Перейти к содержимому

 


- - - - -

212_Английская Ост-Индская компания: первые шаги


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 30 Декабрь 2015 - 11:51

Англия изрядно запоздала в гонке за сокровищами Востока, так что местные купцы с зависть наблюдали за успехами португальцев и голландцев, которые боролись между собой на Островах Пряностей и на путях к ним, присылая в свои порты десятки судов, нагруженных пряностями, шёлком и прочими ценностями.

Первые независимые английские плавания в Индийский океан датируются 1591 годом. Они показали перспективность этого направления, но выявили и значительные трудности. Чтобы успешно конкурировать с голландцами и португальцами на Островах Пряностей, англичане должны были объединить свои усилия, ведь значительные средства государству до сих пор приходилось тратить на борьбу с испанской угрозой, тогда как траты их конкурентов на нужды обороны были значительно меньше.

Чтобы устранить такую "несправедливость", указом королевы Елизаветы I в 1600 и была создана Английская Ост-Индская компания для торговли с Индией и всеми другими странами по берегам Индийского и Тихого океанов. Первоначально монополия была выписана на 15 лет.
Чуть более двух сотен банкиров и купцов собрали капитал в 72 000 фунтов стерлингов с надеждой заработать на торговле пряностями и прочими товарами, не ограничиваясь в своих интересах только Индией.
К сведению: объединённая Ост-Индская компания в Голландии была создана несколько позднее, в 1602 году, для более успешной борьбы с конкурентами.

В начале 1601 года на собранные средства были снаряжены четыре корабля, которые под командованием опытного капитана Джеймса Ланкастера (1555?-1618), уже плававшего в Индийском океане, отправились за добычей 13 февраля 1601 года.
Корабли были не слишком большими: только флагман “Red Dragon” имел водоизмещение 600-900 тонн и был вооружён 38 пушками; “Hector” имел водоизмещение 300 тонн, “Ascension” - 260 тонн и “Susan” - 240 тонн. Сопровождал эту небольшую эскадру маленький транспорт с запасами продовольствия “Gift”. Впрочем, первоначально флагман эскадры назывался “Scourge of Malice” (“Бич зла”), но чтобы подчеркнуть исключительно мирный характер своей миссии, англичане переименовали его.

Плавание эскадры Ланкастера оказалось весьма долгим, так как из-за неблагоприятных ветров она смогла покинуть Английский канал только в начале апреля. Миновав Канарские острова, Ланкастер сделал месячную стоянку в одной из удобных бухт Западной Африки, где запасся свежим продовольствием, в том числе и захваченного португальского транспорта. Впрочем, он сделал одну из типичных ошибок для мореплавателей того времени и не уделил должного внимания запасу фруктов. Поэтому значительная часть личного состава его эскадры страдала от цинги, когда они 9 сентября того же года бросили якоря близ Столовой горы, что у мыса Доброй Надежды.

Через семь недель Ланкастер отправился дальше, рискованно пошёл между континентом и Мадагаскаром, но из-за сильных встречных ветров 6 марта 1602 года корабли вынужден были укрыться в одной из бухт на севере Мадагаскара.
Через два месяца Ланкастер достиг Никобарских островов, и только 5 июня 1602 года его эскадра достигла берегов султаната Ачин (позднее Aceh) на севере Суматры.

Правитель Ачина, Ала ад-Дин Шах, согласился торговать с Англией и предоставить таможенные льготы английским купцам. Товары, предоставленные султаном, почти полностью нагрузили один из кораблей эскадры.
Но Ланкастер не ограничивался только торговлей. Он совершил налёт на воды близ Малакки, и чтобы увеличить добычу своей эскадры захватил один из португальских транспортов, который оказался нагружен различными тканями и прочими дарами Востока. Всё это богатство быстро перегрузили на английские суда.

9 ноября 1602 года три английских корабля покинули Ачин, а ещё через два дня перегруженный “Ascension” отправился в Англию. “Red Dragon” и “Hector” направились в Приаман, что тоже на Суматре, а ещё раньше Ланкастер дал указание, что как только “Susan” полностью загрузится перцем и пряностями, он отправлялся вслед за “Ascension”.
Из Приамана Ланкастер на двух оставшихся кораблях пошёл к Яве, и прибыл в Бантам 16 декабря. Здесь Ланкастер, как и в Ачине, вручил местному правителю письмо от королевы Елизаветы I и получил от него право на беспошлинную торговлю и на строительство торговой фактории.
Англичане распродали почти все свои товары и погрузили на борт 300 мешков с перцем – других пряностей здесь не оказалось. Построив факторию, англичане 20 февраля 1603 года отправились в обратный путь.

Индийский океан англичане пересекли без особых приключений, но близ мыса Доброй Надежды они внезапно попали в сильный шторм. “Red Dragon” серьёзно пострадал во время шторма, потерял руль и стал неуправляемым. Ланкастер приказал капитану “Hector” самостоятельно добираться в Англию, а сам положился на Провидение. Но утром следующего шторм также внезапно закончился, как и начался, а “Hector” ещё не успел скрыться за горизонтом. Корабельному плотнику удалось сделать новый руль, и вскоре оба корабля продолжили свой путь на родину, куда и прибыли вполне благополучно 11 сентября 1603 года, через три месяца после прибытия “Ascension”.

Ура! Успех! Успех?
Как бы не так: большую часть привезённого груза составлял перец, а его в Англии и так было слишком много; да и в остальной Европе его хватало, так как португальцы и голландцы доставляли в Антверпен целые караваны судов, нагруженных перцем. Так что прибыль от первой экспедиции, организованной Ост-Индской компанией оказалась минимальной. Пришлось нереализованный перец выдавать пайщикам компании вместо прибыли, но путь к Островам Пряностей был уже как бы освоен, поэтому пайщики компании остались довольны результатами плавания и принялись за подготовку новой экспедиции.

Джеймс Ланкастер, произведённый королём Джеймсом I (1566-1625) в рыцари в октябре 1603 года, доложил руководству компании о том, что англичане смогли добиться локального успеха только из-за того, что в Индийском океане шла неприкрытая война между голландцами и португальцами, которые не обратили особого внимания на четыре маленьких английских корабля.
[Португалия в то время была присоединена к Испании, но торговцы из Лиссабона действовали независимо от Мадрида.]

Ланкастер также сообщил, что на острове Ява, в Бантаме, основана английская фактория, где были оставлены остатки английских товаров и денег. Служащие этой фактории получили указания закупать пряности и хранить их для следующей английской экспедиции. Однако с организацией такой экспедиции следует поспешить, чтобы английскую факторию не уничтожили европейские конкуренты или местные правители.

Решено было послать в новую экспедицию те же самые четыре корабля, только подремонтировав их. Сомнение вызывала лишь кандидатура Генри Миддлтона (?-1613), которого Ланкастер рекомендовал на должность командира новой экспедиции. Ведь у Генри Миддлтона был слишком маленький опыт командования кораблём. Капитаном на “Hector” был его Джон Миддлтон, который умер на Яве, и только на обратном пути Генри Миддлтон стал командовать кораблём, правда, не совсем ясно, капитаном какого корабля он стал: “Hector” или “Susan”?

Ланкастеру понравился Генри Миддлтон, два дяди Генри, входившие в состав правления компании, поддержали его кандидатуру, вот и стал Генри Миддлтон руководителем второй экспедиции Ост-Индской компании, вопреки возражениям капитанов других судов. Правление компании дало новому руководителю письменные указания не покупать больше перец. Нужны корица, гвоздика, другие пряности, а также шёлк, фарфор и ценные породы древесины. Везде, где только возможно, Миддлтон должен был основывать новые фактории, а также стараться избегать вооружённых столкновений как с европейцами, так и с местными правителями, так как Англия не могла в настоящее время послать сильный флот в Индийский океан.

Экспедиция покинула Грэйвсенд 25 марта 1604 года, но немного задержалась в южной части Английского канала из-за недоукомплектованности экипажей судов. 7 апреля англичане миновали мыс Рока, 15 апреля достигли Канарских островов и 24 апреля бросили якоря на островах Зелёного мыса для пополнения запасов воды и свежей пищи.
На этой стоянке произошёл неприятный инцидент: пропал один из купцов по фамилии Durham. На поиски пропавшего торговца отправились 150 матросов, но тот как в воду канул, и через сутки Миддлтон приказал отправляться без купца.

16 мая эскадра пересекла экватор, а 13 июля англичане достигли мыса Доброй Надежды. Миддлтон хотел сразу же двигаться в Индийский океан, но команды судов воспротивились этому решению и попросили несколько дней для отдыха и пополнения запасов продовольствия. Погода тоже была против Миддлтона, так как в течение шести дней бушевал шторм, не дававший возможности англичанам продолжать плавание.
Зато англичанам в Столовой бухте удалось довольно удачно поторговать с местными жителями, закупив у них две сотни овец и некоторое количество быков, коров и волов.

3 августа Миддлтон на пиннасе с “Red Dragon” и ещё несколько лодок с других кораблей охотились в Столовой бухте на китов. Охота прошла довольно успешно, но пиннаса Миддлтона получила повреждения, на устранение которых судовым плотникам потребовалось трое суток. Это время не пропало даром, так как англичанам за эти дни удалось вытопить много бочек китового жира.
14 августа англичане отразили нападение туземцев, а через пять дней с попутным ветром эскадра Миддлтона отправилась в дальнейший путь.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 254 сообщений
  • 9519 благодарностей

Опубликовано 04 Январь 2016 - 10:38

В Индийском океане плавание эскадры Миддлтона прошло спокойно, так что 21 декабря англичане проследовали мимо Суматры и 23 декабря 1604 года все четыре судна бросили якоря в Бантаме. На судах к этому времени множество людей страдало от цинги, дизентерии и других болезней, так что и сам Генри Миддлтон смог вручить послание от короля Джеймса I султану Бантама только 31 декабря.

В водах Явы в это время находился сильный голландский флот, и Миддлтон понял, что надо спешить, пока голландцы не прибрали к своим рукам все запасы пряностей.
Поэтому Миддлтон решил, что “Hector” и “Susan” нагрузятся в Бантаме закупленными пряностями и отправятся прямиком в Англию, а “Red Dragon” и “Ascension” пойдут за пряностями на Молуккские острова. Эскадра разделилась 16 января 1605 года, и 10 февраля корабли Миддлтона бросили якоря у острова Амбиона (ныне Амбон), потеряв на пути от Явы несколько человек от болезней. Здесь они получили от португальских властей разрешение на закупку пряностей, но через несколько дней голландский флот атаковал остров и захватил португальский форт. После этого туземцы отказались продавать англичанам пряности пока те не получат разрешения от голландских властей.

Миддлтон опасался, что с получением разрешения от голландцев возникнут трудности, поэтому он решил, что “Ascension” отправится на острова Банда, а “Red Dragon” пойдёт к Молуккским островам. Однако команды судов вначале негативно отнеслись к такому решению своего адмирала, и Миддлтону пришлось потратить немало сил, чтобы добиться принятия своего плана.

Через месяц лавирования в узких проливах при неблагоприятных ветрах и неизвестных течениях “Red Dragon” всё же добрался до Молуккских островов, но здесь Миддлтона ждало разочарование. На первом же острове, куда они высадились, Макиане (ныне Мачан), местные жители категорически отказались торговать с англичанами без разрешения своего господина султана Тернате.

Пришлось Миддлтону двигаться дальше на восток по направлению к султанатам Тидоре и Тернате, чья вражда облегчала европейцам проникновение на Молуккские острова.
22 марта англичане попали в небольшое столкновение между Тидоре и Тернатом. Две тернатских галеры устремились в поисках спасения к "Красному дракону", а их преследовали семь галер с Тидоре.
Миддлтон приказал убавить ход своего корабля и снял всех людей с первой галеры, среди которых оказались султан Тернате и три голландских купца. Спасённые умоляли Миддлтона оказать помощь и людям на второй галере, но англичане сделали только один, и то неточный, выстрел из пушки и больше не вмешивались в происходящие события: они на всякий случай не хотели ссориться с португальцами.

Тидорцы обстреляли вторую галеру из ружей, взяли её на абордаж и перебили всех пассажиров, среди которых оказалось несколько членов семьи тернатского султана, но троим удалось спастись и вплавь добраться до "Красного дракона".
После того как сражение закончилось, султан Тернате стал уговаривать Миддлтона не торговать с его врагами на Тидоре, а вместо этого основать факторию на Тернате. Доставив спасённых на Тернате, Миддлтон всё же решил отправиться для торговли на Тидор, а рассерженным голландским купцам он заявил: я простой торговец, но голландские власти не разрешили мне закупать пряности, и поэтому я попытаюсь завязать отношения с португальцами.

Голландцы всё же добились от Миддлтона обещания не продавать португальцам порох, а султан Терната тайком вручил адмиралу послание к властям Макиана с разрешением продать англичанам все необходимые тем пряности. Кроме того, он отправил с Миддлтоном двоих своих подданных, чтобы они подтвердили наместнику на Макиане подлинность этого послания.

Миддлтон прибыл на Тидоре 27 марта, а на следующий день он встретился с капитаном одного из португальских галеонов и они уладили все вопросы. В течение трёх недель англичане скупали на острове всё, что могли, в том числе 80 мешков гвоздики: остальная гвоздика оказалась для англичан недоступной, так как принадлежала торговцам из Малакки. По ночам же англичане выгружали на острове порох и ядра. Сделка была взаимовыгодной.

19 апреля, узнав о скором прибытии голландского флота, англичане отплыли на Макиан, получив рекомендательное письмо к наместнику города Таффасоа на том же острове, но подчинявшемуся султану Тидоре. Получилось, что султаны и Тернате, и Тидоре одновременно просили своих наместников продать англичанам необходимые им пряности.
По пути англичане встретили голландский флот, с которым им удалось мирно разминуться. Чтобы голландцы не приняли их за удирающий португальский галеон, Миддлтон приказал ночью подавать световые и звуковые сигналы. Обошлось.

20 апреля в семь часов вечера англичане прибыли на Макиан, и на следующий день Миддлтон отправил своего брата вместе с двумя посланцами султана Терната для вручения наместнику рекомендательного письма.
Но тут у англичан возникли трудности. То ли посланцы султана что-то такое сказали наместнику, то ли в письме были условные знаки, только поле прочтения письма от султана наместник сказал, что он в настоящее время не может дать англичанам никакой гвоздики, так как она ещё не созрела. Пусть англичане присылают за ней на следующий день. Но и на следующий день гвоздики ещё не было.

Проклиная двуличие султана Терната, Миддлтон решил отправиться в Таффасоа. Здесь его дела пошли лучше, и англичанам удалось скупить все излишки гвоздики, но её оказалось не слишком много. А вскоре пришло сообщение, что голландцы атаковали Тидоре, сожгли два португальских галеона и штурмуют крепость. В надежде поживиться на этом столкновении Миддлтон 3 мая отправился на Тидоре.

Там он узнал, что к голландскому флоту присоединился султан Тернате со своими силами, чтобы, наконец, расправиться со своими врагами.
Голландцы очень холодно встретили англичан, подозревая, что те снабдили португальцев необходимыми боеприпасами, так как те успешно отражали все атаки голландцев на крепость. Посланцы Миддлтона клятвенно заверили голландцев, что они ничего португальцам не продавали.

Голландцы назначили решительный штурм крепости на следующий день, а вечером на борт "Красного дракона" поднялся капитан де Торрес, который сказал Миддлтону, что португальцы уверены в своей победе, и что они согласны продать англичанам всю имеющуюся в наличии гвоздику по вполне умеренной цене.

7 мая начался штурм крепости: голландцы сосредоточили свои усилия со стороны моря, а воины султана Тернате атаковали врагов с суши, но в этот день больших успехов атакующие не достигли. Сражение продолжилось на следующий день, когда атакующие усилили артиллерийский огонь по крепости и сумели приблизиться к цитадели.

9 мая штурм крепости начался ещё до восхода солнца, что застало португальцев врасплох. Голландцы и солдаты султана Тернате взобрались на стены крепости, вывесили свои знамёна и ворвались в город.
Однако португальцы быстро сумели взять себя в руки. Они оказали ожесточённое сопротивление врагу и совместно с воинами султана Тидоре сумели вытеснить врагов из крепости. Более того, их поражение казалось уже предрешённым, так как тернатцы бежали, бросая своё оружие, а голландцы возвращались на свои корабли. Но тут случайный выстрел попал в пороховой погреб, и сильный взрыв разрушил значительную часть крепости.

Голландцы и тернатцы воспряли духом и возобновили свои атаки. Португальцы мужественно защищались, но, отступая, они крушили город, подожгли факторию с остатками гвоздики, оставляя врагам только не представляющие особой ценности предметы.

Пока шли бои, англичане отыскали тайник с гвоздикой, который им указал капитан де Торрес, и потихоньку, ночами, начали перевозить её на борт “Red Dragon”. Гвоздики в тайнике оказало не слишком много, но её погрузка происходила тайно и поэтому несколько затянулась.
Голландцы не трогали англичан. Генри Миддлтон всё время вёл активные переговоры: с голландцами - о закупке пряностей; с султанами Тернате и Тидоре - пытаясь их примирить и закупить у них гвоздику. так шло время...

Наконец, англичане закончили свои дела, подняли паруса, и после долгих плутаний по архипелагу в начале июля 1605 года достигли Бантама. В местной фактории Миддлтону сообщили что “Hector” и “Susan” ещё в начале марта отбыли в Англию с грузом перца.
В конце июля с хорошей добычей в Бантам вернулся и “Ascension”. Миддлтон решил, что его миссия на Островах Пряностей закончена, и приказал отправляться домой.

У берегов Африки англичане обнаружили “Hector”, который терпел бедствие. Немногие из выживших членов команды болели цингой или дизентерией, а капитан уже собирался выбрасывать свой корабль на берег. Миддлтон сменил на судне экипаж, произвёл необходимые ремонтные работы, и все три судна вместе взяли курс на Англию.
“Susan” же после отплытия из Бантама никто больше не видел.

Дальнейшее плавание эскадры Миддлтона протекало спокойно, и 6 июня 1606 года все три корабля вошли в Темзу.
Чистая прибыль от этой экспедиции составила 95% от вложенного капитала. По тем временам, когда и 10-процентная прибыль считалась хорошим результатом, это был великолепный результат.
За достигнутые результаты Генри Миддлтон был возведён в рыцарское достоинство и стал национальным героем.

Английская Ост-Индская компания успешно начала свой путь к богатствам Востока.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


1 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.