Перейти к содержимому

 


- - - - -

«Божественные войны»: Хор vs Сета


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 16 Февраль 2017 - 15:15

Для нас, христиан, Бог – это Бог! Существо высшего порядка и занятое своими, «божественными проблемами». Но были и другие боги: например, боги, вполне похожие своими характерами на людей в греческой мифологии. А вот как обстояло дело в Древнем Египте, где большинство богов были звероголовы? Были ли они совершенны и невозмутимы, недосягаемы для людей, и представляли ли собой воплощение вечности? Или, напротив, походили на людей, пусть даже и со своими звериными головами?

Изображение


Боги Египта мало того, что имели звериные головы, их еще было принято изображать во много раз больше людей, вот почему на стенах древних храмов они выглядят столь впечатляющими!

Увы, последнее оказалось верным. Мифические египетские боги были подвержены обычным человеческим слабостям: тщеславию и жадности, мстительности и лжи, даже распутству и пьянству. К тому же, они далеко не всегда были всемогущи, они сами могли оказаться во власти магии… А их стремление к власти и борьба за нее вошли в легенды. Более того, они даже сражались друг с другом! То есть если следовать древнеегипетской религии буквально, то следует признать, что когда-то на египетской земле бушевали… «божественные войны»!

Один из самых популярных сюжетов на эту тему мы можем найти в папирусе «Честер Бити №1», впервые опубликованный Аланом Гардинером в 1931 году. Папирус относится к временам XX династии (1200-1085 гг. до н.э.), тогда же, видимо, произошла и литературная обработка мифологического цикла, который в подробностях описывает тяжбу дяди и племянника – двух богов – Гора и Сета. Отметим, что это довольно поздний период истории Египта, трансформация образов богов за тысячелетия произошла значительная, и, если в событийной стороне мы можем увидеть корни древних представлений, то оценки того или иного персонажа носят следы конца эпохи Египта Нового царства.

Их баталии можно рассматривать с точки зрения отражения исторических событий и борьбы племен Верхнего и Нижнего Египта, с точки зрения утверждения патриархального порядка престолонаследия, противоборства Порядка и Хаоса, наконец, как отражение вечной битвы Добра и Зла. Но последняя трактовка представляется наименее вероятной, поскольку ни одна из сторон не являлась в понимании древнего египтянина ни тем, ни другим.

Красная земля – Северный Египет, Белая земля – Южный Египет. Две земли, два бога, два соперника… Каковы же были эти боги, которые 80 лет, согласно мифу, боролись за право получить двойную корону Та-мери, как называли свою страну древние египтяне?

Изображение


Древнеегипетские боги (слева направо): Гор, Сет, Тот, Хнум, Хатор, Себек, Ра, Амон, Пта, Анубис, Озирис, Изида.

Красногривый Сет, воплощение свирепого жара пустыни, песчаной бури, необузданной силы, бог беспощадной войны, на протяжении всего периода истории Древнего Египта являлся одним из богов, культ которого распространялся на значительную территорию. И сразу оговоримся, что Сет не персонифицировал извечное зло для египтян, поскольку эта роль отводилась змею хаоса – Апопу – с которым еженощно борется солнечный Ра. В то же время Сет, будучи постоянным спутником Ра во время его путешествия по Дуату, всегда помогает ему в этой битве. Более того, Сет является единственным богом, который в одиночку способен справиться с Апопом, что, как мы увидим в дальнейшем, сильно осложнило Гору получение наследства его отца Осириса.

Возникновение культа Сета в Египте можно отнести к додинастическим временам. Его амулеты и изображения относятся к древнейшим временам бадарийской культуры, есть они в Нагаде, Су, но центром культа Сета был Омбос. Однако и в Нижнем Египте его храмам нашлось место – на северо-востоке Египта (в 14 номе), Сету поклонялись и в утерянном Пер-Рамсесе. Одно из самых первых известных изображений Сета можно увидеть на ритуальной булаве царя Верхнего Египта – Зару (более известного как царь Скорпион, 3100 г до н.э.). В древнейшие времена он считался братом и другом Хора Старшего, Сет олицетворял ночь, а Хор — день. Оба бога оказывали умершим дружескую помощь; в том числе — устанавливали и держали лестницу, по которой умершие восходят с земли к небесам, помогали подниматься по ней.

Во времена II династии имя и символика Сета появляется на стелах фараонов вместе с именем сокола Хора, что свидетельствует о равенстве этих богов. И в более поздние времена соединение имен Гора и Сета символизировало царскую власть, объединение Верхнего и Нижнего Египта. В ряде изображений Гор и Сет даже сливаются в двухголовое божество – Херуифи.

В некоторые периоды III тыс. до н.э. Сет даже несколько потеснил Гора как покровитель царской власти. Его имя включалось в сложную царскую титулатуру («жрец Сета»), цари XIX и XX династий даже носили его имя (Сети I, Сети II, Сетнахт). «Наполеон древнего мира» – фараон Тутмос III называл себя «любимцем Сета», а о Рамсесе Великом во время битвы при Кадеше говорится, что он сражался «как Сет». Сет был не только богом войны и гнева, но и покровителем металлов, обретая черты бога земли, творца Птаха; самый твердый известный на тот момент металл – железо – именовался «костью Сета».

Негативными чертами образ Сета стал наделяться в период после гиксосского завоевания, во времена правления XV-XVI династий (1715 — ок. 1554 до н. э.). Чужеродные завоеватели поклонялись Сутеху (Баалу), функции и атрибуты которого были перенесены на египетского Сета (потому-то Сет и воспринимался впоследствии как покровитель иноземцев, даже среди его жен были чужеродные богини).

Изначально культ бога Сета (или Сетха), вероятно, был принесен после того, как в один из древних периодов на территорию Нижнего Египта, где проживало автохтонное население, вторглись несколько волн орд семитов, пришедших из нынешней Сирии и Аравийских степей. Они, можно предположить, были смешаны с северными горными племенами. Эти захватчики поклонялись Сету, однако их власть не распространялась дальше Дельты.

Позже из Аравии через нижнюю оконечность Красного моря (впрочем, единого мнения не существует, возможно, они шли через пустыню или Абиссинские горы) появились другие племена, освоившие зеленую долину Верхнего Египта. Искусные ремесленники, вооруженные медным оружием, они принесли с собой в Египет ирригационное земледелие, что позволило обуздать паводок Нила. Первым их поселением был Эдфу, но постепенно они стали продвигаться на север, к священному Абидосу и Тинису, подчиняя себе разрозненные племена, объединяя их под своей властью. Пришельцы эти поклонялись Гору.

Образ Гора в течение истории Древнего Египта также претерпевал значительные изменения, впитывая в себя различные верования. Но, во-первых, отметим, что Горов было несколько. Самый известный образ – защитник древних царей, воплощением которого был сокол, символизировавший дух солнца. Различными божествами были Гор-старший (сын Ра, брат Осириса) и Гор-младший (сын Осириса и Исиды). В Эдфу Гор имел атрибуты не солнечного, а небесного бога. Он также был Гором обоих горизонтов – Харахти, ставшим одной из форм Ра (и в этом аспекте его символом стал знаменитый крылатый диск). В образе крылатого диска Гор победоносно сражается с врагами Ра, поит воду Нила их кровью, что Ра находит для себя «приятным», а место сражения получает название Бехдет («жизнь приятна»), Гор становится победителем врагов – Гором Бехдетским. В этом мифе Ра обращается к Гору как к своему сыну, а Осирис вообще отсутствует. Возможно, Гор когда-то был воплощением солнечного духа в тех местностях, куда впоследствии пришла гелиопольская теология с ее мощным культом Ра, поэтому образ Гора стал не самостоятельным, а влился в культ Ра.

Как «золотой Гор», он считался богом зари, в таком облике он принимал «ба» усопших в Зале Двух Истин Осириса (в зале загробного суда). Вполне вероятно, что изначально его матерью была не Исида, а «небесная корова» Хатхор, а солнце, луна, звезды (атрибуты Гора) были формами Гора, которые он принимал как ее сын. Очевидно, что древние племенные концепции накладывались друг на друга, затем на более поздние представления, и в результате осталось только одно обобщенное имя божества – Гор.

Один из царей-покорителей Верхнего Египта – Скорпион – со своей армией продвигался на север, расширяя границы своего царства. Однако его победный марш был остановлен в районе болотистого тогда Фаюма. К этому времени в Египте фактически остались два царства – Верхнее и Нижнее, их столкновение стало лишь вопросом времени. И это время настало, когда к власти пришел царь Верхнего Египта – Нармер (Гор Аха), основатель I династии. Он надел красную (Нижнего Египта) и белую (Верхнего Египта) короны, объединив Египет в конце IV тыс. до н.э. Как видим, победа была одержана поклонниками Гора.

Такова в общих чертах возможная историческая подоплека, которая дошла до нас в виде отголосков в мифах о борьбе Гора и Сета. Отметим, что уже в период Древнего царства мифологическая канва сложилась: Гор, сын Осириса, победил Сета, завладел короной отца. Тогда как в независимой традиции, не связанной с циклом об Осирисе, Гор и Сет выступают как братья, претендующие на наследство. Поздняя трансформация мифа связана, вероятно, с изменением порядка престолонаследия, когда утверждалось право передачи престола не по старшинству среди братьев, а от отца к сыну.

Изображение


Древнеегипетский папирус, изображающий взвешивание сердца умершего Анубисом. На одной чашке весов сердце, на другой «перо истины» богини Маат.

Мифологический план истории относится ко временам, когда на земле жили боги… И даже не жили, а только пытались осуществиться. Уже в утробе своей матери, великой богини Нут, Сет, как повествует миф, проявил свой завистливый нрав, когда хотел опередить по рождению Осириса, чтобы стать наследником их отца Геба. Но, несмотря на его трехдневные усилия, даже необычный способ появления на свет из пробитой им же дыры в боку матери, Сету это не удалось, и по праву первородства владыкой Верхнего и Нижнего Египта стал Осирис. Все последующее время жизни Сет был одержим мечтой о захвате власти, он с завистью следил за успехами Осириса, который осуществлял цивилизаторскую миссию, организуя жизнь смертных в Египте и за его пределами. Но, как известно из мифа, Сет все же нашел способ оказаться во главе Египта, обманом заключив Осириса в сундук, а затем расчленив его тело.

Мы опускаем подробности мытарств Осириса и Исиды, проблематику и символику этого многосложного мифа, воскрешение и уход Осириса в потусторонний мир. Но обратим внимание на сюжет, связанный с рождением Гора Исидой от мертвого, но на мгновение воскрешенного магией Осириса, поскольку к дальнейшим событиям он будет иметь отношение. Когда богиня почувствовала, что в ней бьется новая жизнь, она обратилась со страстной мольбой к солнечному Ра о защите своего сына Гора, о том, чтобы он смог стать владыкой и отомстить убийце своего отца. И царь богов еще до рождения обещал своему правнуку Гору и трон, и власть.

Изображение


В реальной жизни только боги и фараоны в Египте могли иметь подобные доспехи. Кадр из фильма «Фараон».

Несмотря на обещание прадеда, царя богов Ра, у Гора было трудное детство. Во многом благодаря стараниям его дяди Сета, который не торопился забыть о подрастающем сопернике. Но все же Гор вырос, и началась восьмидесятилетняя эпопея борьбы за владычество над Египтом. Многие мифы содержат подробности этих кровавых распрей, довольно сложно выделить последовательность сюжетов, тем более, как мы понимаем, это не единый цикл, а составленные воедино обрывки мифов разных времен и территорий. Но есть ряд наиболее известных сюжетов.

Изображение


Колесница Тутанхамона. На таких колесницах, по мнению египтян, сражались также их боги. Каирский музей.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 16 Февраль 2017 - 18:04

Один из сюжетов войны Хора и Сета связан со знаменитым амулетом – Оком Гора и лунарным циклом. Миф гласит, что в ходе сражения Сет в виде гиппопотама одержал победу над Гором и вырвал его глаз, обратив племянника в бегство. Затем Сет разрубил глаз Гора на 64 части и разбросал по Египту (как видим, Сет очень последователен в своих привычках). На помощь Гору приходит Тот: он собирает все части и возвращает око целым и невредимым. Тот связан с культами Луны, поэтому мифологический сюжет о вырванном оке часто связывают с лунным циклом: когда Сет разбрасывает части ока – Луна убывает, когда Тот их соединяет – Луна растет. Возвращенное Око Гора обладало магическими свойствами, став могучим талисманом уаджат: с его помощью Гор сумел воскресить Осириса, который, однако, не пожелал остаться в этом мире, завещав Гору трон и месть. Приведем их последнюю беседу, воспользовавшись изложением И.В. Рака:

«— Какой из поступков, по-твоему, является самым благородным? — спросил Осирис Хора.
— Помочь невинно пострадавшему, — без раздумий ответил Хор.
— Какое из животных, участвующих в сражении, ты считаешь самым полезным? — задал Осирис свой второй вопрос.
— Самое полезное животное в битве — это конь, — сказал Хор.
— Почему же конь? — удивился Осирис. — Почему ты назвал не льва, а коня? Ведь самый могучий из зверей — лев.
— Лев нужен тому, кто защищается, — ответил Хор. — А конь преследует убегающего.
Довольный ответом сына, Осирис воскликнул:
— Воистину, ты готов к битве! Иди же и повергни Сета!»

Вооруженный напутствием отца, Гор продолжил битвы с Сетом. Борьба богов шла с переменным успехом, Гору удавалось одержать победу над Сетом в облике гиппопотама, змеи, крокодила. Даже разрубить его тело на части, отомстив, таким образом, за отца. Однако упрямый Сет всегда воскресал и снова бросался в битву.

Битвы Гора и Сета в образах культовых животных присутствуют практически во всех версиях мифов. Сет чаще всего избирал облик самца гиппопотама. В древнем Египте самка гиппопотама воплощалась в образах добрых богинь (например, Таурт или Опет), а вот гиппопотам всегда представлялся воплощением зла и хаоса, которое надо победить, чтобы восторжествовал божественный порядок. На стенах гробниц всех периодов истории Древнего Египта присутствуют ритуальные сцены, когда умерший предстает поражающим копьем различные хтонические порождения, воплощенные в образах крокодилов, змей, гиппопотамов, иногда птиц (хотя на первый взгляд зрителю представляют бытовые зарисовки – нильскую охоту или рыбалку). Так, например, деревянная золоченая статуэтка из гробницы Тутанхамона изображала юного царя, стоящего на ладье и поражающего копьем бегемота как то самое воплощение хаоса.


Изображение

Бог Тот с головой ибиса был богом знания и мудрости.

Отметим, что в истории существовал прецедент, согласно которому божественные животные Сета (гиппопотамы) были убиты последователями Гора в районе Дельты, что подтверждают надписи в храме в Эдфу. Так что миф, вероятно, имел историческое основание. Но были у Сета и другие ипостаси: осел, черная свинья, гусь, змей. Последний образ закрепил в поздних представлениях, особенно прошедших через греческую обработку, коннотацию Сета со злым огнедышащим многоголовым Тифоном.

Довольно часто в мифах о битвах Сет предстает в образе черного вепря (свиньи), которую египтяне считали нечистым животным. Дикий кабан (Сет) всегда являлся врагом зерна (Осириса): дикие свиньи мешали росту злаков, разрывая нежные побеги, поэтому кабанов убивали. Но вот в пищу их не употребляли, так как существовало табу. Иногда свиней приносили в жертву Осирису: их закалывали перед дверями дома, а тушу отдавали обратно свинопасу.

Но возвратимся к мифу…Устав за восемьдесят лет от бесконечных баталий, испробовав все «звериные» возможности, соперники решили обратиться к суду богов, чтобы Великая Девятка во главе с Ра окончательно решила, кому из них отдать корону. Что, как мы понимаем, довольно странно – ведь Ра еще до рождения обещал власть Гору, но…и богам свойственна забывчивость. Не только забывчивость, но и склочность, и злопамятность: Ра, видимо, не забыл, как Исида обманом заставила раскрыть его свое тайное имя, и не спешил удовлетворить амбиции ее сына.

Судебное разбирательство еще больше обострило противоречия, в ссору оказались вовлечены и другие боги, разделившиеся во мнениях. Боги Шу, Тот и богиня Исида оказывали давление на суд, склоняли всех принять сторону Гора. Ра же надолго задумался, что дало Исиде возможность неверно истолковать его молчание и, обрадовавшись раньше времени, поспешить призвать Северный ветер, чтобы сообщить Осирису хорошую весть: Гор получил отцовскую корону! Но вот Ра не спешил выполнять данное когда-то обещание.

Не найдя решения, боги обратились за советом к богу плодородия Бенебджету (он почитался в образе барана в Мендесе). Но тот посоветовал обратиться к великой матери богов — Нейт, которая дала однозначный ответ: трон следует отдать Гору. А также предложила «альтернативу» и отступные для Сета: «…не то я разгневаюсь так, что небо упадет на землю….И пусть скажут Владыке Всего Сущего (Ра – прим. авт.): удвой владения Сета, дай ему Анат и Астарту, твоих дочерей, но посади Хора на престол отца его Осириса» (цит. по: Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта»).

Отметим, что миф связан с переходом от матриархата к патриархату, когда отцовский род становится главенствующим. Обратим внимание на слова и аргументы сторонников Гора: «Неужели отдано будет звание (царя) брату по матери, в то время как налицо сын по плоти?»; «Неужели отдано будет звание Осириса Сету, великому силой, в то время, как налицо сын (Осириса) Гор?» (цит. по: М. Матье «Древнеегипетские мифы»). Из чтения текста «Спора Гора с Сетом» видно, что восторжествовало отцовское право. В этой связи чрезвычайно показателен приговор Геба по тяжбе Гора и Сета из текста «Мистерий Сета». И сказал Геб: «Смотрите, даю я наследство сыну наследника моего сына, перворожденному, открывателю путей, подобно тому, как сделал это Ра-Атум для Шу, старшего сына Вседержителя, подобно тому, как и Шу сделал мне. Также и я. Смотрите, дал я вещи мои все сыну Осириса Гору, сыну Исиды… Наследник это, сын наследника» (цит. по: М. Матье «Древнеегипетские мифы»).

Но ответ Нейт не понравился и не убедил Ра в необходимости отдать трон Гору. Он посчитал, что Гор еще слишком молод, чтобы управлять Египтом, а вот Сет и старше, и опытней, кроме того каждую ночь помогает повергнуть змея Апопа. Накал страстей достиг такого уровня, что владыке вселенной – Ра – было нанесено оскорбление: бог Бабаи объявил, что «святилище Ра пусто» (в том смысле, что отныне никто его не станет слушать). Это значительно затянуло разбирательство, поскольку верховный владыка обиделся и много дней не разговаривал с Эннеадой (Девяткой), пока богиня Хатхор не развеселила его. Сету и Гору снова дано было слово, но те не смогли договориться. Впрочем, Сет пытался применить довольно серьезные аргументы: «Схвачу я скипетр мой в 4500 дебенов и буду убивать одного из вас каждый день!» (цит. по: М. Матье «Древнеегипетские мифы»). Тогда боги решили удалиться на остров и думать там, чтобы не подвергаться давлению соперничающих сторон, запретив перевозчику Анти переправлять туда хитрую Исиду. Но богиня обманула незадачливого перевозчика приняв образ старухи, и, соблазнив того золотым кольцом, пробралась на остров. Не зря Сет не хотел, чтобы Исида вмешивалась в процесс: она перехитрила и его, затеяв двусмысленную словесную игру. Приняв облик прекрасной девы, в котором брат ее не узнал, она просила рассудить спор. Она сказала ему: «…я была женой пастуха стад, и я родила сына. Муж мой умер, и юноша взял скот отца своего. Тогда пришел чужеземец, сел в шалаш мой и так сказал он сыну моему: «Я побью тебя, и я отниму скот отца твоего от тебя, и я выгоню тебя вон». Так он сказал ему. Но я хочу, чтобы ты выступил за него борцом». И Сет сказал ей: «Неужели будет отдан скот чужеземцу, в то время как сын хозяина налицо?» И Исида приняла образ птицы Хат, села на вершину акации, позвала Сета и сказала ему: «Плачь о себе! Ибо вот, твои собственные уста сказали это, и твой собственный разум осудил тебя!» (цит. по: М. Матье «Древнеегипетские мифы»).

Дело в том, что в древнеегипетском языке слова «скот» и «сан» имеют одинаковое произношение («иаут»), поэтому спорящие, конечно, говорили о разных вещах. Но все же боги решили, что Сет сам себе вынес приговор и должен отдать власть Гору. Однако честность и верность слову к числу добродетелей Сета не относились: он тут же отказался от своих слов, а также утешился тем, что велел наказать перевозчика Анти («отняв подошвы его ног», то есть избить палками по пяткам) за то, что тот ослушался и нарушил запрет. Результат: Анти навсегда возненавидел золото (в его храмах запрещались такие дары), а тяжба Гора и Сета продолжилась.


Изображение

Бог Себек с головой крокодила.

Не придумав ничего нового, они решили состязаться в обликах гиппопотамов: нырнуть под воду («в глубину Великой Зелени») и ждать, кто продержится меньше трех месяцев. Но гиппопотам, как мы помним, священное животное Сета, и Исида испугалась, что тот обретет небывалую силу в нем, поэтому решила помочь Гору. Она привязала гарпун к веревке, чтобы поразить Сета, но гарпун попал в Гора. Поняв свою ошибку, богиня повторила попытку, но Сет-гиппопотам из морских вод воззвал к ее сестринским чувствам – и Исида отступила. За это Гор разгневался на мать и, вынырнув, набросился на нее и обезглавил, бежав с отрубленной головой в горы. В другом фольклорном цикле мы сталкиваемся с чем-то похожим: Гор, одолев Сета, привел его в цепях к Исиде, но та сжалилась над братом и отпустила его на свободу; тогда Гор в гневе сорвал с головы матери корону.


Изображение


Бог Анубис с головой шакала.

Исида обратилась в каменную статую без головы, в таком плачевном виде и нашли ее боги. Тут же было принято решение найти и наказать матереубийцу. Сет первым нашел Гора, пока тот спал под деревом Шенуша в земле Оазиса, и, воспользовавшись случаем и отсутствием свидетелей, вырвал и закопал глаза Гора. Эта история закончилась благополучно: добрая богиня Хатхор вернула Гору зрение, влив в его глазницы молоко газели.

И вот снова соперники предстали перед судом, где Ра потребовал от них дать богам покой и ненадолго прервать свои состязания. Сет использовал это время, чтобы попробовать обойти племянника другим способом – не силой, а хитростью, задумав «совершить над ним дело победы». С этой целью он пригласил Гора к себе в дом, устроив пир и пригласив того переночевать. А ночью попытался склонить Гора к мужеложству и «посеять в нем свое семя», превратив тем самым символически в женщину (а на троне женщин быть уж точно не могло, даже в более поздние времена фараонам-женщинам приходилось менять свое имя на мужское и скрывать женскую природу под мужскими одеяниями). Но Гор собрал семя Сета в руку и обратился к матери за помощью. Исида к тому времени благодаря магии Тота перестала быть каменной статуей, и, видимо, успела простить сына. Она отсекла его оскверненную руку медным ножом и выбросила в болото, магически призвав новую руку, а семя Гора вылила на любимое лакомство Сета – латук, которым он с удовольствием угостился, будучи уверенным, что его хитрость удалась. В «Книге мертвых» мы видим более драматичный рассказ, где Исида в гневе отрубает обе руки сыну, которые затем вылавливает бог-крокодил Себек, Владыка Заводей. Справившись с гневом, Исида приращивает руки к телу Гора.

Явившись на божественный суд, Сет объявил о своем «деле победы» и наслаждался тем, как боги «плевали в лицо Гору». Но недолго…до тех пор, пока Гор не попросил Тота призвать семя Сета и свое. Тогда семя Сета откликнулось из болота, а «божественное истечение» Гора вышло золотым диском над головой потрясенного Сета.

Возрадовались боги и поспешили возложить корону на голову Гора. Сет, конечно же, не согласился, и соперники решили устроить гонки на каменных ладьях. То есть так думает только Сет, отколов от скалы приличный каменный кусок и вытесав из него ладью длиной в 138 локтей. А Гор, поднаторев за время споров с дядей в хитрости, обмазывает сосновую (по другой версии кедровую) лодку гипсом, придавая внешнее сходство с камнем. Предсказуемо ладья Сета тонет, а Гор побеждает в состязании. Поняв, что его обманули, Сет превратился в гиппопотама и потопил ладью Гора.

Спор не решен, божественный суд зашел в тупик, обнаружив свою несостоятельность; пришла пора выйти на сцену Осирису, которому и было направлено послание от имени суда богов. Дважды посылали гонцов к владыке Дуата, дважды он однозначно давал понять, что находится на стороне сына (вот так неожиданность!), последнее письмо возымело действие. Особенно недвусмысленная угроза в нем содержащаяся. Осирис пишет: «Что до этой страны, где я нахожусь, она полна свиреполикими гонцами, и они не боятся никакого бога и никакой богини. И я заставлю их выйти, и они принесут мне сердце каждого, творящего злые дела, и они пробудут здесь со мною» (цит. по: М. Матье «Древнеегипетские мифы»).

«Хватит, повеселились», – решили боги. Призвали Сета и вновь вопросили – почему он не отдает сан Гору, а тот смиренно произнес: «Пусть призовут Хора, сына Исиды, и передадут ему сан его отца Осириса». На голову Гора возложили корону и сказали ему: «Ты – царь прекрасный Египта и ты владыка прекрасный земли каждой во веки веков» (цит. по: М. Матье «Древнеегипетские мифы»). Но и Сет не остался без трона: Ра нарек его сыном своим, пригласил восседать с собой на троне, помогая бороться с врагами солнечного бога («да грохочет он в небе и да боятся его!»).

В папирусе Жумильяк (300 г до н.э.) можно найти и дополнительные сюжетные линии мифа, увидеть роль Анубиса в этой драме. А также узнать, что Сет отнюдь не воссел на троне с Ра, а будучи связанным по рукам и ногам был преподнесен Осирису в качестве оригинального трона, но бежал в облике пантеры. Сторонники Анубиса схватили его и сожгли, а затем содрали шкуру, и Анубис влез в нее. Затем выжег на ней свой знак – так появился пятнистый леопард. И с тех пор жрец-уаб, участвующий в погребальных ритуалах, носит леопардовую шкуру. Есть в более позднем папирусе и другие разночтения.

Но предыдущая трактовка намного менее кровава…
Так примирились два заклятых врага и объединились Две Земли. И мы вслед за древнеегипетским писцом можем подвести итог: «Закончено благополучно в Фивах, месте Истины».

Вот, оказывается, какие дела творились древними богами Египта. Удивительно, не правда ли?

Автор: Оксана Милаева
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.