"...Повсюду царит безумный разврат, народ ропщет, грязная и низкая любовь к деньгам рассматривается как высшая мудрость; моральное разложение, как зараза, ползет по городу, многие забыли, что такое дружба, совесть, общественный долг..."
Как вы думаете, уважаемые читатели, о какой стране и в какой период истории написаны были эти слова?Не угадали! Это написано об Англии в эпоху после реставрации Стюартов (1660 г.) и Славной революции 1688 года.
Оценка Теккерея
Славный Уильям Теккерей (1811-1863) в середине XIX века немного с завистью писал о собратьях по перу того времени:
"Подумайте, не только Свифт, король, достойный править в любую эпоху любой страной, - но и Аддисон, Стил, Прайор, Тикелл, Конгрив, Джон Гей, Джон Деннис и многие другие состояли на королевской службе и недурно пристроились к государственному пирогу".
Эту особенность английского общества отмечал ещё Вольтер в своих "Письмах об англичанах":"В Англии... словесность больше в чести, чем здесь".
Посмотрим, насколько были правы Теккерей и Вольтер.Писатели и их синекуры
Джозеф Аддисон (1672-1719) - английский драматург и публицист, "первый журналист в истории Европы"; перечислим лишь некоторые из его должностей и синекур: член апелляционной комиссии; товарищ министра; секретарь лорда-наместника Ирландии; хранитель архива в Ирландии; глава торговой комиссии и, наконец, заместитель государственного секретаря.
Сэр Ричард Стил (1672-1729) - ирландский писатель и журналист, занимал следующие должности: член комиссии по почтовому ведомству; королевский шталмейстер в Хэмптон-Корт; руководитель придворной труппы комических актеров; член комиссии по конфискованным землям в Шотландии.
Мэтью Прайор (1664-1721) - английский поэт стал неплохим дипломатом и был секретарём посольства в Гааге; секретарём посольства в Париже, а потом и посланником во Франции; заместителем министра иностранных дел и министром торговли; синекура - постельничий короля Вильгельма. Скорей, его можно назвать государственным деятелем, пописывавшем неплохие стихи.
Томас Тикелл (1685-1740) - английский поэт по прозвищу "Вигиссимус" ("Whigissimus"), стал заместителем государственного секретаря, а потом был секретарём вице-королевской канцелярии в Ирландии.
Джон Гей (1685-1732) - английский поэт и драматург, автор прославленной "Оперы нищего"; был секретарём Эдварда Хайда, 3-го графа Кларендонского (1661-1723) в бытность его послом в Ганновере; секретарём герцогини Монмут (1651-1732) и ещё ряда высокопоставленных лиц.
Джон Деннис (1657-1734) - английский критик, теоретик драмы, служил чиновником главной таможни.
Первая зарисовка о Конгриве
Уильям Конгрив (1670-1729) - получил прозвище "английский Мольер", которым он вряд ли гордился; довольно быстро получил ряд синекур и стал: членом комиссии по наемным экипажам; членом комиссии по выдаче лицензий на виноторговлю; должность в таможенном ведомстве; место в "Трубочном ведомстве"; должность правительственного секретаря по делам Ямайки.
[Согласно толкованию одной из британских энциклопедий, "Трубочное ведомство" - ведомство, в котором человек, именуемый "распорядителем трубки", оформляет аренду королевских земель по распоряжению лорда-казначея или членов казначейской комиссии, или канцлера казначейства. "Распорядитель трубки" улаживает все дела с шерифами и т. д."]
Британский биографический словарь в статье "Конгрив" отмечает:
"Было отмечено, что смена министерств ни в малейшей мере не отражалась на нем и его никогда не смещали с занимаемого поста, разве лишь для того, чтобы перевести на высшую должность. Место его в Таможенном управлении и положение секретаря по делам Ямайки, как говорят, приносили ему более двенадцати тысяч в год".
Анекдот Денниса
Упомянутый выше Джон Деннис в наше время больше известен тем, что в 1702 году опубликовал переделку "Виндзорских насмешниц" Шекспира под названием "Забавный щёголь". В предисловии к пьесе Деннис уверял читателей (и зрителей), что "Виндзорские насмешницы" были написаны Шекспиром по приказу королевы Елизаветы,
"а поскольку ей не терпелось увидеть пьесу на сцене, она повелела завершить её в течение двух недель".
Эта выдумка так понравилась самому Деннису, что через два года он уже уверял читателей пьесы, что королева приказала Шекспиру управиться с заданием в десять дней.Через некоторое время Николас Роу пошёл ещё дальше:
"Ей [королеве Елизавете] так понравился образ Фальстафа в обеих частях "Генриха IV", что она велела Шекспиру продлить её удовольствие ещё одной пьесой, где Фальстаф пребывает в состоянии влюблённости".
А в 1710 году Чарльз Гилдон опубликовал объединённую версию этих анекдотов, в которой утверждал, что королева Елизавета I"обязала его [Шекспира] написать пьесу о влюблённом сэре Джоне Фальстафе, которую, в чём я вполне уверен, он сочинил за две недели".
Николас Роу (1674-1718) - английский драматург и поэт-лауреат с 1715 г.Чарльз Гилдон (1665-1724) - английский драматург и критик.
Дебют литератора
Литературный дебют Конгрива состоялся в 1692 году, когда был напечатан его роман "Инкогнита", действие которого происходит во Флоренции.
Лучше всех об этом произведении сказал известный критик и лингвист Сэмюэл Джонсон (1709-1784):
"Его хвалят биографы Конгрива. Они, как правило, цитируют несколько абзацев из предисловия, которое, спору нет, написано чрезвычайно разумно. Что касается меня, я тоже скорее хвалил бы роман, нежели читал его".
Знакомство с Драйденом
Став писателем, Конгрив сделался и завсегдатаем известной кофейни Уилла, популярном месте встреч английских литераторов, в которой познакомился с Джоном Драйденом, крупнейшим и влиятельнейшим английским литератором XVII века.
Вальтер Скотт в своём эссе о Драйдене пишет:
"Он [Конгрив] познакомился с ним после того, как написал свою первую пьесу, и знаменитый "Старый холостяк" был вручен поэту для исправления. Драйден, сделав несколько поправок, чтобы приспособить её для сцены, вернул пьесу автору с лестным и справедливым отзывом, что это лучшая из всех пьес начинающего автора, какие ему доводилось читать".
Джон Драйден (1631-1700) - английский поэт, драматург и критик.Вальтер Скотт (1771-1832) - всемирно известный шотландский (английский) писатель.
Дебют в театре
Драматургический дебют Конгрива произошёл немного позже литературного, когда в марте 1693 года в театре Друри-Лейн была представлена его пьеса "Старый холостяк", имевшая бешеный успех.
Главные женские роли в этой пьесе сыграли актрисы Элизабет Барри (1658-1713) и красавица Энн Брейсгёрдл (Bracegirdle, 1671-1748).
В последнюю Конгрив был страстно влюблён более десяти лет, был её любовником и создал для неё роли во всех своих комедиях.
Элизабет Барри_1
Элизабет Барри стала известной актрисой под руководством графа Рочестера, который занимался с ней с 1675 года и за шесть месяцев добился большого успеха. Она, что было вполне естественно, была любовницей графа Рочестера и родила от него дочь в 1677 году, которую тоже назвали Элизабет (1677-1701). Из-за неверности актрисы он забрал у неё дочь в 1678 году.
Но ранее граф Рочестер с восторгом писал ей:
"Мадам, в моей жизни больше не существует ни одного мгновения, в котором я не нахожу повода любить Вас. Самые незначительные мелочи, которые я вижу в вещах, с Вами совершенно не связанными, приятная отрешенность задумчивости, в которую я впадаю всякий раз, вспоминая о Вас и, в конце концов, постоянное беспокойство, в котором я нахожусь, когда Вас нет рядом — всё это является для меня достаточным подтверждением того, что я прав — и люблю Вас так, как ни одна женщина не была любима никогда. У меня нет ничего, дороже тебя».
Актер, драматург, поэт-лауреат Колли Сиббер (1671-1757) писал об Элизабет Барри:"Она обладала благородной грацией, бесподобной мимикой, сильным чистым голосом, и, когда она играла страсть или нежность, то никто не оставался равнодушным. Она затмевала всех виденных нами актрис с королевским достоинством и потрясающей гармонией".
Джон Уилмот, 2-й граф Рочестер (1647-1680) — один из крупнейших английских поэтов XVII века.