«Нет более тупых людей, чем американцы. Они никогда не смогут сражаться как герои», - авторитетно заявил Адольф Гитлер. Отчасти усатый был прав – сложно чувствовать себя героем, когда у тебя, по всем раскладам, десятикратное количественное превосходство. Американцы явно перестарались, намолотив за годы войны более 200 тысяч единиц бронетехники – больше, чем выпустили танковые заводы Советского Союза и Третьего Рейха вместе взятые.
Достижения американских «стахановцев» объясняются просто: развитая страна, не знавшая разрушительных войн на своей территории, провела индустриализацию еще на заре ХХ века и была готова в любой момент реализовать свой гигантский накопленный потенциал. День «Икс» наступил 11 марта 1941 года, когда президент Рузвельт подписал знаменитый билль о ленд-лизе: закон, дающий право передавать военное имущество любой стране, оборона которой признается жизненно необходимой для безопасности США.
Лучше всех смысл ленд-лиза объяснил сам президент Рузвельт: «Представьте себе, — говорил он, — что загорелся дом моего соседа, а у меня есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я помогу ему потушить пожар. Что же я делаю? Я не говорю ему: «Сосед, этот шланг стоил мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него». Нет! Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он возвратил мой шланг после того, как закончится пожар».
Из всего вышесказанного следуют три важных вывода:
1. Ленд-лиз – НЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, а тщательно продуманная оборонительная стратегия в интересах США. Причина неслыханной щедрости дяди Сэма была вполне очевидна: американцы всерьез опасались, что «мировой пожар» перекинется на их «дом», потому решили заранее «подстраховаться» и помочь тем, кому сами сочтут необходимым. Задыхающийся в жестоких боях Советский Союз был включен в список 7 ноября 1941 года.
2. Платой за ленд-лиз было не золото. За ленд-лиз советские солдаты заплатили собственной кровью.
3. Все, что было уничтожено, потрачено и израсходовано оплате не подлежало. Следовало оплатить (или вернуть) лишь то имущество, что осталось в армии и народном хозяйстве по окончании боевых действий (уцелевшие танки, электростанции, станки, узлы междугородной телефонной связи и т.д.)
Арсеналы демократии
К началу Второй мировой янки располагали всего пятью сотнями танкеток М2 с противопульной броней и пулеметным вооружением. В принципе, даже это казалось избыточным для Североамериканского континента, надежно отгороженного от любых войн и социальных катаклизмов двумя глубокими противотанковыми рвами с соленой водой.
Другими словами, у американской армии по существу не было ни танков, ни бронетанковых частей и ни какой-либо тактики применения бронетехники совместно с другими родами войск (читатель не должен сделать ошибочного вывода, что янки были чрезмерно миролюбивым народом – например, уже к концу 30-х годов у них был солидный авианосный флот, дюжина современных линкоров и четырехмоторные «Летающие крепости» - потребности вооруженных сил определяются характером боевых действий).
И вот ситуация изменилась – срочно потребовались танки. Десятки тысяч боевых машин для нужд собственной армии и поставок по программе ленд-лиза. Был сконструирован первый американский средний танк М3 «Ли» - машина необычная и противоречивая. Промышленность наращивала выпуск бронетехники, для выпуска танков были задействованы мощности гигантских автомобильных заводов. Американские инженеры не гнушались применять в танкостроении автомобильные технологии.
Под конец 1941 года начался подлинный угар – компания «Крайслер» запустила «Детройт Танк Арсенал» - гигантский оборонный завод, специлизирующийся на производстве бронетехники. К этому времени вышел на полную мощность второй «танкоград» - «Фишер Танк Арсенал», буквально завалив армейские склады и площадки хранения легкими и средними танками, а также различными САУ и специализированный бронетехникой на их шасси.
Из всего этого изобилия Советскому Союзу досталось:
- 1232 легких танков М3 «Стюарт»,
- 976 средних танков М3 «Ли»,
- 3664 средних танка М4А2 «Шерман»,
- 52 истребителя танков М10 «Вулверин»,
- единичные экземпляры легкого танка М5 («Стюарт» с автомобильным двигателем), легкого танка М24 «Чаффи» и наиболее современного американского тяжелого танка М26 «Першинг» в ознакомительных целях.
Помимо танков и тяжелой бронетехники на их базе, СССР были поставлены:
- 100 зенитных самоходных установок М15 на полугусеничном шасси,
- 1000 зенитных самоходных установок М17 (на шасси бронетранспортера М3), ставшие основным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей РККА.
- 650 легких истребителя танков Т48 (также на шасси полугусеничного БТР М3).
Что касается самих бронетранспортеров, то их было поставлено отнюдь не так много, как принято считать. СССР получил в рамках ленд-лиза:
- 118 полугусеничных БТРов М2,
- 840 более современных полугусеничных М5/М9 (модификация бронетранспортера М3, отличавшаяся более мощным двигателем, дешевой броней и иным расположением огневых точек).
- 3340 легких бронетранспортеров М3А1 «Скаут», представляющих собой полноприводные бронеавтомобили высокой проходимости массой порядка 5,5 тонн.
- несколько десантных плавающих гусеничных машин LVT в ознакомительных целях.
Практически никто из американских бронетранспортеров не попал в мотострелковые полки по своему прямому назначению. Все они предназначались для разведывательных или артиллерийских частей, где использовались в качестве тягачей.
Американцы, стоит отдать им должное, любезно озаботились об обслуживании своих «стальных колесниц» - вместе с бронетехникой СССР было поставлено некоторое количество полевых танкоремонтных заводов, парк которых насчитывал до 10 специальных машин: механические мастерские М16А и М16В, слесарно-механическая мастерская М8А, кузнечно-сварочная мастерская Ml2, электроремонтная мастерская М18, мастерская по ремонту вооружения М7, инструментальная мастерская и складские машины М14. Все они базировались на шасси трехосного грузовика повышенной проходимости «Студебеккер». В парк танкоремонтных мастерских также входили 10-тонные автомобильные краны и бронированные ремонтно-эвакуационные машины М31.
Анализируя вышеизложенный материал, отчетливо заметно, что поставки американской бронетехники выглядит весьма бледно на фоне масштабов отечественной промышленности: за годы войны уральские заводы выпустили 50 000 танков Т-34! Ясно, что американские танки не могут служить точным критерием оценки значения ленд-лиза – для более взвешенного сравнения предпочтительнее обращать внимание на поставки грузовиков или поставки алюминия (300 тысяч тонн).
Стоит заметить, что Великобритания получила в разы больше американской бронетехники, например, британцам было поставлено свыше 17 тысяч танков «Шерман»! Впрочем, при составлении протоколов ленд-лиза учитывались интересы каждой стороны: Великобритания испытывала острый недостаток в танках, СССР, наоборот, мог самостоятельно обеспечить массовый выпуск отличной бронетехники, потому заказывал самолеты и алюминиевый прокат, вкупе с автотранспортом, радиостанциями и продуктами питания.
Американский танковый ленд-лиз знаменателен в первую очередь тем, что тысячи наших солдат воевали не с винтовкой, а на гусеницах и под прикрытием брони. Все-таки, шесть тысяч танков и еще столько же бронемашин различного назначения – солидная сила.
Во-вторых, эта вся эта история весьма интересна с технической точки зрения – американские танки отличались оригинальной конструкцией и часто приобретали специфические свойства, позволявшие использовать их в особых операциях (об этом будет чуть позже).
Наконец, такой класс техники, как «бронетранспортер» в СССР в годы войны не производился, что придавало ленд-лизовским БТРам определенную уникальность.
М3 «Стюарт»
Легкий танк
Боевая масса 13 тонн. Экипаж 4 чел.
Бронирование: лоб корпуса 38…44 мм, борт корпуса 25 мм.
Вооружение: 37 мм противотанковое орудие, стабилизированное в вертикальной плоскости; 5 пулеметов «Браунинг» (1 — спарен с пушкой, 1 — курсовой, 2 — в бортовых спонсонах, 1 — зенитный).
Скорость по шоссе 60 км/ч.
«Подвижность танка МЗл поистине изумительна. В районе боевых действий как при движении по дорогам, так и по пересеченной местности танк МЗл оказался наиболее быстроходным из всех известных колесных и гусеничных машин» - генерал-майор инженерно-танковой службы, д.т.н., профессор Н.И. Груздев (1945 г.).
Первые 46 «Стюартов» прибыли в СССР в январе 1942 года. Первенцы американского танкостроения получили в СССР обозначение М3л (легкий), и поступили на вооружение батальонов легких танков в составе танковых бригад. Как и любой легкий танк, «Стюарт» был ограничен в маневре на поле боя, предпочитая вести огонь из естественных укрытий. Лобовая атака на подготовленную полосу противотанковой обороны гарантированно заканчивалась для него тяжелыми потерями. Однако при грамотном применении этот танк превращался в грозное оружие:
19 сентября 1942 года, проводя разведку в районе города Малгобек, танковый взвод лейтенанта Павкина обнаружил колонну из 16 немецких танков. Организовав со своим взводом (три танка МЗл) засаду, лейтенант Павкин атаковал противника и, действуя смело и решительно, уничтожил 11 машин. Потерь в личном составе и материальной части взвод лейтенанта Павкина не имел.
Большинство из 977 поступивших в 1942 г. «Стюартов» дислоцировались на Юге России, где в то время сложилась критическая ситуация с поставками отечественной бронетехники: Северо-Кавказский фронт оказался отрезан от промышленных баз Урала и Сибири.
В феврале 1943 года «Стюарты» приняли участие в уникальной операции – высадке морского десанта под Новороссийском. Это был единственный случай в Великой Отечественной, когда советским танкам пришлось высаживаться в первой волне десанта. Из участвовавших в высадке 30 танков бо́льшая часть была уничтожена при высадке, но 12 «Стюартов» сумели выбраться на берег и три дня поддерживали огнем «черных бушлатов». К сожалению, весь личный состав 563-его танкового батальона геройски погиб в бою у Южной Озерейки. Другой примечательный факт из биографии «Стюарта» - танки этого типа первыми вступили в бой с немецкой бронетехникой на Курской дуге, и даже успели принять участие в танковом побоище под Прохоровкой.
«…танк должен гармонически сочетать броню, скорость и вооружение, то в этом смысле танк МЗл является неполноценным. Пушка 37-мм калибра — основное вооружение МЗл — несомненно, слабое вооружение, и это основная причина, почему танк не мог продолжительное время продержаться на поле боя» - генерал-майор, д.т.н., профессор Н.И. Груздев.
В принципе, это справедливая оценка для любого легкого танка.
М3 Stuart и его советский экипаж
И такое бывало
М3 «Ли»
Средний танк
Боевая масса 28 тонн. Экипаж 6-7 чел.
Бронирование: лоб корпуса 51 мм, борт корпуса 38 мм.
Вооружение: 75 мм орудие в спонсоне по правому борту танка; 37 мм противотанковое орудие во вращающейся башне; 4 пулемета «Браунинг».
Скорость по шоссе 40 км/ч.
«Как Америка России
Подарила эм три эс.
Шуму много, толку мало,
Ростом вышел до небес!»
То, что две пушки на один танк – явный перебор, стало понятно еще в конце 30-х годов. Командир танка физически не успевал координировать работу наводчиков, в результате из двух пушек обычно стреляла только одна. Напрашивался очевидный вывод: зачем таскать с собой лишний «балласт», если эти несколько тонн можно рационально распределить, превратив их в дополнительные миллиметры брони. Что ж, бросать помидоры в неудачника горазд всякий. Но интереснее (и полезнее!) проанализировать реальное боевое применение М3 «Ли» (получившего в СССР обозначение М3с (средний), во избежание путаницы с М3 «Стюарт»). Все ли было так безнадежно на самом деле?
Например, британские танкисты относились к М3 «Ли» с уважением: помимо такого базового качества, как надежность, М3 идеально соответствовал условиям Северной Африки: Крепость на гусеницах! Там, где не было лихих танковых прорывов и контратак, там, где приходилось обороняться с подготовленных позиций – М3 «Ли» оказался настоящей «долговременной огневой точкой» с колоссальной огневой мощью.
Условия советско-германского фронта, напротив, оказались крайне не выгодны для применения М3 «Ли». Но и здесь этот танк сумел отличиться: 5 июля 1943 года, на Огненной дуге имел место эпизод героической обороны села Черкассое: 67-я и 71-я гвардейские стрелковые дивизии, при поддержке 39 танков М3 «Ли» и 20 САУ, весь день сдерживали яростные атаки 48-го танкового корпуса Вермахта, оснащенного новейшей бронетехникой. Советские воины спутали немцам все планы, что, в конечном итоге, привело к провалу операции «Цитадель».
Все-таки слишком многое зависит от действий экипажа танка и правильной тактики применения бронетехники. Даже такой «сарай на гусеницах», как М3, можно научить воевать и побеждать.
М4 «Шерман»
Средний танк
Боевая масса 30 тонн. Экипаж 5 человек.
Бронирование: лоб корпуса 51 мм, борт корпуса 38 мм.
Вооружение: 75 мм или 76 мм нарезное орудие, крупнокалиберный пулемет на крыше башни, два пулемета винтовочного калибра.
Скорость по шоссе 39 км/ч.
Советские танкисты на горнолыжных курортах Австрии
Это был хороший во всех отношениях танк. Взвешенная, продуманная до мелочей конструкция, качественная сборка, отличное вооружение, уникальное оборудование и механизмы танка. Перечень положительных качеств «Шермана» может занять целую главу: точный и надежный гидропривод наведения башни (100% преимущество в любой дуэльной ситуации), стабилизированное в вертикальной плоскости орудие, малая шумность (в отличие от Т-34, чей лязг и грохот был слышен ночью за много километров, «Шерман» был идеален там, где требовалась скрытность), крупнокалиберный пулемет (единственный средний танк Второй мировой, имевший такое оружие), экономичный мотоблок для обогрева и зарядки аккумуляторов (на отечественных танках приходилось гонять основной дизель, расходуя ценный моторесурс и потребляя ведра соляра – идея вспомогательной силовой установки оказалась настолько привлекательной, что этим агрегатом оснащены большинство современных танков), просторное и эргономичное боевое отделение, надежная трансмиссия. Все «Шерманы», поставлявшиеся в СССР оснащались дизельными моторами (наверное, это станет важным аргументом для противников «пожароопасных» бензиновых двигателей).Будем же до конца объективными! Недостатками танка «Шерман», в первую очередь, называют слабое бронирование – ситуация усугубилась к концу войны, 38-51 мм было уже явно недостаточно в условиях предельного насыщения немецких войск противотанковыми средствами. «Шерман» на 23 см выше Т-34 (и практически равен по высоте Т-34-85). У него большее давление на грунт, меньшая удельная мощность (хотя это компенсировалось более эффективной трансмиссией), малый запас хода у бензиновых модификаций.
У «Шермана» практически нет той трагической и славной истории, которую приобрели Т-34 в сражениях на Восточном фронте. Однако, судьба некоторых американских танков оказалась не менее примечательна – после жарких боев на просторах Синайской пустыни, 150 уцелевших «Супер Шерманов» (модификация со 105 мм пушкой) были приобретены в 90-х годах для Сухопутных войск Чили. «Супер Шерманы» резво бороздили горные склоны Анд, пока не были заменены на современные ОБТ «Леопард-2» в начале нового тысячелетия.
"Супер Шерман" чилийской армии, 1990-е годы
За годы войны было выпущено 49 234 «Шермана», что ставит его на второе место по массовости после Т-34. Справедливо отметить, что количество «Шерманов» никак не отразилось на их качестве: характерные для Т-34 «особенности», в виде необработанных элементов интерьера боевого отделения или проблемы с переключением передач, «Шерману» были не свойственны. Качество этих танков вошло в легенды.
Советские солдаты на легком БТР М3А1 "Скаут"
ЗСУ М17. Счетверённая установка 12.7мм "Браунингов" с электроприводом обеспечивала достаточно высокую плотность и точность огня по низколетящим целям
Факты и цифры взяты из книги М. Барятинского «Танки ленд-лиза в бою»
Автор: Олег Капцов