Битва между византийцами и арабами. Миниатюра из Мадридского списка «Хроники» Иоанна Скилицы. XIII в. (Национальная библиотека Испании, Мадрид)
Регулярные набеги турок, непрерывный грабеж прибрежных городов морскими разбойниками не давали возможности поддерживать византийской аристократии свое прежнее военное могущество: покупать оружие и наемников за счет сбора земельной ренты. Византийцы не могли набрать нужного количества рекрутов на своих землях, а наем рыцарей с Запада был эпизодическим и единичным. Однако Византийская конная элита - страдиоты – сумела выжить даже в этих условиях. Состояла она из коренных греков, хотя встречались среди них и иностранцы. Каково же было их вооружение, чем и как они сражались? Как же выглядели эти последние воины византийской военной элиты"? Интересное исследование на эту тему провел британский историк Дэвид Николь, автор более 40 монографий по истории военного дела разных народов, так что мнение его, будет, безусловно, интересно каждому, кто, так или иначе, интересуется этой темой.
Прежде всего он подчеркивает, что угасающая империя испытывала на себе сильнейшее влияние обогнавших ее соседей, которое как раз в одежде-то в первую очередь и проявлялось. Хотя, безусловно, дань традициям была столь же исключительно сильной, поскольку "морально разоружаться" перед более сильным врагом всегда считалось неэтичным. А что означает заимствование чужой моды, как не это самое "разоружение"?
Византийский всадник Х в. в чешуйчатом панцире. Реконструкция А.Шепса.
Начнём рассматривать этот вопрос со статуса поздней римской элиты, потому что именно военный статус всадника показывает степень традиционности его положения и вооружения. Так вот, в коннице сохранялось прежнее деление на копьеносцев (всадников с длинными пиками – "контариев") и лучников, хотя вооружение большинства страдиотов составляли копья и мечи. Итальянские наблюдатели в 1437 – 1439 гг. описывали страдиотов, прибывших в Италию в составе византийской дипломатической миссии как тяжеловооруженных воинов, а лёгкие всадники, их сопровождавшие, были определены как метатели дротиков с турецким вооружением или весьма на него похожим. Даже короткие стремена и те у них были турецкие.
Боснийцы, валахи, генуэзцы, каталонцы, – также пополняли войска Византийской империи и нанимались они со своим оружием целыми отрядами. Иногда наемники получали оружие от Византийского правительства. И хотя этого оружия не хватало на всех, были они вооружены на уровне турецких тяжеловооружённых всадников.
Давид и Голиаф. Воины изображены в типичных византийских доспехах того времени. Серебряное блюдо. Византия VII в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
В 1392 г. Игнатий Смоленский, русский священник, видел 12 воинов в доспехах с ног до головы, стоящих вокруг императора. Конечно, дюжина всадников "погоду сделать не может". Убедительнее источники от турок, описывающие облачение византийских всадников-христиан как "скрежещущее голубое железо". Очевидно, что эти доспехи были близки к западноевропейским рыцарским латам по уровню защиты. Они же упоминают коней, защищенных панцирями, и массивные пики (скорее всего на византийской земле "прижились" древние пики-контосы). Кроме того, на них были сияющие на солнце шлемы и блестящие доспехи на руках и ногах, а также великолепные латные рукавицы. Так были вооружены не только византийские страдиоты, но и сербская тяжёлая конница, применявшая длинные пики.
Парамерион – протосабля византийцев. Современная реконструкция.
По другим письменным и иллюстративным источникам византийская конница в большей степени использовала итальянское или испано-каталонское оружие. Но большой веры живописцам нет: кто попался на глаза, того они очень часто и изображали.
К примеру, у всадников упоминаются шлемы, имеющие забрала. Но чаще изображены распространенные шлемы салад и барбют, или типичные "боевые шляпы" в виде колоколов. Считается, что атрибутом всадника-страдиота мог быть горжет – жёсткий простёганный нашейник (он мог быть и чисто металлический). Не имевшие доспехов страдиоты, надевали стёганую защитную одежду, бывало, что даже из вышитого шёлка. Она могла надеваться и с металлическими доспехами. Византийские всадники применяли щиты, от которых европейские рыцари уже отказались, а если и применяли, то только на турнирах.
Капеллина – "военная шляпа" XV в. Вес 1264 г. Произведена в городе Фрибурге. А вот экспортировалась ли она в Византию точно неизвестно. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Многие виды вооружения страдиотов выпускались не в Византии, а где-то на Балканах. Одним из таких центров изготовления доспехов и оружия был город Дубровник. В близлежащей Южной Германии, в Трансильвании и Италии также делалось много оружия. Поэтому вооружение элиты всадников практически не отличалось от рыцарского.
Что касается тактики, то тут было так: боевой единицей являлись два вида всадников: элитный лагадор и войник – его оруженосец. Вооружены они были местными короткими мечами – спата скьявонеска. Привозили византийцам в основном сами клинки, а уже на месте к ним делались рукояти. Сабли восточного образца получили широкое распространение с XIV в. Это были изготовленные из очень качественной стали турецкие и египетские клинки.
Щиты были разнообразные: треугольные и прямоугольные. Применялся и "боснийский скутум" с левым краем щита, выступающим вверх углом для большей защиты шеи. Щит этого типа позднее распространился очень широко и ассоциировался с более поздней конницей всадников-христиан, а также и с балканской лёгкой конницей.
Различались всадники не только по элементам костюма, но и по причёскам: (христиане тюрбанов не носили, хотя в XV в. французским историком страдиоты описывались одетыми "как турки"). Православные сербские воины носили длинные бороды и волосы, а католики - наёмники их брили. Бороды носили и выходцы из Руси, служившие у византийцев. Венгры, поляки и кипчаки были безбородыми. Отметим, однако, что влияние на турецкий костюм оказывали и сама Византия, и Египет, и Иран.
Лучшие экземпляры лошадей ввозились по сообщениям современников из южнорусских степей, а также из Румынии. Эти животные поражали своим превосходным качеством, тогда как кони местных пород выглядели мельче.
Бургундский шлем, также имевший распространение среди последних воинов Византии. Рис. А.Шепса.
Естественно, что экипировка требовала и соответствующего обучения, тем более что ко времени своего упадка армия Византии была очень невелика и, следовательно, недостатки количества нужно было компенсировать качеством. Так, бургундский дворянин Бертрандон де ла Брокьер, посетивший в 1430-х годах Византию, лично наблюдал "игрища" страдиотов, которыми был весьма удивлён.
Сосуды для греческого огня и шипы («чеснок») против конницы X – XII вв. (Византийский и христианский музей в Афинах)
Видел Бертрандон и деспота Мореи, брата императора, с его многочисленной (20 – 30 чел.) свитой: "Каждый всадник, держа в руках лук, мчался галопом через площадь. Затем они подбрасывали шапки и тот стрелок, который поражал летящую мишень точнее всего, объявлялся лучшим". Де ля Брокьер также описывает и византийских всадников, которые "участвовали в турнире в очень странной для меня манере. А дело вот в чём. В середине площади была сооружена большая площадка с широким настилом (3 шага шириной и 5 – длиной). Друг за другом около сорока всадников проносились галопом по ней, держа в руке небольшую палочку и выделывая разные трюки. Они не были облачены в доспехи. Затем мастер церемоний взял одну из них (она очень гнулась, когда он скакал на коне) и вонзил в мишень со всей силы, да так, что это импровизированное "копьё" с хрустом сломалось. После этого все начали кричать и играть на своих музыкальных инструментах, напоминающих турецкие барабаны". Затем и все оставшиеся участники турнира, по очереди, поразили мишень".
Другой поздневизантийской чертой, весьма шокировавшей соседей Византии из западноевропейских стран и даже соседствовавших с ней мусульман, было исключительно жестокое отношение страдиотов к своим пленникам. Им прямо-таки с наслаждением рубили головы, так что впоследствии даже Венецианский Сенат перенял у них этот совершенно варварский обычай.
Впрочем, подобное отношение к пленным (вспомним, хотя бы, жестокость византийцев по отношению к пленным болгарам) имело место и в более ранней истории Византии, и это был результат их исключительного положения "островка цивилизации среди моря варваров". Ну, а попытку реконструировать внешний вид страдиотов предпринимали многие английские художники и историки (в частности художник Грэхем Самнер и тот же Дэвид Николь), но очень уж эклектичные получились у них образы.
В итоге британцы дали вот такое изображение последней римской элиты: 1 – наемник-варанг (в принципе любой европеец), 2 – английский гвардеец, 3 – император Мануил II Палеолог, 1408 г., 4 – критский гвардеец. (Изд-во «Оспрей»)
Вот такие они эти загадочные страдиоты эпохи упадка Византии…
Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru