Взрыв был чудовищной силы. Раскаленные куски металла – части парохода, котлы, поровая машина, его груз – искореженные фрезерные станки больше тонны весом, пылающие кипы сизаля – все это было подброшено взрывом и упало в радиусе 2х миль на город. Тысячи мертвых чаек усыпали землю, два спортивных самолета упали, сбитые взрывной волной, и затонули в заливе.
Рабочего химзавода Роберта Морриса подняло на несколько метров над портом в его виллисе и бросило на пирс.
Большинство людей в порту погибло, многие были тяжело травмированы. Так на Фрэнка Тейлора во время взрыва обрушилась крыша склада инструментов. Он вылез весь в крови из-под обломков, прыгнул в воду и доплыл через весь залив к своему дому. Там он обнаружил трупы жены и детей. После этого Тейлор схватил молоток и начал прибивать доски разрушенного дома….
Сотни домов были разрушены, выбиты все стекла в домах за 25 миль от эпицентра. Этот удар зафиксировали даже сейсмографы за тысячу миль от Техас-Сити. По подсчетам специалистов, мощность взрыва равнялась пяти 25-тонным авиабомбам.
Смерть городаНо сам взрыв корабля в 9 часов 12 минут 16 апреля 1947 года был только началом катастрофы в Техас-Сити.
Раскаленные обломки, упавшие на город после взрыва, стали причиной сотен возгораний.
Вспыхивали одно за другим бензо и нефтехранилища нефтеперегонных компаний, которых в городе было шесть. Из лопнувших нефтепроводов текла нефть, которая загоралась от малейшей искры. Горели дома, склады, целые улицы. Подходы к порту отрезала огненная стена. Большая часть пожарных погибла на пароходе и тушить пожары было некому. В городе начиналась паника.
На химическом комбинате «Монсанто», расположенном в районе порта, погибло 154 человека из 450 рабочих первой смены, 200 были тяжело ранены. На этом заводе загорелся склад химикатов. Одним из элементов оказалась сера , и ее едкие пары несло прямо на город.
В горящий Техас-Сити начали прибывать пожарные авто из Веласко, Хьюстона, Галвестона, Хай Айленда. Но и они мало что могли сделать, все время вспыхивали новые очаги пожаров.
Радиостанция города бездействовала. По улицам, среди трупов и обломков, ездили полицейские машины, указывая людям безопасные пути выхода.
В школах во время взрыва шли занятия. Взрывная волна выбила стекла со стороны порта. Многие дети получили травмы от стекол, многие потеряли зрение. Ветер нес на школу пары серного газа. Дети начали паниковать, но один из учителей физкультуры объявил тревогу.
Он неоднократно устраивал тренировки, играл с детьми «в войну», отрабатывал действия по эвакуации при авиа-налетах. Эта тревога и спасла детей. Они четко разбились на отряды и начали упорядоченно двигаться к выходу. Но дверь почему-то оказалась закрытой. Опять грозила паника, но впереди идущий подал знак, подняв вверх правую руку, а по отработанным правилам это означало смену направления движения. 900 школьников спокойно покинули здание.
Для помощи городу армия США отрядила полк из форта Крокер, расположенного неподалеку. Солдаты занимались спасательными работами, вытаскивали людей из-под обломков, разбирали завалы. Позже командующий фортом генерал-майор Уэйндрайт назвал это самой большой трагедией за всю его 35 летнюю военную карьеру.
Мэр Техас-Сити обратился к губернатору штата за помощью. В город направили все машины химического тушения, чтобы обуздать неистовый огонь. Это было сделано и пожар начал сдаваться. Но в 1:10 ночи в порту взорвались почти одновременно пароходы «Вильсон Киин»и «Хайфлайер». В результате взрыва у них снесло люки трюмов, а потом туда попали горящие обломки, поджегшие груз. На этих кораблях тоже были безопасные удобрения — на «Хайфлайере» — 2000 тонн аммиачной селитры, на «Вильсон Киин» — 300 т.
Люди, уцелевшие после падения осколков попытались тушить пожар, но страшный и ядовитые испарения заставили покинуть это место. Людям удалось отойти на шлюпках на другой бок залива да несколько минут до взрыва.
Эти взрывы были слабее, но они окончательно добили железобетонные склады на пирсе, уничтожили нефтяные склады компаний «Ричардсон» и «Хамбл», а осколки вызвали новые пожары.
Трое суток сражались с огнем. К рассвету четвертого дня огонь был побежден, дым рассеялся, и люди увидели останки города и химических заводов, разрушенных тремя взрывами.
На улицах и в воде залива нашли 1500 трупов, еще несколько сот человек пропали без вести, их тела отыскать не удалось, 3500 тяжелораненых, 15000 осталось без крова. Материальный ущерб от катастрофы оценили в 100 млн. долларов.
Результаты расследованияВо время борьбы с бедствием в Техас-Сити ту самую счастливую школу, где все 900 детей удалось вывести, превратили в морг. Туда свозили найденные трупы, которые подбирали на улицах солдаты и следователи, врачи и полиция проводили опознание. Бумаги не хватало после пожаров и сведения о жертвах писали на полицейских бланках.
Потому каждый труп получал на ногу прикрепленную бечевкой жетон со стандартной надписью «За нарушение правил уличного движения». Журналисты даже шутили, что логичнее было бы использовать бланки пожарных «За курение — штраф».
Кстати именно эта шутка натолкнула ФБР США на правильный путь в расследовании причин взрыва. Следствие было вести очень нелегко, ведь кроме репортера Клинтона не выжил никто из бывших на борту «Гранкана», а сам пароход был уничтожен.
Но все же сенатской комиссии удалось сделать следующие выводы:
1. нормы противопожарной безопасности нарушили производители удобрений. Нельзя упаковывать селитру в 50 килограммовые бумажные мешки, тара должна быть металлической.
2. Портовые власти не запрещали курить грузчикам во время работы, и они курили при погрузке селитры на «Гранкан».
3. Ни администрация порта, ни капитан парохода «Гранкан» не знали про огромный взрывной потенциал нитрата аммония (аммиачной селитры).
4. Ни старший помощник капитана, руководивший тушением пожара в трюме, ни руководство пожарной охраны Техас-Сити не знали, что тушить аммиачную селитру можно большими объемами воды
5. Пожар «Гранкан» вызвал брошенный в трюме грузчиками окурок, взрыв корабля вызвало преступное действие безграмотного в этой области старпома — применение паротушения.
По идее катастрофа в Техас-Сити должна была морские круги разных стран заставить обратить внимание на свойства аммиачной селитры. Пересмотреть правила хранения этого груза, его транспортировки и морской перевозки. Оказалось, что это очень опасный груз, его взрывчатый потенциал ставил его в ряд с порохом, динамитом, пироксилином, нитроглицерином, гремучей ватой, сернистым углеродом, сернистым эфиром.
16 апреля 1947 г. никто из ответственных лиц, команды корабля, пожарных не знали не задумывался о том, что нитрат аммония NH4NO3 получается путем нейтрализации аммиаком азотной кислоты и образует взрывчатые смеси с горючими веществами, которые называются аммоналами и используются военными, а также для промышленных взрывов.
Этот взрыв не был первым в истории мореплавания. Еще до второй мировой войны зафиксирован подобный взрыв корабля с аммиачной селитрой.
Около Атико на пути из Вальпараисо в Нью-Йорк взорвался Чилийский грузовой пароход «Будето» водоизмещением 4300 т. На его борту было несколько сот тон аммиачной селитры, лес, рогатый скот, почта. Погибло больше половины команды и пассажиров. Во время буксировки в порт «Будето» затонул из-за значительных повреждений от взрыва.
За последние полтора столетия развития мореплавания на бортах кораблей происходило множество событий с химическими веществами. Это происходило из-за незнания моряками их свойств, пренебрежения потенциальной опасностью. Только постепенно познавался нрав и характер новых химических продуктов.
С появлением первых пароходов возрос спрос на уголь. Но совершенно неожиданно оказалось, что это безобидное топливо может при определенных условиях хранения жутко взрываться. Первой ласточкой стал французский пароход «Кувье», погибший от взрыва угольной пыли23 января 1848 г.
Очень долго никто не мог объяснить причин самопроизвольного возгорания сена, угля, хлопка и других «безопасных» грузов. А с развитием химической промышленности расширился и ассортимент опасных грузов. И в наше время запестрели сообщения о взрывах натриевой селитры, аммиачной селитры, карбида кальция.
Эхо катастрофыТеоретически, должны были последовать выводы после взрыва корабля и гибели города на берегу Мексиканского залива. Но всего через четыре месяца подобная катастрофа происходит во французском порту Бресте.
Во время стоянки в Бресте 28 июля 1947 г., в 12 часов 30 минут, вспыхивает пожар на американском пароходе «Оушн Либерти», следовавшем из Балтимора в Антверпен. В его трюмах было более 7000 т различного груза, среди них – 3309 т аммиачной селитры. Пароход уже полностью охватил огонь, и портовые власти распорядились в 1 час 45 минут отбуксировать его в открытое море, после неудачной попытки затопить судно.
Когда «Оушн Либерти» отбуксировали на 0,5 мили от ближайших портовых сооружений, он взорвался. Из команды корабля, которая продолжала тушить пожар, никто не спасся. Хотя взрыв и случился уже довольно далеко от берега, но в городе более сотни человек погибло и многие были покалечены. Раскаленные осколки корабля, упавшие на порт, вызвали многочисленные пожары.
Ущерб портовым сооружениям, нанесенный взрывом, исчислялся в 3 млн. фунтов стерлингов. Причину взрыва назвали ту же, что и для «Гранкана» — паротушение аммиачной селитры.
Еще через 12 дней (9 августа) на другом конце света в порту Мельбурн опять взорвался «мирный груз».
На этот раз это был английский пароход «Махиа» водоизмещением более 10 000 т, который готовился к выходу в Англию. Во время погрузки в трюме № 3 один за другим, с секундными промежутками, произошли 4 взрыва. Груз с верхних палуб подбросило на несколько десятков метров вверх.
Еще через несколько минут самый сильный пятый взрыв прогремел в трюме № 5. Судно было разрушено почти полностью. Загорелись береговые склады на расстоянии 150 м от корабля. Только через 6 часов их с огромным трудом удалось потушить всем пожарным командам города. В результате взрывов и пожара погибло несколько десятков человек. Убытки были огромными.
Точные причины пожара неустановленны. По мнению экспертов, протекла бочка с грузом, во время грузовых работ во время ударов металлических бочек о переборки возникла искра, которая и воспламенила разлитую жидкость. Еще известно, что на борту было 40 т хлоратов….