Перейти к содержимому

 


- - - - -

054_Плавание и загадочное исчезновение экспедиции Лаперуза


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 05 Июнь 2013 - 12:40

Давненько мы с вами не бороздили просторы Мирового Океана, дорогие читатели. Я хотел взять кого-нибудь из английских мореплавателей, но конкретных планов на этот счет у меня не было, а тут один из читателей прислал письмо с просьбой рассказать об экспедиции Лаперуза. Ну, что ж! Лаперуз. Франция. Вперед!

Быстрый рост английской колониальной державы, осуществлявшийся при поддержке громадного королевского флота и кораблей различных компаний и частных лиц, вызывал во Франции тревогу, раздражение и зависть. Франция стала уделять значительное внимание строительству морского флота и проведению исследовательских экспедиций, так как конкуренты не спешили делиться своими знаниями. Было совершено множество замечательных плаваний, но мы рассмотрим сегодня только экспедицию, загадочное исчезновение которой и до сих пор волнует историков.

В 1783 году началась подготовка морской экспедиции, которая должна была превзойти по своим результатам экспедицию Бугенвиля, завершившуюся в 1769 году. Лучшие научные силы Франции были привлечены к подготовке этой экспедиции, а Людовик XVI лично курировал разработку маршрута экспедиции и давал ценные указания. Он же формулировал и основные задачи предстоящей экспедиции.

1 августа 1785 года из Бреста вышли фрегаты "Астролябия" и "Буссоль". Официальной целью экспедиции было определение целесообразности организации постоянного китобойного промысла в южных морях. Вы поверили в это? Я думаю, что современники тоже не очень в это верили. "Буссолью" командовал начальник экспедиции граф Жан Франсуа де Гало Лаперуз. Он был опытным морским офицером с большим стажем плавания, а начинал он юнгой с пятнадцати лет. Помимо того, что он был известным боевым офицером (дрался с англичанами на всех известных морях и ненавидел их), за его плечами был четырехлетний опыт плаваний у северо-западных берегов Америки. "Астролябией" командовал Поль Антуан де Лангль, который тоже достаточно повоевал с англичанами.

Экипажи фрегатов насчитывали 223 человека, не считая практикантов, которыми были ученики Парижской военной школы. В экипажи была набрана элита военно-морского флота Франции, а списки просматривал и утверждал лично Людовик XVI. Ходит довольно любопытная история о том, что при неоднократных переписываниях списков по недосмотру одного из писарей в них исчезла фамилия одного из практикантов. Все бы ничего, но впоследствии он стал довольно широко известен под именем Наполеон Бонапарт. Во многих исследованих на это обстоятельство указывают, как на неопровержимый факт. Может быть! Интересно, как бы тогда развивалась мировая история без Наполеона?

Экспедиция пошла традиционным путем: через Атлантику и вокруг мыса Горн. Затем корабли дошли до порта Консепсьон, повернули до острова Пасхи, а оттуда прибыли на остров Мауи в Гавайском архипелаге. Отдохнув немного на Гавайях, экспедиция отправилась к южным берегам Аляски, тогда еще Русской, а затем повернули на юг и дошли до испанского торгового форта Сан-Франциско. Заправившись продовольствием и водой, корабли вышли в океан и без остановок достигли Филиппин. Пока что ничего особенно нового и интересного.

Весной 1787 года экспедиция отошла от Филиппин, прошла Восточно-Китайское и Японское моря, направляя свои носы направо и налево (информация, составление карт), и вошла в Татарский пролив. Это мы теперь знаем, что это пролив. А Лаперуз решил не тратить время и силы на доказательство общеизвестного факта, что Сахалин является полуостровом. И великие путешественники могут заблуждаться! Он повернул корабли и обогнул Сахалин с юга, открыв по пути остров Монерон. По проливу, который был впоследствии назван его именем, корабли вошли в Охотское море, поболтались немного там, а затем направились к Камчатке.
7 сентября 1767 года экспедиция достигла Петропавловска-Камчатского. Отсюда в Париж был отправлен гонец с подробным отчетом о проделанном плавании и многочисленными картами. Гонцом был барон Жан Батист де Лессепс, единственный оставшийся в живых участник этой экспедиции, который и составил впоследствии описание этой экспедиции, выдержавшее множество изданий на различных языках. Когда было получено сообщение о результатах экспедиции, вся Франция только и говорила о Лаперузе и его спутниках. Находясь в Париже, можно было подумать, что других тем для разговоров не существует, а весь мир завидует Франции.

А сам герой разговоров со своей экспедицией в это время подходил к островам Самоа. Был открыт самый крупный остров в Самоанском архипелаге, Савай (Савайи), но пребывание на этих островах оставило очень неприятный осадок. В многочисленных стычках с туземцами погибло 32 человека, в том числе и де Лангль. Покинув негостеприимный архипелаг, Лаперуз отправился к берегам Австралии. Здесь и произошло одно из удивительных совпадений. 26 января 1788 года в Ботани-Бей вошли одиннадцать английских парусников с более чем восьмьюстами каторжников в трюмах. На берегах залива был основан город Сидней. И почти в это же самое время в Ботани-Бей вошли корабли экспедиции Лаперуза. Это последняя точка, до которой прослеживается путь экспедиции Лаперуза.

7 февраля 1788 года из Ботани-Бей было с оказией отправлено письмо с описанием проделанного после Камчатки плавания и сообщалось о дальнейших планах экспедиции. Из Австралии Лаперуз намеревался отправиться к островам Санта-Крус, а затем к острову Маврикий. Но эти планы не осуществились по неизвестным нам причинам. В Париже полученное письмо вызвало новый взрыв восторга, а его отправителя в это время, скорее всего, уже не было в живых. Время шло, а никаких новых сообщений об экспедиции не поступало. Началась Революция, и почти всем стало не до Лаперуза. Но король помнил о нем. 28 сентября 1791 года на поиски Лаперуза отправились корабли под командованием Жозефа Антуана де Брюни, который умер в пути, а его спутники прекратили поиски и вернулись во Францию, но уже наполеоновскую. А Людовик XVI до самой казни ждал известий о своей любимой экспедиции. Даже на эшафоте, 21 января 1793 года, он спросил палача:

"А скажи-ка, дружок, не слышно ли чего нового о Лаперузе?"


Почти сорок лет все попытки разыскать останки экспедиции Лаперуза не приносили никаких результатов. Лишь в 1827 году ирландец Питер Диллон, а в 1828 году Дюмон-Дюрвиль нашли некоторые вещи экспедиции Лаперуза у острова Ваникоро, находящегося недалеко от Соломоновых островов. А в 1964 году Брассар там же нашел остатки затонувшего корабля. Итак, место было найдено, но причина гибели экспедиции так и осталась невыясненной (Даже Старый Ворчун ничего об этом не знает. - Прим. Ст. Ворчуна).

Возможно ли, что оба корабля (кстати, остатки второго так до сих пор и не найдены), ведомые опытными капитанами, почти одновременно напоролись на рифы и затонули? Такое, конечно же, бывает, но верится в это с трудом.

Более популярным, особенно во Франции, является мнение, что Лаперуза погубили англичане. Они могли и просто расправиться с экспедицией, тем более, что Лаперуз и не пытался скрывать свои антианглийские взгляды и мог высказать их англичанам в лицо. Или каторжники, захватили суда, перебили членов экспедиции и бежали из Австралии. Существуют и другие гипотезы о пропаже экспедиции, вплоть до вмешательства пришельцев, но точная причина исчезновения экспедиции Лаперуза пока так и не установлена. Это одна из крупнейших загадок периода Великих Географических Открытий.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
abrakodabra , Shurf

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 07 Июнь 2013 - 15:04

Письмо от действительного члена РГО В.П. Королюка о плавании Лаперуза

[На самом деле было три письма, но с любезного согласия автора я привожу из них наиболее интересные моменты, имеющие отношения к плаванию Лаперуза. Часть из них имеет характер возражений, а большая часть посвящена дополнению моей Ворчалки интересными подробностями.]
Вы написали:

"Жан Франсуа де Гало Лаперуз... начинал юнгой с пятнадцати лет", -

на самом же деле Жан Франсуа Гало граф де Ла Перуз в пятнадцать лет поступил в гардемарины. Согласитесь, что "юнга", которым мог стать любой простолюдин - это далеко не первичный морской офицерский чин "гардемарин", который присваивался лишь дворянам.
[Поступив в гардемарины, он, тем не менее, несколько месяцев служил юнгой, т.к. хотел пройти все(!) ступени морской службы. - Старый Ворчун.]

Кроме того, Лаперуз "ненавидел англичан" не столько потому, что "дрался с ними на всех известных морях", сколько из-за того, что восемнадцати лет, во время первого своего сражения у Киберона, попал к ним в плен, откуда был освобожден лишь после войны, при обмене военнопленными.

Да и капитаном корабля он плавал с 1767 года, т.е. более 20 лет, а не 4 года, как может показаться из Вашего текста:

"за его плечами был четырехлетний опыт плаваний у северо-западных берегов Америки".

[Когда я писал 4 года, я подчеркнул именно регион плавания, а не стаж Лаперуза, так как именно к приполярным областям проявлялся тогда повышенный интерес. - Старый Ворчун.]

Также неверно и утверждение, что "в многочисленных стычках с туземцами погибло 32 человека". На самом деле за два с половиной года экспедиция потеряла 34 человека: 21 человек утонул во время шторма у Аляски, а вместе с де Ланглем - в единственной стычке с туземцами! - погибли 12 человек.
[В доступном мне источнике указывалось число 32, но, возможно, что В.П. Королюк, как профессионал, прав. - Старый Ворчун.]

И первая спасательная экспедиция была послана не королем, как явствует из Вашего текста, а по инициативе Парижского общества естествоиспытателей, обратившегося к Национальному собранию, которое в феврале 1791 года признало "необходимость спасения Лаперуза и его моряков", и в сентябре из Бреста, действительно, отправились в море два корвета - под командованием контр-адмирала Брюни д'Антркасто, который, конечно, "умер в пути", но произошло это не так скоро - лишь после двух лет плавания, 21 июля 1793 года...

Далее. Последний приют обоих кораблей Лаперуза и примерные обстоятельства их гибели теперь уже известны достаточно точно, ведь после 1964 года, которым Вы заканчиваете очерк, поиски не остановились... Описывая свою экспедицию 1987 года ("Без вести пропавшие"), Р.Коумен, например, сообщал:

"В течение почти 40 лет до 1827 г. после исчезновения экспедиции Лаперуза даже часть завесы над его тайной не была приоткрыта. Капитан Петер Диллон, неутомимый ирландский путешественник, узнал от островитян на Ваникоро, что 40 лет назад здесь прошел сильнейший циклон. На следующее утро после шторма два судна было выброшено на рифы. Одно, находившееся напротив деревни Пайу, было быстро разбито волнами и утонуло. С него спаслись только два человека. Другое застряло в рифах немного севернее. С этого судна спаслось много моряков. Они поставили лагерь неподалеку от Пайу, где построили из спасенного строевого леса маленькое суденышко и ушли на нем, чтобы больше никто никогда о них ничего не слышал. Двух человек - "начальника" и слугу - они оставили. Диллону сказали, что начальник умер всего два года назад, а слуга вскоре сбежал с острова. Значит, они были здесь на острове, когда Эдвардс и д'Антркасто проходили мимо. Диллон выменял у туземцев те спасенные после кораблекрушения вещи, которые у них оставались, и впоследствии доказал, что суда Лаперуза действительно разбились около острова... И только в 1958 г. новозеландец Рис Дискомбл, живший в Вануати, обнаружил остатки одного из судов. А через несколько лет были найдены и обломки второго... Место 2-го крушения находится в мелком проходе в рифах, который называется Ложный Проход, и где имеется сильное течение. Там мы обнаружили множество небольших находок, которые в основном относятся к списку товаров, погруженных в Бресте. Они включают оловянные миски и кружки, стеклянные бусы, украшения из стекла, полудрагоценные камни, множество бронзовых медальонов и медных горжеток или нагрудных доспехов. Также были извлечены на свет бронзовая подставка для компаса и части навигационных и научных инструментов, два тяжелых мельничных жернова, используемых для перемолки зерна во время путешествия...
Если все правильно, и это - остатки "Буссоли" (имеется в виду место 1-го крушения, - В.К.), то, возможно, Лаперуз не выжил. В судовом журнале (дневнике) он часто жаловался на состояние судовой оснастки. Распределение обломков крушения наводит на мысль, что судно сначала ударилось кормой. Во время циклона судно с испорченной оснасткой легко могло поломать мачты, порвать паруса или, в крайнем случае, потерять управление. В такой ситуации естественно было бы бросить якорь и надеяться, что судно задержится, не налетев на рифы. Однако, гряда рифов у Ваникоро слишком крутая, чтобы зацепиться якорем. Несмотря на это, задержка движения якорем и огромным пеньковым якорным канатом развернула нос корабля по ветру так, что его потащило на рифы кормой. Второе судно, видя, что первое терпит бедствие, естественно пытается оказать помощь. Оно старается проникнуть внутрь лагуны со спокойной водой, чтоб оттуда помочь терпящим бедствие. Ложный Проход имеет вид спасительного выхода, но фактически дно его круто идет верх и недостаточно глубоко для большого судна. Он оправдывает свое название. Второе судно наскочило на коралловую мель пролива и застряло там. Археологические данные свидетельствуют о том, что оно намеренно вошло в проход и не так пострадало от разрушительного действия моря, как первое судно. Это дало спасавшимся людям время для спасения имущества, необходимого для бегства с острова..."


И еще одно маленькое замечание. Как-то уж очень бегло упомянули Вы пребывание Лаперуза у российских берегов:

"Весной 1787 года экспедиция отошла от Филиппин, прошла Восточно-Китайское и Японское моря, направляя свои носы направо и налево (информация, составление карт), и вошла в Татарский пролив..."

А ведь именно этот момент имел любопытное, на мой взгляд, продолжение в наши дни, не говоря о том, что в Петропавловске даже памятник Лаперузу установлен - причем, давно. Продолжение это связано с целым географическим открытием, каковое в наши дни, согласитесь, сделать уже почти невозможно.

Итак, в июне 1787 г. (в конце второго года путешествия) Лаперуз сотоварищи повел свои корабли к берегам Тартарии... При попутном ветре они пересекли Японское море от о. Хоккайдо (тогда - Йессо, т.е., с японского, "земля варваров") в направлении нынешнего северного Приморья. Тогда же в своем дневнике Лаперуз записал:

"Мы сгорали от нетерпения увидеть землю, волновавшую наше воображение с самого начала путешествия, т.к. это была, пожалуй, единственная часть земного шара, которую не посетил неутомимый капитан Кук".

Впервые они приблизились к нашим берегам в районе нынешнего поселка Камень-Рыболов (бывш. Пфусунг), но из-за обычных здесь в это время густых туманов долго не могли подойти к берегу, направившись на северо-восток вдоль побережья. Когда, наконец, туман на несколько дней рассеялся, они увидели обширный залив, объединявший 5 небольших бухт. Лаперуз дал ему имя своего учителя адмирала Де Тернье (Терней). Вечером 6 июля французы бросили там якоря "на расстоянии половины лье от берега". Они провели в этом месте 3 дня - охотились на оленей и медведей, ловили рыбу, собирали моллюсков, пополняли запасы воды и съедобных трав:

"У нас и до этого не было случаев заболевания цингой, а теперь мы еще более обезопасили себя от этой болезни на долгий срок".

Людей здесь встретить не удалось, но нашли и раскопали могилу 2-х аборигенов... Перед уходом моряки зарыли на берегу залива бочонок с металлическими пластинами, на которых выгравировали названия кораблей и время стоянки. Через пару дней они еще раз остановились - в устье приморской реки Адими (Желтой), назвав это место именем адмирала Сюффрена, после чего направились на север.

...Через столетие, в 1874 г., топографическая экспедиция подполковника Л.А.Большева, производившая описание последнего "белого пятна" на севере Южно-Уссурийского края,

"не нашла упоминаемого Лаперузом залива Сюффрен, но отыскала бухту Терней".

Сегодня можно уверенно утверждать, что и бухту Терней она тоже не "отыскала", т.к. обозначенное ею на карте место находится немного южнее и очертаниями своими абсолютно не соответствует карте, нарисованной Лаперузом. Однако мы до сих пор продолжаем называть этим именем место, в котором Лаперуз никогда не бывал (теперь здесь располагается даже целый райцентр - поселок Терней). А настоящий залив находится на два десятка километров выше по карте и обозначен как залив Русских (бывший до 1972 г. заливом Тавайза). Это не так давно достоверно установлено тернейским краеведом и журналистом Е.А. Суворовым. Он же установил и происхождение названия "Терней", которое ранее считалось орочонским выражением "Долина смерти", от имени шевалье Шарля д'Аршака Де Тернье (1723-1780)...

С 1997 г., когда исполнилось 210 лет высадки Лаперуза, Приморский центр РГО - Общество изучения Амурского края (ОИАК) ежегодно проводит краеведческие экспедиции в Терней на паруснике "Паллада", в которых каждый раз принимают участие и представители Посольства Франции в России, специально прилетающие для этого из Москвы. Установлена связь и с последним потомком наставника Лаперуза - маркизом де Тернье (Терней), живущим неподалеку от Парижа.

В том же 97-м Ученый совет ОИАК хотел было представить Евгения Суворова на присвоение ему золотой медали Русского географического общества, но... оказалось, что нынешний статус этой медали не позволяет награждать ею за географические открытия, которые, оказывается, все уже давно совершены и новых, увы, не предвидится (так что и Пржевальский теперь ее тоже не смог бы получить).
Вот такие они, наши дела...

С уважением
В.Королюк, действительный член РГО-ОИАК.
http://submarine.id.ru/koroluk.shtml

P.S. Наверное, стоит добавить, что в поселке Терней установлены, аж, 2 памятника Лаперузу - в центральном сквере у здания администрации и на лукоморье залива Русских. Е.Суворов же мечтает найти и откопать таинственный бочонок с посланием французских моряков. Надеюсь, это у него получится...

Дорогие читатели! Согласитесь, что очень интересное и содержательное письмо вы только что смогли прочитать.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
abrakodabra , Shurf


Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.