Перейти к содержимому

 


- - - - -

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
5 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 14 Январь 2017 - 13:16

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Военная история Рима с 100 по 200 год н. э. известна нам очень плохо, так как подробных исторических исследований этого периода не сохранилось. Но есть колонна Траяна в Риме. И вот на изображенные на ней фигуры воинов в доспехах многие историки и привыкли ссылаться.


Изображение

Колонна императора Траяна в Риме. Современный вид

Про нее все известно, так что любителям «новых хронологий» в данном случае можно не волноваться: 20 блоков знаменитого карарского мрамора, высотой она 38 м (вместе с основанием), сам ее диаметр — 4 м. Внутри она полая, а на капитель ведет винтовая лестница, насчитывающая 185 ступеней. Вес ее около 40 тонн. Построена она была архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. и посвящена победе императора Траяна над даками в 101-102 гг. Впрочем, сказать так значит ничего не сказать! Ведь всю ее поверхность покрывает лента с рельефами, которая по спирали огибает ее ствол 23 раза, а общая длина составляет 190 м! Работу скульптор и его рабочие провели просто огромную! Достаточно сказать, что на этих рельефах изображено около 2500 фигур! Но рассматривать их и изучать очень тяжело, поскольку уж очень она высокая. Кстати, сам Траян изображен на ней 59 раз. Присутствуют среди изображенных фигур и такие аллегорические фигуры как богиня Победы Ника, бог Дунай в образе величественного старца, Ночь в виде женщины с лицом, закрытым покрывалом, и многие другие.



Изображение

Бог Дунай наблюдает за переправой римских войск


Изображение

Фигура богини Победы и трофеи римской армии. Слева вверху — сарматский шлем с нащечниками. Справа — чешуйчатый доспех, однако все щиты почему-то овальные, аналогичные щитам вспомогательных римских частей не только формой, но и своим рисунком.

Первое впечатление у тех, кто смотрит на эти изображения, самое сильное. Кажется, что все фигуры на ней очень реалистичны, и недаром считается, что рельефы колонны представляют собой ценный источник по изучению оружия, доспехов и снаряжения как римлян, так и их врагов — даков и сарматов. А вот перспективой скульпторы пожертвовали сознательно, чтобы добиться большей информативности. Такой подход в работах древних мастеров встречается постоянно, но для историка важно не это, а то, как тщательно и достоверно показаны ими детали одежды и вооружения. Кстати, крепостные стены и детали пейзажа опять-таки в античной традиции показаны вне масштаба. Четкость и размеры у всех фигур одинаковые, но, чтобы показать перспективу, расположены они одна над другой.


Изображение

Внутри колонна пустая, и там проходит винтовая лестница наверх. Поэтому в стенах колонные имеются небольшие световые окна прямоугольной формы.
Обратите внимание, что лошади под всадниками непропорционально малы, и они действительно были меньше современных, но не настолько сильно, как это изобразил скульптор.

Французский историк Мишель Фьюджери назвал барельефы колонны Траяна «документальным фильмом». Но если изучать их внимательно, а главное, еще и сравнивать с другими изображениями и артефактами, то, пожалуй, мы в итоге получим больше вопросов, чем она даст нам ответов. Да, это источник, но источник весьма своеобразный, и все, что мы на нем видим, принимать на веру вот так просто нельзя! Известный английский историк Питер Конноли отмечал, что из него действительно можно узнать множество ценных подробностей того, что собой представляло римское войско времен этой кампании. Но… можно из нее узнать и кое-что совсем другое!


Изображение

На этом рельефе хорошо показано построение римских воинов в бою. Впереди легионеры, атакующие фалангой, за ними лучники с луками в руках, а на флангах — германские пращники в туниках

Например, на барельефах можно увидеть, что римские легионеры одеты в доспехи lorica segmentata, а их вспомогательные войска (ауксириарии), и всадники, и пехота — в кольчуги lorica hamata. Но почему кольчуги некоторых ауксириариев так коротки? Почему зубчатый подол у них даже пах не закрывает? Поневоле вспоминаешь фразу из культового советского фильма «Александр Невский»: «Эх, коротка кольчужка!», и она же при этом вызывает определенные сомнения в правдивости изображаемого, особенно рядом с длиннополыми кольчугами у восточных лучников, изображенных здесь же рядом. Судя по овальным щитам, пехотинцы в столь коротких кольчугах — это ауксилиарии, хотя малая длина этого доспеха у них тоже сомнительна. То есть это либо небрежность скульпторов, либо они поступили так сознательно, допустим, чтобы «героизировать» образ римского воина. Однако всадники имеют такие же короткие кольчуги. Что, если это так и было и сделано — для большего удобства в ношении именно конниками? Но если это так, то почему нельзя предположить, что пехотинцы в этих коротких кольчугах… спешенные или же потерявшие коней всадники?! Но это уж такая зыбкая почва домыслов, что стоять на ней попросту невозможно. Кстати, она же и показывает, что суть многих предметов, что находятся у тебя прямо перед глазами, может трактоваться по-разному! Между прочим, на рельефе из Мантуи в долине реки По начала I в. н.э. кольчуги (и чешуйчатые панцири) у всадников имеют длину до середины бедра, то есть всаднические кольчуги нормальной длины в римской армии все же существовали. У них пелерины вместо рукавов, и они несколько сложнее «траянских», на что также указывает Питер Конноли. Интересно, что и кольчуги, и доспехи из чешуек у римских воинов одного покроя, хотя технология их изготовления, безусловно, различалась!


Изображение

Овальные щиты в римской армии того времени обычно были у всадников и воинов вспомогательных легионов

Но самое интересное, что на барельефах колонны Траяна в чешуйчатых доспехах изображены и сирийские лучники — наемники Рима и кавалерия сарматов, которые в этой войне являлись союзниками даков. Среди источников, подтверждающих факт широкого распространения чешуйчатых доспехов в Древнем мире, рельефы с колонны Траяна могли бы иметь особое значение, ведь колонна-то установлена была «по горячим следам». Но изучение рельефа, на котором показаны сарматские всадники и их лошади, со всей очевидностью показывает, что это изображение — вымысел.

Дело в том, что все они изображены в чешуйчатых «одеждах», представляющих собой… трико в обтяжку! Поэтому на рельефах с колонны Траяна сарматы больше похожи на… «человека-амфибию» из одноименного кинофильма, снятого в СССР в 1962 году, чего реально быть просто не могло. Не было в то время таких доспехов! Не было! По мнению британского историка Рассела Робинсона, автор рельефа с «чешуйчатыми сарматами» либо воспользовался их описаниями, где говорилось, что они с ног до головы были защищены чешуйчатыми доспехами, и такими он их и воспроизвел, либо придумал, какими они могли бы выглядеть по собственному вкусу. Хотя это могло быть так, как это случается и у нас в России, когда исполнителю все объясняют «на пальцах». Те, кого можно было об этом спросить, рядом отсутствовали, вот бедняга-скульптор и дал волю своему воображению! А уж как, скорее всего, смеялись над его «чешуйчатыми сарматами» ветераны войны с даками, мы можем сегодня лишь только гадать!

А вот и совсем уже уникальные изображения: слева — римские всадники в исключительно коротких кольчугах, а справа — бегущие от них сарматы. Причем и воины, и их кони, с головы до ног покрыты «чешуйчатой броней». То есть это явная фантазия скульпторов.

Здесь же, на колонне, есть и другой рельеф, на котором мы видим сарматские и дакийские трофеи римской армии. Среди них и знаменитый драгонарий, и дакийско-сарматские шлемы спанденхельм (spangenhelm) с нащечниками, ставшие позднее стандартным средством защиты головы в римской армии, и… чешуйчатый панцирь с зубчатым подолом нормальной длины. Остается только удивляться, почему в одном месте они изображены правильно, а в другом — нет!


Изображение

В центре этой композиции изображен воин в очень короткой кольчуге и с непропорционально маленьким щитом. Ну, почему такие щиты — мы вроде бы выяснили. Но кто он такой? Воин вспомогательных частей римской армии или потерявший коня всадник?

Щиты у всех римских воинов с колонны Траяна очень малы, хотя, судя по находкам в Дура Европос, должны быть намного больше. Марширующие легионеры изображены со щитами, которые они несут слева на наплечном ремне. Потому что долго держать щит просто в руке и нести было бы вряд ли возможно. Но щиты изображены открытыми, хотя из записок Цезаря мы знаем, что их носили в кожаных чехлах. Такие чехлы были найдены, так что сомнения их применение не вызывает. В них же было и отверстие для умбона, но на колонне — возможно чтобы показать на щитах украшения — они везде изображены расчехленными. И ладно бы только в бою, но и в походе, а это явный вымысел либо недоработка скульптора — автора колонны.

Ни один из легионеров на колонне не имеет кинжала пугио. Видимо, к концу I века н.э. он уже вышел у легионеров из моды. Нет у них и такой специфической детали снаряжения, как кингулум — набора ремней с нашитыми на них металлическими бляхами, на поясном ремне спереди. Вернее, почти нет, так как у легионеров в сегментных лориках он иногда встречается. Но даже у них он очень уж короток — всего четыре ряда блях. То есть он уже либо вышел из моды, либо этот процесс находился на стадии завершения!


Изображение

Римский кинжал пугио

У многих легионеров на колонне бороды. И опять-таки непонятно — кто это? Бывшие варвары, попавшие в легион, или же это была уже такая мода. То есть борода с варварством тогда уже не связывалась, недаром позднее бороды были даже у императоров. Впрочем, сам император Траян показан на колонне безбородым.


Изображение


Пленение Децибала — вождя даков. Обратите внимание опять-таки на длину кольчуг сражающихся спешенных всадников (или же это воины вспомогательных частей?), которые не закрывают у них ни паха, ни ягодиц

Таким образом, рельефы на колонне Траяна нужно воспринимать в первую очередь как интересный исторический памятник, а вот как источник — со значительной долей сомнения относительно многих деталей, так как они грешат не только против наших сегодняшних исторических знаний, но и против элементарного здравого смысла!

Конноли, П. Греция и Рим в войнах. Энциклопедия военной истории / П. Конноли; пер. с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Робинсон, Р. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения / Р. Робинсон; пер. с англ. С. Федоровой. — М. : Центрполиграф, 2006.
Шпаковский, В. О. Всадники с барельефов / В. О. Шпаковский // History Illustrated. — 2013. — № 1.
Feugere, M. Weapons of the Romans / M. Feugere ; translated from the French by David G. Smith. — UK: Tempus Publishing Ltd, 2002.
Nicolle, D. Rome's Enemies (5): The Desert Frontier / D. Nicolle. — L.: Osprey (Men-at-Arms № 243), 1991.
Robinson, H. R. The armour of Imperial Rome / H. R. Robinson. — L.: Arms and Armour Press, 1975.


Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
Evilrein , adc

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 10 Февраль 2017 - 16:45

Еще раз о колонне Траяна как об историческом источнике

В наше время телевидения и «актуальных новостей», повальной спешки и, как следствие, стремления получить все как можно скорее, в том числе и знания, не стоит удивляться, что многие люди часто не знают элементарных вещей и постоянно спрашивают: «а откуда это известно?» Откуда известно, что этруски не русские, ведь слова похожи, откуда известно, что в таком-то веке римские воины кинжалы носили, а в таком-то нет, что римляне не пользовались луком и пращой, но широко использовали наемников, которые пользовались и тем, и другим, ну и так далее и тому подобное… Между тем есть и письменные источники, археологические находки и, скажем, такой выдающийся исторический памятник римской истории, как колонна Траяна.


Изображение

Вот он – «Квадратный Колизей»

В материале «Не верь глазам своим или колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника» этот памятник уже рассматривался. Однако тема эта настолько интересна, что есть смысл, не повторяясь, вернуться к ней опять с учетом новой информации. И начать придется… с пожелания в одном из комментариев сохранить этот интереснейший памятник. Вот, что там было написано: silver169 «Такой ценнейший, уникальнейший исторический образец позднеримского периода необходимо держать в закрытом павильоне. Вспомним, что случилось со всемирно известной скульптурой Микеланджело "Давид", которая длительное время находилась под открытым небом и очень пострадала от воздействия атмосферных осадков и выветривания. В конце концов скульптуру вынуждены были перенести внутрь флорентийской академии изящных искусств. Но это случилось в далеком 1873-ем году. В наше же время осадки представляют собой настоящую кислоту, разрушающую мрамор. Жаль если резьба на колонне Трояна погибнет. Ведь это историческое наследие не только Италии, но и всего культурного мира».


Изображение

Изначально колонна задумывалась не белой. Ее фигуры должны были раскрашиваться в разные цвета, а в руках у ее персонажей должно было быть миниатюрное бронзовое оружие!


Изображение

Вот так это должно было бы выглядеть в оригинале!

Вполне логично, не так ли? Но… разбирать колонну и куда-то перевозить, или напротив – прятать внутри стеклянной колонны-футляра… Конечно, проблему с ее сохранностью придется решать и очень скоро. Но, итальянцы все же позаботились о том, чтобы, по крайней мере, копии всех ее замечательных барельефов как раз и хранились бы под крышей и никоим образом не подвергались атмосферному воздействию. Так что теперь, если вы окажетесь в Риме и захотите тщательно рассмотреть все ее замечательные барельефы, вам не потребуется ни бинокль, ни квадрокоптер. Вы можете просто сесть в такси и сказать: «Эспозиционе Универcале Романа» и вас туда отвезут, благо это всего лишь в 20 минутах езды от Рима. Там вы сразу увидите здание фантастической архитектуры. Очень похожее на Колизей, однако белое и кубической формы! Построил его диктатор Бенито Муссолини в качестве павильона для всемирной выставки 1942 года, и чтобы достойно отпраздновать двадцатую годовщину придуманного им фашизма и начало Фашистской эры. Из-за войны выставка так и не состоялась, а самого Муссолини свергли в 1943. И вот этот самый «дворец фашизма», Colosseo Quadrato или Квадратный Колизей, был превращен в Дворец итальянской цивилизации (Palazzo della Civilta Italiana). Как и у Колизея, его фасады состоят из лоджий, расположенных в шесть рядов по девять арок в каждом. Итальянцы уверены, что все это равно количеству букв в имени «Бенито», и, соответственно, в фамилии «Муссолини».


Изображение

Надпись на пьедестале.

Дворец весь покрыт мрамором. Его основание занимает 8,400 квадратных метров, а весь объем здания равен 205,000 кубическим метрам при высоте равной 68 метрам. По четырем углам установлены скульптуры Диоскуров. Ну что касается колонны Траяна, то с ней это здание теперь связано самым неразрывным образом: в нем установлены гипсовые слепки всех его барельефов, но есть развернутое «гипсовое полотнище» длиной в 190 метров. Все слепки сделаны при помощи виксинтовых матриц, таким образом, создана точная копия всех рельефов колонны в том виде, в каком они находятся именно сегодня, то есть со всеми наличествующими повреждениями. И, конечно, сделано это было более чем своевременно, так как состояние колонны непрерывно ухудшается – автомобильные выхлопные газы наносят ей непоправимый ущерб. Доказано, за последние 50 лет оно ухудшилось больше, чем за все предшествующие 1850 лет. К тому же, она начинает понемногу отклоняться от своего вертикального положения, и как с этим бороться пока никто не знает. К тому же и починить ее очень нелегко. Ведь колонна построена без применения скрепляющего раствора. Все ее блоки соединены железными или медными фиксаторами, а те в свою очередь залиты свинцом, ну а сами фиксаторы находятся в толще блоков.

Колонна стоит на цоколе-постаменте, украшенным барельефами с изображением дакийских трофеев. А вот что на нем написано: "SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS IMP. CAESARI DIVI NERVAE F. NERVAE TRAIANO AVG. GERM. DACICO PONTIF. MAXIMO TRIB. POT. XVII IMP. VI COS VI P.P. AD DECLARANDVM QVANTAE ALTITVDINIS MONS ET LOCVS TANT IBVS SIT EGESTVS" - "Сенат и римский народ [воздвигли эту колонну] Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений". Известно, что подделки в мраморе не удаются, так что ниспровергателям основ относительно древности этого памятника можно не волноваться – подвергать сомнению его древность все равно, что сомневаться в том, что Солнце всходит на Востоке.


Изображение

Лестница, ведущая внутрь колонны.

Известно, что войн с даками было две: 101 – 102 гг. н.э.; 105 – 106 гг. н.э. Последняя война закончилась присоединением Дакии к Римской империи. Ну и теперь переходим к главному: что можем мы увидеть на барельефах колонны Траяна, если будем внимательно рассматривать их чуть ли не вплотную.

Итак, защитные доспехи у римлян: их всего три. Римские легионеры одеты в пластинчатые доспехи lorica segmentata из изогнутых и заходящих друг на друга металлических полос; ауксиларии (вспомогательные войска) носят кольчуги lorica hamata; ну а среди лучников многие в чешуйчатых доспехах lorica scuamata.


Изображение

Вот так выглядит помещение с копиями барельефов колонны.

Рельефы колонны Траяна убедительно доказывают, что восточные воины могли носить доспехи сразу нескольких типов. Поверх своих длинных, спускающихся чуть ли не до пят одежд, на них могла быть и кольчужная рубашка с короткими рукавами типа «лорика хамата», и панцирь из подогнанных друг к другу металлических чешуек типа «лорика скумата». По мнению Майкла Симкинса, преимущество все же отдавали кольчуге, так как она была более удобной в бою и меньше стесняла движений восточного стрелка, хотя чешуйчатый доспех превосходил кольчугу по прочности. Ну, а для того, чтобы ни металлические чешуйки, ни кольца не натирали им шеи, воины обыкновенно повязывали ее платком.


Изображение

Легионеры в походе.

Эпиграфические источники свидетельствуют, что большинство восточных вспомогательных частей, воевавших в Мезии и в Дакии, состояло именно из лучников, вооруженных сложносоставным луком. Их значение в римской армии на протяжении первых двух столетий новой эры все время увеличивалось и достигло апогея в III в. н.э. Так что никакие вторжения гуннов и готов тут не при чем. Особенно ценились лучники из Пальмиры. Они имели прекрасные сложносоставные, характерные только для восточных народов, луки, своими боевыми качествами отличающиеся от всех других.


Изображение

Сирийские лучники и германские пращники.

Практически все специалисты, изучавшие военное дело Древнего Рима, отмечают и мощность, и также дальнобойность этого вида оружия. Тяжелая боевая стрела, выпущенная из него, летела на 150-200 м, а легкая в два раза дальше. Такой лук был значительно короче английского длинного лука. Его делали из дерева, а для большей прочности укрепляли с внутренней стороны изгиба роговыми пластинами, а снаружи сухожилиями. Пробивную мощь оружия увеличивали, усиливая концы лука роговыми наконечниками. Стрелок имел было от 12 до 24 стрел, которые хранились в горите (горит – деревянный футляр для лука и стрел; отдельный футляр для лука – налучь или сайдак, футляр для стрел или болтов – колчан; сайдак, кроме того, используется в качестве синонима горита), который носили на портупее, переброшенной через правое плечо, на спине. В арсенале сагиттария, то есть лучника, был также меч римского образца, который он, как и обычный пехотинец, носил в ножнах на правом боку.


Изображение

Обратите внимание на плоский круг справа и ниже фигуры императора. Это не что иное, как заделанная дырка, которую проделали «охотники за металлом», чтобы добыть медные скобы, скреплявшие мраморные барабаны колонны. Оказывается, что и весь Колизей точно в таких же дырах.


Изображение

В статье «Ромфея» в Википедии указывается, что даки пользовались чем-то вроде ромфеи, но только их оружие называлось фалькс. Главное различие заключалось между ними в изгибе их клинков: у ромфеи он был прямой либо слегка изогнутый, а вот у фалькса клинок изогнут весьма сильно. Обратите внимание на повреждения, нанесенные барельефам природой – впечатление такое будто барельефы грызли мыши!


Изображение

Союзниками даков в этой войне были сарматы, поставлявшие дакам конницу, и вот что об этом пишет Тацит: у сарматских вождей и знатных воинов доспехи настолько тяжелы, что упавший с коня воин едва может подняться на ноги без посторонней помощи. А еще «что их копья и мечи настолько длинны, что их приходится держать обеими руками».

Как уже отмечалось в предыдущей статье, на колонне хорошо виден ряд прямо-таки удивительных противоречий. Так, у бегущих всадников-сарматов чешуей покрыты не только они сами, но также их кони, причем даже хвосты! Здесь же мы видим сарматские доспехи в виде трофеев – это нормальные, известные по археологическим находкам чешуйчатые панцири рубашечного покроя.


Изображение

Сарматские трофеи.

Что это некомпетентность скульптора или же злая сатира? Увы, но доказать оба этих утверждения не представляется сегодня возможным. Кроме того, у многих римских всадников или легионеров ауксилиариев очень уж короткие кольчуги с фестончатым подолом. У сирийских лучников ну очень длинные, тогда как у римлян уж слишком короткие, так что они даже «самого главного» не закрывают. И к тому же у римлян – всех без исключения, очень маленькие щиты.


Изображение

Из таких маленьких щитов приличную «черепаху» не построить!

Анализируя частотность изображения плоских овальных щитов у воинов на колонне и черепицеобразных прямоугольных скутумов, можно сделать удивительный вывод, что первых более 80%, а вторых почему-то совсем мало и если нам точно известно кому какие щиты у римлян в это время принадлежали, то… кто же тогда воевал в Дакии? Получается, что основная масса римских войск уже тогда состояла из наемников – ауксилиариев, восточных лучников и германских пращников, а собственно легионеров среди них было очень мало!

Можно подумать, что там по большей части воевала спешенная конница, о которой известно, что ее главным подразделением были алы численностью по 500 человек (ala quingenaria), которые состояли из 16 турм примерно по 30 всадников. Считается, что несовершенство римской конницы связано с несовершенством конской сбруи. У них не было ни стремян, ни седел, вместо которых на каждой лошади было две попоны (иди чапрака), нижней и верхней, из сукна, кожи или меха, укрепленные ременной подпругой, а также нагрудником и подхвостником. Нижняя попона была длиннее и шире, иногда с бахромой по краю, а верхняя – короче и уже, с фестонами по нижнему краю. Обе попоны соединялись при помощи лент, пуговицами либо ремнями. Нагрудник и подхвостник украшали металлическими бляхами в виде полумесяцев, чеканных дисков и плоских цветочных бутонов. Для управления лошадью использовалась уздечка с двумя поводьями и наголовными ремнями с украшениями. Вот на «облаченной» во все это лошади и сидел римский всадник со щитом на левой руке, держа в ней же еще и поводья, а вот в правой копье или меч. Управлять лошадью приходилось поводьями и шенкелями, но сражаться и управлять лошадью при наличии вот такой сбруи было довольно затруднительно, тем более, что и сами римляне от природы были скорее пехотинцами, нежели всадниками.


Изображение

Римский всадник с колонны Траяна.


Изображение

Каменный блок такого размера будет слишком тяжел, чтобы его можно было вот так запросто поднять и нести на плече. И либо это земляной блок, либо очередная вольность художника, демонстрирующего таким образом силу римских воинов.


Изображение

Децебал в типичном дакийском шлеме и с длинным мечом. Все прямо так, как и в фильме «Даки».

Дион Кассий пишет, что голова и правая рука Децебала (об этом говорится и в известных кинофильмах «Даки» и «Колонна») была поднесена Траяну, находящемуся в крепости Ранниссторум, местоположение которой неизвестно. В 1965 году во время раскопок у города Филиппы в Македонии археологами была найдена надгробная плита эксплоратора (exploratores – разведчика) Второй паннонской алы Тиберия Клавдия Максима. Надпись на ней сообщает, что это он сумел захватить тело дакийского царя, а затем и доставил кровавый трофей своему императору. Сначала голову Децебала выставили на блюде посреди римского лагеря, а затем отправили в Рим, где ее сбросили с Гемониевой террасы в Тибр. Так что достоверность изображенных сцен на колонне очень велика, но вот относительно деталей воинского снаряжения вопросы по-прежнему остаются!


Изображение

«И на Тихом океане свой закончили поход!» Слева в самом верху даки уходят из Дакии и угоняют с собой скот.


Автор: Вячеслав Шпаковскокий
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
chapajnn

#3 Вне сайта   chapajnn

chapajnn

    Активный участник

  • Пользователи
  • Репутация
    5
  • 1 491 сообщений
  • 2212 благодарностей
  • Откуда (страна, город):Донбасс

Опубликовано 12 Февраль 2017 - 11:01

по поводу дыр и погрызанной поверхности- соглашусь с одним мнением- из своеобразного цемента лили и по недосохшему работали или вообще изначально литьевые формы -подсохло маленько-доработали . из монолитного камня- и не развалится так быстро и задолбаешься вырубывать , это не на  колонны подставки резать , а рисунок пилить . я пробовал маленько бурами алмазными -жесть (если камень твердый), а тут...............................   .

#4 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 12 Февраль 2017 - 11:56

Она мраморная...
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#5 Вне сайта   chapajnn

chapajnn

    Активный участник

  • Пользователи
  • Репутация
    5
  • 1 491 сообщений
  • 2212 благодарностей
  • Откуда (страна, город):Донбасс

Опубликовано 12 Февраль 2017 - 23:38

этож сколько тогда резать ?

#6 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 13 Февраль 2017 - 00:05

У них было кому.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.