Перейти к содержимому

 


- - - - -

Оружие и доспехи воинов майя и ацтеков


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
Нет ответов

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 19 Февраль 2016 - 19:06

Не так давно многие люди у нас словно помешались на пророчествах индейцев майя о скором конце света. Причем ссылались они почему-то на рисунки, изображенные на… календарном диске ацтеков, хотя они «совсем из другой оперы». При этом мало кто задумывается о том, что «конец света» у этих индейцев представлял собой совсем не то, что, например, у христиан! Более того, для них он мог наступить в любой день, достаточно было жертвенной человеческой крови не пролиться на алтари богов. То есть, если вы вовремя богов не ублажили, то вот вам и «конец света», а при всех других обстоятельствах боги никогда бы не позволили людям погибнуть, ведь они же их кормили!!! Но где же было набраться столько жертвенной крови, ведь не резали же те же ацтеки буквально всех подряд?!





Изображение

Роспись из Бонампака. Обратите внимание на фигуру правителя справа, в руке которого типичное «копье вождя», обтянутое шкурой ягуара. У побежденных на пальцах вырваны ногти, чтобы они не могли оказать сопротивление.

Религия и ритуалы ацтеков – источник непрекращающихся войн!
Здесь надо отметить следующее: вера ацтеков и майя тем и отличалась от всех других религий, что цель ее заключалась не в спасении души, а в спасении всего мира, при этом человеческие жертвоприношения играли в этом главную роль. Кровь проливали для того, чтобы отсрочить гибель солнца, потому, что если оно умрет, то и весь мир погибнет! Причем, для них это были вовсе не человеческие жертвоприношения как таковые, а нештлауалли – уплата долга богам. Когда-то боги дали свою кровь, чтобы создать солнце – считали они, и без новых порций крови оно умрет. Кровь богов должна быть восполнена, иначе они тоже умрут, а раз так, то и людям следовало умирать ради жизни этого мира, и никакой надежды на спасении у них при этом не было и быть не могло!


Изображение

Пирамида Кукулькана – «Пернатого Змея» в Чичен-Ице на полуострове Юкатан.

Богам жертвовали и юношей, и красивых девушек, но, прежде, захваченных на войне пленников, потому, что свой собственный народ жрецы ацтеков и майя сберегали для самых уж крайних случаев. Поэтому смыслом существования обоих народов была война, целью которой был не столько грабеж, хотя и он также имел место, а захват возможно большего количества пленных, предназначавшихся в жертву богам!

Взял пленника – получи награду!
У всех этих народов война была уделом касты избранных – касты воинов, а простому земледельцу стать воином было совсем нелегко. Но можно! Жрецы наблюдали за играми мальчиков, специально их подзадоривали и самых бойких отбирали для обучения и воинской службы. Понятно, что для родителей-крестьян это был дар судьбы и лучшее средство выбиться из бедности. Интересно, что главная суть «идеологии», которой учили будущих воинов, заключалась в том, что мертвый враг никакой пользы не приносит и ценности не имеет. А вот живой, да к тому же еще и знатный пленник – это самое то, что крайне необходимо. Больше пленных – больше жертв, и больше милость богов. Поэтому статус воина был напрямую связан с тем, сколько врагов было им взято в плен. Причем и ацтеки, и майя очень рано начали обозначать это соответствующей одеждой и украшениями.


Изображение

Ну очень реалистично показаны и одежда и украшения в кинофильме Мэла Гибсона «Апокалипсис» (2006)!

Так сказать, вне строя, это тоже практиковалось, поэтому и рядовые воины, и командиры в качестве знака профессии должны были носить плащ-тильматли, закреплявшийся заколкой на правом плече и свободно спадавший вдоль тела. Тот, кто сумел взять одного пленника, имел право украсить его цветами. Взявший двух, красовался в оранжевом тильматли с полосатой каймой. Ну и так дальше – чем больше пленных, тем сложнее вышивка на тильматли, тем больше украшений, которые простолюдинам вообще запрещалось носить! Наградой за пленников были украшения из золота и нефрита, так что получившие их воины сразу делались людьми состоятельными, и в общине их все уважали. Ну, а перед боем каждый воин надевал положенный ему «мундир» – одежду своего цвета, украшения из перьев, брал щит с положенным ему узором. Так что всякий, кто его видел, сразу понимал, какого он «качества» и, скорее всего, это играло еще и роль психологического давления на противника. Ведь одно дело сражаться с тем, кто взял одного, и совсем другое, когда на тебя нападает пышно разукрашенный воин, уже захвативший пятерых!


Изображение

Тильматли соответствующие количеству взятых в плен воинов. «Кодекс Мендоса». Лист 65, лицевая сторона. Бодлеанская библиотека, Оксфорд.

Оружие целям под стать…
Что же касается оружия, то судя по дошедшим до нас изображениям, воины майя, в первую очередь, пользовались копьями, которых наш отечественный историк А. Шехватов насчитал целых девять типов. Первый тип – обычное копье (нааб те)* с кремневым наконечником на конце, ниже которого находилась розетка из перьев. Длина в рост человека, так что, скорее всего, это было оружие для рукопашного боя. Второй тип – копье, на котором висит что-то вроде вымпела или сети. Третий тип отличался тем, что розетка из перьев была смещена вниз, а у четвертого между этой розеткой и наконечником что-то вроде оплетки с торчащими зубцами. То есть это уж явно оружие для рукопашного боя, а зубцы эти могли служить, ну, скажем, чтобы противник не мог схватиться за копье или чтобы наносить им еще и рубящие удары. Пятый тип - это, скорее всего, «копье вождей», потому что вся его поверхность позади наконечника (до места хвата) была либо инкрустирована, либо обтянута шкурой ягуара. Шестой тип – богато украшенное церемониальное копье, а вот седьмой имел наконечник длиной что-то около 30 см с мелкими зубчиками. Посредине древка что-то вроде гарды и очень может быть, что эти «зубчики» на само деле были зубами крыс или акул, которые вставлялись в деревянную основу. Известны наконечники из дерева, усаженные по бокам пластинками обсидиана – вулканического стекла. Такое оружие должно было наносить широкие резаные раны, приводящие к быстрой потери крови. Девятый тип напоминал японские крючковатые приспособления, чтобы цепляться ими за одежду противника. На конце у них был наконечник, а за ним отростки с крючками и зубцами.


Изображение

Знатные воины-ацтеки в боевых уборах, обозначающих их ранг и с копьями в руках, наконечники которых усажены обсидианом. Кодекс Мендосы, лист 67R. Бодлеанская библиотека, Оксфорд.

Дротики (х’ул, ч’иик) имели длину более полутора метров и предназначались для метания. Их носили в связках или возможно, как-то крепили в чем-то похожем на обойму на обратной стороне щита. И не просто метали, а с помощью атлатля (ацтекское название) – палки-копьеметалки (х’улче), существенно увеличивающей дальность броска. Атлатль имел вид палки с желобом, шедшим по всей ее длине и с упором на конце, для пальцев на нем крепили две U-образные детали. Дротик укладывался в этот желоб, потом атлатль резко дергали в направлении цели движением, похожим на удар кнута. В результате он и летел в цель с силой, раз в двадцать превышающую силу обычного броска и бил намного сильнее! Очень часто его изображали в руках у богов, что говорит о том, что индейцам это приспособление казалось очень эффективным. Известно много изображений этого приспособления, причем, иногда они богато украшались и, видимо, играли роль своеобразных жезлов.


Изображение

Роспись в Бонампаке. Сцена битвы.

Лук индейцам майя был известен, хотя на знаменитых фресках в Бонампаке он не встречается. А вот ацтеки считали лук «низким оружием» диких охотничьих племен, недостойным настоящего воина. Луки были меньше человеческого роста, но достаточно велики. Стрелы – тростниковые, в той части, где находился кремневый либо костяной наконечник, они усиливались деревянной вставкой. Оперение делалось из перьев орла и попугая, и приклеивалось к древку смолой.

Праща (йун-тун) использовалась наряду с другими метательными приспособлениями, хотя испанский священник Диего де Ланда, которому мы обязаны многими сведениями по истории этого народа, писал, что майя пращи не знали. Плели ее из растительных волокон, а камень можно было с ее помощью забросить аж на 180 м. Но и лучники, и пращники никогда в качестве основных сил в бою не использовались, поскольку их легко рассеивали воины в тяжелом вооружении.


Изображение

Воины ацтеки с мечами макуавитль в руках. Из книги IX «Флорентийского кодекса». Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция.

К «тяжело вооружению» помимо копья, относился «меч» – макуавитль, имевший вид… нашего российского крестьянского валка для отбивки белья во время стирки, но только со вставленными в ее узкие кромки пластинками обсидиана. Ударить противника можно было как плоской стороной и оглушить, так и острой и серьезно ранить, а то и убить. Ланда опять-таки утверждал, что в 16 веке у майя их не было. Однако их можно увидеть на рельефах и даже на росписи в Бонампаке. Ацтеки имели даже двуручные образцы этого оружия, обладавшие поистине страшной убойной силой!

Топоры (ч’ак) могли иметь даже металлическое навершие из кованой меди, сплава золота с медью или даже классической бронзы. Их обильно украшали перьями и часто использовали и в церемониальных целях.


Изображение


Ацтекский жертвенный нож из обсидиана с инкрустированной рукояткой. Антропологический музей в Мехико.

Нож был, прежде всего, оружием жрецов, которым они совершали свои варварские жертвоприношения. Но, разумеется, простые ножи из кремневых и обсидиановых пластин использовались во всех общественных слоях мезоамериканских индейцев.

Оригинальному оружию индейцев Месоамерики соответствовали и такие же оригинальные доспехи. Главным средством защиты были плетеные щиты-чималли, иной раз настолько прочные, что выдерживали попадания стрел из европейских арбалетов. Щиты обильно украшались перьями, мехом, а внизу имели своеобразную завесу для защиты ног из полос ткани или кожи. Причем их узоры служили не просто для украшения, а опять-таки отображали ранг владельца того или иного щита. Простейшими головными уборами были обычные налобные повязки, из белой хлопчатобумажной ткани, украшенные перьями. Шлемы были деревянными, но нередко были похожи на весьма странные уборы типа колпака. Что они собой представляли и из чего делались, сказать сложно.

Изображение

Страница 65 «Кодекса Мендоса», показывающая различия в одежде воинов в зависимости от количества взятых пленных. Бодлеанская библиотека, Оксфорд.

Очень популярными были зооморфные шлемы, то есть в виде голов различных животных, например орлов, койотов, ягуаров и аллигаторов. Причем они также помогали в распознавании тех или других воинов и служили своеобразной униформой. Так, шлемы, сделанные в форме головы орла, носили воины-орлы, а головы ягуара – воины-ягуары. Причем устроены они всегда были таким образом, чтобы лицо воина находилось в пасти у животного, а его голова, как бы облекалась со всех сторон его головой. По верованиям ацтеков, в нем он составлял с ним одно целое, ну и, конечно, на человека в таком шлеме было просто страшно смотреть. А еще известны были шлемы в виде голов демонов и человеческих черепов (ацт. тситсимитль), что опять-таки служило для устрашения. Одеждой этим воинам служил своеобразный комбинезон с завязками на спине. У воинов-ягуаров он был из шкуры этого животного, зачастую с хвостом. Воины-цапли имели чучело цапли за спиной, а весь их «комбинезон» был обшит ее перьями.


Изображение

Воин-ягуар, фрагмент настенной росписи, культура ольмеков-шикаланка. Антропологический музей в Мехико.

Головные уборы воинов Мезоамерики довольно трудно отделить от ритуальных и танцевальных, поскольку магическая составляющая их очевидна. Они декорировались и мозаикой из полудрагоценных камней, и золотыми украшениями, колокольчиками и бубенцами. Перья тропических птиц присутствовали в обязательном порядке. Могли использоваться перья уток, гусей, птицы кетсаль, попугаев, цапель. Плюмажи из перьев кетсаля (ацт. кетсапатсактли), имевшие форму гребня, были особенно популярны. Например, известно, что ацтекский правитель Ауитсотль предпочитал такой убор всем остальным. Были и более функциональные защитные головные уборы. Например, индейцы утверждали, что шлем бога Уитсилопочтли очень похож на испанскую железную каску с назатыльником. Вот только от испанских морионов их отличали нередко просто огромные плюмажи из перьев.

Вместо панцирей из металла ацтеки и майя надевали толстые простеганные куртки без рукавов – ичкауипилли. Выглядели они как современные бронежилеты «мягкого типа», но внутри стеганых «квадратиков» в них была просоленная хлопковая вата. Зачем такой странный наполнитель? А вот зачем: тупить обсидиановые лезвия! Ведь основным режущим материалом у майя и ацтеков был именно обсидиан. Кристаллы соли, видимо, разрушали режущую кромку, а плотная, подобно войлоку, слежавшаяся вата, задерживала само оружие и смягчала удар. Во всяком случае, испанские солдаты Кортеса очень скоро заметили, что эти куртки легче их стальных кирас, а защищают ничуть не хуже! То есть против индейского оружия эта одежды была вполне действенным средством защиты. Использовались также браслеты и деревянные наголенники, причем их иногда даже усиливали металлом. И опять-таки каждый воин носил боевую одежду, которая соответствовала количеству врагов, которых он взял в плен.

Права и обязанности
Интересно, что все ацтекское общество вращалось вокруг войны, воинского могущества и отваги, которым придавали огромное значение. Для воинов, отличившихся в боях, были разработаны особые ритуалы, и заслуги воина оценивались прямо пропорционально количеству приведенных им пленников. Правда, тут тоже были свои тонкости, учитывавшиеся в обязательном порядке. Например, имело значение, взят ли был пленник самостоятельно или при помощи товарищей? Если молодой ацтек действовал не один, а ему помогали, то он был обязан привести сразу шестерых пленников. Только после этого юноша мог войти в группу воинов и получить все права взрослого мужчины. Но если юноша тянул с захватом пленного, то есть проявлял малодушие, тогда его уделом был всеобщий позор: его считали «переростком» и заставляли носить детскую прическу.


Изображение

Образцы дани, которую ацтекам выплачивали покоренные племена. Оригинал «Кодекса Мендоса». Бодлеанская библиотека, Оксфорд.

Ну, а если пленник был взят молодым человеком без посторонней помощи, его отводили во дворец Монтесумы, где он удостаивался чести беседовать с самим правителем, и получал от него ценные подарки. Тот, на счету которого было четверо или пятеро пленных, получал звание «предводителя» и «право на циновку» (то есть имел право сидеть) в «Орлином доме» – на собраниях «воинов-орлов». Впрочем, быть предводителем или командиром в армии майя или ацтеков было совсем не просто. Помимо воинского мастерства полководец- након, например, все то время, пока он им был (потом выбирали другого!) должен был ограничивать себя в еде, не знать женщин и соблюдать еще массу всяких табу, чтобы обеспечить победу своим воинам.


Изображение

Эуатль – туника обшитая перьями. Антропологический музей в Мехико.

Обычно юноша, когда его брали в армию, имел одну только набедренную повязку, плетеные сандалии на ногах и домотканый плащ, лишенный всякой раскраски. Взяв одного пленного, он получал право на военный плащ тильматли, вначале простой, а затем (взяв двух пленных) уже расшитый разноцветными перьями и к нему также украшенный колпак. Пленившему четыре человека давали наряд из шкуры ягуара и шлем в форме его головы, а за большее количество пленников он получал убор из перьев птицы кетсаль. Одежда «воина-орла» также состояла из «орлиного шлема», украшавшегося пучком длинных перьев, и разными другими украшениями. В рукописях ацтеков мы постоянно встречаем изображения таких одежд, которые побежденные племена подносили ацтекам в качестве дани. Среди всех прочих даяний в них есть упоминания и «золотого шлема» с клювом орла, покрытого различным золотым шитьем, с султаном из синих и длинных зеленых перьев». Такие богатые шлемы надевали только по особо торжественным случаям – на праздниках или в бою. В обычные дни этот шлем заменяли повязкой с кистями из орлиных перьев. Командиры также имели одеяния, обозначающие их ранг, поэтому в бою индейцы легко отличали, кто есть кто, как и солдаты в современной армии, у которых для этого есть погоны.


Изображение

Сцена битвы из росписи в Бонампаке.

Мастера войн местного значения
Ацтеки и майя вели войны не похожие на войны европейцев. Они, например, устраивали «химические атаки» на неприятеля, сжигая для этого на жаровнях стручки красного перца и ядовитые растения, так, что дым шел по ветру в его сторону. Сигнализировали тоже с помощью дыма, барабанным боем или даже чем-то вроде гелиографа – солнечного телеграфа, с зеркалами из отполированного пирита.

Сражения начинали с того, что выкрикивали угрозы и оскорбления в адрес друг друга, показывали врагам зад и гениталии – только бы заставить его потерять строй! Потом в него метали стрелы и камни, после чего воины с легким вооружением уступали место воинам с палицами, топорами и мечами, которые бегом бросались на врага, закрываясь щитами. Командиры в это время находились позади и давали команды свистками. Применялись ложные отступления и фланговые охваты. Но в любом случае врагов при этом всеми силами старались не убивать, а брать в плен: оглушать, сдавливать горло, наносить болезненные, но не смертельные ранения. Позже это оказалось испанским конкистадорам даже на руку, которые напротив, старались своих противников убивать. Индейцы других племен ничего не могли противопоставить этой тактике, она их буквально перелиновывала. А вот испанцы, зная, что их ожидает языческий жертвенник, сражались с мужеством отчаяния и убивали каждого, кто только к ним приближался. Теперь уже сами ацтеки оказались морально не готовы к такой форме ведения войны, и в итоге ее проиграли лучше вооруженным, и, главное, психологически по-другому настроенным европейцам. Ну, а когда в итоге не стало крови жертв, то… для индейцев как раз и настал «конец света», а белый христианский бог победил во всем и навсегда. Но ведь он-то нам обещает нечто совершенно другое, не так ли?!


Изображение

Бубенчик «Воин-орел». Эрмитаж, С. Петербург.

Золотой воин-орел
Пожалуй, наиболее красивое и ценное в историческом плане изображение воина-орла находится у нас в Эрмитаже. Это украшение из золота представляет собой большой бубенчик (5,5 x 4,1 сантиметра) с широким щелевидным разрезом внизу. Внутри него есть шарик из красной меди, поэтому при потряхивании раздается мелодичный звон.

Верхняя часть бубенца изготовлена в виде головы воина в шлеме воина-орла. Рот у него открыт, так что видны даже зубы, нос длинный и прямой, а глаза широко открыты. Лоб имеет четко очерченные надбровные дуги, над которыми видны волосы в виде рельефного жгута с насечками; в ушах – серьги в форме дисков. На груди воина-орла находится какое-то украшение, покрытое извилистыми линиями. Шлем, как уже отмечалось, сделан с раскрытым кривым клювом, а лицо воина смотрит наружу между его челюстями. Над клювом показаны глаза и даже перья орла, и здесь же есть два кольца для шнурка (или цепи) для ношения его на груди.

Вокруг шлема сделана плоская, прямоугольной формы рамка с прорезями, изображающая пышный султан из перьев, какими такие шлемы обычно украшались. Пучки перьев идут вниз до половины туловища, а слева вниз отходит небольшое украшение тоже из перьев в форме крыла. Правая рука воина показана согнутой в локте и поднятой вверх. В руке небольшой жезл с пучком перьев. В левой руке у воина три дротика, а на кисти руки виден небольшой щит, по краям украшенный перьями.

Это украшение было отлито по технологии «потерянной восковой формы» из высококачественного золота желтого цвета. После отливки его зачистили, в некоторых местах доработали резцом и отшлифовали. Интересно, что древний мастер явно использовал обычные нитки, которые он обмакивал в горячий воск и сгибал, пока он еще не застыл, что создает полное впечатление филигранной техники исполнения.

Автор Вячеслав Шпаковский


http://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


1 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.