Перейти к содержимому

 


- - - - -

Жанны д`Арк – церковный PR-проект во славу Франции


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 253 сообщений
  • 9517 благодарностей

Опубликовано 25 Январь 2017 - 16:00

Изучение истории так же интересно, как и сложно. Мало того, что содержимое летописей, дневников и воспоминаний субъективно и неточно, так и документы вполне могут нести недостоверную информацию. А то бывает еще и так, что государю выгоднее, чтобы тот или иной исторический факт был истолкован иначе, чем прежде. И тогда переписывались учебники, «развенчивались мифы». В итоге, история иной раз становится сплетницей среди наук и инструментом для идеологической манипуляции. Американцы, например, искренне верят, что Гитлера победили Штаты, зато какой уровень патриотизма в стране. А если вспомнить плоды европоцентризма…


Изображение

Жанна Дева. Такой она вполне могла быть!

Детали истории Жанны д’Арк тоже принято интерпретировать по-разному. Но в самой популярной версии Жанна – простая девушка из семьи зажиточных крестьян покидает родную деревню, добивается встречи с наследником престола… И становится командующей войска, направленного на спасение Орлеану в самые тяжелые для Франции годы Столетней войны. Конечно же, она наделена сверхъестественной силой: слышит голоса архангела Михаила и святых Маргариты и Екатерины. Духи шептали ей пророчества, подсказывали, как спасти Францию. В Средние века ни у кого не было в этом сомнений, и легенды о чудесах, связанных с пророческим даром девы, окутывали ее биографию.

И вера в победу Орлеанской девы и новообретенная, благодаря ей, вера в короля действительно вдохновили войска и настолько подняли их боевой дух, что победы стали совершаться одна за другой. Английские войска начали сдавать свои позиции. А затем Жанну предали, и она попала в плен, а потом и под церковный суд. Обвиненная в ереси, колдовстве и прочих грехах, какие решили приписать ей судьи, и вот уже дева была заживо сожжена на костре. А в 1920-м году католическая церковь вдруг решила передумать и канонизирует Жанну.


Изображение

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854.

Но так ли все было на самом деле? Как могла простая крестьянка добиться встречи с Карлом VII? Но если даже ей сопутствовала невероятная удача быть принятой и выслушанной, как Жанне удалось завоевать такое доверие, что при отсутствии знания воинского дела она добилась того, что Карл VII назначил ее командовать войсками? Да, в Средневековье люди практически во всем полагались на писания, пророчества и легенды, но и сословные границы были чуть ли не прочнее всех существовавших тогда стен и укреплений. Должно было произойти что-то экстраординарное, чтобы представитель низшего сословия оказался при короле. (Как это было, например, с Распутиным. И хотя это был уже не 15-й век, а 19-й, во дворец он попал не так уж и легко.)

Никак иначе объяснить события из жизни Жанны, кроме наличия у нее паранормальных способностей, мы не можем. Чудесные исцеления в каких-либо источниках не значатся, но о других необычных талантах Жанны упоминали многие ее современники. Во-первых, способность к гипнозу. Ее голос влиял на воинов так, что они без тени сомнений бросались в любую битву. Они словно не чувствовали боли: неистово сражались, даже будучи смертельно ранеными. Во-вторых, Жанна была своего рода пророком. Голоса духов, руководивших ее действиями и поступками, предсказывавших будущее, дева слышала с детства. Следуя их советам, Жанна д’Арк со своей армией одерживала победу во многих сражениях, не совершая ошибок. К примеру, в битве при Потэ у англичан было немалое численное преимущество: пять тысяч на полторы тысячи французов. Однако же многочисленные захватчики проиграли: они потеряли 2500 человек, остальные сбежали или были захвачены в плен. Потери французов ограничились десятком! Даже если учесть, что военные в своих донесениях часто преувеличивают потери противника и преуменьшают собственные, эту победу можно объяснить только чудом.


Изображение

Бацинет 1375 – 1425 гг. Вес 2268 г. Франция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Еще один случай, описанный очевидцем: всадник грязно выругался, увидев Деву в доспехах, в ответ на что она напророчила ему близкую смерть. И оная настигла всадника. А однажды в пылу сражения Жанна предостерегла своего соратника о том, что его поразит пушечный выстрел, если он не отойдет. Он отошел, а вместо него роковую позицию занял другой рыцарь. Конечно же, тут же прилетело пушечное ядро и прервало его существование.

Получается, что дева все же смогла повлиять на престолонаследника, обладая такими способностями. Но даже самый умелый маг не сможет овладеть боевым оружием на должном уровне без долгих и упорных тренировок. А Жанна-крестьянка очень умело владела и мечом, и боевым топором, хотя вряд ли готовилась к этому с детства. Дева уверенно держалась в седле и умела носить доспехи. Современники вспоминали, что Жанна участвовала и побеждала в рыцарских турнирах. Также Дева очень хорошо умела играть в кольца, популярную среди знати игру. Познания Жанны в воинском искусстве, а также в других науках были весьма велики. В боевых действиях принимали участие и другие военачальники того времени, маршал Жиль де Рэ, например, но решения принимала она самостоятельно, без их подсказок. Слабо верится, что голоса в голове успевали бы давать ей советы по владению оружием и тактике, тем более, будучи святыми. Есть и другие причины сомневаться, что Жанна д’Арк происходила из низшего сословия. Но выдавать ее за крестьянку было выгодно – это был отличный способ воодушевить изрядно измученный войной народ.

Поэтому пора рассмотреть версию, по которой Орлеанская дева рождена от незаконного союза Людовика, герцога Орлеанского, и французской королевы Изабеллы Баварской. Брак Изабеллы с Карлом VI был ошибкой. Королем иногда овладевало безумие. Карл и в ясном-то уме не терпел вида Изабеллы и почти открыто жил во дворце Сен-Поль с Одеттой де Шамдивер. Королева отвечала тем же, выбрав Луи. Возможно, что от герцога был и сын Изабеллы, наследник престола, впоследствии Карл VII. (Многие источники утверждают, что сам Карл не верил, что он законный сын короля.) Но если Карла VII еще можно было выдать за сына французского короля, то с Жанной не вышло: супруги уже слишком долго не были вместе.

А внебрачного ребенка король бы возле себя терпеть не стал. Поэтому новорожденная в большой тайне была отправлена в деревню Домреми, в семью Жака д’Арка и его жены Изабеллы, урожденной де Вутон. И Жак д’Арк не был бедным земледельцем, а его предки некогда были рыцарями. Герб семьи к тому же старше 15-го века: «На лазоревом поле золотой лук и три скрещенные стрелы с наконечниками, две из которых окованы золотом и снабжены серебряным опереньем, а третья – из серебра с золотым опереньем, с серебряной главой, увенчанной червленым львом». Жак владел обширными землями, был старостой Домреми и командиром лучников местного ополчения. И доход его в год превышал пять тысяч франков.


Изображение

Дом Жанны в Домреми. Сейчас здесь музей.

Жанна воспитывалась как мальчишка. Может из-за нрава, а может из-за того, что в семье привыкли воспитывать мальчиков (у Жака и Изабеллы к тому времени были сыновья). Много внимания уделялось обучению боевым искусствам, поэтому Жанна уверенно держалась как в седле, так и в бою на мечах. Дева хорошо обучена: речь ее была стройна и грамотна, не то, что у простых крестьян того времени.

Так что появление Орлеанской девы в резиденции ее брата и то, что было после, очень похоже на детальный план. В итоге захватчики изгнаны, а Карл VII утвержден на троне и миропомазан. Но Жанна теперь стала не просто ненужной шестеренкой, но и угрозой для власти. Ведь кто-нибудь из врагов трона и соперников короля мог бы откопать выгодные для себя факты и поставить под сомнение законность правления Карла VII. И потому король и решился избавиться от героини, отдав ее на волю противников, которым Жанна пустила достаточно крови...


Изображение

Смерть Бертрана дю Гесклена во время осады Рандома в 1380 г. (Британская библиотека, Лондон). Очень хорошо показаны доспехи и вооружение воинов – участников Столетней войны. Обратите внимание, что лучники носят стрелы за поясом.

Но кто мог быть автором этого плана и его исполнителем? Феодалы? Они грызлись между собой и не имели такого сильного влияния на общество. Короля во Франции не было… Значит, остается только лишь одна организация – церковь! Церковь страдала от войны так же, как и все, но в меньшей степени. Кто имел возможность беспрепятственно ходить по дорогам, которые кишели бандами разбойников? Монахи! Да их и грабить-то смысла не имело. И кто был достаточно грамотен, чтобы передавать сведения и влиять на народное мнение? Только церковь!

И вот она-то этим и занялась! Духовник Жанны укрепил ее в замысле пойти к дофину. Там ее провели к нему и обеспечили «информационную поддержку». Затем, когда Жанну признали при дворе, кто по всей Франции разблаговестил о том, что появилась Жанна Дева, и король дал ей войско? С амвонов церквей об этом сообщалось! Правда, в учебниках по истории Средних веков у нас раньше сообщалось, что это «народная молва» разнесла. Но… таскаться из села в село только затем, чтобы рассказать о Жанне и являемых ей чудесах? А вдруг разбойники? Вдруг набег англичан на деревню? Кто защитит семью и детей, угонит в лес скотину? Нет, сидели себе французские мужики по своим деревням и носа не высовывали оттуда. Но зато собирались они в церковь, и там с амвона им объявлялось об очередном чуде – и как можно было этому не верить?

Захотелось Жанне необычный меч… и она тут же его нашла в старинной часовне, да еще и с тремя крестами на клинке, а «народная молва» сразу же сообщила, что это не просто меч, а легендарный меч Карла Мартелла, которым он побил арабов. Это уж какие осведомленные в истории были тогда во Франции «народные массы», все-то они знали и во всем разбирались?!


Изображение

Меч примерно 1400 г., вероятно итальянский. Филадельфийский музей искусств.

Ну, а когда Жанна стала проявлять строптивость (еще одно доказательство ее не забитости и ясного ума), где впервые зазвучали голоса о том, что Бог отвернулся от Жанны? В церквях и соборах! И сразу об этом узнали все, хотя не было тогда ни телефона, ни телеграфа, ни газет, зато монахов, ходивших из епархии в епархию, хватало с избытком, так же, как и почтовых голубей!


Изображение

Меч 1400 г. Запад Европы. Вес 1673 г. Длина 102,24 см. (Метропалитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, а кто был непосредственным исполнителем этого плана в окружении Жанны? Кто поставлял церкви информацию о чудесах и пророчествах, подсказывал верные решения либо их придумывал, чтобы «народная молва» разносила их по стране? Ну, конечно, Жиль де Рэ – единственный из ее окружения, после победы попавший в застенок, и казненный за массовые убийства женщин и детей! Прообраз «Синей бороды» братьев Гримм! Так и хочется сказать по его поводу сакраментальную фразу: «Он слишком много знал!»


Изображение


Памятник Жанне д’Арк в Орлеане.

Есть и такая версия, что вместо Жанны сожжена была другая женщина, а самой деве удалось спастись, выйти замуж и даже оставить потомство. Могло быть, наверно, и такое.

Автор: Дарья Елисеева
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 253 сообщений
  • 9517 благодарностей

Опубликовано 28 Март 2017 - 11:01

Жанна д’Арк, как PR-проект своей эпохи

Неверно думать, что PR (или на русском «связи с общественностью») - это порождение нашей эпохи. Во-первых, сам этот термин первый раз был использован еще в 1807 году в США американским президентом Т. Джефферсоном, который в одном из своих посланий к Конгрессу использовал словосочетание «паблик рилейшенз», после чего оно стало применяться все чаще и наполняться разным содержанием. Но… «пиар» был и до этого: в объявлениях на стенах, в величественных храмах и дворцах, одежде фараонов и знати, в манерах общения, обычаях и традициях, ведь суть его – «хорошая молва» о чем-то или о ком-то и… изменение поведения окружающих посредством этой самой «хорошей молвы».


Изображение

Жанна – Милла Йовович, наверное, это самая лучшая и запоминающаяся «жанна» в истории кино.

Американские специалисты в области PR особую роль в разработке практических технологий в сфере политических кампаний отводят одному из активистов Войны за независимость С. Адамсу, который убедительно доказал, что для оказания информационного воздействия на общество нужно:
- создавать организации, способные возглавить массовые компании и объединять людей;
- использовать эмоциональные символы и броские, легко запоминающиеся лозунги;
- организовывать действия, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на народные массы;
- опережать своих оппонентов в выгодной для себя интерпретации тех или иных событий;
- постоянно воздействовать на общественное мнение больших масс людей самыми различными средствами.

Все названные принципы стали основой практической деятельности американских пиарменов и... американской концепции связей с общественностью. Однако, если мы все это применим к целому ряду исторических событий, то… мы увидим, что все они на самом деле не что иное, как соответствующим образом организованные и проведенные PR-кампании.


Изображение

Вот он – будущий «Синяя Борода», барон Жиль де Ре. Картина Гуля де Наваля 1835 г.

Вот, например, история Жанны д'Арк. По мнению таких видных российских специалистов по СО, как А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова, она есть не что иное, как самый настоящий PR-проект. Дело, например, в том, что, хотя есть огромное количество различных биографических хроник, касающихся ее жизни, реальных сведений о том, кем же на самом деле являлась девушка Жанна, как не было прежде, так нет и теперь, хотя документы ищут уже столетия. Зато нелепостей и нестыковок в различных документах и хрониках очень много. И долгое время на них никто и внимания-то не обращал, и только позднее в архивах нашли документы, свидетельствующие, что значительная, если не большая часть хроникеров и всяких там трубадуров, расписывавших деяния Жанны, оказывается, находилась на службе у короля Карла VII. Это были его девять придворных поэтов и… целых 22 королевских летописца. В любом случае, узнать, откуда на самом деле появилась Жанна д'Арк, сегодня уже абсолютно невозможно: хотя есть версия, что она могла быть незаконнорожденной сестрой Карла VII; хотя другие историки считают, что она являлась воспитанницей ордена францисканцев. Кто-то доказывает, что она и впрямь была простой пастушкой из деревни Домреми, и еще в детстве сошла с ума. Но уж очень много всего Жанна для простой пастушки знала и умела! Однако откуда бы она не взялась, «отцом» Великой девы Франции, ставшей ее национальным символом и национальной идеей, был не кто иной, как барон Жиль де Ре, родом из одной из самых старинных и знатных фамилий запада Франции – Монморанси и Краон.


Изображение

Печать с гербом Жиля де Ре, 1429 г. Музей Вандеи.

Сегодня мы назвали бы его «политтехнологом», а в то время он был просто умным и образованным человеком. Женился он выгодно. На некой Екатерине де Труар, с которой он получил более двух миллионов ливров приданого. С такими деньгами Жиль де Ре сумел добиться расположения дофина Карла и в результате получил место в его окружении. При этом своего будущего короля он нередко ссужал деньгами и... таким образом поставил его от себя в полную зависимость. Ну, а происходило все это как раз в годы Столетней войны, когда французы и англичане сражались из-за того, что решали, кому же наследовать французский трон: английским королям по материнской линии потомков Гуго Капеета, или французским представителям династии Валуа. То есть все было как в большой семье, где от старика отца осталось много всякого имения, и где родственники делят имущество и обвиняют друг друга во всех смертных грехах. Боевые действия, правда, велись, но довольно вяло. Ведь служить-то сюзерену можно было 40 дней в году или пока не закончится провизия. Поэтому за всю войну и было не больше десятка главных сражений, занявших в целом по времени не более недели. Но само по себе такое положение было очень выгодно: любой француз, имея ввиду только личную выгоду, мог заявлять, что признает своим королем либо существующего дофина – отпрыска Валуа, либо короля англичанина, потомка королевы Маргариты, законной дочери Филиппа Красивого, почившего в бозе короля Франции. Для богатых налогоплательщиков - владельцев сельскохозяйственных угодий и крупных торговых городов – эта ситуация с вариативным выбором королей была очень удобна: две казны наперебой предлагали им льготы по налогообложению, только чтобы они «стали за нас». Поссорившись на балу или на охоте, кто-то из французских вельмож уже на следующее утро оказывался на стороне англичан, которым, кстати, все это же самое довелось впоследствии испытать во время войны Роз. Спать человек ложился сторонником Йорка, а просыпался сторонником Ланкастера, и то же самое, только раньше, имело место и во Франции. Королей Валуа французская знать попросту шантажировала, угрожая переходом в стан Ланкастеров-Капетингов, но за верность получала и земли, и ссуды, и титулы.


Изображение

Миниатюра с изображением сожжения Жанны. Почему-то она в красном платье. Красный цвет - цвет дворян! К тому же ее сжигали как ведьму, отступницу, еретичку, вторично впавшую в грех и... где желтый колпак с чертями на голове?

Английская экономика в то время была более развитой, Англия чеканила полновесную золотую монету, поэтому французские лендлорды, еще платившие налоги дому Валуа, считали, что оказывают им огромное одолжение. Причем, к началу XV века от королей династии Валуа почти все уже отвернулись. Дофин Карл вынужден был устраивать самые настоящие разбойничьи набеги на свои же собственные города или владения еще верных ему сеньоров, чтобы хоть так добыть продовольствие или деньги на привычную ему великосветскую жизнь.


Изображение

Американский фильм 1948 года. В роли Жанны д‘Арк Ингрид Бергман. Обратите внимание на шлемы – просто класс, настоящие бацинеты!

И вот тут Жиль де Ре сделал Карлу интересное предложение: он за свой счет финансирует создание ополчения и набирает армию профессиональных солдат. Но самое главное, что к дофину приходит обыкновенная деревенская девушка, утверждает, что к ней во сне являлись святые, и пророчествует, что Франция вновь станет счастливой и процветающей державой, когда дофин Карл сделается ее законным королем. Армия под предводительством Жиля де Ре наносит ощутимые удары по владениям тех французских сеньоров, что платят налоги англичанам, и это действует на остальных отрезвляюще. Ну, а «божественная» девушка будет находиться среди солдат, людям такое всегда нравится, и они охотно пойдут в ополчение, к тому же другой-то, столь же хорошо оплачиваемой работы, в стране для простолюдинов просто нет.


Изображение

А вот Инну облачают в доспехи. Кстати и доспехи у неё очень хорошие!

Ну а самое главное в этой затее будет то, что французские феодалы, мечтающие перейти на сторону англичан, увидят, что Карл пользуется популярностью у простолюдинов, и что они подожгут их поля, если они ему не станут подчиняться. Жакерия закончилась не слишком давно, чтобы о ней забыть, и память о мятежных «жаках» в памяти французской знати еще была свежа. Повторения того ужаса никто бы не захотел, поэтому ей придется сделать выбор: или воевать против «святой девушки» и дофина или... «Или» как раз никто и не хотел! Церковь также поддержала этот план. Нет крестьян – нет десятины, солдаты грабят монастыри, страх Божий уже не так страшен, и куда же это годится? А что такое церковь в средние века? Это, прежде всего, связь! Нищие монахи, с которых и взять-то нечего, переносят в своих рясах грамоты, а то и на словах передают приказы – сказать в проповеди то-то и то-то. И вот уже с амвонов Франции громко звучит: «Возрадуйтесь братья и сестры благой вести! Ибо объявилась непорочная Дева и дадена ей сила от Господа, и являла она чудеса, и пришла к дофину, и сказала, что Бог открыл ей…» - ну и так далее, каждый дальше сможет придумать сам. Главное, что так было, причем одновременно едва ли не по всей Франции!


Изображение

Была и такая Жанна, снятая в 1957 году.

План был принят, и его реализация началась: вилланы (крестьяне), а также разорившаяся городская беднота дружно пошли в ополчение, а тем временем войска Жиля де Ре побили несколько проанглийски настроенных французских феодалов и даже «освободили» от англичан несколько провинций, где раньше для защиты их владельцев хозяев от… дофина находились отряды английских солдат. Таким образом, в результате реализации этой ПР-кампании, уже через год удалось короновать Карла в Реймсе, Жиль де Ре получил высокое звание маршала Франции и уже официально сделался главнокомандующим французской армией, а герцоги и графы… они испугались, как и предполагал Жиль де Ре, и дружно встали в очередь приложиться к монаршей длани, ибо сразу почувствовали ее силу. Война стала близиться к завершению, и король вдруг понял, что ни маршал Жиль де Ре, ни его пастушка-простушка (кем бы она на самом деле не являлась!) больше ему не нужны. Король банально не хотел платить по счетам. И тут вновь сказала свое веское слово церковь. Почему-то сразу по всей Франции именно священники вдруг объявили, что Бог отвернулся от Жанны, покарал ее за гордыню, и очень скоро Жанна погибла уже по-настоящему, причем с точки зрения короля, погибла очень даже удачно. Предатели-бургундцы взяли ее в плен и продали англичанам – у кого деньги, тому и продаем, не так ли? – за 10 тысяч фунтов. Генрих VI приказал сжечь ее как ведьму в Руане, и сделал это, прежде всего, чтобы бросить тень на новоиспеченного французского короля. Но было уже поздно! Интересно, что есть свидетельства, что потом Жанна «воскресла», по крайней мере, еще один раз, когда все тот же маршал Жиль де Ре взял на эту роль некую Жанну д'Армуаз, которая также командовала небольшим военным отрядом. Ее признали соратники Жанны настоящей, но на пути в Париж ее остановили солдаты короля, которые доставили ее в парламент. Там ее осудили за самозванство и приговорили к позорному столбу, но едва лишь она в своем самозванстве призналась, как ее сразу отпустили, и она уехала в поместье к мужу. То есть ее муженек имел еще и поместье, где и находился, пока его жена пыталась геройствовать на поле боя.


Изображение

Французский многосерийный фильм 1989 года: «Жанна д‘Арк. Власть и невинность». Не впечатляет. От родины Жанны можно было ждать большего!

Жиль де Ре после своей неудачной попытки подсунуть королю новую Жанну уехал в отдаленный замок Тиффож, где проводил время в окружении алхимиков и магов, включая и известного магистра черной магии Франческо Прелати. Этим обстоятельством и решил воспользовался герцог Бретани Иоанн V, которому его земельные угодья показались недостаточно обширными. Как их увеличить? Да очень легко: присоединить несколько замков Жиля де Ре, а для этого обвинить его в колдовстве. Конечно, посягать на героя, что рука об руку сражался вместе с «Девой», было опасно. Но он, видимо, знал о долгах короля и понимал, что всякий, кто освободит монарха от обязанности их платить, получит все, что угодно, лишь бы за чужой счет!


Изображение

Канадский фильм 1999 года. В главной роли Лили Собески. Но какая-то она слишком уж… женственная. И длинные волосы, кстати, только у нее одной.

Набрал герцог настоящую «творческую группу во главе с Жаном ле Фероном, своим казначеем, и епископом Нанта Жаном Мальтруа. Подумали они и развернули против де Ре самую настоящую ПР-кампанию в самом жестком стиле – наняли людей, завербовали слуг Прелати, и те начали на рынках рассказывать жуткие истории о пропавших маленьких детях, которых в жертву Сатане приносит нечестивый де Ре во время черной мессы. Нет ничего вернее, чем распустить про твоего врага нехороший слух.


Изображение

И зачем у нее на доспехах изображения лилий? Выпуклая насечка для этого времени не типична. Появилась позднее!

Всегда найдется власть имущий, который ему поверит. Жиля де Рене арестовали, пытали (это дворянина-то!) и тот под пыткой сознался во всем. Ну, а потом… потом 26 октября 1440 года по приговору епископского трибунала Бретани нечестивого барона сожгли на костре, как опасного и злого колдуна. Формально он был обвинен по двум пунктам – занятия алхимией и… оскорбление духовного лица. Вроде бы за это не сжигают? Но когда этого хочет сам король, возможно все. Главное, что зрители его казни в Нанте были искренне убеждены, что он во время своих занятий ворожбой убивал именно крестьянских детей. То есть был «врагом народа». И в голову несчастных бретонцев это так запало, что потом еще несколько поколений их потомков пугали им детей. Хотя, когда писатель Шарль Перро уже в начале XVIII века поехал собирать фольклор в Бретань, то в рассказах крестьян стали фигурировать уже убитые жены, а самому барону народная фантазия зачем-то «прилепила» синюю бороду.


Изображение

Битва при Пате. Там все было так, что можно подумать, что некоторым англичанам перед ней просто заплатили…

А вся эта история закончилась в… 1992 году, когда по инициативе писателя-историка Жильбера Пруто был начат повторный судебный процесс по делу Жиля де Ре, на котором он был полностью реабилитирован. Архивы инквизиции показали, что замученных крестьянских детей не было, и кровавыми опытами барон не занимался. И вот как интересно бывает: и слова-то такого «пиар» не было, а все его приемы были известны и использовались!



Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/98...voey-epohi.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.