24 декабря 20153 463
Твой жребий - Бремя Белых!
Но это не трон, а труд:
Промасленная одежда,
И ломота, и зуд.
Дороги и причалы
Потомкам понастрой,
Жизнь положи на это -
И ляг в земле чужой!
(Бремя белых. Р.Киплинг)
Когда в последний раз всадники, одетые в кольчуги и сверкающие на солнце шлемы, участвовали в сражении? Кто и с кем в нем сражался, когда было это за сражение, где оно произошло?
Логично предположить, что такая битва должна была случиться очень давно, а на самом деле лишь чуть дольше ста лет отделяют нас от этой битвы. Невероятно, но факт! В 1898 г в сражении при Омдурмане в Судане конница махдистов с щитами в руках, облаченная в сверкающие шлемы и кольчуги самоубийственно атаковала английские пулеметы системы «Максим»... Коней очень жалко!
В начале XIX века к югу от Египта на землях в верхнем течении Нила сформировалось государство Судан, в состав которого входили княжества и племенные территории, не достигшие феодального строя. Сеннар и Дарфур – самые богатые княжества Судана – вели со своим северным соседом Египтом довольно активную торговлю. К Красному и Средиземному морям они доставляли страусовые перья, слоновую кость, черных рабов, забранных из суданских деревень за долги, либо добытых путем набегов на эти деревни. В доле экспорта Сеннара невольники составляли 20% и 67% в экспорте Дарфура, которое находилось дальше от побережья Голубого и Белого Нила и поэтому его «охотничьи угодья» были более богаты.
Война в Судане. Британский плакат конца XIX в.
В 1820-1822 гг. египтянами были захвачены суданские земли. Поэтому в одну из турецких колоний Судан и превратился, поскольку в то время Египет формально входил в Османскую империю, хоть и имел значительную автономию. Первое время особого негодования египетское (оно же турецкое) властвование не вызывало. Многие укрепления видели не завоевателей, а объединителей всего исламского мира против европейской угрозы и добровольно сдались. Ведь совсем недавно генералом Бонапартом был предпринят военный поход в Египет. Но вскоре стало ясно, что Судан хищнически грабит и турецкая администрация, причем не оставляет ему для развития никаких средств. Так оросительная система, существовавшая ранее, была разрушена. Немецкий путешественник А.Э. Брема сообщал, что «до турок на нильском острове Арго было до 1000 водочерпальных колес, а теперь количество их сократилось до четверти». Одновременно после завоевания Судана многократно возросли объемы работорговли. Если ранее из Судана в Египет поставляли около десяти тысяч невольников в год, то в 1825 году их было вывезено 40 тысяч, а в 1839 – около 200 тысяч. Такая торговля не приносила стране пользы. Деревни обезлюдели, а деньги за живой товар в Судане не оставались все равно. Кроме того, путем налогов и конфискаций у населения страны очень быстро были изъяты запасы золота и серебра.
Поначалу завоеватели в Судане практически не встречали серьезного сопротивления, но позже начались восстания. Не всегда обездоленный народ выступал застрельщиком беспорядков. Местные олигархи тоже не чурались работорговли. Главной проблемой суданской политики являлся раздел прибылей от работорговли. Трудно решался вопрос о том, что работорговля – это монополия только государства или можно пустить частных предпринимателей в этот бизнес. Были и парадоксы. Ряд историков «либералами» называли суданских политиков, выступавших за демонополизацию работорговли, а «консерваторами» тех, кто требовал запретить этот бизнес. И ведь в этом была своя логика, ведь «либералы» пытались ввести Судан в экономику мира капитала, добиваясь свободы предпринимательства, а «консерваторы» тянули страну назад в старину, к родоплеменному укладу.
Оружие суданских негров (щит и кинжалы). Зарисовка Джона Петерика.
Не складывался и образ представителей власти как защитников мусульман от засилья европейцев. Во-первых, высшие административные должности занимали не только «турки», но и черкесы, албанцы, левантийцы, греки и славяне – исламинизированные (и не совсем). Многие из них в конце XIX в. европеизировались настолько, что с африканскими мусульманами значительно углубился культурный разрыв. Во-вторых, в огромном количестве именно при турках хлынули настоящие европейцы в верховья Нила: русские, немцы, англичане, французы, поляки, итальянцы.
Вместе с непрекращающимся ограблением Судана турецким колониальным режимом предпринимались слабые попытки модернизации его как государства. Даже удалось основать Нильское пароходство и построить на севере страны железнодорожную ветку более 50 км. Инженеров, офицеров, врачей приглашали на правительственную службу. Хотя было и немало искателей легкой наживы, откровенных авантюристов. Конечно, были и люди, старавшиеся проводить выгодную Судану политику.
Звание паши первым из англичан, а вместе с ним и пост генерал-губернатора Экваториальной провинции Османской империи получил в 1869 г. У.С. Бейкер. Однако эту провинцию населяли в основном не мусульмане, а язычники и ее еще предстояло завоевать. Но уже через несколько лет в полу-арабских и арабских областях появилась целая группа губернаторов-христиан. В 1877 г. Ч. Дж. Гордон (англичанин и он был участником Крымской войны) занял в Египетском Судане пост генерал-губернатора. Он добивался назначения европейцев на военные и высшие административные должности, англичан и шотландцев преимущественно, на худой конец австрийцев, итальянцев, и австрийских славян. Но уж никак не американцев или французов. Он уволил некоторых представителей этих наций, служивших ранее. Соединенные Штаты и Франция имели на Судан свои виды и могли оказать Великобритании противодействие. Подобные назначения провоцировали разговоры о «тирании неверных», через посредство турок под которую подпали африканские мусульмане. Вскоре после назначения Гордона генерал-губернатором, началось восстание, как бы национально-освободительное, но была одна довольно пикантная деталь, о чем расскажем далее.
В 70-х гг. XIX в. Османское государство было ослаблено довольно сильно. Эфиопию туркам в 1875-1876 гг. не удалось захватить. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. требовала от дряхлеющей исламской империи напряжения всех сил. Это заставляло искать союзников, которые могли бы диктовать свои условия. Турция заключила с Великобританией в 1877 году конвенцию о борьбе с торговлей рабами в Судане. Осуществление ее было возложено на Гордона. Именно меры, предпринимаемые им, и явились причиной того, что «восстал в огне» юго-запад Судана. Ранее мы уже говорили, что торговля невольниками лежала в основе экономики этих территорий. Естественно, под разными предлогами в мятеж были втянуты беднейшие слои населения, но во главе стоял Сулейман вад аз-Зубейр – крупнейший олигарх-работорговец. Опору его составляли вооруженные отряды, которые были сформированы из рабов, причем его же собственных. Ничего удивительного. Невольник могущественного господина, предназначенный для личного пользования, а не для дальнейшей перепродажи, получал определенный социальный статус, между прочим, в Судане, из всех возможных, не самый худший. Правда никто понятия не имел, что будет с невольником после освобождения.
Сначала Сулейману вад аз-Зубейру удавалось побеждать в сражениях, но позже приказом Гордона была установлена строжайшая экономическая блокада юго-западных областей, и к июлю 1878 года восстание попросту задохнулось. На милость победителя сдались девять вождей и Аз-Зубейр, но все они были расстреляны. Тогда же Гордона отозвали с поста генерал-губернатора и направили в Эфиопию в качестве специального посла. Место генерал-губернатора занял Мухаммед Рауф – суданский араб.
Дальнейшие события показали, что волнения 70-х – это всего лишь цветочки. Работорговцы, которые боялись потерять работу, были в Судане не единственными недовольными. И в 80-х продолжался процесс брожения. Но теперь он продолжился еще и на религиозной почве. В 1881 году в августе мусульманский мессия Махди произнес первую проповедь на публике.
Гибель генерала Гордона во время падения Хартума. Картина Дж. У. Роя.
Прежнее имя Махди было Мухаммед Ахмед. Он вышел из семьи, предположительно относившейся к самым близким родственникам пророка Мухаммеда. Впрочем, отец и братья Махди, несмотря на происхождение, зарабатывали на жизнь самым известным ремеслом – строительством лодок.
Только Мухаммед Ахмед, один из всей семьи, захотел стать законоучителем и получить для этого соответствующее образование. На этом поприще его карьера была довольно успешной, и к 1881 году у него было немало учеников. Мухаммед Ахмед впервые назвал себя Махди, когда ему было 37 лет. После ряда путешествий он поселился на острове Аба на Белом Ниле и оттуда разослал письма своим последователям с призывами совершить сюда паломничество. Множество народа собралось на острове Аба, и Махди призвал их к священной войне против неверных – джихаду.
Необходимо отметить, что идеология махдистов (именно так европейцы называли приверженцев мессии) несколько отличалась от раннего ислама пророка Мухаммеда, что объяснялось текущей политической ситуацией. По классической доктрине джихад ведется мусульманами, прежде всего, против язычников. А евреи и христиане относятся к «людям писания» и поэтому с ними допустим компромисс. В Судане же конца XIX века все вышло немного криво. В число «неверных», против которых непримиримый джихад и был направлен, попали не только евреи и христиане, но даже и турки, поскольку Махди называл их «мусульманами лишь по имени». Одновременно с этим естественными союзниками махдистов были языческие племена Южного Судана и очень часто махдисты сами довольно терпимо относились к их идолопоклонству. Какой уж тут «джихад»! Все по принципу: «Враг моего врага – мой друг!»
Легкая конница махдистов. Раскрашенная гравюра из журнала «Нива».
Из столицы Судана Хартума, который расположен у места слияния Голубого и Белого Нила, генерал-губернатор Мухаммед Рауф для подавления бунта послал на Абу пароход с военным отрядом. Но организована операция была крайне бездарно и фактически безоружным махдистам (у них были только палки или копья) удалось присланных карателей разгромить. Потом началась серия повстанческих побед, после каждого сражения повстанцы старались захватывать огнестрельное оружие. Окончательно это привело страну в состояние, называемое позже «окружением городов восставшей деревней».
Автор: Вячеслав Шпаковский