Погребальная урна. Музей Марбурга, Гессен, Германия.
Давайте для начала составим небольшую хронологическую таблицу важнейших событий этой интересной эпохи. Вот она, перед вами:
1. Конец Микенской культуры, который относят к условной дате около 1200 до н. э.
2. Разрушение Трои VI около 1200 до н. э.
3. Битва Рамзеса III с «народами моря», 1195 – 1190 до н. э.
4. Конец Хеттской державы 1180 до н. э.
5. Поселение филистимлян в Палестине около 1170 до н. э.
Ну, а что в это время было в Европе? А в Европе где-то с 1300 до 300 года до н. э. всю территорию от побережья Балтики до Дуная и от реки Шпрее до Волыни существовала так называемая лужицкая культура, которая для нас интересна, прежде всего, тем, что ее представители как-то очень быстро вдруг поменяли… все свои погребальные обряды! До этого и на просторах Восточно-Европейской равнины существовали культуры трупоположения – ямная (труп в яме), срубная (труп в срубе из бревен), катакомбная (труп в особой погребальной камере). А тут вдруг – р-а-а-з, и трупы усопших стали подвергать кремации, а то, что от нее осталось, складывать в большую глиняную посудину и зарывать. Без какого-либо холмика, насыпи или кургана, хотя до этого курганы и насыпались. И вот первая загадка – с чего бы это? Что такое (если, конечно, исключить атлантов и пришельцев из космоса) должно было случиться в тогдашнем социуме, чтобы столь коренным образом поменять у людей самое инертное, что только есть в их духовной культуре – отношение к усопшим?!
Карта распространения культуры «полей погребальных урн».
То есть всю область ранее существовавшей культуры курганных погребений внезапно реформировал погребальный обряд, причем всего за какие-то одну - две сотни лет, а затем распространился повсеместно по Европе, и это была уже не лужицкая культура как таковая, а единая культура кремации усопших. Ареалом ее распространения стала очень обширная территории от Западной Украины до восточной Франции и вот эта культура и получила название культура «полей погребальных урн».
Схематическое представление культур позднего бронзового века Европы, около 1200 г. до н. э.: лужицкая культура (пурпурный), культура Террамар (синий), центральная культура полей погребальных урн (красный), северная КППУ (оранжевый), кновизская культура (фиолетовый), дунайские культуры (коричневый), атлантическая бронза (зелёный), нордическая бронза (желтый).
В наименовании культуры сыграл свою роль характерный ее признак – наличие могильников без насыпей. Если такое погребение раскопать, то можно обнаружить в могиле глиняные сосуды, в которых находятся остатки трупосожжений и… все! Установлено, что ее возникновение связано с областью Лужицы, причем областью относительно небольшой. Но как жители этой области донесли свои погребальные обряды до других мест и внушили их жителям, что «надо так, а по-старому нельзя!» Что ее жители совершали дальние походы, покоряли и заселяли все земли от Балтийского моря по течению к югу, через Альпы и до современной Адриатики и Аппенин? Или же они специально отправляли эмиссаров, которые несли народам истину о правильном погребении?!
Реконструкция поселения лужицкой культуры. Музей в Бискупине. Польша.
Американский историк Роберт Дрюс выдвинул предположение, что наблюдаемые культурные изменения могут быть результатом новых способов ведения боя, основанного уже не на использовании колесниц, а с доминированием на нем воинов-пехотинцев, вооруженных длинными копьями и такими же длинными рубящими мечами. Это изменение вызвало политическую нестабильность, связанную с появлением этих новых войск там, где основой армий являлись боевые колесницы, а эта нестабильность, в свою очередь, привела к падению правивших династий и целых государств. И если раньше была каста воинов, сражавшихся колющими мечами с деревянными рукоятками, которыми нужно было уметь драться, то теперь им на смену пришел «вооруженный народ», вооруженный мечами типа Naue Type II. Этот меч, появившийся в восточных Альпах и Карпатах около 1200 г. до н. э., быстро распространился по Европе и стал единственным видом меча уже в XI в. до н. э. Но клинки таких мечей гнулись. Поэтому очень скоро бронзу заменило железо практически без изменения дизайна клинка, а вот рукоятка меча стала литая бронзовая. В конце эпохи полей погребальных урн, то есть в гальштатский период мечи достигли длины в 80-100 см, то есть они стали исключительно мощным оружием, способным с одного удара покончить с любым противником.
Меч культуры «полей погребальных урн», найден в реке. Музей в замке в Линце (Верхняя Австрия). Это вполне боевое оружие, на что указывает наличие противовеса на рукояти.
По форме их рукояти различались в зависимости от региона, так что выделяется несколько их типов, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Приобрели также большое значение копья, которыми были, видимо, вооружены прото-гоплиты. Недаром Гомер использует слово «копья» как синоним слова «воин», что свидетельствует о возросшем уже при нем значении копий на войне. Именно воины с большими щитами и длинными копьями, способные отражать массированные атаки боевых колесниц, могли разгромить государства, армии которых были основаны на использовании колесниц военной элитой общества, в то время как простые землепашцы и охотники от профессионального военного дела были отлучены.
Бронзовые мечи из Венгрии в Британском музее.
Другие ученые считают подобный подход несколько поверхностным, но… уж больно неожиданно появилась культура полей погребальных урн на исходе бронзового века. И еще очень скоро ее носители овладели вдобавок еще и металлургией железа – производством железного оружия и орудий труда. Ну а еще какое-то время спустя в Европе стали появляться могильники, в которых обнаруживаются погребения сожженного праха, но уже без урн, то есть их посчитали излишними!
Меч из городского музея города Велз (Верхняя Австрия).
Как пишет об этом времени чешский археолог второй половины XX века Ян Филипп: «Культура полей погребальных урн неожиданно возникла на рубеже второго и первого тысячелетий в большой части Подунавья и в южногерманской области курганных погребений, а так же в северо-западной части Франции и в Швейцарии. Повсюду мы обнаруживаем трупосожжение, повсюду замечаем похожий культурный инвентарь».
Бронзовые наконечники копий с полей погребальных урн. (1400 – 750 гг. до н.э.) и Гальштаттской культуры (750 – 250 гг. до н.э.). Музей в Каринтии, Австрия.
Из данных чешского историка необходимо выделить информацию о том, что с заменой курганной культуры на культуру погребальных урн существенно переменился подход к подбору места для поселений. Новой культуре стали, прежде всего, свойственны такие характерные черты в организации поселений, как безопасность от нападений. То есть все они размещались в местах, удобных для защиты. А сами городища еще и укреплялись валами, сложенными из камней или бревен. С другой стороны многие районы обезлюдели и непонятно почему, хотя судя по находкам, люди здесь раньше жили. Жили, но с появлением железных орудий покинули обжитые места и ушли! Куда же пропали люди в начавшемся железном веке? Неизвестно!
Вот так выглядело погребение культуры «полей погребальных урн».
С другой стороны, одновременно со становлением периода полей погребения в урнах, совершенно явно прогрессирует и золотодобыча. Золото становится атрибутом высшей знати, и, что важно, приобретает еще и церемониальную ценность. Все найденные могильники свидетельствуют об особом положении в обществе мужчины – то есть золотые украшения находят, прежде всего, в мужских погребениях. Находят и клады бронзовых изделий. Их закапывали из-за их ценности, это очевидно. То есть жизнь людей на территории «полей погребальных урн» была полна опасностей, и позаботиться о сокрытии богатства на «черный день» было делом совсем не лишним.
Много погребальных урн. Музей Марбурга, Гессен, Германия.
И вот какая у нас получается причинно-следственная связь: внезапная, ничем не оправданная смена погребального обряда на огромной территории с одной стороны, а с другой – явное усиление на ней военной активности, от которой люди пытались отгородиться валами и стенами.
Но материальное – материальным, а как объяснить такую резкую смену погребального обряда – явления, относящегося к духовной культуре? Ученые стараются объяснить его резким изменением у жителей Европы понятий о жизни и земном бытии и жизни после смерти. То есть можно предположить, что люди этой культуры почему-то стали считать, что при сжигании тела душа усопшего быстрее улетает на небо. То есть пока это его дух выберется из земли на свет божий (либо вообще отправится в темный подземный мир?). А тут… на костер положил, маслом полил, поджег и… раз-два и душа вместе с дымом, прямо у тебя на глазах улетела на небо. А ты стоишь себе с длинным бронзовым мечом у пояса и думаешь, какое бы еще соседнее городище разграбить!
Древнее укрепление на вершине холма в Бургшталькогеле, Австрия.
«Порядок избавления от усопшего неоднократно воспринимается как один из самых свойственных обычаев этого или другого народа, которые особо крепко сохраняется на протяжении длительного периода времени». (Г. Чайлд) Немыслима столь быстрая ломка сознания людей и все-таки она случилась! Что же могло принудить людей столь внезапно поменять родовые обычаи? К тому же через какое-то время люди вернулись к старой курганной системе. Эта «реставрация» захватила значительные территории Европы – от Чехии до Франции. Однако в археологических находках теперь уже отслеживаются обе формы погребения, то есть и ямы с урнами, и курганы, тоже с урнами или без них, соседствуют друг с другом.
Кстати, почему такое внимание культурам «полей погребальных урн» уделил чешский археолог, понятно. Ведь именно на территории Чехии существовала близкая к лужицкой кновизская культура, датируемая 1300 – 1050 гг. до н. э.
Характерной ее особенностью было развитое кузнечное дело. Например, сосуды там делали из кованого бронзового листа. В реке Влтаве нашли меч, рукоять которого украшали волюты. Но также здесь нашли и признаки каннибализма. Увы, не только голые тропические дикари ели друг друга. Цивилизованные, конечно на свой манер, европейцы бронзового века тоже занимались этим делом, а вот с какой целью, сказать затруднительно.
Самый простой шлем бронзового века. «Поля погребальных урн».
Конец эпохи полей погребальных урн наступил в VIII в. и был связан опять-таки с переселением в Европу новых масс пришельцев, как с севера, так и тех, что шли через Причерноморский степной коридор.
Вход в музей лужицкой архитектуры и быта в Бискупине. Польша.
Музей лужицкой архитектуры и быта в Бискупине. Польша. Вот такая у древнего городища была стена.
Ну, и, наконец, что автор сам думает по поводу всех этих изменений, как в материальной, так и духовной культуре людей этого времени? Что, если культура тогда (культура людей в целом) была намного выше, чем мы привыкли это считать. Что люди не замыкались в своем тесном мире рода-племени, курятника и амбара, а знали и понимали, что принадлежат к могучему человеческому роду, который подчиняет себе окружающий мир и… что другие люди, тоже люди, пусть даже они и говорят на непонятном языке. Да, они могут служить объектом неприятностей (когда грабят тебя!), но и объектом повышения собственного благополучия, когда грабишь их ты! Но при этом существовали какие-то священные запреты на убийство путешественников и торговцев. Возможно, существовал освященный традициями культ торговли, и были кланы переводчиков, разведчиков-путешественников, послов и купцов, осуществлявших дальние походы и пользовавшихся правом неприкосновенности.
Религия была солярной, то есть солнечной, о чем говорят символы на керамике и украшениях. И были у них свои пророки и мессии, ничуть не менее значимые, чем Будда, Христос и Магомет, идеи которых навязывались (или передавались!) другим народам не только силой, но и примером. Но письменности не было (а значит, были у них и прекрасные сказители, и слагатели устных произведений). Различные языки преградой общению не являлись, так же, как и языковые различия у индейцев Северной Америки. Общались они при помощи языка знаков, что помогало устанавливать коммуникации между людьми, проживавшими за тысячи километров друг от друга. Однако свободным человека делал только меч и его личная физическая культура. Уделом тех, кто «не соответствовал требованиям времени» могло быть рабство, а то и что-нибудь похуже…
Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru