Пять камешков
Софист и ритор II века Юлий Поллукс рассказывает об игре в пять камешков:
"Для этой игры бралось пять маленьких камешков, кубиков или маленьких бабок. Их подбрасывали и старались поймать на верхнюю часть кисти руки. Если не удавалось поймать всех их, остальные нужно было подбирать с земли пальцами".
Эта игра была популярна среди женщин и детей.Игры в жмурки
назывались в древности играми в “слепого”. Тот же Поллукс даёт нам описание трёх разновидностей этой игры, но в каждой из них водящий непременно должен был зажмуривать глаза или ему их завязывали лентой.
Первая игра:
"Один из играющих, став с закрытыми глазами, кричит:
“Берегись!” –
и бросается вдогонку за убегающими. Тот, кого он поймает, занимает его место и в свою очередь зажмуривает глаза". Вторая игра:"Один из играющих зажмуривает глаза, а остальные прячутся. “Слепой” ищет их, пока ему не удастся найти кого-нибудь".
Третья игра:"Требуется, чтобы “слепой” или дотронулся до одного из своих сотоварищей, или указал на него и, догадавшись, кто это, назвал его по имени".
Игра в бабки,
которая была популярна в Древней Греции, не имела ничего общего с игрой под тем же названием в России. Это была азартная игра, предшествовавшая игре в кости.
Обычно для игры использовали хорошо отполированные натуральные бабки, но для игр богачей часто изготавливались бабки из слоновой кости, бронзы и даже из золота.
Как вы понимаете, бабки не могли упасть на два торцевых конца, поэтому были пронумерованы только четыре стороны, имевшие обозначения в одно, три, четыре и шесть очков.
Эта азартная игра велась четырьмя бабками, которые бросались рукой или из специального стаканчика. Если все бабки упали на разные стороны, то такой бросок считался самым счастливым и назывался “удар Афродиты”. Самым неудачным был бросок, когда все четыре стороны выпадали с одним очком.
Позднее в Греции широкое распространение получила
Игра в кости
Эта игра получила самое широкое распространение по всей Греции, в неё играли от Спарты до Фессалии, и обычно игра сопровождалась выпивкой. По самой популярной версии, игру в кости изобрёл герой Паламед.
Особенно большую популярность игра в кости получила в Афинах, где игорные заведения встречались буквально на каждом шагу несмотря на строгие запреты и преследования со стороны властей. Часто игрокам приходилось прятаться, уходить играть загород или укрываться в храмах. Особенно популярным стало убежище в храме Афины Скирады, и историк Феопомп (377-300) писал:
"Потому-то игорные дома и стали называться скирафиями".
Игральные кости греков были очень похожи на современные, и их изготавливали из обычной кости или слоновой, из дерева или золота, или из других ценных материалов. Углубления, от одного до шести, закрашивались в чёрный цвет.
Вначале кости бросали рукой, но потом стали использовать специальные стаканчики. Кости можно было бросать на любую ровную поверхность или даже на землю. По договорённости можно было играть одной, двумя или тремя костями, и самым счастливым считался бросок, когда выпадали три шестёрки.
Коттаб
Пирующие греки занимались не только едой и выпивкой, слушанием музыки и любованием танцовщицами. В ходу было множество различных игр и развлечений, но особой популярностью в Греции пользовался коттаб, к которому переходили во время винопития.
Критий, сын Каллихра, (460-403) один из Тридцати тиранов так говорит в своих "Элегиях":
"Коттаб – земли сицилийской товар превосходной работы,
Ставим его мы как цель для виннокапельных стрел".
Игра в коттаб заключалась первоначально в том, что пирующий оставлял на дне своего кубка немного вина, которое он, раскрутив кубок, должен был изящным движением выплеснуть и попасть в специальный сосуд, называемый коттабом.
Часто во время броска игрок произносил имя любимого человека и следил, насколько точно вино попадало в цель и какой звук оно издавало при этом. По результатам таких бросков играющие могли делать выводы о взаимности или равнодушии возлюбленных. Другие пирующие могли делать ставки на точность броска.
Вскоре правила игры значительно усложнились, а мишени в коттабе стали очень разнообразными. От коттабов перешли к мишеням на стенах пиршественной залы, а потом стали строить сложные конструкции, которые красиво разваливались при точном попадании, или раскачивали вином чаши весов. Одна из самых популярных разновидностей коттаба заключалась в том, чтобы точным броском потопить небольшой сосуд, плавающий в тазике с водой.
Перед началом игры выбирался распорядитель игры, который определял правила соревнований на данном пиру, устанавливал призы победителям, штрафы нарушителям и максимальную величину ставок пирующими. Выплёскивание вина стало происходить под звуки флейты.
Для игры в коттаб стали заказываться очень дорогие и красивые кубки, а победители стали получать в награду очень ценные изделия: от варёных яиц, печенья и прочих лакомств очень быстро дошли до кубков, треножников или чаш.
Платон не одобрял игру в коттаб и писал, что это пьяная игра, в которой проигравший отдаёт всю свою одежду.
Впрочем, другие греческие писатели оставались более снисходительными к подобному развлечению. Афиней сохранил для нас два отрывка из комедии Эвбула “Беллерофонт”, в которых упоминается игра в коттаб.
Первый диалог:
"- ...Да как играть вы будете?
- Послушай по порядку: тот, кто в коттабе
Без промаха плеснет весам на чашечку...
- Вон там вверху? Где плиточка положена?
- Ну да, вот тот и выйдет победителем.
- А как узнать попал ли?
- Ты сшибёшь её -
Она в манес со звонким плеском падает.
- Свой раб Манес есть, значит, и у коттаба!"
Во втором отрывке речь идёт о другой разновидности игры в коттаб:
"- Вот чаша, покажи теперь, что делать с ней.
- Держи ее, как флейту, всеми пальцами,
Налей вина в неё, но только капельку,
Затем плесни.
- Но как же?
- Посмотри сюда:
Вот так.
- О, Посейдон! Как высоко плеснул!
- Вот так и ты изволь.
- Да я пращёй туда
И то бы не достал!
- Учись – получится".
Я уже писал про изящные движения играющих, и красота движения при броске была одним из обязательных условий для победителя. Даже Платон и Дикеарх (365-300) писали, что при игре в коттаб рука не должна напрягаться.
Вакхилид (518-450) же в своих любовных песнях говорил:
"Или выгнет белолокотную руку,
Чтобы от выгиба славный нанести удар
Во имя этих юношей".
"И Эвримах тогда меня не меньшею
Обидою обидел нечестивою:
Всегда, как в цель, в мою метал он голову,
Когда, отставив локоть, как в игре в коттаб,
Плескал в меня вино рукою юною".
Писал об игре в коттаб и Дионисий по прозвищу Медный в своих элегиях, но в дошедшем до нас отрывке говорится только о подготовительном периоде игры:
"Здесь, в гимнасии Вакха, томимы любовью, награду
В коттабе дарим тебе третью - из кожи мешок.
Вся же компания пусть возьмёт, как мячики, в руки
Килики; прежде, чем вам вынесут приз напоказ,
И перемерьте глазами пространство от ложа до цели,
Чтобы узнать, далеко ль плёскам-латагам лететь".
Про то, развлекались ли игрой в коттаб римляне, нам ничего неизвестно.
Собирался написать про игру в коттаб не более пяти строк, а что получилось...
Чёт и нечёт
была одной из самых азартных игр в древнем мире из-за своей простоты. Один из играющих должен был определить чётное или нечётное количество предметов (камешки, монеты и пр.) держит водящий в своей руке. Порядок игры определялся заранее, то есть устанавливалась очерёдность угадываний: или угадывали по очереди, или до первого угадывания.
Что-то я разошёлся, так что придётся о других играх и развлечениях древних греков и римлян написать ещё в одном очерке, а то места уже не хватает.