Перейти к содержимому

 


- - - - -

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 19 Январь 2017 - 18:37

Кому-то может показаться, что ознакомление посетителей «ВО» с доспехами и вооружением всадников разных народов носит несколько фрагментарный характер. На деле мы уже рассмотрели «эпоху кольчуги», ранние доспехи самураев, познакомились с доспехами тех же римлян, а затем и у японцев в средние века. И теперь можно даже и выводы сделать, причем самый главный вывод будет такой: и доспехи, и тактика конных воинов были прямо связаны с их посадкой на коне! То есть всадники в прочных доспехах в древнем мире были у многих народов, а вот рыцари появились только лишь тогда, когда были изобретены жесткое седло и еще стремена! Но где именно были сделаны эти поистине революционные изобретения? Оказывается, все там же, в Китае, стране подарившей человечеству порох и компас, акупунктуру и бумагу, фарфор и шелк. А вот теперь еще и высокое седло, и парные стремена. Поистине, мы все в неоплатном долгу перед китайцами. Ну, а едва ли не самым известным специалистом, изучавшим военное дело в Китае, является британский историк Кристофер Пирс. Вот на основе его работ мы с этой темой сегодня и познакомимся.


Изображение

«Керамическая армия»

Начать нужно с того, что уже погребальные фигурки ханива из Японии IV—V вв. часто показывают нам лошадей под седлами с высокими, вертикально поставленными луками, а по обеим сторонам у них висят стремена. А это означает, что такое снаряжение в то время уже существовало, причем не только в островной Японии, но и на континенте! Ну, а использовали стремена тяжеловооруженные всадники, которые в Китае появились уже в начале IV в. н.э. Интересно, что Пирс считает, что стремя у всадника сначала было всего лишь одно, и представляло оно собой подставку, на которую всадник ставил ногу, когда садился в седло. Два стремени, превратившиеся в опору для обеих ног, когда он уже оказался в седле, появились несколько позднее.


Изображение

Конская фигурка ханива эпохи Кофун, V—VI вв. Япония. Очень хорошо видны стремена (Музей Гиме, Париж)

Можно попытаться себе представить, какими непривычными должны были казаться такие седла тем, кто привык ездить на старых, мягких, да к тому же еще и без стремян. Ведь новое седло, можно сказать, зажимало всадника между его луками, зато посадка становилась сразу очень устойчивой. Ну, и потом высокие луки сами по себе давали всаднику еще и защиту, почему именно такие вот жесткие седла стали столь важной частью рыцарского снаряжения.

Здесь следует отметить, что тяжеловооруженной конницей обладал не только просвещенный Китай, но и окружавшие его номады. Причем тактика номадов состояла в том, чтобы сначала стрелять по противнику из луков, после чего всадники в доспехах наносили ему решающий удар при помощи копий. Но лук и стрелы в номадской коннице опять-таки были у каждого воина, неважно, тяжелым или же легким защитным вооружением он обладал, что позволяло в случае нужды всем воинам действовать ими совместно.

Ну, а насколько такая стрельба была эффективной, свидетельствуют данные современных исследований. Например, другой английский исследователь Ричард Ригли для этого съездил в Венгрию, где повстречался с Лайошем Кассаи — руководителем группы исторических реконструкций, и тот на практике показал ему как нужно стрелять из лука с коня. При этом на коне он держался не пользуясь стременами, управляя им лишь только шенкелями. Стреляя по цели, он выпускал в нее восемь стрел: три во время приближения к мишени, две — будучи с ней на одной линии, и три последних, когда он удалялся от нее и при этом стрелял в нее через плечо. Семь выпущенных стрел он считал своей творческой неудачей, хотя все его стрелы при этом попали в мишень! По его мнению, гунны, вот так стреляя из лука на скаку, могли убить противника, была ли это лошадь или человек, на дистанции в 300 м, и вряд ли у конных лучников других народов этот показатель различался так уж значительно.


Изображение

Древний лучник-кочевник. Наскальные изображения на хребте Ешкиольмес

К. Пирс подчеркивает, что кочевники вторгались не только в Европу. Китай был ближе и богаче. Поэтому неудивительно, что для них он был целью номер один! Поэтому неудивительно, что традиции воинского искусства зародились там очень давно. Уже во времена династии Шан-Инь (ок.1520 — 1030 гг. до н.э.) у китайцев были не только прекрасные образцы бронзового оружия, но и хорошо продуманная военная организация. Воины «ма» сражались на колесницах. «Ше» — лучники в то время были самой многочисленной частью войска, а воины «шу» участвовали в ближнем бою. Кроме этого, была гвардия, охранявшая особу императора, то есть китайская армия ничем не отличались от армий Древнего Египта, хеттов, и греков, что бились под стенами Трои.


Изображение

Бронзовый топор династии Шан

Правда, колесницы у китайцев были выше, чем у других народов и имели по 2 и 4 высоких оспицованных колеса, а запрягали в них от 2-х до 4-х коней. Именно поэтому они возвышались над толпой сражающихся, и ее экипаж, состоявший из возницы, лучника и воина, вооруженного копьем-алебардой, могли успешно сражаться с пехотой, да и что проходимость такой колесницы была весьма высока. Откуда все это известно? А вот откуда: дело в том, что они являлись настолько значимым символом престижа, что их нередко погребали вместе с их владельцами, добавляя для полноты счастья возничих и коней!

Вооружены воины шан-иньцы были вооружены бронзовыми ножами с изогнутыми лезвиями, имели мощные тугие луки и различного рода длиннодревковое оружие типа алебард. Доспехи представляли собой что-то вроде кафтанов из ткани или кожи, на которые нашивались, либо приклепывались, пластины из кости или металла. Щиты делались из дерева либо их сплетали из прутьев и покрывали лакированной кожей. Шлемы — литые бронзовые, с толщиной стенок около 3 мм, причем на них часто были маски, закрывавшие воину лицо.

В эпоху династии Чжоу стали использоваться длинные кинжалы из бронзы и гибриды копий и клевцов, копий и топоров, и даже копий и булавы. То есть в Китае и появилась и первая алебарда, причем воин с алебардой сражался на колеснице, и стоя на ней отбивался от вражеской пехоты.


Изображение

Свистящая стрела XVII — XVIII вв. Китай или Тибет (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Лошадей китайцы получали из северных степей. Это были большеголовые, низкорослые животные, похожие на лошадь Пржевальского. В Древнем Китае в сражениях наравне с мужчинами участвовали и женщины, что представляется редкостью для оседлых культур. В Китае они даже командовали войсками, что позднее, в средние века, случалось уже и в Западной Европе.

В «Эпоху сражающихся царств» (ок. 475-221 гг. до н.э.) появляются и всадники, и уже не только лучники, но и арбалетчики. Да-да, арбалет в Китае появился около 450 г. до н.э. — т.е. намного раньше, чем в других районах Евразии! То есть и арбалет первыми придумали все те же китайцы!


Изображение

Бронзовые мечи «Эпохи сражающихся царств» (Исторический музей провинции Шэнси)

Правда, у этих арбалетов был один серьезный недостаток: тетиву натягивали руками, поэтому дальнобойность и убойная сила их была невелика. Зато устроены они были просто, и научиться ими владеть было не трудно. Появились у китайцев и многозарядные арбалеты. Так, что теперь любую атаку их арбалетчики встречали градом стрел, причем если лучников требовалось долго обучать и тренировать, то тут справиться после нескольких занятий смог бы и любой слабосильный крестьянин.

К. Пирс отмечает, что китайцы обратили внимание на возможности этого нового оружия очень быстро. Например, уже в III в. н.э. в Китае из арбалетчиков начали комплектовать целые подразделения, выпускавшие стрелы так, что те «падали… подобно дождю», и «никто не мог устоять перед ними». В X в. арбалеты начали производить на государственных оружейных мастерских, причем подчеркивалось, что арбалет это оружие, которого «четыре вида варваров боятся больше всего». Одновременно с появлением арбалета в Китае перестали использовать колесницы, поскольку он для находившихся на них воинов оказался неудобен, и к тому же, возвышаясь над сражающими, они, как оказалось, и сами были хорошей мишенью для противника.

Именно тогда в Китае и начали делать и первые доспехи из прямоугольных железных пластин, нашивавшихся или же приклепывавшихся на кожаную основу. Доспехи эти просты, но по-современному функциональны. Тысячи таких фигур в натуральную величину нашли в гробнице императора Цинь Шихуанди (ок. 259—210 гг. до н.э.), что наилучшим образом доказывает их использования Китае этого периода. Правда, известно, что воины Цинь Шихуанди, случалось, сбрасывали свои доспехи, чтобы легче управляться своими топорами на длинных рукоятках и алебардами, поскольку это оружие требовало свободного замаха.

Как уже отмечалось, китайская конница восседала на низкорослых лошадках, полученных из монгольских степей и только в 102 году до н.э., после того, как полководец Бань Чао разбил кушанов в Средней Азии, китайский император У-ди («Государь-воин») получил рослых коней из Ферганы, которые требовались ему для войны с гуннами. Более 60000 китайцев тогда вошли на ее территорию, и лишь заполучив несколько тысяч лошадей (в Китае их называли «небесными конями»), возвратились обратно.


Изображение


Фигурка ханива VI вв. Япония (Музей Гиме, Париж)

К. Пирс ссылается на целый ряд китайских письменных источников, которые говорят о том, что первые конские доспехи в Китае начали применять в эпоху династии Хань, примерно около 188 г. н.э. Но судя по конской фигурке из погребения в провинции Хунань, относящейся к 302 г. н.э., конская броня в то время имела вид короткого стеганного нагрудника, который защищал только грудь лошади. Но зато китайцы уже тогда (т. е. около 300 г. н.э.) использовали высокое седло. Одинарное стремя-подставку при самой езде не применяли. Ну, а о том, что такие вот стремена-подножки были, свидетельствуют и археологические находки. Но потом кто-то догадался навесить на коня стремена одновременно с двух сторон, а уже сидя в седле, додумался еще и просунуть в них ноги...

Историки в случае со стременами знают и более точные даты. Так, в биографии китайского полководца Лю Суна говорится, что в 477 году стремя ему было послано в качестве сигнала. Но вот какое это было стремя, одинарное или парное, нам неизвестно. Хотя, несомненно, что стремена тогда уже применяли.

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
НикК , adc

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 20 Январь 2017 - 18:01

Кристофер Пирс о конных воинах средневекового Китая


Что касается доспехов китайской конницы и, в частности, конских доспехов, то судить о том, какими они были, например, в IV в. нашей эры можно, основываясь на их изображении в гробнице в Тун Шоу, на границе с Кореей. Оно относится к 357 г. н.э. и там мы видим самую обычную стеганую попону. Впрочем, у китайцев появились уже самые настоящие «брони», состоявшие из пластинок с закруглением вверху, явно нашивавшихся на ткань либо кожу. В таких доспехах предстает китайский катафракт с рисунка на стене в Танг-хуанг, относящейся к 500 г. н. э. Щита у всадника нет, а копье он держит двумя руками, подобно тому, как это делали сарматы и парфяне. Удары при этом наносятся правой рукой сверху вниз, а направляют его левой. То есть стремена эти воины уже имели, но копья применяли все так же, как и в старину.

К. Пирса утверждает, что новая конница распространилась в Китае в том же IV в. н.э., а вот практика таранного удара копьями сложилась несколько позднее. А до того китайская конница продолжала использовать все те же самые алебарды и также, как и конница византийцев, выступала в качестве конных лучников, которые благодаря своим доспехам становились совершенно неуязвимыми для стрел.


Изображение

Каркасный шлем из Европы. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
  

В то время доспех всадника обычно состоял из нагрудной и наспинной деталей, скрепленных на боках и на плечах ремешками. При этом наспинная часть иногда снабжалась невысоким стоячим воротником. Панцирь внизу дополняли ламеллярные набедренники или же «юбка», закрывавшая воину ноги до колен, тогда как ламеллярные наплечники доходили ему до локтя. Но их, в отличие от Японии, применяли далеко не всегда.

Такой панцирь обычно выделывался из твердой кожи и расписывался традиционными китайскими рисунками с мордами чудовищ, чтобы устрашать противника. Цвета выбирались самые воинственные – черный и красный.

Другая разновидность китайских доспехов называлась «шнурованные диски». Их сразу можно было отличить от всех прочих по двум крупным нагрудным пластинам круглой формы, соединенных сложной системой шнуров. Возможно, что это делалось специально с целью равномерно распределить вес этих «дисков» на торсе у воина, либо это было что-то такое, чего мы не знаем, замечает К. Пирс.

Упоминаются в китайских рукописях и панцири «жун киа». «Жун» можно перевести как «мягкая сердцевина молодых оленьих рогов». То есть «жун киа» могли представлять собой обычные чешуйчатые доспехи из роговых пластинок. Причем известны такие доспехи и у тех же сарматов, пластины для которых они, по сообщениям римских авторов, вырезали из конских копыт.

К. Пирс также обращает внимание, что пластины китайских панцирей так тщательно полировались, что за свой блеск получили даже особые названия - «жей куанг» («черный бриллиант») и «минг куанг» («сверкающий бриллиант»). То есть в первом случае это могли быть пластины покрытые черным лаком, а во втором – обычная полированная сталь. Доспехи из кожи также было принято покрывать лаком или же их обтягивали узорчатыми тканями. Цвета использовались самые разные: зеленый, белый, коричневый, но красный, разумеется, преобладал, так как в Китае он являлся цветом воинов.


Изображение

Пластины тибетского доспеха XIV – XVI вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

А вот кольчуга в Китае использовалась очень ограниченно, и в основном это были трофеи. Так в средневековых китайских документах можно найти упоминание о трофейных кольчугах из Туркестана. По мнению К. Пирса, они были слишком сложны для того, чтобы производить их в нужных масштабах и не годились для огромных китайских армий.

Шлемы выделывались из кожи и металла. Самым известным типом шлема был сегментный купол из нескольких вертикальных пластин, соединенных при помощи закрепок или ремешков, либо шнуров. Применялись и каркасные шлемы, имевшие металлический каркас, на котором закреплялись сегменты из кожи. Цельнокованые шлемы были известны, но также редко использовались. Бармица, крепившаяся к нижнему ободку шлема, могла быть и ламеллярной, и стеганой.

Оригинальной разновидностью китайских шлемов был шлем-башлык из пластинок, соединенных ремешками, который был известен в Китае еще с III в. до н.э. Украшать шлемы могли плюмажи на верхушке. Как уже отмечалось, доспехи дополнялись оплечьями и могли иметь стоячий воротник, а вот наручи трубчатой формы делались из пластин толстой лакированной кожи.


Изображение

Тибетский тростниковый щит XIV – XVI вв. Диаметр 75,9 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Щиты у китайских катафрактов по мнению К. Пирса практически отсутствовали. Скорее всего, они мешали всаднику действовать своими длинными копьями, ну а доспехи давали ему достаточную защищенность и без него. Однако всаднические щиты из Китая все-таки были известны. Так, в Британском музее есть терракотовая статуэтка танской эпохи, изображающая воина с круглым щитом с выпуклой центральной частью. Такой щит мог быть сделан из твердой кожи, а по краю усилен оковкой и еще пятью круглыми умбонами – одним в центре и четырьмя по углам воображаемого квадрата. Обычно щиты красились в красный цвет (вселять страх в сердца врагов!), но есть упоминания и о черных, и даже расписных щитах. В Тибете, граничащем с Китаем, а также во Вьетнаме, использовались плетеные тростниковые щиты с металлическими усилениями. Могли их применять и китайцы.


Изображение

Индийский щит, украшенный умбонами из горного хрусталя. Что-то похожее могли использовать и китайцы. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Хотя многие изображения попоны всадников показывают нам сплошными, не может быть сомнения, что определенные разрезы и членения на части они все-таки имели. Возможно, что чешуйчатые конские доспехи китайцев были похожи на найденные в Дура-Европос в Сирии. Но затем их начали делать состоящими из нескольких отдельных частей, что, кстати, подтверждается и находками археологов и текстами китайских рукописей. Например, в V в. в них входил налобник или маска, защита для шеи, бедер и груди, две боковины и накрупник – всего пять отдельных деталей. Грива закрывалась специальным нагривником из ткани, и на нем закреплялись завязки от защиты для шеи. И вот что интересно. У западноевропейских конских доспехов нагривник обычно был сделан из металлических пластин, то есть служил для защиты шеи от стрел, падавших сверху, тогда как у китайцев это был декоративный элемент. И, следовательно, стрел падавших сверху, они не опасались! Некоторые секции в доспехе могли отсутствовать, например боковые панели, а какие-то представлять собой одну деталь. На крупе у лошади по традиции укреплялся пышный султан из павлиньих или фазаньих перьев.

Начиная с середины VIII в. число всадников в тяжелом вооружении в армии династии Тан быстро сокращается, а выправить это положение в IX в. не удалось. Однако панцирная кавалерия просуществовала в Китае до самого монгольского нашествия, после которого вплоть до изгнания монголов из Китая, никакой собственно китайской конницы там не было вообще.

К. Пирс считает, что своим вооружением китайская аристократия была практически во всем подобна рыцарям средневековой Европы, хотя и, естественно, что между ними было немало различий в деталях. Например, в Китае уже в эпоху династии Сун, то есть в XIII в., именно всадниками уже применялось столь экзотическое оружие, как «ту хо цян» – «копье неистового огня», имевшее вид полого цилиндра, на длинном древке. Внутри него находился пороховой состав в смеси со стеклом. Из «дульной» части «ствола» вырывалось пламя, которым китайский кавалерист обжигал вражеских всадников. В китайских источниках есть упоминания, что этот вид оружия употреблялся китайской конницей уже в 1276 г.


Изображение

Китайская алебарда XVIII в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Так что можно даже сказать, что всадники династий Суй, Тан и Сун не только не уступали рыцарям средневековой Европы, но и во многом их превосходили. Например, рыцари Вильгельма Завоевателя в 1066 году не имели ни доспехов из пластин, ни бронированных попон на своих лошадях. Правда у них были каплевидные щиты, тогда как китайские всадники все еще по старинке действовали копьями, которые держали двумя руками.

Как и в Европе, всадники Китая были высшей аристократией и в армии находились на положении «добровольцев», так как с VI в. покупали вооружение за свой счет. Но комплектовать армию только из добровольцев в Китае было бы немыслимо, поэтому для мужчин от 21 года и до 60 лет существовала воинская повинность, хотя служить им проходилось всего по 2-3 года. В армию зачисляли даже преступников, которые несли службу в самых отдаленных гарнизонах и среди «варваров», из вспомогательных частей, чаще всего использовавшихся в качестве легкой конницы. Ну и понятно, что легче было содержать такую армию из пеших лучников и арбалетчиков, чем тратиться на дорогостоящую конницу на могучих конях и в тяжелом вооружении.

Немаловажную роль в развитии военного дела в Китае сыграли и этические нормы Конфуция. Китайцы были дисциплинированны по натуре, так что даже всадники сражались здесь не так, как кто хочет, а как одна команда – «куаи-тэума» (конная команда»). На поле боя она состояла из пяти рядов всадников-копейщиков, строившихся тупым клином и трех рядов конных лучников, стоявших позади копейщиков – то есть представляла собой полный аналог принятому у византийцев «клину». Первые ряды защищали лучников от вражеских метательных снарядов, а те поддерживали их во время атаки.

Так что и по «ту» и по «эту» сторону Великого переселения народов именно угроза, исходящая от конных лучников, заставляла всадников утяжелять свои доспехи и даже «бронировать» своих лошадей. Ну, а сами номады, благодаря их экспансии в Европу, принесли сюда высокое седло и парные металлические стремена, без которых рыцарство в средневековой Европе было бы просто невозможно!

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
adc , НикК


Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.