать лучников, восемьсот двадцать пеших воинов и четыреста рабов.

Формирование ордена было завершено в 1139 году буллой Иннокентия II, где заявлялось, что любой тамплиер любые границы имеет право пересекать свободно, не платит никаких налогов и не может подчиняться никому, кроме Его Святейшества Папы. Ну, а кресты после 1145 года они стали носить не только на левом плече, но также на груди и на спине. Знамя тамплиеров было двухцветным: верх – черный, низ – белый. Черное одеяние в ордене было у оруженосцев и слуг. Военное звание имели рыцари, у которых было два походных коня и один боевой конь, и оруженосец, служивший за плату либо добровольно. В этом случае его категорически запрещалось подвергать телесным наказаниям. За рыцарями следовали сержанты, носившие одежду коричневого цвета и сражавшиеся в конном строю. Каждый из них имел собственного коня и слугу. Находясь в замках ордена, они размещались в таких же помещениях, что и рыцари, и имели точно такие же спальные принадлежности. Зато в походе ни палаток, ни навесов им не полагалось – они спали прямо на земле и ели из одного котла. Вооруженные слуги, находившиеся при войске, шли в бой под началом брата-знаменосца вместе с другими. Наконец, в войске тамплиеров могли быть также и наемники – туркопулы, набиравшиеся обычно из армян и представлявшие собой конных лучников, которые, однако, всегда должны были спешиваться перед стрельбой. Реально, а не так как это изображала их печать, в поход они выступали, будучи прекрасно экипированными. По уставу ордена рыцарю следовало иметь: небольшую палатку, молоток, чтобы вбивать колышки для палатки, потом ещё веревки, топор, непременно два хлыста, а также мешок для спальных принадлежностей. Затем у него должны были быть котел для варки пищи, миска и сито для просеивания зерна, непременно две чашки, потом две фляги, а ещё ковшик, ложка, и два ножа и т. п., и это, не считая его оружия и доспехов, которые у тамплиеров всегда были наилучшего качества. Естественно, что все это перевозилось вьючными лошадьми, иначе с таким грузом рыцарь не смог бы сделать и шагу!

Здесь надо сказать, что помимо воинской доблести тамплиеры показали себя и весьма изобретательными людьми с точки зрения развития… финансового дела! Ведь это тамплиеры придумали чеки, наличие которых позволяло людям золото и серебро с собой уже не возить. Теперь вполне можно было совершать паломничество всего лишь с маленьким кусочком кожи, но затем обратиться в любое из орденских командорств и получить там по нему деньги в нужном количестве. Деньги владельца такого чека становились недоступными для разбойников, которых в Средние века было очень много. Орден давал ссуды под 10 процентов годовых, тогда как у ростовщиков комиссия была 40 и более процентов. И хотя папы освобождали крестоносцев, идущих в поход, от долгов еврейским ростовщикам, тамплиерам долги отдавали всегда.


Изображение

Фигурки-миниатюры, в том числе и изображающие рыцарей-тамплиеров, сегодня очень популярны.

Известно, что богатство развращает, и уже очень скоро нравы храмовников во многом изменились. Например, хотя устав ордена и предписывал им умеренность в еде, вино они потребляли в таких количествах, что родилась даже такая поговорка: «Пьет, как тамплиер» – то есть самым неумеренным образом! Естественно, что богатства, собранные орденом за всю его долгую историю, вызвали к нему зависть очень многих, поэтому вскоре после изгнания крестоносцев из Святой земли на орден начались гонения. В 1307 году французский Филипп IV (который, кстати, был должен тамплиерам большую сумму денег!) обвинил тамплиеров в колдовстве и приказал их арестовать и пытать с целью добиться признательных показаний. Затем папа римский отдал распоряжение их судить, что, разумеется, было исполнено. Но нигде, кроме Франции, вина тамплиеров доказана не была. Тем не менее, папа все равно упразднил орден, а его последнего Великого магистра сожгли на костре в центре Парижа на острове посреди Сены в 1314 году, причем, умирая, он проклял короля и папу, и оба они вскоре умерли! Многие тамплиеры спаслись на территории Англии и Шотландии. В Германии они вошли в Тевтонский орден, а в Португалии просто поменяли название ордена и стали называться рыцарями Христа.


Изображение

А вот такими изображает нам рыцарей XIII века знаменитая «Библия крестоносца» или Библия Мациевского.

А вот в Италии наследниками тамплиеров стали рыцари ордена Сан-Стефано из Тосканы. Его основал в 1561 году великий герцог Косимо де Медичи Тосканский, чтобы бороться с пиратами. Орден имел бенедектинский устав, а великий герцог являлся его патроном и одновременно магистром. Братья ордена разделялись на четыре класса: рыцари благородного происхождения, священники, братья-слуги и женщины-канониссы. Штаб-квартира ордена находилась в Пизе. Галеры ордена действовали вместе с галерами мальтийских рыцарей и патрулировали в Средиземном море совместно с ними. 12 галер ордена участвовали в битве при Лепанто в 1571 году, где флот христианских государств одержал решительную победу над турками. Одеждой этого ордена был белый плащ, имевший светло-красную подкладку и красный мальтийский крест слева на груди, обшитый золотым кантом. У братьев-слуг это был белый плащ или простая рубаха с нашитым красным крестом. Священникам полагалась белая одежда, а красный крест был с желтым кантом из тесьмы.


Изображение

Тамплиеры-реконструкторы


Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 14 Март 2017 - 15:05

Крестоносцы Реконкисты


Испания была первой территорией Европы, которая подверглась нападению восточных мусульман, и неудивительно, что многовековая борьба с ними наложила глубокий отпечаток и на историю, и на культуру этой страны. Недаром такой известный британский историк, как Дэвид Николь, свой фундаментальный труд «Оружие и доспехи эры крестовых походов 1050 – 1350» начинает именно 1050 годом – для этого у него были все основания. Ведь воины с крестами на плащах и именно на испанской земле в то время уже существовали, причем даже много раньше этой даты!


Изображение


Крепость Сарагосы

Так что испанцам, можно сказать, в какой-то степени повезло с их историей. Ведь библейское предание о святом Иакове гласит, что когда все апостолы разошлись проповедовать о Христе, то он как раз отправился в Испанию. Он основал там несколько христианских общин и возвратился в Иерусалим, где в 44 году (а по другим данным, где-то между 41 и 44 гг.) стал первым из апостолов, кто был казнен за веру через отсечение головы по приказанию царя Агриппы I, внука Ирода Великого.

По преданию, после столь мученической кончины его останки последователи св. Якова сложили в лодку и поручили воле волн, то есть пустили плавать по Средиземному морю. И эта лодка чудесным образом доплыла до Испании, где волны выбросили ее на берег в устье реки Улья (где затем построили город Сантьяго-де-Компостела). В 813 году местный монах-отшельник Пелайо, увидел некую путеводную звезду, пошел за ней и нашел эту лодку, а в ней мощи святого, остававшиеся нетленными. После этого их поместили в гробницу и превратили в объект поклонения. И вот с этого-то момента к ней она и сделалась заветной целью паломников со всей Европы, а сам святой Иаков в это непростое для Испании время арабского завоевания стал почитаться небесным покровителем и защитником страны. Испанцы почитают его и сегодня, и очень трепетно относятся к этой святыне, хранимой в Сантьяго-де-Компостела. И не стоит удивляться, что вскоре на этом святом основании возник и первый монашеский орден св. Якова из Альтопашио, ставший известным как орден Тау, который считается самым старым среди всех прочих европейских духовно-рыцарских орденов. Уже в середине X века в Альтопашио, под городом Лука, монахи-августинцы основали госпиталь, призванный помогать паломникам, идущим в Рим или в Сантьяго-де-Компостелла. Самое первое упоминание об этом госпитале относится к 952 году, а второе к 1056-му. Именно в это время орден сделался уже военным по-настоящему, а его монахи стали охранять паломников на опасном пути между Луккой и Генуей. Однако орден сохранил и свои гражданские функции. Римские папы поддерживали его до 1239 года, когда ему был официально дан статус военного.

Хотя госпитали ордена строились не только в этих местах, но также и в других регионах Европы, и даже во Франции и Англии, он никогда не был особенно популярен и не стремился к тому, чтобы выдвинуться среди других. В 1585 году этот орден объединился с орденом св. Стефана из Тосканы и фактически прекратил свою деятельность. Рыцарей ордена Тау отличало монашеского вида темно-серое или даже черное одеяние с Т-образным крестом слева на груди. Капюшон при этом у них был красного цвета и его также украшал белый Т-образный крест.

Чтобы охранять паломников, идущих к мощам св. Иакова в Галисии, уже после того, как появился орден Тау, был создан еще и духовно-рыцарский орден Сантьяго или Святого Яго, точное название которого таково: «Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского». Основали его около 1160 года, причем существует он и сейчас в качестве гражданского рыцарского ордена под покровительством монархов Испании.


Изображение


Эффигия Дона Гарсиа де Осорио, 1499-1505 гг. На его сюрко видна эмблема ордена Сантьяго. Алебастр. Толедо, Испания.

Знак принадлежности к этому ордену вначале имел вид красного меча, имевшего крестообразную рукоятку, направленного острием вниз. Затем его сменило изображение красного лилиеподобного креста, нижняя оконечность которого имела форму остроконечного лезвия.

Вот так и началась история многочисленных испанских духовно-рыцарских орденов, которые на испанской земле появлялись в то время один за другим, прежде всего потому, что там царила не только феодальная раздробленность, но и одновременно повсеместно шла война против мавров! Ну, а потом случилось так, что в 1150 году король Альфонсо «Император» отбил у них город Калатраву и приказал архиепископу Толедо главную мусульманскую мечеть города перестроить в христианскую церковь и освятить. Защищать же город по решению короля должны были рыцари-тамплиеры. Но тех было слишком мало, чтобы они могли удержать его в руках, они в свою очередь передали его кастильскому королю Санчо III.

Положение сложилось очень тяжелое, потому что, если бы Калатрава была потеряна, арабская угроза нависла бы тогда и над Толедо, и прочими землями короля Альфонсо VII. Поэтому король Санчо решил созвать Совет дворян, среди которых были дон Раймундо, аббат монастыря Санта-Марии Фитеро и монах из Бургоса, Диего Веласкес, дворянин, и участник многих походов короля Альфонсо. Собравшиеся молча выслушали короля и только один Раймундо обратился к собравшимся с горячей речью, доказывая, что борьбу с неверными надо продолжать, после чего попросил короля поручить оборону города от мусульман ему. Диего Веласкес его поддержал, хотя многим это показалась безумием. Однако уже 1 января 1158 года в городе Альмасан король Санчо III, сын Альфонсо VII, передал и город, и крепость Калатравы Ордену Цистерцианцев в лице аббата Раймундо и других его монахов, чтобы они защищали их от врагов христианской веры. Дарение подтвердил король Наварры, а также несколько графов, магнатов и прелаты. Позднее Санчо III подарил Ордену Калатрава, называя его уже так, еще и деревню Сирухалес, неподалеку от Толедо, как знак благодарности за ее защиту.

Дон Раймундо и ставший его капитаном дон Диего Веласкес организовали войско ордена из числа рыцарей, которые пошли к ним со всей Испании, чтобы бороться с арабами. Соединив рыцарскую стойкость с монашеским укладом, они быстро заставили их считать себя силой.

Душой ордена долгое время был Диего Веласкес. Когда он умер, рыцари решили выбрать себе магистра ордена, что и было сделано в 1164 году. И вскоре их орден стал реальной военной силой, а его рыцари с успехом сражались во многих христианских армиях не только в самой Испании, но и в других государствах Европы. В Кастилии они приняли участие в завоевании города Куэнки. В Арагоне – при их активном участии у мавров отбили город Альканьис. Неудивительно, что орден вызывал такую жгучую ненависть у мусульман, что храбрый арабский военачальник Альманзор при первой же возможности собрал сильный отряд и осадил Калатраву. Крепость была взята, после чего он перебил всех ее защитников. В свою очередь те из рыцарей ордена, кто остался в живых, напали на крепость Сальватиерра, захватили ее и превратили в одну из орденских цитаделей.

Довольно скоро Орден Калатравы вернул себе силы, да так, что в 1212 году смог участвовать в битве при Лас Навас де Толоса, в которой магистр ордена бился с неверными в первых рядах королевской армии и был тяжело ранен в руку. Затем рыцари Калатравы отбили у мусульман множество городов и крепостей, а в городе Сальватиерра основали монастырь, который назвали Калатрава. В 1227 году они приняли активное участие в осаде Баесы, а в 1236-ом и во взятии Кордовы.

К XIV веку орден обладал такой силой и влиянием, что испанские короли стали воспринимать его всерьез и добились, чтобы выборы магистра ордена проходили при их участии. Кстати, именно ордену Калатрава папа передал все имущество испанских тамплиеров, что усилило его еще больше.

Затем в День Всех Святых в 1397 году Бенедикт XIII утвердил эмблему ордена. Ну, а в XV веке орден имел уже многочисленных вассалов во всей Испании, но занимался не столько тем, что участвовал в Реконкисте, сколько вмешивался в конфликты между различными христианскими государями.

Понятно, что такая политическая активность не устраивала «их католические величества» – короля Фердинанда и королеву Изабеллу, поэтому после смерти очередного магистра они присоединили земли ордена к владениям испанской короны!

Орден Алькантары имел своими предшественниками рыцарей братства Сан-Хулиана де Перейро, основанного в 1156 году (или в 1166 году) двумя братьями Суэро и Гомесом Фернандес Барриентос.

По преданию, они выстроили замок на берегу реки Тахо, чтобы защищать окрестные земли от мавров. Затем орден св. Сан-Хулиана де Перейро утвердил папа Александр III в 1177 году, а в 1183-м он был принят под покровительство ордена Калатравы (причем магистр ордена Калатравы получил право за ним надзирать). При этом он получил цистерцианский устав и собственную «униформу» – мантию белого цвета с вышитым на ней крестом красного цвета. В состав ордена входили как кабальеро – то есть рыцари-дворяне, так и клирики-миряне.


Изображение


Алькантарский мост.

Название Алькантары этот орден получил по имени города Алькантары, расположенного на равнине Эстремадуры и на берегу реки Тахо, – в том самом месте, где через нее был переброшен старинный каменный мост (по-испански – cantara). Город много раз переходил от мавров к испанцам и обратно, пока король Альфонсо наконец-то не отдал его рыцарям Калатравы. Однако те в 1217 году посчитали, что, так как Алькантара слишком далека от их владений, то им трудно будет ее защищать. Поэтому они попросили у короля разрешение передать город ордену рыцарей Сан-Хулиана де Перейро, равно как и все другие свои владения в королевстве Леон. Ну а этот орден, называвшийся иногда также орденом Трухильо, получил название ордена Алькантары.

Поступить в него было труднее, чем стать рыцарем ордена Сантьяго или Калатравы. Так, кандидату следовало иметь не только целых два поколения благородных предков, но и все четыре семьи его предков также должны были владеть земельными поместьями, что должно было подтверждаться соответствующими документами.

Со временем богатство и земельные владения ордена достигли таких размеров, что соперничество кандидатов на пост магистра закончилось вооруженным столкновением, что было прямым нарушением обета ордена, запрещавшего обнажать оружие против христиан. В результате орден раскололся, дошло до кровопролитной междоусобицы, что на пользу ордена, конечно, не пошло. Позднее и сама кастильская знать, и духовно-рыцарские ордена разошлись по двум враждующим лагерям, причем рыцари ордена Алькантары бились и на той, и на другой стороне конфликта! В 1394 году очередной магистр ордена провозгласил крестовый поход против мавров Гранады. Однако он закончился неудачей. Войска крестоносного воинства были разбиты, а Гранаду удалось взять лишь в 1492 году совместными усилиями войск короля Фердинанда и обоих орденов Калатравы и Алькантары.

В это время в ордене насчитывалось 38 командорств, годовой доход которых составлял 45 тыс. дукатов, то есть он был весьма состоятелен. Но значение духовно-рыцарских орденов в армиях Пиренейского полуострова в это время стало резко снижаться. Так, например, в 1491 году из десяти тысяч конных воинов кастильско-арагонского войска, выступившего против Гренады (Гранады), на долю воинов ордена Святого Иакова и Меча пришлось всего девятьсот шестьдесят два всадника, ордена Калатравы – только четыреста, а орден Алькантары прислал всего лишь двести шестьдесят шесть рыцарей.


Изображение


Рыцари самых известных испанских рыцарских орденов.

Однако все это время распря в орденах продолжалась. Их командоры избирались и свергались, а в итоге все это закончилось тем, что в 1496 году король Фердинанд добился папской буллы, которой ему даровалось магистерство ордена Алькантары. Ну, а в 1532 году король Испании Карл V все испанские духовно-рыцарские ордена официально подчинил своей королевской власти.

Правда, цель католических королей Испании заключалась отнюдь не в ликвидации этих орденов, а лишь в их полном подчинении испанской короне. Тем более что их военное значение все время падало. В 1625 году орден Алькантары насчитывал всего лишь 127 рыцарей. Еще через двадцать лет его рыцари с рыцарями других орденов вошли в один орденский полк, входивший в состав испанской армии вплоть до XX века.


Изображение



Существовал в Испании и духовно-рыцарский Орден Сан Хорхе (то есть Святого Георгия) де Альфама, следующий уставу Ордена августинцев и основанный в 1200 году. Штаб-квартира ордена находилась в крепости Альфама, отсюда и его название. Значение и возможности ордена были невелики, а затем в 1400 г. он и вовсе вошел в состав Ордена Пресвятой Девы Монтесской, что дало право его рыцарям на ношение красного креста Ордена Монтезы. Сам орден св. Девы Монтесской был учрежден намного позднее всех остальных и в своей деятельности ограничивался королевствами Арагон и Валенсия.

В 1312 году, когда орден тамплиеров был упразднен и распущен, короли Арагона Хайме II и король Португалии убедили папу, что его владения в Арагоне и Валенсии передавать госпитальерам не стоит, тем более что на процессе тамплиеров арагонских братьев признали невиновными. Король предложил отдать их недавно образованному ордену Девы Марии Монтесской в Валенсии. Папа Иоанн XXII в 1317 году благословил новый орден и дал ему бенедиктинский устав. Так орден Монтесы стал вторым после ордена Христа в Португалии орденом, который получил право наследовать имущество местных тамплиеров, но в отличие от португальского ордена преемником ордена тамплиеров он объявлен так и не был.


Изображение


Ворота в Альмасан.

Рыцарями нового ордена могли быть католики, имеющие законное происхождение, два поколения предков-землевладельцев и не имеющие предков-нехристиан. Магистр ордена Калатравы также получил право контролировать его деятельность. При этом его рыцари сохранили белый цвет своих одеяний, но крест красного цвета на них заменили на черный. В 1401 году военный орден Монтезы объединился с орденом св. Георгия Альфамского, так как цели их полностью совпадали. Под властью короны орден оставался автономным до 1739 года, когда и остальные три ордена перешли под управление королевской администрации.

Впоследствии испанскими кортесами все ордена законом от 1934 года были распущены. Однако орден Монтесы был возрожден в 1978 году, хотя и не вошел при этом в число официальных государственных орденов Испании.


Изображение


Крест Монтесы.

Знак ордена представлял собой равноконечный греческий крест простой формы красной эмали на белом ромбе, а затем стал аналогичен знаку ордена Калатравы, но только черного цвета с наложенным на него греческим крестом из красной эмали. Знак носят на шейной ленте или нашивают на левую сторону груди.

В королевстве Арагон в 1233 году провансальским дворянином Пером Ноласко был основан Орден Милосердия. Целью его был выкуп христиан, попавших в рабство к мусульманам. Разумеется, он также защищал пилигримов силой оружия, поэтому вскоре стал военным орденом. Однако он никогда не отличался многочисленностью и располагал лишь небольшим отрядом рыцарей. Братья ордена носили одежду белого цвета и небольшой герб Арагона на шейной цепи.


Изображение


Современные защитницы Тортосы.

Испанцам повезло еще и тем, что именно в этой стране был основан первый женский рыцарский орден Топора или Секиры, причем произошло это очень давно. А было так, что в 1148 году объединенные силы участников второго крестового похода отбили у мусульман крепость Тортоса, однако сарацины уже на следующий год решили вернуть себе город, и вот эту-то атаку как раз и пришлось отражать женщинам, так как их мужчины в это время были заняты осадой Лериды. И они сумели отбиться не от какого-то там небольшого отряда, и отнюдь не швыряясь со стены камнями, а сражаясь, одетыми в мужские доспехи с мечами и топорами в руках. Когда к городу на помощь подошли войска графа Раймунда, ему осталось лишь поблагодарить женщин Тортосы за проявленное ими мужество, что он, конечно же, и сделал. Однако ему показалось простой благодарности недостаточно, и он в поминовение их заслуг основал рыцарский орден, который назвал Женщины-рыцари Ордена Топора. Замужним женщинам в нем были дарованы одинаковые рыцарские права с их мужьями, а незамужним – с их отцами и братьями. И это был самый настоящий военный рыцарский орден, эмблемой которого служило изображение красного топора на тунике.


Изображение


Собор св. Марии в Тортосе уникален тем, что имеет трехъярусный неф и плоскую крышу!

Особенностью Испании было образование там большого количества рыцарских орденов, имевших, так сказать, местное значение. Например, в Арагоне были созданы такие ордена, как Монжуа и Монфрагуэ, но там имел место самый настоящий средневековый «национализм», который понимался тогда так: у вас там, в Кастилии, свой орден, а у нас в Леоне свой!

В этом плане очень интересна и история ордена Монжуа (по-испански Монтегаудио), или ордена Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа («Гора радости»), который был основан в Святой Земле испанским графом Родриго, бывшим рыцарем ордена Сантьяго. В 1176 году он передал учрежденному им ордену земельные владения в Кастилии и Арагоне, а король Иерусалимский предоставил «рыцарям Монжуа» в качестве обители несколько башен в палестинском городе Аскалоне вместе с обязанностью его защищать.

Штаб-квартира магистра ордена располагалась в замке Монжуа на одноименной горе вблизи Иерусалима, а свое название эта гора получила во время первого крестового похода, когда подступившие к городу крестоносцы увидели на ней образ Пресвятой Богородицы, что вселило в них радость и уверенность в победе над неверными.

Орден Пресвятой Богородицы Монжуа, члены которого, подобно рыцарям-тамплиерам, имели устав цистерцианцев и носили такие же белые орденские облачения, был признан папой римским в 1180 году. Изначально он был задуман как международное духовно-рыцарское братство (подобное орденам иоаннитов, тамплиеров и лазаритов), но вышло так, что со временем он превратился в национальный испанский орден, подобно тому, как орден Марии Тевтонской стал орденом немецких рыцарей. Эмблемой их являлся красно-белый восьмиконечный крест. Отдельные рыцари этого ордена участвовали в битве при Хаттине, и все там погибли, а оставшиеся в живых уехали в Испанию.

Существовал в Испании и такой удивительный Орден де ля Банда или Пояса, учрежденный в 1332 году королем Кастилии и Леона Альфонсом ХI то ли в Бургосе, то ли в городе Виктория, и это также был один из типично испанских «местечковых» орденов, создаваемых испанскими королями для защиты тех или других городов и быстро исчезавшие, когда военная угроза таким городам исчезала.


Изображение


Руины замка Калатрава ла Вьеха.

В средневековой Португалии тоже был создан духовно-рыцарский орден, называвшийся орденом Ависа. Точных сведений о дате его основания нет, а сведения о нем очень скудны и весьма противоречивы. По одним источникам, он был основан в 1147 году и получил название ордена Новых рыцарей, по другим - в 1148-ом его основали участники второго крестового похода.

В чем все источники едины, так это в утверждении, что орден создавался для защиты только что отбитого у мавров города Эворы. Сначала он также имел устав св. Бенедикта и потому его еще называли и орденом Святого Бенедикта Ависского, но затем в 1187 году его подчинили испанскому ордену Калатравы и старый устав был заменен на устав монахов цистерцианцев. С этого времени он стал известен как орден Эворских рыцарей ордена Калатравы. При этом магистров ордена все также утверждал магистр ордена Калатравы.

Эворские рыцари давали обеты бедности, целомудрия и послушания, и обязались сражаться против мавров. А вот название - Орден Ависа, было связано с тем, что ему был передан город Авис в провинции Алентежу. По одним сведениям, это произошло в 1166 году, по другим – только в 1211-ом по решению короля Альфонсо II. В 1223 – 1224 гг. эворские братья сделали этот город своей резиденцией, после чего орден стал называться орденом Ависа. Зеленый якорный крест в качестве эмблемы по просьбе короля Альфонсо IV ему был дарован папой. Причем по одним источникам, это произошло в 1192 году, а папа в это время был Целестин III, а по другим - в 1204-ом при папе Иннокентии III, который дал ему привилегии, свободы и иммунитет, аналогичные тем, что были у ордена Калатравы. Известно также, что рыцари ордена Ависа проявили чудеса храбрости в ходе осады города Севилья в 1248 году.

Хотя орден формально и подчинялся гроссмейстеру ордена Калатравы, однако постепенно он приобрел автономный характер, а политически все больше зависел от королей Португалии, которые дарили ордену обширные земли, отбитые у мавров. Конец Реконкисты в Португалии (ок. 1249 г.) и вялотекущая война с Кастилией сделали формальную зависимость ордена Ависа от Кастилии опасной для Португалии. Попытки решить вопрос о том, кто, кому и в какой форме должен подчиняться и должен ли подчиняться вообще, породили долгие разбирательства, прекратившиеся лишь после того, как независимость португальских орденов была подтверждена папой Евгением IV в 1440 году.

В XV веке орден Ависа вместе с орденом Христа сыграл очень важную роль в закреплении Португалии в Африке. Тогда первые завоевания на африканском континенте начались с захвата Сеуты королем Жоао I и позднее осады Танжера в 1437 году. Со временем «светскость» ордена Ависа дошла до того, что в 1496 и 1505 гг. его рыцари были освобождены, соответственно, от обетов бедности и целомудрия! В 1894 году орден стал называться Королевским военным орденом святого Бенедикта Ависского. Магистр ордена превратился в Великого командора, а им стал наследный принц Португалии. Наградной Орден святого Бенедикта Ависского получил три класса: Большой Крест, гранд офицерский и рыцарский. В 1910 году республика орден отменила, но после 1-й мировой войны в 1918 году Военный орден Ависа был вновь возрожден в качестве ордена за военные заслуги, а право награждения им получил президент республики.

Королевский орден святого Крыла св. Михаила являлся светским рыцарским орденом, который был основан первым королем Португалии доном Альфонсо Энрике в 1171 или, как считают другие историки, в 1147 году, после того, как 8 мая 1147 года он выбил мавров из города Сантарема. В этой битве участвовала и группа рыцарей из королевства Леон, особенно почитавших св. Михаила и называвшихся «Военным крылом (Ala) ордена Сантьяго» (отсюда – крест св. Иакова в знаке ордена, на который было наложено изображение алого крыла). Духовной жизнью рыцарей ордена руководили священники-цистерцианцы. До сих пор существуют как португальская, так и испанская ветви этого ордена, членство в которых считается очень почетным и дается как кавалерам, так и дамам.


Изображение


Крест ордена Христа.

Орден Христа стал орденом-правопреемником тамплиеров в Португалии. Был основан в 1318 году королем Динишем Щедрым для борьбы с маврами. Папой Иоанном XXII все владения португальских тамплиеров были переданы ордену Христа, включая и замок Томар, который в 1347 году стал резиденцией его великого магистра. Отсюда и еще одно название этого ордена – Томарский.

Кстати, тамплиеры обосновались на землях Португалии еще в 1160 году, когда они построили там свой неприступный замок Томар, который спустя тридцать лет выдержал продолжительную осаду мавров с Якуба аль-Мансура. Португальская монархия надеялась на помощь тамплиеров в Реконкисте, поэтому уже в 1318 году король Диниш предложил им организоваться в «ополчение Христово», а год спустя это ополчение превратилось в новый орден.


Изображение


Крепость Сан-Жоржи.

Штаб-квартирой ордена стал замок Кастро-Марим в южной части королевства. Рыцари принимали обеты бедности, безбрачия и… покорности португальскому монарху. В 1321 году в него входило 69 рыцарей, девять священников и шесть сержантов, то есть многолюдством среди прочих орденов он не отличался. После окончания реконкисты даже и он остался без дела и грозил стать для государства обузой. Поэтому принц Генрих Мореплаватель, будучи магистром ордена, обратил его против мусульманского Марокко, а для того, чтобы орден имел деньги, обязал купцов со всех африканских товаров платить налог в его пользу, и именно на эти средства была проведена перестройка Томарского замка-монастыря.

Томарские рыцари, как и их ависские собратья, активно участвовали в заморских экспедициях португальских мореплавателей. Так, Васко да Гама плавал под парусами с эмблемой их орденского креста.

Король Мануэль, видя в томарцах опору королевской власти, в качестве великого магистра секуляризировал орден, а его преемник король Жуан III превратил пост великого магистра в наследственный, принадлежащим королям Португалии. Отход от религиозного начала вызвал озабоченность Ватикана. При этом некоторые папы, ссылаясь на роль папства в учреждении этого ордена, стали вручать собственный орден Христа, чему португальская монархия вначале противилась; были известны случаи помещения кавалеров папского ордена в Португалии под стражу.

Затем в годы испано-португальской унии была проведена очередная реформа ордена. Теперь в него имел право вступить любой дворянин, прослуживший два года в Африке или три – в португальском флоте. В 1789 году он был подвергнут окончательной секуляризации, а в 1834 году все его имущество было национализировано. После крушения португальской монархии (1910) все старинные ордена в стране были ликвидированы, но в 1917 году орден Христа президентом Португалии был восстановлен в качестве гражданской награды.

Очень древним, хотя и не имеющим прямого отношения к Реконкисте, был орден Святого Лазаря, который был и религиозным, и рыцарским орденом, и был основан в Иерусалимском королевстве Жераром де Мортигом около 1098 года на основе больницы для прокаженных. В него обычно вступали рыцари, больные проказой – недугом в средневековье распространенным очень широко. Эмблемой ордена являлся восьмиконечный крест зеленого цвета. Рыцари ордена имели обыкновение сражаться без шлемов и одним лишь своим видом повергали противника в ужас, к тому же они не чувствовали боли и бились, невзирая на раны. После падения Акры в 1291 году рыцари Св. Лазаря покинули Святую землю и Египет и перебрались сначала во Францию, а затем, в 1311 году, в Неаполь. В 1517 году часть ордена объединилась с орденом св. Маврикия в один орден св. Маврикия и Лазаря.


Изображение


Орден св. Маврикия и Лазаря.


Автор: Вячеслав Шпаковский https://topwar.ru/96...rekonkisty.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#4 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 25 Март 2017 - 17:35


Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#5 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 14 Ноябрь 2020 - 22:57



Орден топора


"Если вы искренне считаете женщин слабым полом, попробуйте ночью

перетянуть одеяло на себя."

Не принято как-то о женщинах-рыцарях говорить, не принято. Но, тем не менее, в истории человечества женщины не раз объединившись, или в одиночку, воевали против зла. Воевали и побеждали.


Так в 1148 году крестоносцы отбили у сарацин крепость Тортоса. Под властью сарацин крепость контролировала морскую торговлю, а точнее, сильно ей мешала. Мешала настолько, что ее взяли штурмом соединенные силы англичан, французов и тамплиеров Англии, Франции и Испании, которые были собраны для участия во Втором крестовом походе. Руководил ими граф Раймунд (Рамон) Беренджер IV.

А потом начались проблемы. Поскольку поход был неудачен, меж крестоносцев начались внутренние распри, поиски виновных, и сарацины решили этим воспользоваться.


В 1149 г. сарацины атаковали крепость и город, и отражать эту атаку пришлось женщинам, потому что мужчины были заняты осадой Лериды. Это было потрясающе, потому что женщины благополучно отбились не от какого-то отряда, а от регулярных войск, и отнюдь не швыряясь камнями, а сражаясь в мужских доспехах.


Когда подошли силы графа Раймунда, дело уже было сделано, и графу осталось только отблагодарить женщин за доблесть, что он и сделал. Он основал для них рыцарский орден, который назывался orden de la Hacha, Орден Топора, the Order of the Axe (основное оружие сражавшихся, боевой топор). Замужним женщинам были даны одинаковые рыцарские права с их мужьями, незамужним – с их отцами и братьями. Это был боевой рыцарский женский орден, опознавательным знаком которого было изображение красного топора на тунике.


Удивительно мало пишут об этом событии, поэтому многие о женщинах-рыцарях просто никогда не слышали. Членов ордена называли Cavalleras, Equitissae и Militissae. Для них был учреждена форма, напоминавшая форму капуцинов, они были освобождены от налогов, они получили право участвовать в тех же сборах, что и мужчины, сидеть выше их, и передавать рыцарский титул по женской линии.


Известно, что в 1472 г. (то есть более чем через 300 лет после основания Ордена Топора), при осаде бургундцами Бове, атака была отбита под руководством Жанны Аше, рыцаря Ордена Топора. Орден никогда не был расформирован, и предполагается, что он исчез сам по себе, со смертью последней женщины-рыцаря.

Прикрепленные миниатюры

  • 125183438_856735875137966_1553298909656554320_n.jpg
  • 125444832_199742678343165_6524053051534730615_o.jpg

Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


1 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.