Перейти к содержимому

 


- - - - -

259_Обычаи спартанцев (по Плутарху)


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
3 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 259 сообщений
  • 9527 благодарностей

Опубликовано 22 Апрель 2016 - 10:16

Многие знают, что у спартанцев существовали совместные обеды, так называемые сисситии, присутствие на которых было обязательным для всех граждан. Менее известно, что каждого приходящего на сисситии старший, указывая на двери, предупреждал словами:

"Ни одно слово не выходит за них".


Больше всего сами спартанцы ценили на этих сисситиях свою знаменитую черную похлебку. Часто пожилые люди уступали юношам свой кусок мяса, но черную похлебку каждый съедал сам. Свою воинскую доблесть спартанцы приписывали этой похлебке.

Рассказывают, что сицилийский тиран Дионисий Старший однажды купил себе повара из Спарты и велел ему приготовить для себя эту знаменитую черную похлебку, не считаясь ни с какими расходами. Попробовав же эту похлебку. Дионисий ее с отвращением выплюнул. Тогда повар сказал ему:

"О, царь! Чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях".


На сисситиях спартанцы выпивали совсем небольшое количество разбавленного вина, а по их окончании они расходились по домам без факелов. Спартанцам вообще не разрешалось пользоваться факелами, чтобы они с детства приучались бесстрашно ходить ночью по дорогам и даже горам.

Воспитание юношей было у спартанцев направлено на то, чтобы научить их подчиняться и стойко переносить невзгоды и физические страдания. Их учили побеждать или умирать, если победа невозможна.

Грамоте юношей обучали только для воинских и бытовых надобностей. Разумеется, любовная лирика или философия к ним не относились. Все остальные виды образования в Спарте не поощрялись, а их преподаватели в страну не допускались.

Исключение делалось еще только для некоторых видов музыки и хорового пения, к которым спартанцы относились весьма серьезно. Они считали, что эти искусства могут ободрять воинов и поддерживать их боевой дух.

Содержание спартанских песен было довольно простым и однотипным. В них или прославлялись люди, благородно проведшие свою жизнь и погибшие за Спарту, или осуждались те, которые бежали с поля боя. Первых почитали как блаженных, а о вторых говорили, что они прожили жалкую и горестную жизнь.

В воинских песнях прославлялись доблести, свойственные различным возрастным группам, поэтому в Спарте было три хора, которые во время праздников и торжеств представляли определенный возраст.
Хор старцев начинал так:

"Когда-то были мы сильны и молоды!"

Их сменяли хор зрелых мужчин:

"А мы сильны и ныне.
Хочешь, попробуй сам!"

Когда доходила очередь до юношей, те заводили:

"А мы проявим доблесть даже большую!"


Тексты спартанских песен должны были побуждать воинов к мужеству в бою, неустрашимости и презрению к смерти. Боевые песни запевались под звуки флейты во время наступления на врага.

Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы сердца воинов умели биться в едином ладу с сердцами боевых товарищей под звуки знакомой мелодии. Поэтому неудивительно, что перед сражением царь первую жертву приносил Музам, моля их, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
НикК

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 259 сообщений
  • 9527 благодарностей

Опубликовано 25 Апрель 2016 - 10:19

Спартанцы очень трепетно относились к установлениям своих древних музыкантов и не позволяли никому хоть немного их изменять. Вот парочка примеров.
Самым знаменитым спартанским поэтом, а также известным кифаредом, был Терпандр – вы о нем, наверно, слышали. В своих стихах он прославлял подвиги героев минувших лет, и под его мелодии Спарта одержала много знаменитых побед. Но когда Терпандр захотел добиться большего разнообразия звуков и натянул на своей кифаре дополнительную струну, эфоры подвергли его наказанию, а эту кифару пробили гвоздями.
Кифаред Тимофей принимал участие в карнейском празднике в честь Аполлона, и на его кифаре было натянуто больше семи положенных струн. Тогда один из эфоров с мечом в руках подошел к нему и спросил, с какой стороны обрубить на его инструменте лишние струны.
Спартанцы любили только простые мелодии и считали, что только такие мелодии могут привести их воинов к победам.

Спартанские мужчины не носили хитонов (нижняя одежда), а круглый год обходились лишь одним гиматием (верхняя одежда из шерстяной ткани).
Спартанцы также не слишком часто посещали бани, предпочитая ходить немытыми, а общегреческий обычай натирать тело после бани маслом (растительным) считался ими верхом изнеженности. Сами они предпочитали избегать этого.

Мальчики и юноши, разделенные на возрастные категории, спали все вместе. Свое спальное место они застилали тростником, росшим у реки Эврот, и собрать этот тростник каждый должен был собственноручно, не используя никаких орудий. Прямо скажем, не самое уютное ложе. Зимой им разрешалось добавлять в свою постель растение, называвшееся ликофон, так как считалось, что оно поможет лучше согреваться.

Среди спартанских юношей существовал обычай, согласно которому старшие по возрасту могли расспрашивать младших о том, куда и зачем они ходят. Того, кто не хотел отвечать или придумывал различные отговорки, подвергали наказанию и ругали. Если кто присутствовал при нарушении этого обычая и не наказал или не выбранил нарушителя, то он должен был подвергнуться такому же наказанию, как и нарушитель. Если же наказанный мальчик возмущался наложенным на него взысканием, то наказание значительно увеличивалось.

Провинившийся и уличенный в каком-либо нарушении спартанец должен был обойти вокруг специального алтаря в городе и при этом петь песню, сочиненную ему в укор и порицание.

Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только своих отцов, но почитать и заботиться обо всех пожилых людях. При встречах они должны были почтительно уступать им дорогу или вставать при их приближении, чтобы освободить для них место. Ни в коем случае они не должны были шуметь в присутствии старших.

Если мальчик подвергался наказанию и рассказывал об этом отцу, то выслушав жалобу, спартанец обычно вторично наказывал такого жалобщика, иначе он счел бы себя опозоренным, не сделав этого.
Спартанцы должны были доверять друг другу, ибо считалось, что все граждане верны отеческим законам, и никто не прикажет детям ничего дурного.

Питание у спартанской молодежи было довольно скудным, так что юноши должны были при любом удобном случае воровать себе пропитание. Так они становились ловкими и дерзкими, обучаясь нападать на ленивых или сонных стражей.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
НикК

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 259 сообщений
  • 9527 благодарностей

Опубликовано 28 Апрель 2016 - 10:04

Кроме того, скудность питания юношей объясняли тем, чтобы они не только привыкли к постоянному недоеданию, голоду, но и могли его переносить. Воспитанные таким образом юноши будут лучше подготовлены к войне, так как они смогут питаться тем, что попадет под руку или вообще долгое время обходиться без пищи. Спартанцы считали, что юноши, воспитанные на скудной пище, вырастают гибкими, рослыми и красивыми, и тучность им не будет угрожать.

Ликург покончил с суеверным отношением спартанцев к покойникам и похоронам. Он разрешил хоронить покойников даже в черте города и близ святилищ богов, постановив, что все связанное с похоронами не является скверной.
Ликург также запретил класть в могилу с покойниками какое-либо имущество. Он велел хоронить всех граждан одинаково, заворачивая тело покойника в сливовые листья и в пурпурное покрывало. Во время похорон были запрещены плач и рыдания, а на могильных памятниках разрешалось делать надписи только погибшим на войне.

Если кто из граждан по какой-либо причине не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, то он не получал гражданских прав.

После Второй Мессенской войны гражданам Спарты было запрещено по своему желанию покидать пределы страны, чтобы они не могли приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского воспитания. Эта мера была направлена, в первую очередь, против имущественного расслоения общества.
Немного позднее Ликург ввел ксеногласию, - изгнание из страны чужеземцев, - чтобы они не могли научить местных граждан чему-либо дурному. Прочим иностранцам въезд в страну был запрещен. Правда, после смерти Ликурга этот закон был немного смягчен, и некоторым иностранцам позволялось некоторое время жить в Спарте, если это было в интересах государства. Так, например, Алкивиад прожил в Спарте около четырех лет (415-412 гг. до Р.Х.).

По некоторым сообщениям, некоторым иностранцам дозволялось получить некое подобие гражданских прав, если они выдерживали образ жизни, установленный Ликургом. Тогда такого человека включали в состав моры, выделенной ему первоначально.
Морой в Спарте называлось подразделение граждан, организованное, скорее всего, по территориальному признаку. Вся спартанская пехота подразделялась на шесть мор, каждая из которых состояла из четырех лохов.

Во время войны спартанцы носили одежды красного цвета. Они считали, что такой цвет наводит больший ужас на противников. Кроме того, если спартанец получал рану в бою, то на одеждах такого цвета это было незаметно.

Если спартанцы побеждали врага в открытом бою, то они жертвовали Аресу петуха. Когда же одолеть врага удавалось хитростью, то в жертву Аресу приносили быка. Таким образом, спартанские установления приучали своих полководцев к воинскому мастерству и полководческому искусству.
Ведь всякое жертвоприношение сопровождалось угощением участников, так что жертва петуха не позволяла устроить трапезу, а жертва быка давала спартанцам редкую возможность поесть жареного мяса.

Всех богов и богинь, даже Афродиту, спартанцы изображали с копьем в руке, так как они считали, что всем богам присуща воинская доблесть.

В своих молитвах спартанцы обычно просили, чтобы боги достойно вознаградили благородных людей, и больше ничего.
К своим молитвам они также часто присоединяли просьбу, чтобы боги даровали им силы переносить несправедливость.

В Спарте существовала такая поговорка:

«Не приложивши рук, богов не призывай».

То есть, призывать богов в помощь следовало только в том случае, если ты уже взялся за дело.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#4 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 259 сообщений
  • 9527 благодарностей

Опубликовано 03 Май 2016 - 10:55

Все виды торговли для полноправных граждан Спарты были запрещены, также как и другие виды деятельности, кроме военного дела и соответствующего воспитания. Я полагаю, что Ленин свое знаменитое обращение к молодежи

"учиться, учиться и учиться военному делу должным образом", -

а именно так звучит эта фраза в оригинале, -
позаимствовал именно у спартанцев.

Если у спартанца возникала необходимость воспользоваться слугами своих соседей, то он мог свободно это сделать, правда, только в том случае, если они в это же время не были нужны своим хозяевам. То же самое относилось к собакам и лошадям.

Чтобы отвратить своих детей от пьянства, спартанцы напаивали илотов, а потом наглядно демонстрировали молодежи, до чего доводит необузданное потребление вина.

Обычно спартанцы не стучали в чужие двери, а подавали свой голос из-за двери.

После борьбы и других гимнастических упражнений тела участников, первоначально намазанные оливковым маслом, покрывались налипшим слоем песка. Для удаления этого песка с тела греки обычно использовали металлические скребки, но спартанцы делали эти скребки из тросника.

В Спарте не было ни поэтов, ни комедиографов, поэтому жители этого государства не могли смотреть ни комедий, ни трагедий. Не было среди граждан Спарты также художников, скульпторов и ученых. Были только военные и воспитатели.

Поэт Архилох (VII век до Р.Х.) как-то написал такие строки:

"Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть".

Власти Спарты нашли, что такие стихи оскорбляют воинский дух. Поэтому когда по каким-то своим делам Архилох пришел в Спарту, его тут же выслали из страны.
Существует и другой вариант перевода на русский язык этого стихотворения:

"Щит, украшение брани, я кинул в кустах поневоле,
И для фракийца теперь служит утехою он;
Я же от смерти бежал... Мой щит, я с тобою прощаюсь!
Скоро, не хуже тебя, новый я щит получу".


Спартанцы изгнали из страны некоего Кефисофонта, который хвастался тем, что может целый день говорить на любую тему. Они считали, что у хорошего оратора продолжительность речи должна быть сопоставима с важностью дела.

Эфоры наказали некоего мальчика по имени Скирафид только за то, что многие обижали его.
Мол, умей постоять за себя!

Ежегодно в Спарте проводилось соревнование для мальчиков, называвшееся "диамастигосис" (бичевание). В течение целого дня на алтаре Артемиды Орфии пороли мальчиков, которые гордо и весело соревновались в том, кто из них дольше и достойнее вынесет побои. Случалось, что мальчики погибали под ударами. Победителя славили и он становился знаменитым среди молодежи, а также брался на заметку взрослыми.
Существует предположение о том, что диамастигосис носил и религиозный характер и заменял совершавшиеся в древности человеческие жертвоприношения Артемиде (см., например, трагедию Еврипида "Ифигения в Тавриде").
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
НикК



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.