Перейти к содержимому

 


- - - - -

Шлемы Московской Руси


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
4 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 08 Сентябрь 2014 - 01:01

Шелом и шишак


Изображение

Как только не называют старинные  шлемы – и шеломами, и шишаками и железными колпаками. Примечательно, что за каждым из этих названий стоит вполне конкретный вид шлема.
Пришло время разложить все зубы по своим полкам. А чтобы информация не перемешалась в кучу, будем публиковать ее дозированно. Итак, сегодня мы рассказываем про шеломы и про шишаки.
Шелом

Шелом – долгожитель в военной истории Руси, где совсем не мирно просуществовал около 7 веков. Однако во времена Московской Руси они имели вполне определенную форму, которая не встречается в более древние времена:
Изображение
Слева - шелом царевича Ивана, сына Иоанна Грозного, справа - шелом, найденный при раскопках в Китай-городе, Москва
Интересно, что шелом, обнаруженный в 2004 году в белорусском Мстиславле, очень похож на русские образцы, но принадлежал, скорее всего, воинам Великого княжества Литовского:

Изображение

Шелом имел корпус циллиндро- или сфероконической формы и шпиль, на который, предположительно, мог крепиться флажок – «яловец».
Самые яркие представители шеломов Московской Руси – шеломы Иоанна Грозного (изготовлен до 1547 года) и его сына Иоанна Иоанновича (изготовлен до 1557 года).
К началу XVII века шелом устарел и его сменили распространившиеся в войсках шишаки. Однако некоторое количество шеломов продолжало оставаться в арсеналах Московской Руси «про запас».
Интересно, что в документах Оружейной Палаты, составленных в 17 веке, к шеломам относят высокие шлемы без шпиля, иногда снабженные защитой лица в виде металлической стрелки - "наносника". Кроме того, шеломами могли называть практически любые высокие шлемы, в том числе, произведенные за рубежом.
Например, вот такие:
Изображение
Западноевропейские высокие шлемы "эпохи шеломов". Слева - шлем короля Кастилии, Арагона, Сицилии и Неаполя Фердинанда II  (кон. XV-нач. XVI вв). Справа - украшенный офицерский шлем "морион", ок. 1600 г.

Шишак

В отличие от шелома, шишаки были гораздо ниже (примерно в два раза) и имели более крутобокую форму.
Первое известие о шишаке на Руси четко датируются XIV столетием, а вернее 1359 годом, когда было составлено завещание великого князя Иоанна Иоанновича. В нем перечисляется имущество великого князя и сказано про «чечак золот с камением».
До конца неясно, имеется ли в виду головной убор или воинский шлем. Само же слово «шишак», скорее всего, было заимствовано из турецкого или венгерского языка.
Самыми древними шишаками на Руси считаются шлемы, найденные в Угловой Арсенальной башне Московского кремля. Произошло это, как часто случается, нежданно–негаданно.
Изображение
Схема Арсенальной башни и колодец, на дне которого были обнаружены шишаки
Надо сказать, что  Арсенальная башня - самая мощная из всех 20 башен Кремля. Как и у всех ее соседок, у нее имелся свой секрет - колодец, который позволял защитникам Москвы всегда иметь под рукой воду.  Колодец этот питается от древних родников, а лишняя вода отводится в речку Неглинная по специальному каналу.
В 1975 году канал засорился. Вызвали землекопов и один из них, по фамилии Лебедев, нашел на дне колодца настоящий клад. Четыре стремени, множество белокаменных ядер и обрывки кольчуги. В некогда целый доспех были завернуты два шлема.
Изображение
Тот и другой датируются 1500 годами, а вот как они туда попали на добрые полтысячи лет – неясно до сих пор.
Шишаки непростые. Они украшены серебром и медной полосой по венцу, оформлены растительным и штриховым орнаментом. Узор только подтверждает мнение о том, что оба шлема были изготовлены на Руси.
По нижнему шлему у нас немного больше информации. Он кован из железа, сверху покрыт медной инкрустацией. В основании его диаметр составляет 21 см, а у навершия 0,9 см. Высота шлема - 16,5 см.
Изображение
Слева - шишак князя Федора Мстиславского. Справа - шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер - Никита Давыдов.
Более поздние шишаки снабжали дополнительными средствами защиты – назатыльником, наушами и козырьком. Сквозь козырек могли пропускать стрелку, для защиты лица и носа.
Шишаки просуществовали в войсках до самого конца XVII века. Интересно, что само слово «шишак» в XVI-XVII веках прилипло и к импортным шлемам круглобоких форм. А шишак хана Мухаммеда был занесен в описи как «шапка яркендского дела».
Изображение
Шишак хана Мухаммеда

Литература
  • Ю. Н. Бохан. Шеломы «русского» типа из Мстиславля.
  • К.А. Жуков  Русские сфероконические шлемы развитого средневековья
  • Т.Д. Панова «Клады Кремля»
  • Каталог Собрания Московского Кремля. Архитектурная графика.
  • Блог "mayak-parnasa"
http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
Shurf

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 08 Сентябрь 2014 - 01:03

Ерихонка


Изображение

В XVII веке боярин Афанасий Осипович Прончищев вез из Константинополя в Москву очень дорогой шлем. Кованый турецкими мастерами, он был украшен резьбой и чеканкой и предназначался в подарок царю Михаилу Федоровичу Романову.
Но по пути домой корабль попал в бурю...
И пока боярина Прончищева носит по бурным волнам, уточним, что шлем, который он вез из Турецкой земли, называется "ерихонка". Точно сказать, от какого слова произошло название этого шлема, наверное уже не сможет никто.
Среди версий – библейский город Иерихон и древнерусский глагол «ерихониться». По наблюдениям Владимира Даля это значит хорохориться, ерепениться, важничать.
Примечательно, что до октябрьской революции термин «ерихонка» применялся не ко всем шлемам такого типа, а лишь к самым богатым и пафосным.
На Востоке и на Западе

Еще более примечательно то, что русские ерихонки абсолютно равны иранским, турецким, восточноевропейским шлемам, однако за рубежом они назывались совершенно иначе. В турецких музеях ерихонки подписывают как "Siperlikli Miğferler" - шлем с козырьком.
Вот, например, шлем Великого визиря Османской империи Мехмета Соколлу, фактически, соправителя султана, и шлем польского короля Стефана Батория. Оба шлема вполне подпадают под определение "ерихонки".
Изображение
Слева шлем Мехмета Соколлу, справа - шлем Стефана Батория
Скорее всего, имеет место не термин, обозначающий тип шлема, а его качественная характеристика. Говоря современным языком, "шапка ерихонская" = "шлем пафосный", а если сокращенно, как "ерихонка", то «пафосник». Но это, все-таки, весьма утрированная калька со старинного слова.
Что касается внешней формы, то есть мнение, что ерихонка - это шлем восточного типа, не только богато украшенный, но и оснащенный защитой лица, щек, затылка в виде цельных металлических пластин (прежде защищали кольчугой).
Здесь важно понимать, что если со шлема снять, например, назатыльник, или любую другую - из перечисленных - деталь защиты, то он перестанет быть русским шлемом, который называли "ерихонка". При этом он совсем не перестанет быть восточным шишаком.
Ложки, грани и защита лица

Поверхность ерихонки могла делаться гладкой или граненой, а так же "ложчатой". Ложками на Руси называли углубления в шлеме, причем необязательно ерихонском.
Кроме того, купол мог быть с выпуклыми секторами. За всеми этими архитекторскими изысками стояло не только чувство прекрасного, но и вполне конкретный расчет - граненый или ложчатый купол шлема держат удар гораздо лучше, чем ровный.
Изображение
Аналоги ерихонок в зарубежных музеях.
Слева: шлем турецкого кавалериста 15-16 веков,  Museum of Islamic Art в Катаре.
В центре: турецкий шлем из Арсенала св. Ирины в Константинополе , около 1520 года.
Справа: еще один шлем турецкого кавалериста 15-16 веков.
Зашита лица у иерихонки двойная.
Во-первых, железный козырек, который останавливает многие удары на расстоянии в несколько сантиметров от лица. Второй элемент защиты - металлическая полоска, "стрелка". Ее можно регулировать по высоте прижимным механизмом.
С боков голову защищают железные пластины - "науши". Они могли крепиться к куполу шлема на кожаных ремешках, тесьме или на кольцах - последний вариант, кстати, самый редкий.
Ну а сзади голову воина, носившего ерихонку, защищала сплошная, фигурно кованая пластина - назатыльник. Иногда она могла делаться наборной, из нескольких узких пластин, закрепленных на кожаных ремнях и слегка перекрывавших друг друга подобно чешуйчатой броне.
***
Ну а теперь давайте поближе познакомимся с русскими ерихонками, которые хранятся в Оружейной палате Московского кремля.
1. Шлем царя Михаила Фёдоровича

Михаил Федорович - первый русский царь из династии Романовых. Его шлем был изготовлен (или переделан из восточного шлема) легендарным Никитой Давыдовым в 1621 году.

Изображение

Диаметр шлема - 22  см, вес - около 3 килограммов 300 граммов. Шлем изготовлен как боевой, но если царь и одевал его на войну, то вряд ли сражался в нем. Такие шлемы, как ерихонки, крайне редко носили на передовой, да и берегли царя его телохранители как зеницу ока.
Дорогое удовольствие

Поскольку царская ерихонка не использовалась в боях, то украшена она была на славу. На шлеме насчитывается 10 изумрудов, 95 алмазов, 228 рубинов. Золото и жемчуг и шелк. Чеканка и резьба. Рельефное изображение покровителя воинов архангела Михаила - словом все самое лучшее и самого высшего качества.
Прежде, как сообщают архивы, шлем венчал золотой крест, богато украшенный разными драгоценными камнями. Стоило это удовольствие 1.175 рублей.
По нынешним временам цифра смешная. А во времена Московского царства это была почти стоимость остальных пяти ерихонок из собрания Оружейной палаты. В среднем, каждый из перечисленных ниже шлемов, стоил 300 рублей.
Интересно, что некоторое время шлем Михаила Федоровича считался шлемом Александра Невского и даже попал в этом качестве на герб Российской империи.
Провокационная надпись

Уже много лет умы и просторы Интернета бороздит вопрос - как мог православный царь, защитник веры, носить шлем, украшенный цитатой из Корана - "ОБРАДУЙ ПРАВОВЕРНЫХ ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ОТ АЛЛАХА И СКОРОЙ ПОБЕДЫ".
Однако, напомним, что в арабском языке "Бог" и "Аллах" обозначаются одним словом, ибо для мусульман одно подразумевает другое. Иначе говоря, если надпись переводить дословно, то она весьма позитивная: "ОБРАДУЙ ИСТИННО ВЕРУЮЩИХ ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ОТ БОГА И СКОРОЙ ПОБЕДЫ".
Ну а разного рода нюансы между православием и магометанством, которые могли бы испортить общую картину, были добиты фигурой архангела Михаила и золотым крестом на самом верху шлема.
2. Ерихонка князя Алексея Михайловича Львова, окольничего при царе Михаиле Федоровиче

Боярин Алексей Михайлович Львов занимал при царе Михаиле Федоровиче высокую должность окольничего. Он так же покрыт арабскими узорами и - что интересно - изречениями из Корана. Складывается ощущение, что заказывая шлем, весьма похожий на царский, только менее украшенный, боярин Алексей Львов хотел подчеркнуть свой статус.

Изображение

Описавший шлем придворный дьяк не смог обойти иноземные буквы и внес в опись такую пометку "венец и в венце в наводе слова Арабские".
Впрочем, если в них не вникал писарь, это не значит, что смысл написанного на шлеме не знал его владелец. Однако мы, в редакции "Людоты", не в курсе, что же именно написано на шлеме князя Львова, а потому воздержимся от комментариев.

3. Ерихонка царя Алексея Михайловича Романова

С ерихонкой Алексея Михайловича все сложнее. Она произведена в Турции в XVII веке, украшена серебром и золотом, чеканой и резьбой, и вообще являет собой очень достойный своего хозяина шлем.
Другое дело - надпись на арабском, которая гласит: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад его посланник». Совершенно не православная надпись на шлеме православного царя вызывает один, но очень серьезный вопрос. Что она там делает? Пока он остается открытым, и вы можете предлагать свои версии в комментариях.

Изображение

Не как две капли

Не стоит путать этот шлем со шлемом следующим в нашем списке - шлемом боярина Львова, тоже Алексея Михайловича. Обе ерихонки, действительно, весьма похожи, но есть и различия.
Форма купола этого шлема более вытянутая вверх, чем у боярина Львова.
Околыш из узоров, который обтягивает шлем по периметру снизу, имеет две ограничивающих желтых полосы, очевидно, золотых. Над верхней расположена "молодая поросль орнамента". В одном случае она буйная, в другом - как будто еще не выросла.
Можно, конечно, предположить, что золото выпало со временем, однако золото в корпус шлема не вклеивали, а вколачивали, так что должны остаться следы. Следов нету.
Ерихонка царя Алексея:

Изображение

Ерихонка боярина Львова:

Изображение

Помимо узора можно рассмотреть разное количество заклепок, держащих козырек (на шлеме вверху - три, внизу две). Еще в копилочку стоит добросить оформление наушей - пластин, защищающих голову по бокам. Присмотритесь внимательно - оно разное. Ну и так далее.
Можно конечно поспорить, сказать что художник рисовал творчески, а не документально.
Однако, это рисунки, сделанные художником и историком Ф.Г.Солнцевым по высочайшему повелению императора Николая Первого. Он лично контролировал работу Солнцева - так что творческие порывы - если они и были - гасились сразу.
4. Ерихонка князя Федора Мстиславского

Князь Мстиславский 36 лет занимал самое почетное место в боярской Думе, притом, что на престоле за это же самое время успели смениться семь разных царей. Трижды его самого чуть не сделали царем, но он предпочитал оставаться серым кардиналом. Был одним из тех, кто сажал на московский престол поляка Владислава Сигизмундовича и Михаила Романова.
Он водил войска против крымских татар и поляков короля Стефана Батория, командовал Московскими войсками в походе против Болотникова и - ранее - Лжедмитрия I. Был ранен в бою, однако сохранил свой высокий пост даже когда недавний враг сел на престол. Однако смерть Самозванца в результате заговора не обошлась без участия князя Мстиславского.

Изображение

За свою долгую жизнь князю довелось немало сражаться, а значит и носить этот шлем. Он кован в Турции и имеет ребристый корпус. Украшен золотом и серебром, рубинами. В ходе украшения применялись резьба и чеканка.
После смерти князя Мстиславского в 1622 году не осталось никого, кому бы он мог передать свое наследство - его дети умерли во младенчестве. Поэтому царской волей его ерихонка попала в Оружейную палату.
Затеряться ей там не давали - спустя 32 года царь Алексей Михайлович Романов брал ее с собой в Смоленский и Рижский походы.

5. Ерихонка, привезенная Афанасием Прончищевым из Константинополя в подарок царю Михаилу Романову

....А сейчас мы наконец закончим историю о попавшем в бурю московском боярине Афанасии Прончищеве, который вез в подарок царю турецкую ерихонку.

Изображение

Бурю удалось пережить. Но это не стало последним испытанием для русских послов. Когда они оказались в городе Кафа (нынешняя Феодосия) их едва не убили местные жители. Тем не менее, боярин Прончищев сумел сохранить подарок в целости и доставить его царю Михаилу.
С тех самых пор этот шлем называют ерихонкой боярина Прончищева.
Источники
  • Кадр из фильма "1612" (в роли князя Пожарского - Михаил Пореченков)
  • Ф.Г. Солнцев "Древности государства Российского"
  • "Тоже Форум"
  • Соц. сети "ВКонтакте" и Facebook

Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
Selim , Shurf

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 11 Сентябрь 2014 - 12:50

Мисюрка


Изображение

Мы уже поведали вам про шелом, шишак и ерихонскую шапку. Теперь пришло время рассказать про мисюрку.
Немного о ней мы уже поведали в статье «4 способа использовать кольчугу и кольчужное полотно».  Сегодня остановимся на ней поподробнее.
Гости с Востока

Название «мисюрка», а если полностью, то «шапка мисюрская»,  происходит от арабского названия Египта – Миср. Вероятно, именно оттуда этот вид брони попал в Турцию, где пользовался огромной популярностью.

Изображение

В XVI веке оттуда, из Османской империи, они распространились на Русь и другие страны.
В Московском царстве их использовали до XVII века а в Польше - на сто лет дольше. Еще дольше чем в Польше, до XIX века, а местами и до ХХ, мисюрки использовали воины Кавказа.

Изображение

Там они вошли в стандартный, можно сказать, «мэйн-стримовский» комплект горских воинов – мисюрка с кольчужной рубахой, латные наручи, закрывающие руку от запястья до локтя и сабля. Кстати, по-грузински мисюрка – «чачкани».
Взгляд сквозь кольчугу

Судя по длине кольчужного полотна, закрывающего лоб, оно могло прикрывать и глаза воина. В принципе, через кольца можно достаточно неплохо видеть обстановку на поле боя, главное, чтобы плетение не было слишком плотным.
Впрочем, есть информация, что мисюрки носили на плотные высокие шапки, и кольчуга просто не доходила до глаз.
В музее истории Москвы и Тульском музее оружия можно увидеть вот такие мисюрки:
Изображение
Слева - мисюрка из Москвы, справа - из Тулы
Усиленные мисюрки

Иногда мисюрки усиляли вплетенными в них пластинами. Вот например, бронирование верхней части головы и ушей на турецкой мисюрке XVI века:

Изображение

Такие мисюрки называли прилбицами, в отличие от просто кольчужного капюшона с металлической пластиной на темени – наплешников.
Далеко не для бедных

Нельзя сказать, что мисюрки носили те, у кого не было денег на нормальный железный шлем. Шлем, конечно, дело дорогое, но и мисюрка тоже стоила своего золота.
Во-первых, это кольчужное плотно, которое тоже не в пять секунд из воздуха сотворить.

Изображение

Не забываем: маленькие колечки надо не только изготовить, но и сплести в единое кольчужное полотно, а так же заклепать их кончики. Занятие долгое, нудное и требующее большого внимания.
А во-вторых, мисюрка – это не только длинное кольчужное полотно, это еще и металлическая пластина, то есть дополнительный повод раскрыть кошелек.
Кстати, в музеях встречаются мисюрки весьма и весьма художественные. Их могли украшать золотой и серебряной насечкой, накладками из серебра, гравировать и применять художественное чернение.
В XVI-XVII веках турецкие мисюрки, чаще всего, несли на своих пластинах изображения тюльпанов, гвоздик и гиацинтов.
Мисюрки из Государственного исторического музея (ГИМ) в Москве

В книге Эммы Аствацатурян «Турецкое оружие» содержится немало превосходных образцов снаряжения, сделанного в пределах Османской империи. В том числе она приводит несколько мисюрок, хранящихся ныне в Государственном Историческом Музее, в городе Москва.
Давайте посмотрим на них повнимательнее.
Мисюрка № 5383 из ГИМа:

Изображение

Мисюрка № 5383 украшена золотой, чуть выступающей над поверхностью мисюрки, насечкой в форме букетиков тюльпанов и гиацинтов, а также цветными камнями. По нижнему краю мисюрки идет надпись на латыни, она гласит: «Его шлем из драгоценного камня ты возложил на голову».
Мисюрка № 3339 из ГИМа:

Изображение

Эта мисюрка изначально была весьма неглубокой, но со временем к ней приклепали стальную полосу, и мисюрка стала гораздо больлше и глубже.
Шлем изначально был украшен 12 спирально завивающимися полосами, через одну украшеных золотой насечкой в форме веточек с розетками и листьями. Не обошли мастера вниманием и полосу, приклепанную к мисюрке. На нее наложена тонкая серебряная пластинка, покрытая чеканкой и чернью, а также растительным орнаментом. Судя по узорам, это было сделано в первой половине XVIII века.
Мисюрка № 14674 из ГИМа:

Изображение

Последняя на сегодня мисюрка из музейного собрания ГИМа. С виду - настоящая клумба: черненые стебли, крупные цветочные бутоны, цветы и листья.
Мисюрка боярина Василия Голицина

Когда речь заходит о ерихонках Московской Руси, хранящихся в Оружейной палате, то, обычно заранее известно, кому они принадлежали. Но это правило почти не касается мисюрок.
Несомненно, те примеры, что мы привели выше, не могли принадлежать бедным воинам или даже воинам среднего достатка. А вот кто был их хозяевам, нам, в ходе маленького расследования, установить не удалось.
Разве что за одним исключением, которое хранится  в Оружейной палате Московского Кремля. Знакомьтесь: шлем боярина Василия Васильевича Голицина.

Изображение

Помимо этого шлема, известно еще три аналогичных. Два из них можно увидеть в музее Топкапу (Стамбул, Турция), третий хранился в осетинском святилище, был довольно подробно описан, однако ныне безвозвратно утерян.
Интересно, что шлемы, подобные этим четырем, часто мелькают на миниатюрах, написанных иранскими художниками города Тебриз в XIV веке. Ныне этот город входит в состав Азербайджана.
Странный шлем боярина Никиты Романова

Еще один, довольно необычный шлем, похожий на мисюрку, хранится в Оружейной палате Московского кремля. Принадлежал он когда-то боярину Никите Романову и называется «шапка ложчатая». Как мы уже рассказывали, «ложки» здесь - это углубления в поверхности шлема.

Изображение

Сама тулья достаточно глубокая для мисюрки, однако все равно мелкая для полноценного шлема. Когда-то он был, кстати, усилен стрелкой для защиты лица, но со временем она потерялась.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#4 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 06 Декабрь 2014 - 14:05

Шлем князя Ярослава Всеволодовича


Изображение

Этот шлем стал символом князя Александра Невского. При этом считается, что владел им его отец.
А еще, именно с находки этого шлема в нашей стране пробудился интерес к Древней Руси.
Было это в 1808 году около села Лыково Владимирской губернии. История банальнейшая: крестьянка Ларионова собирала орехи и «разглядела в кочке нечто блестящее».
В тот же день она отдала найденные шлем и церковному старосте. С его подачи они пошли гулять по инстанциям и, в конце концов, дошли до самого царя Александра I, будущего победителя Наполеона.

Изображение

Тот отдал шлем на изучение президенту Академии художеств А.Н. Оленину. Вскоре было объявлено, что непростой шлем принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. А в кочке он оказался потому, что был спрятан бежавшим с поля битвы князем.
Насколько это обосновано, мы обсудим в конце статьи, а сейчас встречаем – шлем князя (предположительно) Ярослава Всеволодовича!
Время и место

Вполне возможно, этот шлем изготовили (или только декорировали) во Владимиро-Суздальском княжестве. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси и украшения на шлеме очень похожи.
Про датировку заметим, что кольчуга, найденная с ним, относится к XIII столетию, поскольку сплетена из плоских колец, снабженных радиальными бороздками. А раз предметы лежали "в комплекте", то и датируются они одинаково.
Как две капли воды

Кстати. В Государственном историческом музее в Москве хранится точная копия шлема князя Ярослава. Совпадают размеры - оба высотой 19 см и 21 см. в диаметре, а форма и расположение накладок из цветного металла также идентичны.
Оригинал можно увидеть только в Оружейной палате, где за ним закреплен инвентарный номер 4672(4385).
Изображение
Слева – шлем из Оружейной Палаты с целым лепестком, справа – его копия с расколотым лепестком, которая хранится в Государственном историческом музее
Железный нос

Защита лица на этом шлеме заслуживает особого внимания. Наносник посеребрен, а "брови" позолочены.
Сперва предполагалось, что изначально «железный нос» был полумаской, которая к моменту находки оказалась обломанной. Вот как на фото (слева):
Изображение
Слева - шлем из Никольского с полумаской, справа - шлем из Киева, с защитой носа. В центре - прорисовка шлема князя Ярослава, каким он мог быть с полумаской.
Соответственно, находка была зарисована с полумаской - как на центральной части фото. Но затем выяснилось, что художником за нижние части полумаски были ошибочно приняты фрагменты кольчуги, лежавшей под шлемом. Сейчас уже точно доказано, что защита лица на шлеме князя Ярослава аналогична второму варианту (справа).
Однако было поздно: рисунки шлема князя Ярослава именно с полумаской уже разошлись по стране и прочно вошли в массовую культуру.


Кстати, заметьте: железный "нос" имеет четко выраженное ребро жесткости, так же, как и "брови". Это сделано для укрепления защиты. Погнуть такой наносник гораздо сложнее, чем обычную железную пластину.

Как был сделан купол

Купол средневековых шлемов обычно собирали из нескольких кусков металла. Есть три основные схемы сборки - из двух сегментов, из трех и из четырех.


Схему сборки средневекового шлема из четырех частей мы разъяснили в статье Гъермундбю: самый знаменитый шлем викинга

Из какого количества пластин был собран шлем князя Ярослава - неизвестно. Виной тому плохая сохранность шлема, который рассыпался бы, не подложи музейщики под него специальную подставку, что повторяет форму купола.
Поэтому схему сборки шлема князя Ярослава мы можем лишь предполагать. Вероятнее всего, он был собран из трех выпуклых пластин, наклепанных краями друг на дружку.
Кокарда православного воина

Изображение
Налобная икона во всей красе. Любуйтесь.
А вот что с ней не так - мы расскажем дальше.
Налобная икона это своего рода кокарда воина-христианина. На ней мы видим архангела Михаила. Он, кстати, имеет самое прямое отношение к воинской культуре Средних веков.


На Руси его изображали в доспехах, с оружием в руках. На Западе, по словам Эварта Окшотта, при посвящении в рыцари звучала заветная формула «во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия».
Во всем христианском мире его образ сопутствует победе - как над врагом, так и над болезнью. Корнем зла в обоих случаях является дьявол, который насылает на людей беды.
А Михаил известен как архистратиг, то есть главнокомандующий небесным воинством. Именно он стоит у райских врат с огненным мечом в руках, он же – согласно Апокалипсису, победит в последней битве добра со злом. Словом, абсолютный рыцарь, что было в те годы весьма актуально.

Текст, который идет по периметру образа, гласит «Великий архистратиг Господень Михаил, помоги рабу своему Феодору». Здесь необходимо вспомнить, что на Руси князья часто имели двойное имя – одно – родовое, другое – в крещении. Ярослав как раз и был крещен именем Федор.
Четыре лика на своде купола

Изображение
Иисус на шлеме князя Ярослава Всеволодовича
Еще одно украшение находится «на макушке» шлема. Она имеет звездчатую форму и несет на себе изображения, во-первых, Господа Вседержителя, а во-вторых – святых Георгия, Василия и, заметьте, Федора.


Современным языком можно сказать, что этот шлем «брендирован» под некоего Федора.

В центре «звезды» находится шпиль, сохранившийся частично. В былые времена на него мог ставиться конский хвост или флажок-яловец, то есть знак, выделяющий командира в бою.
Барсы и грифоны

Изображение

И последнее украшение шлема – декоративная кайма по его нижнему срезу.
Она несет на себе изображения птиц, а также зверей - вполне реальных барсов и совершенно мифических грифонов. Все изображения разделяются лилиями и листьями, отчеканенными на латунном ободе. Толщина его примерно 0,8 мм.
Функция венца полностью не разгадана: то ли на него вешалась кольчужная бармица, то ли венец выступал в роли прокладки, а бармица вешалась на корпус шлема через несколько сквозных отверстий.
И вот тут всплывает самое интересное – шлем часто и не всегда аккуратно переделывали.
Что не так со шлемом князя Ярослава?

Мы сейчас покажем те же самые фото, но только с акцентами. Уверяем, вы посмотрите на этот шлем другими глазами!
1. Полумаска грубо приколочена поверх налобной иконы.

Изображение

Как видим, заклепки далеко не идеально вписались в надбровные дуги.
Теперь смотрим на следующее фото. Видите в красных рамках заклепки? Тоже весьма неаккуратная работа. Расстояние от края заклепки до края приклепанной декоративной полосы разное.

Изображение

2. Икона не для шлема
Смотрим внимательно на икону, которая украшает шлем.
Скорее всего, изначально она не предназначалась для крепления на шлем князя.
Ведь тогда в ней были бы продуманы отверстия для крепления. Но их нет. Поэтому икона приколочена прямо сквозь буквы, идущие по периметру иконы. Это сильно затрудняет чтение.

Изображение


Откуда взялась икона неясно. Ее могли подарить владельцу шлема, или он мог захватить ее во время военного похода на соседнее княжество. А потом уже установить на свой шлем. Словом, вариантов масса и простор для гипотез безграничный. Ясно одно - изначально ее на шлеме не было.

Кроме того, поверх иконы еще и полумаску приколотили - так же без особого благоговения. Посмотрите: ноги Архангела Михаила от щиколотки вниз перекрыты полумаской.
3. Навершие поверх ликов
Еще один случай перекрытия святыни - навершие. Смотрите: оно было приклепано прямо на чеканные изображения:

Изображение

Так каким же был шлем изначально?

Изначально "шлем князя Ярослава" мог быть просто каской с изображением святых образов на макушке. Очень похожий шлем был найден летом 1959 года в Саратовской области, немного южнее города Энгельс:

Изображение

Многие археологи считают их близкими родственниками. Вполне возможно, что так оно и было, и лишь впоследствии к нему приколотили шпиль и икону, а потом венец и наносник.
Скорее всего, шлем носили несколько человек - каждый в свое время. Поэтому его переделывали под вкусы разных владельцев. А вот был ли среди них князь Ярослав Всеволодович - это отдельный, весьма интересный вопрос.

Аргументы "ЗА"

  • Ярослав жил в XIII веке
  • В крещении он носил имя Федор, что сочетается с надписью на иконе
  • Ярослав Всеволодович в 1238-1246 годах княжил во Владимире, а на шлеме обнаружены мотивы Владимиро-Суздальской белокаменной резьбы

Аргументы "ПРОТИВ"

Главный аргумент. Надпись на иконе "раба своего Феодора" вовсе не обязательно соотносится с Ярославом - Феодором.
  • Во-первых, первенец Ярослава Всеволодовича тоже носил это имя. Слабость этой версии - возраст: Федор прожил всего 13 лет и умер накануне собственной свадьбы.
  • Во-вторых, в смерти князя Ярослава подозревают одного из бояр по имени Федор Ярунович.
  • А еще имя Федор носил великий князь Ростовский, который правил в 1270—1294 годах, то есть так же в XIII веке.
Шлем мог принадлежать любому из них. И даже какому-то Федору, из числа высокопоставленных дружинников, которого мы не знаем.
А значит, делать какие-то выводы, основываясь лишь на имени, датировке, географии и статусности - не стоит. Нужны более точные доказательства, которых у нас пока нет.
А у вас какие аргументы - "за" или "против"?

http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 4 раз:
goro , Shurf , GRIG , adc

#5 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 17 Август 2015 - 20:03

Шлем Ивана Грозного: шведский трофей

Изображение
Шлем Ивана Грозного, снятый с двух сторон
Несколько лет назад в Россию привозили шлем Ивана Грозного. Привозили из стокгольмской оружейной палаты – Livrustkammaren. Так уж вышло, что броня, принадлежавшая первому царю всея Руси, уже три столетия хранится в Швеции.
О том, как этот шлем оказался в Скандинавии и что он из себя представляет, стоит рассказать особо…
Как шлем Ивана Грозного прописался в Стокгольме?

В каждом музее всегда ведутся учетные книги, по которым можно проследить историю того или иного экспоната. Правда, не всегда эти книги проливают историю на происхождение предмета, однако по ним, по крайней мере, можно вычислить год, в котором экспонат стал частью музейной коллекции.
Первое упоминание шлема Ивана Грозного в записях Королевского арсенала в Стокгольме, отмечено в 1663 году. Версий о том, как он туда попал — много. Вот, например, две из них, самые популярные.
Версия 1. Захвачен во время Смуты 1611-1612 годов и отправлен в Польшу. Спустя 43 года, в 1655 году, столицу Польши захватили шведские войска. Под лозунгом «грабь награбленное» они вывезли шлем Ивана Грозного к себе в Стокгольм, а спустя 8 лет он оказался в коллекции музея.
Изображение
Замок Лоде в наши дни. Фото http://joyfolk.livejournal.com

Версия 2. В январе 1574 года, в самый разгар Ливонской войны, возле эстонского замка Лоде сразились шведские и русские войска. Наши потерпели поражение, а шведы захватили множество трофеев. Чтобы увезти их все, по словам шведских летописцев, потребовалась тысяча саней.


Факт про тысячу саней, конечно же, недоказуемый, ибо мог появиться, чтобы подчеркнуть успех победителей. Но известно, что трофеи точно были и что шведские короли хранили множество русского оружия и доспехов из их числа.

Интересно, что сейчас в Стокгольмском музее хранится еще и зерцальный доспех русской работы. Вполне возможно он был захвачен в битве у замка Лоде.
Размеры шлема Ивана Грозного

Так что это за шлем? Если говорить «по-научному», то шлем Ивана Грозного называется «шелом». Это целая разновидность железных наголовий, которые отличались высотой купола и обязательно — шпилем.
Изображение
Шеломы Московской Руси. Тот который слева принадлежал царевичу Ивану Ивановичу, убитому, если верить знаменитой картине, Иваном Грозным. Точная причина смерти царевича не ясна до сих пор. Владелец шелома справа, найденного при  раскопках в Китай-городе (Москва), науке неизвестен.

Пик популярности шеломов пришелся на XVI век, к концу которого он вышел из употребления, уступив место своим более удачливым коллегам. Более подробно — в нашей статье Шлемы Московской Руси: шелом и шишак (http://arkaim.co/top...usi/#entry18411).
Шлем Ивана Грозного был выкован из стали и весит 1 килограмм 280 грамм. Высота его 41 см., то есть на 9 см. больше, чем у полуторалитровой бутылки лимонада. Ширина шлема около 210 мм.
Снаружи он покрыт латунью, серебром и золотом, а изнутри обшит красным атласом. Ткань украшает декоративная строчка «в ​​елочку». Вполне вероятно, шлем изготовили в Оружейной палате Московского Кремля — сейчас это музей, но его стены помнят иные времена.
Золотой узор

Украшения на шлеме Ивана Грозного это отдельная и очень интересная тема. Его коническая часть поделена на несколько узких секторов, которые несут на себе золотые узоры в турецком стиле.
Узоры далеко не абстрактные, перед нами сплетенные травы, листья, цветы — словом растительный узор, который еще во времена князя Святослава Игоревича был в моде среди воинов. Разумеется, речь не о конкретном рисунке, а о тематике узоров.
Потерянный фрагмент

Отдельно стоит сказать об украшении шпиля.
Изображение
Верх шпиля ребристый, а его тело покрыто пластинами золоченного узора, расположенными в шахматном порядке. То, что это именно пластины с узором, а не роспись прямо по шпилю, видно невооруженным взглядом.
Один из фрагментов отсутствует, и на его месте нет ни милиметра золота. Более того, поверхность под ним отличается меньшей степенью шлифовки, вероятно умышленно, для лучшего сцепления поверхностей.
Изображение
Кстати. Сам шпиль далеко не идеально ровный. Посмотрите, как он изгибается! Вот тебе и княжеский шлем…
Удар саблей?

Кстати, в том месте, где шлем переходит в шпиль, можно разглядеть белый ободок. Рисунок под ободком и над ним не совпадает на 100% — вероятно перед нами следы ремонта шлема. Шпиль могли надставить, но могли и укоротить. Скорее второе — посмотрите на фото ниже.
Изображение
Возникает ощущение, что фрагмент шпиля удалили, а потом то что осталось соединили заново. Ширину удаленной части можно рассчитать по рисунку цветка, ставшему  чуть короче в своем бутоне.
Зачем потребовалось укорачивать шлем на несколько милиметров? Я думаю, он был поврежден в этом месте и весьма критично. Скорее всего — после удара саблей, которая аккуратно надрубила шпиль в основании.
К тому же сабля была остро отточенной — она прорубила металл, который был не слишком толстым, но не смяла его в месте удара.
Это не единственный след войны на шлеме.
Другие следы войны на шлеме Ивана Грозного

Обычно дорогие шлемы не использовались в войнах. В качестве примера можно привести украшенные драгоценными камнями шлемы «ерихонки», о которых мы рассказали в статье «Шлемы Московской Руси: ерихонка» (http://arkaim.co/top...usi/#entry18412).
Сейчас в крупных музеях полно парадных шлемов, украшенных по последнему писку современной им моды. На них нет ни единого следа войны. Зато таких следов полно на шлеме Ивана Грозного.
Во-первых, сквозная пробоина в нем. Вот она во всей красе:
Изображение
Откуда она взялась? Судя по тому, что отверстие круглое, это пуля или боевой молот. Но как и когда шлем был испорчен неизвестно. Во время выставки в Москве организаторы хотели сперва спрятать пробоину, развернув шлем к стене.
Однако, подумав, решили, что это и есть один из самых интересных фрагментов шлема. И отказались от первоначальной задумки.
Во-вторых, помимо непонятного сквозного отверстия, на шлеме есть еще и вмятины.
Изображение
В-третьих, косвенным следом участия шлема в военных походах можно считать его шлифовку. Если бы шлем хранился в тепличных условиях, его бы не приходилось чистить. И чистить весьма небрежно. Посмотрите, сколько царапин на металле! Впрочем, эти царапины могли быть сделаны и супостатами, завладевшими им в качестве трофея
Изображение
И, наконец, четвертое доказательство — раздолбанный нижний венец шлема.
Изображение
Еще раз напоминаю, что все эти доказательства косвенные. Однако к ним стоит прислушаться. Возможно, где-то в ветхих записях сохранилось упоминание про шелом, дарованный Иваном Грозным кому-то из своих бояр. Но очень может быть что они сгорели вместе с библиотекой царя.
Итак, шлем Ивана Грозного побывал в боях. Однако надпись на нем противоречит его боевой славе.
Кто же воевал в шлеме Ивана Грозного?

Изображение
Мы сделали коллаж из надписи, идущей по всему периметру шлема, собрав ее фрагменты воедино.
Надпись размещена на полосе позолоченной латуни, ширина которой примерно 3,5 см. Древнерусские буквы гласят: «Шелом князя Ивана Васильевича, великого князя, сына Василия Ивановича, господина всея Руси, самодержца»


Обратите внимание: «Шелом князя Ивана Васильевича». Не царя, а князя. Царем князь Иван Васильевич стал в 16 с половиной лет, в январе 1547 года. Следовательно, шлем и надпись были сделаны еще раньше и перед нами доспех подростка.

Что успел Иван Грозный за то время, пока был князем? Да практически ничего. Все самые яркие страницы истории он напишет уже позже. Будут там походы на Казань и Астрахань, война с Литвой и со Швецией, а также уничтожение Ливонского рыцарского ордена. Будут, но позже.
А ведь мы убедились, что шлем использовался в боях. Но кем? Возможно Иваном Грозным, уже в чине царя, а, возможно, кем-то из его бояр? Сыном? Но у сына был свой шлем.
Или в нем сражался кто-то из поляков, увезших его к себе, согласно одной из версий? Или его носил шведский командир после битвы у замка Лоде?


Возможно, новым владельцем шлема был номинальный правитель Московской Руси Симеон Бекбулатович, поставленный на время самим же Иваном Грозным.

Как бы то ни было, эпоха Ивана Грозного — великая страница нашей истории и мы к ней обязательно еще вернемся.

http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 3 раз:
bus , Танатос , Valja


Похожие темы Collapse



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.