Пальма вообще интересное оружие вот немного о нем...
А.Д. Мухачев - спец по северным и таежным народам (профессор, автор многих книг, в частности - книги "Выживание в тайге и тундре").
ПАЛЬМЫ были распространены в просторах Высюганья (!), в бассейнах Оби, Таза. Перековывались из топоров, взятых в Мангазее (еще той, первой), назывались они ТЭРА (селькупское), и имели сугубо боевое и охотничье предназначение. Дело в том, что до появления огнестрельного оружия ОСНОВНЫМ методом забоя и заготовки оленя (жизненно важный вопрос) у всех северных народов (есть и иные методы, но менее продуктивные) был т.н. "ПОКОЛ": по приметам и опыту карулился момент, и стадо билось (голов в 500) на ПЕРЕПРАВАХ рек. Догоняли на лодках-долбленках, и оленя били ПАЛЬМАМИ! Били без роздыху и не выная, на скорость, пока все стадо не драпануло, выйдя на берег! Дело в том, что олень не тонет, у него шерсть полая внутри - держит. Потом всю эту "поплавочную" массу тащили всех кагалом уже не спеша к берегу, и заготовлялись всерьез и надолго. Потому нужно было мощное широкое лезвие ножевого типа, рассекающее именно шею с одного удара. Это и есть основное действо ПАЛЬМЫ! А уж потом - мишки, кусты и понты.))) Ну, и междуусобные драчки...
Источник информации: "Путешествие в мир оленеводов" проф. А.Д.Мухачев, д-р К.А.Лайшев, канд. А.А.Южинов. Новосибирск 2001 ISBN 5-94306-020-0
Кстати, такие методики распостранены были и в Африке, отсюда и сходство форм БУШМЕНА от Колд Стил с наконечником ПАЛЬМА - едины задачи, по сути.))
Теперь боевая часть ))) Вообще-то, склоняются к тому, что слово русского происхождения, - «палемка (?). У каждого народа было свое название. Нганасан. «лаку», юкагиры «чомо-чогойа», селькупы «теха», удегейцы «хогдо» и т.д. Существовало 2-3 разновидности. Якутский «батас» с клинком 50-70 см, «батыга» – 30-40 см и «хотокон» – 15-20 см. А.Черкасов описывает ловкость «пальмовика» (60-е годы 19 века): «Орочоны так ловко действуют пальмой, что, срубив небольшое деревцо с одного раза, успевают и перерубить его пополам во время падения, не допустив коснуться земли»!!! Техника – круговые сметающие движения, рубящие и режущие с захватом правой возле лезвия, а также разл. варианты подрезаний. Тренировки – один лежит, другой рубит! ))) Всех этих описаний достаточно в легендах и преданиях. Сильные бойцы выхватывали пальму противника, зажимая лезвие под мышкой.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пальма
Издавна, в Сибири и на Дальнем Востоке известен вид оружия представляющий из себя однолезвийный нож, крепящийся на палке. Те, кто более-менее знаком с китайским или японским оружием тут же скажет: «Ну, да, это нагината или дао. Но при чем тут пальма?» А при том, что аналогичное оружие использовалось не только японцами или китайцами, но и практически всеми восточно-сибирскими народами и в отечественную этнографию оно вошло под названием «Пальма», не смотря на то, что у каждой народности он называется по своему (у якутов – батас и батыйа, у эвенков – кото, у кетов – ус, у эвенков и орочей – гида и т.д.). При этом, лично я, разыскивая этнографические материалы не нашел упоминания, а кто же, какой народ или исследователь ввел его в оборот.
Но вернемся к описанию пальмы как холодного оружия. Обычно, она представляет из себя ножевидный клинок треугольного сечения с односторонней заточкой, несколько расширяющийся в средней части, насаженный на древко. При этом, длина клинка составляет около четверти всей длины оружия и при длине древка 1,1 – 2 метра может достигать 70 см. но чаще всего размеры пальмы не такие уж и крупные. Так, клинок якутского батаса при длине древка до 1,5 метра не превышает длины в 60 см., у хантского пала не превышает 32 см., а у кетского уса вообще колеблется в пределах 25 – 32 см. При этом, ширина клинка варьируется в пределах 5 – 6 см. Клинок пальмы практически всегда черешковый и вставлялся в расщеп древка, хотя попадаются и втулочный. Расщеп всегда обматывался сухожильными нитками и оклеивался полосой бересты, дополненной, иногда, бечевкой. Втулочные клинки также дополнительно укреплялись нитками и берестой.
Пальма могла украшаться. Причем наиболее распространенными способами ее украшения служила чеканка и гравировка.
Если говорить о предназначении пальмы, то сразу хотелось бы отметить ее универсальность. Она является не только боевым оружием, не только охотничьим инструментом, заменяющим копье (у некоторых народов оружие типа пальмы и копье обозначается одинаковыми терминами, например у эвенков кото, у удэгейцев – сагди гида), но и заменяет хозяйственный инструмент и может использоваться вместо топора.
При этом, как уже говорилось выше, данное оружие было широко распространено, подтверждением чему может служить вот этот далеко не полный перечень наименования пальм у сибирских народов: якуты – батас и батыйа (уменьшенный вариант батаса); эвенки – кото; ханты – пал; кеты – ус; удэгейцы – сагди гида; эвенки, орочи – гида; нанайцы – давамагда; энцы – лаку; нивхи – лахтъ.