Перейти к содержимому

 


- - - - -

Замок в Осаке


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
2 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 253 сообщений
  • 9517 благодарностей

Опубликовано 14 Январь 2017 - 12:38

Вешние ливни.
Каким полноводным вдруг стал
ров вокруг замка.
Масаока Сики (1867-1902). Перевод А. Долина



Как жили владетельные господа-самураи — феодалы Японии, особенно те, которые сподобились иметь собственный замок? И какие замки вообще у них были? Давайте познакомимся с ними на примере одного из самых известных — замка в Осаке. Ну, а перед этим познакомимся с историей замкового строительства в Японии. Итак, начнем с того, что самураи, как и любые помещики, жили в усадьбах, однако очень богатые и влиятельные князья — даймё — должны были озаботиться тем, чтобы построить себе замок и хорошенько его укрепить. Ведь еще в VIII веке, когда правительство Киото пыталось установить свою власть в стране, его армиям часто приходилось сталкиваться с «варварами» эмиси, и соответственно войска, находившиеся на завоеванных территориях, должны были строить там укрепления. Так накапливался опыт, а наиболее эффективные решения в области строительства становились общим достоянием. И надо сказать, что то, что придумали древние японцы, уже тогда оказалось настолько совершенным, что конструкция этих укреплений оставалась неизменной на протяжении сотен лет. Ведь даже в знаменитой битве при Ситарагахара (1575), где объединенные армии Ода и Токугава встретились с конницей Такэда Кацуёри, их полевые укрепления выглядели точно так же, как и в VII-VIII вв.


Изображение


Давайте устроим фотоэкскурсию по замку в Осаке, а заодно посмотрим на некоторые другие старинные замки современной Японии. На снимке — главная башня замка Осаки

А впрочем, что еще тут можно было придумать такого, чего не применяли бы и все остальные народы, которым то и дело требовалось воевать, причем в лесистой и горной местностях? Именно поэтому основными элементами японских укреплений точно так же, как и в средневековой Европе и даже во времена Древнего мира, служили ров, вал и частокол. Очень часто защитники валили деревья и устраивали засеку, направляя не спиленные и заостренные торчащие ветки в сторону врага. Известно, что таким образом укрепил свои позиции у города Алезия Юлий Цезарь, создавший вокруг осажденного города сразу два кольца укреплений — внешнее против тех, кто пытался прорвать кольцо осады, и внутреннее, удерживавшее осажденных. Тогда ни тем, ни другим римские укрепления прорвать не удалось, но следует отметить, что окажись там японские самураи, они не увидели бы в них для себя ничего нового и ничего необычного! Как правило, войска обустраивали позиции на вершинах холмов, чтобы оттуда стрелять в надвигавшегося противника из луков. Разнообразные ловушки должны были тормозить его продвижение. При этом если позволяло время, то рядом с укреплениями строили еще дополнительные сторожевые башни. До появления огнестрельного оружия и защитники, и нападающие широко применяли переносные щиты размерами примерно 1,4 х 0,45 м. Эти щиты ставили в ряд вплотную друг к другу. Причем в бою на открытом поле их переносили оруженосцы или крестьяне, прикрывая самураев с метательным и огнестрельным оружием, пока те целились, стреляли или же его перезаряжали. Поскольку тактика самурайских войн была широко известна, все знали, что укрепления служат главным образом для того, чтобы преграждать путь конным самураям и защищать от них пехоту.

Изображение


Это ров вокруг замка, а стены его выходят прямо из воды!

Изображение


А это вид на ров с парапета стены замка. Как видите, ни на лодках, ни на плотах его не пересечь без огромных потерь со стороны атакующих

До сих пор в префектуре Фукусима сохранилось 3 км двойных рвов, сооружение которых приписывают войскам Минамото Ёритомо в войне 1189 года. Подсчитано, что для того чтобы выкопать такие рвы, требовалось не меньше месяца упорного труда 5000 землекопов; кроме того, рабочие руки нужны были для строительства валов, частоколов и башен. Массивные укрепления возводили и раньше, во время войн Гэмпэй 1180-1185 гг. После второго вторжения монголов в Японию в 1281 году бакуфу Камакура приказал возвести в заливе Хаката каменные стены. Они имели длину 20 км, высоту 2 м и ширину по верху 1,2 м; причем позади за стенами были выкопаны еще и рвы. Эти укрепления предназначались для того, чтобы воспрепятствовать высадке и участию в бою монгольской конницы.

Изображение


Современный мост через ров, по которому вы попадаете в замок, выглядит вот так

Изображение


А вот это макет моста в музее замка. Хорошо видна окружавшая замок стена, на которой за невысоким парапетом располагались лучники и аркебузиры

В период Хэйан жилища самураев также очень часто окружали частоколами и рвами. Такие укрепленные дома обычно строили посреди поля, чтобы держать под контролем принадлежавшие владельцу усадьбы земельные угодья. Ну, а в конце периода Камакура (XIII в.) отдельно стоящие дома стали усиленно укреплять уже специальными конструкциями, но основные элементы остались прежними: это были ров, вал, ограда и башня. Для самурая такое жилище представляло и крепость, и одновременно склад, в котором он хранил запасы риса, ну и, конечно же, свои богатства. Как и в странах Западной Европы, строительство замков в Японии имело свою историю, но и свои особенности, связанные с естественно-географической средой. Поскольку 80 % территории страны — это горы, то стоит ли удивляться тому, что и первые японские феодальные замки — ямадзиро — были построены именно в горах. Ландшафт использовали разумно и экономно, причем имела место и оригинальная комбинация горного замка с построенным на равнине — хираямадзиро (горно-равнинный замок). Все сооружения таких замков, начиная со стен и заканчивая жилыми строениями, возводились из дерева. Крыши были из соломы. Интересно, что японские хроники сообщают о применении при штурме таких замков арбалетов, стрелы которых не только убивали самураев, но и вызывали пожары, но вот о метательных машинах не говорится ни слова. То есть их попросту не применяли, поскольку в этом не было нужды, так как судьба замка обычно решалась либо штурмом, либо осадой. Причем на стены взбирались, в том числе и ночью, но вот проламывать их не проламывали. В лучшем случае — как это было сделано при штурме замка Тихая — к их воротам через ров перебрасывался мост… Позднее метательные машины все же изредка применялись, но здесь, в Японии, они не были настолько популярны, как в Европе.

Изображение


Ворота в замок.

В период Муромати развитие торговли и городской экономики привело к накоплению богатства и появлению так называемых сюго-даймё. Сюго — это представители исполнительной власти в провинциях, назначаемые бакуфу Муромати, а даймё — крупные землевладельцы. (Следует отметить, что некоторые исследователи переводят «даймё» как «большое имя», но «мё» — это разновидность поместья, а не совсем имя.) Обычно такие феодалы воздвигали крепости на холмах, а их подданные жили внизу на равнине. В мирное время и сам даймё тоже жил в доме у подножия холма, но в случае угрозы нападения врагов перебирался наверх в крепость и ждал, когда ему на помощь прибудет подкрепление его союзников.

Цифры количества построенных в это время замков впечатляют: в начале периода Сэнгоку на территории Японии насчитывалось 30-40 тысяч крепостей на вершинах холмов и гор, в то время как во всей Европе, включая Палестину и остров Кипр, их было около 15 тысяч!

Изображение


Камни и монах. Вот из таких камней сложено в осакском замке большинство стен. А около одной стоит этот человек. Судя по одежде, монах, а кто и зачем — кто знает?

Принято считать, что первым замком с массивными каменными стенами и высокой главной башней стал Адзути, построенный по приказу Ода Нобунага возле озера Бива. Он как нельзя лучше подходил для наблюдения за подступами к Киото с севера и востока, к тому же Бива — это крупнейшее озеро Японии, и здесь быстро развивалась торговля с лодок. Под защитой этого замка Нобунага впоследствии выстроил большой город, в котором поселил своих приближенных, воинов и слуг. Таким образом, Адзути выполнял несколько функций: служил жилищем, крепостью, наблюдательным пунктом, торговым центром и символом власти правителя. Со временем к нему прибавились богато украшенные храм, часовня и башня. Так что неудивительно, что очередной период в истории Японии был назван Адзути-Момояма!

Изображение


Камни для строительства замка, присланные в подарок Тоётоми Хидэёси даймё со всей страны

После смерти Нобунага в 1582 году, когда власть в Японии перешла к Тоётоми Хидэёси, новый владыка Японии решил выстроить себе еще более сильную крепость, чем замок Адзути. На следующий год началось строительство замка Осака, причем на том же самом месте, где до этого стоял храм Исияма Хонгандзи.

Изображение


Золотой карп на крыше должен был оберегать замок от пожара

Храм был очень удачно расположен с тактической точки зрения. Близость реки Ёдо давала возможность Хидэёси иметь надежную водную связь с Киото и озером Бива и также способствовала развитию торговли: ведь теперь сюда через Внутреннее море из Китая повезли ценные товары. Следуя его примеру, и другие даймё начали строить себе замки в географически благоприятных для торговли местах. Самым живописным и гармоничным по пропорциям стал замок Химэдзи близ Кобэ. Икэда Тарумаса приказал приступить к его строительству в 1601 году; а закончен он был в 1616-ом. Причем построен он был таким прочным, что его подлинный деревянный внутренний каркас от времени почти не пострадал. Всех, кто его видел и в нем побывал, замок Химэдзи и сегодня поражает грандиозностью своих оборонительных сооружений и богатством внешней отделки.

Изображение


Колодец, снабжавший замок водой, вызывает всеобщее любопытство

Из-за естественного износа стены деревянных замков их приходилось чинить практически каждые пять лет, вот почему уже в ХVI веке замки в Японии начинают строить из камня. Вот только технология строительства таких замков существенным образом отличалась от европейской. Там каменный замок мог быть построен хоть на равнине, хоть в горах. Например, знаменитый замок святого Иллариона — одно из очень интересных мест этого плана на острове Кипр — располагается на вершине горного утеса высотой 732 метра над уровнем моря, и забраться на самый его верх не всякому под силу! Однако где бы ни был построен европейский замок, его конструкция была повсюду примерно одинаковой. Стены возводили на прочном фундаменте, скрепляя их известкой, причем самих стен было две — внешняя и внутренняя, а между ними засыпалась щебенка и битый камень. Благодаря такой конструкции стены получались и толстыми, и прочными, вот только японцы из-за частых и разрушительных землетрясений строили свои замки совсем по-другому. Обычно для этого выбирали холм подходящего размера и обкладывали его камнем, а уже потом на этом основании возводили главную башню, являвшуюся центром замка и его главным жилым помещением для его хозяина. По этой же причине внешние поверхности каменных оснований японских замков делались наклонными так же, как и внешние поверхности стен артиллерийских бастионов в Европе, однако, объяснения причин такого наклона будут совершенно различными. Для европейского бастиона наклон был связан, прежде всего, с поиском идеального угла, чтобы можно было вести огонь без «слепых зон». В Японии наклон стен был вызван тем, что камни друг на друга укладывались без скрепляющего раствора и держались только лишь за счет сил трения и гравитации. Но зато и землетрясению разрушить эту «гору камней» было очень непросто, поскольку камни свободно сдвигались относительно друг друга. Камни при этом обрабатывались так, чтобы они как можно плотнее прилегали друг к другу, при этом массивным валунам отдавалось предпочтение. В результате получались сооружения высокой прочности, хотя с точки зрения военного дела забраться на такую стену, используя для этого щели между камнями, было намного легче, нежели взбираться по лестницам на вертикальные стены европейских крепостных сооружений. Именно наличие огромных каменных оснований, а не какие-то там специфические постройки, отличали японский замок от всех других. Причем высота их стен в ряде случаев достигает 40 метров!

Изображение


Наклон одной из внутренних стен в замке
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
adc

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 253 сообщений
  • 9517 благодарностей

Опубликовано 14 Январь 2017 - 12:54

Что же касается самой технологии постройки таких вот «замков на основе холма», то она была проста, но очень эффективна. Во-первых, склоны выбранного холма аккуратно стесывали уступами в соответствии с профилем будущей стены. Затем в основание укладывались самые большие камни, определявшие наклон стены. После этого стену надстраивали вверх (для этого использовали строительные леса), а вот пространство между камнями и склонами холма засыпались булыжником, на который опирались большие камни. Наконец, когда стена достигала вершины, предварительно вырытый вокруг замка ров заполняли водой.


Изображение

Главная башня осакского замка на макете в экспозиции замкового музея

А вот выше, на этих каменных основаниях, было в обычае устанавливать относительно невысокие стены, сделанные из прутьев, глины и битого камня, которые окрашивали в белый цвет при помощи штукатурки. Вот в них-то и были проделаны бойницы для ведения огня по противнику: треугольные для стрелков из ружей и прямоугольные для лучников. Сверху их покрывали крышей из черепицы, бамбуковой дранки либо соломы. Другой особенностью этих стен были посаженные прямо за ними деревья, обычно сосны. Такой вот «живой забор» служил для защиты от пуль и стрел, а кроме того, препятствовал наблюдению за тем, что происходило за стенами замка. В любом случае это только лишь прибавляло японским замкам экзотики — ров, наполненный водой и обрамлявший замок, над ним — массивное наклонное основание, нам ним — белая беленая стена, а выше — зеленая стена из сосен, за которыми обычно прятались фруктовые деревья, пополнявшие запасы провианта! Обычно стены для стрелков выполнялись двухъярусными. При этом стрелки нижнего яруса располагались под помостом и стреляли по противнику сидя, а вот те, что находились на самом помосте, опять же могли стрелять и сидя, через бойницы, и стоя, поверх крыши, прикрывающей стену от непогоды. Все это позволяло на атакуемых участках вызвать на стену максимум стрелков и вести по неприятелю практически непрерывный огонь!



Изображение

Дверь во внутренние покои замка выглядит очень внушительно

По углам стен располагались другие, двух- или трехъярусные башни, известные как суми ягуро (угловые башни), они являлись важным элементом обороны замка. Они часто имели иси отоси (отверстия для сбрасывания камней) — японский аналог навесных бойниц-машикулей. Была специальная башня над главными воротами в замок. Называлась она ватари ягура, что означало «башня-мост», поскольку через ворота этой башни обычно можно было выйти и на ведущий к воротам мост. Ну, а сами ворота всегда делались из очень прочных и массивных деревянных брусьев, подвешивались на железных петлях и вдобавок ко всему укреплялись железными пластинами с острыми шипами.


Изображение

Основатель замка — квампаку Тоётоми Хидэёси — был сыном дровосека, а достиг высшей административной должности при дворе.


Изображение

Флаг с изображением павлонии (мон кири) был присвоен клану Асикага благодарным императором. Тоётоми также дерзал его использовать, хотя сегуном быть не мог в силу своего плебейского происхождения.

Самая большая башня во всех японских замках — аналог европейского донжона — называлась тэнсюкаку, или «главная башня». Слово тэнсюкаку означает «верховный небесный защитник», и высота башни — это обычно главная ее особенность, на которую обращаешь внимание. По сути дела главная башня действительно является центром японского замка, притягивающим взгляд еще до того, как человек приблизится к его воротам или стенам, поскольку она почти всегда является самой высокой постройкой во всем замковом комплексе и может быть видна за много километров. В некоторых замках только главные башни и сохранились, что может являться причиной появления неправильного представления о том, как японский замок выглядел в действительности. Типичная главная башня состояла по крайней мере из трех ярусов, хотя число последних могло достигать и семи. И опять-таки внешний вид башни чаще всего не соответствовал ее конструкции и внутреннему устройству, так как у нее могло быть и несколько подземных этажей. Тэнсюкаку имела следующие основные функции:
1) служила наблюдательным пунктом;
2) выступала в роли последнего оборонительного рубежа;
3) символизировала могущество дайме;
4) использовалась как хранилище запасов и сокровищница.


Изображение

Вид с башни замка на окрестные небоскребы


Изображение

Пандусы в замке заменяли лестницы

Португальский иезуит Жоао Родригиш, посетивший один такой японский замок, по этому поводу написал так: «Здесь они хранят свои сокровища и здесь собираются их жены во время осады. Когда они больше не могут выдерживать осаду, они убивают своих женщин и детей, чтобы те не попали в руки врагам; затем, после поджога башни с помощью пороха и других материалов, чтобы даже их кости не уцелели, они вспарывают свои животы».


Изображение

Одно из тех орудий, что голландцы предоставили Иэясу Токугава для осады замка. Защитники его пошли на переговоры и в итоге сдались после того, как выпущенное из такого орудия ядро убило в башне замка двух служанок и едва не снесло голову самому Хидеёри — сыну умершего к этому времени Хидеёси


Изображение

А вот на этом самом месте совершили сэппуку Хидэёри и его мать принцесса Едогими

Сохранившиеся до наших дней главные башни снаружи обычно окрашены в белый цвет; однако это совсем необязательно, что именно таково было их оригинальное цветовое решение. Известно, что замки Адзути и Осака были выкрашены в яркие цвета с узорами в виде тигров и драконов. Исключение составляют так называемые «черные замки», например, такие, как Кумамото и Окаяма, где цвет черного дерева преобладает над белой штукатуркой, а единственным украшением является резной мон их дайме на фронтонах.


Изображение

Обычно японские замки белого цвета. Черные — редкость, и один из них — замок Мацуэ


Изображение

Эти перила на мосту в замок Мацуэ не меняли с момента его строительства

С военной точки зрения японские замки отличались от европейских еще и тем, что в них, даже в самых поздних, не предусматривалось мест для установки артиллерийских орудий. На врага, подступившего к стенам, сбрасывались камни, изредка использовались простейшие катапульты, но этим «тяжелое вооружение» замка обычно и ограничивалось. Другое дело, что японцы и при штурме замка, и при его обороне использовали тысячи аркебузиров и лучников, поддерживавших со стен непрерывный огонь по противнику, в то время как его воины, пользуясь покатыми стенами замка, пытались взобраться по ним наверх с мечами в руках!


Изображение

Битва у стен осакского замка. Ксилография Утагава Ёситора

Еще одним недостатком японского замка была его относительная доступность для шпионов-ниндзя, для которых проникнуть в него не составляло особого труда. И дело здесь не только в наклонной каменной облицовке основания, по которой они могли взобраться наверх без особого труда, но также и в том, что стоящие поверх него внешние стены с бойницами для мушкетеров и лучников также не представляли для них преграды, поскольку такова уж была их конструкция. Ведь сделаны они были из прутьев, обмазаны глиной и покрыты штукатуркой так, что имея соответствующие инструменты, ниндзя мог быстро проделать в такой стене отверстие достаточного размера, чтобы пробраться через него внутрь. Конечно, по стене ходили часовые. Но люди есть люди, далеко не всегда они бывают столь бдительны и внимательны, как этого требует дисциплина, так что для умелых и опытных людей, какими были ниндзя, преградой эти стены отнюдь не являлись!


Изображение

Внутри замка есть музей, посвященный его осаде войсками Иэясу Токугава в 1614-1615 гг. Но фотографировать там ничего нельзя, кроме вот этой огромной диорамы, которая воспроизводит последнее сражение за этот замок

Изображение
Все фигурки выполнены на диораме очень тщательно и исторически достоверно. Вот, например, всадник с хоро за плечами и сасимоно в виде трех тыкв! Возле каждого известного лица лежит табличка с поясняющей надписью на японском и английском языках

Изображение
Знамена участников кампании 1615 года, в которой род Хидеёси был полностью уничтожен родом Токугава

Изображение
Флаг осаждавшего замок Токугава Иэясу имел вид простого белого полотнища, а его сына Хидетада нес на себе изображение шток-розы — родового знака этой семьи

Что же касается жилых помещений, то парадные залы обычно отделывались с роскошью, производившей на европейцев очень сильное впечатление. Например, португалец Луиш Фроиш после посещения одного такого замка написал: «Никакие дворцы и дома, которые я видел в Португалии, Индии и Японии, не могут сравниться с этими по роскоши, богатству и чистоте». Затем следовало длинное описание с перечислением гостиных и садов, составлявших дворец Нобунага у подножия высокой горы, на которой стояла главная башня этого замка. Когда Фроиш посетил замок Адзути, то описал обильное использование золота, а также то, что все было «красивым, превосходным и сверкающим». Он также не забыл отметить крепость каменных оснований и (также как и другие посетители замков в Эдо и Осаке) особенно выделил мощь и крепость замковых ворот.


Изображение
Флаги родственников Иэясу Токугава, участвовавших в осаде и «битве за Осаку»

Другой португалец, Родриго де Виверо-и-Веласко, имел аудиенцию у Токугава Хидэтада, второго сегуна Токугава, в замке Эдо в 1609 году и первую комнату, в которую он вошел, описал следующим образом: «На пол они кладут татами, вид красивых циновок, украшенных золотой парчой, атласом и бархатом и вышитых множеством золотых цветов. Эти циновки имеют квадратную форму, как небольшой столик, и так удачно подходят друг другу, что производят чрезвычайно приятное впечатление. Стены и потолок покрыты деревянными панелями, которые украшены разнообразными сценами охоты, написанными золотыми, серебряными и другими красками, так что самого дерева практически не видно».

Изображение

Смотровые галереи замка обнесены сеткой против самоубийц. Не проходит и года, чтобы, несмотря на все ухищрения, кто-нибудь не бросился бы с нее головой вниз!

Впоследствии в эпоху Токугава было установлено правило: «одна провинция — один замок», в результате чего многие замки были разрушены, но зато другие стали настоящими резиденциями провинциальных дайме со своими садами, парками и декоративными прудами. Многие замки пострадали от бомбардировок американской авиации в годы Второй мировой войны, однако впоследствии были восстановлены, хотя целый ряд — с применением железобетона и современных методов строительства. В тоже время другие замки были восстановлены с использованием исторически достоверных материалов, в силу чего они являются очень ценными памятниками средневековой замковой архитектуры Японии. Наиболее красивым замком считается Химэдзи — замок, расположенный к западу от Осаки, главная башня которого датируется 1601 годом. Замок же в центре Осаки, тот самый, что осаждал Токугава Иэясу для того, чтобы покончить с наследником Тоётоми Хидэёси, сначала сгорел, а затем подвергся сильным разрушениям. Но главная его башня сегодня восстановлена во всем своем великолепии, сохранились также стены и широкий ров вокруг замка с зеленой водой. Оказавшись внутри замка, каждый может осмотреть его двор, посмотреть то, что находится внутри башни, и подняться на обзорные площадки. Можно представить себя в роли Тоётоми Хидэёси и подумать, почему судьба так безжалостна к одним и так благоволит другим. Хотя, конечно, о чем он думал, глядя на окружившие его замок войска Токугава, мы не узнаем уже никогда!


Изображение

Просто утка: живет во рву замка и ничего и никого не боится!


Изображение


Японским детям в замке раздолье: можно примерить старинные доспехи и поиграть с мечом. Вот так они свою историю и познают!

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
adc

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 253 сообщений
  • 9517 благодарностей

Опубликовано 20 Январь 2017 - 19:01

Усадьба самурая

В свое время российский историк Ключевский показал, что различия в культуре разных народов связаны, прежде всего, с географией: мы, русские, вышли из ржаного поля, а вот японцы – из рисового. Однако для того, чтобы познать саму душу народа надо знать не только что он ест, но и в каких домах живет.


Изображение

Традиционный японский дом

Архитектура японского дома напрямую связана с климатом, собственно, как и везде, да иначе и быть не может. В южных районах Японии летом бывает очень влажно и жарко, поэтому строить сложные и вычурные сооружения для жилья здесь просто не имело смысла, и издревле было не в чести. Много лесов и горных рек, живописные ландшафты, окружавшие японцев, заставляли их жить в гармонии с природой и, соответственно, строить такие дома, чтобы они этой самой гармонии не нарушали. А так как в Японии часто случаются землетрясения и тайфуны, то строить их требовались так, чтобы в случае разрушения их можно было не только легко починить, но и самому не погибнуть под их обломками. Поэтому традиционный японский дом ханка - это в идеале четыре столба, накрытые островерхой крышей из тростника, дающий защиту от дождя и благодатную прохладу. Пол был поднят над землей, чтобы его не затапливало потоками дождевой воды во время сезона дождей, причем на уровне пола обычно весь дом окружала терраса. Её столбы давали каркасу дома дополнительную прочность и в тоже время ничего не заслоняли вокруг. А вот стены в таком доме были или съемными, или раздвижными. Это были панели из тонких планок, а то и вовсе решетки из дранки, заклеенные промасленной бумагой. В случае необходимости такие стены можно было легко раздвинуть и убрать, и обитатели дома могли, не покидая крова, любоваться природой.
Правда, в таком доме зимой было довольно холодно, так как никаких печек в нем не было. Но японцы придумали согреваться по ночам при помощи толстых пуховиков – футонов и керамических грелок – ютампо, придуманных ещё в Китае и привезенных в Японию в ХV-XVI вв. Кроме того японцы согревались горячей водой в деревянной бочке фуро. Вода в фуро была очень горячей, и хорошо прогревшись, японцы долго выдерживали холод своих домов. Для купания использовались либо отдельные домики, либо специальные комнаты с решетчатым полом, через который проходил нагретый воздух от топки, расположенной внизу. Еще один домик, который японцы старались по возможности иметь на своем участке, предназначался для чайной церемонии. Располагался в самом живописном месте сада, среди деревьев и обязательно около воды и старых замшелых камней, которые для украшения сада зачастую специально покупали или… принимали в дар!


Изображение

Все старое, лучше нового!


Конечно, такие дома в прошлом были далеко не у всех японцев, ведь для того, чтобы разместить все эти постройки хотя бы на небольшом расстоянии друг от друга требовался совсем не маленький участок земли. В XVII-XIX вв. таким могло быть поместье не слишком богатого, но и не самого бедного самурая или, напротив, – разбогатевшего купца, производителя саке или содержателя публичного дома. В такой усадьбе кроме самого хозяина, его супруги и детей обычно также жили слуги господина и служанки госпожи, самураи-охранники, повар (и может быть даже не один), конюх, садовник, плотник, два привратника, а также ещё их жены и дети. Вся территория усадьбы обносилась высоким и прочным забором. И каждый, кто её покидал, получал при этом специальную бирку, сдававшуюся при возвращении. Таким образом, всегда можно было точно установить, кто из домочадцев и почему отсутствует, и своевременно поднять тревогу.


Изображение

Усадьба хатамото в 200 коку. Рис. А.Шепса.

Давайте побываем в одной из таких вот самурайских усадеб, которая могла бы принадлежать хатамото – «знаменосцу», самураю – вассалу даймё или самого сёгуна, «заработная плата» которого могла составлять 200 коку риса в год (один коку равнялся по весу 150 кг). На эти 200 коку годового дохода владелец такой усадьбы по предписанию 1649 года был обязан выставлять на войну одного конного воина в доспехах, одного копейщика-асигару и трех человек из простолюдинов в качестве прислуги. Таким образом, отряд владельца поместья, показанного на нашем рисунке, мог насчитывать не меньше шести человек, включая и самого хатамото. Разумеется, были усадьбы и победнее, и побогаче. В любом случае на территории такого вот поместья в обязательном порядке должен был находиться господский дом, крытый бамбуковой черепицей, а то даже и рисовой соломой или тростником – в использовании этих материалов ничего зазорного не было, а также дом для прислуги. Амбар, птичник, конюшня – все эти служебные помещения могли быть объединены под одной крышей, однако само это здание было лишь немногим более прочным, нежели жилые строения, ну разве что стены у него могли быть глинобитными. Другое дело кухня, стены которой иной раз вполне могли быть и каменными в целях безопасности от пожара. В Японии часты землетрясения, в результате которых в прошлом возникали сильные пожары, поэтому такая предосторожность была не лишней.

Перед господским домом должен был в обязательном порядке располагаться хотя бы небольшой садик с бассейном, а вокруг находиться посадки либо просто несколько валунов и ровно рассыпанный гравий. Огород для усадьбы был обязателен, ведь с него шла зелень к столу и господина, и его слуг. Банный и чайный домики старались не только расположить поближе к воде, но и по возможности устроить их так, чтобы они выглядели более старыми, чем они есть на самом деле, в особенности домик для чайной церемонии, потому что все старое в Японии того времени ценилось намного дороже. В больших домах отхожие места могли находиться даже в самом доме, так же, как и ванная комната. Однако в небольших усадьбах это считалось бы явным излишеством и признаком изнеженности. Обычно их ставили на столбах и никакой ямы под ними не рыли, чтобы было удобнее собирать фекалии. Да-да, из-за отсутствия в достаточном количестве крупного рогатого скота и лошадей в Японии XVII века человеческие экскременты самым тщательным образом собирали, продавали и… использовали на рисовых полях в качестве удобрения. Естественно, что прислуга имела свой отдельный туалет, а господин и его семья – свой. Впрочем, по устройству они практически ничем не отличались. Забор мало того, что был высоким, он негде не должен был соприкасаться со строениями – правило неукоснительно соблюдавшееся в Японии веками.


Изображение

Японский дом в разрезе.

Ну, а зачем зажиточным японцам требовались подобные (и многие другие предосторожности) станет понятно, если мы задумаемся о том, что успех одного вызывает обычно зависть у другого, причем характерно это для всех народов, а не только для японцев или же наших соотечественников, живущих в России. Другое дело, что если у нас в России от нежелательных визитеров обычно защищал высокий забор и злые собаки, то в Японии, стране тайных наемных шпионов и убийц синоби, или уже если совсем по-японски, то синоби-но-моно (более известных у нас под названием ниндзя) заборы от них не спасали. Состоятельному хозяину подобного дома приходилось быть постоянно начеку, потому что наслать на него ниндзя мог и завистливый сосед, и недовольный им вассал, не говоря уже о том, что на его дом могли напасть обыкновенные разбойники, чтобы его ограбить.


Изображение

Дом для чайной церемонии.

Мы знаем, что англичане любили говорить «мой дом – моя крепость», и в это можно было поверить, увидев типичный английский дом – каменные стены, зарешеченные окна, толстая дубовая дверь. Но как мог быть крепостью японский дом с его соломенной крышей и стенами из бумаги? Оказывается, даже при этих обстоятельствах японский дом мог стать не только крепостью, но и настоящим оружием против любого, кто решился бы на него напасть.


Изображение

Типичный японский дом изнутри.

Начнем с того, что в доме самурая, а уж влиятельного князя тем более, в коридорах в обязательном порядке устраивались так называемые «соловьиные полы». Тщательно натертые и на вид очень надежные, они были устроены так, что скрипели даже под самыми легкими шагами. Поэтому ни подобраться к комнате господина, ни даже просто подслушать за тонкой бумажной стеной было нельзя!

Главный приемный зал обычно хорошо охранялся. За ширмой в стене имелась потайная дверь в соседнюю комнату, откуда стражник мог видеть все, что происходило в зале, и в случае чего мог прийти своему господину на помощь. Потолок делали специально не очень высоким, чтобы нападающим было бы неудобно замахнуться традиционным мечом. Одна из досок рядом с местом хозяина поднималась специальной пружиной, а в углублении под ней скрывался меч. Было в обычае оставлять свои мечи у входа в комнату на специальной стойке, поэтому безоружный на вид хозяин имел перед гостем явное преимущество, не говоря уже о том, что в тайнике мог быть не только меч, но и небольшой уже заряженный арбалет дайкю, а позднее и кремневый пистолет европейского производства.

Если же врагов было много, то у хозяина дома было несколько способов исчезнуть так, чтобы они его не нашли. В коридор внутри помещения обычно вели тяжелые внешние раздвижные двери, а сам коридор – в анфиладу помещений, разделенных между собой бумажными ширмами. Однако в конце коридора, где в стене была устроена фальшивая дверь (и куда домочадцам заходить, естественно, запрещалось!) находился люк-ловушка, провалившись в который непрошеный гость попадал на торчащие кверху металлические острия. И там же под полом коридора был устроен потайной лаз во двор, где среди декоративных камней и зарослей были заблаговременно приготовлены хитроумные тайники для хозяев дома.

Впрочем, и в самом этом доме тоже можно было надежно спрятаться, причем понять, куда из той или другой комнаты исчез человек, было подчас совершенно невозможно. Например, в потолке комнаты могла быть устроена опускающаяся лестница на чердак. Сделана она была по принципу детских качелей, так что достаточно было потянуть за короткий шнурок, свисающий с потолка, как она тут же опускалась. Шнурок же из отверстия, поднявшись, вытягивали, после чего лестница вставала на место, да так плотно, что догадаться о том, что здесь не простой потолок, а что-то ещё было практически невозможно. Использовались также специальные люки, ведущие на чердак, через которые сверху спускались веревочные лестницы. Человек, оказавшийся в такой комнате и знавший про её секрет, опять-таки мог потянуть за известный только ему шнурок, после чего люк в потолке открывался, и оттуда свешивалась лестница.

В оштукатуренных стенах верхнего этажа имелись прорези-бойницы для стрельбы, а непосредственно в самом его помещении мог находиться целый арсенал! Иногда, особенно когда речь шла об охране особо знатного или уж очень состоятельного господина, то там прямо над залом для приемов устраивалась специальная комната для наблюдений, откуда через тонкую завесу из плетеного конского волоса специальные стражники наблюдали за гостями своего господина и в случае непредвиденных обстоятельств могли бы ему помочь.


Изображение


Защита против ниндзя. Рис. А Шепса.

Не лишними были и различные другие предосторожности. Например, у японского даймё (князя) острова Хирадо Мацуура Сигэнобу в ванной комнате всегда под рукой была дубинка. Известный полководец Такэда Синген имел привычку спать в комнате с двумя выходами, и советовал не расставаться с кинжалом, даже находясь наедине с женой!

Известно, что легендарному ниндзя Исикава Гоэмону едва не удалось отравить объединителя Японии Ода Набунага, когда он, спрятавшись на потолке его спальной комнаты, пустил через трубочку тонкую струйку яда в полуоткрытый рот спящего, так что после этого тот держал его закрытым даже во сне! Так что дом самурая подчас походил не столько на жилище, сколько на самую настоящую шкатулку с секретом, да и не мудрено, ведь ценой беспечности могла стать верная смерть хозяина такой вот усадьбы от руки ниндзя!

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.