Перейти к содержимому

 


- - - - -

219_Активные игры и игровые развлечения в античном мире


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 18 Январь 2016 - 14:12

В этом очерке я не буду рассказывать о тех видах древнего спорта, которых входили в программу Олимпийских и прочих известных игр Древнего мира. О них я рассказывал в пяти уже вышедших выпусках Исторических Анекдотов под общим названием “Спортсмены Древнего мира”. Я полагаю, что выпуски с таким названием ещё будут выходить в свет, но теперь поговорим о других развлечениях в античном мире.


Пять камешков

Софист и ритор II века Юлий Поллукс рассказывает об игре в пять камешков:

"Для этой игры бралось пять маленьких камешков, кубиков или маленьких бабок. Их подбрасывали и старались поймать на верхнюю часть кисти руки. Если не удавалось поймать всех их, остальные нужно было подбирать с земли пальцами".

Эта игра была популярна среди женщин и детей.


Игры в жмурки

назывались в древности играми в “слепого”. Тот же Поллукс даёт нам описание трёх разновидностей этой игры, но в каждой из них водящий непременно должен был зажмуривать глаза или ему их завязывали лентой.
Первая игра:

"Один из играющих, став с закрытыми глазами, кричит:

“Берегись!” –

и бросается вдогонку за убегающими. Тот, кого он поймает, занимает его место и в свою очередь зажмуривает глаза".

Вторая игра:

"Один из играющих зажмуривает глаза, а остальные прячутся. “Слепой” ищет их, пока ему не удастся найти кого-нибудь".

Третья игра:

"Требуется, чтобы “слепой” или дотронулся до одного из своих сотоварищей, или указал на него и, догадавшись, кто это, назвал его по имени".



Игра в бабки,

которая была популярна в Древней Греции, не имела ничего общего с игрой под тем же названием в России. Это была азартная игра, предшествовавшая игре в кости.
Обычно для игры использовали хорошо отполированные натуральные бабки, но для игр богачей часто изготавливались бабки из слоновой кости, бронзы и даже из золота.
Как вы понимаете, бабки не могли упасть на два торцевых конца, поэтому были пронумерованы только четыре стороны, имевшие обозначения в одно, три, четыре и шесть очков.
Эта азартная игра велась четырьмя бабками, которые бросались рукой или из специального стаканчика. Если все бабки упали на разные стороны, то такой бросок считался самым счастливым и назывался “удар Афродиты”. Самым неудачным был бросок, когда все четыре стороны выпадали с одним очком.

Позднее в Греции широкое распространение получила
Игра в кости

Эта игра получила самое широкое распространение по всей Греции, в неё играли от Спарты до Фессалии, и обычно игра сопровождалась выпивкой. По самой популярной версии, игру в кости изобрёл герой Паламед.
Особенно большую популярность игра в кости получила в Афинах, где игорные заведения встречались буквально на каждом шагу несмотря на строгие запреты и преследования со стороны властей. Часто игрокам приходилось прятаться, уходить играть загород или укрываться в храмах. Особенно популярным стало убежище в храме Афины Скирады, и историк Феопомп (377-300) писал:

"Потому-то игорные дома и стали называться скирафиями".


Игральные кости греков были очень похожи на современные, и их изготавливали из обычной кости или слоновой, из дерева или золота, или из других ценных материалов. Углубления, от одного до шести, закрашивались в чёрный цвет.
Вначале кости бросали рукой, но потом стали использовать специальные стаканчики. Кости можно было бросать на любую ровную поверхность или даже на землю. По договорённости можно было играть одной, двумя или тремя костями, и самым счастливым считался бросок, когда выпадали три шестёрки.


Коттаб

Пирующие греки занимались не только едой и выпивкой, слушанием музыки и любованием танцовщицами. В ходу было множество различных игр и развлечений, но особой популярностью в Греции пользовался коттаб, к которому переходили во время винопития.
Критий, сын Каллихра, (460-403) один из Тридцати тиранов так говорит в своих "Элегиях":

"Коттаб – земли сицилийской товар превосходной работы,
Ставим его мы как цель для виннокапельных стрел".

А по свидетельству Каллимаха (310-240) на Сицилии даже строились специальные заведения для игры в Коттаб.

Игра в коттаб заключалась первоначально в том, что пирующий оставлял на дне своего кубка немного вина, которое он, раскрутив кубок, должен был изящным движением выплеснуть и попасть в специальный сосуд, называемый коттабом.
Часто во время броска игрок произносил имя любимого человека и следил, насколько точно вино попадало в цель и какой звук оно издавало при этом. По результатам таких бросков играющие могли делать выводы о взаимности или равнодушии возлюбленных. Другие пирующие могли делать ставки на точность броска.

Вскоре правила игры значительно усложнились, а мишени в коттабе стали очень разнообразными. От коттабов перешли к мишеням на стенах пиршественной залы, а потом стали строить сложные конструкции, которые красиво разваливались при точном попадании, или раскачивали вином чаши весов. Одна из самых популярных разновидностей коттаба заключалась в том, чтобы точным броском потопить небольшой сосуд, плавающий в тазике с водой.
Перед началом игры выбирался распорядитель игры, который определял правила соревнований на данном пиру, устанавливал призы победителям, штрафы нарушителям и максимальную величину ставок пирующими. Выплёскивание вина стало происходить под звуки флейты.
Для игры в коттаб стали заказываться очень дорогие и красивые кубки, а победители стали получать в награду очень ценные изделия: от варёных яиц, печенья и прочих лакомств очень быстро дошли до кубков, треножников или чаш.

Платон не одобрял игру в коттаб и писал, что это пьяная игра, в которой проигравший отдаёт всю свою одежду.
Впрочем, другие греческие писатели оставались более снисходительными к подобному развлечению. Афиней сохранил для нас два отрывка из комедии Эвбула “Беллерофонт”, в которых упоминается игра в коттаб.
Первый диалог:

"- ...Да как играть вы будете?
- Послушай по порядку: тот, кто в коттабе
Без промаха плеснет весам на чашечку...
- Вон там вверху? Где плиточка положена?
- Ну да, вот тот и выйдет победителем.
- А как узнать попал ли?
- Ты сшибёшь её -
Она в манес со звонким плеском падает.
- Свой раб Манес есть, значит, и у коттаба!"

[Манес – это одна из разновидностей древнегреческих сосудов.]

Во втором отрывке речь идёт о другой разновидности игры в коттаб:

"- Вот чаша, покажи теперь, что делать с ней.
- Держи ее, как флейту, всеми пальцами,
Налей вина в неё, но только капельку,
Затем плесни.
- Но как же?
- Посмотри сюда:
Вот так.
- О, Посейдон! Как высоко плеснул!
- Вот так и ты изволь.
- Да я пращёй туда
И то бы не достал!
- Учись – получится".


Я уже писал про изящные движения играющих, и красота движения при броске была одним из обязательных условий для победителя. Даже Платон и Дикеарх (365-300) писали, что при игре в коттаб рука не должна напрягаться.
Вакхилид (518-450) же в своих любовных песнях говорил:

"Или выгнет белолокотную руку,
Чтобы от выгиба славный нанести удар
Во имя этих юношей".

Эсхил тоже подчёркивал, что при броске локоть отставлялся в сторону:

"И Эвримах тогда меня не меньшею
Обидою обидел нечестивою:
Всегда, как в цель, в мою метал он голову,
Когда, отставив локоть, как в игре в коттаб,
Плескал в меня вино рукою юною".


Писал об игре в коттаб и Дионисий по прозвищу Медный в своих элегиях, но в дошедшем до нас отрывке говорится только о подготовительном периоде игры:

"Здесь, в гимнасии Вакха, томимы любовью, награду
В коттабе дарим тебе третью - из кожи мешок.
Вся же компания пусть возьмёт, как мячики, в руки
Килики; прежде, чем вам вынесут приз напоказ,
И перемерьте глазами пространство от ложа до цели,
Чтобы узнать, далеко ль плёскам-латагам лететь".

[Дионисий получил прозвище Медный из-за того, что советовал афинянам пользоваться только медными деньгами.]

Про то, развлекались ли игрой в коттаб римляне, нам ничего неизвестно.

Собирался написать про игру в коттаб не более пяти строк, а что получилось...


Чёт и нечёт

была одной из самых азартных игр в древнем мире из-за своей простоты. Один из играющих должен был определить чётное или нечётное количество предметов (камешки, монеты и пр.) держит водящий в своей руке. Порядок игры определялся заранее, то есть устанавливалась очерёдность угадываний: или угадывали по очереди, или до первого угадывания.

Что-то я разошёлся, так что придётся о других играх и развлечениях древних греков и римлян написать ещё в одном очерке, а то места уже не хватает.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 20 Январь 2016 - 13:42

Античные шашки

Я уже говорил о том, что игру в кости изобрёл Паламед. Ему же приписывается изобретение игры, похожей на шашки, один из вариантов которой назывался “полис”. Игроки ходили по очереди, а цель игры заключалась в том, чтобы запереть шашки соперника, то есть не дать ему возможности ходить. Шашка противника, оказавшаяся между двумя вражескими шашками, снималась с доски. На одной из древних амфор сохранилось изображение Ахилла и Аякса, играющих в подобные шашки.
В Риме существовали две разновидности похожих игр. В одной игроки ходили по очереди по оговорённым правилам, а в другой вид хода зависел от количества очков, выброшенных костями.

Апион Александрийский, историк и ритор I века, рассказал о том, какой игрой развлекались женихи Пенелопы:

"Женихи, которых было сто восемь человек, расставляли шашки числом, равным числу женихов, в два ряда напротив друг друга. Следовательно, в каждом ряду получалось по пятьдесят четыре шашки. Между двумя этими рядами оставалось небольшое пространство; на его середине клали одну шашку, которую они называли Пенелопой. Она представляла собой цель, в которую нужно было попасть другой шашкой. После этого они бросали жребий, и вытащивший его целил в Пенелопу. Если кто-то попадал и продвигал её вперед, то ставил свою шашку на место, которое она занимала прежде и с которого была вытолкнута. Затем, поставив Пенелопу на следующую позицию, он пытался попасть ею в свою шашку. Если это ему удавалось сделать, не задев ни одной чужой шашки, он выигрывал и получал большие шансы на хозяйку. И Эвримах, одержавший в этой игре более всего побед, с большой уверенностью надеялся на брак".

Апион далее отмечает, что от такого пустого времяпровождения руки женихов ослабели, и никто из них не смог в нужный момент натянуть лук вернувшегося Одиссея.


Петушиные бои

пользовались огромной популярностью во всей Греции, однако этот вид азартных развлечений поощрялся законами полисов. Дело в том, что на примере петухов молодые люди должны были учиться сражаться до последнего дыхания, а на ставки зрителей власти в этом случае закрывали глаза, хотя они часто достигали внушительных размеров.
Многие греки начинали воспитывать и обучать петухов с юного возраста, а уж о мужчинах и говорить нечего. Больше всего славились за воинственность петухи с Родоса и из Танагры, что в Беотии. Этих птиц для поддержания боевого духа подкармливали луком и чесноком.
Перед боем петухов ставили на специальную платформу или стол с приподнятыми краями, а на шпоры им надевали бронзовые наконечники.
Для птичьих боев греки также использовали самцов перепёлок и куропаток.
Победитель получал в награду побеждённую птицу или заранее оговорённую сумму денег.


Игры с мячами

Перейдём теперь к одним из самых популярных и древних развлечений в античном мире – к играм с мячом. Ещё Гомер в “Одиссее” рассказывал о том, что Навсикая со служанками, натеревшись маслом, играли в какую-то игру с мячом. У Аполлония Родосского (295-247) в его “Аргонавтике” нереиды резвились, играя с мячом и не давая ему упасть на песок. К сожалению, эти авторы не дали подробных описаний подобных игр, считая их общеизвестными.

Во многих гимнасиях были специальные помещения, в которых тренеры прививали учащимся навыки игр с мячом. Да и большинство врачей, в том числе и Клавдий Гален, рекомендовали всем для укрепления здоровья игры с мячом на открытом воздухе.
Мячи для игр обычно делались из кожи и набивались какими-нибудь лёгкими веществами, но часто использовались и надувные мячи. Судя по сохранившимся изображениям, размеры мячей сильно варьировались.


Игры для двоих

Существовали игры с мячом для двоих участников. В одной из таких игр первый участник бросал мяч почти горизонтально, но так, чтобы он сделал несколько отскоков от земли, а второй игрок должен был отбить мяч ладонью обратно.
И в “уранию” играли маленьким мячиком двое участников. Один из них кидал мяч как можно выше, а второй должен был поймать этот мячик. Описание этой игры мы найдём у Гомера:

"Мяч разноцветный, для них рукодельным Полибием сшитый,
Взяв, Лаодант с молодым Галионтом на ровную площадь
Вышли; закинувши голову, мяч к облакам тёмно-светлым
Бросил один; а другой разбежался и, прянув высоко,
Мяч на лету подхватил, до земли не коснувшись ногами".


Переходя к описанию командных игр в мяч, следует иметь в виду, что не сохранилось ни одного подробного описания какой-либо игры. Сохранились лишь краткие упоминания о них, да редкие изображения. Из таких осколков и приходится восстанавливать суть игры. Мы не всегда можем с точностью указать, каким мячом играли в ту или иную игру: большим или маленьким, набитым песком, перьями или надувным.


Эпискирос

Эта командная игра в мяч была придумана в Спарте, а потом распространилась по всей Греции. Играли две команды равного состава на площадке, разделённой пополам средней линией, скиросом. На равном расстоянии от скироса проводились две линии, за которые игроки команд не имели права переступать. Начинающие игру брали в руки мяч, лежавший на скиросе, и бросали его вперёд как можно дальше. Защищающиеся должны были поймать мяч и отбросить его обратно, стараясь не переступить границ площадки. Целью игры было вытеснить команду соперника с площадки. Мяч был набивной.
Краткое описание игры в мяч находим у Поллукса:

"Играющие разделяются на два лагеря, посредине проводят осколком камня черту и на неё кладут мяч. Позади каждого лагеря проводят две других черты. Схвативший мяч бросает его через головы игроков противного лагеря, которые стремятся поймать его и кинуть обратно. Игра продолжается до тех пор, пока одной из партий не удастся отбросить другую за дальнюю черту".


Другие авторы добавляют важные подробности игры.
Вначале обе команды собирались возле дальней черты и по сигналу бросались к лежащему на скиросе мячу, при этом возникала жёсткая борьба, так как блокировка разрешалась правилами. Схвативший мяч бросал его изо всех сил вперёд, а противники старались помешать ему и отбросить мяч назад. Мяч можно было отбивать на лету, ловить и бросать руками, или бить по нему ногами. Каждая команда двигалась то назад, то вперёд до тех пор, пока не вытесняла соперников с мячом за линию.
Такая игра требовала определённых навыков, ловкости и силы. Перед началом состязания все игроки раздевались и натирали свои тела маслом, чтобы их было труднее захватить и удержать.


Фенинда

была неким развитием предыдущей игры и получила распространение по всей Греции, а затем её под названием “гарпаст” переняли и римляне. Поллукс считал, что игра “гарпаст” подобна фенинде, но не тождественна ей, Афиней же полагал, что это одна и та же игра, а слово “гарпастум” относится только к мячу, ссылаясь при этом на следующие строки Марциала (40-104):

"Борешься ль ты, умастя себя липкою мазью, иль тёплый
Ловишь рукою тригон, иль запылённый гарпаст,
Или же в мяч, не тугой и лёгкий как пух ты играешь..."

Пользуясь тем, что эти игры схожи, перейдём к описаниям моментов игры фенинда.

Для начала приведу отрывок из книги Поля Гиро (1850-1907) “Частная и общественная жизнь греков”, где он даёт свою реконструкцию этой древней игры:

"Разновидностью игры в мяч была так называемая фенинда. Тут лагерь, который должен был бросать мяч с определённого места, стремился забросить его как можно дальше от этого пункта; противный лагерь, наоборот, отбивает его так, чтобы он упал возможно ближе к месту своего первоначального нахождения. Если брошенный мяч не был отбит до падения на землю или после первого удара его о землю, игра приостанавливалась; отмечалось то место, куда упал мяч, и лагери играющих менялись местами. Теперь с того же места бросал мяч противный лагерь, стараясь, чтобы он упал дальше отмеченного места.
Таким образом, в первой игре [эпискиросе] предельные границы были определены и известны заранее; в фенинде же они менялись в зависимости от ударов противников".

Мне неизвестно, на основании каких источников Гиро сделал такую реконструкцию.

В схолиях к сочинениям Климента Александрийского (150-215) есть такой фрагмент, относящийся к фенинде:

"Игрок держит мяч; затем, делая вид, [что посылает мяч] кому-то из игроков, посылает его другому. И название игры происходит либо от имени её изобретателя Фенида, либо от глагола "обманывать" — ведь тот, кто сделал вид, что [посылает мяч] одному, а сам отправляет его другому, действительно обманывает".

Другой переводчик толкует это греческое слово как “грабёж” или “то, что хватают (похищают)”.

Фенинда была тяжелой и изнуряющей игрой ещё и потому, что игроки там часто применяли болевые приёмы и даже крутили противникам шеи. У греческого комедиографа Антифана (408-334) сохранился такой фрагмент:

"Ой-ой! Какая боль! Свернули шею мне!"

Описание самой игры и поведение зрителей выглядят у Антифана вполне современно:

"С весёлым смехом он проворно мяч схватил,
Своим отдал, от этих ускользнул легко,
Того с пути отбросил, а того - поднял.
Все заревели: “Дальше! Рядом с ним! Закинь!
Над головою! Низом! Верхом! Подойди!
Отдай в борьбу!”"


Греческий комедиограф III века до Р.Х. Дамоксен сообщает, что игроки в фенинду уделяли большое значение и красоте своих движений, а зрители очень высоко ценили такое мастерство:

"Парнишка там играл; сейчас мне кажется,
Он был годков шестнадцати-семнадцати,
Кеосец, без сомненья: боги создали
Тот остров. Он разок взглянул на зрителей
И начал: получал ли мяч он, отдавал -
Все хором мы кричали: “Браво! Молодец!
Краса движений! Что за скромность! Мастерски!”
Что б он ни делал, что ни говорил, - друзья, -
Казался чудом красоты! Не слышал я
И не видал ещё подобной прелести.
Меня б удар хватил, когда б чуть дольше там
Остался. Я и так немного сам не свой".


С большим удовольствием играли в мяч македонский царь Антигон II Гонат (320-239, царь с 283) и его друг философ Ктесибий Халкидский, так что придворным Антигона часто приходилось раздеваться, чтобы поиграть со своим повелителем.
Сохранились какие-то указания на то, что с мячом дружили даже Александр Македонский и Юлий Цезарь.


Тригон

Возвращаясь к Марциалу, отметим, что тригоном назывался лёгкий мяч, который должны были перекидывать друг другу три игрока. Перекидывать мяч можно было только левой рукой или локтём.

Стоит сказать, что в античном мире существовало большое разнообразие мячей и видов игр с ними. Мячи были большие и маленькие, тяжёлые (набитые песком) или надувные, их набивали перьями. Существовала игра, когда привязанный к потолку большой мяч, лёгкий или надувной, спускали до высоты примерно в один метр, и его надо было раскрутить как можно сильнее с помощью рук или груди и головы, а, может быть, и ног.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


1 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.