Перейти к содержимому

 


- - - - -

129_Боэций - философ в политике. Факты и легенды.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 259 сообщений
  • 9527 благодарностей

Опубликовано 01 Апрель 2015 - 11:47

Почти полторы тысячи лет человечество восхищается небольшой книжечкой, "Утешение философией", которую написал незадолго до казни "последний римлянин" Боэций.

Книгу читали многие люди, в том числе и наши с вами современники, уважаемые читатели, [скажу по секрету, что весьма достойное чтение], а вот о биографии этого удивительного человека известно не очень-то и много. Постараюсь собрать вместе те сведения о Боэции, что удалось извлечь из разных источников, т.е. создать краткий биографический очерк, а о его трудах и философских взглядах любознательные читатели могут узнать из первоисточника, благо труды Боэция в конце XX века были переизданы в России (тогда еще СССР).

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился в Риме примерно в 480 году. Италией в это время правил король Одоакр из германского племени скиров. В 493 году во время пира Теодорих убил Одоакра, по одной из версий собственноручно, а по всей стране были перебиты множество воинов Одоакра и его сторонников. Теодорих же основал известное в истории королевство остготов. Это уже немного другая история, очень интересная, но уводящая нас в сторону, так как мы хотели поговорить о жизни именно Боэция, которого судьба близко свела с Теодорихом.

По рождению Боэций принадлежал к самому высшему римскому обществу, так как его предками были представители семейств Манлиев и Анициев, которые дали Риму много известных полководцев и политических деятелей. Род Анициев к тому же был в родстве и с императорами Восточной римской империи (Византии).

Дед Боэция доблестно сражался на Каталаунских полях против гуннов вместе с известным полководцем Аэцием (его часто тоже называют последним римлянином). Позднее он разделил судьбу победителя гуннов и пал от руки наемных убийц. Отец нашего героя, тоже Боэций, при Одоакре был консулом в 487 году и префектом претория. Он довольно рано умер, и наш герой еще в раннем детстве остался сиротой, правда, довольно состоятельным.

Его усыновил бывший консул Квинт Аврелий Меммий Симмах, принцепс сената и префект претория. Это был один из благороднейших и образованнейших людей своего времени. Он доводился правнуком тому знаменитому Симмаху, который в конце IV века возглавлял в сенате партию язычников и убеждал императора Грациана вернуть в курию статую Победы, удаленную оттуда по эдикту 382 года.

В семье Симмаха Боэций получил прекрасное воспитание и великолепное образование. Уже с довольно юных лет современники признавали Боэция едва ли не самым образованным человеком своего времени. Об этом сохранилось множество свидетельств, но о них чуть позже. Где конкретно учился Боэций, нам неизвестно, а строить безосновательные гипотезы не хочется. Несомненно, что он получил великолепное домашнее образование и мог пользоваться богатейшей библиотекой Симмаха, но одного этого было все же недостаточно.

Мы знаем, что известность Боэций приобрел едва справив свое двадцатилетие, когда написал несколько трактатов, посвященных арифметике, музыке, геометрии и астрономии. Два из этих трактатов дошли до наших дней. Они написаны на прекрасной классической латыни и показывают огромную эрудицию автора.

Женился Боеций довольно рано на дочери своего приемного отца и воспитателя, Рустициане, и имел от нее двух сыновей, Боэция и Симмаха.

Однако до наших дней дошла легенда, весьма популярная вплоть до Новейшего времени, о том, что Боэций в юности страстно влюбился в сицилийскую поэтессу Элпис, девицу весьма добродетельную, и имел от нее двух сыновей. Эта легенда прекрасно сосуществовала вместе с "Утешением философией", где Боэций прямо говорит о своей настоящей жене и детях.

Довольно рано Боэций был введен в сенат, а в 510 году стал консулом. Он довольно старательно и усердно выполнял свои обязанности, хотя и жаловался, что они отнимают слишком много времени и мешают его основной работе, т.е. написанию и комментированию философских произведений.

Боэций не описал конкретно свои трудности, но прекрасное представление о них мы можем получить из свидетельства Кассиодора, сменившего потом Боэция на посту магистра оффиций (первого министра):

"Только начну какое-нибудь дело, оно прерывается криками, и его приходится доделывать в спешке, так что начатое не может быть закончено с надлежащей осмотрительностью: один торопит меня частыми и недоброжелательными возражениями, другой терзает разговорами о своих тяжких бедствиях, а некоторые осаждают яростными распрями и раздорами.
Как вы можете при таких условиях требовать красноречивых посланий, если я едва успеваю подобрать нужные слова? Ведь даже по ночам одолевают меня неотступные заботы о том, будет ли доставлено в город продовольствие? Что в первую очередь требуется народу, радеющему более о своем желудке, нежели об услаждении слуха? Поэтому-то я и вынужден перебирать в уме все провинции и всюду расследовать неполадки, ибо недостаточно повелеть воинам, узнав, что они должны делать, если за выполнением приказа не следит бдительный судья".


После исполнения консульских обязанностей Боэций долгое время был комитом священных щедрот королевства остготов, т.е. распорядителем финансов. Он занимался вопросами содержания войск, распределением продовольствия, регулированием денежного обращения и торговли и прочими подобными делами. Дел было много, и свидетельства о некоторых из них сохранились.

Сохранились благодаря трудам Флавия Магна Аврелия Кассиодора (от 477 до 490 - от 570 до после 585), тоже сенатора и консуляра. Он появился при дворе Теодориха в 505 или 507 году и быстро стал начальником королевской канцелярии, ведя от имени Теодориха всю государственную переписку. Отношения этих двух людей остаются для нас загадкой, над разрешением которой исследователи бьются уже не одно столетие.

Дело в том, что в своих трудах Боэций вообще не упоминает имени Кассиодора, а Кассиодор очень доброжелательно отзывается о научных занятиях Боэция, но ни слова не говорит о его политической и государственной деятельности. Следовательно, их отношения были далеко не безоблачными. Ведь они принадлежали к двум соперничающим партиям. Боэций принадлежал к сторонникам возрождения римской славы, а Кассиодор и его соратники полагали, что наследниками славы римлян являются готы.

Кассиодор оказался гораздо более удачливым и ловким придворным. Возможно, что именно он и способствовал падению Боэция, но прямых доказательств этого нет. Известно только, что в защиту Боэция он не выступил, а потом занял его кресло первого министра, тьфу, то есть магистра оффициев. Кассиодор занимал этот пост и при Теодорихе, и при его преемниках, но своевременно почувствовал опасность, подал в отставку незадолго до падения королевства остготов, покинул столицу Равенну и уехал в свое имение на Юге Италии, где и продолжал заниматься литературными трудами. Он несомненно был очень образованным человеком, написал множество трудов, основал первый в Западной Европе центр по переписке древних книг, монастырь Вивариум, и лишь немного не дожил до ста лет.

Так вот, в одном из ранних посланий Теодориха к Боэцию содержится просьба подобрать на свой вкус хорошего кифареда для того, чтобы отправить его ко двору дружественного короля франков Хлодвига.

К более поздним временам, примерно к 510 году, относится письмо короля, в котором он просит Боэция сделать для бургундского короля Гундобальда клепсидру (водяные часы), ибо

"нам известно, что искусства, которыми обычно занимаются несведущие, ты испил в самом источнике наук".

Следовательно, Боэций был еще известен и как хороший механик.

Любопытно, что в этом же послании Теодорих (рукою Кассиодора) перечисляет и заслуги Боэция в деле распространения греческой науки в Италии:

"...таким образом, к хорам плащеносцев ты присоединил тогу, чтобы учение греков сделать наукой римской...
Ты передал потомкам Ромула всё лучшее, что даровали миру наследники Кекропса. Благодаря твоим переводам музыкант Пифагор и астроном Птолемей читаются на языке италийцев. Арифметик Никомах и геометр Евклид воспринимаются на авсонийском наречии. Теолог Платон и логик Аристотель рассуждают между собой на языке Квирина. Да и механика Архимеда ты вернул сицилийцам в латинском обличии… Всех их ты сделал ясными посредством подходящих слов, понятыми - посредством точной речи, так что, если бы они могли сравнить свои творения с твоими, то, возможно, предпочли бы твои".


К последним годам жизни Боэция относится свидетельство Кассиодора, где он пишет, что к этому времени Боэций

"написал книгу о Святой Троице, а также несколько глав по догматике и книгу против Нестория. Сочинил он и буколическую поэму. Но в деле логического искусства, т.е. в том, что относится к диалектике, и в математических науках он был столь силен, что или был равен или даже превосходил древних авторов".


Это показывает, насколько были разнообразны и высоки дарования Боэция! И это далеко не единственное свидетельство. Вот епископ Павии, ритор и поэт, Магн Феликс Эннодий пишет:

"Ты для меня самый выдающийся из людей...
В твоих руках огонь древней мудрости засиял с удвоенным жаром..."


Ладно, это в Италии, Но ведь и живший при дворе восточноримских императоров грамматик Присциан, один из крупнейших во всей античности, написал:

"Боэций достиг всеобщего признания и вершин всех наук".


Недаром после смерти философа Прокопий Кесарийский написал о Боэции, что тот

"превзошел всех других римлян своими деяниями в философии и справедливостью".


В 522 году Боэций достигает вершины своего политического могущества. Теодорих назначает его на высший в королевстве пост магистра оффиций (magister officiorum), т.е. делает его фактическим первым министром. В том же году два его еще совсем юных сына назначаются консулами.
Счастливый Боэций в торжественной речи благодарит Теодориха, а ликующий народ Равенны приветствует новых консулов и их благородного отца.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    88
  • 15 259 сообщений
  • 9527 благодарностей

Опубликовано 02 Апрель 2015 - 11:46

Трудиться на новой должности Боэцию пришлось немало. В своих делах он неизменно руководствовался принципом справедливости, старался бороться с многими проявлениями зла. Он постоянно сдерживает беззаконные деяния влиятельных готских вельмож Конигаста и Тригвиллы, защищает население от грабежей и несправедливостей, всячески старается помогать провинциалам, в том числе и продовольствием. Так известно, что ему удалось спасти от голода провинцию Кампания. Возможно, что в своей деятельности Боэций был излишне прямолинеен и не обладал изворотливостью такого царедворца, как Кассиодор. Это и послужило одной из причин его падения. Были и другие причины, но о них чуть позже...

Бывали и забавные ситуации. Так поэт Максимиан был измучен безответной любовью и обратился к Боэцию. Тот не был раздражен тем, что его из-за пустяков отрывают от государственных дел и от занятий философией, и согласился помочь влюбленному. Боэций сумел организовать встречу Максимиана с предметом его вздыханий, и не его вина, что первая же встреча резко охладила любовный пыл поэта. Боэций даже успокаивал поэта, а потом и помог ему в продвижении по службе.

В высших кругах королевства среди италийцев были, как я уже говорил, две партии, которые условно можно назвать партией римской доблести и партией готского величия.
Среди сторонников первой партии сформировался своеобразный культурно-политический круг, который возглавлял Симмах. В него также входили Боэций. Папа Иоанн I и другие знатные и образованные лица королевства. Есть свидетельства, что члены этого круга в своей деятельности ориентировались на Восточно-римскую империю и поддерживали с ней контакты.

Тут необходимо немного затронуть и религиозный вопрос.
Дело в том, что готы исповедовали арианство, в отличие от большинства жителей Италии. Ариане-готы были весьма терпимыми в религиозных вопросах, а католики терпимостью никогда не отличались. К тому же примерно в это время римские епископы (папы) стали заявлять свое право на приоритет религиозной жизни христиан. Это могло насторожить Теодориха и заронить в нем подозрения относительно лояльности римских епископов.

В Восточно-римской империи в двадцатые годы V века начались очередные гонения на ариан, что вызвало резкое недовольство Теодориха. Существование партии, которая поддерживала контакты с Константинополем, также вызывало у него подозрение. Правда, следует сказать, что начались контакты между Римом и Константинополем примерно в 519 или 520 году, и Теодорих не препятствовал этим контактам. Он хотел извлечь из них выгоду для своего государства и нормализовать отношения с Восточно-римской империей. Сенат и римская курия посылали посольства в Константинополь, и принимали гостей оттуда. Завязалась оживленная переписка и прочие сношения. Но примерно в 523 году через своих тайных агентов Теодорих узнал о существовании и тайной переписки некоторых сенаторов с Империей и о их проимперских настроениях. Теодарих воспринял все это как антиготские настроения и решил принять превентивные меры, среди которых должна была пройти и чистка сената.

На помощь королю пришла проготски настроенная партия италийцев, признанным главой которой был Кассиодор. Без него тут, наверняка, не обошлось, но он оказался столь ловким политиком, что сумел не засветиться в этой истории. Все было сделано чужими руками.

В середине 523 года королевский референдарий (главный осведомитель двора) Киприан подал донос на сенатора и консуляра Альбина, человека довольно близкого к Боэцию. Как показал дальнейший ход событий, расчет был произведен очень точно. Какой смысл был сразу же нападать на первого министра? Пусть он сам угодит в силу своей прямолинейности в подготовленную ловушку.

Донос был оглашен на заседании сената в Вероне в присутствии Теодориха. Боэция в это время в Вероне почему-то не было. В доносе утверждалось, что сенатор Альбин вел тайную переписку с императором Юстином. В тех условиях, когда Юстин вел гонения на ариан, такое обвинение рассматривалось, как государственная измена и оскорбление величия. Обвинение против Альбина поддержала и группа придворных, Опилий, Василий и Гауденций. Все они были людьми Киприана и традиция рассматривает их как людей порочных и продажных. Кассиодор же отзывался в своих сочинениях о Киприане и Опилии, как о людях достойных.

Боэций срочно прибыл в Верону и, естественно, тут же угодил в западню. На заседании сената он выступил в защиту Альбина и, грубо говоря, хотел взять его на поруки. По свидетельству анонимного источника Боэций заявил:

"Свидетельство Киприана ложно. Но если Альбин так сделал, то и я, и весь сенат единодушно так сделали. Но это ложь, Великий Государь!"


Сенат молчаливо поддержал Боэция, что лишь укрепило подозрения Теодориха в возможном существовании измены.

После выступления Боэция Киприан немного поколебался, а затем выдвинул обвинения уже и против самого Боэция, представив нескольких "свидетелей". Мы можем видеть, что они уже были заготовлены заранее и только ждали удобного момента. И вот он наступил.

Боэций был обвинен сразу же по нескольким пунктам:
а) он желал здоровья сенату и воспрепятствовал предоставлению документов, которые свидетельствовали об оскорблении величия сенатом;
б) он выражал надежду вернуть Риму утраченную свободу;
в) он виновен в святотатстве, оскорблении святынь и злоупотреблении магией.
Т.е. его обвиняли за участие в антиготском заговоре, и в том, что он хотел воспрепятствовать чистке сената, которую намеревался провести Теодорих. Остальное, т.е. его занятия философией, добавили уже до кучи.

Сенату и королю было представлено письмо, в котором император Юстин приглашался в Италию для освобождения ее от готов. Под письмом были опознаны подписи Альбина и Боэция. Три патриция засвидетельствовали подлинность этих подписей, а также факт участия Боэция и Альбина в заговоре против готского могущества. Даже не участия, их обвинили в организации заговора.
Боэций и Альбин отрицали подлинность их подписей под документом, но тщетно, тщательно подготовленный заговор по свержению магистра оффициев блестяще удался.

Альбин и Боэций были арестованы и взяты под стражу. Альбина вскоре казнили в Вероне, так как его вина уже была "доказана", а Боэций был отправлен в цитадель Павии (тогда Тичин) за 500 км от Вероны, где и содержался в цепях в ожидании приговора, а суд над ним происходил уже в его отсутствие. Видимо Теодорих все же опасался влияния Боэция на сенаторов, да и улики против него, скорее всего, не выглядели такими уж убедительными.

Лишившись своего защитника сенаторы тут же признали Боэция виновным в том, что он хотел оградить сенат от произвола короля. Все прочие обвинения были также утверждены сенатом. Лишь один Симмах осмелился выступить в защиту Боэция, за что и пострадал в скором времени после его казни. Боэций был приговорен к смертной казни с конфискацией всего имущества.

Ожидая приговора, а затем и казни, Боэций не просил милости у Теодориха. Не молил он о спасении и Царя Небесного. Нет, он сочинил в своей темнице небольшую книгу, которая принесла ему всемирную славу и оказала значительное влияние на развитие европейской мысли - "Утешение философией". Это всего около сотни страниц современного стандартного книжного блока. Прочитайте эту книжицу, уважаемые читатели, и вы не пожалеете о потраченном времени.

Традиция считает, что казнь Боэция произошла в конце 524 года. Аноним Валуа сообщает, что казни предшествовали жестокие пытки. Например, Боэция били дубиной по голове, или затягивали все тело веревкой до такой степени, что у него в буквальном смысле глаза вылезали на лоб. Другие источники ничего об этом не сообщают.

Несколько слов о других участниках этой истории.

Симмах не только протестовал в сенате против обвинений в адрес Боэция, но и после казни Боэция продолжал публично горько оплакивать своего воспитанника и зятя. Возможно, что он непочтительно отзывался и о короле. Теодорих велел доставить непокорного сенатора Симмаха в цепях из Рима в Равенну, где тот и был казнен.

В 524 году император Юстин издал эдикт, направленный против ариан. Папа Иоанн I был, вероятно, в курсе событий. Разгневанный Теодорих отправил папу в Константинополь, чтобы тот добился отмены антиарианских мероприятий, а также, чтобы проверить его лояльность власти готов. Иоанн I вернулся из Константинополя весной 526 года. Он так и не добился (или не захотел добиться) ожидаемых королем результатов. Теодорих велел бросить Иоанна I в тюрьму, где тот вскоре и умер при не совсем ясных обстоятельствах. Существует даже версия, что он был отравлен.

Из-за гибели Боэция, Симмаха и Иоанна I о Теодорихе долго господствовало мнение, как о жестоком и вероломном варваре и тиране. Это совсем несправедливое мнение о таком доблестном воине и могучем и справедливом правителе. Да, на его совести есть несколько жертв, но король боролся с антиготской оппозицией, и жертв в этой борьбе оказалось на удивление мало. Недаром личность Теодориха оказала такое влияние на современников и потомков, что он вошел в европейский эпос под именем Дитриха Бернского. Бернский не от Берна, которого тогда еще не было, а от Вероны.

Осенью 526 года умер и Теодорих. Прокопий сообщает, что последние месяцы своей жизни Теодорих якобы чувствовал за собой вину в гибели Боэция и Симмаха. Однажды во время трапезы ему подали огромную рыбу, голова которой напомнила Теодориху Симмаха. Он вскричал, что видит гневное лицо Симмаха, его глаза, сверкающие от ярости и жажды мщения, и его рот с острыми и длинными зубами, который грозит поглотить его. Перепуганный король тотчас же удалился в свои апартаменты. Там ему стало очень плохо, он дрожал от лихорадки под теплыми одеялами, а вперерывах между приступами признался своему доктору Эльпидию, что раскаивается в умерщвлении Боэция и Симмаха. Болезнь Теодориха все усиливалась, и после трехдневного кровавого поноса он скончался в своем дворце в Равенне.

Любопытно, что в "Диалогах" Григория Великого приводится легенда о некоем крестьянине, который увидел, как души Симмаха и Иоанна I волокли душу Теодориха и ввергли ее в жерло вулкана.

О Кассиодоре, сумевшем надолго пережить Остготсткое королевство, я уже говорил.

Главный обвинитель Боэция, Киприан, через несколько лет стал комитом священных щедрот, а позднее и магистром оффиций.
Его брат Опилий также занимал высокие должности при дворе готских королей.

Подытоживая все вышесказанное, я могу отметить, что два главных героя этого столкновения, Боэций и Теодорих, стали идеальными воплощениями различных добродетелей для средневекового общества. Один был образцом доблестного и справедливого воина, а второй воплощал собой нравственный идеал.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.