Перейти к содержимому

 


- - - - -

«Культура боевых топоров»


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
Нет ответов

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 23 Январь 2017 - 11:21

Сегодня многие народы (и государства!), а уж про отдельных граждан я и не говорю, ну просто одержимы идеей удревнить свои корни и доказать всем и каждому, что вот именно его народ самый… был самым продвинутым во всех отношениях. Почему? Да потому, что сейчас реально все решает производительность труда! У кого она выше, тот и гегемон всему. И тогда люди пытаются искать утешения в прошлом, мол, это сейчас так, а вот в прошлом… А что в прошлом? Что мы знаем о древних культурах на просторах Евразии, какие артефакты они после себя оставили? Как и с кем воевали, а так же – чем именно?


Изображение

Ладьевидный каменный топор из Финляндии.

Обратимся к археологическим находкам переломной эпохи, от каменного века к веку металлов, и узнаем, что на территориях Центральной и Восточной Европы в период 3200 г. до н. э./2300 до н. э. — 2300 г. до н. э./1800 г. до н. э. существовала «культура боевых топоров». Впрочем, есть у нее и более миролюбивое название – «культура шнуровой керамики», что связано с характерным орнаментом на ее сосудах.

Считается, что она охватывала значительную часть континентальной Европы, кроме тех стран западного атлантического и средиземноморского региона, где обитали совсем уже древние доиндоевропейские народы (лигуры, иберы и др., и предки нынешних басков), и севера Скандинавии, где поселились предки саамов.


Изображение

Основные культуры медного века Европы.

Название культуры возникло из-за обнаруженных в мужских погребениях каменных боевых топоров. Хотя кто-то предпочитает название «шнуровая керамика» и культура «одиночных могил», что связано с характерным орнаментом на керамике и погребальным обрядом.

Ряд ученых связывает происхождение всех «культур боевых топоров» (а их известно несколько в разных регионах) с катакомбной культурой (погребения в катакомбах) южной Европейской части Восточной Европы. Другие выводят культуру боевых топоров из более ранней ямной культуры (погребение в ямах). Считается, что на западе она стала наследницей более ранней культуры воронковидных кубков, а вот на территории современной Балтии и Калининградской области культура шнуровой керамики, скорее всего, является культурой пришельцев. На востоке, она была совершенно новой культурой, с более ранними местными культурами не связанной.


Изображение

Каменные топоры катакомбной культуры.

Жили представители этой культуры в очень маленьких поселениях, содержали скот и занимались земледелием. Возможно, что они вели полукочевой образ жизни – когда поля истощались – шли дальше. Для перекочевок использовался колесный транспорт – волы, запряженные в повозки, низкорослые лошади использовались всадниками, а вот главным их домашним животным была явно свинья!

Своих умерших они погребали в неглубоких могилах (около 1 метра), причем мужчины в них лежали, скорчившись на правом боку, а женщины – на левом. Причем все лицом на юг. Погребения зачастую располагались рядами, но в могилах мужчин всегда лежит каменный боевой топор! В это же самое время существовала и культура колоколовидных кубков и она имела похожую погребальную обрядность, и вот эти-то две культуры и занимали тогда большую часть территории Западной и Центральной Европы. Что же касается антропологического типа, то представители этой культуры имели длинные и узкие черепа с высоким лбом и сводом, так что их легко отличить от всех прочих.


Изображение

Типичная шаровидная амфора из раскопок в Пятра-Нямц.

Скорее всего, данную культуру следует рассматривать как одну из ряда индоевропейских культур. Причем одно время считалось, что это протокультура всех европейских индоевропейцев вообще. Но сейчас «культуру боевых топоров» считают одной из крупных ветвей древних народов Европы – протобалтославян на востоке и протогерманцев, протокельтов, и протоиталийцев на западе. Ну, а наличие в могилах боевых топоров указывает на их воинственность. Очевидно, что жизнь тогда была такая, что без каменного боевого топора тем людям было не прожить!

Поскольку региональных культур «боевых топоров», имевших свои особенности, было довольно много, есть смысл хотя бы в общих чертах познакомиться с каждой из них.
Начнем со шведско-норвежской, самой северной, поселения которой известны даже за Полярным кругом и которая имеет даже собственное название: «культура ладьевидных топоров». В Скандинавии нашли около 3000 топоров этой культуры, причем время ее распространения получило название «периода раздробленных черепов». Это указывает, что переселение в этот район узколицых пришельцев с боевыми топорами явно носило характер вторжения, и что пользовались ими они явно мастерски!

Финская «культура боевых топоров» являлась культурой охотников, живших в лесах. Находок, сделанных при раскопках поселений на этой территории, очень мало. В Центральной Европе главный вид находок – керамика, украшенная отпечатками веревок, причем посуду находят как в могилах женщин, так и в могилах мужчин.

На востоке известны среднеднепровская культура и фатьяновская культура в верховьях Волги. Некоторые из исследователей выделяют и балановскую культуру, которую относят к восточному варианту фатьяновской. От среднеднепровской культуры осталось мало следов, хотя она занимала удобный путь из степей в Центральную и Северную Европу. Как видно из ее названия, она располагалась по течению Днепра и его притоков в районе между Смоленском и Киевом. По времени она совпадает с катакомбной культурой в Северном Причерноморье.

Ну, а теперь о том, что стало своего рода «визитной карточкой» племен данной культуры – каменных просверленных боевых топорах! Их находки встречаются на всей территории расселения этих племен повсеместно. Но они разные! По классификации, например, Д.А. Крайнова, только основных типов топоров характерных для фатьяновской культуры можно насчитать шестнадцать, и девять для среднеднепровской культуры. А еще есть от трех до пяти подтипов, так что для неспециалиста все эти топоры сплошная головная боль.


Изображение

Типичный топор-колун. Краеведческий музей г. Пятигорска.

Как бы там ни было, а самой ранней формой этого оружия был топор-колун. Такие топоры находят и в Курской, и в Орловской, и Белгородской, и в Липецкой областях. Этими топорами можно было с успехом и деревья рубить и черепа разбивать. Однако позднее, во второй четверти II тысячелетия до н.э. основным типом топора стал топор-молоток с вытянутым обухом. Затем в верхневолжском регионе появились топоры в форме лопасти – очень красивые и изящные каменные изделия. Находят их в Костромской, Ярославской и Тверской областях, но со временем форма топоров все более и более упрощается и красоты в них уже особой нет. Почему? Видимо, с переходом к более мирной жизни, так как в погребениях стало больше орудий труда, нежели оружия. Ну, а потом на смену камня здесь и вовсе пришла медь, хотя внешне первые медные топоры были еще очень похожи на каменные. Правда, на территории бывшего СССР таких топоров найдено всего около 30, что явным образом указывает на то, что это была большая редкость.

Еще более редкими являются медные наконечники копий. Известно всего пять находок, из которых три относятся к фатьяновской культуре, а два – к среднеднепровской. Обычно наконечники эти кованые, имеют втулку с отверстиями для гвоздей и орнамент.


Изображение

Фатьяновская культура на территории Восточной Европы.

Затем идут кремневые наконечники дротиков и стрел, разнообразием не отличающиеся. В большинстве своем они имеют черешок и два отведенных в сторону шипа, так что ранения, наносимые ими, могли быть очень серьезны. Скорее всего, эти наконечники служили для боевых стрел, но вот характерны такие находки главным образом для московско-клязминской и окско-деснинской групп погребений. Возможно, что это связано с расцветом военного искусства у фатьяновцев, которые стали пренебрегать рукопашным боем, и уже более полагаться на лук и стрелы. Кстати, фатьяновцы хоронили своих умерших также в скорченном положении, мужчин, как правило, на правом боку, но головой на запад, а женщин на левом и головой на восток!


Изображение

Булава из краеведческого музея в г. Пятигорске.

Очень редко находят так называемые «метательные камни». Это каменные шары небольшого размера и очень хорошо отполированные. Возможно, что это камни для пращи, но уж что-то слишком они тщательно обработаны. В лесной местности такие камни могли, скорее всего, применяться в качестве навершия для так называемой «гибкой палицы» – очень популярного оружия индейцев-дакота. Камень обертывался кожей и прикреплялся к деревянной рукоятке таким образом, что соединение было не жестким. Удар таким оружием по голове (даже через меховую шапку) носил, безусловно, сокрушительный характер.

Ну, а сверлили каменные топоры при помочи лучкового стационарного сверла, вот почему раньше, чем появился лук, они также появиться не могли. В качестве сверла использовался либо деревянный стержень (рабочим телом служил кварцевый песок) либо пустотелая кость, надетая на палку. И палок, и костей было много, а уж песка и подавно! Один «пилил» топор с помощью лука, а его помощник, либо помощники, занимались тем, что готовили ему «сверла». Вот так, буквально на «потоке», эти топоры и создавались, хотя после черновой обработки их нужно было еще долго обтачивать, шлифовать и полировать!


Изображение


Ладьевидный полированный каменный боевой топор раннего бронзового века из Национального музея истории и культуры Беларуси. Почтовая марка республики Беларусь.

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 3 раз:
abrakodabra , Александр198 , adc



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.