УДК 903.2(571.53/.55)
2 Б. А. Базаров, А. И. Бураев, Д. А. Миягашев
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Россия, г. Улан-Удэ
e-mail: bazar-b@ngs.ru; buraev1961@mail.ru; silker10@yandex.ru
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ЗАПАДНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ
Коллекции металлических зеркал хранятся в фондах различных музеев Республики Бурятия и относятся к двум хронологическим периодам истории Западного Забайкалья – эпоха хунну и Средневековье. Эти собрания составляют условную группу «западно-забайкальской» коллекции металлических зеркал. В данной работе дается описание одного фрагмента и одного целого зеркала. Обломок первого изделия был обнаружен А. В. Тиваненко в результате раскопок хуннского погребения в 1978 г. на широко известном памятнике Ильмовая падь (Кяхтинский район Республики Бурятия).
По основным характеристикам обломок зеркала отнесен к типу зеркал TLV, бытовавших на территории Китая в эпоху Восточной Хань. Второе зеркало случайно найдено на частной территории в 2015 г. (Заиграевский район Республики Бурятия). Средневековое зеркало относится к типу «зеркал с изображением драконов». Представленная работа является первым шагом на пути обобщающего исследования всех известных образцов подобных изделий, обнаруженных на территории Западного Забайкалья.
ВВЕДЕНИЕ
Металлические зеркала являлись предметами личного пользования, входя в первый, самый ближний, круг магических предметов, обладающих апотропеическими функциями. Анализ декора и деталей оформления, а также определение химического состава позволяют сделать выводы о месте и времени производства, хронологии раскопанных погребений или поселений, процессах этнокультурного взаимодействия, масштабах торговых связей и т. д. Зеркала обладают высоким семиотическим статусом, в них заложен определённый потенциал для реконструкции духовной культуры древнего
населения [1; 4; 6; 13]. Все обнаруженные на территории Западного Забайкалья металлические зеркала подразделяются на две большие хронологические группы: китайские зеркала, полученные из раскопок памятников хунну, и зеркала эпохи Средневековья, являющиеся поздними копиями китайских зеркал. Большинство зеркал обнаружено в результате археологических раскопок погребальных комплексов, реже – на площади поселений, некоторые артефакты относятся к категории случайных находок.
Металлические зеркала из памятников хунну Западного Забайкалья рассматриваются в трудах исследователей как важный элемент ритуальной практики [5; 7; 9; 10; 11; 14]. Коллекция зеркал, условно называемая нами «западно-забайкальской», в количественном отношении невелика. Большей частью зеркала в хуннских памятниках попадаются в единичных обломках, лишь два экземпляра удалось восстановить почти полностью.
Полная сводка зеркал из хуннских памятников Западного Забайкалья была выполнена И. В. Филипповой [14]. На момент публикации И. В. Филипповой было известно 18 экземпляров зеркал, из них 8 экз. были обнаружены в поселенческих памятниках (городище Баян-Ундэр – 1 экз.; Иволгинское городище – 7 экз.), 10 – в погребениях (Ильмовая падь – 4 экз.; Черемуховая падь – 3 экз.; Енхор – 3 экз.). Позже было найдено еще одно изделие во время раскопок элитного хуннского кургана на памятнике Царам [9].
Полной сводки средневековых зеркал, обнаруженных на территории Западного Забайкалья, до сих пор нет. Описание одного зеркала приведено в монографии Е. А. Хамзиной [15, с. 107, рис. 27]. Данное изделие было найдено в могиле № 1 могильника I Тапхарского комплекса. Еще два зеркала описаны в статье В. И. Ташака. Оба изделия были найдены автором во время разведок в окрестностях с. Усть-Кяхта. По аналогиям эти зеркала датируются VII–VIII и XI–XII вв. [12, с. 217–218].
Целью данной публикации является ввод в научный оборот двух металлических зеркал, одно из которых происходит из погребения хунну (Ильмовая падь), другое относится к средневековому времени.
МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Зеркало № 1. Краевой обломок зеркала был найден в погребении в Ильмовой пади в 1978 г. А. В. Тиваненко и хранится в Этнографическом музее народов Забайкалья (инв. номер ОФ6408).
К сожалению, мы не располагаем точными сведениями об обстоятельствах находки зеркала, поскольку в ходе архивных изысканий, проведенных в музеях г. Улан-Удэ, отчет о раскопках нам так и не удалось найти.
Зеркало изготовлено методом литья. Максимальные размеры 5,9×3,2 см. Внешний бортик орнаментального поля плоский, шириной 1,8 см, со скосом внутрь, за бортиком проходит лента из параллельных скошенных линий (ширина – 0,4 см), ограниченная тонким кольцом, за ней следует орнамент с зигзагообразными короткими полосками. На орнаментальном поле геометрический орнамент – параллельные линии с прямыми углами. Толщина зеркала по бортику – 0,5 см, по орнаментальному полю – 0,3 см (рис. 1). Ввиду незначительности сохранившегося фрагмента его трудно отнести к определенному типу зеркал, но характер бортика и орнамента приближает этот фрагмент к зеркалам типа гуй цзю (или TLV) [8, рис. 6, 7, 9; 14].
Существуют две точки зрения о времени появлении зеркал этого типа и семантике изображений на них. Согласно первой версии зеркала этого типа появились в конце периода Западной Хань и начале Восточной (I в. н. э.). Орнамент отражает космогонические представления древних китайцев и обозначает страны света, границы четырёх частей мироздания и пределы Земли [8, с. 12]. По другой версии орнамент зеркал является отображением доски для игры в Лубо, появившейся в конце периода Чунь Цю и очень популярной в ханьское время в Китае [14, с. 103].
Зеркало № 2. Зеркало было обнаружено в 2015 г. случайно в погребении на территории садового участка в Заиграевском районе в пригороде г. Улан-Удэ. Изъятие зеркала произвели сотрудники следственного комитета по Республике Бурятия, которые прибыли на место происшествия по обращению собственников участка. Исходя из особенностей черепа и таза, пол погребенного индивида определен как женский, скелет
принадлежит женщине 30±5 лет. По особенностям лицевого отдела черепа захороненной женщины (общая уплощенность лица, особенности носа) можно утверждать, что она принадлежала к монголоидному антропологическому (расовому) типу.
Металлическое зеркало было обнаружено у головы погребенной с левой стороны. Изготовлено методом литья. Диаметр изделия – 9,9 см, толщина – 0,5 см. В центре – массивная шишка-петелька, судя по следам отверстия в центральной шишке, она была отлита со вставным стержнем. Внутреннее поле орнамента занято фигурами стилизованных изгибающихся драконов, выполненных в высоком рельефе. Первая фигура, наиболее отчетливая, дракон с заостренной раскрытой пастью. Вторая фигура дракона (плохо просматриваемая) отличается меньшими размерами от остальных, эффект компактности достигнут, очевидно, за счет того, что голова дракона обращена назад. Спина дракона покрыта пятью маленькими шишками. Следующая фигура – дракон в динамике.
Туловище этого животного напоминает панцирь черепахи, задние ноги отсутствуют.
Во внутреннем поле орнамента располагается иероглиф гуан (чиновник). За ободком проходит лента из зубчиков, тонкий поясок и неширокий бортик со скошенными краями. В продольном сечении края зеркала изогнуты, гладкая сторона слегка выпуклая в центре (рис. 2) (Музей БНЦ СО РАН, книга поступлений: № 9).
«Зеркало с изображением драконов» считается копией позднеханьских зеркал, подобные копии были в обращении в IX–XVI вв. [8, с. 33, 105–106]. Заиграевское изделие является полной аналогией (судя по описанию и фотографии) металлическому зеркалу с изображением драконов, опубликованному в книге Е. И. Лубо-Лесниченко [8, с. 105, рис. 101].
По классификации Е. И. Лубо-Лесниченко, металлическое зеркало относится к группе VI, типу 1, подтипу А [8, с. 105]. Зеркало хранится в Минусинском музее, № 5028.
ОБСУЖДЕНИЕ
Выступая в роли амулетов, оберегов и являясь предметами личного пользования, зеркала нередко погребались вместе с умершими владельцами. Следует отметить, что в хуннских захоронениях металлические зеркала находят лишь во фрагментах. Разбитое зеркало было символом расставания супругов у китайцев [11, с. 91]. В развитие этого тезиса было высказано предположение, что зеркала специально подвергались определенному воздействию и раскалывались на несколько фрагментов. Один или несколько таких фрагментов сопровождали умершего, тогда как другие части зеркала изымались и, возможно, хранились в семье или у родственников покойного, чтобы впоследствии сопровождать других погребенных и служить своего рода опознавательным знаком при встрече в потустороннем мире. Захоронение в могильной яме одних частей зеркала и изъятие других (с аналогичной композицией) позволяет предполагать, что такие зеркала и совершаемые над ними ритуальные действия служили своего рода связующим звеном между миром живых и миром мертвых, символизируя в обоих мирах единство коллектива, покинутого покойным [9, с. 82].
В средневековых захоронениях зеркала обнаруживаются, как правило, в целом виде. В данном случае здесь особый интерес вызывает семантика изображений дракона. В мозаике древнекитайских мифов, вполне объяснимой многоэтничными истоками, есть птицеголовый дракон, дракон-рыба, пес-дракон, золотой дракон, дракон-светильник, царь драконов Лунван. Изображение коня-дракона есть в когурёской гробнице Кансо. В древнем Китае драконы олицетворяли водную стихию, творили и благо, спасая от засухи, и зло, посылая наводнения. В символике стран света у китайцев дракон – дух-хранитель Востока. О большой древности синкретического образа дракона говорит его евразийское распространение, сходные персонажи были в древнем Египте, в Шумере, сохранились в искусстве и фольклоре многих народов [3, с. 100–101]. Образ дракона был популярен в искусстве Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, где он стал символом власти. Но особенно популярен этот сюжет был в период Ляо (X в. н. э. – начало XII в. н. э.) и в период Цзинь (XII–XIII вв. н. э.) [2, с. 349].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная работа является первым шагом на пути обобщающего исследования всех известных образцов подобных изделий, обнаруженных на территории Западного Забайкалья. В будущем предстоит привлечь неопубликованные материалы
погребальных комплексов эпохи Средневековья. Необходимо проведение исследований на современном междисциплинарном уровне, а также компаративного анализа изделий из соседних культурно-исторических областей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алкин С. В. Небесные змеи на зеркале из Ганьсу // Гуманитарные науки в Сибири. – Новосибирск, 1999. – № 3. – С. 79–83.
2. Асташенкова Е. В., Ивлиев А. Л. Ляоские аналогии средневековых бронзовых зеркал из Приморья // Актуальные вопросы археологии и этнологии Центральной Азии. – Иркутск: Изд-во «Оттиск»,
3. Бродянский Д. Л. Дракон, единорог, птица Кори и другие фантастические животные в мифологии и археологии Дальнего Востока // Вестник ДВО РАН. – 2002. – № 1. – С. 99–108.
4. Варенов А. В. Древнейшие зеркала Китая, отражающие этнокультурные контакты // Проблемы древних культур Сибири. – Новосибирск: Наука, 1985. – С. 163–172.
5. Данилов С. В., Филиппова И. В., Амоголонов А. А. Китайские зеркала из памятников хунну //
Археология и этнология Дальнего Востока и Центральной Азии. – Владивосток, 1998. – С. 115–121.
6. Комиссаров С. А., Черемисин Д. В. Культура, отраженная в зеркалах // Вестник НГУ. Серия
«История, филология». – 2014. – Том 13. – Вып. 4: Востоковедение. – Новосибирск. – С. 228–233.
7. Коновалов П. Б. Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники). – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976. – 248 с.
8. Лубо-Лесниченко Е. И. Привозные зеркала Минусинской котловины (К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири). – М.: Наука, 1975. – 165 с.
9. Миняев С. С., Сахаровская Л. М. Ханьское зеркало из могильника Царам // Зап. ИИМК РАН. –СПб.: Дм. Булавин, 2006. – Вып. 1. – С. 77–82.
10. Полосьмак Н. В., Богданов Е. С. Курганы Суцзуктэ (Ноин-Ула, Монголия). Часть 1. – Новосибирск: ИНФОЛИО, 2015. – 136 c.
11. Руденко С. И. Культура хуннов и ноин-улинские курганы. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – 206 с.
12. Ташак В. И. Бронзовые зеркала из села Усть-Кяхта // Известия Лаборатории древних технологий. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. – Вып. 8. – С. 215–220.
13. Тишкин А. А., Серегин Н. Н. Металлические зеркала как источник по древней и средневековой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета). – Барнаул: Азбука, 2011. – 144 с.
14. Филиппова И. В. Китайские зеркала из памятников хунну Забайкалья // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2000. – № 3. – С. 100–108.
15. Хамзина Е. А. Археологические памятники Западного Забайкалья (поздние кочевники). –Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. – 142 с.
Изменено: adc, 14 Ноябрь 2019 - 22:04
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\